Содержание аквариума в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программное содержание

Закрепить знания об аквариуме как основного места проживания его обитателей .

Вызвать желание создать аквариум в своей группе.

Выяснить, что необходимо иметь для создания аквариума.

Сформировать обобщенное представление о живом в мире природы : дышит , питается , двигается , растет .

Систематизировать знания детей о растениях содержащихся в аквариуме , об их назначении и необходимости .

Учить детей ухаживать за обитателями аквариума : рыбками , улитками , растениями . Постоянно напоминать о бережном к ним отношении .

Создавать положительные эмоции от результата своего труда ( воспитание добрых чувств и отношений ) .

Предварительная работа

Словарная работа

Аквариум , грунт , водные растения ( водоросли ), воздух.

Оборудование :

Аквариум , камешки , ракушки , вода , рыбка .

Ход НОД.

В . Ребята , сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в прекрасный подводный мир , который есть в наших домах .

Но вначале отгадайте загадки :

- На свете нет ее сильнее

На свете нет ее буйнее ,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать . ( Вода )

- Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком ,

По земле не хожу ,

Рот есть , да не говорю

Глаза есть – не мигаю ,

Крылья есть – не летаю . ( Рыба )

В . Как называется домик где живут наши рыбки ?

В . Для чего заводят рыбок в доме ?

Д . Чтобы в доме было уютно , красиво .

- Подойдёшь к аквариуму , посмотришь на рыбок – и становится радостно , спокойно на душе .

- Могут ли рыбки в нём жить без заботы о них человека ?

В . Что мы должны сделать прежде , чем поселить рыбок в аквариуме ?

Д . Надо на дно аквариума положить песок , а на песок камешки .

В . Зачем нужны песок и камешки ?

Д . На дне , среди камешков , рыбки прячутся , отдыхают .

- В неё растут растения .

(воспитатель предлагает части детей промыть камешки, ракушки, аккуратно насыпать песок на дно аквариума)

В . Как дальше обустраивают аквариум ?

Д . Сажаем растения .

В . Зачем в аквариуме нужны растения ?

Д . Растения выделяют кислород , которым дышат рыбки .

- Растения очищают воду ..

- Среди растений рыбки прячутся , играют .

- Растениями рыбки питаются .

(размещение растений в аквариуме)

В . Что является главным условием жизни рыб в аквариуме ?

Д . Главным условием является вода .

В . Какую воду заливаем в аквариум ?

Д . Отстоявшуюся несколько дней .

Д . Чтобы осели вредные для рыбок частички .

В.А как же рыбы дышат в воде? Хотите узнать ?

Рыбы дышат жабрами, воздухом, который есть в воде.

Давайте проведем опыт и узнаем, есть ли в воде воздух.

Взять трубочки, опустить в стакан с водой, подуть.

(Дети выдыхают воздух через трубочку, опущенную в емкость с водой. Наблюдают за появлением пузырьков воздуха.)

В. И что мы видим?

Д. В воде появляются пузырьки.

В. Значит, в воде есть воздух.

В.Итак, наша вода отстоялась, в ней есть воздух. Можно ее залить в наш аквариум?

(воспитатель аккуратно заливает воду в аквариум)

В . А ещё кого мы помещаем в аквариум ?

В . Для чего нужны улитки ?

Д . они очищают стенки аквариума .

- Доедают корм после рыбок .

В . Правильно , ребята !

В . Как вы думаете , ребята , все ли мы условия создали , чтобы рыбке жилось хорошо ?

Можем мы пустить рыбку в аквариум ?

В . Ребята , как вы считаете , рыбке понравится жить в нашем аквариуме ?

Д . Потому что мы положили грунт .

- налили отстоявшуюся воду .

В . Теперь давайте рыбок покормим ?

В . Как красив стал наш аквариум ! Рыбке уютно в нём !

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2947 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 290 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.10.2019 564
  • DOCX 40 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Алашеева Елена Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Самый распространенный объект в детском саду — аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный изасе­ленный аквариум — это модель природного водоема, мини-эко-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте­ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда­ют экологическое равновесие (рис. 4).

Главное условие создания такой мини-экосистемы — большой аквариум вместимостью 60— 100 литров. В комнате природы, хол­ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо­жет быть установлен аквариум еще больших размеров — на 150 — 500литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль­шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за­тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, а следовательно, и здоровье рыб, в большой сте­пени зависят от грунта. Аквариум — модель пресноводного водо­ема, поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам­ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт — речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень­ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во­дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей — основ­ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по­лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм­ления рыб.

К существенным компонентам создания биологического равновесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к


Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А — речные камни, боковое освещение; Б — коряга, верхнее освещение

бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в результате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет дыхание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) — они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером — в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем — во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях лучше использовать речные камни икоряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни икоряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем исреднем планах, растения мелкие — ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например, амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофилу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять — это одно из главных условий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 — 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15—18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, — и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус­тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен­ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться годами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, львиноголовка и др.) — прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее примере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плавники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Знакомясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность — это утрата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естественных природных условиях. Золотая рыбка — это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквариум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недостатка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы — самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме — верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировочную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченосцы яркой окраски и красивые самцы гуппи — это пример качеств, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаиваться. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомыми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик — его ниша в аквариуме — нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенности донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, маленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 — 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно расположить речные камни небольшого размера, среди которых сомик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио— красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6—16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от растений водного пространства. На этих рыбах детям можно показать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахождение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпуклые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интересно сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания, является еще более интересным: на них можно показать разнообразие маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое.

В тех случаях, когда имеется возможность создать для них экологически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, ротаном.

Карась предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем­ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) — повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для

его содержания в аквариуме должны быть большие камни, коря­ги, которые служат укрытием: за ними ротан затаивается, из-за них молниеносно нападает на добычу. Большая голова, большой рот, маскировка, затаивание, быстрое нападение — типичные при­знаки хищника, с которыми дети могут познакомиться в процес­се наблюдений.

Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра­щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер­жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто­янного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ­ным количеством растений и оборудованным освещением, уста­навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под­вижные рыбы, на стеклах — отдельные зеленые точки-водоро­сли.

Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 — 5°С). При соблюдении этого условия уход за аквари­умом несложен и отнимает немного времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю­чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по­кормить их.

Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп­ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу­ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 — 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени — собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер­шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

3В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх­ней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря­док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет­верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует­ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз­ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва­ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав­лять без воды даже на несколько часов.

Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не­сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что­бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по­этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм — маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото­рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер­вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.

Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове­ние у них заболеваний.

Болезни рыб.У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен­но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив­шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя­лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений.

Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению.

Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста­новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 — 22 °С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 — 3 л с водой из аква­риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5 — 10 мин в банке с чистой водой из аквари­ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля­ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи­ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще­на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе­ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла­коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби­отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной.

Зодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель­чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа­ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-

красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту­беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать.

Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу­хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение — сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма­лых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и взаимозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной
среде обитания;

3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

При подборке аквариума для живого уголка прежде всего надо обдумать его размеры, т. е. объем, а лишь потом думать о его форме.

Это объясняется тем, что именно от объема зависят степень сложности ухода за этим аквариумом, а также количество рыб, которое можно будет в нем содержать.

Если объем аквариума не превышает 80—100 л, то уход за ним может стать довольно проблематичным. Растения непропорционально и быстро растут, а копающие рыбы могут перетаскивать элементы оформления.

Кроме того, при большой плотности заселенности рыбок среди них возникают и быстро распространяются инфекционные заболевания, а также они подвергаются стрессу из-за скученности.

Если все эти моменты учтены, стоит задуматься и о форме аквариума. Форма его определяется особенностями помещения, в котором будет расположен уголок живой природы. Также следует учитывать, что аквариумы некоторых форм (например, слишком высокие) могут оказаться неудобными для чистки.

Затем необходимо определиться, какой аквариум лучше всего подойдет для помещения, в котором будет располагаться живой уголок.

Одной из самых проверенных моделей аквариума долгое время являлся каркасный аквариум.

До недавнего времени альтернативы ему практически не существовало, хотя он изготавливался из недолговечных материалов: каркас был металлический, поэтому достаточно быстро ржавел, замазка постепенно разрушалась, со временем аквариум начинал протекать и требовал ремонта.

Теперь многое изменилось: каркасы для аквариумов делают из пластмасс, возможно даже использование алюминия. Цвет аквариума подбирают под интерьер.

При этом можно выбрать яркие цвета, которые будут привлекать внимание детей.

Кроме того, под аквариум можно сделать подставку, благодаря которой аквариум будет располагаться на удобной для наблюдения за рыбками. В детских учреждениях это имеет особенно большое значение, потому что помогает обезопасить детей от возможных травм. Закрывать аквариум сверху стеклом необязательно, это зависит от того, какие виды рыб у вас будут жить.

Очень важно обратить внимание на качество изготовления аквариума. Спорным является вопрос о выборе органического стекла, или плексигласа для стенок аквариума.

Большим преимуществом аквариумов из оргстекла является огромное разнообразие форм, которые можно придать аквариуму. Органическое стекло обладает меньшей теплопроводностью, чем обычное стекло.

К тому же оргстекло не желтеет со временем, его сложнее разбить. Аквариумы, сделанные из оргстекла, весят меньше сделанных из других материалов, однако они требуют более тщательного ухода, поскольку их очень легко поцарапать.

Нередко при изготовлении аквариума края плексигласа сваривают между собой, поэтому такие аквариумы никогда не протекут.

В детском саду имеет смысл использовать простой и наиболее распространенный пресноводный аквариум, который удобен для содержания.

Дело в том, что морской аквариум должен быть достаточно большим, чтобы поддерживать внутреннее равновесие. Он очень сложен в содержании, поскольку, чтобы создать оптимальные условия жизни для морских животных, надо воспроизвести и постоянно поддерживать уровень и состав морских солей на определенном уровне.

Чаще всего устраивают общие аквариумы – с большим разнообразием видов растений и рыбок, не объединенных какой-то определенной тематикой. Однако в живом уголке можно создать и так называемый коллекционный аквариум.

В акватеррариуме (палюдариуме) вместе с рыбками можно содержать и земноводных. В таких емкостях часть грунта не заливается водой, амфибии могут свободно выходить на сушу. Растительность в таком палюдариуме может быть как водной, так и наземной.

Поскольку в нем постоянно поддерживается очень высокий уровень влажности, этот вид аквариума подходит для высаживания растений заболоченных мест, а также растений тропиков.

В акватеррариуме можно содержать как экзотичеких амфибий (например, квакш), так и местных. Гребенчатые тритоны, остромордые лягушки, жабы (серая, зеленая) могут быть размещены в палюдариуме временно. Их можно принести, чтобы показать детям, весной, однако затем стоит отпустить. Эти амфибии все равно впадают осенью в спячку, а обеспечить им нормальную зимовку в условиях живого уголка очень проблематично.

При совместном содержании амфибий и рыбок важно помнить, что эти животные могут представлять опасность друг для друга.

Можно сосредоточить внимание не только на животных в аквариуме, но и на растениях. В этом случае устраивают так называемый голландский аквариум, в котором растения преобладают над остальными организмами.

Помимо обычных, декоративных аквариумов, в живой уголок имеет смысл приобрести и специальный аквариум-нерестовик в зависимости от вида рыб (20–30 л в среднем).

Он предназначен для создания оптимальных условий для размножения рыб, причем для каждого вида условия подбираются индивидуально согласно требованиям этого вида. Размер нерестовой емкости зависит от конкретных требований для каждого вида рыб, их размера и плодовитости. Однако не следует думать, что если размножаемые рыбки небольшого размера, то и емкость для нереста им требуется небольшая. Во-первых, многие рыбки в естественных условиях имеют много места, чувствуют себя комфортно, а во-вторых, в больших аквариумах всегда больше вариантов, куда отложить икру, а значит, рыбка будет менее ограничена в выборе.

В нерестовике очень важен постоянный контроль за качеством воды, температурой и содержанием кислорода. Важна поддерживать чистоту в авариуме, чтобы недавно выметанная икра не погибла.

Желательно также иметь в живом уголке карантинно-лечебный аквариум (в нем держат рыбок для исключения у них какого-либо заболевания примерно месяц, прежде чем подсаживать в общий аквариум).

После того как выбор аквариума совершен, надо остановиться на его расположении в комнате. Не следует размещать аквариум в очень светлом месте, недалеко от окна или другого источника освещения.

В этом случае на аквариум будут падать прямые солнечные, вода в нем будет часто цвести, а стекла будут покрываться налетом.

Поэтому лучше поставить аквариум в затененном месте, а освещение сделать искусственным. Важно учитывать при установке аквариума наличие свободного доступа для обслуживания и кормления рыб, а также наличие розеток для подключения аквариумных приборов.

При установке большого аквариума, к которому будут иметь доступ дети, необходимо учесть прочность пола и напольного покрытия, а также хорошо закрепить основание аквариума.

Важно подготовить подставку, на которой будет стоять аквариум. Она должна быть выровнена и ни в коем случае не должна раскачиваться.

Поверхность подставки должна быть без бугров и из водостойкого материала, чтобы ее не перекосило от попавшей воды, иначе аквариум может лопнуть или дети смогут его уронить.

На поверхность подставки обязательно кладется прокладка из пенопласта, поскольку дно аквариума может лопнуть из-за любого камешка, случайно попавшего под него, а, кроме того, аквариум без такой прокладки будет царапать мебель, на которой стоит.

Аквариум в живом уголке – это не просто емкость с водой, в которой живут рыбки. Он должен украшать помещение, привлекать внимание детей, за рыбками должно быть легко и приятно наблюдать, аквариум должен быть доступен. В большом помещение его можно использовать в качестве стенки или ширмы.

Однако важно не забывать при этом о технике безопасности: всю технику, связанную с уходом и обслуживанием аквариума, необходимо прятать в шкафу или тумбе под аквариумом. Изготавливают даже специальный аквариум-колонку. Это тумба многоугольной формы или этажерка, к которой прикреплен собственно аквариум; высота такой конструкции – до 1,5 м.

Этот аквариум очень удобен для живого уголка, так как можно использовать и полки на тумбочке (например, для других мелких аквариумов). На полочках можно разместить фигурки рыбок, рисунки и т. д.

Однако важно при этом хорошо укрепить аквариум, чтобы, даже если ребенок неосторожно заденет этажерку, она не опрокинулась.

Кроме того, надо помнить, что далеко не все рыбы чувствуют себя комфортно в таком вертикальном аквариуме.

Аквариум лучше всего поставить к стенке, а на заднюю стенку можно приклеить фон.

Затем в аквариум засыпается предварительно промытый и прокипяченный грунт.

Если в аквариуме планируется посадить живые растения, слой грунта в нем должен быть не менее 3–5 см, а если все растения будут искусственными, достаточно положить на дно столько грунта, чтобы нормально закрепить растения.

Очень важно подготовить для аквариума воду. Ее необходимо отстаивать примерно неделю. От хлора воду избавляют фильтрацией через активированный уголь, кипячением или выстаиванием.

Для украшения аквариума, придания ему декоративного вида в него помещают различные камни (туф, лаву, гранит), раковины и коряги. При украшении раковинами важно не нарушить жесткость воды, так как раковины повышают ее. Перед тем как класть в аквариум все украшения, их обязательно надо промыть и затем обдать кипятком.

После засыпания грунта можно аккуратно заливать воду и устанавливать всю аппаратуру.

В любом аквариуме в условиях средней полосы России необходим обогреватель, так как большинство рыбок, содержащихся в нем, чрезвычайно чувствительны к переохлаждению.

Его лучше установить рядом с всасывающей частью фильтра. Тогда фильтр будет быстро разгонять прогретую воду по аквариуму, препятствуя ее застою в одном месте. Обогреватель подбирается по мощности из расчета 1 Вт на 1 л. Лучше с терморегулятором.

Если аквариум объемом более 90 л, в нем имеет смысл устанавливать наружный фильтр. В более мелких аквариумах, как правило, достаточно внутреннего фильтра. Стандартный фильтр должен прокачивать 2–3 объема аквариума в час. Однако, если в аквариуме много живых растений, достаточно 1–2 объемов в час.

При установке наружного фильтра его всасывающая трубка должна располагаться как можно ближе к грунту, желательно даже выкопать в нем специальную ямку. Выброс же очищенной воды должен производиться как можно дальше от места водозабора. Если установлен внутренний фильтр, то надо установить его всасывающую часть как можно ближе ко дну, но выброс воды должен осуществляться у поверхности воды.

В этом случае вода циркулирует по кругу, а верхние слои, богатые кислородом, перемешиваются с бедными кислородом нижними слоями, а затем вновь втягиваются фильтром и выбрасываются наверх, где и происходит их очередное обогащение кислородом. Хороши для аквариумов фильтры со встроенными в них грелками, однако из-за поломки одной части выходят из строя сразу обе. В качестве подстраховки на случай поломки фильтра можно приобрести микрокомпрессор. Он будет перемешивать слои воды с разным содержанием кислорода, при этом сами пузыри, которые он производит, слишком крупны для того, чтобы растворяться в воде, поэтому они увеличивают общую площадь воды, а значит, способствуют ее насыщению кислородом. Самый удачный вариант – комбинирование микрокомпрессора с внешним фильтром. В последнем обитают нитрифицирующие бактерии, они нуждаются в кислороде, а забор воды в фильтре происходит из бедных кислородом слоев воды. При установке микрокомпрессора не забывайте об установке обратного клапана, который предотвращает вытекание воды из аквариума.

Освещение в аквариуме производится лампами накаливания и люминесцентными лампами (рис. 1).



Рис. 1. Типы аквариумных светильников: а – с люминисцентной лампой; б – с накаливания лампой; в – комбинированный

В аквариумах, где есть живые растения, лампы накаливания устанавливаются из расчета примерно 1 Вт на 1 л или чуть меньше. Лампы устанавливают у передней стенки аквариума и по центру сверху. Не стоит располагать их у задней стенки: рыбы в этом случае не будут выглядеть яркими. Большинству рыб освещение нужно не только для того, чтобы найти корм, поэтому если в аквариуме нет живых растений, то освещение включается тогда, когда это удобно.

Однако необходимо помнить, что при содержании рыб в уголке природы очень важно показать детям их декоративность, а она заметно уменьшается при недостаточном освещении. В этом случае рыбы имеют блеклую, неяркую окраску.

Если это произошло, рыбкам надо немедленно обеспечить более яркое и продолжительное освещение, тогда окраска восстановится.

Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные, видовые потребности рыб в освещении. Важно помнить, что при световом периоде более 12 ч возрастает риск нарушения биологического равновесия, следствием чего может быть зацветание воды в аквариуме. Всем рыбам необходим темный период суток для отдыха, при его недостатке рыбки становятся более подверженными стрессу и болезням.

При покупке живых растений для аквариума их обязательно надо осмотреть. У приобретенного растения должны быть здоровыми корневая система, листья. При выборе рыбок следует руководствоваться примерно теми же принципами. Рыбка должна выглядеть здоровой, чешуя не должна отставать от кожи, на ней не должно быть никаких пятен и налета, на коже недопустимы кровоизлияния, ранки, даже самые незначительные. Рыбка должна быть подвижной, ровно плавать, не переворачиваясь.

В комплект к аквариуму необходимо приобрести и оборудование для постоянного ухода за ним: грунтоочиститель, различные сачки (рис. 2), магнитный стеклоочиститель губку или небольшую щетку для чистки камней и искусственных водорослей, можно использовать приметивный бритвенный скребок для очищения стекол от водорослей.

За аквариумами рекомендуется ухаживать 1 раз в неделю. Уход включает в себя контроль за состоянием рыб и растений, очистку стекол, промывание внутреннего фильтра, чистку грунта с одновременной заменой старой воды на свежую. Еженедельно заменяется 1/4—1/6 от всего объема воды в аквариуме. Также проводится чистка элементов оформления и искусственных растений, если они есть.

Живые растения приводятся в порядок, удаляются отмершие и пожелтевшие листья, гнилые стебли.

Внешний фильтр чистят реже. Губку и синтепон лучше промывать не реже 1 раза в 1–2 месяца. Субстрат для бактерий, если он служит наполнителем, надо промывать в аквариумной воде по мере загрязнения. Активированный уголь в наполнителе надо менять от 1 раза в 1–2 недели до 1 раза в месяц. Сам по себе он является хорошим субстратом для нитрифицирующих бактерий.



Рис. 2. Сачки: а, б – матерчатые; в – стеклянный

Кроме наполнителей, 1 раз в 1–2 месяца желательно промывать винт, который гоняет воду через фильтр.

Кормить рыбу надо обязательно при включенном свете. В этом увлекательном процессе могут поучаствовать и дети. Количество брошенного корма должно быть таким, чтобы он съедался рыбами не более чем за 10–15 мин. В противном случае возможно переедание, которое не менее, а то и более опасно, чем недоедание. Если рыбки не съели весь корм за отведенное время, надо обязательно выловить его остатки сачком, чтобы избежать загнивания воды. На следующий день в этой ситуации рыб можно не кормить.

Один день в неделю, помимо этого, следует сделать разгрузочным: в этот день рыбок не кормят совсем. Кормить рыб можно готовыми комбинированными кормами, в которые уже включены все необходимые для них микро– и макроэлементы, витамины.

Но следует помнить, что в рацион рыбы в обязательном порядке должны входить и живые корма: трубочник, личинки комаров – мотыль, коретра.

Дождевых червей могут поедать только крупные рыбы, к тому же черви быстро умирают и загнивают на дне.

Плавающую кормушку надо ежедневно чистить, причем делать это не в аквариуме, а вынув ее из воды.

Давать корм следует 1–2 раза день, причем в определенное время, лучше всего в утренние и дневные часы.

Привлечь внимание детей к обитателям аквариума можно, если выработать у рыбок условный рефлекс на прием пищи. Каждый раз, перед тем как поместить в кормушку корм, надо постучать по стеклу, а затем тут же бросить в воду лакомство. Через несколько таких ежедневных повторов рыбки будут подплывать к кормушке, только заслышав стук по стеклу.

Аквариум можно идеально вписать в любые стилевые решения. При этом он станет изюминкой дизайна дошкольного учебного учреждения, а воспитатели смогут включить его в воспитательный процесс. У специалистов нашей студии большой опыт по созданию аквариумов под заказ для детских садов, развлекательных центров, развивающих студий.

Аквариум в детском саду

Вы можете быть абсолютно уверены в том, что наши аквариумы:

  • безопасны – не разбиваются, даже если сильно ударить игрушкой по стеклу, не протекают;
  • эстетичны – не только дети, но и взрослые с удовольствием будут любоваться красивым дизайном и оформлением;
  • экологичны – все оборудование сертифицированное и соответствует предъявляемым требованиям.

Живой элемент дизайна в профессиональном исполнении

Внимательно отношение ко всем мелочам и деталям вкупе с профессиональным подходом позволит сделать аквариум центральным элементом эксклюзивного интерьера частного детского садика, его лицом и визитной карточкой.

Лучше всего оформлять искусственный водоем в соответствии с запросами малышей. Детей дошкольного возраста, прежде всего, будет привлекать красочный и необычный аквариум. Это может быть оформление в виде космического корабля, подводной лодки, затонувшего пиратского судна, города под водой, загадочного пруда в сказочном лесу и др.

Аквариум затонувший город

Сотрудники Студии Современного Аквариума много лет сотрудничают с ведущими московскими дизайнерами, в результате чего на свет появляются оригинальные проекты, часть из которых вы можете увидеть в нашем портфолио.

Мы подбираем растения, элементы декора, рыбок и иных обитателей, ориентируясь на цветовую гамму и иные внешние факторы, что позволяет создавать эксклюзивные дизайны, выполненные в соответствии с общей концепцией.

Аквариум пиратский корабль

Для чего нужен аквариум в детском саду?

Обустройство живых уголков в дошкольных учреждения – явление не новое, данная практика давно зарекомендовала себя только с положительных сторон. Искусственный водоем – великолепное наглядное пособие для экологического воспитания дошкольников и ознакомления их с живой природой. С его помощью можно без труда привлечь и удержать внимание малышей, рассказывая:

  • о водной экосистеме – ее составляющих, их взаимосвязи, взаимозависимости, роли человека в поддержании баланса в естественных водоемах;
  • о своеобразии строения и особенностях поведения рыбок, моллюсков, ракообразных, черепах и др.;
  • о различиях между дикими рыбами и декоративными аквариумными обитателями;
  • о способах размножения различных видов, развитии мальков, заботе родителей о потомстве.

Основные преимущества наличия аквариума в дошкольном учреждении:

  1. Это стильно и красиво. Такой элемент интерьера сразу же привлекает к себе внимание, работает на имиджа владельцев и руководителей учреждения.
  2. Воспитатели могут использовать аквариум как тренажер для решения различных логических, математических задач и т.п. Например, можно попросить детей посчитать, сколько рыбок справа, а сколько слева, где больше рыбок - вверху или на дне. В младших группах малыши с удовольствием будут показывать рыбок того цвета, о котором спрашивает воспитатель.
  3. Аквариум дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности, заботы, любви ко всему живому. Воспитатели могут задействовать детей из старших групп в кормлении обитателей, чистке емкости, включении фильтров/подсветки и т.д.
  4. Удовлетворяет познавательный интерес, провоцируя пытливость ума малышей. При виде аквариума у ребенка сразу же возникает уйма вопросов. Откуда родом эти рыбки? А чем они питаются? Для чего в аквариуме грунт? Почему одни растения низкие, а другие высокие? Как общаются рыбки между собой, как они понимают друг друга? Как они обходятся без воздуха? Ответы на эти вопросы открывают суть вещей и расширяют кругозор, а их поиск развивает логическое мышление, фантазию и другие качества, которые очень пригодятся в будущем.
  5. Создает атмосферу релакса, комфорта, спокойствия, что особенно актуально при необходимости успокоить плачущего новичка или утихомирить слишком активных, не в меру разыгравшихся малышей.

Обратившись в Студию Современного Аквариума, вы решите любые вопросы не только с проектированием, изготовлением и обустройством аквариума в рамках имеющегося бюджета, но и его дальнейшим обслуживанием. Мы избавим руководство детского учреждения от любых проблем с эффектным и полезным искусственным водоемом, мгновенно отреагируем на любую нештатную ситуацию, выступим гарантом безопасности.

Читайте также: