Составить текст описание 4 класс школа россии литературное чтение

Обновлено: 04.07.2024

Сочинения-описания животных. Образцы сочинений для учеников начальных классов.

Сочинения с планом. Как составить план сочинения.

Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.

План — последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана — серьёзная предварительная работа над сочинением.

Существует два основных вида плана:

— сложный, в котором есть пункты и подпункты;

— простой, в котором подпунктов нет.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении намечается основная мысль, задаёт¬ся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.

В основной части раскрываются тема и идея сочи¬нения. Чаще всего основная часть состоит из несколь¬ких пунктов.

В заключении подводится итог, излагается вывод.

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

  1. Внешность бурого медведя.
  2. Повадки бурого медведя.
  3. Характер животного.

Бурый медведь — огромный сильный зверь. У не­го лохматая коричневая шерсть, чёрные глаза и нос. Мощные лапы, длинные когти. Зубы крепкие и боль­шие. Питается бурый медведь мёдом, ягодами и мел­кими грызунами.

Медведь — хитрое и осторожное животное. У него слабое зрение, но обоняние и слух очень хорошо раз­виты. Они помогают ему в охоте.

Зиму медведь обычно проводит в берлоге. Однако если за лето и осень у него не накопилось достаточно жира, то он бродит по лесу в поисках пищи. Такой мед­ведь нападает на животных и людей.

Медведь красивый, но опасный зверь.

О КОТЕ

  1. Почему кота зовут Жук.
  2. Повадки кота.
  3. Весёлая история из жизни кота.

У меня есть кот. Его зовут Жук, потому что он очень чёрный, только усы у него длинные и белые. Шерсть у кота шелковистая, лапки бархатные, ушки торчат, ко­готки острые.

Наш кот умный и хитрый. Я научил его прыгать в кольцо. Он приносит мне карандаш, который, бывает, случайно упадёт с моего стола.

А ещё он умеет хорошо прятаться. Однажды Жук разлил молоко и, чтобы его не наказали, спрятался. Мы искали кота целый вечер, но его нигде не было. Мы даже стали тревожиться: а вдруг он совсем пропал? Но потом я открыл дверцу кухонного стола и увидел там нашего Жука. Надо же так спрятаться: влез в стол и за­крыл за собой дверцу!

НАШ ТУМАН

  1. Первая встреча.
  2. Внешний вид овчарки.
  3. На реке.
  4. Любимая игра овчарки.
  5. Моё отношение к Туману.

Первый раз я увидел Тумана, когда приехал к ба­бушке и дедушке на летние каникулы. Собака лежала у конуры и грелась на солнышке. Завидев меня, она радостно залаяла. Так мы познакомились.

Туман очень любил купаться. Когда мы ходили к реке, он бежал впереди меня, прыгал в воду и переплывал на другой берег. Во время рыбалки пёс внимательно смотрел на поплавок, сидел рядом и не покидал меня ни на минуту. Первые несколько рыб всегда достава­лись ему. Туман радовался, прыгал вокруг меня, потом обнюхивал добычу и уносил её в сторону.

Туман — молодой пёс, поэтому он очень игривый. Особенно ему нравилось подползать к ноге и хватать зубами мой ботинок.

Сейчас Туман живёт с нами в городе. Я делаю всё, чтобы он не скучал по деревне: играю с ним, много гу­ляю, угощаю лакомствами. Я никогда его не обижаю и отношусь к нему, как к другу.

НАША ЛЮБИМИЦА

  • Порода кошки.
  • Внешний вид кошки.
  • Проказы Мони.

Нашу любимицу кошку зовут Моня. Она принадлежит к породе бирманских кошек. Ей ещё и года не исполнилось, а она уже превратилась в большую красивую кошку.

Шерсть у Мони тёмная, длинная, с густым воротни­ком, около ушей и на животике слегка вьётся. У нашей любимицы симпатичная мордочка, на которой ярко вы­деляются белые брови и усы.

Тело у Мони длинное, а лапы короткие. Передние лапы белые, а на задних — белая отметина. У кошки большие ярко-голубые круглые глаза, и в темноте они светятся.

Когда Моня бывает сыта и хорошо выспется, она любит поиграть. Тут уж её проказам нет конца: то она ложится на спину и забавляется со своими игрушками, то из-за угла бросается неожиданно прямо под ноги. К вечеру она устаёт, и тогда в квартире наступает ти­шина.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать умение составлять текст-описание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Девиз: Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество. Сократ.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель начальных классов Горбачёва Е.Ю.

КГУ СОШ №30 г.Караганда

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Текст-описание

Цель: формировать умение составлять текст-описание.

I. Организационный момент.

Девиз: Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество. Сократ.

II. Проверка домашнего задания.

III. Минутка чистописания.

На доске записано стихотворение:

Рыбке рак – ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок. В. Лунин

– Прочитайте стихотворение. Какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву р, она встречается почти во всех словах стихотворения.)

– Остальные согласные буквы вы найдете в корнях слов, они являются проверяемыми орфограммами. Какие это буквы? (В слове рыбка орфограмма – буква б, проверочное слово – рыба. В словах друг и враг орфограмма – буква г, проверочные слова – с другом, враги. Значит, мы будем писать буквы б, г.)

Рбг Грб Бгр Рбг …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Активизация знаний по пройденному материалу.

а) Повторение о типах текстов

-Я вам буду зачитывать тексты, а вы скажите, какой это текст.

(назвать типы текстов, какой вопрос задаём к каждому типу текста, какие слова чаще встречаются в каждом типе текста?)

Заяц на лыжах.

Белка по снегу не ходит. Она по веткам прыгает.

Заяц-беляк всю зиму по лесу бегает. Снег в лесу очень глубокий. Но почему зайчишка не проваливается в снег?

Это происходит потому, что между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы становятся шире: беляк словно лыжи надел!

Одуванчик.

Все знают этот простой цветок.

Листья у него большие, резные, лежат на земле кругом, как воротничок. А из воротничка тянется высокий толстенький стебелёк, похожий на шейку. На кончике стебелька красуется золотая головка, как маленькое солнышко. Скоро золотая головка превратится в белый пушистый парашютик. Дунешь на шарик, и полетят лёгкие парашютики.

Цветок так и называется – одуванчик.

Лакомка.

Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мёд.

Раз Мурка грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей.

И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.

- Можно ли по одному названию определить тип текста?

- Прочитать тексты, определить тип текста (задать вопрос к каждому тексту, в тексте- повествовании найти глаголы, в тексте-описании – прилагательные).

- Что общего у этих трёх текстов? (есть названия, три части)

V. Наблюдение над особенностями текста-описания.

– Что такое текст-описание?

– Прочитайте об особенностях текста-описания.с.120,121

Сегодня мы будем составлять текст-описание, уточним и закрепим знакомый материал, дополним свои знания новым материалом.

Прежде, чем мы будем составлять текст-описание, послушайте описания предметов и отгадайте: кто это?

серый, трусливый, длинноухий, короткохвостый (заяц)

серый, злой, голодный, зубастый, хищный (волк)

маленькие, серенькие, новорожденные, колючие комочки (ежата)

маленькая, серебристая, водоплавающая, чешуйчатая, речная или морская (рыбка)

лесной, серый, колючий, проворный, запасливый (ёжик)

домашняя, усатая, мохнатая, ласковая, игривая (кошка)

Дети называют животных, логопед выставляет их изображения на доску.







- Посмотреть на картинки, из первых звуков названий предметов, изображённых на картинках составить слово (зверёк)

Сегодня мы будем описывать зверька, а какого догадайтесь сами.

- У каждого учащегося загадка, прочитать её, вставить пропущенные буквы, прилагательные подчеркнуть волнистой линией, загадку отгадать, отгадку записать.

Хитрая плутовка,

Рыжая г_ловка,

Хвост пуш_стый – краса,

А з_вут её ___________.

Хвост пуш_стый,

Мех з_лотистый,

В л_су ж_вёт,

В деревне кур крадёт. (___________)

Рыжая с пуш_стым хв_стом,

Ж_вёт в л_су под кустом.

(____________)

Гла_ки хитрые,

Зу_ки острые,

У_ки ч_ткие,

Ла_ки быстрые. (___________)

- Учащиеся читают загадки, называют прилагательные, которые помогли описать лисичку.

Учитель называет различных животных, дети должны показать, как они двигаются. (Заяц прыгает, волк бегает, медведь ходит, лиса крадётся, рыба плавает, птица летает..)

Герой нашего сегодняшнего занятия лиса. На доску выставляются изображения лисы.

- Почему лису назвали лисой? (прочитать на индивидуальных карточках)

VI. Составление текста-описания.

- Сегодня мы будем составлять текст-описание.

- Что нужно для составления текста? (План)

- На сколько частей делится любой текст? (на три)

- Какие это части? (вступление, основная часть, заключение)

- У любого текста есть тема. Какова будет тема нашего текста-описания? (лиса)

- У любого текста есть основная мысль. Какова будет основная мысль нашего текста-описания? (красивая лиса)

- В каком порядке описываем предметы? (сначала общее, затем детали крупные и мелкие)

- План описания лисы на доске:

- Опорные слова (прилагательные) выставляются на доску.

На доске развёрнутый план текста-описания с опорными словами:

I. Вступление. (красивая)

II. Основная часть. 1) Размер (небольшая)

2) Шубка (рыжая пушистая тёплая)

ушки (остренькие чуткие)

глазки (коричневые хитрые)

зубки (острые белые)

4) Хвост (длинный пушистый с белым кончиком)

5) Лапки (быстрые бесшумные)

III. Заключение. (красавица)

- Дети подбирают такие слова. Эти слова выносятся на доску.

Например: лиса – она, лисичка, лисица, лисонька, плутовка, зверёк, хищница.

VII. Составление текста-описания: индивидуальная работа

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Петрушкова Е.В. Завуч УВР_________

Сегодня мы говорим о типах речи.

ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ ( запись в тетради).

Повествовать – рассказывать о том, что произошло.

Повествование – рассказ о развитии событий во времени.

Как вы думаете, какие части можно выделить в тексте повествовательного типа?

Повествовательный текст строится по определенному плану (запись в тетрадях). Композиция – это построение текста.

– Начало (Что было в начале).

– Основная часть (Что было потом, как развивались события).

– Конец (Чем все закончилось).

И в сказке “Репка” мы можем выделить начало, основную часть и конец.

О преданности ходят их легенды.
Они часами могут ворковать.
Ведь голуби, они, как дети.
Азарта от природы не отнять.

Как Ангелы, но только лишь Земные.
Творенье несусветной красоты.
Души моей частички дорогие.
Красивы, словно майские цветы.

( Дополните сравнениями и эпитетами).
Слова для справок : нежные, прекрасные, средний, небольшая, изящная, миниатюрный, крепкий, сильный, резкий, быстрый, шумный, плотное, пальцы, белые, сизые, черные, пестрые, серые.

Голуби - …………………, ………………. создания.
Природа наделила окраску этих птиц многообразием цветов:…………………………………………………………….. Наш голубь

головка с …………………. ……………….клювом. Лапки …………………… , но с

сильными, цепкими……………………… Полет голубей ………………………………., с

…………………….хлопком взлет и ………………..скольжение.

Всё в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны, несут спокойствие, умиротворение.

IX. Домашнее задание: закончить текст-описание о голубях

Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути,
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы повествование .
Волшебная палочка-чудо блестящее.
Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание.
Этот текст называем мы описание.
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте рассуждение .

Какой текст относится к повествовательному типу речи? Как определить?

Повествование – развитие событий во времени. Повествовать – рассказывать.

С помощью каких частей речи можно это сделать? Глаголы, наречия.

Как строится повествовательный текст?

Работа с текстами (Приложение 3).

Выберите из нескольких отрывков повествовательный текст. Докажите свою точку зрения (тексты на каждой парте, учащиеся работают в парах).

Вспомни, что такое описание и повествование. Подумай, какие из прочитанных произведений этого раздела являются описаниями природы, чувств поэта, а в каком произведении главным становится повествование о событиях из жизни героев.

Решение

Текст−описание используется тогда, когда необходимо описать какой−то предмет или явление.
М. Цветаева "Наши царства"
М. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка. "
С. Есенин "Бабушкины сказки"
Повествование — рассказ о событиях, которые произошли с героями произведения. События изображаются в определённой последовательности: автор рассказывает о том, с чего они начинались, как развивались и чем закончились.
Б. Житков "Как я ловил человечков"
К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
М. Зощенко "Ёлка"

Читайте также: