Смерть бальдра краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

История Смерти Бальдра — одна из самых драматических и трогательных в дошедшей до нас оригинальной скандинавской мифологии.

Я же провидела
истекшего кровью
отпрыска Одина,
Бальдра судьбину —
тот, прораставший
тонкий и долгий,
красивый на поле
омелы побег,

он, смертоносный
я знала, будет
причиной печали —
метнул его Хёд;
но скоро у Бальдра
брат народился,
сын Одина, мститель
в возрасте ночи:

рук не умыв,
ни волос не чесав,
убийцу Бальдра
настиг и убил;
тем часом оплакала
Фригг в Фенсалире
горе Вальгаллы.
Еще мне вещать? Или хватит?

Я предлагаю еще один вариант рассмотрения этого мифа. Прежде всего, история Бальдра мне показалась мистерией Одина. В ней присутствуют четыре основных мужских участника, они же и ключевые лица драмы. Один, Локи, Бальдр и Хёд связаны между собой. Это четыре кардинальные роли действа.

Если принимать все четыре фигуры как ипостаси самого Одина, то становится теперь понятно, почему Вали, сын Ринд и Одина мстит Хёду. Хёд — насильственная слепая природа бога-воина, агрессора. И Вали мстит — убивает его. Бальдр — светлая сторона Одина, его способность к любви. И Вали мстит за то, что та умерла в самом Одине, когда тот взял силой его мать. Он убивает бога-насильника, слепую в своей жестокости ипостась одноглазого Одина — сурового воина, насильника его матери. Затем Вали способствует ловле Локи — коварной колдовской ипостаси хитрого Одина. Один ведь прикидывался знахаркой, чтобы овладеть его матерью, подобно тому, как Локи переодевался женщиной, чтобы выведать тайну Фригг.

Посмотрим теперь на этих персонажей с точки зрения четырех основных мужских архетипов.

Бальдр

Один — повелитель и верховный бог асов, носитель силы и власти. Он должен узнать, что происходит и узнает это, съездив в Хель к вёльве. Больше он прямо ни во что ни вмешивается. Возвратившись от пророчицы, Один уже знал, что Бальдра убьет Хёд. Он все знает, но никому ничего не говорит; то есть ведет себя странно двойственно. И в сцене метания в Бальдра различных предметов его как будто нет. Он никак не проявляется, как будто все же позволяя событиям идти своим чередом. Только предчувствует огромную беду, когда Бальдра все-таки убивают. Однако косвенно (если принимать теорию о его ипостасях) участвует во всем.

Хёд (и Вали)

Хёд — слепой воин, кидает побег омелы в Бальдра и тот погибает. Именно Хёда главным образом обвиняют и потом в смерти Бальдра (несмотря на то, что выясняется, как это подстроил Локи), хотя по сюжету она и кажется случайной. Так или иначе, слепой агрессор убивает нежного юношу.

Тем временем и основные женские фигуры мифа также соответствуют четырем базовым женским архетипам.

Нанна

Нанна, дочь Непа, является женой Бальдра. Она не может жить без любимого мужа и уходит вместе с ним. И это первый архетип, весенний. Подобно Бальдру она нежна, светла и зависима. Она не мыслит себя без мужа, в ней нет самостоятельности, независимости. Она — вечная дочь и возлюбленная. Это воплощение самопожертвования, восприимчивости, преданности.

Фригг

Своей неоднозначностью она подобна Одину в этом мифе. Они оба представляются шахматной парой Короля и Королевы. И у Королевы тут гораздо больше ходов. Это второй женский архетип, летний, — Королева. Это женщина, сохраняющая женскую силу и обладающая властью. Она способна творить и вдохновлять.

Хюррокин

Хель — это царство мертвых, а также имя хозяйки этого царства. Она — дочь Локи, рожденная великаншей Ангрбодой. В этом мифе она выступает силой, стоящей над суетой самих богов. Это четвертый женский архетип, зимний — архетип Жрицы. Это носительница высших знаний, мудрости. Она отстранена, и живет как бы в другом измерении.

Пары персонажей одного сезонного архетипа

Интересно, как воспринимают друг друга пары божеств одного сезона. Бальдр и Нанна живут душа в душу и не расстаются после смерти. Что лучшим образом соответствует симбиотичности Весны.

Один и Фригг действуют глубоко параллельно и никак, удивительным образом, не пересекаются на протяжении всей истории. Это подчеркивает амбивалентность и сомнения Лета. Тем не менее, они самые заметные фигуры сюжета, как Лето — это период наивысшего расцвета природы.

Зимняя пара это Локи и Хель. Они никак прямо не связаны и не взаимодействуют друг с другом (впрочем, являются родственниками). Это отражает изолированность, потусторонность соответствующие Зиме.

В этой истории есть значимые взаимодействия, не входящие в плоскость четырехчастного архетипа сезонности. Это пары Один и вёльва, Хермод и дева Модгуд. Один — единственный бог, на своем коне Слейпнире пересекающий вертикаль миров. Хермод — путник, странник, посланник, посредник. Вёльва — мертвая пророчица, она спит в Хель, но видит все происходившее, происходящее и то, что произойдет. Модгуд — страж на мосту, по пути в Хель. Хермод — также вопрошающий, Модгуд — отвечающая.

А вот Хермода как Вопрошающего, а Хель как Отвечающую я бы считать не стала. Потому как здесь она не дает ответы на вопросы (как Модгуд и вёльва), а ставит свое условие и не самому Хермоду, а всему земному миру.

Архетип сезонности в сюжете мифа

Годовой цикл времен года — это метафора процесса развития: человека, группы людей, сообщества, общины. Известно, что сезонные ритуалы древних народов подготавливали людей к жизни на следующем этапе, в следующем сезоне. Это могло совпадать с реальными сезонными циклами, а могло отражать внутренний смысл жизненных процессов.

Зима — приносит отдых, сон и покой. Она заставляет погрузиться внутрь, туда, где зреют силы для будущего возрождения. Это период подведения итогов, осмысления, обдумывания успехов или неудач.

Так, каждый сезон года ставит перед человеком разные задачи. И сезонный ритуал являлся как бы репетицией, подготовкой к следующему этапу. В этих ритуалах люди проигрывали возможные трудности будущего сезона. Задачей ритуалов могла быть внутренняя настройка людей на готовность к изменению внешних условий и решению будущих задач.

Мы имеем дело с мифом, а не ритуалом. Потому он больше относится к внутренней жизни людей, а не хозяйственно — природным перипетиям. Мифы рассказывались как истории на разного рода сборищах и считалось, что история или легенда из уст хорошего рассказчика, поэта, скальда способна благословить человека определенным образом. Слушатель принимал рассказанное как истинную правду, как свидетельство существующего порядка вещей.

Сейчас нам точно неизвестно, как именно рассказывался миф о смерти Бальдра, был ли он включен в ритуал или ходил как сюжет, рассказываемый при определенного рода событиях. Или одно сменило другое. Мы можем лишь постараться найти смысл этого мифа. Как для человека древних времен, так и для нашего современника. И вечный сезонный цикл мне кажется в данном случае наиболее уместным.

Смерть Бальдра

После Осени должна была прийти Зима. Бальдр должен был быть оплакан и отпущен. Тогда может вернуться светлая Весна — Бальдр и все вернется на круги своя. Но этого не происходит. Потому что архетип сезонности находится не в одной плоскости, круге, а скорее подобен спирали. И сезонные циклы повторяются, но на другом уровне, в других плоскостях.

Все оплакивают Бальдра — это Зима. Это горе, и неизбывная тоска, и депрессия. Это воспоминание о прошедшем и думы о том, что больше такого не повторится. И завершает Зиму великанша Тёкк, которая замерзла настолько, что у нее не осталось влаги, чтобы оплакать Бальдра. Тогда Хель оставляет его у себя.

Смерть Бальдра служит предвестием гибели богов и всего мира. И последующего возрождения мира. Один цикл закончится и начнется другой. В обновленном мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом и они живут в чертогах Одина.

Встречаются асы
на Идавёлль-поле,
о поясе мира
могучем беседуют
и вспоминают
о славных событьях
и рунах древних
великого бога.

снова найтись
должны на лугу
в высокой траве
тавлеи золотые,
что им для игры
служили когда-то.

Заколосятся
хлеба без посева,
зло станет благом,
Бальдр вернется,
жить будет с Хёдом
у Хрофта в чертогах,
в жилище богов —
довольно ли вам этого?

Так драма Бальдра становится залогом не только смерти, но и обновления мира. И этот миф оказывается мифом о Новой Весне.

Добрый день! Я продолжаю знакомить вас с германо-скандинавской мифологией . В прошлой публикации речь шла о самом главном боге - Одине и заканчивалась тем, что в своем чертоге в Вальхалле он принимает самых доблестных воинов, умерших на поле битвы. Куда же отправляются после смерти остальные?

Кроме Вальхаллы, есть еще несколько мест для умерших. Так часть воинов, видимо, не самых доблестных, следуют на луг Фолькванг в чертогах Фреи - богини любви и войны.

Для тех же, кто умер в своей постели, т.е. не в сражении, дорога в Хельхейм - холодное, темное, туманное и серое место. Оттуда удалось возвратиться только однажды. Это сделал бог Хермод.

Он сын Одина и его законной супруги Фригг. У него было два единоутробных брата: слепой Хёд и Бальдр - бог весны и света.

Последнему было предсказано, что он умрет от руки брата. Обеспокоенная мать взяла клятву со всего что могло стать орудием: металлы, камни, растения, звери, птицы и, даже, рыбы, что они не причинят вреда ее сыну.

С этого момента все асы решили, что Бальдр - бессмертный. Они стали развлекаться тем, что пытались его убить перебирая разные способы, на какие только хватало фантазии. Конечно, у них это не получалось.

Специалист по хитрости и обману - Локи узнал, что Фригг забыла про омелу. Сделал из нее стрелу и вложил в руки слепого Хёда. Так исполнилось пророчество, и брат убил брата.

Вы, конечно, помните, что и у соседей германцев - кельтов, омела тоже была особым растением, но специфика ее была другая. Подробнее об этом здесь.

Бальдр, умерший не на поле брани, попал в Хельхейм. К нему присоединился Хёд, мгновенно убитый богом мщения Вали. Туда же, в надежде вернуть брата, отправился Хермод. Хозяйка загробного мира - Хель, дочь Локи, сказала, что отпустит бога весны и света, если все живые существа будут его оплакивать.

Асы отправились по миру уговаривая плакать тех, кого встречали. Но великанша Токк, в которую превратился Локи, отказалась. Так Бальдр остался в Хельхейме.

Этот миф - отражает распространенный древний сюжет о смерти и воскресении богов плодородия и смене времен года, с той разницей, что возрождение Бальдра запланировано на Рагнарёк - после последней битвы. О ней я расскажу немного позже, а пока продолжу истории про асов. В следующей публикации нас ожидает встреча с красавцем Тором .

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Видео про мифы скандинавов Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале:

img-1

Оригинальный эддический миф о Бальдре

img-2

Локи сорвал побег и по одной версии мифа сделал из него копье, по другой – стрелу (различные версии появились потому, что эддические тексты найдены в разных списках и так как у них были разные составители и переводчики, эти тексты зачастую сильно отличаются). Затем Локи дал эту стрелу-копье Хёду, брату Бальдра, слепому богу судьбы. До этого Хёд стоял в стороне и не принимал участие в развлечениях богов, потому что не видел Бальдра и не смог бы в него попасть. Но Локи вручил ему импровизированное оружие и сказал, что направит Хёда в нужную сторону. Хёд, который страстно желал принять участие в необычной забаве, сразу согласился.

img-3

Эпизод с похоронами Бальдра в точно описывает ритуал похорон у скандинавов. Тело умершего укладывалось в корабль/лодку, вместе с ним туда же укладывались предметы одежды, доспехи и оружие. Затем корабль отталкивали от берега и поджигали. Более поздний вариант этого ритуала – когда умершего хоронили в земле (при этом тоже в лодке), а место захоронения огораживали камнями, выкладывая их в форме корабля.

img-4

Хермод забирает у Бальдра (который воссоединился в Хельхейме со своей женой Нанной) магическое кольцо Драупнир, которое Один вложил в ладонь сына на погребальной ладье. Хермод передает это кольцо Всеотцу, как доказательство того, что он действительно был в Хельхейме и видел Бальдра. И тут важно отметить один момент – Один посылает Хермода в Хель лишь после того, как тело Бальдра сожжено. То есть, вероятно, в посмертный мир, как полагали скандинавы, может попасть лишь надлежащим образом погребенный человек. Это согласуется с мифами о драугах – восставших мертвецах, которые в ряде случаев восстают как раз потому, чтобы не были правильно похоронены.

Еще один знаковый момент – Бальдр с женой попадают не Вальхаллу к Одину и не в Фольквангр к Фрейе, а именно в Хель. Согласно эддическим текстам, Хельхейм – удел тех, кто умер от старости или болезни. Тех же, кто погиб в битве или иным образом, но при этом вел достойную жизнь, ждут чертоги Асгарда. Отсюда неясно, почему же Бальдр попал именно к Хель? С другой стороны, когда Хермод встречает его, Бальдр вовсе не опечален своей гибелью, он улыбается, обнимая Нанну, то есть вполне вероятно, что посмертная жизнь в Хельхейме не так уж плоха.

img-5

Другие версии мифа о Бальдре

Миф об умирающем боге – аналогии в других культурах

Адонис
Вакх

Первая очевидная аналогия – греческий миф о Дионисе, боге плодородия. Согласно этому мифу, Дионис был растерзан титанами, но затем вернулся в мир живых еще сильнее, чем был, по одной из версий после перерождения он даже получает трон Зевса. С этим мифом связано огромное количество ритуалов, которые проводились в Аргосе, Тенедосе и десятках других городов Древней Греции. Оригинальный миф подробно описывается в Орфических мистериях, а в Тенедосе во время празднования возрождения Диониса бог призывался священным гимном и принимал образ свирепого быка, который наводил ужас на врагов.

Другой греческий миф об умирающем боге (более поздний) – это миф об Адонисе. Адонис – сын Кинира и Смирны, бог красоты и чувственных наслаждений. Этот миф имеет несколько версий, но ключевые моменты сходны – Адонис был убит на охоте магическим вепрем (образ которого, по одной версии принял Арес, по другой – Персефона). Затем Афродита, влюбленная в Адониса, спускается в подземный мир и возвращает его. По другой версии это делает Артемида. Также есть вариант мифа, в котором Адонис изначально воспитывался Персефоной, потому что Афродита принесла его в подземный мир, боясь, что Кинир по какой-то причине убьет сына. Персефона полюбила Адониса, и когда Афродита пришла забрать его, Персефона отказалась. Суд богов вершил этот спор и в итоге Зевс решил, что полгода Адонис будет жить с Персефоной, а вторую половину года – с Афродитой.

Дионис

У сирийцев и финикийцев аналогом Диониса-Бахуса выступал Таммуз. У этих народов есть аналогичный миф о гибели Таммуза, ради воскрешения которого его возлюбленная Иштар спускается в подземный мир и возвращает его. Миф о Таммузе и Иштар в различных версиях был известен в Аккаде и Вавилоне. Варианты мифа отличаются нюансами, но суть всегда одна – Таммуз погибает, но затем возвращается и мир смертных переживает новое рождение.

Аналогичный миф существовал и в Персии, в рамках зороастрийского культа огнепоклонников. По этому мифу, бог света Митра гибнет от рук Ахура-Мазды, но затем возрождается и для смертных начинается новая эра добра и справедливости (пока Митра мертв, миром правит жестокий Ахура-Мазда и это время характеризуется как период хаоса и тьмы).

Митра

Наконец, нельзя не вспомнить древнеегипетский миф об Осирисе. Его гибель различается в разных вариантах мифа, но почти всегда его убивает Сет, один из верховных богов Гилиополиса, который приходится Осирису братом (прямая аналогия с Бальдром и Хёдом, которые также были братьями). В дальнейшем Исида воскрешает Осириса, но мир смертных наследует не сам Осирис, а его сын – справедливый солнечный сокол Гор. С правлением Гора для Египта начинается период расцвета (после упадка в период правления Сета), а Осирис становится правителем дуата – посмертного мира, в который попадают все смертные.

Осирис

Также можно вспомнить Телепина у хеттов, минойского Арес-Диониса, Сераписа у поздних эллинов, Ярило у славян и десятки других богов, которые умирали и возрождались, принося перерождение всему миру. Ну и само собой нельзя не упоминать христианского Иисуса, миф о смерти и воскресении которого очевидным образом навеян всеми этим гораздо более древними мифологическими сюжетами. И это лишь подтверждает, что Библия – сборник ибримских/иудейских мифов, но никак не религиозный или тем более исторический труд.

Интерпретация мифа об умирающем боге

Воскресение Иисуса

Есть еще один любопытный аспект. Во многих мифах об умирающем боге так или иначе присутствует цифра 3 – Бальдр возвращается через три года Фимбульвинтера, а Бахус возрождается на третий день после своей смерти. Причем по современному календарю Бахус умирает 21 декабря, а возрождается соответственно 24-о. И да, Иисус, как известно, родился тоже в декабре (по новому стилю – 7 января). Этот факт легко объясним астрологическим явлением, которое сегодня мы называем Зимнее Солнцестояние.

Это явление начинается 20 или 21 декабря и заканчивается ровно через трое суток. До момента Зимнего Солнцестояния солнце каждый день встает над горизонтом все ниже и ниже, то есть условно опускается. После Солнцестояния солнце начинает подниматься, с каждым днем оно все выше над горизонтом. Но в эти три дня с 20-21 по 23-24 декабря оно висит строго на одной высоте. Соответственно, период до Зимнего Солнцестояния древние народы определяли как время условного упадка, постепенной гибели мира, а период после этого события – как всеобщее возрождение сил природы. Именно это событие как раз и отражено в метафоре об умирающем и восстающем боге. И отсюда же – цифра 3.

Диаметрально противоположной точкой для всех древних народов (славян, греков, кельтов) выступало Летнее Солнцестояние, соответственно происходящее с 20-21 по 23-24 июня. Это астрономическое событие также отмечено праздником во всех культурах (например – русальная неделя и Купала у славян).

Смерть Бальдра

Таким образом, миф о Бальдре Прекрасном действительно архитипичен для мировой культуры. У скандинавов он закономерно принял самобытную форму, и особенно ценен тем, что подробно описывает похоронный обряд той эпохи. Это яркий эпический сюжет, который наглядно демонстрирует непосредственную зависимость древних народов от природных циклов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти циклы так или иначе обожествлялись и находили метафорическое отражение в локальных мифологических концепциях.

Хотя некоторые исследователи (например, Д. Мэллори) высказывают версию о том, что архитипичность мифа об умирающем боге обусловлена вовсе не циклами природы и астрономическими событиями. Согласно этой версии, некогда существовала единая индоевропейская культура с общим мифологическим базисом. Но после того, как индоевропейцы раскололись на отдельные народы, каждый из этих народов начал интерпретировать оригинальные сюжеты на собственный лад, что частично обуславливалось климатическими особенностями региона и историческими событиями.

На данный момент эта версия является гипотезой, так как подтвердить ее не представляется возможным. Однако нельзя отрицать, что в ней тоже есть рациональное зерно, и может статься, что возрождающийся Бальдр Прекрасный – это лишь воплощение какого-то гораздо более древнего божества, которое умирало и возвращалось мир уже под десятками имен.

img-6

Список литературы:

К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"








-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика

//img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/760/1561760/f_13901019.jpg

Бальдр - сын Одина и Фриг

Бальдру Доброму стали снится зловещие сны, предрекавшие ему смерть. Когда рассказал он свой сон остальным асам, собрались они на совет и решили оградить Бальдра от всякой опасности. И Фригг взяла клятву со всего сущего - с огня и воды, железа и других руд, с камней, земли, деревьев, болезней, животных, птиц, ядов и змей в том, что они не тронут Бальдра.

И на радостях затеяли асы с Бальдром игру: он стоял посреди поля тинга, а все остальные асы нападали на него - одни стреляли в Бальдра, другие рубили секирами, третьи бросали в него камнями. Но, что ни делали они, ничто не причиняло ему вреда, и все асы радовались, считая это добрым знаком.

//static.diary.ru/userdir/6/2/1/4/621448/38655763.jpg

ЛОКИ
Видел все это Локи, сын Лаувейи, и пришлось ему не по нраву, что ничто не вредит Бальдру. Пошел он в Фенсалир, во дворец Фригг, приняв личину женщины. Увидев женщину, Фригг спросила, не знает ли та, что делают асы на тииге. Женщина отвечала, что все они нападают на Бальдра, но ничто не может повредить ему.
- Никакое оружие и ни одно растение не может причинить вреда Бальдру, - сказала Фригг, - со всех взяла я в том клятву.
- Неужели все на свете поклялось щадить Бальдра? - спросила женщина.
- На запад от Вальгаллы, - отвечала Фригг, - растет молодой побег, который зовут омелой; он еще слишком молод, чтобы брать с него клятву.
Услыхав это, женщина поторопилась уйти.


http://0.tqn.com/d/ancienthistory/1/0/o/_/2/478px-Manuscript_Baldr.jpg

К. Кварестрем. Локи и Хед (ок. 1890 г.).


Локи разыскал кустик омелы, вырвал его с корнем и поспешил на тинг. Там все еще толпились асы, занятые игрою, и один только Хёд стоял в стороне, потому что был слеп.
- Почему не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра? - спросил его Локи.
- Потому что я не вижу, где Бальдр, а также и потому, что нет у меня оружия.
- Делай то же, что делают другие, и окажи Бальдру такой же почет, - сказал Локи. - Я покажу тебе, где он стоит, метни в него вместо стрелы этот прут.


Смерть Бальдра

Хёд взял ветку омелы и метнул ее в Бальдра, как указывал ему Локи. Стрела попала в цель, и Бальдр мертвым пал на землю, и было это величайшим несчастьем для всех асов и людей.
Когда Бальдр упал, асы онемели, потом бросились к нему, чтобы его поднять, и тут только поняли, что постигла их беда, за которую нельзя даже мстить, ибо то место было для всех священно. Когда же вернулся к асам голос, подняли они великий плач, ибо не в силах были выразить в словах свое горе. Сильнее всех горевал Один: лучше других сознавал он, как много теряли асы со смертью Бальдра.
Наконец стали асы приходить в себя понемногу. Тогда спросила Фригг, кто из асов желал бы снискать ее любовь и расположение и согласился бы поехать в Хель и попытаться выкупить Бальдра. И вызвался исполнить это Хермод, быстрый и отважный сын Одина. Вывели Слейппира, коня Одина, и Хермод, вскочив на него, пустился в путь.

http://www.gutenberg.lib.md.us/2/8/4/9/28497/28497-h/images/p210.jpg


Тем временем асы подняли тело Бальдра и отнесли его на берег моря. Там стоял корабль Бальдра - величайший из кораблей; приготовив на нем погребальный костер, хотели асы спустить корабль на воду, но не могли сдвинуть его с места. Тогда послали они в страну великанов за великаншей по имени Хюрроккин.
Она явилась верхом на волке, взнузданном змеею. Когда спрыгнула она наземь со своего коня, Один позвал четырех берсерков и поручил им волка великанши, но даже они были не в силах его удержать, пока не удалось им свалить его.


Между тем великанша Хюрроккин подошла к носу корабля Бальдра и с такой силой толкнула его, что корабль сразу сдвинулся с места, искры посыпались из-под его катков, и вся земля содрогнулась. Досадно стало Тору, в гневе схватился он было за свой молот и, наверно, размозжил бы голову великанше, если бы асы не попросили пощадить ее.
После того перенесли на корабль тело Бальдра, и лишь увидела это жена Бальдра, Наина, дочь великана Непа, разорвалось у нее сердце от горя, и она умерла. Тогда и ее тело перенесли на корабль и разожгли погребальный костер. Когда все было готово, подошел Тор и, подняв в воздух молот, освятил корабль; один карлик по имени Лит пробегал в это время неподалеку, и Тор толкнул его ногою в костер, и он сгорел.


Фридрих фон Штассен. Первыми по мосту Биврест спускаются Один и Фригг, за ними — Фрейр, Фрейя, Тор и Локи.


Много разного народу сошлось у костра. Первым пришел Один, а с ним его жена Фригг, его валькирии и его вороны. Фрейр приехал на колеснице, запряженной вепрем Золотая Щетина, или Страшный Клык; Фрейя - на колеснице, запряженной кошками. Хеймдалль ехал верхом на копе Золотая Челка. Пришло множество горных великанов и инеистых великанов. Один положил па костер свое золотое кольцо Драуп-нир, обладавшее чудесным свойством: па каждую девятую ночь из него выпадало восемь таких же колец. На костер возвели и коня Бальдра в полной сбруе.
Теперь надо рассказать о Хермоде. Ехал он девять ночей такими глубокими ущельями и пропастями, что ничего не видел, пока не выехал к мослу, перекинутому через реку Гьёлль; мост этот был вымощен блестящим золотом. Сторожила мост дева по имени Модгуд. Она спросила, как звать приезжего и какого он рода, и прибавила, что за день до того по этому мосту проехало пять тысяч мертвецов, а между тем мост не меньше гудел под ним одним. Она сказала, что и лицом он не похож на мертвого; спросила, зачем же едет он по дороге в Хель.
- Должен я ехать к Хель, искать у нее Бальдра, - отвечал Хермод, - не видала ли ты его здесь?
Она отвечала, что Бальдр действительно проехал через реку Гьёлль и что путь к Хель лежит по мосту и все вниз.
Поехал Хермод дальше и добрался до ворот в Хель. Тут он спешился, затянул коню подпругу, снова вскочил на него и так пришпорил, что конь на всем скаку перепрыгнул ворота, да так высоко, что вовсе их не задел.

http://www.lokis-mythologie.de/bilder/bilder%20goetter/lokis%20zankenreden.jpg


Подъехал тогда Хермод ко дворцу Хель и сошел с коня. Вошел он в зал и увидал там на почетном месте брата своего, Бальдра, провел с ним весь день и остался во дворце Хель ночевать. Наутро стал он просить Хель отпустить Бальдра домой, рассказывая, какой великий плач подняли по нем асы.
Хель же ответствовала, что нужно проверить, правда ли так любим всеми Бальдр, как говорил Хермод. И, если всё, что ни есть на земле живого иль мертвого будет оплакивать Бальдра, то отпустит она его назад к асам, но он останется у нее, если хоть кто-нибудь не будет по нем плакать.
Встал тогда Хермод со своего места, и Бальдр вывел его из дворца и, прощаясь, снял кольцо Драупнир и послал его па память Одину; Наина же послала Фригг свое покрывало и многие другие подарки, а служанке Фригг, Фулле, золотой перстень.
Поехал Хермод обратно в Асгард и рассказал о том, что видел и что слышал.
Асы сейчас же разослали гонцов по всему свету просить всех оплакивать Бальдра и слезами выкупить его у Хель. И все плакало по нем - люди и звери, земля и камни, деревья и всякие металлы. Но в то время как гонцы, исполняя свое поручение, обходили весь мир, нашли они в глубокой пещере какую-то великаншу; звали ее Тёкк - "Благодарность". Стали они и ее упрашивать оплакивать Бальдра, чтобы выкупить его у Хель, но великанша отвечала: "Сухими слезами согласна я оплакивать Бальдра - пусть Хель удержит у себя то, что ей досталось! Мне он не нужен!"
Думают, что был это сам Локи, сын Лаувейи, причинявший асам величайшее зло.

http://content.foto.mail.ru/mail/swanhild74/275/i-280.jpg


Когда прознали асы об этих словах, велик был их гнев, и Локи поспешил скрыться в горах. Там построил он себе дом с четырьмя дверями, чтобы было ему видно на все четыре стороны. Днем часто обращался он в лосося и плавал в водопаде, носившем название Франангр. Нередко раздумывал он, сумеют ли асы поймать его в водопаде. Раз, когда сидел oн в своем доме перед огнем, взял он льняную бечеву и стал связывать ее петлями, как плетут с тех пор сети, и увидал, что асы уже недалеко: Один разглядел, где укрылся Лежи, сидя на своем престоле Хлидскьяльв. Локи сейчас же бросил в огонь сеть, а сам кинулся в реку.



Как был наказан Локи. Иллюстрации из книги "Азгард", 1907
Когда асы приблизились к дому, первым зашел внутрь мудрейший из спутников, Квасир, и, увидав в огне пепел сгоревшей сети, рассудил он, что это снаряжение для ловли рыбы, и сказал о том асам. Асы достали льняной бечевы и сплели себе сеть так, как видно было по пеплу, а после пошли к реке и закинули сеть перед самым водопадом. Один конец взял Тор, другой - все асы вместе и стали тащить сеть. Но Локи проплыл вперед, бросился вниз и спрятался между двумя камнями. Протащили асы над ним сеть и почувствовали, что там прячется кто-то. Вытащили они сеть, зашли с другой стороны и опять закинули сеть. Поплыл Локи перед сетью, по скоро увидал, что уж близко море, и, перепрыгнул через сеть и поплыл назад в водопад. На этот раз асы видели, куда он делся; поднялись они опять к водопаду, Тор встал посреди реки, а остальные вновь потащили сеть к морю.

//img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/101/2476101/f_14824641.jpg

ЛОКИ, меняющий обличья
Увидал Локи, что надо ему или прыгнуть в море, а это опасно, или же перескочить через сеть; и стремглав перепрыгнул через сеть. Но Тор схватил его, хотя Локи чуть было не выскользнул у него из рук; Тор успел его удержать лишь у самого хвоста. Оттого-то лосось сзади узкий.
Локи был пойман и не мог надеяться на пощаду. Отнесли его асы в пещеру, затем взяли три плоских камня и поставили на ребро, в каждом пробив по отверстию. Потом захватили они сыновей Локи - Вали и Нарви - и превратили Вали в волка. Волк бросился на Нарви и растерзал его. Тогда асы связали Локи кишками сына его Нарви и положили на камни так, чтобы один из них подпирал ему плечи, другой поясницу, а третий колени. И путы эти превратились в железо.

http://www.earth-history.com/Europe/_images/front.jpg


Тогда Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над Локи, чтобы змеиный яд капал ему на лицо. Но Сигюн, жена Локи, сидит с тех пор подле него и подставляет под капли яда чашу, и только тогда, когда чаша переполняется и Сигюн отходит, чтобы вылить яд, капли падают на лицо Локи и он так корчится от боли и пытается порвать свои путы, что земля содрогается. Люди зовут это землетрясением. Так будет лежать Локи до дня гибели мира.

Читайте также: