Служба здоровья в школе
Обновлено: 08.07.2024
1.1. Служба здоровья учреждения образования (далее - Служба здоровья) – организационная форма взаимодействия специалистов школы по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
1.2.Положение принимается Педагогическим Советом работников учреждения образования и утверждается директором образовательного учреждения.
1.6. Положение является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность учреждения образования .
1.7. Положение принимается на неопределенный срок.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Целью Службы здоровья является создание здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесберегающего уклада жизни учреждения образования .
2.2. Задачами Службы здоровья являются:
- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
- Организация внутренней среды учреждения образования, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;
- Создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся наиболее распространенными болезнями, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. К основным направлениям деятельности Службы здоровья относятся:
- мониторинг здоровья и образа жизни обучающихся (воспитанников) и педагогов, качества здоровьесберегающей среды учреждения образования;
- повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесберегающей деятельности;
- содействие укреплению здоровья обучающихся и педагогов, в то числе медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;
- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения, направленных на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся;
- валеологическое, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся .
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
4.1. Служба здоровья находится в непосредственном подчинении у директора учреждения образования .
4.2. Руководитель службы здоровья назначается и освобождается от должности приказом директора учреждения образования .
4.3. Организационная структура Службы здоровья определяется администрацией учреждения .В соответствии с возможным составом специалистов и задачами в Службе здоровья выделяются структуры, за которыми закрепляются определенные полномочия и ответственность
4.4. В Службу здоровья входят ответственные и наиболее компетентные в данной области специалисты:
- ответственный за физкультурно-оздоровительное направление ( учитель физической культуры);
- ответственный за медицинское направление ( медицинская сестра)
- ответственный за социально-педагогическое направление (социальный педагог)
- ответственный за психологическое направление (психолог школы)
- ответственный за валеологическое, информационное обеспечение (заместитель директора по ВР).
Функциональные обязанности специалистов определяются руководителем учреждения образования .
4.5. Порядок создания Службы здоровья:
4.5.1. Служба здоровья создается приказом руководителя учреждения образования .
4.5.2. В соответствии с задачами и направлениями деятельности Службы здоровья руководитель учреждения вносит изменения в должностные инструкции специалистов – работников Службы здоровья.
4.5.3. В своей работе Служба здоровья руководствуется настоящим положением, а также программой развития образовательного учреждения, работу организует деятельность на основе плана работы на учебный год, который утверждается директором учреждения образования .
4.8. Служба здоровья регулярно информирует участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) о результатах деятельности учреждения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды.
4.9. Деятельность Службы здоровья строится на основе социально-педагогического партнерства с родителями учащихся (воспитанников), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания , общественными организациями.
5. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ
5.1. Руководитель службы здоровья учреждения образования обязан:
- совместно с администрацией учреждения осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы;
- осуществлять руководство разработкой плана работы по укреплению здоровья школьников, планировать и осуществлять конкретные меры по ее реализации;
- осуществлять руководство всеми направлениями деятельности Службы здоровья.
- участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности Службы здоровья, разрабатывать учебно-методическую документацию и рекомендации по различным направлениям ее деятельности;
- координировать совместную деятельность Службы здоровья с подразделениями учреждения образования и организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
- обеспечивать повышение уровня профессиональных знаний специалистов Службы здоровья и педагогического коллектива в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса;
- осуществлять анализ деятельности Службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса – педагогам, учащимся и их родителям;
5.2. Руководитель Службы здоровья образовательного учреждения имеет право:
- делегировать полномочия специалистам Службы здоровья по вопросам организации здоровьесберегающей деятельности;
- созывать совещание специалистов службы здоровья для изучения актуальных проблем учреждения и координации работы в области здоровьсберегающей деятельности;
- участвовать в работе органов управления учреждением образования ;
- вносить предложения по вопросам развития учреждения образования, коррекции образовательного процесса и педагогической деятельности в учреждении на основе мониторинга здоровья;
- посещать занятия, уроки, иные мероприятия, проводимые в учреждении для анализа и оптимизации образовательного процесса и педагогической деятельности на здоровьесберегающей основе;
- ставить перед советом учреждения образования вопросы, связанные с совершенствованием службы здоровья.
5.3. Специалисты Службы здоровья образовательного учреждения обязаны:
- популяризировать здоровый образ жизни, в т.ч. и личным примером;
- участвовать в разработке плана мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников;
- участвовать в проведении мониторинга, коррекции здоровья и индивидуального стиля жизнедеятельности учащихся и педагогов;
- планировать работу в соответствии с функциональными обязанностями данного специалиста, направлениями деятельности службы здоровья и выявленными проблемами учреждения на основе результатов мониторинга здоровья;
- реализовывать все направления деятельности Службы здоровья на основе взаимодействия, принципов паритета и взаимодополняемости;
- согласовывать ценности и цели Службы здоровья с коллегами, обучающимися родителями, содействовать созданию единой здоровьесберегающей среды учреждения;
- повышать свою квалификацию в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса.
5.4. Специалисты Службы здоровья образовательного учреждения имеют право:
- участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности Службы здоровья, и вносить предложения по ее совершенствованию;
- взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
- вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения Службы здоровья.
6. ФИНАНСИРОВАНИЕ
6.1. Финансирование Службы здоровья осуществляется за счет средств бюджета.
6.2. Оплата труда производится, в том числе, и из привлеченных внебюджетных средств.
7. Документация службы здоровья
7.1. Для регламентации деятельности службы здоровья необходимы следующие документы:
– Приказ директора школы о составе и руководителе службы здоровья;
– Программа сохранения и укрепления здоровья школьников.
– Годовой план работы;
– Отчет о работе службы здоровья за прошедший учебный год;
– Сведения о результатах мониторинга здоровьесберегательной образовательной среды.
7.1. Документация о деятельности службы здоровья хранится не менее чем за три года.
Служба здоровья школы – организационная форма взаимодействия специалистов образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
Основные направления работы Службы здоровья:
- Мониторинг состояния здоровья и изучение образа жизни учащихся и педагогов, оценка качества здоровьесберегающей среды школы.
- Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения.
- Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса.
- Контроль за выполнением СанПина при организации здорового питания в школе.
- Содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов на основе разработке их оздоровительной программы.
- Медико-социальное и педагогическое сопровождение нуждающихся учащихся.
Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий.
В современном мире есть множество факторов, влияющих на здоровье каждого человека – это и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек.
Целью созданной в школе Службы Здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровье созидающего уклада жизни образовательного учреждения. Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Поскольку состояние здоровья человека на 50% зависит от выбранного им образа жизни (М.М. Безруких, 2004г., Н.К. Смирнов, 2002г.и др.), то перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровьеориентиро-
ванную модель поведения индивида, которая, с одной стороны, была бы направ-
лена на сохранение и укрепление его личного здоровья, а с другой – исключала бы нанесение вреда физическому, психическому или нравственному здоровью окружающих его людей.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год
от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, наруше-
ниям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреб-
лени подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера. Есть и
положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и
особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Педагогическая общественность все больше осознает,
что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии
предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Задача педагогов школы - не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась
счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа заклады-
вает фундамент благополучия будущих поколений.
Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья,
образования, среды обитания подрастающего поколения - приоритетная задача общества. Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, среди основных приоритетов
выделяет высокое качество образования. При этом понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие. То есть на государственном уровне признается актуальным построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на
основе идеологии культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесо-
зидающего уклада жизни образовательного учреждения и формирования здорового образа жизни. Образовательное учреждение - идеальное место для
реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы
здоровья детей. В них присутствуют профильные специалисты, решающие
проблемы здоровья детей и подростков: медицинские работники, педагоги-
психологи, социальные педагоги, учителя физической культуры, педагоги других близких специальностей.
Анализ решения проблемы здоровья детей и подростков в системе образо-
вания Санкт-Петербурга показывает, что при наличии значительного опыта эта работа недостаточно результативна. Это связано с практическим отсутствием системы консолидации образовательных учреждений, межведомст-
венных структур и специалистов; включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования. Указанные проблемы решались в ходе
проекта по созданию службы здоровья образовательного учреждения, который был реализован в Санкт-Петербурге в 2005 – 2007 гг.
В результате эксперимента разработано и апробировано нормативное, научное, методическое и информационное обеспечение создания службы здоровья в образовательном учреждении.
Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов
образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
Основная цель службы здоровья: построение открытой здоровьесозида-
ющей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организа-
цию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Перед службой здоровья стоят следующие задачи:
- построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов.
- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
- создание условий для оздоровления учащихся, ослабленных наиболее
распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.
- систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
В соответствии с функциями и возможным составом специалистов в службе здоровья осуществляется профилизация и выделяются собственные организационные звенья, на которые возлагаются определенные компетенции
-- полномочия и ответственность.
Исходя из теоретико- методологических оснований создание и функционирование службы здоровья в образовательном учреждении требует
соответствующей подготовки специалистов. Так как специалисты службы здоровья имеют собственную профессиональную компетентность, образовательная программа должна быть построена в рамках повышения их
Образовательная программа предназначена для подготовки команды
служб здоровья образовательного учреждения. Примерный состав команды:
заместитель директора, медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по информационным технологиям, преподаватель физичес-
кой культуры. Содержание программы и необходимость обучения большой
группы специалистов из одного образовательного учреждения определяет
целесообразность следующей организации обучения:
- сессионное обучение в каникулярное время
- межсессионное взаимодействие, во время которого команда службы здоровья работает в своем образовательном учреждении и обмен полученным
опытом происходит на ежемесячных межсессионных семинарах.
Служба здоровья - новая структура образовательного учреждения, нормативные и методические основания которой создавались параллельно с
СПбАППО в 2005 – 2008 гг. В дальнейшем для подготовки специалистов службы здоровья необходимо и возможно опираться на опыт образовательных
учреждений, уже имеющих в своей структуре службу здоровья.
Оценка здоровьесозидающей образовательной среды наиболее четко
увязывается с оценкой качества образования. Обьекты мониторинга качества образования - образовательные результаты, условия и цена их достижения - определяются, с одной стороны, требованиями государственного образовательно-го стандарта, а с другой - социальным заказом школе и характеризуют специ-
фику образовательного учреждения, его отличие от других учреждений.
Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся, а также распространения информа-
ции о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспе-
чивающую непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой
базы данных. Целью мониторинга является сбор и социологический анализ
первичной статистической информации для выявления значений показателей, определяющих функционирование службы здоровья в образовательном учреж-
Технология создания службы здоровья в конкретном образовательном учреждении состоит из следующих компонентов:
1. Разработка внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность службы здоровья в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения.
2. Проектирование деятельности службы здоровья на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды.
3. Подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и
Алгоритм создания нормативно-правовой базы службы здоровья конкретного образовательного учреждения может выглядеть таким образом:
1. На основе Примерного положения о службе здоровья в образовательном учреждении принимается собственное Положение о службе здоровья образовательного учреждения. (см. Приложение )
2. Для реализации задач службы здоровья необходимо перезаключить договор
образовательного учреждения с детской поликлиникой. - В целях регламентации организационно-правового положения работников образовательного учреждения, их обязанностей, прав, ответственности и обеспечения условий для эффективной работы разрабатываются должностные инструкции руководителя и специалистов службы здоровья.
Служба здоровья должна пройти этап проектирования, конечным продук-
том которого является создание целевой программы деятельности службы
здоровья на определенный отрезок времени. (см. Приложение ) Проектирование целевой программы деятельности службы здоровья
целесообразно осуществлять поэтапно.
В процессе организации службы здоровья возникают сложности, которые
можно разделить на объективные, внешние по отношению к образователь-
ному учреждению, и субъективные, внутренние, вполне реализуемые в
Для повышения готовности педагогического коллектива, родителей и
учащихся к построению здоровьесозидающей образовательной среды
необходимо решить следующие задачи:
- определить готовность участников образовательного процесса к здоровьесозидающей деятельности;
- организовать выработку новой миссии школы;
- преодолеть сопротивление педагогов нововведениям; создать психоло-
гический климат, установку на здоровьесозидающую деятельность;
- организовать просвещение участников образовательного процесса в
области здорового образа жизни;
- объединить педагогов во временные творческие коллективы
Принятие и готовность включиться в построение здоровьесозидающей образовательной среды зависит как от директора школы , так и всего школьного коллектива в целом.9(2)
Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов ) в структуре образовательного учреждения, где может успешно проводиться работа по
сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.
Создание службы здоровья в образовательном учреждении имеет
-определенные правовые основания: ( Федеральные законы, подзакон-
- всесторонние исследования образовательной системы.
Одним из основных направлений деятельности Службы здоровья
является: создание условий для здорового питания в образовательном
учреждении. Значение правильного питания для здоровья человека неоспоримо.
Человек нуждается в определенных количествах энергии, белка, жиров, витаминов и других пищевых веществ. В теле человека постоянно происходят процессы обмена. Одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, а взамен нужны новые вещества, причем самого различного назначения. Особенности питания детей школьного возраста связаны с быстротекущими процессами различных систем организма. Поэтому школьники должны получать сбалансированное питание, включающее в рацион полный объем затрат энергии в течение всего дня с учетом дополнительных нагрузок (занятия спортом, игры, прогулки и т. п. ), жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Деятельность по улучшению питания школьников должна предпо-
лагать 2 аспекта:
- питание ребенка в школе
- контроль за полноценностью питания в семьях учеников.
Система школьного питания ориентируется на «Цикличное сбалансиро-
Здесь наблюдается некоторое благополучие: детям предлагают горячие
завтраки и обеды.
Второй важный аспект проблемы - питание школьников в семье, требу-
ет определенного внимания. Важно, чтобы питание детей в семье было организовано в комфортных условиях, чтобы дети не ели в одиночестве
и с пищей получали все необходимые для организма вещества. Школа
должна выступать в роли пропагандиста культурного питания.
Наша конечная цель - здоровье подрастающего поколения. Для решения этой задачи проводится ряд мероприятий: беседы с родителями и учащи-
мися, мониторинги, выпускаются стенгазеты, альманахи на темы здорового питания.
В соответствии с поставленными целями эффективность реализации программы Службы здоровья лицея № 384 можно определить, исходя из
2-х групп критериев:
- результативность создания условий для обеспечения здоровья учащихся
и педагогов образовательного учреждения
- результативность создания и деятельности школьной команды Службы здоровья образовательного учреждения как коллективного субъекта труда.
1. За время эксперимента произошли позитивные изменения в здоровье учащихся: увеличилось количество учащихся с 1-й группой здоровья.
2. Снизилось количество пропусков по болезни в основной и средней школе за счет снижения количества простудных заболеваний
3. Произошли позитивные сдвиги физической подготовленности учащихся.
4. Осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров,
5. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (мо- ниторинги, беседы и курсы повышения квалификации).
6. Организовано качественное и рациональное питание школьников (завтраки и обеды – 100% начальная школа ) и учителей.
7. Проводятся спортивные праздники и соревнования с участием педагогов и родителей.
8. Проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактика
Служба здоровья образовательного учреждения – это организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни.
Деятельность школьной службы здоровья направлена на решение следующих задач:
- Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;
- Организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;
- Создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся (воспитанников) наиболее распространенными болезнями детей и подростков, в т.ч. обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями.
Под руководством специалистов службы здоровья и в соответствии с планом работы школы в нашем образовательном учреждении проходят мероприятия, способствующие формированию культуры здорового образа жизни учащихся.
Среди них можно выделить такие как:
- организация школьных спортивных мероприятий
- просмотры различных видеофильмов по данной тематике
Читайте также: