Слово о ломоносове краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Самым веским доказательством одаренности простого народа
является для Радищева судьба М. В. Ломоносова.
Ему посвящена последняя глава, как бы венчающая всю книгу.
Правда, республиканец Радищев не разделяет монархических взглядов
Ломоносова, оды которого кажутся ему "лестью" Елизавете Петровне,
но огромный талант этого ученого и писателя служит неоспоримым
подтверждением могучих духовных сил, таящихся в
крестьянских массах.

Рукопись "Слова" путешественнику подарил парнасский судья, автор оды "
Вольность". И вот, приближаясь к Москве,
путешественник снова и снова перечитывает драгоценные строки
подаренной ему рукописи о первом русском ученом из народа.
В ряду возвышенных образов тружеников Ломоносов - вершина и
последнее звено.
Благоприятно сложилась судьба архангельского мужика Михайло
Ломоносова, ставшего первым русским академиком, гордостью
российской науки, известным поэтом.
"Слово о Ломоносове" построено как панегирик жизни и деятельности
великого мыслителя, "песиь заслуге к обществу".

Радищев выстраивает "Слово о Ломоносове" таким образом, чтобы
читатель не только увидел перечень дел Ломоносова, но и понял
их значение и смысл.
Разнообразие интересов и занятий Ломоносова: логика, математика,
химия, физика, грамматика, риторика, поэзия и другие отрасли знаний —
позволяет считать Ломоносова первым русским энциклопедистом.
Именно эту мысль хочет донести до читателя Радищев:
он высоко оценивает вклад Ломоносова в естественные науки.
О поэзии Ломоносова он говорит: "В стезе российской словесности
Ломоносов есть первый".
О роли Ломоносова, о значении его судьбы Радищев говорит:
"Ты жил на славу имени российского. Творения твои да повествуют
нам о том, житие твоё да скажет, почто ты славен".

"О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова.
В стезе Российской словесности, Ломоносов есть перьвый.
Беги толпа завистливая, се потомство о нем судит, оно
нелицемерно".

Содержание

Введение…………………………………………….……………………………..3
1. Представления о М.В. Ломоносове..…………..…. ………………………. 4
1. Ломоносов в глазах современников…………….………………………..4
2. А.Н. Радищев о Ломоносове.……………………………………………..6
2. Общественно-политические взгляды Радищева…………………. ………..8
3. Радищев и демократический сентиментализм………………………..……11
4. Слово о Ломоносове …………………………………………………………12
Вывод…………………………………………………….……………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

реферат слово о ломоносове.doc

Реферат по курсу

  1. Представления о М.В. Ломоносове..…………..…. …………………… …. 4
    1. Ломоносов в глазах современников…………….……………………….. 4
    2. А.Н. Радищев о Ломоносове.…………………………………………….. 6

    И в итоге, комплексно рассмотрев вышеуказанные вопросы, была достигнута цель работы.

    1. Представления о М.В. Ломоносове

    1.1. Ломоносов в глазах современников

    Писали о Ломоносове много и по-разному, как могут писать только о выдающемся человеке. Особенно интересен взгляд современников, так как они были свидетелями его жизни и наблюдателями развития его творчества, обращая внимании на наиболее близкие им стороны творчества.

    1.2. А.Н. Радищев о Ломоносове

    2. Общественно-политические взгляды Радищева

    Таким образом, Радищев был сторонником естественного права и доказывал несостоятельность крепостничества. «Положительный закон должен иметь основание в естественном законе; по природе все люди равны, и если одни порабощают других, то "тут никакой не можно быть связи, разве насилие". Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же; оно противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой. 14

    Радищев также был выразителем идеи общественного договора, выдвинутой Руссо, по которой власть рождается из соглашения всех людей (народ при этом обладает суверенитетом), то есть из компромисса. Но Радищев идет дальше. Видя весь произвол, творящийся в России, угнетение небольшой части людей большинства, невозможность достичь желаемого компромисса – все это позволяет народу иметь право на восстание, на революцию.

    libking

    Борис Шергин - Слово о Ломоносове краткое содержание

    Слово о Ломоносове - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

    Слово о Ломоносове

    Ум веселится, вспоминая Ломоносова. Радуется мысль, соглядая его жизнь и дела. Любо говорить о Ломоносове, и если я скажу звягливо и рогато, ты расскажи чиновно, с церемонией.

    Пока жива была маменька-потаковщица, со слезами покидал родной дом.

    – Татка, у солнца свет самородный?

    – На солнце риза царская и корона. То и светит.

    – А звезды? Маменька сказывала: лампады ангельские!…

    – Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!

    – Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень, грозой обожженные, там в песках стрелку ищи.

    – А край земли близко ли? А почто немцы говорят несходно с нами?

    – Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен!

    Годы шли. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое выучил наизусть. В особенности очаровала его Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого.

    – Латинскому языку где учат?

    – В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…

    – Ну… Сей день не без завтра…

    Михайлушко любил природу и очень радовался, что цветы, и травы, и деревья – это не только сено и дрова, но и наука этим занимается.

    Недалеко от Холмогор, в деревне Вавчуге, крестьяне исстари занимались постройкою морских судов. Здесь Михайло узнал, что и корабли бегучие строятся, и мельницы стоячие ходят, и материна самопрялка кружится не так просто, а по законам науки – механики и физики. Юноша пристрастился делать модели кораблей и мельниц, придумал хитрые замки к амбару и житнице, смастерил стенные часы с боем. Это увлечение сменилось страстью к стихотворству по правилам грамматики Смотрицкого и по образцам старинного поэта Полоцкого.

    – Слава богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, все на него опрокинется, не до книг будет…

    – Вырастил книжника, еретика! Целу зиму на книге лежит! Ни по воду, ни по дрова… Дармоедина!

    – Пошто дармоедина?! Он на промыслах пособляет радетельно! А за книги его два игумена о празднике хвалили.

    – Вот! Они его и сманят в пустыню. Они на дешево лакомы. А татенька-родитель посиди без работника… Поил-кормил двадцать лет…

    – Михайло не в попы… Он цифирь, рихметику каку-то выкладывает…

    – Вот! Я и говорю! Пойдет ли банна жихоня в попы?! Ночью в бане сидит, по книге волхвует… Оборотень!

    Наедине отец пенял сыну:

    – Горе на меня твоя грамота! Она попам нужна, чтобы в службах не сбиться. А деловому человеку при здравом уме и твердой памяти грамота все одно что костыли при здоровых ногах. Я неграмотен, да памятен, и в голове все управленье содержу – морское, и береговое, и домашнее. На умах рассчитаю краше, нежели пером на бумаге.

    – Татенька! А все господа многограмотны.

    Михайле исполнилось девятнадцать лет, Управя морские промыслы, осенью тысяча семьсот тридцатого года он упал отцу в ноги:

    – Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

    У отца сердце озябло и ноги задрожали:

    – Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать, а у вас-де с сыном дружба-приятство… Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

    Работу над произведением автор закончил в 1789 году. За правду и открытую критику самодержавия автор произведения подвергся жестоким преследованиям со стороны Екатерины Второй.

    О своевременности творчества Радищева

    Александра Радищева можно по праву назвать своевременным писателем. Конечно, российский прозаик – биографически и исторически – принадлежит к XVIII веку, к эпохе Екатерины, однако этот человек Просвещения и его идеи актуальны и сейчас. Радищев – полиглот (знаток польского, французского и немецкого), философ, при екатерининском правлении был придворным (пройдя обучение в Пажеском корпусе). Между тем, Радищев – по духу не придворный, но ученый. Поэтому не удивительно, что в итоге Александр Николаевич участвует в заседаниях комиссий, которые занимались законотворческой деятельностью, – уже при правлении Александра. Право, к слову сказать, писатель изучал в Лейпциге.

    Последствия публикации

    Отдельного внимания заслуживает эпиграф, которым автор сопровождает свою книгу. Для того, чтобы передать основную мысль, идею произведения, писатель обратился к наследию Тредиаковского. У последнего, в частности, имелась поэма со словами:

    В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно;
    И находились гнуснейши и страшилищны паче,
    нежели тот преужасный Пес Кервер,
    Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей…

    Последнюю обозначенную нами строчку Радищев и использует в качестве эпиграфа. Что это значит? Фраза описывает некоего монстра, тучного, гнусного (или же грубого). Чудище имеет сто голов, грозно лает и вызывает страх. Этот образ – многозначителен. С одной стороны, это монстр регресса. С которым неуклонно борется Просвещение. С другой же стороны, это чудовище символизирует строй, господствовавший во времена Радищева в Российской империи. Это несправедливая форма организации общества, построенная на эксплуатации одних людей другими, на отношениях крепостничества. Цари, которые не уважают собственный народ, как прочитывается между строк произведения Александра Николаевича, обречены на адские муки. Выход из этого – лишь воспитание, просвещение человеческой души.

    Главные герои повести

    Выезд

    София

    В Софию прибыли ночью. Сонный комиссар наотрез отказался выдавать новых лошадей, необходимых для продолжения пути, соврав, что их нет. Автору ничего не оставалось делать, как обратиться к ямщикам за помощью, и они за небольшие чаевые запрягли коней. Рассказчик снова отправился в дорогу.

    Тосна

    Любани

    Рассказчик все ехал и ехал – может, и зимою, и летом. Однажды, устав от кибитки, решил он пройтись пешком. И вдруг увидел крестьянина, пашущего на ниве своей в жаркое время, да еще и в воскресенье.

    Путешествие из Петербурга в Москву

    Чудово

    Спасская Полесть

    Не удалось рассказчику, как ни пытался, вернуть своего друга. Ночуя на станции из-за ненастной погоды, он услышал разговор двух супругов. Муж был присяжным заседателем и рассказал о чиновнике, который за исполнение прихоти – доставку устриц – награждал из государственной казны.

    А.Н. Радищев Путешествие из Петербурга в Москву

    Тем временем ливень прошел. Герой повести решил ехать дальше, но в попутчики к нему попросился несчастный человек, который по дороге рассказал очень грустную историю: был он купцом, однако, доверившись нечестивым людям, попал под суд. Жена от переживаний родила раньше срока и через три дня скончалась. Умер и новорожденный. А бывшего купца чуть не взяли под стражу, хорошо, что добрые люди помогли бежать.

    Эта история настолько потрясла рассказчика, что он раздумывал, как бы довести случившееся до верховной власти. Однако, неожиданный сон помешал благим намерениям. Герой повести сначала видит себя великим правителем, и уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Однако, в толпе замечает женщину, называющую себя Истиной, которая снимает пелену с глаз правителя, и он ужасается, как на самом деле все плохо и ужасно. Увы, это только сон. На самом деле не бывает хороших царей.

    Подберезье

    Когда герой очнулся от сна, не мог продолжать путь дальше. Голова была тяжелой, и так как не нашлось подходящего лекарства, рассказчик решил выпить кофе. Но напитка оказалось много, и он захотел угостить им сидящего рядом молодого человека. Они разговорились. Новый знакомый учился в новгородской семинарии и шел в Петербург, чтобы увидеться со своим дядей. На протяжении беседы из жалоб студента герой повести понял, что уровень обучения оставляет желать лучшего. Попрощавшись, семинарист не заметил, как выронил небольшой пук бумаги. Этим воспользовался путник, потому что размышления молодого человека были интересны ему.

    Семинарист огорчен тем, что истина в народе попирается, а вместо неё властвует невежество и крайнее заблуждение. Автор вполне согласен с ним.

    Новгород

    Терзаясь грустными помыслами, въезжал герой рассказа в Новгород. Несмотря на величие, на множество монастырей, на успех в торговых делах, автор понимал, в каком плачевном состоянии находится этот город, захваченный Иваном Грозным. А ведь раньше Новгород управлялся народом, имел свое письмо и колокол, и, хотя у них были князья, однако, мало имели влияния. Какое имел право соседский царь разорить процветающий город до основания? Почему тот, кто сильнее, может распоряжаться судьбами других? Эти мысли не дают покоя автору.

    После обеда у купца Карпа Дементьевича герой повести убеждается в бесполезности вексельной системы, которая отнюдь не гарантирует честности, но, напротив, способствует воровству и обогащению легкими путями.

    Бронницы

    Зайцево

    На почтовом дворе в Зайцево герой произведения встречается с давним приятелем по фамилии Крестьянкин. Беседы с другом, хотя и были редкими, все же отличались откровенностью. Вот и сейчас Крестьянкин открыл душу тому, кого не видел столько лет. Несправедливость по отношению к простым крестьянам была настолько вопиющей, что после одного случая он, которого называли человеколюбивым начальником, вынужден был подать в отставку. А произошло вот что. Один человек низкого состояния, который, однако, получил чин коллежского асессора, купил деревню, где поселился со своей семьей. Он жестоко издевался над крестьянами, почитая их скотами. Но более бесчеловечный поступок совершил сын этого новоявленного дворянина, когда попытался изнасиловать невесту одного из крестьян как раз накануне её венчания. Озлобленный жених вызволил девушку, но одному из сыновей проломил череп, что стало толчком к новой агрессии отца, решившего жестоко наказать виновных. И тогда против такой несправедливости взбунтовались крестьяне, восстав на семью изуверов и убив всех. Естественно, после этого они подверглись суду, казни, или вечным работам на каторге. При вынесении приговора никто, кроме Крестьянкина, не учел обстоятельства, приведшие к такому преступлению.

    Крестьцы

    Отцу тяжело отпускать юных отпрысков, но он считает это необходимостью, давая наставления, как правильно поступать в той или иной ситуации. Долго слушают сыновья эту речь, произносимую с чувством сильной тревоги за них. Наконец, пришло время расставаться. Юноши громко рыдали, сев в повозку, а старец стал на колени и стал горячо молиться Господу о том, чтобы Он сохранил их и укрепил в путях добродетели.

    Яжелбицы

    Валдаи

    Валдаи – городок, который населен еще при царе Алексее Михайловиче пленными поляками, где разрумяненные девки без стыда предаются разврату, увлекая в сети любовных утех путешественников. Рассказчик, описав здешние нравы, с болью в сердце расстается с этим чрезвычайно распутным городом.

    Едрово

    Доехав до города Едрово, рассказчик увидел толпу из тридцати женщин. От его взора не ускользнула их привлекательность, но растревожили мысли о безрадостном будущем этих красавиц-крестьянок.

    Вдруг герой повести встретился с одной из них по дороге и решил завести беседу. Анна – так звали девушку – сначала настороженно отвечала на его вопросы, думая, что проезжий, подобно другим, желает зла, но увидев, что незнакомец к ней расположен, сильно удивилась, ведь не привыкла к вежливому обращению. Наконец, поверив в искренние намерения путника, она разоткровенничалась и рассказала свою грустную историю. Оказалось, что отец Аннушки недавно умер, и осталась она с мамой и маленькой сестричкой. У девушки есть жених Ваня, но выйти замуж за него не представляется возможным до тех пор, пока не будет внесен выкуп – сто рублей. Тогда рассказчик принимает решение помочь молодой паре. Он просит Аню повести его к своей матери, но, зайдя к ним в дом, видит Ивана. Оказывается, в выкупе уже нет нужды, потому что отец жениха решил отпустить его, и в воскресенье ожидается свадьба. Как ни пытался новый знакомый Анны дать деньги на нужды будущей семьи, от него ничего не приняли.

    Рассказчик восхищается целомудрием крестьянской девушки и размышляет об этом по дороге в Хотилов – следующий город.

    Хотилов (проект в будущем)

    Вышний Волчок

    Выдропуск

    Торжок

    Здесь рассказчика встречает человек, который хочет добиться права на свободное в городе книгопечатание, свободное от цензуры, и в связи с этим посылает прошение. Он возмущен тем, что цензура вредит свободомыслию, и высказывает прямо: необходимо, чтобы писателей контролировало общество. Автор рассказывает также об истории возникновения цензуры.

    Медное

    По пути в Медное рассказчик снова и снова перечитывает бумаги своего друга. И, углубляясь в текст, видит вопиющую проблему: если разоряется какой-то помещик, его крестьян продают с торгов, и подневольные люди даже не могут знать, какая их ждет участь. Это великое зло.

    Тверь

    Автор вместе со своим приятелем рассуждают о том, что стихосложение задавили на корню, не дав ему вступить в силу. Они беседуют о поэзии и постепенно приходят к теме вольности. Друг рассказчика, который едет в Петербург просить об издании авторской книги стихотворений, читает отрывки из оды собственного сочинения с подобным названием.

    Городня

    В этом городе стояло рыдание, причиной которого был рекрутский набор. Льют слезы матери, жены, невесты. Один из крепостных парней уходит в армию, вынужденный оставить маму одну; девушка, его невеста, тоже плачет, не желая расставаться с женихом, ведь им не дали даже обвенчаться. Слыша их вопль, парень пытается утешить любимых сердцу людей. И лишь один человек лет тридцати по имени Иван радуется такой перемене обстоятельств. Он подневольный своей барыни, и надеется, что армия станет освобождением от тяжкого гнета властной и жестокой повелительницы, принуждавшей насильно жениться на беременной горничной.

    Завидово

    Пешки

    По окончании путешествия странник зашел в одну избу, желая пообедать. Увидев, что гость кладет в кофе сахар, бедная крестьянка попросила дать немного этого лакомства ребенку. Они разговорились, и несчастная стала сокрушаться о том, что хлеб, который они едят состоит из трех четвертей мякины и одной части не сеянной муки. Путника поразила крайне бедная обстановка жилища женщины: стены, покрытые сажей, деревянная чашка и кружки, называемые тарелками. Увы, в такой нищете жили те, чьим потом и кровью добывался боярам белый хлеб. Герой повести возмущен происходящим и говорит, что их злодеяния видит Справедливый Небесный Судья, который нелицеприятен.

    Черная грязь

    И наконец, путник стал свидетелем свадьбы, но весьма необычной, потому что вступающие в брак были очень унылыми и безрадостными. Почему так происходило? Почему молодожены, хотя и ненавидели друг друга, вынуждены были заключать союз? Потому что делалось это не по их воле, а по прихоти тех же дворян.

    Слово о Ломоносове

    Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях… Александр Радищев

    Человек рождённый с нежными чувствами одарённый сильным воображением, побуждаемый любочестием, изторгается из среды народныя. Восходит на лобное место. Все взоры на него стремятся, все ожидают с нетерпением его произречения. Его же ожидает плескание рук или посмеяние горшее самыя смерти. Как можно быть ему посредственным? Таков был Демосфен, таков был Цицерон; таков был Пит; таковы ныне Бурк, Фокс, Мирабо, и другие. Правила их речи почерпаемы в обстоятельствах, сладость изречения в их чувствах, сила доводов в их остроумии…

    Тако и Ломоносов действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразныя отверзал общему уму стези на познании. Повлекши его за собою во след, разплетая запутанный язык на велеречие и благогласие, неоставил его при тощем без мыслей източнике словесности. Воображению вещал: лети в безпредельность мечтаний и возможности, собери яркие цветы одушевленнаго, и вождаяся вкусом украшай оными самую неосязательность…

    Анализ произведения Радищева

    Произведение Александра Радищева популярным стало “Путешествия из Петербурга в Москву”. Роман написан многообразными стилями (художественным, научным, публицистическим), что выделяет среди других произведений. Автор дает читателю проанализировать каждое событие, каждый факт и сделать вывод, к которому подталкивает писатель.Странник ведет собственные наблюдения, встречает людей в этом путешествии, ездит по многообразным городкам и поселкам. Также описано много маленьких фрагментов, которые соединяются по географическому принципу. Главной темой здесь автор показывает положение крестьян в те времена, путешественник наблюдает за тяжелой жизнью христиан.


    “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищев

    Путешественник видит, как мужчина хоронит старшего сына и корит себя за то, что не дал сыну с рождения здоровья. Герой переживает, не наделил ли собственных детей какими либо болезнями, ведь в юности мужчина вел распутную жизнь.Когда повесть дошла до Екатерины 2, то Радищева обвинили. Императрица издала указ, которым приговорила автора романа к смертной казни, но потом наказание было смягчено и заменено на десятилетнюю ссылку. Роман запретили и уничтожили.

    Читайте также: