Социализация детей с тнр в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шарапова Нина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №23
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социализация детей с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду"
Раздел: дошкольное образование

Важнейшим условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми

человеческое общение. Эффективным условием нормализации и развития вербального

общения является включение ребенка с особыми образовательными потребностями в

коллектив здоровых сверстников. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у

сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить

основы социального здоровья.

Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои особенности.

Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального

опыта и последующее осознание модели

поведения в разнообразных жизненных

коммуникации. Вместе с тем, на формирование личности и социализацию влияют и

особенности развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.

К ним можно отнести:

снижение активности, затрагивающее все виды деятельности ребёнка;

нарушение эмоционально – волевой сферы

неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность);

низкий уровень сформированности навыков самообслуживания;

педагогами должна проводится работа, направленная на социализацию ребёнка, в

диагностический) в ходе которого проводится

диагностика личностного развития

ребенка, разработка индивидуального образовательного маршрута, составление плана

мероприятий по социализации ребёнка с ТНР.

Следующий этап – реализация индивидуального образовательного маршрута и

плана мероприятий по социализации ребёнка.

отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка

- Утро радостных встреч когда дети называют друг друга ласковым именем, желают

добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

“Задушевные посиделки”, где ребёнок и взрослые рассказывают интересные истории

из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные).

- Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и

- Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения,

совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек

из киндерсюрпризов, ключи, календари по темам и многое другое).

- Участие в персональные творческих выставках повышают статус ребенка в группе,

способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Знакомство детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с артикуляционным аппаратом Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Особенности коммуникации у детей с речевыми нарушениями ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает.

Упражнения на развитие пассивного словаря детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. Отгадай загадку и покажи отгадку! Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современный этап развития отечественной системы специального образования проходит под эгидой включения детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающий социум, признания прав этой категории детей на получение образовательных услуг наравне со здоровыми сверстниками. Вхождение в социум детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) затруднено целым рядом причин, среди которых нарушение познавательной деятельности, своеобразия эмоционально-личностной сферы, проблемы интеллектуального, сенсомоторного и речевого плана. Важнейшим условием успешной социализации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями, как и для его, успешно развивающегося сверстника, является человеческое общение.

В настоящее время в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционно-педагогического воздействия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста.

Социализация детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой, адекватного реагирования на происходящие изменения, в достижении своих целей, что может привести к дисбалансу в поведении.

Всё большую значимость приобретает положение Л. С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребёнка. Семья, как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности.

В нашей ДОО на сегодняшний день нет групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ОНР I, II и III уровней), посещают общеразвивающие группы общеобразовательного учреждения инклюзивно по рекомендации территориальной ПМПК.

Такие дети испытывают трудности коммуникативного характера, им трудно установить контакт со сверстниками, так как сказывается недостаточность языковых средств. Дети старшего дошкольного возраста начинают стесняться своего дефекта, появляются комплексы. Поэтому важнейшей задачей педагогов ДОО является обеспечение их благоприятного социально-личностного развития и социализации в обществе.

В нашем учреждении формируется система педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи в общеобразовательную среду. Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с тяжелым нарушением речи.

Работа учителя-логопеда ведется трех направлениях:

1. Работа с ребенком – коррекция речевых нарушений.

2. Работа с родителями - приобщение их к проблемам ребенка.

3. Работа с педагогами – разъяснение специальных знаний по логопедии.

hello_html_m3b2f31cd.jpg

Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. В первую очередь логопед занимается постановкой звуков и работой направленной на развитие фонематического слуха. Затем происходит автоматизация звука – в слогах, словах, предложениях. Ведется работа над грамматическим строем речи, ребята учатся правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже. Пополняется словарный запас дошкольника. Дети учатся подбирать обобщающие слова, образовывать притяжательные прилагательные, называть качество предметов, подбирать слова с противоположным значением. Далее выполняется работа над развитием связной речи. Дети составляют рассказы по картине, по серии картин, пересказывают небольшой текст. Ребята, посещающие логопедический пункт, участвуют в небольших театрализованных представленьях. Такая работа проводится не только для автоматизации звука в речи, но и помогает в решении проблем коммуникативного характера.

Одним из важнейших направлений в работе учителя-логопеда является просвещение родителей. Ведь для успешной коррекции и развития детей с нарушениями речи, их социализации необходимо сначала изменить поведение находящихся рядом взрослых, приобщить их к проблемам детей, помочь создать комфортную семейную среду. Работа с родителями должна стать неотъемлемой частью коррекционной работы, тщательно планироваться и осуществляться регулярно и целенаправленно.

hello_html_11c7b230.jpg

В настоящее время в нашем ДОО внедряются новые формы работы с родителями – проведение совместных с учителем-логопедом, детьми и родителями занятий. Сначала родители получают теоретические знания – устные консультации, памятки, буклеты с полезной информацией. Затем родитель (мама) присутствует на занятии в роли наблюдателя, учится копировать действия логопеда, соблюдать последовательность, чтобы в дальнейшем повторять занятия дома. Далее маме предлагается поучаствовать в отдельных эпизодах занятия.

hello_html_66696e1a.jpg

На о ткрытых фронтальных занятиях по подготовке детей к обучению грамоте родители видят каких успехов достигли их дети после совместной работы. Они видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка. В результате у ребенка появляется возможность намного быстрее преодолеть трудности речевого характера, а значит решить сопутствующие проблемы – социализации в обществе.

Другим, не менее важным направлением работы учителя-логопеда является сотрудничество с воспитателями. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:

- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы;

- активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных возможностей детей с нарушением речевого развития;

- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных способов социального взаимодействия.

Воспитателю, в группе у которого есть ребенок с тяжелым нарушением речи нужно понимать, что ему трудно реализовать себя и почувствовать значимым в какой-то сфере деятельности. Эти знания учитываются при организации сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности. Такие виды деятельности являются прекрасным средством развития коммуникативных способностей детей с нарушением речи.

Во время подвижных игр на прогулке воспитатель следит за тем, чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное время таким детям предлагается индивидуальная работа – проговаривание слов с автоматизируемым звуком, составление рассказов, игры для развития мелкой моторики.

hello_html_21023608.jpg

Совместные праздники и экскурсии также показали себя как эффективные формы работы по социализации детей с тяжелыми нарушениями речи. Н а экскурсиях дети учатся действовать в группе, в команде; учатся подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других; приобретают опыт общения с большим количеством говорящих людей разного возраста; учатся ориентироваться в ближайшем окружении; совершать мелкие покупки; осуществлять заказы; получать нужную информацию; соблюдать правила поведения в салоне транспорта; ориентироваться в объектах живой природы и наблюдать за ними

Совместная работа воспитателей и логопеда дает положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В ходе такого педагогического сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.

Previous
Next
Play
Pause


Подготовил:
Воспитатель группы тнр Ивлева Н.В.

Проблема социализации детей дошкольного возраста в обществе, социальные взаимоотношения в настоящее время очень актуальны.
Выросло и число детей с тяжелыми нарушениями речи. На это влияют экологические, биоло­гические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому очень остро встают вопро­сы раннего распознавания, квалифицированной диагно­стики и выбора адекватных методов коррекционного воз­действия в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Данная проблема у детей с тяжелым нарушением речи без своевременной коррекции перерастает в социальную:
-вызывает трудности в общении с окружающими (затруднит вхождение в социум);
-вызывает трудности в обучении грамоте и овладении письменной речью.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать для успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, внимательно изучив систему их взаимодействия с взрослыми и сверстниками в быту, в ролевых играх, в ситуациях нерегламентированного общения, я заметила, что практически у всех детей существовали проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, повышенная тревожность, неустойчивость эмоциональных состояний и даже агрессивность. А так как дети пришли из разных детских садов, то присутствовали трудности вхождения в коллектив, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера, а зачастую отказ от вступления с ним в контакт.

Наблюдая за трудностями детей во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающими (взрослыми и сверстниками) наметила задачи, которые помогли детям социализироваться в коллективе.

1. Добивалась единых требований в воспитании и общении детей в ДОУ и семье. Консультировала родителей по семейному воспитанию, по социализации ребенка в предметном мире, в отношениях со взрослыми и детьми,

2.Стимулировала коммуникативную, познавательную, игровую и другие формы активности в разных видах деятельности.

3.Развивала компетентность в сфере отношений к миру, людям, себе, вовлекала в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

4.Создавала условия для реализации основных социальных потребностей детей в общении, самореализации, активном присвоении социального опыта.

5.Способствовала активному вхождению ребенка в социум, развивала его умение строить социальные отношения с окружающими.

6.Развивала способность сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.

7.Способствовала формированию адекватной самооценки.

Решение данных задач на практике осуществляла по следующим направлениям:

1.Развитие коммуникативных навыков (индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной коммуникативной деятельности.)

2.Формирование эмоциональной стабильности, нравственности и положительной самооценки.

3.Педагогическое сопровождение воспитанников и их родителей.

4.Создание предметно-развивающей среды и обеспечение условий для вхождения детей в социум, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

В своей работе эти задачи я старалась решать с помощью всех видов игр: сюжетно – ролевых, подвижных, театрализованных, дидактических. А так же с помощью решения проблемных ситуаций, обсуждения проблемных картин, рассказов, сказок и собственного творчества детей. Главное - обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты. Развлечения, праздники, КВН, досуги на различные темы, совместные выставки помогали возникновению межличностных отношений и укрепили статус детей в детском сообществе

Через игру ребенок усваивает мир взрослых со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Поэтому ребенок нуждается в благоприятной социально педагогической развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение. В группе совместно с родителями создали развивающие центры: экологии и экспериментирования; "Моя родина - Россия", "Мой родной город", изобразительного искусства, театра и музыки, центр сюжетных игр.

Все эти центры способствовали эмоциональному, познавательному, коммуникативному развитию, овладению детскими видами деятельности.

Семья первоначальное пространство социализации ребенка дошкольного возраста – возраста, когда его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей, качества детско-родительских отношений, педагогической компетентности.

Поэтому приходится не только восполнять несостоявшееся общение родителей с детьми, но и учить их разговаривать с ребенком. Ведь часто воспитатели и родители по-разному смотрят на вопросы воспитания и обучения ребенка. Это несовпадение взглядов осложняло взаимодействие, однако в указанных различиях заключался основной смысл сотрудничества, направленного на создание единой цели воспитания и обучения детей, основанного на взаимодополнении.

Формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком помогли совместное изготовление поделок и рисунков на выставки.

Предложила родителям, как можно организовать совместную деятельность с детьми в домашних условиях:

- легоконструирование (дом, дача, гаражи, полиция, ж/дорога и т.д.)
- моделирование (изготовление движущихся игрушек)
- игры-фантазии (в них родитель и ребенок фантазируют над событиями из совместно прочитанных книг, мультфильмов (рисунки, картинки с изображением героев)
- дидактические (развивающие игры) (обеспечить ребенка заданиями и разными играми в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями) Устраивать дома вечера с использованием дидактических игр - лото, головоломки, интеллектуальные игры.
- игры с правилами социального содержания
- этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, о городе, родной стране, мире
- экскурсии (город, школа, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями)
- игры-путешествия по родной стране, городу
- чтение художественной литературы
- рисование на социальные темы (семья, труд людей, школа и т.п.)
- для родителей часто болеющих детей планирую ввести Он-лайн общение

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Совместная работа педагогов и родителей проводимая в детском учреждении с семьей, имеет следующий результат:

• ребенок в центре внимания и отношений;
• родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения внутри своей семьи;
• педагоги узнают больше о семье и ребенке;
• дети чувствуют себя комфортней, спокойней, увереннее в социуме;
• расширяется круг общения и взаимодействия, как для родителей, так и для детей;
• полученный опыт взаимодействия выносится и используется за пределами детского сада в других ситуациях (дома, во дворе, на прогулке и т. д.).

Читайте также: