Составление рубрики краеведческого уголка экспозиции школьного краеведческого музея

Обновлено: 05.07.2024

Одним из самых интересных и значимых направлений внеклассной работы в нашей школе является изучение истории и культуры наших предков, традиций и обрядов русского народа, боевых подвигов дедов, прадедов и отцов. Богатое прошлое нашего края, знакомство с интересными судьбами земляков и выпускников школы, возрождение традиций нашего края и родной школы помогает школьникам соприкоснуться с живыми картинами истории, культуры и быта нашего народа, лучше понять те или другие события и сформировать свою гражданскую позицию.

Уже в течение 50 лет краеведы нашей школы занимаются сбором материалов о грозных сороковых, ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. С 80-х годов активизировалась работа по сбору старинных вещей, изделий народных умельцев, предметов быта.

Интересна и история нашей школы с её талантливыми педагогами и знаменитыми выпускниками, литературными традициями.

Музей является связующей нитью разных поколений учителей и учащихся, жителей нашего села и близлежащих деревень, наших далёких предков.

История создания музея

Краеведческая работа в нашей школе началась ещё в 60-ые годы XX века. У её истоков стояли военный руководитель Шалимов Илья Иванович, организатор внеклассной работы Акулинина Екатерина Матвеевна и старшая пионервожатая Новикова Нина Константиновна. В это время в школе велась активная поисковая работа. Наше село освобождала знаменитая 73 стрелковая дивизия под командованием Дмитрия Ивановича Смирнова. Она входила в состав 48 армии. Учащиеся и учителя школы, организуя поисковую работу, завязали переписку со многими воинами этой дивизии, которые в то время были ещё живы. Многочисленные письма и альбомы говорят о заинтересованной и оживлённой работе по поиску не только живых членов дивизии, но и розыске родных тех солдат, кто погиб на нашей земле. Многие из оставшихся в живых и родственники приезжали в школу, о чём свидетельствуют фотодокументы.

Тогда же была проведена работа по сбору воспоминаний очевидцев оккупации с. Дросково и близлежащих сёл и деревень. Эти воспоминания также хранятся в нашем музее. До 1985 года работа по сбору материала для Зала Боевой Славы велась постоянно под руководством бывшего директора школы, участника ВОВ Ефремова Михаила Яковлевича и завуча школы, историка Харчикова Ивана Васильевича.

В 1988 году по инициативе директора школы Павловой Валентины Георгиевны был открыт Зал Боевой Славы. Так было положено начало созданию музея.

Сегодня всей краеведческой работой руководит совет музея, который возглавляет заместитель директора по научно-методической работе. Членами Совета музея являются и учителя и учащиеся. А теперь я приглашаю вас на заочную экскурсию в наш музей.

Отделения музея и их характеристика

Есть у нас в музее люлька и прялка, рубель и безмен, различные утюги, патефон… Мы можем подержать в руках орудия труда крестьян: серп, цеп, севалки, различные вилы, свайку, которой плели лапти. А в ступе с толкачом можно и сейчас истолочь сушёные груши для пирога.

Старинные юбки, рубахи, пальто, шали и лапти представляют одежду и обувь наших предков.

Второе отделение музея - это Комната Воинской Славы. О боевом пути 73 Новозыбковской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии рассказывает большая экспозиция на передней стене. На стендах расположены фотографии ветеранов дивизии, имена тех, кто навсегда остался лежать на нашей дросковской земле. Многочисленные альбомы, в которых собрана переписка с архивами и ветеранами поведают нам о событиях освобождения нашего села от немецко-фашистских захватчиков.

Во время войны на аэродроме с. Дросково базировался 721 Касторненский орденов Суворова и Александра Невского истребительный авиационный полк. Не только материалы экспозиций, но и планшет с картой, который хранится в нашем музее, подаренный сыном штурмана полка Н.Г. Вержичинским, расскажут о боевых подвигах лётчиков полка, которые только с Дросковского аэродрома совершили более 600 боевых вылетов. А многие из них сгорели в небе вместе с машинами. На месте дислокации полка установлен памятник - стела.

На нашей земле, в д. Лески покоится прах сына казахского народа, Героя Советского Союза Бурана Нсанбаева, который совершил подвиг, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота. Свой подвиг он совершил на 17 дней раньше, чем Александр Матросов. В музее есть материалы, рассказывающие о приезде родственников Бурана к нам и поездке нашей делегации в Казахстан. Здесь же храниться и земля, привезенная с родины героя. Один из стендов рассказывает о страшной трагедии, произошедшей в нашем крае. В морозное февральское утро 1942 года шестьдесят жителей деревни Второе Муратово, женщин, стариков, детишек повели на расстрел – совершилось обычное, одно из тысяч злодеяний фашистских убийц. Обречённых гнали полем по глубокому снегу. Они ещё не знали, что их гонят убивать, потому что палачи в шинелях, прежде чем поджечь деревню, велели взять с собой продукты и необходимые вещи.

Обречённых разделили на группы по 20 человек, и пока внизу, в лощине убивали первых двадцать, остальные видели это. В последней группе были женщины и дети. Чудом уцелела в этой бойне только одна женщина - Прасковья Тимофеевна Набатова. И до последнего своего вздоха она помнила тот страшный день, помнила, как один из палачей вырвал из её рук сынишку и бросил в снег как потом ударом приклада поднял с колен её и Володю с Валентинкой, как погнали с пригорка на место казни и велели лечь на трупы расстрелянных, лицом вниз.

Есть в нашем музее экспозиции, посвященные Героям Советского Союза, уроженцам Покровского района, жителям села, не вернувшимся с полей сражений и участникам войны - нашим односельчанам.

Бережно храняться в музее фронтовые письма и фотографии, грамоты военного времени, награды, кисет и часы с военного корабля.

В Комнате Воинской Славы собраны бесценные материалы об участниках Великой Отечественной войны - наших земляках. Среди них есть и воспоминания самих ветеранов, которых, к сожалению, уже почти не осталось в живых. Но память о них живёт в наших сердцах.

В этом отделении музея собраны материалы из истории пионерской и комсомольской организации школы, пионерские и комсомольские знамёна, школьная форма, значки, комсомольские билеты и вымпелы.

Грамоты, которые находятся в музее школы, рассказывают о многочисленных традициях участия в конкурсах и смотрах, научно-исследовательской и краеведческой работе.

Всего в фондах музея более 1500 фотографий, около 300 вещественных экспонатов

Основные направления деятельности музея

Учащиеся изучают свои родословные, узнают о профессиях наших дедов и прадедов, шефствуют над ветеранами войны и труда, вдовами, учителями - пенсионерами. В музее регулярно проходят экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, ветеранами спорта. Экспозиции музея постоянно дополняются и обновляются. Ведётся учёт музейных экспонатов, оформляются стенды, альбомы и витрины. Для того, чтобы собрать необходимый материал для своих исследований, учащиеся ездят и ходят по деревням, организуют поисковые десанты, во время которых берут интервью, фотографируют, собирают экспонаты и реликвии. На факультативах и в кружках школьники получают знания о малой родине, знаменитых земляках, памятных местах нашего края. Этим темам посвящены викторины, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, поделок, тематические уроки. Музей полюбили все. Здесь собираются учащиеся школы и выпускники, это - место встречи ветеранов войны и учителей-ветеранов. Он стал своеобразным культурным и духовным центром не только школы, но и нашего села.

Любовь к Родине, к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, родительскому дому, своим историческим корням. Чем бережнее человек хранит память о своих предках, тем крепче его связь с родной землёй, её историей и культурой. Да, в школе появились компьютеры, информационные технологии, вводятся всякие новшества. Но душа её в нашем музее, в понимании того, что прошлое, хранящееся в памяти, есть часть нашего настоящего, часть нас самих.

Вся история музея изложена в следующих стихотворных строках учителя школы Калинина Владимира Ивановича:

Статья включает в себя информацию об этапах создания экспозиции школьного музея. Подробно описаны принципы построения музейной экспозиции, архитектурно-художественного решения, разработки тематико-экспозиционного плана. Так же рассматриваются основные требования к размещению оборудования, экспонатов и текстовой информации.

ВложениеРазмер
statya_ushakova_d_metodika_sozdaniya_ekspozitsii_shkolnogo_muzeya.docx 72.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ушакова Дарья Александровна

Методист ГБНОУ «Санкт – Петербургский городской

Методика создания экспозиции школьного музея

Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции. Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится полагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.

В первую очередь, активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.

Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.

На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.

Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс (ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в целом (МЭ).

Схема построения музейной экспозиции

https://sun9-19.userapi.com/QWO1Vx8hgcANt-bsA5AZHiyIeSrs6b5eC3p89A/dGd-AYFIjpA.jpg

Выделяют несколько принципов построения музейной экспозиции:

Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.

Историко-хронологический принцип предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый еѐ раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.

Тематический принцип требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причѐм внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединѐнные в подтемы, темы и разделы.

В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так, в экспозицию, в основе которой лежит историкохронологический принцип, включаются тематические разделы.

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.

Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию.

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д., экспозиционные подтемы, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3. 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом.

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В чертвертой графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В шестой графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Архитектурно-художественное решение экспозиции

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т.п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

Размещение оборудования и экспонатов

Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея. Для того, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов. Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах недопустимы, также как и различные исправления, помарки. Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.

При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции.

1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.

2. Ведущие экспонаты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать ―плоскостному‖ материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.

3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.

4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).

Ориентирование в музее

Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.

При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.

Текст в экспозиции

Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы. В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж. Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы). Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную направленность экспозиции. Для ведущего текста, как правило, используются цитаты из произведений и документов. Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем.

Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту, стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив учреждения образования. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать модели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценили и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материальные возможности, и тогда все у них получится.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Создание и использование краеведческой экспозиции музея как дополнительного образовательного пространства

Автор проекта: Петрова Елена Владимировна

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

средняя общеобразовательная школа №41 г.

Борзи Забайкальского края

заместитель директора по УВР,

Школьный музей начал свой отсчёт деятельности с марта 2009 года, когда воплотилась мечта открыть зал Памяти героев Даманского в честь погибших земляков: Сергея Гладышева из Читы, Анатолия Ковалёва из села Бальзой Улётовского района и наших борзинцев Виталия Шамсутдинова и Алексея Салькова. В год 65-летия Победы был открыт второй зал музея, посвященный Великой Отечественной войне, где представленные разделы знакомят нас с земляками, боевым путём 106-стрелковой дивизии, сформированной из пограничников Забайкалья. Главные реликвии – это знамя пионерии времён Великой Отечественной войны, логотип Знамени Победы, врученный нашему музею Центральным музеем Москвы и награды, переданные на хранение родственниками наших земляков. Соединяет два зала Проспект земляков, участвовавших в горячих точках, который был открыт в 2011 году.

Музей входит в структуру мемориального комплекса школы и является единственным комплексом в образовательной сфере края и России.

Есть результаты работы данного комплекса:

-в год 65-летия ВОв музей признан лучшим школьным музеем Забайкальского края и России и занесён в Книгу Почёта Совета ветеранов РФ;

в 2013 году награждён Памятной медалью за деятельность Пограничным управлением ФСБ России по Приморскому краю.

Школьная краеведческая экспозиция повышает интерес к географическому и историческому краеведению, как у учащихся, так и у учителей. Воспитывает любовь к родному краю. Значительно улучшает качество знаний и умений по географии, истории, обществознанию, экологии и Забайкаловедению.

Организация поисковой деятельности учащихся школы поможет восстановить по крупицам страницы истории родного поселения, развить интерес к истории малой родины, а сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет организация школьной краеведческой экспозиции.

Возможности людей (детей и учителей), занимающихся краеведением, определяют границы этого познания. Из трех форм краеведения (государственное, общественное и школьное) нас интересует школьное. В его задачу входит комплексное физико- и экономико-географическое познание территории родного края.
Выделяют краеведение учебное и внеклассное. Программное учебное краеведение преследует две задачи:

- всестороннее изучение своей области и накопление краеведческого материала в ходе экскурсий, наблюдений и практических работ на местности;

-использование этого материала в преподавании географии, истории и других предметов.

Внепрограммное (внеклассное) краеведение предусматривает более полное всестороннее изучение своего края на добровольных началах в свободное от уроков время. Заключительным этапом всей краеведческой работы в школе № 41 станет оформление (создание) школьного краеведческого уголка (экспозиции).

Основная часть

Актуальность проекта заключается в ознакомлении учащихся с родным краем, глубоким пониманием особенностей его истории, культуры и их взаимосвязь с историей культуры страны, мира на конкретных материальных предметах, в приобщении к исследованию родного края в разных формах.

Новизна состоит в том, что она рассчитана на комплексное и многоплановое воспитание и обучение воспитанников на местном краеведческом материале.

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о природном и культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

Занимающиеся учащиеся получают теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по музейной работе: осуществляют в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в музейных фондах, осуществляют комплектование музейных фондов путем приобретения музейных предметов в установленном порядке, получение добровольных кладов и пожертвований от физических лиц, а также в порядке наследования, проводят изучение, систематизацию предметов фонда хранения, проводят изучение музейных предметов, связанных с формированием и развитием отечественной художественно-материальной культуры, осуществляют научно-исследовательские работы , обеспечивают впоследствии экскурсионное и лекционное обслуживание, познают прошлое, настоящее и бережно сохраняют эти исторические частички.

Целью этого проекта является создание краеведческой экспозиции школьного музея, как пространства, обладающего огромным образовательным потенциалом.

- Подбор инициативной группы для создания краеведческой экспозиции

- Разработка заданий каждому классу и маршрутов целевых походов, экскурсий и экспедиций.

-Организация работы школы по разным направлениям краеведческой деятельности (топонимика, экология, история и этнография, география).

- Подбор экспонатов для музея и порядок их оформления.

-Разработка тематико-экспозиционного плана по разделам.

- Ведение документации (паспорт , инвентарная книга, картотека, тематико-экспозиционный план, темы экскурсий).

-Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу, представляя ее результаты на конкурсах разного уровня

Целевая аудитория проекта: Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 1-11классов, учителя, родители, социальные партнеры школы. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб, природных объектов через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся . Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях , явлениях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых .

Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Главная идея всех музейных технологий – это обучение в сотрудничестве. Необходимо сформировать умение учиться сообща, ставить задачи самосовершенствования и решать их творчески в совместной деятельности.

Формы и методы работы:

Мероприятия в музее не заменяют урок, а дополняют его. На уроке учащиеся получают знания, а в музее они углубляют и дополняют их. Каждое посещение музея – это занятие, и оно имеет учебную, воспитательную и развивающую цель.

Наиболее эффективные формы работы:

1. Урок-лекция.
2. Комбинированный урок.
3. Урок-зачет.
4. Самостоятельная исследовательская работа.
5. Урок-игра.
6. Урок-обобщение.
7. Межпредметные уроки-конференции.
8. Обзорные и тематические экскурсии для учащихся разного возраста проводят лекторы-школьники (из лекторской группы).
9. Занятия краеведческих кружков.
10. Проведение выставок работ учащихся, родителей и учителей.
11. Викторины и конкурсы по краеведению .
12. Встречи с интересными людьми.
13. Лекции на краеведческие лекции.
14.Урок-поэзия

Основной принцип работы ученика – это его активность.

Для эффективного функционирования школьного музея необходимо его органическое включение в образовательно-воспитательный процесс школы, в переосмыслении подхода к педагогической деятельности каждого учителя.

Основные интерактивные технологии в процессе обучения:

Музейные экспозиции играют большую роль и в методической работе школы. Здесь возможно проведение семинаров, конференций, занятий для педагогов школы , города, района.

Ресурсы проекта

Кадровые ресурсы:

Материально-технические ресурсы:



Данный раздел состоит из нескольких экспозиций:






7. Обелиск с фамилиями земляков, павших в боях ВОВ.














Отдельная экспозиция, посвященная 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.


Хочется похвастаться,что в республиканском конкурсе музеев наш музей признан лучшим школьным краеведческим музеем Республики Мордовия.

t1585295910aa.jpg

Перед современным обществом стоит серьезная опасность потери исторической памяти, поэтому особую роль в деле воспитания и образования молодежи приобретает изучение истории нашей Родины и краеведения: истории своей малой Родины. С помощью изучения истории и краеведения, в большей мере, чем какого-либо другого вида деятельности, можно восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании школьников применяется деятельностный подход, который предполагает приобретение знаний и опыта, формирование универсальных учебных действий в ходе решения проблемных задач, исследовательской и проектной деятельности.

Воссоздавая при школе историко-краеведческий музей в 2015 году я ставила перед собой задачу построить работу таким образом, чтобы музей не был храмом для поклонения раритетам или местом сбора старинных вещей. Музей должен был стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не столько место для экскурсий, это место для серьезной исследовательской работы, творческая мастерская, призванная установить связи между днём сегодняшним и днями уже прошедшими. Ведь сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

В ходе урочной и внеурочной деятельности по истории и краеведению основная цель учителя – показать живость и непрерывность процесса, донести до детей, что каждая прошедшая минута – это уже история. История вокруг каждого из нас, и мы сами – это история: семьи, родного хутора и большой страны.

Одна из главных особенностей краеведческой работы школьного историко-краеведческого музея состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и обучающиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Изучение документов в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий, сбор артефактов для формирования фондов музея, а также воссоздание экспонатов для музея – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия , присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности .

В условиях маленького хутора наличие школьного историко-краеведческого музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно интересуется и участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории, сказывается удовлетворение от того, что они нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые составляют основу наших музейных фондов.

Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, которому предстоит войти в историю школы и своей Родины до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.

Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.

При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие задачи:

- создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития личностных качеств у обучающихся;

- применять современные технологии обучения и воспитания;

-формировать коллектив творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого, формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию обучающихся;

- развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, района, хутора, широко используя традиции донского казачества, Верхнедонского района и хутора Казанская Лопатина, школы;

- формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма.

Создавая экспозиции музея мы обращались к жителям хутора с просьбой поделиться тем, что им досталось в наследство от их родителей: предметами быта, информацией. После получения первых экспонатов и информации, дети заинтересовались и старательно выясняли, кого ещё можно отнести к категории старожилов села и о чём с ними надо побеседовать. И те экспонаты, которые хранились у нас в музее стали приобретать для них совершенно иное значение.

А после того как у нас побывали первые посетители , проявили интерес к нашим экспозициям, подтвердили уникальность некоторых экспонатов (например: патефон 1939 года, керамика, подлинные каски солдат времен Великой Отечественной войны, гильзы, военные документы и документы послевоенных лет), после того как нам удалось наладить контакт с уроженцем нашего хутора краеведом Валерием Александровичем Дроновым и история хутора столетней давности ожила перед глазами детей, так как живы родственники писателя, – вот тогда ребята стали сами напрашиваться на поисково-исследовательскую деятельность.

Надо видеть глаза своих воспитанников, держащих в руках письмо-похоронку с фронта, открытку солдата, написанную в госпитале во времена Первой Мировой войны, газетные вырезки разных лет о нашем хуторе и сельском поселении.

Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы музейной педагогики сотрудничества .

Использование именно данного метода работы позволяет мне поддерживать стремление детей к проявлению природных возможностей, содействовать развитию личностных качеств и достижению метапредметных результатов. При организации таких условий деятельности ребята получают возможность проявить свои способности, сделать выбор при определении цели, содержания и форм реализации проекта. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Организация работы в школьном музее и её успешность.

Если первое время, когда музей еще только создавался, когда шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько хаотично. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать следующие отделы:

Ребята распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Но чаще происходит так, что работа выполняется всеми ребятами, независимо от их распределения. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов, участвуют в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность

Исследовательская работа на основе деятельностного подхода главный приоритет работы музея и проводится на всех этапах.

В своей работе по оформлению экспозиций, проведению экскурсий, учету экспонатов мы тесно сотрудничаем в районным историко-краеведческим музеем и получаем большую поддержку.

Исследовательская работа в нашем школьном музее планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Главное, чтобы для него это стало потребностью. Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы, обеспечением доступа обучающихся ко всем формам и способам получения информации.

В ходе работы достигаются такие результаты:

реализация творческих способностей ученика;

создание ситуации успеха для конкретного ребенка;

в процессе работы над темой школьник или группа школьников формируют как предметные, так и метапредметные учебные действия.

Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории села, района, края, обобщать изученный материал в рефератах, видеофондах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Исследовательская работа в основном организована в виде проектов.

Проектный метод в работе школьного историко-краеведческого музея наиболее удобен, так как в основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.). Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Просветительская деятельность.

Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;

Уровень хутора включает в себя творческие встречи с жителями хутора, экскурсии для них, мероприятия с их участием;

Но деятельность учащихся, которые работают в музее, не ограничивается только сбором и исследованием материала.

Организована работа школьного музея и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы чувствуем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение. На их базе нами создаются сценарии экскурсий в виде театрализованных представлений на базе музейных экспонатов.

Занятия в музее – альтернатива уроку.

В последние годы урок стал фактически безальтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это видно на практике, об этом можно прочитать в любом учебнике по дидактике. Более того, многие попытки преобразования образования связаны с улучшением и совершенствованием урока: речь идет о режиссуре урока, о поисках нетрадиционных его форм и т.д. Наверное, это правильно. Но может быть стоит попытаться найти другие варианты, в том числе и связанные с использованием школьного или находящегося неподалеку от школы краеведческого музея.

Такие виды работ можно организовать практически по всем предметам. Дальше – только творчество и выдумка учителей-предметников.

И тогда музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.

// Практика административной работы. № 6,7 \ 2003.

// Преподавание истории в школе.
- Троицкий Ю.М. Дети пишут историю. № 1 \ 1999.
- Черникова М.Н. Изучаем историю семьи. №3 \ 2001.

Работа совета школьного музея. Барнаул, РИО, 1989.

Читайте также: