Содержание экспозиции школьного музея

Обновлено: 05.07.2024

Методика создания экспозиции школьного музея, экспозиционная документация

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Лаборатория музейной педагогики

Консультация для руководителей школьных музеев

Методика создания экспозиции школьного музея, экспозиционная документация

Консультант: Краснова Елена Михайловна, заведующий лабораторией музейной педагогики

Ключевые слова: музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный комплекс, музейный раздел, проектирование экспозиции, документация экспозиционного проектирования, научная концепция, тематико-экспозиционный план, этикетаж.

Краткая аннотация контента консультации

Педагоги, занимающиеся созданием школьных музеев, не всегда знают, как правильно спроектировать работу по созданию экспозиции школьного музея, какие документы экспозиционного проектирования существуют и как правильно разместить экспонаты, провести этикетаж. От умения поэтапно работать над созданием экспозиции зависит успешность раскрытия тематики музея.

Запрос на консультирование

Как правильно спроектировать экспозицию, а так же разместить предметы и документы на экспозиционной площади? Какие основные этапы работы над экспозицией? Какая документация сопровождает процесс создания музейной экспозиции?

Консультационный текст

Понятие музейной экспозиции

Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Наличие экспозиции — один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она часто включает единственные в своём роде документы и предметы — экспонаты. Грамотно организованная работа с фондовым материалом музея при построении экспозиции залог успешного раскрытия избранной темы.

Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для школьных музеев:

  • первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат — предмет, выставленный для обозрения;
  • музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему, объединяются в тематико-экспозиционный комплекс;
  • несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс — музейный раздел;
  • разделы составляют музейную экспозицию в целом.

Подготовка создания экспозиции

Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.

Создание экспозиции требует наличие ряда условий:

  • фондов музейных предметов на тему экспозиции (это не исключает дополнительный сбор материала);
  • краеведческой основы коллекции, что может обеспечить подлинной предметной базой при сборе материала;
  • авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной темы и знакомого с методикой экспозиционной работы;
  • помещения, предназначенного для экспозиции.

На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.

После выбора темы разрабатывается план комплектования и начинается собирательская работа. Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.

Принципы построения экспозиции

Экспозиция — это совокупность предметов, подобранных и выставленных по определённой системе для обозрения. На основе общих принципов создаётся концепция экспозиции, где даётся единый замысел, трактовка научного содержания, что служит основой для возможностей экспозиционных и архитектурно-художественных решений.

При создании экспозиции необходимо учитыватьобщие принципы её построения — это принципы, которые обуславливают группировку и интерпретацию экспозиционного материала. Они служат основанием для определения структуры, характера экспозиции (разделов, тем, рядов). Выбор принципов построения экспозиции идёт в ходе научного и художественного проектирования экспозиции. Современные методы экспозиционной работы предполагают сочетание различных принципов при создании экспозиции.

Среди них можно выделить такие, как:

Методы экспозиционного показа

Методом построения экспозиции называется применение научного обоснования, исходящего из содержания порядка групп и организации экспозиционных материалов. Предполагает определение характера научной обработки экспозиционной темы и определения последовательности и проектирования музейной экспозиции. Определяет формы сотрудничества экспозиционера и художника; определяет способы интерпретации материала. Существует несколько методов экспозиционного показа:

  • систематический метод — показ экспозиции, где однородные предметы представлены в соответствии с тематикой научной дисциплины. В основе метода систематизации музейные коллекции. Структурной единицей систематизации является экспозиционный ряд;
  • ансамблевый метод – создание экспозиции, в которой на основе научных данных сохраняется или воссоздаётся ансамбль музейных предметов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. В нём воспроизводится реальное отношение среди предметов, благодаря чему предмет демонстрируется в среде своего бытования (интерьер, его фрагмент, ансамбль или комплекс архитектурных сооружений);
  • тематический метод — его основа это музейные предметы различных типов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. Важным фактором является создание экспозиционного образа, который является основой для художественного решения. Завершением является разработка экспозиционных комплексов. При использовании этого метода в экспозицию частично включаются элементы ансамблевой и систематической экспозиции.

Экспозиции школьных музей обычно имеют два зрительных плана: вертикальный и горизонтальный. Первый более удобен для обозрения. В вертикальной плоскости (на стендах, планшетах, в витринах) представляют основные, наиболее важные в познавательной и воспитательном отношении экспонаты. Они дополняются и углубляются материалами горизонтального плана (горизонтальные витрины, столы). Реже в школьных музеях используется третий план — скрытая экспозиция (турникеты, выдвижные и откидные щиты, альбомы). Экспонаты, размещённые таким образом, скрыты от глаз посетителей.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые общие правила:

  • крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;
  • мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;
  • наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;
  • не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите), соблюдать осевую симметрию, экспозиционер тем не менее должен размещать их в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Этапы работы над экспозицией

Создание экспозиции это сложный процесс. Подготовка музейной экспозиции проходит в две стадии: проектирование и осуществление, в ходе чего необходимо учитывать цели, задачи, тему экспозиции, музейные материалы, которые составляют её основу. Проектирование экспозиции составляет основное содержание экспозиционной работы и осуществляется экспозиционерами, музейными художниками, иногда с участием инженеров и других специалистов. Составными частями в проектировании экспозиции являются: научное, художественное и техническое проектирование.

Документация экспозиционного проектирования — это совокупность документов, последовательно создаваемых при участии экспозиционера, художника, что является важным при создании музейной экспозиции.

Поэтому необходимо обеспечить глубокую научную разработку экспозиционной тематики. Создание научного проекта проходит несколько этапов. В итоге проектирования экспозиции создаётся комплекс документов, последовательно уточняющих её несколькими документами, разработанными параллельно.

Порядок

составления

экспозиционной

документации

(этапы)

Разработка научной концепции

Порядок составления документации научного проектирования

Порядок составления документации художественного проектирования

I.

II.

1. Определения целей и задач, актуальности темы2. Историческая справка о музее, создание экспозиции (реэкспозиция)

III.

IV.

V.

VI.

VII.

Весь комплекс документов, включая художественный проект, составляет основу для технического проектирования.

Концепция экспозиции — это её идейно-теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами. В связи с этим необходимо, что бы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала.

Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) один из важных этапов научного проектирования при создании музейной экспозиции.

В начале тематико-экспозиционного плана на титульном листе нужно указать полное название музея, наименование всей экспозиции, указать номер школы или гимназии, фамилию, имя и отчество автора плана и дату его составления. В начале плана в верху страницы, чётко и полно пишутся разделы, темы экспозиции.


посвящена выпускам школы: каждый год на яблоневом дереве распускается один цветок. Сейчас на дереве 72 цветка, т.к. школа сделала столько выпусков. Цветы отличаются листочками, их цвет золотой или серебряный соответствуют медалям, которые получили ученики школы в том или ином выпуске. На витрине лежат макет вишневого сада, подаренный музею Сапожниковой Ириной Константиновной на 60-летие школы, а также макет современного здания школы, сделанный учениками.


в которой представлены материалы о первом здании школы, распоряжение о ее открытии, фотографии учителей, учеников, глядя на которые можно ярко представить то время, его трудности и первые успехи школьной жизни, зарождение традиций.

посвящена детскому движению в СССР. В разделе представлена жизнь октябрятской, пионерской и комсомольской организаций школы, атрибуты детского движения, фотографии и другие экспонаты, рассказывающие о делах, сборах и жизни школьной дружины. В центре стоит знамя пионерской дружины школы, которая носила имя космонавта Владимира Михайловича Комарова.


Геннадий Кабаев

Жизнь человека только миг,

В безбрежном времени вселенной.
И только в памяти живых,
Она становится нетленной.

Все это так, да в том беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки.
Такие случаи не редки.

Заставить нас забыть о них,
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых ,
Исчезнет много поколений .

Одной мы связаны судьбой ,
Одной семьей , единой кровью .
Потомки станут нам с тобой
Надеждой , верой и любовью .

И дух наш , продолжая жить
Во внуков , правнуков вольется .
И никогда не оборвется ,
Веков связующая нить.

На стенде также рассказывается об участнике афганской войны, учителе нашей школы, Гвардии полковнике Леониде Александровиче Мокрушине, его боевых заслугах и неоценимом вкладе, который он вносит в патриотическое воспитание современной молодежи.


../muzey/muzey_12_w300_h467.jpg

Ученица 10 класса школы проводит экскурсию для учеников 5 класса по новой экспозиции.

11.Уголок памяти: учителя школы – ветераны Великой Отечественной.

../muzey/muzey_13_w496_h200.jpg

../muzey/muzey_14_w536_h200.jpg

../muzey/muzey_15_w482_h200.jpg

../muzey/muzey_16_w512_h200.jpg

Каждая экспозиция имеет витрины с наглядными материалами, личными вещами, наградами, памятными призами, документами, книгами и фотографиями.

Всякая целенаправленная демонстрация каких-либо предметов может быть названа экспозицией. Музейная экспозиция имеет свои особенности. Во-первых, в ней выставляются музейные предметы, а не предметы вообще. Во-вторых, в основе музейной экспозиции лежит научная концепция, определяющая содержание экспозиции, принципы отбора предметов, обосновывающая требования к художественным решениям.

Экспозиция - это индивидуальное лицо музея. Не бывает двух музеев с одинаковыми экспозициями.

По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические, ансамблевые.

Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т. п.), раскрывающие определенную тему и образующие экспозиционный комплекс.

Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в музеях, посвященных истории учебного заведения, или это может быть музей хлеба, музей стекла и т. п.

Ансамблевая экспозиция имеет своей целью сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба и т. п.

Выбор той или иной формы экспозиции зависит от концепции музея, состава его фондов, образовательных и творческих задач создателей музея. Для современного музея, в том числе и школьного, характерно разнообразие методов, причём ведущим является комплексно-тематический.

Работа над экспозицией имеет определенную последовательность. Первым этапом является разработка концепции построения (или развития) музея.В научной концепции определяются цели и задачи экспозиции, выявляется специфическое место музея в музейной сети города, области, обосновываются тематическая структура и принцип построения экспозиции, а также отбор экспозиционных тем, которые выражают содержание экспозиции и отвечают поставленным целям и задачам.

Следующий этап научного проектирования экспозиции – разработка расширенной тематической структуры, где должны быть сформулированы все ее разделы, темы и подтемы в строгой последовательности. Параллельно с разработкой тематики необходимо отобрать и аннотировать группы различных источников – письменных, вещевых и изобразительных, которые могут быть использованы в экспозиции. При этом обычно выясняется, что необходим дополнительный сбор недостающего материала. Поэтому в расширенной тематической структуре перечисляются группы музейных предметов и других экспозиционных материалов, которые предполагается представить в экспозиции.

Тематическая структура экспозиций музеев исторического профиля. Имея в виду, что большинство школьных музеев - это музеи исторического профиля, дадим некоторые рекомендации по разработке тематической структуры экспозиции.

Разработка тематической структуры - особо важное звено в научной подготовке экспозиции. Принцип историзма в тематической структуре выражается, прежде всего, в делении её на отделы по общественно-экономическим формациям; далее - на темы и подтемы, которые взаимно связаны между собой.

Осуществление принципа историзма в структуре экспозиции неоднозначно и зависит от характера отражаемых в экспозиции исторических явлений. Принцип историзма утверждает необходимость хронологической последовательности показа отдельных этапов жизни школы, села, района, края и т. д.

Третьим этапом научного проектирования принято считать разработку тематико-экспозиционного плана (ТЭП). Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематичес­кому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название образовательного учреждения, название музея или тему экспозиции, номер или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, фамилию и имя руководителя, список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию:

№ п/п Наименование разделов, тем и подтем Стенды, экспонаты, раскрывающие тему Ведущие тексты, аннотации, этикетаж Научно-вспомогательные материалы и место их нахождения в музее Приме-чания
1. 2. 3. 4. 5. 6.

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает в себя несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1; 1.2; 1.3 и т. д. В тех случаях, когда внутри темы планируется создать несколько экспозиционных подтем, то они, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1;1.1.2;.1.1.3 и т. д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом. Заголовки разделов, тем и подтем в сочетании с индексами могут выглядеть в тематико-экспозиционном плане следующим образом:

3. Великая Отечественная война.

3.1. Армия защищает город

3.1.1. 36-й артиллерийский полк

3.1.2. Отдельный стрелковый полк

3.2. Народное ополчение

3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения

3.2.2. Рабочая бригада металлического завода

3.2.3. Интеллигенция защищает город

3.3. А музы не молчали.

В следующей графедается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по Главной инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволяют раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспонатурой экс­позиции выглядят не эстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Нужно также учитывать и сохранность музейных предметов, выставлять для обозрения только те, на которые экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и масштабную соразмерность экспонатов, чтобы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы можно было хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В четвертой графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т. п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичными и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В последней графе (Примечания) можно вносить карандашом пометки об изменениях, произошедших в экспозиционном пространстве (например, добавлены новые экспонаты или изменены тексты) для того, чтобы потом можно было легко внести эти изменения в сам тематико-экспозиционный план.

Создание тематико-экспозиционного плана - работа кропотливая и трудоемкая, но она позволяет детально разработать и представить научную суть предлагаемого экспозиционного решения.

Одним из самых серьезных недостатков экспозиций общественных музеев, в том числе и школьных, является перегруженность их материалами, особенно второстепенными. Поэтому основная задача при создании экспозиции – выделить наиболее существенное, показав через подлинники основные темы, с учетом имеющихся экспозиционных площадей. Материалы, детализирующие основные темы, можно дать скрытым планом (в альбомах, турникетах, выдвинутых щитах и т. д.).

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. Современные музееведческие методики предполагают две основные формы художественного проектирования экспозиции - генеральное решение и эскизный проект, конечной задачей которых является формирование художественного образа экспозиции, адекватно выражающее ее научное и идеологическое содержание. На этом этапе разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция.

Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т. п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. В этот период целесообразно посетить ближайшие государственные или общественные музеи для того, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, посоветоваться с профессиональными музейными экспозиционерами. Специалисты музея могут посоветовать или предоставить для изучения специальную литературу, что поможет активу школьного музея выйти на собственные оригинальные решения и избежать возможных ошибок при создании экспозиции своего музея. Но главное - чтобы в процессе проектирования и создания экспозиции приняли участие не только активисты, но и весь коллектив учреждения, чтобы желание создать собственное оригинальное произведение экспозиционного искусства было общим желанием детей и взрослых, тогда музей станет действительно нужным и полезным для всех, кто принимал участие в его создании, и для тех, кто будет посещать этот музей и узнавать новые интересные факты о людях, событиях, временах.

Основные виды экспозиционных материалов: музейные предметы: культурно-исторические памятники, исторические источники всех типов, выступающие в роли экспонатов. Фотодокументы тоже относятся к музейным предметам.

Экспозиционные научно-вспомогательные материалы: наглядное пояснение музейных предметов и отраженных в них исторических явлений; тексты и фонокомментарии, облегчающие понимание идейного содержания экспозиции и дающие информацию об экспонатах. Указатели облегчают ориентировку в экспозиции.

Музейные предметы. Каждый тип музейных предметов играет свою особую роль, требует специфических приемов показа. Например, вещественные памятники привлекают наибольшее внимание посетителей, так как именно они в наибольшей мере вводят посетителей в обстановку прошедших или совершающихся событий, способствуют созданию ощущения причастности к этим событиям и, вместе с тем, удостоверяют их.

Письменные источники. В условиях музейного показа процесс прочтения более сложный и длительный по сравнению со зрительным восприятием. Поэтому письменный источник-экспонат выступает, в первую очередь, в качестве знака времени, памятника, констатации факта и т. п. Письменный источник может иметь и мемориальное значение. Все это роднит его с вещественным источником. Посетители видят особенности формы, оформления документа, шрифта, почерка, другие особенности.

Документ должен сопровождаться подробной аннотацией. Часто рядом с рукописью помещают строчный печатный текст. Иногда к документу дается цитата из него, фотографии отдельных его листков, выкопировка отдельных строк или абзацев. Таким образом, надо с особым вниманием относиться к превращению письменного источника во впечатляющий доходчивый экспонат.

Документальные фоно- и видеоматериалы. Опыт включения в экспозицию фонодокументов и видеоматериалов распространен очень широко. Это, чаще всего, уникальные звукозаписи воспоминаний ветеранов труда, войны, очевидцев событий, которым посвящена экспозиция. Это могут быть песни, записи шумов, сигналов, звук сирены и т. п.

Экспозиционные научно-вспомогательные материалы. Для повышения познавательного значения экспозиции в нее могут быть включены научно-вспомогательные материалы. Это могут быть карты, схемы, диаграммы, чертежи, цифровые таблицы и т. п. Достоинство этих материалов - наглядность и быстрота восприятия. Но, вместе с тем, не рекомендуется перегружать экспозицию научно-вспомогательными материалами, они не должны подменять музейные предметы.

Одним из самых интересных и значимых направлений внеклассной работы в нашей школе является изучение истории и культуры наших предков, традиций и обрядов русского народа, боевых подвигов дедов, прадедов и отцов. Богатое прошлое нашего края, знакомство с интересными судьбами земляков и выпускников школы, возрождение традиций нашего края и родной школы помогает школьникам соприкоснуться с живыми картинами истории, культуры и быта нашего народа, лучше понять те или другие события и сформировать свою гражданскую позицию.

Уже в течение 50 лет краеведы нашей школы занимаются сбором материалов о грозных сороковых, ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. С 80-х годов активизировалась работа по сбору старинных вещей, изделий народных умельцев, предметов быта.

Интересна и история нашей школы с её талантливыми педагогами и знаменитыми выпускниками, литературными традициями.

Музей является связующей нитью разных поколений учителей и учащихся, жителей нашего села и близлежащих деревень, наших далёких предков.

История создания музея

Краеведческая работа в нашей школе началась ещё в 60-ые годы XX века. У её истоков стояли военный руководитель Шалимов Илья Иванович, организатор внеклассной работы Акулинина Екатерина Матвеевна и старшая пионервожатая Новикова Нина Константиновна. В это время в школе велась активная поисковая работа. Наше село освобождала знаменитая 73 стрелковая дивизия под командованием Дмитрия Ивановича Смирнова. Она входила в состав 48 армии. Учащиеся и учителя школы, организуя поисковую работу, завязали переписку со многими воинами этой дивизии, которые в то время были ещё живы. Многочисленные письма и альбомы говорят о заинтересованной и оживлённой работе по поиску не только живых членов дивизии, но и розыске родных тех солдат, кто погиб на нашей земле. Многие из оставшихся в живых и родственники приезжали в школу, о чём свидетельствуют фотодокументы.

Тогда же была проведена работа по сбору воспоминаний очевидцев оккупации с. Дросково и близлежащих сёл и деревень. Эти воспоминания также хранятся в нашем музее. До 1985 года работа по сбору материала для Зала Боевой Славы велась постоянно под руководством бывшего директора школы, участника ВОВ Ефремова Михаила Яковлевича и завуча школы, историка Харчикова Ивана Васильевича.

В 1988 году по инициативе директора школы Павловой Валентины Георгиевны был открыт Зал Боевой Славы. Так было положено начало созданию музея.

Сегодня всей краеведческой работой руководит совет музея, который возглавляет заместитель директора по научно-методической работе. Членами Совета музея являются и учителя и учащиеся. А теперь я приглашаю вас на заочную экскурсию в наш музей.

Отделения музея и их характеристика

Есть у нас в музее люлька и прялка, рубель и безмен, различные утюги, патефон… Мы можем подержать в руках орудия труда крестьян: серп, цеп, севалки, различные вилы, свайку, которой плели лапти. А в ступе с толкачом можно и сейчас истолочь сушёные груши для пирога.

Старинные юбки, рубахи, пальто, шали и лапти представляют одежду и обувь наших предков.

Второе отделение музея - это Комната Воинской Славы. О боевом пути 73 Новозыбковской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова стрелковой дивизии рассказывает большая экспозиция на передней стене. На стендах расположены фотографии ветеранов дивизии, имена тех, кто навсегда остался лежать на нашей дросковской земле. Многочисленные альбомы, в которых собрана переписка с архивами и ветеранами поведают нам о событиях освобождения нашего села от немецко-фашистских захватчиков.

Во время войны на аэродроме с. Дросково базировался 721 Касторненский орденов Суворова и Александра Невского истребительный авиационный полк. Не только материалы экспозиций, но и планшет с картой, который хранится в нашем музее, подаренный сыном штурмана полка Н.Г. Вержичинским, расскажут о боевых подвигах лётчиков полка, которые только с Дросковского аэродрома совершили более 600 боевых вылетов. А многие из них сгорели в небе вместе с машинами. На месте дислокации полка установлен памятник - стела.

На нашей земле, в д. Лески покоится прах сына казахского народа, Героя Советского Союза Бурана Нсанбаева, который совершил подвиг, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота. Свой подвиг он совершил на 17 дней раньше, чем Александр Матросов. В музее есть материалы, рассказывающие о приезде родственников Бурана к нам и поездке нашей делегации в Казахстан. Здесь же храниться и земля, привезенная с родины героя. Один из стендов рассказывает о страшной трагедии, произошедшей в нашем крае. В морозное февральское утро 1942 года шестьдесят жителей деревни Второе Муратово, женщин, стариков, детишек повели на расстрел – совершилось обычное, одно из тысяч злодеяний фашистских убийц. Обречённых гнали полем по глубокому снегу. Они ещё не знали, что их гонят убивать, потому что палачи в шинелях, прежде чем поджечь деревню, велели взять с собой продукты и необходимые вещи.

Обречённых разделили на группы по 20 человек, и пока внизу, в лощине убивали первых двадцать, остальные видели это. В последней группе были женщины и дети. Чудом уцелела в этой бойне только одна женщина - Прасковья Тимофеевна Набатова. И до последнего своего вздоха она помнила тот страшный день, помнила, как один из палачей вырвал из её рук сынишку и бросил в снег как потом ударом приклада поднял с колен её и Володю с Валентинкой, как погнали с пригорка на место казни и велели лечь на трупы расстрелянных, лицом вниз.

Есть в нашем музее экспозиции, посвященные Героям Советского Союза, уроженцам Покровского района, жителям села, не вернувшимся с полей сражений и участникам войны - нашим односельчанам.

Бережно храняться в музее фронтовые письма и фотографии, грамоты военного времени, награды, кисет и часы с военного корабля.

В Комнате Воинской Славы собраны бесценные материалы об участниках Великой Отечественной войны - наших земляках. Среди них есть и воспоминания самих ветеранов, которых, к сожалению, уже почти не осталось в живых. Но память о них живёт в наших сердцах.

В этом отделении музея собраны материалы из истории пионерской и комсомольской организации школы, пионерские и комсомольские знамёна, школьная форма, значки, комсомольские билеты и вымпелы.

Грамоты, которые находятся в музее школы, рассказывают о многочисленных традициях участия в конкурсах и смотрах, научно-исследовательской и краеведческой работе.

Всего в фондах музея более 1500 фотографий, около 300 вещественных экспонатов

Основные направления деятельности музея

Учащиеся изучают свои родословные, узнают о профессиях наших дедов и прадедов, шефствуют над ветеранами войны и труда, вдовами, учителями - пенсионерами. В музее регулярно проходят экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, ветеранами спорта. Экспозиции музея постоянно дополняются и обновляются. Ведётся учёт музейных экспонатов, оформляются стенды, альбомы и витрины. Для того, чтобы собрать необходимый материал для своих исследований, учащиеся ездят и ходят по деревням, организуют поисковые десанты, во время которых берут интервью, фотографируют, собирают экспонаты и реликвии. На факультативах и в кружках школьники получают знания о малой родине, знаменитых земляках, памятных местах нашего края. Этим темам посвящены викторины, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, поделок, тематические уроки. Музей полюбили все. Здесь собираются учащиеся школы и выпускники, это - место встречи ветеранов войны и учителей-ветеранов. Он стал своеобразным культурным и духовным центром не только школы, но и нашего села.

Любовь к Родине, к Отечеству начинается с любви к своей малой родине, родительскому дому, своим историческим корням. Чем бережнее человек хранит память о своих предках, тем крепче его связь с родной землёй, её историей и культурой. Да, в школе появились компьютеры, информационные технологии, вводятся всякие новшества. Но душа её в нашем музее, в понимании того, что прошлое, хранящееся в памяти, есть часть нашего настоящего, часть нас самих.

Вся история музея изложена в следующих стихотворных строках учителя школы Калинина Владимира Ивановича:

Читайте также: