Сны моего отца краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В этом безумном мире нет здравомыслящих и сумасшедших, есть – заблудившиеся, потерявшиеся и нашедшие себя. Счастливые и несчастные. И как знать, может, мы не смотрим сны, а живем в двух мирах – сознательном и бессознательном. Они достают наружу то, что мы тщательно прячем и глубоко закапываем в себе, но только благодаря усилиям воображения можно обрести душевное равновесие.

Старенькая кухонька и множество табличек с мотивирующими надписями. Несколько бутылочек на шкафу… Казалось бы, ничего особенного, но постепенно мы словно сами врываемся в мир снов, где уже трудно, а порой и вовсе невозможно отличить реальное от ирреального. И стирается грань между смехом и слезами, потому что все происходящее и смешно, и грустно одновременно. Настолько, что дикий хохот зрителей сменяется тихим всхлипыванием и утиранием слез в темноте.

Спектакль поставлен по прозе Романа Михайлова – доктора физико-математических наук, писателя и театрального режиссера. Герои его произведений часто находятся на грани здравомыслия и сумасшествия, психика их не устойчива, но все в этом мире настолько же странно, насколько и обыденно.

В постановке Перегудова великолепный метафорический язык писателя уходит на второй план, уступая место совершенно ошеломительной и невероятной в прямом смысле слова картинке. Впрочем, это как раз-таки и подкупает искушенного зрителя, ведь в театре важны формы не менее, чем слова, а иногда даже то, что мы видим, оказывается значительнее слов и может идти вразрез с тем, что мы слышим.

Спустя много лет сын приезжает к отцу, который давно покинул его семью. Мальчишку вырастил отчим, который стал для него настоящим кошмаром. И все, что интересует родного папу – какие сны видит его повзрослевший ребенок. Ведь сам он давно уже занимается тем, что забирает у людей кошмары.

- Зачем эти люди приходят? – Им снятся плохие сны. Есть необычные сны. В них – бездна. Она затягивает. Даже когда просыпаешься, она не отпускает. Оттуда трудно выбраться… Я просто забираю у людей кошмары.

- Это ж дебилы из твоей школы. – Нет, это люди тайн.

Как люди сходят с ума? Почему? Что они думают и чувствуют? Кто на самом деле больше сумасшедший – мы или они? И как, в конце концов, самому не съехать с катушек?

Владимир Василенко создал образ отца-мученика. Скромно одетый, он выглядит очень уставшим и даже каким-то беззащитным. Но очень внимательным к сыну. Новой семьи он так и не завел, а занялся очень даже вроде как благородным делом.

- Ты за людей кошмары смотришь? Ты каждую ночь проводишь в кошмарах? – Должен же кто-то забирать у людей страхи…

То ли психотерапевт, то ли пьяница, то ли сумасшедший интеллигент. Мы так и не разгадаем, кто этот человек на самом деле, но зато благодаря этому персонажу, погрузимся в ирреальный мир, где сумасшедшие – самые здоровые люди, а здоровые люди – какие-то сумасшедшие…

А разве в жизни нет таких ефрейторов, каким предстает Александр Гришин, уродов (Денис Шведов), людей войны (Олег Зима), философствующего Человека пути (Иван Воротняк), диджеев (Дмитрий Кривощапов)? Все эти персонажи вполне себе реальны. Но как понять их? Кто эти люди? Почему они таковы? Как живут? И чего хотят?

В этом безумном мире нет здравомыслящих и сумасшедших, есть – заблудившиеся, потерявшиеся и нашедшие себя. Счастливые и несчастные. И как знать, может, мы не смотрим сны, а живем в двух мирах – сознательном и бессознательном. Они достают наружу то, что мы тщательно прячем и глубоко закапываем в себе, но только благодаря усилиям воображения можно обрести душевное равновесие.

Егор Перегудов поставил спектакль "Сны моего отца" по рассказам Романа Михайлова. Жанр обозначен как "диорама безумия", а афиша обещает "исследование снов" и "психоделическую сказку для взрослых".

Спектакль получился емкий: сгущенный кошмар, квинтэссенция девяностых. Фото: Мария Моисеева / РАМТ

Главного режиссера РАМТа представлять не нужно, о прозаике скажем несколько слов. Роман Михайлов - математик с немалыми регалиями. Кроме того, он пишет прозу и ставит ее в театре, в питерском БДТ. А также жонглирует и танцует, изучает карточные фокусы и совершает паломничества в Индию.

Фото: ТЮЗ им. Брянцева

В науке Михайлова интересует развитие сложности и ее глубинная природа. В частности, возможность выйти за пределы языка (математика - тоже язык), "попытка рассуждать о реальном мире выходом в бесконечность". Что ж, философы весь ХХ век рассуждали о "тюрьме языка". Математик, похоже, планирует из нее побег.

Индия пленяет Михайлова культурным узорочьем и сложным устройством социума. Впрочем, в нашей культуре это давний магнит и своего рода полюс. Былинный Волх Всеславьевич покорял "Индейское царство". А Павел Петрович и Владимир Вольфович обещали повторить. Герой Гумилева мечтал "в Индию духа купить билет". А Остап Бендер носил в саквояже облачение "брамина-йога" (рядом с колодой для фокусов) и посещал "индийского гостя".

Даже мечта Остапа о Рио-де-Жанейро - это порыв в Индию, только не в Ост-, а в Вест-. Кстати, в спектакле герои грезят об Америке как стране диковинных возможностей. Дело происходит в девяностые, когда считали, что после смерти хорошие люди попадут в США, а плохие - в Сомали.

А вот рассказы Михайлова устроены просто. Возьмем притчу, давшую название спектаклю. Нехитрая сюжетная парабола. Нарочито подростковая философия. Слегка инфантильный язык. Цепляют лишь речевые сдвиги типа "букет с цветами". Но после фокусов Андрея Платонова этим никого не удивишь.

Фото: предоставлено театром

Спектакль, напротив, сделан очень затейливо. Зрители сидят на сцене, на поворотном круге, как пассажиры карусели. Герои уходят в преисподнюю или спускаются с небес. Взрывы, дым и стробоскоп. Ветер натуральный и аллегорический, гром и картонные молнии не то небесные лестницы. Одним словом, стихии.

Щиты с образцами военной формы и девизами-граффити (поклон камраду Брехту). Реквизит нарочито убогий и агрессивно мусорный: такая вот диорама (художник Владимир Арефьев). Заглянешь нечаянно в зрительный зал - а там собаки, этакая вторая публика, но вы не бойтесь, она сейчас спит (поклон синьору Пиранделло). Очнешься в армейском клубе - а там окна заколочены, как в торговых центрах, чтобы не отвлекали от шопинга. Фуражки катятся в сторону Индии. Колбасу читают как свиток - тогда колбаса еще была фетишем. Много рассуждают о музыке - но вся она сводится к тынц-тынц-тынц из железной бочки (композитор Сергей Филиппов).


Стилистика постоянно меняется. Первая часть (встреча с отцом и провинциальные нравы) напоминает "Школу для дураков". Вторая (странная война в потусторонней местности) - самые сюрреалистические страницы Стругацких. Третья (кульминация и финал) - не то "Чапаева и Пустоту", не то "Москву-Петушки".

Но чем дальше в лес, тем сильнее проступает здоровая сказочная основа. Карусель вертится не всегда, а по команде, как изба на курьих ножках, смирно-вольно-разойдись. Герой Володя (Максим Керин) - нормальный Иван-дурак. Его спутник Диджей (Дмитрий Кривощапов) путается по мере сил под ногами (как братец Иванушка при сестрице Аленушке). Палка колбасы оборачивается волшебной палочкой и волшебной снедью. Контуженый Человек войны (прекрасная роль Олега Зимы) выступает волшебным помощником. Деловитый Урод (Денис Шведов) хорош и в качестве жертвы (лицо у него унес ветер), и в качестве злодея (это он посылает героев в опасный вояж). Но такие двурушники есть и в сказках - взять хоть опасного Морозку, который может и погубить, и наградить.

Фото: предоставлено Театром музыкальной комедии

Само путешествие героев укладывается в формулу: поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Хотя есть и разница: в сказке герой завоевывает невесту и полцарства, в спектакле любовная интрига отсутствует.

Правда, после одного из обмираний Володя и Диджей вдруг принимают женское обличье (тонкие роли Дианы Морозовой и Людмилы Пивоваровой). Но это не трансвестизм, это попытка усложнить и углубить происходящее. Как декларирует Роман Михайлов: "Основной вопрос, который интересует мужчину - кто против кого: война во всех смыслах. Основной вопрос, который интересует женщину - кто с кем: любовь, романтика". Здесь делают войну, а не любовь. Но все могло быть иначе.

Спектакль получился емкий: сгущенный кошмар, квинтэссенция девяностых. Невнятность литературной основы умело компенсирована. Но все же закрадывается мысль: а вот если со всей этой машинерией и хитроумием поставить "Жизнь есть сон" Кальдерона. Или Шекспира ("Макбет зарезал сон, невинный сон"). Или "Бег" Булгакова. То-то была бы диорама безумия.

Егор Перегудов представил в РАМТе психоделическую сказку для взрослых. Кошмарные сны оживают в эстетике 90-х, с потолка вот-вот польется дождь, а из-под сцены вылезут неожиданные существа. Этот спектакль — находка сезона и его украшение по нескольким причинам.

Нет, вас не укачает, бояться нечего. И не может укачать — на поворотном круге работают люди, поэтому у него мягкий и плавный ход, чуть покачивающий и даже убаюкивающий. Ваше путешествие начнется со шквалистого ветра, а закончится штилем и молчанием. Это спектакль формы, а не смысла, но именно это делает его необычным и приятным.


Молодой человек по имени Володя узнает о том, что его отец — профессиональный сновидец. Он смотрит за других их кошмары и выступает неким сталкером, проводником в иной мир. Возможно, Володя и не хотел бы узнавать об этом подробнее, но жажда наживы ведет его в отдаленную деревню за деревянными ложками, которые, как обещает друг детства Урод, можно будет продать американским коллекционерам.

Урод, лицо которого забрал ветер, перемешав на нем все черты, один из людей тайны, как и отец самого Володи. Деревня, в которой Урод порекомендовал искать ложки, оказывается местом за границами реальности. Здесь идет война, но не слышно выстрелов, а если их слышно — то не видно автоматов, собаки здесь в дневное время все время лежат, потому что страшно устали от жары и войны, а вблизи оказываются каменными изваяниями, танки въезжают дулом в окно, хотя днем оказывается, что оно наглухо заколочено досками, люди здесь танцуют на дискотеке, устав от военных учений, но при этом одновременно ведут боевые действия, меняя учения на реальное сражение… В определенный момент Володя и его друг Диджей начинают осознавать, что они вовсе не в деревне — они в безумном сне и выпали из реальности, в которую теперь нужно попробовать вернуться, но все попытки зацепиться за собственное сознание обрывают несколько выстрелов в их головы.

Что дальше? Дальше всем присутствующим нужно попытаться так же, как и главным героям, вынырнуть из сонной мясорубки.


Спектакль показан тем, кто любит театр и давно ждет от него чего-то свежего и необычного. Потрясающая, неожиданная и удачная постановка.

Бывают такие произведения искусства во всевозможных авангардных стилях и направлениях, глядя на которые можно долго ломать голову, пытаться выудить адекватную мысль, напряженно гадать, что же там вообще происходит и о чем все это? Лучше всего в подобных случаях отпустить трудные попытки и отдаться на волю автора, следуя за ним по изгибам его замысла. Тогда можно постичь не только глубины идей драматурга или постановщика, но еще и удивиться неожиданной свежести собственных рассуждений, окунуться в новизну открытий внутри себя, почувствовать желание оторваться от стереотипов мышления и увидеть мир своими, но уже какими-то другими глазами.

Главный режиссер Российского академического молодёжного театра Егор Перегудов поставил прозу одного из самых необычных писателей нашей современности — Романа Михайлова. Будучи признанным математиком и вдобавок эзотериком, литератор мыслит так многопланово и неоднозначно, что, несмотря на прекрасный язык и внятную подачу материала, войти в мир его героев с лету не получается. Наверное, поэтому сказки и рассказы Михайлова часто называют психоделическими — их персонажи нередко находятся в странном и неустойчивом состоянии психики, и от зрителя-читателя требуется определенное изменение сознания, чтобы проникнуть в лабиринты авторских размышлений.


Фото: Анастасия Трошина


Фото: Анастасия Трошина


Фото: Анастасия Трошина

Володя решает пройтись по местам детства и попадает в город полный загадок, в котором живут люди тайн и те, чье лицо смыл ветер. Во сне или наяву существуют этот город и все невероятные события, случившиеся далее — каждый понимает для себя сам.

С этого момента спектакль прекращает размеренное движение и словно переворачивается с ног на голову: действие перечеркивает весь предыдущий покой и академизм мощной динамикой спецэффектов и иллюзорности происходящего. Зрители становятся участниками исследования окружающей действительности при помощи снов и яви. Ирреальный мир рождается здесь и сейчас в тумане из дымогенератора, на сквозняке из ветродуя, на карусели поворотного круга. Щенячья радость, замирание сердца и сладкий испуг от неожиданных эффектов, грохота пальбы вдруг включают механизм взаимодействия с авторами постановки, некую психоделическую интерактивность. Ответы на вопросы появляются буквально из воздуха, но при непременном участии самих вопрошаемых. Почему не пошел обещанный и тщательно подготовленный дождь? Не оттого ли, что все это во сне? Или наоборот — все вокруг явь, но разве наяву всегда обязательно случается то, что обещано и подготовлено?

Спектакль-обманка играет со зрителями, провоцируя, заманивая, раскручивая их на событийном аттракционе впечатлений и сопоставлений. Знают ли сами герои, что происходит с ними? Точно нет. Так как же тогда это понять тем, кто наблюдает за ними с круговорота подвижного зрительного зала? Абсурдность творящегося на сцене доходит до точки кипения, и дымная психоделика оказывается всего лишь модной постиронией, вызывающей нервный, но снимающий напряжение разума смех.

Удивительный контраст дает соотнесение необычайно жизненных образов и обстоятельств с призрачностью мира, в котором они существуют в спектакле. В этом странном споре формы и содержания живут разухабистый ефрейтор (Александр Гришин), которого будто бы знаешь сотню лет, безликий, но многоликий Урод (Денис Шведов), прибитый войной Человек войны (Олег Зима), вечный философ Человек пути (Иван Воротняк), мозгляк Диджей (Дмитрий Кривощапов). Все они предельно реальны, с ними мы сталкиваемся ежедневно. Как и когда эти персонажи становятся участниками сновидений и почему, похожие там на опасных сумасшедших, они остаются невероятно естественными?


Фото: Анастасия Трошина

Вам также может понравиться

Читайте также: