Социализация аутиста в школе

Обновлено: 08.07.2024

Постепенно увеличивайте продолжительность нахождения ребенка в группе по мере роста терпимости ребенка к подобным условиям. Желательно принести в группу все любимые поощрения ребенка, по крайней мере, в первое время, чтобы установить сочетание между поощрениями и группой.

Сначала договоритесь с типично развивающимся ребенком, что он будет предоставлять ребенку с аутизмом все его любимые поощрения без каких-то условий. Играйте в любимые игры ребенка с аутизмом, включая в них типично развивающегося ребенка. Объясните типично развивающемуся ребенку, как лучше разговаривать, прикасаться, играть с ребенком с аутизмом, учитывая его особенности.

Роль помощника часто повышает самооценку типично развивающегося ребенка, который гордится тем, что помогает другим. Кроме того, это помогает ему понять, что все люди очень разные и особенные.

Для детей, у которых пока очень низкий уровень навыков, или тех, кому сложно переносить присутствие других детей, социализация должна быть крайне медленным и осторожным процессом. Хотя мы мечтаем о том, чтобы в будущем все дети смогли учиться вместе, мы должны быть уверены, что ребенок с аутизмом попадет в ту среду, которую он может переносить и в которой он в состоянии учиться.

Иногда это очень непросто, но это то, что стоит любых усилий!

Как помочь ребенку быстрее начать говорить 1. Приучайте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда.

Особенности речевого развития детей с аутизмом Составитель: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Шикина О. Н. ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и.

Помощь воспитателям при работе с детьми с аутизмом. Помощь педагогам при работе с детьми с РАС «… Я не понимаю, что такое лето, Я не знаю, что это - зима… Я не слышу шум прибоя И не вижу.

Рекомендации педагогу по работе с детьми с аутизмом Педагогу необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника.

Рекомендаций для родителей воспитывающих ребёнка с аутизмом Рекомендаций для родителей воспитывающих ребёнка с аутизмом • вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие; • вам следует.

С чего начинать физическое развитие ребенка

С чего начинать физическое развитие ребенка Мы часто слышим: с какого возраста начинать физическое воспитание детей? Ведь многие родители не ставят перед собой цель вырастить олимпийских.

Как воспитывать ребенка с аутизмом Ребенок, страдающий аутизмом, – это ребенок с особыми потребностями, и к его воспитанию нельзя подходить, как к воспитанию обычного малыша.

Процесс социал изации - это процесс в заимодейств ия личности и общества.

Данное взаимодейств ие включает в себя, с одной стороны, способ передачи

индивиду социальн ого опыта, способ включения его в си стему общественны х

отношений, с д ругой стороны, процесс личн остных изме нений.

Исследования показывают, что инклюзивное образование по ложител ьно влияет

на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки

зрения позитивного со циальног о по ведения. Школа являетс я той естественн ой средой,

которая готовит р ебёнка к дальней шей самостоятельной жизни, к соци альному

Дети с расстро йствами аутистиче ского спе ктра составляют наиболее трудно

адаптируем ую группу д етей с ОВЗ (ограниченные возможн ости здоровья). Но для того ,

чтобы ребенок с аутизмом социализировал ся, не требуется дорогостоящих препаратов

и медицинских п риборов. Для так их детей, прежде всего, необхо димы люди.

поведения детей с аутизмом и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нуж но, чтобы

Основными проблемами социальной адаптации д етей с р асстройствам и

Издавна бытующ ее мнение о том, что детям с расстройств ами

аутистическ о го спектра не д остает мотивации к общен ию, часто ошиб о чно. Многи е

дети с аутизмом, на самом деле, стре м ятся к общению, однако, у этих детей часто

недостаточно н а выков для э ффективно й коммуник ации.

Аномалия или полное отсутств и е речи усложняю т процесс взаимодействия с

окружающим и , дети зачастую не стремятся компенси ровать отсутствие речи

невербальными средствам и общения: мимикой, жестам и.

В социальной адаптации, социализации д етей с аутизмом большую роль играют

Много исследовани й в области аут и зма было посвяще но рол и сверст н иков с

типичным развит ием в социальном обучении детей с расстройствами ау тистич еского

спектра (РАС). Когд а ребенок с осо бенностями на х одится в среде обычны х

сверстников, он видит другие модели поведения – такие, которые он не может увидеть ,

просто находясь в семье, даже если у него самые лучшие родители и педагоги. Очень

часто имитация поведения сверстника д ает гораздо б олее выраженный эффект, чем

Возможность видет ь другие модели поведения и пробовать их – одна из главных

позитивных ст орон совместного о бучения для особ ого ребенка.

Основной прин ц ип любог о обучения с участием р овесников в том, что бы научит ь

детей с типичным развитием общаться с аутичн ы ми ровесникам и так, чт обы у тех было

как можно больше возмо жносте й для социально го взаимоде йствия. Эта цель

достигается с помощью очень разны х стратегий, которые зависят от возраст ной группы,

индивидуальн ых особенносте й конкретного ребенка с аутизмом и ресурс о в

Специалисты ресурсного класса используют в своей практике такие стратеги и,

как игровые гр уппы, групповое о б учение, обучение ровес н иков иниц иации общ ен ия.

Игровые группы - этот тип вмешате льства означает, что опытный взросл ый

руководит гр у ппой типичных детей и детей с РАС во время структурир ованного

совместного досуга с поддержкой, при этом взрослый акти вно поощряет общение детей

друг с другом. Фактически дети с аутизмом и без встречаются на короткое время, чтобы

проектах ( например, изготовление открытки к 8 Марта, поделки к Н овому году), а

Групповое обучени е. Весь класс учится т ому, как лучше вести себя с

конкретным аутичным ребенком или с несколькими детьми и какие тех ники применять

при общении с ними, чтобы их поддержать. Это обучение проходит во время «Уроков

общеобразовател ьных классов о том, что такое аутизм, как понять с ребенком с

Обучение ро весник ов инициаци и общения. Такой подход о значает, что

ровесников ребенка с аутизмом обуча ют тому, как инициировать общение с ним,

например, предлагать под елиться, просить о помощи или иначе привлекать внимание.

Это стр атегия помогает отрабатывать протоколы, нап ример, по обуче нию

В урочное и внеурочное время (на индивидуальных и фронтальных занятиях, на

занятиях кружка, переменах, в столово й, при посещении контактного зоопарка,

кукольного театра, на общешкольных праздника х ) ребенку с аутизмом дается большое

количество возможностей для общения. Таким образом, д ля детей с аутизмом

увеличивается общее количество возможносте й для практики в социальных навыках и

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много

научных р абот учеными разных стран, где эта практика существует у же д олгие годы.

Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми

Общение с особенными детьми развивает у нормотипичных ровесников навыки

помощи д ругим людям в целом (даже если у них нет аутизма). Они лучше понимают

окружающих, д емонстрируют терпимость к тем, кто отличает ся, а это может уменьшить

случаи травли в школе. Дети учатся очень многому, напр имер, понимать, что такое

аутизм, б ыть более у веренными в себе, б ыть б олее ответств енными, не п р иним ать сво и

Кроме того, работа в инклюзив ном классе, где созданы специальные

образовательн ые условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий

непростые осо б енности р ебенка с а у тизмом, легко на йдет под х од к про блемам обу чения

у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью

специалист ов ресурсного кла сса, поэтому выигрывают все дети.

Несмотря на п о зитивные д оказательств а в поддержку этого общения, существ уют

опасения и у р одител ей нормотип и чных детей. Их интересуют вопросы:

- Могут ли дети с РАС представля т ь собой оп а сность для об ычных д етей?

Агрессивность н е является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут

обороняться в отв ет на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку. Иногда

поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытаетс я

сообщить о своих неприятных о щущен иях, на пример — из - за слишком г р омких звуков

или с и льных запахов. Важн о помнить, что дети, у которых есть потен циально

опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в

- Детям свойственн о пов торять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети

с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть л и спос обы этого

Возможно, чт о другие дети будут иногда повторять какие - то действия своих

одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение,

потому что у них сформ ированы свои, п р ивычные фо р мы поведения для воз н икающи х

жизненных ситуац ий. Если у детей п оявятся вопросы, почему их одноклассник с РАС

ведет себя и менно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему

Следует отметить, что воспитание и обучение детей с ограниченными

возможностями здо ровья в общеобразовательном прост р анстве – процесс сложный,

многогранны й и он возможен т олько когда в нем взаимодействуют все участни ки

образовательн ого процесса : это учителя, психолог, дефектолог, врачи, администрация

и конечно же р одители. Но це н тральной фигу р ой всегда о стаётся реб ёнок.

Аутизм неспроста называют синдромом века: в настоящий момент этот диагноз встречается все чаще. Несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме.

Наш внештатный корреспондент Александра Чканикова провела беседу с директором НПЦ ПЗДП им. Г. Е. Сухаревой, психотерапевтом высшей квалификационной категории Мариной Александровной Бебчук, с директором Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройства аутистического спектра МГППУ Артуром Валерьевичем Хаустовым, а также с некоторыми учителями московских школ.

В результате получился экспресс-справочник для педагога о том, каким образом может быть организовано обучение ребенка с аутизмом в массовой школе, к чему готовиться родителям и учителям.

Что такое аутизм?

Сегодня детский аутизм рассматривается как общее расстройство развития, то есть это не заболевание, но тяжелое нарушение психического развития. Существует несколько вариантов аутистических расстройств. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);

F84.1 – атипичный аутизм;

F84.2 – синдром Ретта;

F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

Итак, ребенок с РАС идет в школу…

Кто решает, где и как учиться ребенку с РАС?

Фактически, решение всегда принимают родители, и здесь возможны два сценария. Первый – если родители успели заметить, узнать и принять тот факт, что у их ребенка аутизм. Они вовремя обратились к врачу, ребенку был поставлен диагноз, на врачебной комиссии было уточнено, что интеллект ребенка сохранен (нарушения интеллекта являются единственным фактическим препятствием). Будущий школьник регулярно наблюдался у специалистов и получал необходимую психолого-педагогическую коррекцию. Таким образом, к семи годам многие аутистические симптомы у ребенка уже сглажены и, скорее всего, он готов к школе настолько, насколько позволяет его расстройство.

Второй сценарий – когда родители не знают, не видят, умышленно умалчивают о болезни своего ребенка. Естественно, в данном случае не было никаких комиссий, консультаций, никакой психолого-педагогической работы, и ребенок с запущенным расстройством оказывается в школе, где тоже никто не предупрежден. Это более сложная история для всех участников: мучительная для ребенка, сложная для педагогов и в конечном счете неприятная для родителей, так как РАС – не из тех диагнозов, которые пройдут сами собой. Рано или поздно всем участникам учебного процесса станет ясно, что у ребенка проблемы со здоровьем.

Если мы – ответственные родители, тогда…

Лучше всего, если на момент зачисления в школу по основному списку (то есть, к марту-апрелю) у родителей были готовы все документы, связанные с особенностями развития ребенка. Для этого в ноябре-декабре стоит показать ребенка на ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии.

Это постоянно действующий орган, задача которого – комплексное обследование ребенка на наличие того или иного диагноза, оценка общего уровня его развития и рекомендации по организации его образования. В состав комиссии входят разнопрофильные специалисты – дефектологи, логопеды, врачи (неврологи, психиатры). Они дадут родителям ребенка рекомендацию по поводу того, какая форма обучения ему подойдет и по какой программе ребенок сможет учиться.

До того, как пройти ПМПК, ребенок с РАС проходит врачебную комиссию при медицинском учреждении. Цель врачебной комиссии – определить диагноз, чтобы затем выбрать тип образовательной программы, соответствующий особенностям и интеллектуальному уровню развития ребенка.

Важно, что ПМПК работает в преемственности с врачебной комиссией. Например, на врачебной комиссии ребенок демонстрирует достаточный уровень интеллекта, чтобы учиться по программе 8.1 или 8.2, а на ПМПК не справляется с заданиями – тогда ПМПК обязана все равно рекомендовать ему учиться по инклюзивной программе.

Должны ли родители сообщить школе, что у их ребенка РАС?

По закону – нет, никто не обязывает родителей сообщать школе о том, что у ребенка аутизм. Они не должны предоставлять какие-либо справки – но, чтобы ребенок попал в подходящие для него условия, важно поставить администрацию школы в известность о том, что ребенок особый. В случае если родители своевременно не проинформировали школу о существующих у ребенка трудностях, то школа не будет готова обучать ребенка с РАС, и это приведет в итоге к серьезным затруднениям в организации учебного процесса – и для самого ребенка, и для всего класса.

Обычно первая встреча представителей администрации школы с будущим учеником и его родителями происходит во время формирования первых классов, в апреле-мае. В этот момент и без всяких справок специалистам (школьному психологу, логопеду, дефектологу) станет ясно, что с ребенком не все благополучно. Дальнейшие уточнения придутся на учебный год (осень), и неизвестно, сколько неприятных моментов успеет случиться с ребенком во время учебного процесса.

Как учатся дети с РАС?

Программы обучения

В соответствии с ФГОС существуют четыре разных варианта программы обучения детей с РАС, подразделяемые по степени интеллектуального развития ребенка.

Программа 8.1: по ней обучаются дети с сохранным интеллектом. Уровень их итоговых достижений должен быть таким же, как у сверстников. Дети учатся по обычным учебникам, по обычной программе и стандартному учебному плану. Разница заключается в том, что им обязательно дополнительно заниматься с психологом, логопедом. На период адаптации к школе ребенку может потребоваться тьютор.

Программа 8.2: обучаются дети с РАС, имеющие задержку психического развития. Их уровень итоговых достижений также должен соответствовать уровню сверстников, но учатся они в более пролонгированные сроки. Если ребенок ранее посещал дошкольную организацию и получал психолого-педагогическую коррекцию, срок его обучения в начальной школе составит пять лет. Если он не посещал дошкольную организацию – он будет учиться шесть лет.

Программа 8.3 – по этой программе обучаются дети с легкой и умеренной степенью интеллектуального нарушения. Это пограничная ситуация: с одной стороны, такие дети могли бы учиться в специализированных школах, с другой стороны, по желанию родителей они могут быть зачислены и в массовую школу. Предполагаемый уровень их итоговых достижений не соответствует уровню сверстников, они учатся по адаптированным учебникам. Срок обучения в начальной школе для таких детей – 6 лет.

Программа 8.4 – для детей с тяжелой степенью задержки интеллекта и множественными нарушениями развития. Как правило, такие дети имеют серьезные логопедические проблемы (не говорят совсем или имеют серьезные задержки речевого развития). Срок обучения по программе 8.4 – 6 лет, предполагаемый уровень достижений значительно отличается от уровня сверстников, при этом основной акцент делается в большей степени на социализацию ребенка, чем на академические успехи. Примерно 70% образовательной программы будет направлено на освоение ребенком бытовых навыков и жизненных компетенций.

Как может быть организовано обучение?

Что касается вариантов организации обучения для детей с РАС, то они могут быть следующие:

Полная инклюзия. Ребенок обучается в обычном классе вместе со сверстниками.

Инклюзивное образование с использованием технологии ресурсной зоны. Ребенок зачислен в обычный класс, но, когда у него возникают трудности, он может получить индивидуальную поддержку в отдельном помещении – ресурсной зоне. Эта форма возможна, если к ребенку приставлен тьютор и если в школе оборудована ресурсная зона – большой кабинет, где каждый ребенок с особенностями развития занимается индивидуально со своим тьютором.

Коррекционные классы в общеобразовательной или специальной коррекционной школе, или же ребенок обучается в спецшколе. И здесь возможны варианты – например, ребенок с аутизмом может попасть в класс, где собраны очень разные дети с очень разными нарушениями развития (интегрированный класс). Или, если у него наблюдается задержка интеллектуального развития, он может обучаться в классе с детьми с нарушениями интеллекта. Или же класс полностью укомплектован детьми с РАС – в разных формах и проявлениях.

Индивидуальное обучение на дому. Некоторым детям в силу их поведенческих нарушений рекомендуется учиться индивидуально на дому, но даже в этой ситуации стоит задуматься о социализации – например, подключаться к классу сверстников хотя бы раз в неделю на те или иные предметы, на выездные мероприятия.

Индивидуальный план

Обратим внимание: прямой связи между уровнем программы и формой организации обучения нет. Важно, чтобы форма организации обучения подбиралась индивидуально, в соответствии с потребностями и уровнем социализации ребенка

И еще! У каждого ребенка есть возможность составить индивидуальный учебный план. Это особое расписание для ребенка – где, чему и в какой момент он будет учиться. Например, для ребенка с РАС крайне сложна математика, поэтому он проводит в инклюзивном классе почти все время, а во время уроков математики отправляется на индивидуальные занятия с дефектологом.

Индивидуальный план для ребенка составляет школа, по совместному решению специалистов внутри организации – классного руководителя, психолога, логопеда, учителей-предметников. Как правило, решение об индивидуальном плане принимается по истечении диагностического периода, который длится около месяца. Таким образом, к концу первой четверти ребенок уже может получить свой индивидуальный план.

Нужны ли детям с РАС особые учебники?

Это больной вопрос, так как универсального учебника для детей с РАС нет и, вероятно, создать его будет практически невозможно: слишком разнообразны проявления этого расстройства. Каждому ребенку с РАС требуется индивидуальный подход.

В настоящий момент, обучая детей с РАС по программам 8.1 или 8.2, учителя могут брать за основу линейку для общеобразовательной школы, но и в этой ситуации учебники нуждаются в адаптации. Если же ребенок обучается по программе 8.3 или 8.4, то за основу берутся учебники для детей с интеллектуальными нарушениями, которые тоже нужно адаптировать. Например, уменьшать число упражнений на одном листе, делать крупнее шрифт, уменьшать количество мелких незначимых деталей в рисунках, добавлять визуальную поддержку (рисунки, упрощающие понимание).

Обычно учителя инклюзивных школ сами, как могут, адаптируют те или иные главы учебников под нужды учеников. Но, конечно, если бы когда-нибудь появился учебник для детей с РАС, хотя бы усредненный – это было бы очень ценно.

Как подобрать для ребенка самый удобный путь?

Бытует мнение, что учеба в обычном классе всегда лучше, чем в коррекционном. В этой связи многие родители детей с РАС ставят перед собой цель – бороться за возможность учиться в режиме полной инклюзии.

Все эксперты единодушны во мнении: прежде чем бороться, родителям следует спокойно, не спеша рассмотреть все плюсы и минусы каждой формы организации образования – применительно конкретно к их ребенку, к их случаю. В частности, обязательно задайте себе следующие вопросы:

Что вам важнее – социальная или образовательная инклюзия? Довольно часто одна и та же форма обучения не даст вам и то, и другое. Например, в коррекционном классе ребенок будет чувствовать себя как рыба в воде, где его все понимают, снисходительны к его особенностям. Но, конечно, в образовательном плане здесь все проще и слабее. А в обычном классе он будет получать больше знаний, но чувствовать себя будет чужим среди сверстников, что, конечно, губительно для его социализации.

Стоит ли игра свеч? Точнее, стоит ли учеба в обычном классе затрачиваемых усилий и стрессов. Детям с РАС излишний стресс просто противопоказан.

Что именно ваш ребенок может получить от обычного класса? Скажем, возможно сформировать индивидуальный план, по которому основные предметы (русский язык, чтение, математика) ребенок проходит по облегченной программе в коррекционном классе или даже на дому, а в школу в обычный класс приходит на те предметы, которые развивают его физически, связаны с ручным трудом и общим развитием (музыка, технология, физкультура).

Родители и школа: правила взаимодействия

Может ли администрация школы отказать ребенку с РАС в обучении?

Непростой вопрос. С одной стороны, согласно Закону об образовании, любой ребенок с любой степенью РАС при сохранном интеллекте может учиться в массовой школе. С другой, далеко не каждая школа способна предоставить такому ребенку все необходимые условия. Инклюзия – это очень дорогое удовольствие для школы, которое к тому же не так просто организовать.

Если школа не может предоставить ребенку с РАС все условия для обучения, у родителей есть два выхода: либо найти другую школу, либо настоять на создании специальных образовательных условий для их ребенка в этой школе.

То есть ученик с РАС для школы – неизбежная проблема?

Если мы имеем дело с негативистским сценарием (когда родители не признают особенностей ребенка) – да, это безусловно проблема для всех. Если же родители обзавелись всеми необходимыми документами, возможно, оформили ребенку инвалидность – то для школы это своего рода возможность. Вместе с документами об инвалидности ребенка родители приносят в школу и дополнительные бюджетные средства. В некотором смысле школе даже выгодно побороться за статус инклюзивной.

Все ли школы могут гарантировать ребенку с РАС адекватное обучение?

Конечно, не все. Как правило, на этапе приема представители администрации школы честно объясняют родителям, что школа не готова предоставить ребенку надлежащих возможностей. Тогда ребенку могут порекомендовать коррекционную школу или дать адрес ближайшей инклюзивной школы. Такие школы есть: они вкладывают много сил и денег в то, чтобы удерживать статус инклюзивных, ресурсных. Родителям детей с РАС стоит поискать такую школу: учиться в ней ребенку будет гораздо полезнее.

Но таких школ немного: например, в Москве их не более десяти, зато те, которые есть, действительно умеют работать с особыми детьми. Здесь их действительно учат, адаптируют, включают в социум.

На самом деле, вполне нормально, что обычная школа не спешит принять к себе ребенка с РАС. Если директор, педагоги, администраторы никогда не имели дело с этим феноменом – вряд ли опыт учебы в такой школе будет полезен для ребенка. Честнее будет объективно видеть свой ресурс и понимать, что вы действительно можете дать ребенку с аутизмом, а чего пока не можете.

Известно, что многим детям с РАС показано учиться с тьютором – личным помощником и наставником. Где найти тьютора для ребенка, должна ли этим заниматься школа?

Если по заключению ПМПК ребенку полагается помощь тьютора в обучении, то школа должна предоставить ему тьюторское сопровождение. Для этого в школе вводится дополнительная штатная единица.

Всего есть три формы тьюторского сопровождения:

Должность тьютора есть в штатном расписании, и тогда тьютора вам предоставляет школа.

У вас обычная школа, тогда родители сами находят, приглашают тьютора и, вероятнее всего, сами изыскивают способ оплатить его услуги, но при этом тьютор обязательно подписывает договор со школой.

Родители прибегают к помощи студентов, проходящие производственную практику, или волонтеров. Волонтера может найти как школа, так и семья ребенка, обратившись в одну из общественных организаций по вопросам поддержки детей с аутизмом. Здесь важно, чтобы найденный человек обладал достаточным уровнем понимания ребенка.

Самый неблагоприятный вариант – когда в качестве тьютора на уроках в школе присутствует один из родителей ребенка. Мы не поддерживаем такую ситуацию, но, к сожалению, если тьютора найти не удалось, приходится прибегать и к такой мере.

К чему готовиться учителю?

Итак, к вам в класс придет ребенок с расстройством аутистического спектра…

Появление в классе ребенка с РАС – это серьезный вызов педагогу. Скорее всего, вы будете шокированы: перед вами окажется ученик, у которого, к примеру, не сформирован учебный стереотип – то есть, он не готов сидеть за партой, быть смирным, молча слушать, отвечать на вопросы. Или он будет постоянно отвлекаться, не сможет сконцентрироваться, его эмоции непредсказуемы, и нередко их просто невозможно легко усмирить.

2. Наблюдайте за ребенком. Хоть вы ему не родитель и не тьютор, но вам для успешной работы необходимо знать, как он ведет себя в той или иной ситуации, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь себе и ребенку в затруднительной ситуации.

3. Проявите интерес. Да, ребенок с РАС – не самый легкий ученик. В некотором смысле его появление бросает вам вызов: достаточно ли вы любите детей, чтобы продолжать с блеском выполнять свою работу? Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия.

4. Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом структурировать среду, в которой находится ребенок. Если обычным детям достаточно расписания в дневнике, ребенку с РАС просто необходимо всю важную информацию видеть перед глазами. Повесьте расписание на доске, приклейте к парте бумажку с подсказками, обозначьте направление движения стрелками. Вы сможете учить ребенка с РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него предсказуемой и безопасной.

Может ли учитель без специальной подготовки начать обучать ребенка с РАС?

Минимально возможный уровень обучения – прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации. В среднем срок обучения составляет около 2 месяцев, но значительных результатов достигают уже за 1-2 недели интенсивной работы. Огромную роль играет здесь и личность учителя, и его жизненные установки. Ключевые качества для учителя инклюзивного класса – терпение, целеустремленность и готовность к тому, что в таком деле, как обучение ребенка с РАС, быстрых результатов не бывает. Но, когда вы дождетесь результатов, пусть медленных, – вы почувствуете, что покорили настоящий педагогический Эверест.

Аутистические расстройства и социализация в школе

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на собственных интересах и отвергает требования. Его тяжело понять, но все же по косвенным признакам ясно, что окружающий мир имеет огромное значение для него.

К школьному возрасту такого ребенка в семье обычно уже произошла взаимная адаптация. Однако с посещением детских учреждений остаются проблемы. И если избегающее поведение на детской площадке еще можно пережить, то в школьном классе уже явно окажется неприемлемым.

Возникает масса вопросов. Как же его интегрировать в общество? Куда можно с ним пойти? В какой школе учиться? Как ему самостоятельно освоиться в обществе других людей, сверстников? Не проще ли воспитывать и обучать его дома?

Ключевые моменты для начала:

Типичные варианты социализации и направления помощи детям с аутизмом

Аутистические расстройства представляют крайне неоднородную группу, но есть общие особенности, типичные варианты социализации и направления помощи в этом процессе.

    Самые тяжелые случаи: ребенок фиксируется на отдельных сенсорных признаках, поведение полевое, преобладают аутостимуляции, стереотипные манипуляции, контакты избегаются, речь на уровне отдельных вокализаций.

Со временем распорядок и организация уроков осваиваются как новый успокаивающий стереотип, и ребенок становится более доступным. Эмоциональная зависимость и незрелость ограничивают возможности свободного общения в группе и гибкого освоения знаний. Эти проблемы решает психологическое сопровождение ребенка и его семьи.

Читайте также: