Слушание польки чайковского в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: мультимедийный аппарат, ноутбук, музыкальный центр.

Атрибуты: костюм Феи Музыки, солдатские шапки, шарфы, маски лошадок.

Ход занятия

Фея: Здравствуйте, ребята. Сегодня я позвала вас в гости, чтобы рассказать о творчестве знаменитого русского композитора петра Ильича Чайковского. (Слайд 1)

Он жил очень давно — более 100 лет назад, но он написал столько музыкальных произведений, что его и в наше время помнят и ценят. Чайковский написал много опер, балетов, симфоний, и для детей он тоже много музыки написал.

Когда он был еще не известным композитором, а маленьким мальчиком Петей,(слайд 2)

он очень любил бывать в гостях у бабушки в деревне солнцевка. Там он много гулял, играл. Но когда зимой очень холодно на улицу гулять уже не пойдешь. И он находил много игр и занятий дома. как вы думаете, что можно холодным зимним днем делать дома?

Вот и у Пети было много дел. Он играл с деревянными солдатиками, мечтал, танцевал, слушал сказки любимой бабушки.

где с помощью звуков изобразил все, чем он любил заниматься в детстве!

Но только тому откроется удивительный мир музыки, кто будет очень внимательно слушать!

На своей лошадке вихрем я лечу,

Я гусаром смелым очень стать хочу.

Милая лошадка, на тебе верхом,

Я скачу по лугу лихо с ветерком.

(Несколько человек изображают лошадок).

Марш деревянных солдатиков.

Мы деревянные солдаты,

Мы маршируем левой-правой.

Мы стражи сказочных ворот,

Их охраняем круглый год.

Мы маршируем чётко, браво.

Нам не страшны путей преграды.

Мы охраняем городок,

Где музыка живёт!

(Дети одевают солдатские шапки и маршируют).

Раскрытых губ, по-детски влажных, –

И зал плывёт, плывёт в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный –

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал.

(Дети танцуют самостоятельно).

Ребята, а какие музыкальные инструменты вы услышали?

Фея музыки: Сейчас мы еще раз прослушаем произведения, с которыми познакомились сегодня.

Бом, бом, бом, бом!

Не простой, а музыкальный,

Сочиненный для ребят

Много, много лет назад.

Фея музыки: Ребята, вы посмотрели мультфильм. Какие музыкальные произведения вам запомнились? Какая была музыка?

Фея музыки: Дети, вы молодцы, потому что правильно назвали все произведения и определили характер музыки каждой пьесы. Дети, сегодня мы с вами посвятили занятие творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского. Я надеюсь, что вы с удовольствием слушали музыку,и вам очень понравилось. Всем спасибо, до свидание.

Автор: Сухарева Оксана Михайловна,
музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ 102,
г.Череповец, Вологодская обл., Россия.



Цель занятия:
Формирование интереса к русской классической музыке с использованием поэтических текстов собственного сочинения.
Задачи:
1. Учить детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму, части), рассказывать о композиторе, учить игре на детских музыкальных инструментах. Различать музыкальные жанры.
2. Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
3. Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.

1 ребёнок - Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, в городе Воткинске 7мая 1840 года.
2 ребёнок - Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.
3 ребёнок - Она умела красиво петь и играть на пианино.
4 ребёнок - В семье, кроме Пети, было ещё два брата и сестра. У детей была немецкая воспитательница Фанни.
5 ребёнок - Она говорила, что Петю любили все, потому что чувствовали, как он любил всех.


Музыкальный руководитель - Теперь позовём Фею Музыки (звучит музыка Феи).
Фея Музыки, явись,
Чтоб с тобой мы унеслись
В мир волшебной музыки…
Ты возьми нас всех с собой,
Детский нам Альбом открой!


Все в Мире знают
И понимают:
Музыка детям

Очень нужна!
Вот и Чайковский
Взял - и придумал свой Детский Альбом!
Показать его
Вам я, конечно, должна!



Дядя Барабан - ребёнок (стучит в барабан и говорит низким голосом) –
Бам, бам, что за гам?
Так стучать стыдно вам!
Маленькие барабанчики – дети (хлопают в ладоши и говорят высокими голосами) –
Дядя барабан, мы так старались,
Что перепугали целый свет!
Где-то пять копеек потеряли –
Не купить теперь конфет! (Можно повторить 2-3 раза)


Ребёнок –
Застучали барабаны,
И трубы раздался звон.
Марш солдатов деревянных
Зазвучал со всех сторон.

Музыкально-ритмические движения с игрой на музыкальных инструментах.
Описание.
Дети становятся в круг. В центре круга – мальчики-солдатики с барабанами и трубой. Под первую и третью части марша дети идут по кругу под бой барабанов. Под вторую часть марша дети поворачиваются лицом в круг и шагают на месте под звуки трубы.
Дети садятся.
Музыкальный руководитель (шёпотом) –
Тише, дети, не шумите!
Вы тихонько посидите.
Кукла бедная больна,
Просит музыку она.






Выступление оркестра. Дети играют на детских музыкальных инструментах:
в первой части – на дудочках;
во второй – на бубнах;
в третьей – на гармошках и деревянных ложках;
в четвёртой – на колокольчиках и треугольниках.

Музыка для дошкольников

Музыка для дошкольников

Музыка для дошкольников запись закреплена

(беседы по слушанию музыки)

Цикл музыкальных занятий

Цель : Знакомство с творчеством великого русского композитора.

• Воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству .

• Развитие у детей эмоционально – образного и ассоциативного восприятия музыки .

• Закрепление понятие жанр.

Умение определять на слух произведения : полька, вальс, плясовая, марш.

• Развивать у детей интегративные качества : умение выразить свои музыкальные фантазии в создании образа средствами музыкально- ритмических движений, в пластических этюдах, в оркестре.

" Детский альбом ", заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами , их 24. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти.

Звучит пьеса "Зимнее утро"

- Что вы представили, слушая музыку?

А теперь посмотрите на экран, вот что увидела в этой музыке художник Вера Павлова.

Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры - девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы".

Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?

Звучит пьеса "Болезнь куклы"

- Что композитор хотел выразить этой музыкой?

Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.

А мальчики любят играть в солдатиков . Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово "марш"? Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.

Сейчас мы этот марш попробуем сыграть оркестром. Повторим партии металлофонов, барабана, треугольника, бубна.

Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" по партиям и всем оркестром.

Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?

Звучит пьеса "Мама"

- Какие интонации слышатся в музыке?

(нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то)

Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил чудесные глаза своей мамы, её плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, который проникал в душу.

Есть в "Детском альбоме" пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения. Придумайте название пьесе, которую исполнит Оля Скопылатова.

Звучит "Баба Яга"

Какие интонации передаёт эта музыка? - картина сказочного полёта.

(коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)

Какому сказочному персонажу больше подходит эта музыка?

Полька из "Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".

Звучит "Полька" в исполнении Полины Сапрыгиной.

Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

"Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Старинная французская песенка". Послушайте, мы с Дашей Лазакович вам её исполним.

Звучит "Старинная французская песенка"

"Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её на хоре, давайте все вместе исполним.

Звучит "Неаполитанская песенка" в хоровом исполнении.

":Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: ":Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ". Послушайте "Камаринскую " в исполнении Насти Коломоец.

До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед:

Звучит "Камаринская"

Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.

Читайте также: