Слушание музыки в детском саду список литературы

Обновлено: 05.07.2024

имеет конкретные задачи: — знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки; — развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; — дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определённые чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей: — На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание. — В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. — У детей 4-5 лет появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. — Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения, расширяется их словарный запас. Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

РЕПЕРТУАР ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: 1) Какие чувства передаёт музыка?

Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (
музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая); 2) О чём рассказывает музыка?(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях); 3) Как рассказывает музыка?
Детей знакомят с языком музыки, это:
(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).
К концу пребывания в детском саду ребёнок способен

— произведение в целом;

— отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

— марш, танец, колыбельную;

— давать характеристику произведениям.

К концу пребывания в детском саду ребёнок способен узнавать:

— произведение в целом;

— отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

— марш, танец, колыбельную;

— давать характеристику произведениям.

1. ПРЕЖДЕ ВСЕГО

В данном материале размещен список музыкальных произведений для всех возрастных групп, которые помогут воспитателям при организации внеурочной деятельности. Данные композиции способствуют воспитанию эстетических чувств, эмоционального отклика, развитию музыкального слуха и видения красоты в прекрасном!

ВложениеРазмер
spisok_muzykalnyh_proizvedeniy_dlya_slushaniya_v_dou.docx 18.17 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Для слушания в группе раннего возраста

Для слушания в 1 Младшей группе

Для слушания во 2 Младшей группе

Вальс - Кабалевский Д
Весною - С Майкапар
Воробей - А Руббах
Во саду ли в огороде Баян - Рус нар
Грустный Дождик - Кабалевский Д
Дождик - Н Любарский
Дождик и радуга - С Прокофьев
Есть у солнышка друзья - Е Тиличеевой
Зайчик - Людм Лядовой
Игра в лошадки - П Чайковский
Колыбельная - С Разоренов
Ласковая песенка - Л Некрасовой
Лесные картинки Утро в лесу - А Караманов
Листопад - Т Попатенко
Марш (Лесной марш) - Ю Чичков
Марш - Д Шостакович 1
Марш - Д Шостакович 2
Марш - Журбин М (Майкапар С)
Медведь - В Ребиков (Е Тиличеевой)
Мишка с куклой пляшут полечку - М Качубриной
Осенью - С Майкапар
Плакса Резвушка Злюка - Д Кобалевский
Плясовая - Рус нар
Подснежник Апрель - П Чайковский (В Калинников)
Резвушка и Капризуля - В Волков
Со вьюном я хожу - Рус нар
Солдатский марш - Р Шуман
Ёлочка - М Красев

Для слушания в Средней группе

Ах ты береза - Рус нар
Бабочка - Э Григ
Болезнь куклы - П Чайковский
Вальс снежных хлопьев - П Чайковский
Веснянка - Укр нар обр Г Лобачева
Веснянка - Укр нар обр Г Лобачева-
Жаворонок - М Глинка
Зайчик - Ю Матвеев
Зайчик - Ю Матвеев (мульт)
Итальянская полька - С Рахманинов
Как у наших у ворот - Рус нар
Как у наших у ворот - Рус нар-
Колыбельная - А Гречанинов
Котик выздоровел - А Гречанинов
Котик заболел - А Гречанинов
Мама - П Чайковский
Марш - Л Шульгин
Марш - С Прокофьев
Материнские ласки - А Гречанинов
Музыкальный ящик - Г Свиридов
Новая кукла - П Чайковский
Осенняя песенка - Д Васильев-Буглай
Пьеска - Р Шуман
Смелый наездник - Р Шуман

Для слушания в Старшей группе

Для слушания в Подготовительной группе

Бах - Токката и фуга ре-минор Орган
Вивальди - Весна
Вивальди - Зима
Вивальди - Лето Времена года
Вивальди - Осень
Глинка - Детская полька
Гречанинов - На гармонике
Григ - В пещере горного короля
Григ - Шествие гномов
Даргомыжский - Табакерочный вальс
Кабалевский - Кавалерийская
Лист Ф - Кампанелла Этюд N3
Майкапар - Менуэт
Моцарт - Колыбельная
Мусоргский - Рассвет на Москва реке
Прокофьев - Марш и-о Любовь к 3 апельс
Р-Корсаков - Белка
Р-Корсаков - Океан море синее
Р-Корсаков - Снегурочка - Пляска птиц
Рахманинов - Итальянская полька
Свиридов - Весна и Осень
Свиридов - Грустная песня
Свиридов - Старинный танец
Свиридов - Тройка
Филатова Н - Незабудковая Гжель
Хачатурян А - Танец с саблями
Чайковский - Болезнь куклы
Чайковский - Зимнее утро
Чайковский - Камаринская
Чайковский - Новая кукла
Чайковский - Песня жаворонка
Чичков - Ромашковая Русь
Чичков Ю - Свирель да рожок
Шостакович - Вальс шутка
Шостакович - Танец кукол
Шостакович - Шарманка
Шуман - Веселый крестьянин

Сольное и хоровое народное пение

Русские народные игры с пением можно исполнять без инструментального сопровождения, с сопровождением и с успехом использовать в разнообразной детской деятельности, а также на праздниках.

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Сольное и хоровое народное пение

Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т. С. Бабаджан.
Педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Сольное и хоровое народное пение

Спой, баба, сказочку. Сборник фольклорно-этнографических материалов

Авт. кол. А. В. Кулев, С. Р. Кулева, Е. В. Савинская, О. Н. Зеленина; Сост., науч. ред. С. Р. Кулева; Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологод. обл., Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. - Вологда: ОНМЦК и ПК, 2010. - 116 с.: нот.

Сольное и хоровое народное пение

М. Рудзик. Специальные методики музыкально-певческого воспитания
Год: 2015
Издательство: Курск: КГУ

В первой части пособия рассматриваются актуальные проблемы музыкально-певческого воспитания школьников в контексте современных задач здоровьесберегающей музыкальной педагогики. Вторая (основная) часть содержит подробное описание наиболее известных и распространенных в школьной практике авторских методических систем развития голоса начинающих певцов (Г.П. Стуловой, А.Н. Стрельниковой, В.В. Емельянова, Д.Е. Огороднова, Г.А. Струве и др.). В заключительную часть вошли: обширный список рекомендуемой литературы, методические рекомендации к практической работе по развитию детско-го голоса и нотное приложение. Видеоприложение содержит мастер-классы отдельных авторов, упомянутых в пособии, а также фрагменты музыкальных занятий с использованием специальных певческих методик. Пособие окажет помощь будущим и работающим учителям музыки, вокалистам и хормейстерам в постижении основ певческой работы с детьми и овладении современными вокальными технологиями.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам музыкальных и дирижерско-хоровых факультетов, педагогам-музыкантам образовательных учреждений различного типа, посвятившим себя творческой работе по музыкально-певческому воспитанию детей и под-ростков.

О реализации задач здоровьесберегающей педагогики в процессе
музыкально-певческого воспитания школьников
Музыкально-певческое воспитание школьников
Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса
Г.П. Стулова. Вопросы методики вокальной работы с детьми
Азбука дыхания
А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса
Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)
Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
Рекомендуемая литература
Приложение
Нотное приложение

В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ


Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ

© 2011-2022. В помощь музыкальному руководителю.

Библиотека для музыкальных руководителей детских садов и детских музыкальных школ.

Все представленные на сайте произведения являются собственностью авторов
и представлены только в ознакомительных целях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагая вашему вниманию статью, которую можно использовать как консультацию для родителей или педагогов.

Литература и музыка в воспитании дошкольников.

Литература и музыка всегда были и будут неразрывно связаны друг с другом.

Литература берёт свое начало из устного народного творчества, но, как правило, уже тогда всё оно не говорилось, а как бы пелось: сказители – Баяны – сказывали свои былины под сопровождение гуслей, матери пели своим деткам колыбельные, а в походах воинов сопровождали всевозможные солдатские песни. Любое дело начиналось и заканчивалось песней – музыкой со словами. Почему так происходило? Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке.

Музыка – это очень сильный эмоциональный инструмент. Даже в современном мире, начиная с самого раннего возраста, дети слушают музыку со словами – песни, колыбельные, попевки, потешки и т.п. Дети постарше (3-4 года) уже могут воспринимать музыку как самостоятельное искусство, но всё же для них важно словесное ее объяснение. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) способны самостоятельно слушать музыкальные произведения, подходящие для их восприятия. Они эмоционально реагируют на них, пытаются словами и жестами объяснить услышанное.

Без стихов нельзя написать песню, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет. С другой стороны, без музыки мы не прочитали бы замечательных сказок, рассказов былин, повестей и т. д.

Для детей написано огромное количество музыкальных произведений как самостоятельных, так и на литературной основе.

Зимнее утро А.Н.Майков

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов сребро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою.

К каждой пьесе подобрано стихотворение, соответствующее настроению музыки. Современные авторы не остаются в стороне и поэт Виктор Лунин не исключение:

Зимнее утро (фрагмент)

Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу низкому.
Тропки скрыло, побелило
Кружево нежное,
Легкое, снежное.

А воробушек, пташка малая,
Пташка малая, неразумная,
От метелюшки хочет спрятаться,
Хочет спрятаться, да не знает, как.

В советский период для детей было написано огромное количество произведений по сказкам:

Проводя занятия с детьми дошкольного возраста можно и нужно использовать все возможные методы и приёмы. Дети очень живо и эмоционально реагируют на то, что им интересно. Музыка поможет детям лучше понять и прочувствовать сказанное педагогом, усилить впечатление и быстрее усвоить материал. Включив музыку в свою повседневную работу с детьми, мы не только расширим их кругозор, но и сможем воспитать всесторонне развитых, гармоничных личностей.

Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас. Литература и музыка могут существовать отдельно друг от друга, но друг без друга они существовать не могут.

Читайте также: