Слушание музыки в детском саду по радыновой

Обновлено: 05.07.2024

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили целью решение важных для духовного развития человека вопросов: как увлечь ребенка музыкой, научить слушать, понимать, сопереживать, чувствовать ее красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве.

Цель - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста; развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.

Теоретическое обоснование педагогической технологии.

  1. Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства является ядром музыкальной культуры. Формирующееся отношение ребёнка к музыке способствует возникновению интереса к музыкальным произведениям, становлению начал вкуса, представлений о красоте.
    2. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.
    3. Важным фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый взрослыми для детей.
    4. Музыкальные шедевры формируют у ребёнка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.
    5. Для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке необходимо, чтобы музыка постоянно окружала детей, при этом репертуар должен быть тщательно подобран. Детский сад способствует становлению эмоциональной отзывчивости на музыку.
    Эмоциональная отзывчивость детей будет развиваться наиболее эффективно в случае:
  • Учёта индивидуальных особенностей проявлений эмоциональности детьми дошкольного возраста;
    · Учёта индивидуальных особенностей детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса;
    · Правильного подбора репертуара классических музыкальных произведений.
    Технология О.П. Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.

Автором впервые создана научно обоснованная, и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей.

Ведущий вид деятельности - музыкальное восприятие, объединяющее

исполнительство, творчество, музыкально–образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению).

  1. Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыке.
  2. Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).
  3. Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений).
  4. Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

Основные принципы музыкального восприятия

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности

1 этап: привлечение внимания детей к слушанию музыки (настрой на её восприятие);

2 этап: слушание музыки, беседа и сравнение, рассматривание иллюстраций;

3 этап: развитие способностей детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

Условия реализации технологии

  1. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности с детьми дошкольного возраста педагога, музыкального руководителя, родителей.

  2. Место и время реализации технологии: беседы с детьми о музыке, комбинированные занятия с использованием различных видов деятельности, вечера досуга, концерты по слушанию музыки, консультации для родителей, семинары-практикумы для педагогов.

Методы и приёмы музыкального воспитания.

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

Автор считает важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

  1. Слушание знакомых музыкальных произведений.
  2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
  3. Игры – сказки.
  4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
  5. Тематические музыкальные вечера.
  6. Беседы – концерты.
  7. Театральные постановки.
  8. Праздничные утренники.

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, чтобы классическая музыка звучала и в семье.

Этапы педагогической технологии

1 этап. Организуем взаимодействие педагога с детьми, согласовываем алгоритм его действий с формами педагогического взаимодействия и организации детской деятельности. Активизируем интерес детей к музыке, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение.

Рекомендуются следующие формы работы: беседы с детьми о музыке; комбинированные занятия.


2 этап. Развиваем умения эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого:

3 этап предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.


4 этап. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной культуры взрослых:
· семинары-практикумы для педагогов;
· консультации для родителей.

Ожидаемые результаты педагогической технологии

Дети: сформировалась эмоциональная отзывчивость на музыку и желание слушать шедевры музыкальной культуры. Развита эмоционально-чувственная сфера, расширен словарный запас. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители: развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального восприятия ребёнка. Создание репертуара для детского слушания в семье.
Педагоги: активное участие в развитии музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с целью организованного восприятия музыки детьми. Проведение комбинированных занятий с использованием музыки. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной культуры.
Музыкальный руководитель: налаживание процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей во время восприятия музыки. Организация различных форм слушания музыки. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки детьми.

Анализ методической литературы.

Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:

Диагностика

Направления и содержание диагностических процедур:

  • Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера.
  • Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
  • Исследуем особенности развития музыкальной эрудиции детей.
  • Выявляем особенности восприятия и выражения эмоций и чувств детьми дошкольного возраста.
  • Исследуем особенности эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на музыкальные произведения.
  • Выявляем своеобразие эмоциональных переживаний дошкольников в ходе слушания музыки.
  • Исследуем особенности восприятия детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.
  • Выявляем особенности реакции на музыку
  • Анализируем музыкальный репертуар для слушания, рекомендованный дошкольникам образовательной программой.

Первое направление диагностики

Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.

Метод 1. Экспериментальная ситуация.

Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка:

- Желание слушать музыку.

-Сосредоточенность, устойчивость внимания.

- Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций.

-Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

Цель игры: Оценивать адекватность восприятия характера музыки ребенком. Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Оборудование: три цветных кленовых листочка из картона, соответствующих характеру музыки:

  1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная), зелёный листочек.

2.Чёткая, бодрая (марш), жёлтый листочек.

  1. Весёлая, радостная, плясовая, задорная, красный листочек.

1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведения:

Каждый ребенок по очереди выбирает листок, рассказывает о характере музыке. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежат три листочка. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Детям предлагается выбрать листочек, и делать, что им хочется, именно под эту музыку, танцевать, двигаться, импровизировать. Мотивация: помочь понять звучащую музыку, объяснять ее, изобразить.

Цель: выявлять представления детей о характере музыки и ее настроении, умение вербализовать воспринимаемый музыкальный образ с использованием игрового персонажа.

После слушания музыки детям предлагается рассказать, какую музыку они слышали в волшебном лесу, каким предстал лес в их воображении. Затем дети вместе с педагогом выбирают несколько сочинений для двигательной импровизации. Необходимо дать детям возможность свободно использовать знакомые танцевальные элементы.

Метод 4. Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.

Индивидуальная беседа с детьми, анкетирование для родителей.

Второе направление диагностики

Наблюдение за детьми на музыкальном занятии (слушание музыки)

Целью наблюдения является исследование особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку. Во время наблюдения учитываются:

-отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);

- экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);

- сопровождение музыки движениями (притопывает, хлопает в ладоши; покачивает в такт мелодии; пританцовывает; неподвижен; сосредоточен; отвлекается на другую деятельность; не связанную с музыкой);

- эстетическая оценка музыкального произведения (дается самостоятельно, с помощью педагога);

-реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отстроченная реакция, проявляющаяся в других видах деятельности).

Тема включает в себя произведения, в которых настроение, характер человека, выраженные в музыке, являются названиями пьес. Это позволяет детям осознать различные настроения в музыке и прочувствовать их.

Тема "Песня, танец, марш"
Диски 3-6
Тема способствует установлению преемственности с программой Д. Б. Кабалевского. В дошкольном возрасте дети постепенно учатся различать простейшие музыкальные жанры, приобретают первый опыт музыкальной деятельности. Аудиопособие позволяет не только познакомиться, но и закрепить в сознании ребенка представления о жанровых признаках музыки

Музыка рассказывает о животных и птицах.
Диск 7
Тема включает в себя музыкальные произведения, которые передают образы животных и птиц. Тема способствует проявлению различных видов творчества у детей, развитию образной речи, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов.

Природа и музыка.
Диск 8
Тема включает в себя музыкальные произведения, которые передают настроение природы. Тема способствует проявлению различных видов творчества у детей, развитию образной речи, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов.

Сказка в музыке. Музыкальные инструменты и игрушки.
Диск 9-10
Тема "Сказка в музыке" включает в себя музыкальные произведения, которые передают сказочные образы.Тема "Музыкальные инструменты" включает в себя два раздела. Первый – это подражание тембрам музыкальных инструментов. Второй раздел включает в себя произведения с солирующими инструментами. Способствует проявлению различных видов творчества у детей, развитию образной речи, словаря эмоций, умений находить яркие характеристики музыкальных образов

Музыка, как и люди, может появиться и исчезнуть со временем, состариться и умереть. И даже умереть молодой, а может прожить вечно и тогда эта музыка становиться шедевром. Почему, когда человек слушает музыку не остается равнодушным, она всегда вызывает какие-то чувства и эмоции. Да потому, что музыка -это интонационное искусство, через интонацию она выражает огромное богатство эмоций, центром которого является человек и окружающий его мир. Крупный теоретик музыковедения Б. В. Асафьев подчеркивал связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в речи, как и в музыки, есть определенный тонус звучания, который он назвал речью чувств, состояния тонового напряжения. Б. В, Асафьев отмечал, что в каждую историческую эпоху в музыке отражался излюбленный круг образов, тем, интонаций, что в музыке разных времен существовал свой интонационный словарь эпохи.

Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив, у него еще не сложились интересы, привычки, вкусы. Именно сейчас - в дошкольном возрасте у детей формируются представления о красоте, И очень важно, чтобы рядом был кто-то, кто мог показать, рассказать, что музыка бывает не только развлекательная, но и та настоящая которую человечество отобрало: сохранило и донесло до нашего времени.

останется у них в сердце.

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации-способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Накопление опыта впечатлений детства это важно не только для музыкальной, но и обшей культуры.

Методическое объединение

Методическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

E - mail : rgavki @ mail . ru ; г.о. Солнечногорск

по программе "Музыкальные шедевры"

Технология разработана и адаптирована

музыкальным руководителем МБДОУ № 30

Лагутиной Людмилой Аркадьевной

Краткое теоретическое обоснование технологии.

Этапы педагогической технологии.

Описание диагностических процедур.

Ожидаемые результаты применения педагогической технологии.

Работа с педагогами

Взаимодействие с родителями

Методическое обеспечение технологии

14. Список используемой литературы.

Актуальность развития музыкальных способностей

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком всегда был взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего классика и народные произведения. Успех музыкального развития в детском саду зависит от всего педагогического коллектива, от родителей воспитанников, т. к. вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого (педагога, родителей). Равнодушное отношение взрослого снижает реакции на музыку детей. И, наоборот, при активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, игра на музыкальном инструменте в такт звучания, в соответствии с характером произведения, внимание, выражение глаз, мимика и пр.) повышают заинтересованность в слушании музыки у детей.

Особенностью музыки является то, что она может огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Цель технологии:

формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

Принципы построения программы

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический ( шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

Особые методы, разработанные О.П. Радыновой

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется по- разному в каждой возрастной группе.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова).

Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников

Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника.
3 года накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.


4 года продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. Развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.


5 лет проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов). Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат.

Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.


6-7 лет могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

Условия реализации технологии

Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога – воспитателя и музыкального руководителя на протяжении 4 лет.

Место и время реализации технологии: занятия и самостоятельная деятельность детей.

Содержание и практическая реализация технологии

Технология развития процессов восприятия музыки включает несколько этапов:

Читайте также: