Содружество семьи и школы векторы взаимодействия

Обновлено: 07.07.2024

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог, и в своей работе с родителями мы стараемся использовать именно их.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение общих задач воспитания детей:

Говорят, что самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Главными задачами в этом направлении являются, установление взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Многие из родителей считают, что воспитанием должна заниматься школа. У школы несколько иные функции. Она не должна заменять ребёнку семью, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться, проявить свои способности. Именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. К большому сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к учителям, неохотно идут в школу.

Как привлечь родителей в школу, как повернуть их лицом к нашим проблемам, удачам и неудачам? Нужны ли для этого особые формы взаимодействия, сотрудничества или нет. Как изменить отношение родителей к школе в целом и к воспитанию ребенка в частности?

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

В МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан используются такие формы работы педагога с родителями, как:

Изучение семей школьников:

1. Составление социальных паспортов;

2. Проведение анкетирований;

3. Проведение опросов;

4. Посещения на дому;

Проводится работа по взаимодействию с органами и учреждениями системы профилактики с целью установления благоприятных отношений между родителями и детьми:

- посещение семей классными руководителями;

- рейды в социально неблагополучные семьи социальным педагогом, совместно с инспектором ПДН (проведено 33 рейда, 111 профилактических бесед с родителями и детьми);

- беседы родителей со школьным психологом по вопросам недопустимости жестокого обращения с детьми и установления в семье комфортного психологического климата (проведено 53 беседы). Основная цель бесед – убеждение родителей, что они могут положительно повлиять на успех своих детей в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в него, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие;

- посещение семей, дети в которых находятся под опекой, социальным педагогом школы.

Такие собрания проводятся ежегодно по темам, сформулированным краевым родительским комитетом Хабаровского края. К собранию в обязательном порядке проводятся конкурсы, способствующие организации совместной семейной деятельности.

Так, например в 2015-2016 учебном году были проведены конкурсы семейного мастерства:

В общей сложности в конкурсах приняли участие 46 семей. Учитывая, что для выполнения конкурсных заданий было необходимо участие и родителей, можно сказать, что семьи проявили заинтересованность.

Дети всегда очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, потому что они чувствуют поддержку своей семьи. Родители участвуют в организации мероприятий, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы и т.д.). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия, принимают участие в спектаклях, помогают в ремонте, обустройстве кабинета и т.д.

Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают в конце учебного года за достигнутые их детьми успехи в учебе, за достойное воспитание ребенка. В начале учебного года вручаются благодарности за вклад в создание условий для обучения и воспитания обучающихся.

Так в 2015 году грамоты от администрации учреждения на общешкольном родительском собрании получили 18 родителей и грамоты Управления образования на районном родительском собрании 3 родителя. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.

Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе учащихся. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Школа призвала учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит досуговое время. Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится. Очень часто дети видят и оценивают окружающую деятельность через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие школы и семьи очень важно.

Содержимое разработки

ВКО, г. Риддер, Корытко О.А.

СОДРУЖЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ОСНОВА САМОПОЗНАНИЯ

«Каждый из нас сам вычеканивает

цену своей личности: человек

бывает велик или мал в зависимости

Школа призвала учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит досуговое время. Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится. Очень часто дети видят и оценивают окружающую деятельность через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие школы и семьи очень важно.

И социальное, и школьное, и семейное воспитание направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие на детей оказывает семья. Ведь в семье с самого раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, привыкает к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит сои первые поражения!

У школьного воспитания есть ряд преимуществ. Оно обладает большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности в том плане, что семья воспитывает одного или двух, редко трех родных детей, а учитель – тридцать.

Уроки самопознания позволяют открыть новые горизонты самосовершенствования детей, где главный скульптор твоей судьбы - ты сам. И если на этом пути у ребенка верные наставники в лице учителей и родителей, то можно надеяться на успех.

Большое внимание на уроках самопознания для учащихся уделяется воспитанию уважения и любви к своим родителям, семье, родственникам.

Уровень педагогической культуры родителей, к сожалению, невысок, что часто является причиной неблагополучия семьи. Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку, знание его проблем, умное разрешение конфликтов, вовремя оказанная помощь, дружеский совет. Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными их родители. Прежде чем исправлять своих детей, исправьте себя, вы родители! Поэтому самой лучшей стратегией и воспитания и самопознания является стратегия любви. Чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше. В работе с родителями мы заостряем внимание на гуманизации отношений в семье. Процесс воспитания основан на взаимообщении, обогащая и воспитанника и воспитателя. В общении с родителями мы не только учим их, но учимся у них сами.

Обмен опытом, советы, взаимопомощь, решение конкретных школьных проблем, осознание нашего общего долга перед молодым поколением – вот что поможет не растеряться и помочь нашим детям уверенно войти в свое будущее.



Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
Суть взаимодействия семьи и школы прежде всего в:
- изучении условий воспитания в семье;
- индивидуальной и групповой работе с родителями;
- проведении тематических родительских собраний;
- привлечении родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
- защите интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.
Работая первый год со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит от взаимоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
А также:
• выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

• участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
• проведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
К формам взаимодействия семьи и школы можно отнести:
Дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д.


Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, вследствие занятости родителей на работе и находчивости детей (некоторые дети заводят два дневника) последние не всегда могут отслеживать всю информацию от классного руководителя.
Но благодаря современным средствам связи (сотовый телефон, электронный журнал) можно составить телефонный разговор, что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи.



Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки и т.д.
Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.



Консультация, может быть по вопросам учебной деятельности, по воспитанию, консультация со специалистами – соц.педагогом, психологом.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.





Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.



Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.

Школа…. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу—это начало нового этапа жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Совместно со своими учениками мне приходится постигать азы педагогической деятельности в современной школе. Я уверенна в том, что никакое, даже самое лучшее, государственное учреждение не может заменить ребенку семью. Семья – основа жизни каждого человека. Немаловажное значение играет и другая семья, в которую попадает ребенок, как только ему исполняется 7 лет – ШКОЛЬНАЯ СЕМЬЯ.

Семейное общение часто зависит от таких явлений обыденной жизни, как эгоцентрические эмоции зависти, ревности, обиды, злорадства. Именно эти эмоции служат причиной непонимания друг друга, мы сами вносим в семейную жизнь поступки, которые провоцируют других на неадекватное поведение.

Мы забываем, что повседневное длительное общение близких людей – это особое общение.

Семья во все времена играет важнейшую роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения. В семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, к учебе, к наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. На данном этапе развития нашего общества очень важно повысить ответственность родителей за воспитание детей. Без помощи родителей, глубокой личной заинтересованности, без наличия у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой сейчас особенно велико.

Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. В классе довольно часто можно привлечь родителей, например, для подготовки методических материалов к уроку, внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но. … Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.

В классе должна вестись целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся (28%). Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т. е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле (30%). Оставшиеся 42% -- пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе. Именно для этих родителей и должна вестись целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе. Дифференцированный подход нужен и при осуществлении поиска союзников в воспитании детей из групп проблемных семей:

1. семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети,

2. семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка,

3. семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Во втором случае необходимо объединяться с родителями в решении проблем ребенка и организовывать дифференцированную и индивидуальную работу в зависимости от характера проблемы. Сложнее обстоит дело с первой и третьей группами. А именно такие проблемные семьи нередко встречаются в школе. Важно при этом проявлять внимание, терпение, инициативу в поиске тех, кто может оказать поддержку этим семьям. В работе с ними должны участвовать не только педагоги школы, но и специалисты и организации, способные оказать психологическую, медицинскую, социальную и материальную помощь. Чаще всего именно учителя становятся первыми помощниками и в оказании психолого-педагогической поддержки детей, и в поиске специалистов, служб, организаций, которые могут защитить права и интересы ребенка, создать условия для его полноценного развития.

Формы и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей дома.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи.

Итак, содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.

Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель.

Так в индивидуальных собеседованиях решении той или иной сложной проблемы получаю помощь непосредственно от родителей учеников, и этим, считаю, не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для меня, как учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Классные родительские собрания призваны стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач.

Формы проведения родительских собраний:

• собраний-практикумов, направленных на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания;

• собраний-конкурсов, раскрывающих творческий потенциал семьи;

• собраний-праздников, на которых создается непринужденная доверительная атмосфера единения педагогов, родителей и детей;

• собраний-мастерских, способствующих сплочению родителей, педагогов и детей в процессе трудовой деятельности.

Не менее актуальным остается привлечение родителей к участию в повседневной школьной жизни их детей.

Основные формы совместной деятельности, используемые в работе:проведение тематических классных часов;тестирование, анкетирование родителей и учащихся, совместный анализ результатов;проведение открытых уроков и мероприятий;проведение познавательных экскурсионных поездок;проведение праздников, соревнований;организация походов;участие в общешкольных делах; создание проектов.

Дни именинников, новогодние праздники, праздники, посвященные 8 Марта, Дню защитника Отечества, Дню Матери и другие, как правило, проходят интересно и весело. Общие дела класса сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Читайте также: