Служба здоровья в школе

Обновлено: 08.07.2024

1.1. Служба здоровья учреждения образования (далее - Служба здоровья) – организационная форма взаимодействия специалистов школы по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.

1.2.Положение принимается Педагогическим Советом работников учреждения образования и утверждается директором образовательного учреждения.

1.6. Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность учреждения образования .

1.7. Положение принимается на неопределенный срок.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Целью Службы здоровья является создание здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесберегающего уклада жизни учреждения образования .

2.2. Задачами Службы здоровья являются:

  • Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
  • Организация внутренней среды учреждения образования, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;
  • Создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся наиболее распространенными болезнями, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. К основным направлениям деятельности Службы здоровья относятся:

  • мониторинг здоровья и образа жизни обучающихся (воспитанников) и педагогов, качества здоровьесберегающей среды учреждения образования;
  • повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесберегающей деятельности;
  • содействие укреплению здоровья обучающихся и педагогов, в то числе медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;
  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения, направленных на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся;
  • валеологическое, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся .

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

4.1. Служба здоровья находится в непосредственном подчинении у директора учреждения образования .

4.2. Руководитель службы здоровья назначается и освобождается от должности приказом директора учреждения образования .

4.3. Организационная структура Службы здоровья определяется администрацией учреждения .В соответствии с возможным составом специалистов и задачами в Службе здоровья выделяются структуры, за которыми закрепляются определенные полномочия и ответственность

4.4. В Службу здоровья входят ответственные и наиболее компетентные в данной области специалисты:

  • ответственный за физкультурно-оздоровительное направление ( учитель физической культуры);
  • ответственный за медицинское направление ( медицинская сестра)
  • ответственный за социально-педагогическое направление (социальный педагог)
  • ответственный за психологическое направление (психолог школы)
  • ответственный за валеологическое, информационное обеспечение (заместитель директора по ВР).

Функциональные обязанности специалистов определяются руководителем учреждения образования .

4.5. Порядок создания Службы здоровья:

4.5.1. Служба здоровья создается приказом руководителя учреждения образования .

4.5.2. В соответствии с задачами и направлениями деятельности Службы здоровья руководитель учреждения вносит изменения в должностные инструкции специалистов – работников Службы здоровья.

4.5.3. В своей работе Служба здоровья руководствуется настоящим положением, а также программой развития образовательного учреждения, работу организует деятельность на основе плана работы на учебный год, который утверждается директором учреждения образования .

4.8. Служба здоровья регулярно информирует участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) о результатах деятельности учреждения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды.

4.9. Деятельность Службы здоровья строится на основе социально-педагогического партнерства с родителями учащихся (воспитанников), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания , общественными организациями.

5. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ

5.1. Руководитель службы здоровья учреждения образования обязан:

  • совместно с администрацией учреждения осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы;
  • осуществлять руководство разработкой плана работы по укреплению здоровья школьников, планировать и осуществлять конкретные меры по ее реализации;
  • осуществлять руководство всеми направлениями деятельности Службы здоровья.
  • участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности Службы здоровья, разрабатывать учебно-методическую документацию и рекомендации по различным направлениям ее деятельности;
  • координировать совместную деятельность Службы здоровья с подразделениями учреждения образования и организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
  • обеспечивать повышение уровня профессиональных знаний специалистов Службы здоровья и педагогического коллектива в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса;
  • осуществлять анализ деятельности Службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса – педагогам, учащимся и их родителям;

5.2. Руководитель Службы здоровья образовательного учреждения имеет право:

  • делегировать полномочия специалистам Службы здоровья по вопросам организации здоровьесберегающей деятельности;
  • созывать совещание специалистов службы здоровья для изучения актуальных проблем учреждения и координации работы в области здоровьсберегающей деятельности;
  • участвовать в работе органов управления учреждением образования ;
  • вносить предложения по вопросам развития учреждения образования, коррекции образовательного процесса и педагогической деятельности в учреждении на основе мониторинга здоровья;
  • посещать занятия, уроки, иные мероприятия, проводимые в учреждении для анализа и оптимизации образовательного процесса и педагогической деятельности на здоровьесберегающей основе;
  • ставить перед советом учреждения образования вопросы, связанные с совершенствованием службы здоровья.

5.3. Специалисты Службы здоровья образовательного учреждения обязаны:

  • популяризировать здоровый образ жизни, в т.ч. и личным примером;
  • участвовать в разработке плана мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников;
  • участвовать в проведении мониторинга, коррекции здоровья и индивидуального стиля жизнедеятельности учащихся и педагогов;
  • планировать работу в соответствии с функциональными обязанностями данного специалиста, направлениями деятельности службы здоровья и выявленными проблемами учреждения на основе результатов мониторинга здоровья;
  • реализовывать все направления деятельности Службы здоровья на основе взаимодействия, принципов паритета и взаимодополняемости;
  • согласовывать ценности и цели Службы здоровья с коллегами, обучающимися родителями, содействовать созданию единой здоровьесберегающей среды учреждения;
  • повышать свою квалификацию в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса.

5.4. Специалисты Службы здоровья образовательного учреждения имеют право:

  • участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности Службы здоровья, и вносить предложения по ее совершенствованию;
  • взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
  • вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения Службы здоровья.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ

6.1. Финансирование Службы здоровья осуществляется за счет средств бюджета.

6.2. Оплата труда производится, в том числе, и из привлеченных внебюджетных средств.

7. Документация службы здоровья

7.1. Для регламентации деятельности службы здоровья необходимы следующие документы:

– Приказ директора школы о составе и руководителе службы здоровья;

– Программа сохранения и укрепления здоровья школьников.

– Годовой план работы;

– Отчет о работе службы здоровья за прошедший учебный год;

– Сведения о результатах мониторинга здоровьесберегательной образовательной среды.

7.1. Документация о деятельности службы здоровья хранится не менее чем за три года.

Служба здоровья школы – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.

Основные направления работы Службы здоровья:

  1. Мониторинг состояния здоровья и изучение образа жизни учащихся и педагогов, оценка качества здоровьесберегающей среды школы.
  2. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения.
  3. Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса.
  4. Контроль за выполнением СанПина при организации здорового питания в школе.
  5. Содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов на основе разработке их оздоровительной программы.
  6. Медико-социальное и педагогическое сопровождение нуждающихся учащихся.


Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий.

В современном мире есть множество факторов, влияющих на здоровье каждого человека – это и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек.

Целью созданной в школе Службы Здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровье созидающего уклада жизни образовательного учреждения. Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Поскольку состояние здоровья человека на 50% зависит от выбранного им образа жизни (М.М. Безруких, 2004г., Н.К. Смирнов, 2002г.и др.), то перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровьеориентиро-

ванную модель поведения индивида, которая, с одной стороны, была бы направ-

лена на сохранение и укрепление его личного здоровья, а с другой – исключала бы нанесение вреда физическому, психическому или нравственному здоровью окружающих его людей.

В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год

от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, наруше-

ниям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреб-

лени подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера. Есть и

положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и

особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Педагогическая общественность все больше осознает,

что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии

предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Задача педагогов школы - не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась

счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа заклады-

вает фундамент благополучия будущих поколений.

Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья,

образования, среды обитания подрастающего поколения - приоритетная задача общества. Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, среди основных приоритетов

выделяет высокое качество образования. При этом понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие. То есть на государственном уровне признается актуальным построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на

основе идеологии культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесо-

зидающего уклада жизни образовательного учреждения и формирования здорового образа жизни. Образовательное учреждение - идеальное место для

реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы

здоровья детей. В них присутствуют профильные специалисты, решающие

проблемы здоровья детей и подростков: медицинские работники, педагоги-

психологи, социальные педагоги, учителя физической культуры, педагоги других близких специальностей.

Анализ решения проблемы здоровья детей и подростков в системе образо-

вания Санкт-Петербурга показывает, что при наличии значительного опыта эта работа недостаточно результативна. Это связано с практическим отсутствием системы консолидации образовательных учреждений, межведомст-

венных структур и специалистов; включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования. Указанные проблемы решались в ходе

проекта по созданию службы здоровья образовательного учреждения, который был реализован в Санкт-Петербурге в 2005 – 2007 гг.

В результате эксперимента разработано и апробировано нормативное, научное, методическое и информационное обеспечение создания службы здоровья в образовательном учреждении.

Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов

образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.

Основная цель службы здоровья: построение открытой здоровьесозида-

ющей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организа-

цию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

Перед службой здоровья стоят следующие задачи:

- построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов.

- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

- создание условий для оздоровления учащихся, ослабленных наиболее

распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.

- систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.

В соответствии с функциями и возможным составом специалистов в службе здоровья осуществляется профилизация и выделяются собственные организационные звенья, на которые возлагаются определенные компетенции

-- полномочия и ответственность.

Исходя из теоретико- методологических оснований создание и функционирование службы здоровья в образовательном учреждении требует

соответствующей подготовки специалистов. Так как специалисты службы здоровья имеют собственную профессиональную компетентность, образовательная программа должна быть построена в рамках повышения их

Образовательная программа предназначена для подготовки команды

служб здоровья образовательного учреждения. Примерный состав команды:

заместитель директора, медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по информационным технологиям, преподаватель физичес-

кой культуры. Содержание программы и необходимость обучения большой

группы специалистов из одного образовательного учреждения определяет

целесообразность следующей организации обучения:

- сессионное обучение в каникулярное время

- межсессионное взаимодействие, во время которого команда службы здоровья работает в своем образовательном учреждении и обмен полученным

опытом происходит на ежемесячных межсессионных семинарах.

Служба здоровья - новая структура образовательного учреждения, нормативные и методические основания которой создавались параллельно с

СПбАППО в 2005 – 2008 гг. В дальнейшем для подготовки специалистов службы здоровья необходимо и возможно опираться на опыт образовательных

учреждений, уже имеющих в своей структуре службу здоровья.

Оценка здоровьесозидающей образовательной среды наиболее четко

увязывается с оценкой качества образования. Обьекты мониторинга качества образования - образовательные результаты, условия и цена их достижения - определяются, с одной стороны, требованиями государственного образовательно-го стандарта, а с другой - социальным заказом школе и характеризуют специ-

фику образовательного учреждения, его отличие от других учреждений.

Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся, а также распространения информа-

ции о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспе-

чивающую непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой

базы данных. Целью мониторинга является сбор и социологический анализ

первичной статистической информации для выявления значений показателей, определяющих функционирование службы здоровья в образовательном учреж-

Технология создания службы здоровья в конкретном образовательном учреждении состоит из следующих компонентов:

1. Разработка внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность службы здоровья в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения.

2. Проектирование деятельности службы здоровья на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды.

3. Подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и

Алгоритм создания нормативно-правовой базы службы здоровья конкретного образовательного учреждения может выглядеть таким образом:

1. На основе Примерного положения о службе здоровья в образовательном учреждении принимается собственное Положение о службе здоровья образовательного учреждения. (см. Приложение )

2. Для реализации задач службы здоровья необходимо перезаключить договор

образовательного учреждения с детской поликлиникой. - В целях регламентации организационно-правового положения работников образовательного учреждения, их обязанностей, прав, ответственности и обеспечения условий для эффективной работы разрабатываются должностные инструкции руководителя и специалистов службы здоровья.

Служба здоровья должна пройти этап проектирования, конечным продук-

том которого является создание целевой программы деятельности службы

здоровья на определенный отрезок времени. (см. Приложение ) Проектирование целевой программы деятельности службы здоровья

целесообразно осуществлять поэтапно.

В процессе организации службы здоровья возникают сложности, которые

можно разделить на объективные, внешние по отношению к образователь-

ному учреждению, и субъективные, внутренние, вполне реализуемые в

Для повышения готовности педагогического коллектива, родителей и

учащихся к построению здоровьесозидающей образовательной среды

необходимо решить следующие задачи:

- определить готовность участников образовательного процесса к здоровьесозидающей деятельности;

- организовать выработку новой миссии школы;

- преодолеть сопротивление педагогов нововведениям; создать психоло-

гический климат, установку на здоровьесозидающую деятельность;

- организовать просвещение участников образовательного процесса в

области здорового образа жизни;

- объединить педагогов во временные творческие коллективы

Принятие и готовность включиться в построение здоровьесозидающей образовательной среды зависит как от директора школы , так и всего школьного коллектива в целом.9(2)

Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов ) в структуре образовательного учреждения, где может успешно проводиться работа по

сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.

Создание службы здоровья в образовательном учреждении имеет

-определенные правовые основания: ( Федеральные законы, подзакон-

- всесторонние исследования образовательной системы.

Одним из основных направлений деятельности Службы здоровья

является: создание условий для здорового питания в образовательном

учреждении. Значение правильного питания для здоровья человека неоспоримо.

Человек нуждается в определенных количествах энергии, белка, жиров, витаминов и других пищевых веществ. В теле человека постоянно происходят процессы обмена. Одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, а взамен нужны новые вещества, причем самого различного назначения. Особенности питания детей школьного возраста связаны с быстротекущими процессами различных систем организма. Поэтому школьники должны получать сбалансированное питание, включающее в рацион полный объем затрат энергии в течение всего дня с учетом дополнительных нагрузок (занятия спортом, игры, прогулки и т. п. ), жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.

Деятельность по улучшению питания школьников должна предпо-

лагать 2 аспекта:

- питание ребенка в школе

- контроль за полноценностью питания в семьях учеников.

Система школьного питания ориентируется на «Цикличное сбалансиро-

Здесь наблюдается некоторое благополучие: детям предлагают горячие

завтраки и обеды.

Второй важный аспект проблемы - питание школьников в семье, требу-

ет определенного внимания. Важно, чтобы питание детей в семье было организовано в комфортных условиях, чтобы дети не ели в одиночестве

и с пищей получали все необходимые для организма вещества. Школа

должна выступать в роли пропагандиста культурного питания.

Наша конечная цель - здоровье подрастающего поколения. Для решения этой задачи проводится ряд мероприятий: беседы с родителями и учащи-

мися, мониторинги, выпускаются стенгазеты, альманахи на темы здорового питания.

В соответствии с поставленными целями эффективность реализации программы Службы здоровья лицея № 384 можно определить, исходя из

2-х групп критериев:

- результативность создания условий для обеспечения здоровья учащихся

и педагогов образовательного учреждения

- результативность создания и деятельности школьной команды Службы здоровья образовательного учреждения как коллективного субъекта труда.

1. За время эксперимента произошли позитивные изменения в здоровье учащихся: увеличилось количество учащихся с 1-й группой здоровья.

2. Снизилось количество пропусков по болезни в основной и средней школе за счет снижения количества простудных заболеваний

3. Произошли позитивные сдвиги физической подготовленности учащихся.

4. Осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров,

5. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (мо- ниторинги, беседы и курсы повышения квалификации).

6. Организовано качественное и рациональное питание школьников (завтраки и обеды – 100% начальная школа ) и учителей.

7. Проводятся спортивные праздники и соревнования с участием педагогов и родителей.

8. Проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактика

Служба здоровья образовательного учреждения – это организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни.

Деятельность школьной службы здоровья направлена на решение следующих задач:

- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

- Организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;

- Создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся (воспитанников) наиболее распространенными болезнями детей и подростков, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.

Под руководством специалистов службы здоровья и в соответствии с планом работы школы в нашем образовательном учреждении проходят мероприятия, способствующие формированию культуры здорового образа жизни учащихся.

Среди них можно выделить такие как:

- организация школьных спортивных мероприятий

- просмотры различных видеофильмов по данной тематике

Читайте также: