Сладков весенние ручьи краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

3. Осуществить связь содержания уроков чтения с другими предметами.

ВложениеРазмер
urok_chteniya.doc 66.41 КБ

Предварительный просмотр:

Весенние ручьи говорят, говорят.

У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём.

Сидел я на пне у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

Перебрался я к полевому ручью. Слышу, и полевой поёт:

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят.

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать − сядь у речки на бережок.

Может, чего и услышишь.

Вопросы и задания к тексту

1. Где и когда произошла эта история.

2. Что удивительного заметил герой в весеннем лесу.

3. Почему весной всюду бегут ручьи?

4. Определи порядок микротем в тексте (микротема-малая тема в произведении):

_ Я перебрался к полевому ручью .

_ Бегут, торопятся разные ручьи в речку.

_ Все следы растаяли.

_ Я сидел на пне у лесного ручья.

6. Какие чувства испытывает автор,когда описывает жизнь природы весной. Докажи текстом.

7. Выбери фразу,которая отражает главную мысль автора. Обоснуй свой выбор.

У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём.

Сидел я на пне у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

Перебрался я к полевому ручью. Слышу, и полевой поёт:

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят.

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать − сядь у речки на бережок.

Может, чего и услышишь.

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый − альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Мороз на дворе, особый мороз, весенний. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце − горит. С зелёных осин капель, но капельки не долетают до земли: замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне деревьев вода блестит, теневая затянута матовой коркой льда.

Отчего на душе светло и радостно? От весны, конечно! Лири­че­ские мини­а­тюры Нико­лая Слад­кова, Эду­арда Шима, Алек­сандра Кре­стин­ского рас­кры­вают изу­ми­тель­ные по своей пре­ле­сти мелочи весен­него пре­об­ра­же­ния при­роды. Давайте пона­блю­даем, как герои рас­ска­зов для детей ждут запро­па­стив­шу­юся весну и насла­жда­ются тёп­лым солнышком.

Н. Сладков “Ручей”

Всю зиму спал ручей под двумя тёп­лыми оде­я­лами – сне­го­вым и ледя­ным. А при­шла весна – оде­яла долой и бегом лес­ную речку будить. Лечь бы сей­час на воду, опу­стить лицо с мас­кой вниз и вдо­гон за ним. Поне­сёт тебя ручей прямо в речку. И по пути всю его водя­ную дорожку увидишь.

5 - Весенние радости: читаем вместе с детьми миниатюры о весне

Сперва пока­жется, что не вода тебя несёт, а дно под тобой, словно пёст­рая лента, назад несётся! То оно опус­ка­ется в глу­бину, в тем­ноту, то стре­ми­тельно всплы­вает и при­бли­жа­ется, и вот уже раз­но­цвет­ные камешки у самого носа бле­стят и мель­те­шат. За камеш­ками свет­лый песок, тём­ный пух­лый ил, набух­шие лох­мо­тья уто­нув­шей коры, коряги, сучья, листья. Пят­ни­стые тол­стые корни кув­ши­нок, похо­жие на уда­вов. Камень из воды высу­нулся, как лысина водя­ного, вокруг шеи кру­жев­ной ворот­ник из пены.

А ручей уже не жур­чит, а вовсю шумит, буль­кает, гре­мит и пле­тёт. Сон­ную речку будит. Брыз­жет, щеко­чет тёп­лыми стру­ями. Про­сы­пайся, речка, весна при­шла! Сбра­сы­вай зим­ние оде­яла – сне­го­вое и ледя­ное. И дальше беги, буди озеро!

Э. Шим ” Солнечная капля”

С крыши, с про­зрач­ных сосу­лек падают вниз капли. Они вспы­хи­вают под солн­цем, пере­ли­ва­ются крас­ными, синими, жёл­тыми огоньками.

Кажется, что не холод­ная вода капает, а летят горя­чие сол­неч­ные брызги.

Воро­бьи иску­па­лись в этих брыз­гах и затре­щали, заго­ло­сили по-весен­нему радостно.

Белый петух напился из сол­неч­ной лужицы – трях­нул греб­нем, кры­льями зачер­тил, как лес­ной заби­яка тетерев.

Я выбе­жал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я выте­реть глаз –и вдруг замер. На какой-то миг, пока я смот­рел сквозь каплю, всё кру­гом изме­ни­лось: заси­яло, засвер­кало, затре­пе­тало радуж­ными огнями…

И небо, и землю, и снеж­ные поля – весь мир осве­тила и зажгла кро­хот­ная сол­неч­ная капля.

В. Бахревский “Горячее солнце”

Уже и март закан­чи­вался, а зимы не убы­вало, морозы день ото дня ещё и сви­ре­пели. Снегу напа­дало, по мостам только и дога­да­ешься –да ведь тут река.

В эту сту­дё­ную пору в Ваню­шино сердце закра­лась тихая, как мышо­нок, мысль: а вдруг не будет весны? Ведь даже на юге, на далё­ком юге, земля под сне­гом. По теле­ви­зору каж­дый день ново­сти: вино­град­ник засы­пало, снег на паль­мах. Но чем суро­вее были морозы, гуще сне­го­пады, тем всё при­сталь­нее вгля­ды­вался Ванюша в мир: ну где же ты, весна?

Одна­жды за ночь затя­нуло небо обла­ками, да такими некра­си­выми, что хоть не смотри. Будто кто изо­дран­ное ват­ное оде­яло выбро­сил. Совсем стало скучно на земле, Ванюша сидел дома, сидел, да и вон за порог – сыс­кать запро­па­стив­шу­юся весну.

На земле снег, на дере­вьях снег, и на небе бело. Опу­стил Ванюша глаза, но когда он их опус­кал, ему вроде бы что-то пого­лу­бело. Вски­нулся, а среди небес­ной ваты – про­реха. Всего-то с фор­точку. Но уж такой оттуда ясью, таким жаром голу­бым полых­нуло, что Ванюша зажму­рился. А когда открыл глаза – в полы­нье сто­яло солнце.

– Весна! – закри­чал Ванюша без страха спуг­нуть при­ше­лицу. Такое солнце от сво­его не отступится.

Э. Лукьянова “Как весна пришла”

Сидел Николка на окошке и смот­рел на улицу. На улице было холодно, мела метель, рыс­кал ветер.

Вдруг сол­нышко выгля­нуло, и всё вокруг потеп­лело, посвет­лело. Ветер стих, и метель успо­ко­и­лась. Воро­бей сел на ветку прямо напро­тив окошка и стал при­ни­мать сол­неч­ные ванны. А сам во всё горло распевает:

–Жив я, жив! А я жив, жив!

Николка даже засмеялся:

–Вот так воро­бей! Вот так молодец!

25 - Весенние радости: читаем вместе с детьми миниатюры о весне

Вдруг смот­рит Николка, летит мимо что-то малень­кое и бле­стя­щее, за ним ещё и ещё… При­гля­делся он, а это капельки. Камелька за капель­кой летит.

Капельки в снег падают и пото­рап­ли­вают его:

А сол­нышко с неба сме­ётся, и от этого снегу жарко ста­но­вится, он тает. Капельки соби­ра­ются вме­сте, и бегут куда глаза гля­дят, и кричат:

Много их, капе­лек, соби­ра­ется – целый ручеёк. А ручеёк уже быст­рее мчится, и буль­кает, и приговаривает:

– Льюсь! Льюсь! Льюсь!

Рядом дру­гой ручеёк спе­шит, за ним третий…

Вот так, пока Николка на окне сидел, весна пришла.

А. Крестинский “На переломе”

Заметь: у каж­дого семечка есть остриё. Семечко, точно нако­неч­ник копья, прон­зает вес­ной землю.

…Ещё снег лежит местами в тени и даже на солнце, но там, где он уже сошёл, про­ко­лоли землю ост­рые копьеца: жёл­тые – нар­цис­сов, тёмно-крас­ные – тюль­па­нов. Им теперь всё нипо­чем – утрен­ний замо­ро­зок, вечер­ний… И снег – тоже нипо­чем, если пова­лит вдруг ни с того ни с сего из про­хо­жей тучки на пере­ломе от зимы к весне.

А вчера в даль­нем углу сада снег истон­чал, осел, и тот­час про­било его что-то жгу­чее, нестер­пимо яркое. В счи­тан­ные часы вырвался пожа­ром из-под земли куст ревеня: жел­тый, лило­вый, алый.

А земля, что родила такое чудо, – земля тёмно-бурая, гли­ни­стая, ком­ка­стая, неприметная.

Матери все­гда вот так: детей наря­жают, когда из дому выво­дят, а сами – как-нибудь…

Н. Сладков “Лесной гребешок”

Что ни куст густой, то гре­бе­шок лес­ной. И ни одного неряху линю­чего гре­бе­шок не про­пу­стит, непре­менно при­че­шет. Лиса ли, мед­ведь ли, заяц – ему всё равно. Всех рас­чё­сы­вает, при­чё­сы­вает, при­гла­жи­вает. С зайца – белый клок, с лисы – рыжий пук, с мед­ведя – бурые космы.

Иной куст, самый густой да колю­чий – шипов­ник или боярыш­ник! – сам за весну ста­нет как зверь мох­на­тый. Шерсть на нём зве­ри­ная дыбом – даже подойти страшно!

Н. Сладков “Ящерица”

Кто ска­зал, что яще­рица про­тив­ная? Как только у него язык повер­нулся! Навер­ное, он яще­рицу нико­гда не видел.

Осо­бенно хороша яще­рица вес­ной, в празд­нич­ном весен­нем наряде. Щитки и чешуйки горят мала­хи­то­вой зеле­нью, от головы до хво­ста она в кру­жев­ных пят­ныш­ках и зави­туш­ках: строй­ная, быст­рая, лов­кая. Прямо ска­зоч­ная мала­хи­то­вая кра­са­вица. Уж если лягушки бывают царев­нами, то яще­рицы и подавно!

Известно, что яще­рица от недру­гов хво­стом отку­па­ется. Жалко, конечно, хвост: всё-таки свой был, а не чужой. Да и вид без хво­ста не такой моло­дец­кий. Так, бес­хво­стая яще­рица. И всё же лучше хво­ста лишиться, чем голову поте­рять. Хвост-то потом и новый вырастет…

Всю зиму яще­рицы спят в земле: око­че­не­лые, как нежи­вые. Но при­греет солнце, и яще­рицы проснутся. Выпол­зут на при­пёк, ото­гре­ются, нач­нут шур­шать в сухой про­шло­год­ней траве и листьях. И ста­нут мала­хи­то­выми кра­са­ви­цами –от головы до хвоста!

Н. Сладков “Шепчущие следы”

В свет­лых осин­ни­ках и оль­ша­ни­ках снег сошёл, палый лист сох­нет на солнце, скру­чи­ва­ясь в рулон­чики, свёр­ты­ва­ясь в кулёчки, сжи­ма­ясь в кулачки. Лист сухой, а земля под ним мок­рая. И про­ми­на­ется под ногой, как пла­сти­лин. Идёшь и вдав­ли­ва­ешь сапо­гом сухие листья в сырую землю.

Лось ли прой­дёт, чело­век ли –всё одно оста­вит следы, вда­вит лист в землю. Прой­дут, вда­леке стих­нут, а следы их зашеп­чутся. То лист при­мя­тый рас­пря­мится и сосед­ний заде­нет. То сте­бе­лёк высох­нет и рас­пря­мится. Раз­вя­жется тесё­мочка жёл­той травы. Или встрях­нётся сжа­тый в гар­мошку пучо­чек брусники.

Давно уша­гали из лесу лось и чело­век, где-то они уже далеко-далеко, а следы их всё шеп­чутся, шеп­чутся. Долго-долго…

Н. Сладков “По рога”

Ходили летом по грибы и по ягоды? Вес­ной можете отпра­виться… по рога! Лоси сбра­сы­вают зимой рога, они отва­ли­ва­ются у них, как сухие сучки от дерева. Ни к чему они им теперь – кон­чи­лись осен­ние поединки. Зачем всю зиму напрасно лиш­нюю тяжесть тас­кать? А к осени новые вырас­тут, ещё вет­ви­стее старых.

Сла­беют к зиме рога. Заде­нет лось рожи­щем за дерево – рог и отва­лится, в снег упа­дёт. Или на коря­вых суч­ках повис­нет. И вот вес­ной, когда стает снег, но ещё не под­ня­лась трава и на кустах не рас­кры­лись листья, можно такой сбро­шен­ный рог уви­деть. Идёшь, а он лежит… Све­жий, корич­не­вый, или ста­рый уже, выбе­лен­ный на солнце. А то и огры­зан­ный – пор­чен­ный мышами и белками.

Зато как обра­ду­ешься, когда най­дёшь целый рог! Огром­ный, бурый, мно­го­кон­цо­вый – как рас­то­пы­рен­ная ладонь. И тяжеленный!

Вот это рог так рог! Как его только лось на голове НОСИЛ, как шею себе не вывих­нул? И не жалко было такой в лесу бро­сать? А я его ни за что не брошу! Как-нибудь, а уж донесу. И на стенку дома повешу, чтобы всем видно было.


У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, а другой звонко кричит. И каждый о своём.

Сидел я на пне у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

Перебрался я к полевому ручью. Слышу, и полевой поёт:

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят…

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать – сядь у речки на бережок.

Может, чего и услышишь.

Первые

Закапало с сосулькиных носов. Холодное небо залила тёмная солнечная дымка.

Каждую весну я с изумлением слежу за великим переселением птиц с юга. Мчат над головой быстрые кулики. Совсем недавно бегали они по отмелям тропических рек, кося глазком на зубастых крокодилов. Летят журавли, – может, на перьях их ещё сохранилась пыль берегов Нила.

Все спешат туда, где сами выклюнулись из яйца и впервые увидели синее небо и зелёную землю.

Удивительное это дело – перелёт птиц!

Но ещё больше изумляют первые.

Капают сосулькины простуженные носы. По ночам ещё позванивает мороз. Только крошечные проталинки наклюнулись на белых холмах, а первые уже тут.

Лиловые тучи приподнялись над горизонтом и открыли оранжевую полоску зари. В оранжевую щель со свистом ворвался вихрь; зазвенела на ветру упругая жёлтая стерня. На чёрной маслянистой пашне вспыхнули от зари лужи, будто в подземных окнах включили свет.

На север, борясь с вихрем, мелькая белым брюшком, пролетела первая ласточка.

Захлёбываюсь ветром. Ветер заливает рот, нос, глаза и уши. Тону в ветре, как тонут в бурной горной реке. Цепляюсь за жёсткие стебли травы, прячу голову за камень. Под камнем лисья нора – пахнет сырой землёй и зверем. Неглубоко в норе птичка – горный конёк. Конёк спасается от бури. Это первый конёк. Так и лежим рядом – человек и птичка. Слушаем, как обрушиваются на скалы тяжёлые валы ветра.

На белую степь смотреть нельзя. Снег занастился и полыхает на солнце литым стеклом. Редко-редко чёрные точки – первые проталинки. В полдень над проталинками струится парок. И, как рождённая из пара, поднимается вверх на трепещущих крыльях птица. Льётся над снежной степью ее ветряная песенка. Это первый жаворонок.

На много дней полёта впереди своих стай, терпя голод и холод, страстно рвутся вперёд первые вестники весны – первые птицы.

И захотелось мне узнать, какие же они, эти первые? Чем они отличаются от остальных? Что это за птицы, которые наперекор всем невзгодам обогнали свои стаи и летят впереди?

Может, эти птицы больше ростом, сильней? Может, у них теплее перо и гуще пух? Может, крепче у них клювы и ноги? Или окраской они отличаются от всех других?

Я стал наблюдать.

Я находил их замёрзшими. Ловил обессиленных. Уж очень хотелось узнать тайну первых.

Подробно разглядывал я этих птиц. Ощупывал крылья, дул под перо, измерял, описывал окраску. И потом сравнивал.

Нет, ничем эти первые внешне не отличались от всех других. Такое же перо, та же окраска, те же размеры крыльев и клюва. Желудок только чаще бывал пуст. Да кожа под пером синеватая, без жира.

Так и не разгадал я тайну первых. Так и не узнал, чем отличаются передовые от летящих позади. По виду они совсем такие же.

Значит, различие у них не снаружи, а внутри. Что ж, это очень похоже на истину. Пожалуй, это так и должно быть. У всех первых что-то особое внутри, а не снаружи.

Только вот – что?

Зачем птицы возвращаются на север?


Что за птичка – горный конёк? Почему он не побоялся спрятаться в норе?

Горный конёк мог спрятаться в норе, потому что не боится замкнутого пространства. Своё гнездо он часто устраивает в щели между камнями.


Горный конёк живёт в тундре (вплоть до зоны вечной мерзлоты), на скалистых морских побережьях и на высокогорных лугах

А сейчас эту тайну разгадали?

Действительно, весенний прилёт птиц проходит волнами. Сначала одна волна пернатых, потом – вторая, третья… Дело в том, что места зимовок отстоят от мест гнездования на разные расстояния. Например, одни чёрные дрозды зимуют в Крыму, а другие – в Турции. Кому из них ближе долететь до подмосковных лесов? Конечно, тем, которые зиму проводили в Крыму.


О чём пела сорока

Пригрелась сорока на мартовском солнце, глаза прижмурила, разомлела – даже крылышки приспустила.

Сидела сорока и думала. Только вот о чём она думала? Поди угадай, если она птица, а ты человек!

Будь я на её птичьем месте, я бы сейчас вот о чём думал. Дремал бы я на припёке и вспоминал бы прошедшую зиму. Метели вспоминал, морозы. Вспомнил бы, как ветер меня, сороку, над лесом бросал, как под перо задувал и крылья заламывал. Как в студёные ночи мороз стрелял, как стыли ноги и как пар от дыхания сединой покрывал чёрное перо.

Как прыгал я, сорока, по заборам, со страхом и надеждой заглядывал в окно: не выбросят ли в форточку селёдочную голову или корку хлеба?

Вспоминал бы и радовался: зима позади и я, сорока, жив! Жив и вот на ёлке сижу, на солнце нежусь! Зиму отзимовал, весну встречаю. Длинные сытые дни и короткие тёплые ночи. Всё тёмное и тяжёлое позади, всё радостное и светлое – впереди. Нет времени лучше, чем весна! Время ли сейчас дремать да носом клевать? Будь я сорокой, я бы запел!

Но тсс! Сорока-то на ёлке поёт!

конец ознакомительного фрагмента

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Читайте также: