Содержание курса информатики в начальной школе 2 4 классы

Обновлено: 08.07.2024

· Программа курса информатики и ИКТ для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова) // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

Электронное сопровождение УМК:

Авторский коллектив под данным термином понимает «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

· доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

· обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

· интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

· оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

Задачами курса являются:

· формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;

· формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;

· овладение приемами и способами информационной деятельности;

· формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Принципы построения курса:

· ориентация на приоритетную роль информационной деятельности в процессе обучения, в ходе которой происходит совершенствование умений и навыков практической работы;

· признание ведущей роли мыслительной деятельности, словесно-логического, теоретического мышления, усваивая систему научных понятий, дети проводят теоретическое обобщение знаний, полученных на других уроках в начальной школе, и используют его для решения практических задач и осуществления более объемных обобщений (например, объект, модель, виды информации и т.д.).

Предложены три траектории изучения предмета:

· Общекультурная: по 1 часу в неделю в 2- 4 кл. (во 2 классе 1 час из часов образовательного учреждения), в 3-4 классе - из часов федерального компонента ФБУП

· Информационно-технологическая: по 1 часу в неделю в 3-4 кл. из часов федерального компонента ФБУП.

· Информационно-математическая: во 2 классе 1 час из часов образовательного учреждения и по 2 часа в неделю в 3-4 кл. ( с учетом 1 часа в неделю из часов образовательного учреждения).

Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям во всех трех траекториях:

· информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);

· информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);

· источники информации (живая и неживая природа, творения человека);

· работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);

· средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);

· организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).

· учебник для 3 класса

· учебник для 4 класса (передан на экспертизу);

· рабочие тетради к компьютерному практикуму, 3 и 4 классы;

· электронное приложение к рабочим тетрадям на компакт-диске c шаблонами обучающих заданий из текста параграфа и заданий из рабочей тетради, в двух частях (для 3 и 4 класса);

· методическое пособие к УМК

Электронное сопровождение УМК:

· использование шаблонов обучающих заданий на компакт-диске – приложении к УМК,

Сводная таблица свободно распространяемого ПО

Курс информатики и ИКТ, реализуемый данным УМК, нацелен на решение следующих задач:

· научить школьника осваивать больший объем знаний;

· мотивировать детей к самостоятельному решению задач, в том числе в жизни, т.е. научить ребенка при столкновении с проблемной ситуацией вычленять из нее задачу и находить пути ее решения;

· научить детей систематизировать информацию, как в рамках отдельной дисциплины, так и между изучаемыми дисциплинами.

Для этого в предлагаемом курсе усилено внимание к элементам:

· теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Целью настоящего курса является развитие учащихся в следующих четырех направлениях:

Каждое из направлений развивается по своей логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.

Предполагается, что данный курс будет вести учитель начальной школы, поэтому приемы и методы работы с информацией, изученные на уроках информатики, можно и нужно активно использовать в других школьных предметах. Это обеспечивает реализацию деятельностного подхода при освоении получаемых знаний, повышает эффективность этого курса и взаимообогащает все предметы.

В построении курса авторы используют концентрический подход, согласно которому каждый из модулей изучается в несколько приемов. В каждом классе идет углубление и расширение изучаемого материала.

Читайте также: