Сон на море тютчев краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

В стихотворении Ф. И. Тютчева “Сон на море” проявились тютчевская острота ощущения противоречий действительно­сти, мысль о разладе души с миром и роли творчества в жизни человека. В нем рисуется картина разгулявшейся морской стихии, что одновременно несет в себе и символический под­текст: море в классической поэзии обычно соотносится с жиз­нью, а игра волн и буря – с жизненными невзгодами. Одно­временно с прихотями морской бури лирический герой произведения видит сон, в котором дает волю своей фантазии.

Ф. И. Тютчев не жалеет выразительных

составных эпитетов для характеристики этого чудесного сна (“болезненно-яркий”, “волшебно-немой”). Перед лирическим героем словно в один миг проносится вся жизнь: “Земля зеленела, светился эфир, Сады-лавиринфы, чертоги, столпы, И сонмы кипели безмолв­ной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц…”. Лирическое чувство так возвышает и окрыляет его, что он сравнивает себя с богом (“По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною не­движный сиял”.

Однако в финальной строфе в область виде­ния вновь врывается грохот пучины морской.

уровне подтекста можно отождествлять разбушевав­шуюся стихию с реальными жизненными проблемами, а вол­шебный сон лирического героя – с идеальным миром, образ которого так явственно проступает в мечтах, но никогда не воплотится в реальности. Однако без него жизнь была бы лишь трудной обязанностью. Только в мечтах и снах человек может достичь, пусть краткого, счастья и гармонии.

Образ моря чрезвычайно подвижен, динамичен. Его шум сливается с воем ветра в единый, но хаотичный звуковой об­раз – образ “гремящей тьмы”. Образ тьмы является традиционным для поэтики индивидуального стиля Ф. И. Тютчева. Этой тьме обыденного существования фантастический сон противопоставлен как образ светлый и таинственный.

Это легко узнаваемый мир поэтического творчества. Не случайно Ф. И. Тютчев подчеркивает: “По высям творенья, как бог, я шагал, И мир подо мною недвижный сиял”.

В момент творческого озарения мир словно застывает, пе­рестает существовать в сознании художника его вечная суета. Поэт чувствует себя творцом, создателем своего шедевра. По­этому его миссия столь ценна и возвышенна. Однако в по­следней строфе реальность вновь врывается в мир художника-творца своим хаотичным шумом.

Антитеза мира творчества и реального соотносится в ней по звуковому принципу: “тишина” – “шум”, “И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов.

Стихотворение “Сон на море” объемно и масштабно как по композиции художественного пространства, гак и по фило­софской глубине. Обычная жизнь времени, ее сиюминутные всплески хаотичны и преходящи. Творчество вечно, облачено в строгую гармоничную форму.

И лишь оно дает человеку подлинное наслаждение и возможность почувствовать себя создателем и хозяином своей судьбы.

Федор Иванович Тютчев написал произведение в 1830 году. Это время относится ко второму периоду творчества поэта, для которого характерно сочетание романтизма европейских мыслителей и возвышенной русской поэзии.

Автор показывает сон лирического героя в момент нахождения его в челне. Лодка плывет в разбушевавшемся море. Если смотреть глубже, то Тютчев затрагивает вечные темы о существовании человека, о невзгодах и испытаниях в его судьбе. Сон служит способом побега от суровой реальности.

Читайте по теме:

Композиция

В основе стихотворения четырехстопный амфибрахий и смежная рифма. В творении 22 строчки, не делящиеся на строфы. Творение представляет собой описание тревожного сна лирического героя. Полноценный отдых не был возможен из-за болезни мужчины, разгулявшейся непогоды и самого сна, наполненного фантастическими и неузнаваемыми картинами.

Средства выразительности

Тютчев использует подходящие тропы для раскрытия смысла произведения.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы,
Окликалися ветры и пели валы.
Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон.
Болезненно-яркий, волшебно-немой,
Он веял легко над гремящею тьмой.
В лучах огневицы развил он свой мир —
Земля зеленела, светился эфир,
Сады-лавиринфы, чертоги, столпы,
И сонмы кипели безмолвной толпы.
Я много узнал мне неведомых лиц,
Зрел тварей волшебных, таинственных птиц,
По высям творенья, как бог, я шагал,
И мир подо мною недвижный сиял.
Но все грезы насквозь, как волшебника вой,
Мне слышался грохот пучины морской,
И в тихую область видений и снов
Врывалася пена ревущих валов.

Стихотворение написано в 1830 году. В эту пору поэту 27 лет, он служит в Германии, много переводит, пишет. Это произведение — попытка соединить традицию европейского романтизма и русского классицизма. В нем чувствуется подражание немецким и английским поэтам, есть ощущение, что это — перевод смыслов чужого стихотворения.

Язык архаичный и возвышенный, разделения на строфы нет, чтобы подчеркнуть горячечность бреда спящего на челне (лодке) лирического героя. Собственно, упоминаемая в 11 строке огневица — это и есть лихорадка с высокой температурой. По жанру — философская, фантастическая лирика, по размеру — четырехстопный амфибрахий со смежной рифмой.

Поэт создает вереницу причудливых образов, символов, знаков. Сразу становится ясно, что странное путешествие совершает человек не заурядный, а чуткий и впечатлительный. Возможно, корабль затонул, немногие спасшиеся уже не первый день находятся в открытом море.

Образ челна — типичен для поэзии первой половины XIX века. Море — метафора земной жизни. От нее поэт удаляется в космос, в область фантазий. Он смотрит на Землю сверху, она настолько далеко, что ни звука не долетает до него: безмолвной толпы. Он видит все чудеса природы, земной и потусторонний мир. Пейзажи, которые перед ним расстилаются, больше похожи на экзотику Востока. Среди эпитетов есть составные: болезненно-яркий, волшебно-немой. Неусеченные формы глаголов, как в устном народном творчестве: окликалися, врывалася.

Краткий анализ

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация – четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Литературные приемы

Для отображения внутреннего настроения лирического героя и передачи необычайности морского изобилия Тютчев использовал художественные подходы. Текст богат литературными оборотами:


Даже поэт К. Д. Бальмонт в своей статье, посвященной произведениям Тютчева и Фета, отображал неординарность поэзии современников и ее благозвучность. Он считал, что Федор Иванович особенно описывал природные явления в своих стихах, что позволяло читателям глубоко проникаться смыслом написанного.

История создания

Ф. И. Тютчев не жалеет выразительных

На уровне подтекста можно отождествлять разбушевавшуюся

стихию с реальными жизненными проблемами, а волшебный сон лирического героя — с идеальным миром, образ которого так явственно проступает в мечтах, но никогда не воплотится в реальности. Однако без него жизнь была бы лишь трудной обязанностью. Только в мечтах и снах человек может достичь, пусть краткого, счастья и гармонии.

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море – живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила – полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева – тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Возможно вам будет интересно

Средства выразительности

В самом начале стихотворения лирический герой обращается к морю, словно к своему близкому другу:

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

Лирический герой восхищается картиной ночного моря, которая дана нам в динамике, в бесконечном движении:

На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

И сам лирический герой Тютчева тоже является здесь частью природного мира. Море очаровывает его, и он жаждет полного слияния с этой столь притягательной стихией:

В этом волнении, в этом сиянье.

Весь, как во сне, я потерян стою —

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Композиционно в произведении выделим две части. В первой части поэт создает образ морской стихии (1-3 строфа), вторая часть — описание чувств лирического героя (4 строфа). В начале и финале стихотворения у Тютчева присутствует лирическое признание (герой восхищается морем) и морской лунный пейзаж. Поэтому в стихотворении кольцевая композиция.

Читайте также: