Смысловое чтение в детском саду методические рекомендации

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.

Воспитателю при формировании читателя надо решать несколько задач одновременно :

Формирование и развитие мотива и цели чтения, слияния мотивов и изменяющихся целей чтения;

Создание развивающей образовательной среды, в которую входят информационно – художественные книжные и электронные ресурсы;

Выработка читательских умений, которые с помощью систематической практики, а также обсуждения прочитанного перерастут в читательскую компетентность, т.е. способность полноценно воспринимать любые тексты и расшифровывать закодированный в них смысл.

Прежде всего, воспитателем формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом, понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения : аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что требует от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам - это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка - аналитическом.

Синтетический этап предполагает, что восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.

Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Такой путь - от аналитического этапа до этапа автоматизации - может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии обеспечения в классе определенного режима работы:

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем, при помощи воспитателя, должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем, при помощи воспитателя, должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Итак, что же такое смысловое чтение?

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

определять эмоциональный характер текста;

выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

уметь прогнозировать содержание читаемого;

осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

формулировать тему небольшого текста;

работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

находить главную мысль, сформулированную в тексте;

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в группе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор воспитателя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы) .

Принципы работы по формированию смыслового чтения:

Во-первых , о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема.

Во-вторых , ребенку в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимоконтроля и самоконтроля.

Наконец , не менее важно задействовать еще один психологический механизм обучения – механизм переноса. При чтении любого текста – будь то параграф учебника истории или математическая задача – нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Дети с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

При отработке приёма необходимо указывать детям на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Классификация вопросов Б.Блума:

hello_html_162c622d.jpg

Классификация вопросов Б. Блума :

Простые вопросы . Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главных героев? Что они делали?

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Объясняющие (интерпретационные) вопросы . Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.(а почему сыновья стреляли…зачем??)

Творческие вопросы . Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если попал Иван не в болото, а в гнездо птицы?? Что бы изменилось, если бы лягушка не стала царевной? Как, вы думаете, как сложилась бы судьба героя, если бы он не пошёл на поиски?

Оценочные вопросы . Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к завистливым братьям и их жёнам ? Кто лучше и почему? Правильно ли поступил, что сжёг шкурку?

Практические вопросы . Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

. Антиципация :

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Рекомендации:

Приём восстановления текста с пропущенными элементами можно использовать при работе с новым материалом. Дети получают формулировки правил, определений, положений с пропусками. В процессе анализа учебного материала недостающие элементы вставляются в заготовку.

Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения начального образования. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Смысловое чтение - достаточно новое понятие в педагогике

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Что такое смысл? Смысл – с-мысль, т. е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т. п.

Важной задачей современного дошкольного образования является формирование предпосылок универсальных учебных действий.

В работе с детьми дошкольного возраста большое место занимает художественное слово. Литература является важнейшим средством позволяющим познакомить детей с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых и т. д.

Произведения художественной детской литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействуют воспитанию морали, оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, начинает запоминать эпитеты народной речи, начинает понемногу чувствовать красоту поэтической метафоры.

Методика работы с текстом

детей дошкольного возраста

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Например, после прочтения воспитателем художественного произведения детям задаются вопросы: Что понравилось? (Не понравилось) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием) - формирование эмоциональной оценки текста.

2 этап. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Осуществляется работа с сюжетом, композицией, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков, система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены. Используются схемы, моделирование, картины.

Для усиления воздействий на эмоциональную сферу детей можно использовать прием объединения произведений, принадлежащих к разным видам искусства. Это может быть чтение в сочетании с музыкой, особенно это относится к поэтическим произведениям, подбор соответствующего по характеру музыкального произведения к определенному тексту, наиболее ярко передающего его настроение. А также чтение, сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну тему с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ – имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелкие, но характерные детали, что также поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

3 этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей сюжета, прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

Организация чтения в ДОУ – сложная задача для воспитателей прежде всего потому, что чтение – творческая деятельность субъектов образовательного процесса, результатом которого являются знания, образы, идеи, отношения, переживания и прочие нематериальные продукты, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать. Она требует от педагога гибкости, такта, умения вести беседу, видеть, слушать и слышать каждого ребенка, откликаться на детскую мысль, поддерживать и поощрять детскую инициативу, собственное видение и понимание произведения, ведь восприятие художественного текста – процесс творческий и сугубо индивидуальный.

Таким образом, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловой формирования личностных качеств обучающегося, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.

Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада Введение Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Босохождение в практике ДОО

Босохождение в практике ДОО Укрепление и стимулирование здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности нашего коллектива. Важную роль в укреплении.

Использование ИКТ в логопедической практике В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Основной целью логопедической службы образовательного.

Технология использования компьютерных музыкально-игровых программ в практике работы с детьми ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ МУЗЫКАЛЬНО- ИГРОВЫХ ПРОГРАММ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. Тесная связь между музыкой и технологией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

выделение главного в тексте;

составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

грамотно пересказать прочитанный текст.

умение составить план прочитанного;

воспроизводить текст по предложенному плану;

умение пользоваться образцами решения задач;

запоминание определений, формул, теорем.

работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;

подтверждение научных фактов;

конспектирование новой темы.

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Наиболее распространенные приемы:

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения. Указанные приёмы могут использоваться как в комплексе, так и в отдельности. Можно по-разному сочетать эти приёмы. Это зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Мы помним, что одна из главных задач педагога – заинтересовать детей. Поэтому главный этап смыслового чтения – предтекстовый.

- С помощью каких слов образовалось это слово?

- Определите лексическое значение этого слова. (Работа со словарем)

- Предположите, о чем будет этот текст?

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

К приемам текстовой деятельности относятся:

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации.

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

Я думал (думала) иначе

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Например. На листочках дан текст.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.V

Имена существительные изменяются по числам и падежам. ?

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V

Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +

С текстом на уроках математики мы работаем, решая задачи, изучая новый материал, правила.

Учитель должен организовать систематическую работу с учебником математики на каждом уроке по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения.

Дети уже в 1 классе знакомятся с задачей и её составляющими (условие, вопрос, решение, ответ), выделяют то, что известно, что нужно найти и т.д. Именно решение текстовых задач позволяет ребенку заинтересоваться математикой.

Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо:

– ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте);

– преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому;

– решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность.

Работа с текстом формирует такое умение, как рефлексия на содержание текста, умение соотносить информацию, содержащуюся в тексте со своими знаниями и оценивать ее, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

3этап. Работа с текстом после чтении.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)

Приемы послетекстовой деятельности.

Приёмы обучения на уроках окружающего мира это выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

У каждого на парте таблица, как на доске. После чтения параграфа предлагается ее заполнить, возвращаясь к тексту необходимое количество раз.

На уроках изобразительного искусства - задание: проанализируй очерк о биографии художника. Восстанови его последовательность.

Желание рисовать возникло у Исаака в раннем детстве, он ходил с братом на этюды, интересовался выставками картин. В сентябре 1873 года Левитан поступает в Московское училище живописи. Семья из-за бедности не могла платить за обучение, но юноша показывал прекрасные успехи в учении и поэтому был освобожден от оплаты.

Левитан родился 30 августа 1860 года в небогатой семье, где воспитывались четверо детей. Исаак Ильич не любил рассказывать о своем детстве, так как семья жила скудно. Отец будущего художника сам занимался обучением детей грамоте.

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках технологии это работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы

Формированию указанных умений работы с текстом в большей мере способствует организация деятельности на уроке, а именно использование парной и групповой работы. Выбирая эти формы коммуникативного взаимодействия учащихся, учитель создаёт условия для более осмысленного понимания программного материала, в том числе и различного вида текстов.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.

Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, и многое другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.


Действительно, большинство из нас, благодаря накопленному социальному опыту и владея прочно сформированным навыком смыслового чтения, способны мгновенно охватить целое предложение и понять смысл прочитанного. Технику активно-продуктивного или смыслового чтения мы должны суметь сформировать и у наших учащихся.

Сегодняшние школьники испытывают множественные проблемы и затруднения, связанные с пониманием текста: (СЛАЙД 7)

не понимают смысла прочитанного;

общение строят при помощи отдельных слов, словосочетаний, коротких фраз;

владеют ограниченным словарным запасом;

ученики не ставят знаки препинания, не используют заглавных букв, не владеют интонацией, что ведет к неумению структурировать информацию, непониманию.

пользуются чужими мыслями, фразами, часто просто их переписывая, не понимая смысла;

не владеют приемами сжатия информации: исключения, обобщения, упрощения, то есть приемами передачи смысла информации своими словами.

стараются запомнить информацию слово в слово (без понимания), что невозможно.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий: (СЛАЙД 9)

личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

регулятивные УУД – принятие учащимся учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объём словаря;

коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

С введением ФГОС системно-деятельностный подход, положенный в основу новых Стандартов, диктует необходимость организации деятельности на уроке таким образом, чтобы учащийся занимал активную учебную позицию. Происходит овладение учащимися универсальными учебными действиями, через которые приобретается умение учиться, то есть формируется умение самостоятельно усваивать новые компетентности, применять знания в действии.

Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечённую информацию). (СЛАЙД 11)

В материалах PISA (Международного исследования-теста грамотности школьников) дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования). (СЛАЙД 12)

К сплошным относятся:

описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения

К несплошным текстам относятся:

географические карты и карты местности;

план помещения, местности, сооружения и т.д.

Так вот, наша задача - научить детей работать со всякого рода текстами, в том числе с научно-популярными, публицистическими, официально-деловыми текстами, научить понимать, и извлекать необходимую информацию, делать выводы, преобразовывать текст, используя различные формы представления информации: таблицы, графики, диаграммы, формулы.

Москва) выделяет несколько типов стратегий смыслового чтения:

1) стратегии предтекстовой деятельности;

2) стратегии текстовой деятельности;

3) стратегии послетекстовой деятельности;

4) стратегии работы с объёмными текстами;

5) стратегии компрессии текста;

6) общеучебные стратегии;

7) стратегии развития словаря.

Н.Н. Сметанникова приводит перечень стратегий работы с текстами разного вида:

1) стратегии работы с информационным текстом;

2) стратегии работы с текстами убеждающее-рассуждающего типа;

3) стратегии фреймов текстов;

Какой бы стратегией мы не воспользовались, важно помнить о принципах обучения чтению на уроках иностранного языка. Мы всегда должны суметь вовлечь учащихся в содержание, заинтриговать их, поощрять учащихся делать предположения, прогнозы, выражать собственные чувства и эмоции. Думаю, на современном этапе информационной перенасыщенности учителя не испытывают сложности в том, чтобы найти информацию, трудность заключается в том, чтобы обеспечить соответствие заданий и темы текста. Успешность формирования навыка смыслового чтения напрямую зависит от правильно подобранных приемов стратегии смыслового чтения. Ведь самые интересные тексты могут быть скучны и неинтересны, если скучны и неинтересны задания, тогда как сложные и однообразные тексты могут быть прочитаны с интересом, если задания будут активизировать воображение учащихся, если будет присутствовать дух соревнования на занятии, юмор и комфортная атмосфера на уроке. И наконец, использовать (выжать) текст до конца. Практически любой текст содержит массу слов, грамматических явлений, полезных фраз и клише для устной речи, письма, идей, описаний и.т.д. Это языковое богатство на должно пройти мимо учащегося. Его надо интегрировать в увлекательную последовательность учебных действий, использующих тему текста для обсуждения, дискуссии и дальнейших действий.

Давайте попробуем вспомнить свои уроки или этапы уроков, когда мы работаем с текстом. Назовите наиболее эффективный прием, который вы используете для формирования смыслового чтения? (Возможные ответы: инсерт, кластер, кубик Блума, тонкие и толстые вопросы, таблица З-Х-У, мозговой штурм, фишбоун, и т.д.)

Приемов, на самом деле, много. Каждый может выбрать из этого арсенала наиболее подходящие и эффективные приёмы смыслового чтения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Я же хочу остановиться на некоторых приёмах стратегии смыслового чтения, которые чаще всего и с наибольшим удовольствием и успехом использую на своих уроках. Работая с любым текстом учебника или из дополнительных источников, я не люблю ограничиваться стандартными установками типа "Ответьте на вопросы", "Согласитесь или опровергните", "Закончите предложения". Чаще продумываю такие задания, чтобы зажечь учащихся к более заинтересованному и вдумчивому чтению.

Я предложу вашему вниманию несколько примеров текстов, с которыми, так или иначе, работают мои учащиеся.

А теперь прочитайте текст. Давайте проверим наши предположения. Подтвердите предложениями или фразами из текста.

Этот прием называется "Чтение портрета". (СЛАЙД 15) Ребятам предлагаем портрет или фотографию человека или сказочного персонажа (можно с указанием имени, лет жизни) и просим высказать свое мнение о нем, его возрасте, характере и т.д. Все мнения фиксируем на доске. Не надо бояться ошибочных или неточных предположений. Ведь все ошибки легко убрать с доски, и они быстро сотрутся из памяти. По прочтении текста просим ребят найти подтверждения мнениям, указанным на доске. Правильные предположения можно отметить знаком "+", неправильные убрать с доски, а не нашедшие подтверждения в тексте - знаком "?" с последующим предложением найти ответы на эти вопросы в дополнительных источниках информации. Кроме того, записи на доске можно и надо дополнить сведениями из текста, о которых ранее ребята не знали. Часто использую данный прием при работе с биографиями. Применяю также этот прием, работая с текстами страноведческого характера. Ведь портретом страны может стать изображение ее ландшафтов, людей, исторических или культурных событий. Прием очень удобен для пробуждения и стимулирования мотивации к работе с текстом актуализации имеющихся знаний и представлений об изучаемом объекте, способствует развитию творческого воображения, логического мышления, учащиеся учатся строить и проверять гипотезы. Кроме того, очевидный плюс данного приема в том, что он не требует серьезной предварительной подготовки.

- Прочитайте текст "Открытие Америки" и найдите в нем все возможные числительные. Что они означают?/все географические названия. Что о них говорится в тексте? (СЛАЙД 16)

Этот прием я называю "Внимание, розыск".(СЛАЙД 17) По ходу чтения текста дети ищут все возможные числительные (можно дать задание группам, тогда появляется дух соревновательности), затем, озвучиваем и выписываем на доску, потом называем что они означают или как могут быть связаны с информацией в тексте.

Я попросила вас найти самые явные единицы информации в тексте. (СЛАЙД 18) Однако, с помощью этого приема можно искать в тексте любую фактическую информацию (даты, имена, географические названия, факты, аргументы за или против, способы решения проблемы и т.д.), если мы работаем с содержанием текста, или различные грамматические и лексические единицы, если нас интересует языковое оформление текста.

Среди других приемов, которые часто применяю на своих уроках, можно выделить следующие:

Случается, что в нашей работе нам необходимо создавать уникальные тексты выступлений, докладов, статей. И так бывает, что хочется выразиться красиво и методически грамотно, а слов не хватает. Что делать? Приходится обращаться к помощи словарей или сайтов-синонимайзеров. Еще чаще мы сталкиваемся с проблемой скудности словарного запаса наших учащихся на уроке. Часто в своем ответе дети не могут подобрать нужных слов, не умеют найти замену подзабытым или еще не изученным единицам. Поэтому часто применяю этот прием. Читаем, разбираем текст. Затем говорю ребятам, что набираю команду по рерайту текста. Прошу заменить выделенные слова в тексте синонимами или синонимичными выражениями. В качестве рабочего материала чаще выступает лексика конкретного урока или серии уроков для продуктивного усвоения. Иногда применяю прием в работе над лексическими отличиями британского и американского вариантов английского языка. (СЛАЙД 21) В младших классах даю подсказки в виде списков слов, содержащих избыточную информацию. В старших классах подсказки стараюсь не давать, только если вижу затруднения у учащихся.

Дополняю им прием технологии развития критического мышления "Верно/неверно". Прошу учащихся не только согласиться с утверждением или опровергнуть его, но и обязательно найти подтверждающие факты ( justifications ) в тексте и представить их в виде развернутого ответа. Прием особенно актуален, когда требуется привлечь внимание учащихся к отдельным аспектам текста, выяснить, насколько правильно понят текст. Считаю, это универсальный прием, способствующий активизации мыслительной деятельности учащихся. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию текста, умение обосновывать и отражать свое мнение.

Сейчас в мире так много говорят о шпионах и разведке. Вот и я предлагаю вам поиграть в шпионов. Прочитайте текст. В нем некоторые слова зашифрованы. Вам нужно найти ключи к разгадке и восстановить текст. (СЛАЙД 23)

Данный прием успешно применяю и в младших, и в старших классах. Предлагаю детям перевоплотиться в детективов или шпионов. Выдаю зашифрованный текст (это могут быть несколько некрупных текстов). В этих текстах слова, в основном это повторяющиеся служебные слова, заменены соответственно на разные значки. Учитель сам вправе определить степень сложности деформации текста в зависимости от уровня подготовки учащихся. От учителя требуется предварительная подготовка - набрать текст, сделать необходимые замены, распечатать тексты(по необходимости). Но работа того стоит. Во-первых, учащиеся работают с текстом с увлечением и интересом независимо от возраста. Во-вторых, это очень удобный способ для активизации мыслительной деятельности и концентрации внимания учащихся. И, наконец, прием эффективен для продуктивного осмысления и систематизации изучаемого грамматического и лексического материала в процессе восстановления деформированного текста.

Итак, подводя итог своему выступлению, хочется сказать, что количество приемов и методов технологии смыслового чтения может быть бесконечно, так как нередко сам текст подсказывает прием работы с ним. (СЛАЙД 24) Я поделилась с вами только некоторыми из них. Вообще, все зависит от творчества учителя, которое тоже имеет возможность совершенствоваться во время организации такого рода деятельности, ну и, конечно, от меры приспособленности учащихся к такого рода приемам работы. Считаю, что использование на уроках приведенных выше методов и приемов эффективно, так как их применение способствует повышению мотивации к чтению, развитию мышления и творческого воображения, концентрации внимания, увеличению объема словаря, а, значит, формированию универсальных учебных действий.

А закончу свое выступление напутствием: Находите! Изучайте! Эффективно применяйте приемы смыслового чтения! (СЛАЙД 25)

Читайте также: