Школа караковского историческая справка

Обновлено: 05.07.2024

Родился 14 февраля 1932 года в Свердловске;
Окончил Челябинский педагогический институт в 1953
году. Начинает работать учителем литературы и
русского языка средней школы;
В 1962 году Владимира Абрамовича назначили на
должность директора школы № 1 им. Ф. Энгельса;
В 1988—1991 годах председатель всероссийского
совета по народному образованию;
В 2006 году В. А. Караковский стал почетным доктором
Челябинского педагогического института.
В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора
и работает в школе № 825 на должности заместителя
директора по науке

4. Труды:

В.И. Даль определяет понятие "сопровождение" как
действие по глаголу "сопровождать" - "провожать,
идти вместе с кем-либо для проводов".
Соответственно "сопроводитель", тот, кто
сопровождает,
- проводник, провожатый.
Социально-педагогическое
сопровождение – это система
профессиональной деятельности,
направленная на создание
условий для успешного обучения,
развития и социализации
ребенка

Психолого-педагогическое сопровождение на
современном этапе является не просто суммой
разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но выступает как
комплексная технология, особая культура
поддержки
и помощи ребенку
в решении задач
развития,
обучения,
воспитания
и социализации

7. Воспитательная система В. А. Караковского

В.А.Караковский стал применять методику
коллективного творческого воспитания
(коммунарскую методику).
Воспитательная система, созданная в
школе совместными усилиями педагогов,
учащихся и их родителей, ориентирована
на ценности практического гуманизма и
предоставляет уникальные возможности
для личностного роста и творческой
самореализации детей и взрослых

8. Воспитательная система В. А. Караковского

Ведущей идеей является
ориентация на личность
школьника, его интересы
и способности.
Определяющую роль в
комплексе идей играет
педагогическая концепция
коллектива

9. Этапы становления системы

1.(1977—1981) — была проведена диагностика
педагогического и ученического коллективов, их
деятельности, взаимоотношений школы с социумом.
2.(1981—1986) — происходит стабилизация системы,
чётко оформляются её структурные компоненты,
были созданы органы самоуправления.
3.(1986—1988) — развитие воспитательной системы.
Решения противоречий между учебной и внеучебной
деятельностью посредством изменения ведущих
видов деятельности.
4.(с 1991 года) — отработка дальнейших перспективных
направлений развития воспитательной системы

10. Воспитательная система В. А. Караковского

Школьный коллектив
Самоуправление в школьном коллективе
Взаимоотношения
Функция воспитательной системы
Санкции

11. Школьный коллектив

Характерно отчетливое чувство "мы"
Стиль отношений взрослых и детей строится на
демократичности, сотрудничестве, общей
заинтересованности
Непременные черты каждого ключевого дела коллективная разработка, планирование,
проведение и анализ результатов. На всех
этапах взрослые и дети выступают вместе, как
равные партнеры, что создает атмосферу
общей увлеченности и ответственности

12. Школьный коллектив

Постоянная интеграция педагогических воздействий,
высокий уровень неформальных межличностных
отношений (от всех к каждому), гуманные
отношения - это основа воспитания личности
Большую роль играют:
ситуация выбора,
достаточная степень свободы,
многовариативность различных
видов деятельности,

13. Самоуправление в школьном коллективе

Виды самоуправленческой деятельности:
участие в планировании, разработке, проведении и
анализе ключевых дел школьного коллектива;
участие в работе педсовета;
работа в постоянных и временных органах
самоуправления;
выполнение коллективных, групповых и
индивидуальных поручений;
дежурство по школе, классу, спецпосту;
деятельность советов классов;
деятельность дежурных командиров (ДК);
участие в работе лагерных сборов;
работа педклассов

14. Взаимоотношения

15. Взаимоотношения

Отличительной чертой отношений между
педагогами и школьниками в воспитательной
системе школы является то, что в этой сфере
почти всегда возникают личные дружеские связи

16. Функции воспитательной системы

Главным функциональным узлом
системы является весенний
коммунарский сбор, который
проводится во время весенних каникул.
Внешне трехдневный сбор
представляет собой комплекс
коллективно-творческих дел,
проводимых в условиях высокой
интенсивности, с обязательным
выездом участников за пределы города

17. Коммунарский сбор

В его состав в разнообразном виде входят и
искусство, и труд, и общение, и различные
формы досуговой деятельности;
Главным на сборе выступает не творческая
деятельность, а особая
психологическая атмосфера, специфический
способ общения;
Отвечает фундаментальным духовным
потребностям человека

18. Воспитательная система В. А. Караковского

19. Воспитательная система В. А. Караковского

В методах воспитания преобладают
подходы:
1.
2.
3.
4.
Диалог
Групповая дискуссия
Метод педагогической ситуации
Создание условий для
самореализации личности

20. Санкции

Используется лишь одно наказание, как для
учителей, так и для учеников - моральное,
негласное осуждение. Человек,
допускающий в своем поведении
отклонение от ценностей школы: с ним
меньше общаются эмоциональные
лидеры коллектива, на него меньше
обращают внимания

21. Выводы

обязательное создание внутришкольного коллектива;
присутствие элементов самоуправления внутри него;
внедрение коммунарской методики, основной целью
которой являлась подготовка к коллективной работе;
Развитие у ребенка адаптации к
различным жизненным ситуациям

…Из всех показателей оценки школы
главным следует считать самочувствие в
ней человека. Школа хороша, если в ней
хорошо каждому ребенку и взрослому…
В.А. Караковский

Школа № 825 была основана в 1970 г., в 1977 г. с приходом нового директора В. А. Караковского здесь началось создание гу­манистической воспитательной системы (ориентация на лич­ность), которая в своем становлении и развитии прошла несколь­ко этапов.

Второй этап (1981 — 1986) характеризовался стабилизацией системы, четко оформлялись ее структурные компоненты, были созданы органы самоуправления. При этом главной ценностью считалась личность школьника, ее интересы и способности. По­высились качество успеваемости и уровень воспитанности уча­щихся. Внутри педагогического коллектива изменился стиль отно­шений, его стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Коллективная творческая деятельность приобрела господствующий характер. Однако в этот период появились про­тиворечия между учебной и внеучебной деятельностью, поставив­шие перед коллективом ряд новых задач, направленных на изме­нение ведущих видов деятельности, ее сущностных основ, — это и явилось основным содержанием третьего этапа развития ВС (1986-1988).

Следующим, четвертым, этапом формирования воспи­тательной системы стала отработка перспективных направлений дальнейшего ее развития. Вместе с тем широкомасштабные изме­нения в обществе, начавшиеся в 1991 г., привели к коренным преобразованиям в образовательной сфере. Провозглашенные принципы демократизации и гуманизации потребовали от педа­гогического коллектива внесения корректив во все структурные компоненты системы от цели до результата. В основу содержания

воспитательной работы были положены общезначимые ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Зем­ля. Гуманные отношения стали главным механизмом воспитания личности. В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора и ситуации успеха. В методах вос­питания стали преобладать диалог, групповая дискуссия, метод создания педагогической ситуации, условий для самореализации личности.




ственных качеств личности, воспитание познавательной активности и самостоятельности, коммуникативных умений на основе индивидуальных интересов и способностей.

Организация коллективной познавательной деятельности включает следующие основные направления: создание широкого учебного актива, четкое управление совместной деятельностью, овладение методикой различных форм организации КПД.

Учебный актив выполняет разнообразные функции, напри­мер, ассистентов учителя на уроках и на внеклассных мероприя­тиях, лаборантов на практических занятиях, консультантов по предметам, оформителей учебных кабинетов и др. Коллективная познавательная деятельность осуществляется в различных формах: устный журнал, защита проекта, общественный смотр знаний и др. Работа в группах на уроках включает в себя элементы фрон­тальной и индивидуальной работы. Группы формируются из 4—6 человек, в них входят учащиеся с различным уровнем подготов­ленности. При формировании групп учитываются интересы и же­лания учащихся.

Как важнейшее условие воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забо­та) и духовных (уважение, ответственность, требовательность).

Подобную воспитательную систему представляет гимназия № 56 Санкт-Петербурга. Началом создания ВС школы является 1989 г.

В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, престижной школы Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

Школа диалога культур

Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, является стержневой и оригинальной в учебно-воспитательной системе школы

диалога культур. Ее основателем является С. Курганов.

B.C.Библер определил основные положения установки на н вый тип образования в школе диалога культур.

В-третьих, весь процесс обучения в школе строится в первую очередь не на усвоении дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, а на целенаправленном спиральном во вращении мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения и воспитания в школе диалога культур. Вообще, истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопрос: как возможно это бытие, откуда взялись такие необъяснимые явления, как число, слово, сознание своего Я?

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Поэтому учащиеся должны не заучивать правила, а заниматься поиском, исследование! В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как наследницу

предыдущих культур, где в каждой идее, слове, образе происходит диалог разных пред­ставлений, эпох, народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, идеи, каче­ства и взаимоотношения.

Анализируя процесс воспитания в данном типе школ, мы рас­сматриваем воспитание как процесс культуроемкого развития личности и поэтому обращаем особое внимание на отражение вопросов культуры в образовательном процессе.

В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания обра­зования в школе диалога культур.

III-IV классы. Античная культура, по сути дела, единый предмет изучения в этих классах. Такие античные науки, как ис­тория, математика, механика, а также искусство и мифология образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

V —VI классы. Культура Средневековья. Общее построение курса аналогично обучению в III — IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Вместе с тем нельзя превращать уроки в V—VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековому голосу диало­гического разумения необходима особая активность (и тактич­ность) культурного и школьного преобразования конфессиональ­ных реалий.

VII—VIII классы. Культура Нового времени (XVII —XIX в.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между

нововременными классами и классами античности и средневековья) классические курсы обычных школьных занятий по реко­мендованным учебникам, соотнесенные с основными авторски­ми текстами — первоисточниками XVII —XIX вв.

Компьютерная и информационная революции, современная структура автоматического производства являются логическим за­вершением всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятель­ности, развитых в более ранних классах школы диалога культур.

XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпуск­ники школы диалога культур организуют диалоги между класса­ми, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы единых для всей школы дискуссий, изобретают методы общения и совместной деятельности.

Владимир Абрамович Караковский родился 14 февраля 1932 г. в Свердловске, был усыновлен учительской семьей. Мать Роза Петровна (подруга родной матери Владимира, умершей при родах) преподавала в школе литературу. Отец Абрам Залманович работал с детьми-беспризорниками, а в 1934 году был назначен директором школы №37 в Челябинске. В 1938 году (Володе тогда было всего 5 лет) Абрама Залмановича расстреляли. Мальчик много времени проводил в школе с мамой, что, вероятно, помогло ему определиться с выбором профессии − в 1953 году Владимир Абрамович окончил филологический факультет Челябинского педагогического института и начал работать учителем русского языка и литературы в мужской гимназии. Вот что он рассказывал о первых днях работы:

Предпосылки создания и основные принципы системы

Караковский не ограничивался найденными интуитивно приемами и продолжал учиться у опытных педагогов, в числе которых был В. Сухомлинский (его школу он посещал лично). В 1963 году Владимир Абрамович стал директором школы №1 им. Ф. Энгельса в Челябинске.

Незадолго до этого, в конце пятидесятых, в нашей стране начало зарождаться коммунарское движение, а в 1964-м его принципы были адаптированы Караковским для школы.

Коммунары никогда прежде не действовали на базе школы. Их привычной средой были пионерские лагеря, кружки, дома пионеров, а в более поздние годы – коммуна им. А. С. Макаренко на базе ЛГПИ им. А. И. Герцена. Караковский решил привнести этот опыт в школу. Эксперимент неизбежно приводил к появлению новой воспитательной системы.

На практике коммунарский сбор представлял собой интенсивный комплекс коллективных творческих дел. Это были различные конкурсы, юмористические мини-спектакли, спортивные соревнования. Издавалась сборовская газета. Общим был ряд характерных черт: коллективная деятельность всего отряда, творческая составляющая всех мероприятий, акцент на важности поставленной цели, а по завершении – анализ дела, в котором принимали участие все его участники.

Важными коммунарскими символами стали знамя, красные галстуки с голубой каймой и деревянная бригантина, вокруг которой, положив друг другу руки на плечи, сборовцы пели песни. Открытие и закрытие сбора проходили в торжественной обстановке, а расставаясь, коммунары с трудом сдерживали эмоции. Идеальный мир сбора становился их духовной потребностью.

Презентация на тему: " Школа А.В.Караковского Выполнили: Вагина Настя, Подножкина Наташа, Амосов Андрей, Покручина Лиза Школа А.В.Караковского Выполнили: Вагина Настя, Подножкина." — Транскрипт:

1 Школа А.В.Караковского Выполнили: Вагина Настя, Подножкина Наташа, Амосов Андрей, Покручина Лиза Школа А.В.Караковского Выполнили: Вагина Настя, Подножкина Наташа, Амосов Андрей, Покручина Лиза

2 Владимир Абрамович Караковский советский и российский педагог. Народный учитель СССР

3 Биографическая справка Родился 14 февраля 1932 года в Свердловске; Окончил Челябинский педагогический институт в 1953 году. Начинает работать учителем литературы и русского языка средней школы; В 1962 году Владимира Абрамовича назначили на должность директора школы 1 им. Ф. Энгельса; В годах председатель всероссийского совета по народному образованию; В 2006 году В. А. Караковский стал почетным доктором Челябинского педагогического института. В 2011 году В. А. Караковский ушёл с поста директора и работает в школе 825 на должности заместителя директора по науке

4 Воспитательная система В. А. Караковского коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). В.А.Караковский стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Воспитательная система, созданная в школе совместными усилиями педагогов, учащихся и их родителей, ориентирована на ценности практического гуманизма и предоставляет уникальные возможности для личностного роста и творческой самореализации детей и взрослых

5 Воспитательная система В. А. Караковского Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива

6 Воспитательная система В. А. Караковского Школьный коллектив Самоуправление в школьном коллективе Взаимоотношения Функция воспитательной системы Санкции

7 Школьный коллектив "мы" Характерно отчетливое чувство "мы" Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности Непременные черты каждого ключевого дела - коллективная разработка, планирование, проведение и анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равные партнеры, что создает атмосферу общей увлеченности и ответственности

8 Школьный коллектив Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений (от всех к каждому), гуманные отношения - это основа воспитания личности Большую роль играют: ситуация выбора, достаточная степень свободы, многовариативность различных видов деятельности,

9 Самоуправление в школьном коллективе Виды самоуправленческой деятельности: участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива; участие в работе педсовета; работа в постоянных и временных органах самоуправления; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; дежурство по школе, классу, спец посту; деятельность советов классов; деятельность дежурных командиров (ДК); участие в работе лагерных сборов; работа подклассов

10 Взаимоотношения Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи

11 Функции воспитательной системы весенний коммунарский сбор Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Внешне трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно- творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города

12 Коммунарский сбор В его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности; Главным на сборе выступает не творческая особая деятельность, а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения; Отвечает фундаментальным духовным Отвечает фундаментальным духовным потребностям человека традиция

14 Воспитательная система В. А. Караковского В методах воспитания преобладают подходы: 1. Диалог 2. Групповая дискуссия 3. Метод педагогической ситуации 4. Создание условий для самореализации личности

15 Санкции Используется лишь одно наказание, как для учителей, так и для учеников - моральное, негласное осуждение. Человек, допускающий в своем поведении отклонение от ценностей школы: с ним меньше общаются эмоциональные лидеры коллектива, на него меньше обращают внимания

16 Выводы обязательное создание внутришкольного коллектива; присутствие элементов самоуправления внутри него; внедрение коммунарской методики, основной целью которой являлась подготовка к коллективной работе; Развитие у ребенка адаптации к различным жизненным ситуациям

17 … Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому… В.А. Караковский В.А. Караковский

18 Список литературы - педагоги-новаторы, Система В.А.Караковского – В.А. Караковский Караковский В.А. Директор-учитель-ученик. - М.: Знание, 1982 Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.,1992 Караковский В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. - М., 1978

Читайте также: