Смерть бесси смит краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Марина Ефимова: В начале января 1923 года в нью-йоркскую студию звукозаписи "Черный лебедь" один из охотников за талантами привел открытую им в Филадельфии певицу блюзов - 29-летнюю Бесси Смит. Это была огромная толстая негритянка с очень темной кожей. Она не поздоровалась, не улыбнулась, и на ее красивом суровом лице было написано: не замай. В середине первой пробы, показавшей ее неопытность, Бесси остановилась и сказала зычным голосом: "Эй, придержи машину, я сплюну". Владелец студии, озверев, крикнул помощнику: "Гони ее отсюда к чертовой бабушке". И Бесси Смит, послав владельца своим зычным голосом в самые отдаленные и невообразимые места, отправилась восвояси в ночные клубы южной, черной Филадельфии, где ей легко прощали ее неотесанность.

Бесси Смит:
Я не красотка, я скроена для борьбы,
Я надежная женщина,
И мне нужен надежный мужчина.

Марина Ефимова: Рассказывает профессор Бостонской консерватории "Беркли скул оф мьюзик" Джейн Шапиро.

Джейн Шапиро: Блюз был женским жанром во времена Бесси. Это был блюз обманутого сердца. Даун харт ин блюз. Мой парень плохо со мной обращается, мне тоскливо, и я пою блюз. Вот, собственно, самая типичная лирическая тема блюза.

Бесси Смит:
Любовь, о любовь, о беспечная любовь,
Я думала ты принесешь мне счастье,
А ты разбила мне сердце.

Марина Ефимова: Историк музыки Алан Ломакс пишет.

Диктор: За несколькими исключениями, блюзы пели женщины только с сомнительной репутацией, известные своей свободной жизнью, свободной любовью, пренебрежением к правилам приличий. Тем не менее, они никогда не пели на улицах и в барах, где их могли бы лапать пьяные посетители. Только эстрада, только театр.

Марина Ефимова: И уж это был театр. Ма Рейни выступала в платьях из бисера и сверкала не только нарядами, но золотыми коронками и брильянтовыми пломбами, намеренно вставленными в зубы. В этом же стиле выступала и Бесси Смит, чью полную фигуру украшали страусовые перья, боа, парчовые накидки с мехом. И эти разукрашенные певицы рассказывали горькие, реальные живые истории, в которых действовали никчемные мужчины, глупые женщины, где были злодеи и жертвы, страсть и секс, где люди напивались, умирали, убивали, ели вареные свиные ножки. В этих историях не было ни капли сентиментальности, и они освещались не романтикой, а только юмором.

На нашей улице живет 19 парней,
На улице живет 19 парней.
18 - дураки, а один - нехороший человек.

Это "Блюз нехорошего человека". Или, скажем, блюз "Я и мой джин".

Мне не нужно платьев и украшений,
Можно заменить их бутылочкой джина.
Дай мне мой джин, и я буду вери вери найс ту ю.

Джейн Шапиро: С блюза все началось. Он лег в основы джаза. Из него выросла поп-музыка. По пути блюз приобрел лоск, перестал быть таким балладно-тяжеловесным. Но и потерял кое-что важное. Например, примитивность - подлинность фольклора. А еще он потерял сюжет. Классический блюз всегда рассказывал историю.

Бесси Смит:
Судья, судья, пошли меня на электрический стул,
Я его зарезала, я так его любила, что всадила ему нож в грудь.

Марина Ефимова: Блюзы - не просто истории, но часто притчи. Поэтичные и, конечно, трудно переводимые.

Я разрушительница, я в смятении,
Я как тигр, готовый к прыжку,
Мой блюз - блюз отвергнутого сердца.

Джейн Шапиро: Эти истории были гораздо реалистичнее более поздних популярных песен. После смерти Бесси Смит блюз разбавили водой. Тоску заменили грустью, секс и страсть - любовью, пронзительность - лиризмом. И блюзы стали песнями не только черной, но и белой публики.

Марина Ефимова: Блюзы Бесси Смит полны страсти и чувственности, чуть скрытых эвфемизмом, вроде, "его пирожок с вареньем". В блюзе "Исполни свой долг" она поет:

Ты три раза сегодня отказал мне,
Когда у тебя будет настроение,
Исполни свой долг.

Джейн Шапиро: Бесси Смит скомбинировала в своем исполнении блюза стили всех, кто пел до нее. Но главным в ее исполнении была ее собственная животная энергия. Все, кто ее видел, говорили, что записи не дают полного представления о том, как Бесси Смит пела. Как он доводила публику до слез, как она умела тронуть сердце. Словом, главным ее секретом, был гипнотизирующий контакт с публикой.

Марина Ефимова: Белые заметили Бесси Смит в январе 1923 года. Через две недели после неудачи в студии "Черный лебедь" за ней приехал в Филадельфию другой охотник за талантами Фрэнк Уокер из студии "Коламбиа рекордс". Изданная им первая пластинка Бесси Смит разошлась в количестве 800 000 экземпляров. Бесси Смит стала императрицей блюзов на 6 лет. Бесси Смит начала петь в 10 лет, после смерти матери. При первой возможности, он сбежала из жалкой лачуги в Чаттануге, где, по образному выражению ее отца, "крыс было больше, чем детей" и присоединилась к группе менестрелей. С тех пор она жила на дорогах. Успех ее пластинок, щедрые гонорары ничего не изменили. Она обожала дороги, новые места, новых людей, новые любови, мимолетное веселье за бутылкой джина. Дом был там, где можно сготовить свиные ножки. Она делала это даже в пульмановских вагонах, в которых ездила на гастроли. Любовью всей жизни Бесси Смит был ночной сторож Джек Ги. Он стал ее мужем, ее мучителем и ее мучеником. Бесси пила, заводила романы с мужчинами и с женщинами, пропадала ночами. За это он бил ее до крови, тиранил, транжирил ее деньги и, в конце концов, ушел. Джек разбил Бесси сердце и в отместку получил блюз "После того, как ты ушел". Его написал композитор Лейтон, и в исполнении Бесси Смит он стал одним из самых знаменитых блюзов своего времени.

Бесси Смит:
Ты заставил меня плакать,
Что уж притворяться,
Но наступит время, когда и ты загрустишь,
И ты раскаешься,
Не забудь об этом.

Марина Ефимова: В 1931 году Бесси встретила Ричарда Моргана, который стал веселым и легким компаньоном в ее кочевой жизни. Она была счастлива с ним, хотя ее музыкальная слава начала меркнуть. В 1929 году грянула депрессия, гонорары упали, толпы слушателей поредели. Но главное - менялся вкус публики.

Джейн Шапиро: В 30-х годах в моду вошел свинг. Его изобрели те самые музыканты, которые аккомпанировали Бесси. Луи Армстронг, например. Его ритмические инновации произвели настоящий фурор в Гарлеме. Началась смена декорации. Бесси была звездой блюза. Она не могла в один день изменить свой стиль. На сцену вышли другие певицы - Билли Холидей и Элла Фицжеральд.

Бесси Смит:
Ты никому не нужен, когда ты упал,
А я упала так низко, что вокруг не видно ни души,
Но если когда-нибудь, я снова почувствую в руке доллар,
То, может быть, мой лучший, мой старый,
Мой ушедший друг вернется ко мне.

Марина Ефимова: Бесси Смит погибла, как и жила, на дороге. Ее автомобиль, который вел Ричард Морган, налетел в темноте на стоявший на обочине маленький грузовичок с выключенными фарами. Бесси сидела, высунув руку в окно, и эту руку почти оторвало. Все, что случилось потом, так обросло легендами, что мы можем лишь отметить самые знаменитые.

Диктор: Пьеса Эдварда Олби "Смерть Бесси Смит". 26 сентября 1936 года город Мемфис, штат Теннеси. В приемном покое больницы для белых сидит белая медсестра. Вбегает Джек - негр лет 45-ти.

Джек (запыхавшись): Мэм, мне нужна помощь, быстро нужна. Мы попали в аварию. У меня в машине раненая женщина.

Медсестра: Да неужели! Ну, сядь и подожди. Я сказала, иди туда, сядь и подожди.

Джек: Но она истекает кровью!

Медсестра (едва сдерживаясь): Послушай, охлади-ка свой пыл.

Джек: Мэм, эта женщина Бесси Смит.

Медсестра (кричит): Плевать кто у тебя там, ниггер. Говорю тебе, охлади свой пыл.

Марина Ефимова: Первым серьезным исследователем жизни Бесси Смит был исландский журналист Крис Альбертсон, который выяснил, что ни в какую больницу для белых Бесси Смит не привозили. Похоже, что прибывшая к месту аварии скорая помощь, в первую очередь, увезла белую женщину, которая находилась в грузовике. Точно известно только одно. Бесси Смит доставили в больницу для черных в городе Мемфис только через 7 часов после аварии. Там ей ампутировали руку, но она умерла от потери крови и от шока. Ей было 47 лет. Похороны на день вернули Бесси Смит ее славу. Более 7 000 человек собралось проводить ее в последний путь - в серебряном гробу, покрытом розовым бархатом. Она умирала так же пышно, как пела. В толпе ни одного белого лица. И ни одной знаменитости. Не приехал никто из гарлемской элиты. Ни Армстронг, который годами ей аккомпанировал, ни ее преемница Этель Уотерс, ни Дюк Эллингтон. Бесси одних пугала, других обижала и всех шокировала. Она была дикая певица, дикая женщина, дикая душа, и она лучше всех на свете пела блюзы.

Эдвард Олби - Смерть Бесси Смит

Эдвард Олби - Смерть Бесси Смит краткое содержание

Смерть Бесси Смит - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Смерть Бесси Смит

Берни

негр, лет сорока. Очень худой.

Джек

очень темный негр, лет сорока пяти, грузный, говорит басом. Носит небольшие усики.

Отец

белый. Тощий, лысеющий, лет пятидесяти пяти.

Медсестра

белая, южанка. Цветущая хорошенькая брюнетка или рыжая. Шумная, громко хохочет. Двадцать шесть лет.

Санитар

светлокожий негр. Гладко выбрит, аккуратен, подтянут. Двадцать восемь лет.

Вторая медсестра

белая, южанка, белокурая, красотой не блещет. Тридцать лет.

Врач

белый, блондин, хорошо сложен, с приятным лицом. Тридцать лет.

Действие происходит днем и вечером 26 сентября 1937 года в городе Мемфисе, штат Теннесси, и его окрестностях. Что касается декораций, то, само собой, каждый театр волен найти свое собственное решение, поэтому изложенные ниже пожелания автора, которые могут быть небесполезны, являются лишь общей идеей — это то, что видит автор.

В глубине сцены, быть может, наискосок — приподнятая платформа, на разных частях которой происходит действие других картин — опять-таки с минимальным количеством вещей. И все это на фоне широкого, во всю сцену, задника, изображающего небо, которое меняется в каждой картине: в нем то жаркая синева, то закат, яркий, красно-оранжевый закат. Иногда он пылает во всю мощь, иногда это только отсветы заката.

При поднятии занавеса на сцене темно, а позади — синее, горячее небо. Звучит музыка, которая затихает, когда освещается сцена.

Уголок бара. За столиком сидит Берни, перед ним бутылка пива и стакан. С бутылкой пива в руках нерешительно входит Джек, он не видит Берни.

Берни (узнав Джека, с приятным удивлением). Эй!

Джек. А.

Берни. Привет, Джек!

Джек. А. Что. (Узнает его.) Берни!

Берни. Ты как тут очутился? Иди сюда, присаживайся.

Джек. Ну ты подумай.

Берни. Присаживайся, Джек.

Джек. Да… конечно… Ну ты подумай, надо же. (Подходит к столику, садится.) Здорово, Берни. Ух, ну и жарища! Как живешь, друг?

Берни. Лучше всех. Но как ты к нам попал?

Джек. Проездом, понимаешь, проездом.

Берни. Не сидится тебе на месте, да? Вот уж не ожидал, что ты вдруг войдешь в эту дверь, мир-то, оказывается, тесен.

Джек. Выходит, так.

Берни. Значит, не сидится тебе на месте? Куда ж ты едешь?

Джек (чуть таинственно). На Север.

Берни (смеется). На Север! Север-то большой, а?

Джек. Да… немаленький.

Берни (после паузы, опять смеется). А если поточнее, старик? Куда это на Север?

Джек (скромно, но гордо). В Нью-Йорк.

Берни. В Нью-Йорк?!

Джек. Угу, угу.

Берни. В Нью-Йорк, значит! Та-ак. Какие же у тебя дела в Нью-Йорке?

Джек (так же скромно). Да так… кое-что. А ты что поделываешь?

Берни. В Нью-Йорк, а? Скажи пожалуйста!

Джек (явно сгорая от желания поделиться своей тайной). Угу.

Берни (понимая это). Ну, брат, это здорово! Слушай, хочешь пива? Взять еще?

Джек. Да нет, пожалуй… не стоит… я…

Берни (вставая). Ясно, хочешь. Вот ведь какое пекло на улице, сейчас в самый раз пропустить холодненького.

Джек (внезапно передумав). А что в самом деле? Давай раздавим еще по бутылочке.

Берни (достает долларовую бумажку). Сейчас принесу. Так в Нью-Йорк, говоришь? Что же у тебя там за дела? А, Джек?

Джек (посмеиваясь). А вот такие дела, что ты, брат, ахнешь. Просто ахнешь!

Свет гаснет, затем освещается другая площадка.

Часть крытой веранды, довольно ветхая плетеная мебель. Отец Медсестры сидит в кресле, прислонив к ручке трость. Из дома несется громкая музыка — играет радиола.

Отец (музыка слишком громкая, он наконец не выдерживает, хватается за ручки кресла, кричит). Прекрати! Прекрати! Прекрати!

Медсестра (в доме). Что? Что ты говоришь?

Отец. Пре-кра-ти!

Медсестра (входит в белом больничном халате и шапочке). Ничего не слышу. Что тебе?

Отец. Выключи! Выключи эту чертовщину!

Медсестра. Ну, знаешь, отец, ей-богу…

Отец. Выключи радиолу!

Медсестра, пожав плечами, уходит в дом. Музыка прекращается.

Черт бы их унес, эти негритянские пластинки! (Кричит в дом.) У меня голова трещит!

Медсестра (входит). Что?

Отец. Я говорю, у меня трещит голова, ты все время ставишь эту негритянскую мерзость, ты меня не знаю до чего доведешь! Заладила ставить пластинки одну за другой, у меня скоро барабанные перепонки лопнут… голова разламывается…

Медсестра (устало). Ты принял пилюли?

Отец. Нет!

Медсестра. Я сейчас принесу.

Отец. К чертовой матери!

Медсестра (подчеркнуто терпеливо). Хорошо, я не принесу пилюли.

Отец (после паузы, тихо, но сварливо). Ты все время ставишь эти пластинки, будь они трижды прокляты…

Медсестра (с раздражением). Прости, отец, я не знала, что у тебя болит голова.

Отец. Не смей говорить со мной таким тоном!

Медсестра (так же). А я никаким тоном не говорю.

Отец. Не спорь со мной!

Медсестра. Я и не спорю. И не собираюсь спорить, в такую жару да еще с тобой спорить! (Пауза, затем спокойно.) Неужели человек не имеет права поставить пластинку-другую…

Жизнь Бесси Смит. Они назовут это блюзом

Судьба никак не намекала Бесси, какое великое будущее ее ожидает. Более того, до поры до времени судьба это от Бесси тщательно скрывала.

Согласно самой достоверной версии, родилась Элизабет Смит 15 апреля 1894 года в городе Чаттануга, штат Теннесси. Район, где она жила, назывался Низина Синего Гуся (Blue Goose Hollow). Район черной бедноты, который снесли в 1957 году, проложив там хайвей. Все тамошнее население работало на трех местных заводах. Нищета и антисанитария: кроме трамвайного пути, ведущего в центр Чаттануги, никаких признаков цивилизации.

Отец Уильям Смит был чернорабочим в литейном цехе. Восемь детей в семье. Уильям, кроме того, был министрантом — еще вел часть службы и выступал с проповедью. Посему Бесси получила баптистское воспитание и даже во взрослом возрасте посещала церковь. Считается, что как раз баптистская церковь и сформировала ее вокальную манеру, схожую с манерой негритянских пасторов, чьи гиперэмоциональные речи вызывают у прихожан сильные эмоции.

Семнадцать мне уже

В 1912 в Чаттанугу вдруг вернулся Кларенс. За эти годы он хорошо пообтерся в артистической среде, работая в этом своем менестрельном шоу, которое оказалось довольно успешным. Бесси в ту пору стукнуло 17 лет. Рост ее составлял 180 см, вес — под восемьдесят кило. Бесси упросила брата устроить ей прослушивание в труппу. Она понравилась, но в труппе уже была своя певица — Ма Рейни. Бесси взяли танцевать. Долгие годы существовал миф, что именно Ма Рейни (сама, кстати, известная певица тогда и легендарная личность сейчас) научила Бетти петь. Но, скорее всего, Рейни только показала ей какие-то сценические движения и дала советы в области имиджа, и, в общем, считается, что Бесси — натуральный народный талант, стопроцентная самоучка. Наконец она была замечена воротилами нарождавшегося рекорд-бизнеса. Она неоднократно пробовала делать записи в студии, но не нравилась. Один из забраковавших ее — не кто иной, как сам Томас Эдисон, изобретатель звукозаписи.



Наконец попала на фирму Columbia, где ее оценили по достоинству. К тому времени она уже второй раз была замужем (первый муж исчез в истории) за Джеком Джи. Они познакомились в филадельфийском кабаре Horan’s. Там она пела, он — охранял дверь. Коллеги. История в духе О’Генри — Джек, мужик туповатый и прижимистый, сделал самую гениальную инвестицию в своей жизни: он заложил униформу охранника и часы, чтобы купить жене такое платье, в котором не стыдно показываться перед важными людьми. Как бы то ни было, контракт на запись она получила. И, поскольку ее пластинки для Columbia продавались сотнями тысяч (это даже по меркам жирных 1980-х хорошие цифры, а про наше время и говорить нечего), любой причастный к записи утверждает, что именно он открыл талант Бесси.


Гениальный спонсор

Тем не менее Бесси, в которую влюблялись и мужчины, и женщины, ревновала всех ко всем люто, бешено. Особенно ненавидела других артистов женского пола. Блюз- и госпел-певица и актриса Ител Уотерс (1900-1977) знала это не понаслышке.

Как случайная смерть



Годы спустя на ее могиле появился памятник. Его оплатила Дженис Джоплин — рок-певица и женщина трудной судьбы. Это — полная правда. Которая красивее любой легенды.


оглавление

Жизнь


Файл: St Louis Blues (1929) .webm

"> Воспроизвести медиафайл

смерть

26 сентября 1937 года она и ее возлюбленный Ричард Морган ехали на своей машине по Миссисипи, когда они врезались в грузовик, и машина перевернулась. Первыми на месте аварии оказались доктор А. Хью Смит, хирург из Мемфиса, и его приятель-рыболов Генри Бротон. Крис Альбертсон, биограф Бесси Смит, провел подробное интервью с Хью Смитом об аварии в начале 1970-х годов. Правая рука и ребро Бесси Смит были сильно повреждены. Ее поместили в больницу для черных. Ей ампутировали правую руку. По словам лечащего врача, она умерла через сутки после операции, не приходя в сознание.

Есть и другие свидетельства того, как, когда и где она умерла:

  • В отличие от белых пострадавших, ее не лечили на месте аварии, и она умерла там от потери крови.
  • Она умерла по дороге в больницу.
  • Она не была помещена в больницу для белых и истекла кровью, или несколько больниц отказались принять раненую, после чего она скончалась на ступенях клиники. Одна из этих версий восходит к газетному интервью журналу Down Beat с продюсером Джоном Хаммондом.

Бесси Смит была введена в Зал славы блюза в 1980 году и в Национальный женский зал славы в 1984 году; В 1989 году она посмертно получила Премию за заслуги перед жизнью .

Разное

Жизнь и смерть Бесси Смит являются предметом джазовой оперы Cosmopolitan приветствия от Аллена Гинзберга (либретто), Джордж Грунц (джаз) и Рольфа Либермана (двенадцать тон музыки), который премьера в Гамбурге в 1988 году .

Текст, сопровождающий альбом The World's Greatest Blues Singer , сборник их самых известных песен, был удостоен премии Грэмми в 1971 году .

Голоса коллег

Дискографические примечания

литература

веб ссылки

  • Литература Бесси Смит и о ней в каталоге Немецкой национальной библиотеки
  • Бесси Смит в базе данных фильмов в Интернете (английский)
  • Бесси Смит в Discogs
  • Бесси Смит.В:ФемБио. Исследование женской биографии (со ссылками и цитатами).

Индивидуальные доказательства

  1. ^ После Карло Болендера и др. Reclams Jazzführer (1989), Вольф КампманнReclams Jazzlexikon (2003), а также PanAfricanNews и FindAGrave ; Rough Guide Jazz (1999) дает (как и сама надгробная плита) 1895 г., в то время как Шпильки Terkel дает 1892 как год рождения. Свидетельства о рождении Бесси Смит якобы не существует.
  2. ^ Ab Гвен Томпкинс: Предки: Бесси Смит, Императрица Блюза.Национальное общественное радио , 5 января 2018, доступ к 16 декабря 2019 .
  3. ↑ аб Стив Хотин и др. Мировые музыкальные чартыМировые музыкальные чарты : Бесси Смит .
  4. ↑ Цитата из Арриго Полилло : Джаз. История и личность афро-американской музыки . Beltz, Weinheim 2005, стр. 299.
  5. ^ В. Kampmann Reclams Jazzlexikon Штутгарт 2003
  6. ↑ Это было 14-е и предпоследнее место Смита в чартах; произведение достигло 20-го места в Billboard Top 30 и оставалось в чартах всего неделю. См. Steve Hawtin et al. Мировые музыкальные чарты: Бесси Смит
  7. Легенда блюза: Бесси Смит умерла 50 лет назад, Schenectady Gazette. 26 сентября 1987 года. Проверено 4 августа 2013 года.
  8. ^Фотография могилы и краткая биография в базе данных Find a Grave . Проверено 4 сентября 2017 года.
  9. ↑ Майра Фридман: История Дженис Джоплин. 1992, с. 268.
  10. ↑ Лесли Голдберг: Королева Латифа сыграет Бесси Смит в HBO Biopic.В: The Hollywood Reporter . 1 мая 2014, доступ к 2 июля 2021 .
  11. ↑ Art Hodes, цитируется в марте 1947 года в Jazz Record , цитируется в Polillo, SS 196
    Эта страница последний раз была отредактирована 31 июля 2021 в 15:35.

Читайте также: