Снежная королева балет краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Знакомая всем сказка Ганса Христиана Андерсона теперь на сцене Театра Эстрады. Спектакль повествует о Кае и Герде – двух неразлучных друзьях, которые всегда и во всем помогали друг другу. Однажды Кай поддался чарам холодной Снежной Королевы, и его доброе сердце превратилось в кусок льда. Мальчик сразу изменился. Он сделался злым, холодным и черствым, а с его лица исчезла добрая улыбка. Беды на этом не закончились, поскольку Снежная Королева забрала мальчика к себе в ледяной дворец, чтобы лично воспитать уже совершенно другого человека. Герда, переполненная любовью к своему названому брату, отправляется вслед за ним, чтобы избавить его от чар злой колдуньи. В известный спектакль постановщиками внесены новые элементы. Снежная королева не только холодна и жестока, ей нравится Кай, и она стремится оставить его у себя навечно. Но тепло родного дома, дружба и любовь способны противостоять жестокости, холоду и властолюбию. Это главная тема пьесы, в которой много захватывающих событий, ярких красок и проникновенных мелодий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В большом городе по соседству жили мальчик с девочкой: Кай и Герда. Они дружили друг с другом и очень много времени проводили вместе. Друзья каждый день общались и с удовольствием гуляли по счастливому, оживленному городу. С удовольствием ребята знакомились с жителями города, занимались разными делами, участвовали в познавательных беседах и играли с другой детворой. Город радовал Кая и Герду своими красками, своими улыбками, своими историями.

За жизнью этого города через волшебное зеркало наблюдала Снежная Королева. Она не любила счастливых людей, так как сердце ее было холодным. Если она видела счастливых людей в своём зеркале, то взмахом руки наполняла их гневом. Любое счастье по воли Снежной королевы превращалось в несчастье: вместо игр происходили драки, вместо теплых общений – ссоры, вместо помощи – предательство. Но так не получилось с Каем и Гердой. Снежная Королева много раз пыталась взмахом руки сделать злыми наших героев. Колдовство не действовало на их дружбу. В гневе, Снежная Королева разбивает зеркало, осколки которого разлетаются над городом. Танец осколков прекрасен. Осколки сверкают , своим отражением рождается красота, которая становится злом. Два осколка, из всех разлетевшихся от зеркала осколков, попадают в глаз и сердце Кая, и колдовские чары окутывают его сознание и чувства. Кай уже не отвечает за свои действия и мысли. Осколки не дают возможность ему видеть и чувствовать действительность.

Снежная Королева со своей свитой прилетает в город и крадет Кая в свои владения, которые находятся очень далеко от доброго и интересного города. Герда очень переживает за друга. Конечно, она не может оставить Кая в беде и направляется к любимому другу на помощь. Её путь начинается на лодке по волнам реки. Стихия воды прекрасна. Но сегодня танец воды грустный. Волны переживают за Герду и очень стараются ей помочь, по возможности как можно дальше везя ее к другу.

Водный путь приводит нашу героиню в прекрасный сад цветов. Цветы с удовольствием принимают Герду в своих владениях, Девочка понравилась и хозяйке цветов. Она так давно не общалась с людьми, а красивая девочка так красиво излагает свои мысли, что хозяйка решается оставить девочку у себя навсегда. Но дружба Герды к Каю не дает затуманить сознание и помогает ей выбраться из хитрых ловушек новых знакомых.

Далее на пути девочки встречаются разбойники. Они тоже рады Герде и мечтают оставить ее у себя. Девочке стоит немалых трудов выбраться из плена и продолжить свой путь по реке. Герда отдалялась от дома всё дальше и дальше. Река становилась всё холоднее и холоднее, а вскоре и вовсе превратилась в лед, а снег покрыл землю. Сил становится всё меньше и меньше, а дорога всё сложнее и сложнее. Сквозь холодный ветер Герде помогает добраться до Снежной Королевы Шаман. В снежном королевстве девочка встречает своего друга. Кай как и прежде находится под влиянием двух осколков. Но только настоящая дружба готова творить чудеса! Герда своим добром и любовью спасает дорогого друга от злых чар Снежной Королевы. Оказалось, что Снежная Королева была злой, потому что однажды ее сердце превратилось в лед. Но на помощь любой боли приходит добро. Шаман заставляет биться сердце Королевы, и всё вокруг наполняется счастьем.

Ученик Галины Уствольской и Ореста Евлахова, которые, в свою очередь, учились у Дмитрия Шостаковича, Сергей Баневич является продолжателем традиций петербургской композиторской школы, апеллируя в своем творчестве еще глубже — к ее корням и истокам.

Оформляет спектакль легендарный сценограф народный художник СССР Валерий Левенталь. А световую партитуру создает главный художник по свету Большого театра Дамир Исмагилов.


Исполнительский состав также объединил как начинающих, так и опытных певцов: здесь и артисты Молодежной оперной программы, и звезды оперной труппы Большого театра разных поколений, и приглашенные певцы (среди которых и вчерашние выпускники, и артисты, давно и успешно сотрудничающие с Большим).

О работе над спектаклем, особенностях детского восприятия и ответственности театра перед юным зрителем рассказывает режиссер Дмитрий Белянушкин.

— Помните свои детские театральные впечатления? Может быть, уже благодаря им в вас проснулось желание связать свою жизнь с театром?
— У меня театральная семья: родители — музыканты, бабушка — драматическая актриса. Естественно, я вырос в театре, смотрел драматические спектакли, ходил в оперу. Но связывать свою жизнь с театром вовсе и не собирался. Хотел даже пойти по стопам дедушки-футболиста и активно занимался спортом. Но потом все-таки пришел к музыке. И когда настало время поступать в институт, думал пойти на инструментальное отделение, но меня уговорили попробоваться на актерско-режиссерский курс. И я постепенно начал заражаться театром. После окончания института в родном Саранске решил поступать в ГИТИС, на факультет музыкального театра в мастерскую Александра Тителя и Игоря Ясуловича.


— Каким же, по вашему мнению, должен быть спектакль, близкий детской аудитории?
— В первую очередь, динамичным и насыщенным — как событийно, так и с точки зрения визуального ряда. У современного ребенка развито клиповое мышление: он смотрит мультики, в которых кадры меняются каждую секунду. Разумеется, удержать его внимание очень сложно. Но я надеюсь, что нам удастся достигнуть нужной динамики. В спектакле будут фокусы, разные спецэффекты, которые заставят не только ребенка, но и взрослого удивиться.


При этом, мне кажется, что музыка Сергея Баневича очень легко воспринимается детьми. Она очень мелодична, и сам композитор не скрывает, что в ней чувствуется влияние и Чайковского, и того же Пуччини. Здесь есть ряд лейтмотивов, которые ребенок сможет легко запомнить и даже напеть после спектакля.


— Новая редакция очень отличается от предыдущих?
— Не хотел бы сейчас заниматься сравнительным анализом, поэтому отвечу кратко: главное — это новый пролог. Сергей Петрович решил немного сместить акценты. Так что я бы сказал, что изменения у нас смысловые. Композитор также написал оркестровое вступление, которое погружает нас в эту историю, а за ним следует пролог, в котором тролли начинают завязывать интригу.

— Тролли?
— А как же без них! Именно они движут сюжет, создавая разные препоны для главных героев.
Вообще мне кажется, что нам удалось самим погрузиться в мир сказки и увлечь за собой артистов. Это ведь всегда чувствуется — интересно артисту репетировать или нет. К счастью, труппа работает с огромным удовольствием и энтузиазмом. Думаю, мы все понимаем, что от нас очень многое зависит. Ведь те дети, которые придут на наш спектакль, могут прийти в театр снова — сначала на детские спектакли, потом на взрослые, а потом когда-нибудь захотят привести в театр и своих детей. Или, наоборот, от ужаса вообще могут больше никогда не переступить его порог.

— В спектакле заняты, в основном, молодые солисты.
— Не только. Здесь же есть, к примеру, партия Бабушки или Атаманши — их будут петь весьма опытные солисты. Впрочем, многих участников постановки — при всей их молодости — нельзя назвать неопытными: это Анна Аглатова, Ольга Кульчинская, Алина Яровая, Борис Рудак, Станислав Мостовой и многие-многие другие. Певцы у нас заняты просто замечательные. Конечно, есть и такие ребята, которые только начинают свою карьеру, есть артисты Молодежной оперной программы — и мне кажется, что и для театра, и для них это очень важная практика.



Фоторепортаж с репетиций Дамира Юсупова.

— Как вы сами готовились к этой постановке?
— Первым делом перечитал Андерсена и, конечно же, открыл для себя много нового! У меня в голове засело какое-то стереотипное представление об этой сказке, видимо, навеянное советским мультиком и фильмом. У Андерсена оказалась очень неожиданная для меня история — очень глубокая. Например, Кай и Герда — не брат и сестра, как считают многие, и это очень важный момент. Потом я просмотрел очень много изобразительного материала — изучал быт города Оденсе. Это ведь не сказочный город, как думают дети, читая эту сказку. Это вполне реальный город, в котором жил писатель.

Вообще мне ужасно повезло — у меня появилась возможность поработать с таким художником, как Валерий Левенталь. Валерий Яковлевич — очень большой художник! И визуальный ряд у нас получается очень красивым, по-настоящему художественным. В процессе придумывания спектакля у нас, конечно, возникали какие-то споры, но главное — мы двигались в одном направлении. То, от чего я хотел уйти, не нравилось и ему, а идеи друг друга мы сразу подхватывали и развивали.

По-моему, достаточно нетрадиционным у нас получился сам образ Снежной королевы. У многих людей моего поколения и старше Снежная королева все равно вызывала восхищение — это такая идеальная красота. А мне очень хотелось, чтобы Снежная королева и весь ее мир вызывали у ребенка отторжение. Ведь на самом деле это очень страшная вещь — мир Снежной королевы, мир статичный и мертвый. Если угодно, это глянец — красивая картинка, за которой ничего нет, одна пустота.

Поэтому Снежная королева у нас получилась существом несколько инфернальным, наверное, даже страшным. И костюм у нее под стать. Мне вообще кажется странным, когда Снежную королеву или Снегурочку изображают в шапке, варежках и тулупе — они ведь в этом совершенно не нуждаются! Она у нас будет персонажем вне времени, с легким оттенком эпохи модерн. Замок Королевы тоже будет необычным. Думаю, взрослые отгадают наши цитаты и распознают аллюзии на довольно страшные вещи. Наверное, почти любая сказка, если в нее вникнуть как следует, окажется достаточно страшной сказкой.

Балет

Злой волшебник Тролль играет с волшебным зеркалом, в котором всё искажается. Ему нравится превращать прекрасное в уродливое, а доброе в злое. Однажды зеркало разбивается, и тысячи осколков разлетаются по всему миру. Горе тому, в кого попадёт такой осколок. Этот человек становится черствым и злым, и навсегда лишается любви.

Картина 1.Зимний вечер.

На городской площади веселятся дети. Среди них Кай и Герда. Девочка дарит брату связанные ею перчатки. Кай в восторге от такого подарка. Внезапно что-то попадает ему в глаз. Его поведение резко меняется. Он смеётся и издевается над окружающими.

Неожиданно начинается сильная вьюга. Среди летящего снега появляется Снежная королева. Она целует Кая в лоб и закруживает его в снежном хороводе.

Вьюга заканчивается также внезапно, как и началась. Испуганные дети обнаруживают исчезновение Кая. Герда находит потерянную им перчатку и устремляется вслед за уносящейся вьюгой.

Через леса и поля бежит Герда в поисках Кая. Её преследует Тролль. Он направляет девочку по ложному пути. Сбившись с дороги, Герда не знает куда идти. Пролетающие мимо птички показывают ей правильное направление.

Картина 2. Волшебный сад.

Герда встречает благообразную старушку, которая предлагает свою помощь. Она приводит девочку в волшебный сад. По её повелению прекрасные цветы одурманивают Герду и заставляет забыть обо всём. Она погружается в гипнотический сон. В сад прилетают птички. Они будят Герду и разоблачают Старушку, оказавшуюся переодетым Троллем. Девочке убегает из волшебного сада.

По ночному лесу бредет усталая Герда. Она засыпает и ей снятся сны.

На рассвете её обнаруживает придворный ворон. Узнав историю девочки, он ведет её во дворец.

Жизнь во дворце регламентирована придворным этикетом. Фрейлины и лакеи выражают своим правителям верноподданнические чувства. Чтобы развеять скуку, Принц и Принцесса затевают игру в жмурки.

Появляются Ворон и Герда. В первое мгновение она принимает Принца за Кая, но тут же осознаёт ошибку. Принцесса и Принц утешают Герду. Новые друзья решают помочь девочке. Они дарят ей шубу, сажают в карету и Герда вновь отправляется на поиски Кая.

В темном лесу обитают разбойники вместе со своей предводительницей. Тролль сообщает им о приближении королевской кареты. Разбойники захватывают Герду в плен. Тролль пытается её уничтожить, но Разбойница обезоруживает его и спасает девочку. Герда благодарит спасительницу и умоляет отпустить её. Предводительница разбойников не хочет расставаться с новой подругой, но, в конце концов, уступает просьбам девочки и даже дарит ей любимого Оленя. Герда снова пускается в путь.

По бескрайним снежным просторам мчит Олень смелую девочку. Он доставляет Герду прямо к границам царства Снежной Королевы и прощается с ней.

Картина 5. Царство Снежной Королевы.

Поднимается вьюга. Вихри и снег кружат девочку. Среди снежной бури появляется Тролль. Он делает все возможное, чтобы девочка не достигла владений Снежной королевы.

Среди снега и льда, в белом безмолвии проводит свои дни Кай. Он давно уже ничего не помнит, и сердце его постепенно превращается в лед.

Измученная Герда находит Кая, но её попытки вернуть ему память тщетны. Девочка в отчаянии. И всё-таки её любовь и верность творят чудеса: Кай освобождается от чар Королевы и Тролля. Он становится прежним, добрым и веселым. И ещё он осознаёт, что не может жить без Герды.

Ледяное царство исчезает. Наступает весна. Герда и Кай свободны и счастливы. Их окружают верные друзья

Читайте также: