Слушание польки чайковского в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Оборудование: мультимедийный аппарат, ноутбук, музыкальный центр.
Атрибуты: костюм Феи Музыки, солдатские шапки, шарфы, маски лошадок.
Ход занятия
Фея: Здравствуйте, ребята. Сегодня я позвала вас в гости, чтобы рассказать о творчестве знаменитого русского композитора петра Ильича Чайковского. (Слайд 1)
Он жил очень давно — более 100 лет назад, но он написал столько музыкальных произведений, что его и в наше время помнят и ценят. Чайковский написал много опер, балетов, симфоний, и для детей он тоже много музыки написал.
Когда он был еще не известным композитором, а маленьким мальчиком Петей,(слайд 2)
он очень любил бывать в гостях у бабушки в деревне солнцевка. Там он много гулял, играл. Но когда зимой очень холодно на улицу гулять уже не пойдешь. И он находил много игр и занятий дома. как вы думаете, что можно холодным зимним днем делать дома?
Вот и у Пети было много дел. Он играл с деревянными солдатиками, мечтал, танцевал, слушал сказки любимой бабушки.
где с помощью звуков изобразил все, чем он любил заниматься в детстве!
Но только тому откроется удивительный мир музыки, кто будет очень внимательно слушать!
На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.
(Несколько человек изображают лошадок).
Марш деревянных солдатиков.
Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем чётко, браво.
Нам не страшны путей преграды.
Мы охраняем городок,
Где музыка живёт!
(Дети одевают солдатские шапки и маршируют).
Раскрытых губ, по-детски влажных, –
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный –
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
(Дети танцуют самостоятельно).
Ребята, а какие музыкальные инструменты вы услышали?
Фея музыки: Сейчас мы еще раз прослушаем произведения, с которыми познакомились сегодня.
Бом, бом, бом, бом!
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
Фея музыки: Ребята, вы посмотрели мультфильм. Какие музыкальные произведения вам запомнились? Какая была музыка?
Фея музыки: Дети, вы молодцы, потому что правильно назвали все произведения и определили характер музыки каждой пьесы. Дети, сегодня мы с вами посвятили занятие творчеству великого русского композитора П. И. Чайковского. Я надеюсь, что вы с удовольствием слушали музыку,и вам очень понравилось. Всем спасибо, до свидание.
Автор: Сухарева Оксана Михайловна,
музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ 102,
г.Череповец, Вологодская обл., Россия.
Цель занятия:
Формирование интереса к русской классической музыке с использованием поэтических текстов собственного сочинения.
Задачи:
1. Учить детей анализировать музыкальное произведение (определять характер, регистр, темп, форму, части), рассказывать о композиторе, учить игре на детских музыкальных инструментах. Различать музыкальные жанры.
2. Развивать умение слушать музыкальное произведение, умение выражать свои переживания в словах, в песне, в игре на музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
3. Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки.
1 ребёнок - Пётр Ильич Чайковский родился на Урале, в городе Воткинске 7мая 1840 года.
2 ребёнок - Его отец был горным инженером, а мать, Александра Андреевна, была его первой учительницей музыки.
3 ребёнок - Она умела красиво петь и играть на пианино.
4 ребёнок - В семье, кроме Пети, было ещё два брата и сестра. У детей была немецкая воспитательница Фанни.
5 ребёнок - Она говорила, что Петю любили все, потому что чувствовали, как он любил всех.
Музыкальный руководитель - Теперь позовём Фею Музыки (звучит музыка Феи).
Фея Музыки, явись,
Чтоб с тобой мы унеслись
В мир волшебной музыки…
Ты возьми нас всех с собой,
Детский нам Альбом открой!
Все в Мире знают
И понимают:
Музыка детям
Очень нужна!
Вот и Чайковский
Взял - и придумал свой Детский Альбом!
Показать его
Вам я, конечно, должна!
Дядя Барабан - ребёнок (стучит в барабан и говорит низким голосом) –
Бам, бам, что за гам?
Так стучать стыдно вам!
Маленькие барабанчики – дети (хлопают в ладоши и говорят высокими голосами) –
Дядя барабан, мы так старались,
Что перепугали целый свет!
Где-то пять копеек потеряли –
Не купить теперь конфет! (Можно повторить 2-3 раза)
Ребёнок –
Застучали барабаны,
И трубы раздался звон.
Марш солдатов деревянных
Зазвучал со всех сторон.
Музыкально-ритмические движения с игрой на музыкальных инструментах.
Описание.
Дети становятся в круг. В центре круга – мальчики-солдатики с барабанами и трубой. Под первую и третью части марша дети идут по кругу под бой барабанов. Под вторую часть марша дети поворачиваются лицом в круг и шагают на месте под звуки трубы.
Дети садятся.
Музыкальный руководитель (шёпотом) –
Тише, дети, не шумите!
Вы тихонько посидите.
Кукла бедная больна,
Просит музыку она.
Выступление оркестра. Дети играют на детских музыкальных инструментах:
в первой части – на дудочках;
во второй – на бубнах;
в третьей – на гармошках и деревянных ложках;
в четвёртой – на колокольчиках и треугольниках.
Музыка для дошкольников запись закреплена
(беседы по слушанию музыки)
Цель : Знакомство с творчеством великого русского композитора.
• Воспитание у детей эстетического отношения к музыкальному искусству .
• Развитие у детей эмоционально – образного и ассоциативного восприятия музыки .
• Закрепление понятие жанр.
Умение определять на слух произведения : полька, вальс, плясовая, марш.
• Развивать у детей интегративные качества : умение выразить свои музыкальные фантазии в создании образа средствами музыкально- ритмических движений, в пластических этюдах, в оркестре.
" Детский альбом ", заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами , их 24. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти.
Звучит пьеса "Зимнее утро"
- Что вы представили, слушая музыку?
А теперь посмотрите на экран, вот что увидела в этой музыке художник Вера Павлова.
Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры - девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы".
Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?
Звучит пьеса "Болезнь куклы"
- Что композитор хотел выразить этой музыкой?
Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла тяжело вздыхает.
А мальчики любят играть в солдатиков . Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово "марш"? Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.
Сейчас мы этот марш попробуем сыграть оркестром. Повторим партии металлофонов, барабана, треугольника, бубна.
Исполнение пьесы "Марш деревянных солдатиков" по партиям и всем оркестром.
Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?
Звучит пьеса "Мама"
- Какие интонации слышатся в музыке?
(нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то)
Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил чудесные глаза своей мамы, её плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, который проникал в душу.
Есть в "Детском альбоме" пьеса о няне, которая любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения. Придумайте название пьесе, которую исполнит Оля Скопылатова.
Звучит "Баба Яга"
Какие интонации передаёт эта музыка? - картина сказочного полёта.
(коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)
Какому сказочному персонажу больше подходит эта музыка?
Полька из "Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".
Звучит "Полька" в исполнении Полины Сапрыгиной.
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.
"Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Старинная французская песенка". Послушайте, мы с Дашей Лазакович вам её исполним.
Звучит "Старинная французская песенка"
"Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. Мы с вами разучивали её на хоре, давайте все вместе исполним.
Звучит "Неаполитанская песенка" в хоровом исполнении.
":Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".
К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: ":Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ". Послушайте "Камаринскую " в исполнении Насти Коломоец.
До чего сегодня весело у нас -
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед:
Звучит "Камаринская"
Жаль закрывать последнюю страничку "Детского альбома". Жалко расставаться с чудесным поэтическим миром, в который погружает нас музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.
Читайте также: