Служба пмп в школе

Обновлено: 06.07.2024

Содержание деятельности ПМП консилиума образовательного учреждения Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития.

Ведущая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие обучающихся в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

Задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
  2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
  3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.

На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Таким образом, в создании ИОС значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.

Проведение заседания ПМП консилиума

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы .

  • Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?
  • Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
  • Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
  • В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
  • Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?

Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. Ответственным может быть любой специалист консилиума, но чаще всего им становится школьный психолог или социальный педагог. В его функции входит ведение карты развития школьника, отслеживание этапов сопровождения, инициация повторного обсуждения данного ребенка на заседании ПМПк с целью подведения итогов проделанной работы и обсуждения дальнейших шагов.

Особое внимание следует обратить на ответственность специалистов ПМПк при заполнении документации. Представления и заключения должны составляться объективно и грамотно. Некорректно составленные представления и заключения могут стать причиной судебного разбирательства между школой и родителями ребенка. Основными недостатками при составлении представлений и заключений могут быть:

  • неполное или искаженное отражение ситуации развития;
  • неграмотное использование специальной терминологии;
  • отсутствие анализа и обобщения проблемы;
  • излишне подробная информация, содержащая ненужные детали, нарушающая конфиденциальность;
  • отсутствие рекомендаций специалистов или несоответствие их проблеме;
  • отсутствие или подделка подписей ответственных лиц.

На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому индивидуальному случаю, отмечаются ответственные за выполнение назначенных рекомендаций.

Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе.

ИОС формируется корпоративно, коллективом единомышленников. В ее создании участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы (педагоги сопровождения), а также медицинский персонал учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Школьная психолого-медико-педагогическая служба – это постоянно действующий консультативно-диагностический орган, осуществляющий психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, обеспечивающий квалифицированную помощь педагогическому коллективу, родителям в выборе адекватных условий обучения и воспитания детей.

(это совет специалистов по анализу и решению дидактических, педагогических, психологических проблем учеников).

Основной целью деятельности Службы является психолого-медико-педагогическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе

развития, обучения, а так же психолого-медико-педагогическое обеспечение ндивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

Целями Службы являются:

∙ Содействие созданию благоприятных психологических условий для адаптации

обучающихся на всех ступенях развития и обучения;

∙ Содействие администрации и педагогам в создании социальной ситуации развития,

соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей

психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их

родителей, педагогов и других участников образовательного процесса;

∙ Оказание профессиональной помощи, в определении у обучающихся потенциальных возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

∙ Содействие в получении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профильного и профессионального самоопределения, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

∙ Оказание содействия в воспитании обучающихся, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

∙ защита прав личности обучающихся и воспитанников, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогической поддержкой; содействие ребенку в проблемных ситуациях;

∙ контроль за обеспечением безопасных условий учебы, воспитания и развития, сохранения здоровья обучающихся и воспитанников;

∙ обеспечение квалифицированной комплексной диагностикой возможностей и

способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

∙ содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом

возрастном этапе развития личности;

∙ реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов

Службы в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и

∙ формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;

∙ профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом

здоровье учащихся и воспитанников, психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.;

∙ психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их

содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и

∙ содействие педагогическому коллективу и администрации в гармонизации социально

-психологического климата в учреждении;

∙ содействие в обеспечении деятельности педагогов научно-методическими материалами и разработками;

∙ участие специалистов Службы в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.

- ПМПК района и области;

- Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и их прав;

- органы опеки и попечительства;

- План работы на учебный год ПМПС школы;

- Индивидуальные карты развития обучающихся;

Основные виды деятельности:

  • Аналитическая
  • Диагностическая
  • Консультативная
  • Развивающая
  • Коррекционная
  • Методическая
  • Психологическое просвещение

Диагностическое направление ориентировано на:

- углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе выявление индивидуальных особенностей, в воспитании и обучении.

Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме.

Специалисты ППС осуществляют:

-проведение диагностического обследования детей с целью определения хода их психологического развития;

-изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения,

-помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

Диагностика проводится в подготовительной группе детского сада по изучению готовности ребенка к систематическому обучению в школе; 1 и 5 класс – адаптация к новым условиям обучения; 9 класс – изучение профориентационных интересов и личностных особенностей обучающихся.

При поступление в 1 класс оформляются карты развития ребенка, которые включают в себя данные о семье, условиях проживания, особенности развития, готовность к школе. Таблицы: физическое развитие, особые психологические свойства, познавательные способности; мотивы, интересы, склонности; особенности характера и поведения; воспитанность, успеваемость. Таблицы отражают особенности ребенка с 1 по 11 класс. Как правило, классный руководитель отмечает изменения в поведении, успеваемости, особенностях ученика. Диагностика проводится в 1, 4, 5, классах (карты по 7 класс – ФГОС). Сейчас в рамках работы службы уже третий год проходит социально-педагогическое тестирование на употребление наркотиков.

Также диагностика проводится в соответствии с запросом администрации, классного руководителя, отдела опеки. И индивидуально и группами (классами).

Развивающее и коррекционное направление предполагают активное воздействие всех специалистов ПМПС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка.

Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией школы. Индивидуальное и групповое консультирование:

-проведение индивидуального и группового консультирования учащихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;

-обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; тренинги дружбы, общения, саморазвития и др.

-оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, это уже индивидуально,

- консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Разработка и оформление газет, памяток, буклетов, например, к родительским собраниям.

Как правило, заседания по плану организуются раз в четверть, по необходимости чаще. На заседаниях заслушиваются вопросы сопровождения адаптации 1,5,10 классов, заполнение карт развития, реализация программ, о взаимодействии с родителями, о работе школьной службы, и др.

Вроде бы в школе работа отлажена, специалисты сопровождения не меняются, есть определенные наработки, школа небольшая и стараемся помочь всем обратившимся за помощью. Но есть и ряд проблем:



И медсестра или врач окажут ему первую помощь: измерят давление и температуру. Помогут остановить кровотечение из разбитого носа или коленки, обработают ранку, перевяжут травмированную руку, вызовут скорую помощь.

На прививку

В школьных стенах проводится вакцинация учащихся ( при наличии лицензии на данный вид медицинской деятельности). Перед прививкой врач обязан осмотреть ребёнка, измерить температуру, уточнить дату последнего заболевания, наличие аллергии, каких-либо важных событий в жизни ученика, например предстоящих соревнований или лечения в стационаре. И только после этого принять решение, в какие сроки проводить прививки.

Прививка проводится только с письменного согласия родителей. Отказ от вакцинации родители должны предоставить тоже в письменном виде. До прививки школьника и родителей предупредят о возможных побочных реакциях.

Профилактика

Лечение в школьных медицинских кабинетах не предусмотрено. Если ребёнок кашляет, чихает, жалуется на плохое самочувствие, боль в горле, руке, животе… – его нужно оставить дома, а не надеяться на помощь школьного врача. К тому же ваш ребёнок не должен подвергать других детей опасности заражения.

Дело школьных медработников – профилактика.

Они ведут с детьми просветительские беседы:

- зачем переобуваться в помещении,

- почему при чихании надо использовать одноразовый носовой платок,

- мыть руки не только перед едой и после посещения туалета, но и до него, так как для безопасного совершения туалета руки тоже должны быть чистыми,

- предупреждают о распространении инфекций и паразитов: к примеру, проверяют после каждых каникул детей на педикулез.

Во время эпидемии гриппа или ОРВИ медсестра каждый день пересчитывает заболевших. При превышении 20%-ного уровня заболеваемости директор школы, опираясь на постановление Главного санитарного врача РФ и предписание главного санитарного врача региона, объявляет карантин в от­дельном классе или во всей школе.

С учителем физкультуры школьный врач ( или фельдшер) формирует группы здоровья; с классным руководителем рассаживает учеников за партами в соответствии с санитарными требованиями.

В медкабинете школьник может получить справку об отсутствии контактов с больными детьми, о сделанных прививках, документы для лагеря, санатория, стационара, для спортивной секции…

Питание

Ежедневно медицинская сестра не только пробует еду на вкус в школьной столовой, но и оставляет суточную пробу для 2-суточного хранения на тот случай, если придётся разбираться: ученик отравился купленным на углу хот-догом или обедом в школе?

- участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения несовершеннолетних в образовательных организациях;

- оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

- направление обучающихся, при наличии медицинских показаний, в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний;

- организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в образовательных организациях;

- организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях;

- организацию и проведение ежегодных скрининг- обследований, периодических медицинских осмотров обучающихся;

- организацию профилактических медицинских осмотров обучающихся, анализ профилактических медицинских осмотров с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся;

- организацию проведения медицинских осмотров несовершеннолетних перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

- подготовку предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних к, процессам обучения и воспитания в образовательной организации, а также по коррекции нарушений адаптации обучающихся;

- работу по формированию групп несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

- анализ состояния здоровья несовершеннолетних, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в образовательных организациях;

- подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья несовершеннолетних в условиях образовательных организаций;

- взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, психологом и педагогами образовательной организации по вопросам определения профессиональной пригодности несовершеннолетних;

- методическое обеспечение, совместно с психологами и педагогами образовательной организации, работы по формированию у обучающихся устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

- участие в оздоровлении обучающихся в период отдыха и в оценке эффективности его проведения;

- организацию в условиях образовательной организации работы по коррекции нарушений здоровья несовершеннолетних, снижающих возможности их социальной адаптации, ограничивающих возможности обучения, выбора профессии, подготовки к военной службе (патология органов зрения, пищеварения, костно-мышечной системы, нервной системы и др.);

- участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

- проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики заболеваний несовершеннолетних и формирования здорового образа жизни;

- своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

- передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

Цель – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации учащихся.

Психолого-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников школы с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.


ППк – это команда специалистов:

Основные задачи ППк МБОУ КСОШ №1:

выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения.

разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.

контроль за выполнением рекомендаций ППк.

Специалисты ППк работают с детьми с ОВЗ, а также с детьми без ОВЗ, но которые испытывают трудности в освоении образовательных программ или нуждаются в особом режиме обучения по медицинскому заключению.

В мероприятии примут участие:

На мероприятии Вы узнаете о том:

- как родители могут помочь ребенку наладить общение с одноклассниками;

- как родителям правильно выстроить отношения между братьями и сестрами в семье, где есть особый ребенок;

- как своевременно распознать и сгладить нежелательные проявления характера взрослеющих детей;

- как способствовать формированию здоровой личности.

Кроме этого, получат ответы на все интересующие вопросы.

По всем организационным вопросам можно обращаться ко мне по тел. 89049834126

Читайте также: