Сколько стоит сделать онлайн школу

Обновлено: 05.07.2024

Есть 3 пути запуска онлайн-школы, которые имеют свои плюсы и минусы. (На самом деле данная схема работает для любого стартапа или предпринимательского продукта: картины, открытки, торты, мебель на заказ, детские игрушки, экскурсии и пр.).

Дисклеймер: Для продаж продукта важно быть экспертом в своей теме, обладать достаточным опытом, коммуникативными и ораторскими навыками, навыками работы с аудиторией. Онлайн-курс — это не быстрый заработок для всех, это формат упаковки ваших знаний и опыта в форме продукта, в котором вы уверены на 100% и за который несете ответственность, который вы любите в конце концов

1. Дорогостоящий.

0) Создание юрлица и его обслуживание

б) Структура и контент курса

в) Запись и монтаж курса

г) Оплата платформы для обучения

д) Создание сайта

е) Вложение в рекламу и сообщество

ж) Промокампания на потенциальных клиентов

з) Прочие сопутствующие расходы

Итого затраты до того, как вы получите первые деньги:

А) На запись видео:

Студия и съемка, монтаж, титры, музыка, заставка, макияж, ассистент, одежда — около 30000 рублей

Б) Оплата платформы обучения — 24 000 рублей в год за GetCourse (4000 рублей в месяц). В нем есть и функционал создания лендингов, и отправка емейлов.

В) Сайт — от 15 000 рублей + 5-7 тысяч рублей в месяц услуги дизайнера (презентация, логотип, чек-лист, майна-мэп, картинки для соц.сетей и пр.) + мелкие оплаты до 3000 рублей (хостинг сайта, доменное имя)

Г) Лендинг — от 7 до 25 тысяч рублей (за дизайн и сборку 1 лендинга)

Д) Pruffme для вебинаров — от 1 до 2.4 тысячи рублей

Е) Реклама: от 5000 р. за 1 соц.сеть/ канал. В среднем 20 тысяч рублей на старте.

Ж) Ведение ИП — от 28000 р в год на взносы + открытие счета и оплата его расходов (от 0 за первый год до 2500 рублей в год)

И) Консультации финансового советника — от 5000 рублей за консультацию

К) Сотрудник-маркетолог — от 15 000 рублей в месяц (настройка рекламы, писем, посты в соц.сетях).

Не забудьте вычесть из доходов:

— эквайринг на прием платежей онлайн — от 2,5% от суммы оплат.

— налоги (подробнее на этом у финансовых консультантов).

Итого: от 132 тысяч рублей за 1-2 месяца предстартовой работы, когда мы еще не получили деньги от клиента.

Могут быть дополнительные затраты, если вы не готовы сами писать статьи, посты, заниматься продвижением. Тогда потребуется продюсер (а их на рынке практически нет или они стоят дорого) или штат (копирайтер, технарь, маркетолог высокого уровня, который сам может ставить задачи и выполнять).

Для тех, кто обладает этой суммой и не боится потерять в случае, если продукт будет не востребован, то можно сначала сделать, а потом продавать.

Плюс вы не застрахованы от того, что продукт не найдет своего массового покупателя и придется что-то переделать, переосмыслить, переупаковать.

Но можно ли начать свой бизнес по созданию школы без затрат? И да, и нет. Конечно, время — это тоже деньги. Но если у вас пока есть основная работа, которая кормит, то свободное время можно потратить на новый проект. Это и будет ваша оплата.

2. Давайте рассмотрим бюджетный вариант.

1. Вы создаете сообщество с нужной целевой аудиторией, делитесь, общаетесь, инициируете обсуждение. Смотрите на реакцию подписчиков на отдельные темы (что вызывает отклик, а что остается без внимания). Срок — 2 месяца. Также вы вступаете в группы, где есть ваша аудитория, активно вступаете в дискуссии, задаете свои вопросы. Наращиваете свой круг друзей. Пишете статьи в СМИ.

2. Придумываете идею 3 проектов, которые были бы востребованы вашей аудиторией и интересны вам для реализации. Прорабатываете продукт тщательно (структура, цель, ца, результат для клиента, вспомогательные и основные материалы, финансы и монетизация). Для этого достаточно 3-4 дня.

3. Предлагаете аудитории эту концепцию и говорите, что собираете оплаты. Переводите людей на лендинг для оплат. Это может быть и краудфандинговая платформа, и timepad, и даже Яндекс.Кошелек. Для усиления эффекта проведите бесплатный вебинар с аудиторией, где покажите преимущества продукта и ответьте на вопросы. В дополнение запишите короткое видео о продукте.

4. Если собралась достаточная сумма, которая подтверждает спрос на услугу, вы ее реализуете. Если денег нет, то смысла в создании курса нет. Собранные 1-2 оплаты вы возвращаете и начинаете работу снова.

6. Учитывая то, что у вас большой опыт, есть наработанный контент за многие годы, есть структура продукта, есть понимание, куда вести клиента тоже есть, то продукт создается быстро и легко.

7. Делаете повторные запуски, вкладываетесь в рекламу и дизайн, найм сотрудников.

8. Довольные клиенты платят вам повторно за дополнительные услуги (новые знания, индивидуальную поддержку или клубное членство).

Первый курс может быть без дорогого сайта и лендинга, без крутой видеосъемки. Достаточно качественно записать материал на проф.камеру или даже сделать скринкасты. В целом нужно быть полезным. Платят за качество знаний в первую очередь, нежели за красивые титры и музыкальное сопровождение.

3. Есть и некий третий путь, который тоже помогает оценить идею.

1. Создается лендинг (например, бесплатная Tilda).

2. Вкладываются деньги в рекламу (20-30 тысяч рублей).

3. Продается продукт по схеме (можно через вебинар).

4. Если продажи есть — есть смысл его делать и запускать. Если отклика нет — вы не тратите время и деньги. 30 тысяч рублей — это не 140 тысяч рублей на старте. Поэтому такой краткий путь тоже выгоден.

Какой путь долгий и вряд ли ведущий к результату:

1. Создаете сообщество.

Идеально спрашивать у готового сообщества по теме (они собрались для обсуждения своих проблем, значит, у них болит).

3. Кропотливо создаете продукт (вплоть до 6 месяцев), создаете огромный сайт, вкладываетесь в личный кабинет студента и отдаете продукт вначале бесплатно (тестовые группы, марафоны), только 20% людей доходят до конца, отзывы дают единицы.

4. Пытаетесь продать тот продукт, который отдавали бесплатно.

5. В итоге никто не хочет покупать то, что ранее давали даром. Продаж нет.

В редких случаях такой продукт находит свою аудиторию, но после долгих мытарств, потерь времени и денег. Иногда многие не доходят до продаж, потому что теряют веру в него и остаются без сил.

Разбираемся, как открыть онлайн-школу с минимальным бюджетом и куда стоит вкладываться в первую очередь.

  • в какой нише вы запускаетесь
  • проект какого масштаба хотите запустить
  • сколько планируете заработать на старте и как скоро выйти в плюс.

Расходы на сервисы для создания сайта и продвижения

А) Сайт

Если вы будете продавать с сайта, вам потребуются:
лендинг. Его можно сделать на конструкторе сайтов (например, Tilda) самостоятельно, не привлекая дизайнера — у сервиса множество готовых шаблонов. Расходы на пользование конструктором — от 500 руб. в месяц при оплате на год. На старте проще выбрать вариант с помесячной оплатой + воспользоваться бесплатным пробным периодом, чтобы понять, подходит ли вам этот сервис.
хостинг — начинается от 100 руб. в месяц
домен — в зависимости от названия вашего сайта, может стоить от 100 до десятков тысяч рублей в год. Домен лучше выбрать запоминающийся, но красивое название сайта — не такое больше преимущество, чтобы за него переплачивать.

Б) Сервисы для рассылки

На эту статью бюджета мы закладываем:

  • конструктор Tilda — 750 рублей в месяц
  • хостинг — 200 рублей в год
  • домен — 200 рублей в год
  • email-рассылка — 1404 рублей в месяц
  • рассылка в чат-ботах — 1490 рублей в месяц

Итого: 3678 рублей в месяц.

Можно ли сэкономить?

Да. Мы можем значительно сэкономить на этой графе, если:

Пример

Расходы на сервисы для обучения

Если вы планируете обучать на платформе, лучше подключить ее сразу на старте, чтобы не перестраиваться на бегу, когда проект уже будет работать.
Для онлайн-обучения вам могут понадобиться:

  • LMS-системы, где вы будете загружать учебные материалы, проверять домашние работы и общаться с учащимися.

Например, базовый тариф Getcourse (до 1 тыс. пользователей) обойдется вам в 4 400 руб. при помесячной оплате. Базовый тариф Core (от 10 активных онлайн-курсов) — от 990 руб. в месяц. Базовый тариф Антитренинги (до 2 тыс. пользователей) — от 1 500 руб. в месяц.

Можно ли сэкономить?

  • вести обучение в соцсетях. Например, в Инстаграм можно проводить прямые эфиры, принимать домашние задания в комментариях под постом, там же давать обратную связь. Правда, таким образом можно организовать только непродолжительное обучение, например, soft skills. Для более масштабных программ все-таки понадобится LMS-система.
  • воспользоваться бесплатными решениями. Например, хранить учебные материалы на Google disc или Taplink, а учебные и промо-вебинары на небольшую аудиторию проводить в Zoom.
  • на старте воспользоваться пробной версией LMS-системы. Она есть практически у всех продуктов. Можно даже протестировать возможности нескольких платформ и выбрать ту, которая вам больше подходит.

Пример

Юлия уже решила проводить обучение в соцсетях, поэтому расходы на LMS она вычеркивает. А вот в платформу для проведения промо-вебинаров решает вложиться. Юлия предполагает, что на старте проекта привлечь на вебинары больше 100 участников не получится, поэтому она выбирает базовый тариф Pruffme и закладывает в расходы 3 400 руб.

Расходы на подоходный налог и эквайринг⠀

Налоги


Чаще всего онлайн-школы открываются или как ИП, или как самозанятый.

Если у вас ИП, скорее всего, вы выберете упрощенную систему налогообложения и будете платить или 6% с доходов, или 15% c доходов за вычетом расходов. Тут рекомендую посоветоваться с бухгалтером, ведь он может знать, например, о налоговых льготах для определенного вида деятельности в вашем регионе.

Сейчас популярность набирает регистрация себя как самозанятого. Это удобно: вы можете быстро и бесплатно стать самозанятым, вы не обязаны платить обязательные страховые взносы и ваш подоходный налог будет меньше, чем у ИП (4% — с поступлений от физлиц, 6% — с поступлений от ИП и юридических лиц). Минусы в том, что вы не можете нанимать сотрудников и ваш доход не может превышать 2,4 млн рублей в год.

В такой ситуации многие стартуют как самозанятые, а потом переходят на ИП, когда доход увеличивается и требуются сотрудники в штат.

Эквайринг

Когда вы проводите платеж на сайте, система оплаты удерживает небольшой процент с транзакции. Например, Ю-kassa забирает от 2,8% с каждой успешной транзакции. Поэтому если вы принимаете платежи на сайте, заранее уточните, какой процент вы заплатите за эквайринг.

Можно ли сэкономить?

  • вы узнаете о налоговых льготах в вашем регионе на ваш вид деятельности
  • вы получите налоговый вычет как самозанятый.

Пример


Расходы на оборудование

Если вы планируете вести уроки в видеоформате, вам может понадобиться качественное оборудование для съемки. Например:

  • петличный микрофон — от 1 500 руб. Для записи качественного звука
  • кольцевая лампа — от 2 000 руб. Ее можно использовать для съемки со смартфона или с ноутбука
  • веб-камера — от 2 000 руб. В случае, если встроенная камера на вашем ноутбуке или смартфоне не дает качественную картинку
  • фон с подставкой — от 3 000 руб. Фон можно выбрать бумажный или тканевый.

Можно ли сэкономить?

  • у вас современный ноутбук или смартфон, камера которых позволяет записать видео приемлемого качества
  • у вас дома несколько ламп, с помощью которых вы можете создать качественную картинку. И есть светлая однотонная стена без декора, на фоне которой вы можете записывать видео.

Пример

У Юлии современный смартфон с хорошей камерой, поэтому расходы на веб-камеру она вычеркивает из списка. Съемки она планирует вести из дома, где у нее светлые обои без рисунка. Поэтому в графу расходы она записывает только покупку петличного микрофона и кольцевой лампы — 3 500 руб.

Расходы на рекламу

Расходы на рекламу очень сильно зависят от того:

Если говорить о небольшом проекте, то на тестовый запуск рекламной кампании лучше заложить 5-10 тыс. руб., если тест окажется удачным, вложить дополнительную сумму — скажем, еще 20 тыс. руб. — чтобы привлечь больше аудитории. Лучше начинать с небольшого бюджета, тестировать, смотреть на результат и решать, вкладывать больше средств в этот канал привлечение или попробовать другой.

Можно ли здесь сэкономить?

  • у вас есть подписчики, например, в соцсетях, которые регулярно читают ваши посты и смотрят эфиры. В таком случае вы можете набрать первый поток платного продукта, сделав 2-3 поста в группе и сэкономив на рекламе. Но это удастся, если у вас не меньше тысячи активных подписчиков и продукт, который вы предлагаете, стоит недорого — до 3 тыс. руб.

Пример

Юлия ведет группу в Инстаграм, где у нее 1 500 подписчиков. Поэтому она:

  • делает 2 поста о том, что скоро стартует обучение и сейчас можно записаться в группу со скидкой
  • проводит 2 прямых эфира, где дает полезный контент и рассказывает про платный продукт
  • вкладывает в рекламу 5 тыс. руб., чтобы привлечь новую аудиторию.

И в итоге набирает 15 человек на первый запуск своего курса.

Расходы на команду

На старте для запуска проекта вам могут понадобиться:

  • бухгалтер. Его лучше взять с самого старта проекта, если у вас ИП.
  • копирайтер. Вам понадобятся тексты для соцсетей, рассылок, лидмагнитов, и будет здорово, если вы найдете универсального специалиста, который умеет писать в разных жанрах. На фрилансе такой специалист может стоить от 15 тыс. руб. при неполной занятости (3-4 часа в день)
  • интернет-маркетолог. Необходим, если вы вкладываетесь в рекламу и хотите привлечь больше аудитории. Вы можете нанять интернет-маркетолога не только в штат, но и под проект, для конкретного канала, также можете воспользоваться услугами агентства. Оклад интернет-маркетолога начинается от 50 тысяч рублей, агентства готовы брать за свои услуги от 20 тысяч рублей за 1 проект (например, за запуск рекламы 1 вебинара в 1 соцсети)
  • менеджер по продажам. Он будет звонить участникам бесплатных мероприятий, разговаривать с потенциальными клиентами. Половину дохода такого специалиста обычно составляет премиальная часть — она выплачивается, если вы сделали план по продажам
  • технический специалист. Он настроит рассылку, чат-бота, подключит платежные системы к лендингу, настроит LMS-систему. Специалиста можно нанять на проект от 5 тыс. руб. за консультацию и 2-3 часа работы.

Можно ли сэкономить?

Да. Чем больше задач вы готовы взять на себя на старте, тем больше получится сэкономить на команде. Например, здорово, если вы или ваш партнер умеете сами:

  • писать тексты
  • настраивать рекламные кампании
  • вести прямые эфиры
  • верстать лендинги или лидмагниты
  • настраивать чат-боты и рассылки
  • общаться с клиентами
  • вести финансовые документы.

Ту часть работы, которую вы не сможете взять на себя, лучше делегировать, например, специалисту, которого вы взяли на аутсорс.

Пример

Юля выбрала самозанятость и пока обходится без бухгалтера. Тексты для постов и рассылок она также пишет сама.
Менеджера по продажам Юлия планирует нанять со 2-3 запуска, а пока будет обзванивать участников вебинаров и оставивших заявки самостоятельно. Заодно узнает, что интересно ее аудитории и получит идеи для развития проекта.

Чтобы разобраться с вебинарной платформой, она наняла технического специалиста, но не в штат, а под проект. Он помог ей настроить вебинарную комнату и объяснил, как в следующий раз Юлии сделать это самостоятельно. Юлия заплатила ему 5000 рублей.

Итог

В нашем примере запуск онлайн-курса обойдется Юлии в 18 390 руб. Дальше ее расходы будут расти, но она уже сможет вкладывать деньги, заработанные на первом запуске и развивать проект.


В этой статье я затронула тему расходов на организацию школы онлайн. За основу взято предположение, что многое, если не все, вы будете делать самостоятельно. Добавлены примерные суммы на найм сотрудников или заказ отдельных услуг. Вы поймете, реально ли стартовать с нуля и открыть школу онлайн бесплатно, или требуются вложения средств, если хотите открыть онлайн школу как бизнес, а не как развлечение и самоудовлетворение своих амбиций.

Напомню, о том, с чего нужно начинать. Уверена, что не с регистрации ИП или ООО! Скорее, с тестирования ниши и анализа ваших возможностей.

Что нужно знать на старте, чтобы создать свою школу онлайн

С другой стороны, старт в соцсетях требует гораздо меньше затрат, технических знаний и навыков, особенно если вы все делаете самостоятельно, без привлечения специалистов.

В той же статье есть краткий пошаговый план от создания линейки продуктов до рекламы школы. Именно краткий, т.к. каждый отдельно взятый пункт требует тщательного рассмотрения.

Перейдем к теме статьи и поговорим о деньгах, которые потребуются для старта.

Сколько стоит открыть онлайн школу с нуля

Я разделила затраты на несколько отдельных групп.

Сайт для школы онлайн

  • Доменное имя и хостинг2-3 тысячи рублей в год.

Сайт на вордпресс

Сервисы для организации обучения и доступов к урокам

Мембер люкс

Для сайтов WordPress есть несколько различных плагинов, которые помогут организовать доступ к курсам и тренингам. Наиболее известный – MembeLux. На моем сайте стоит именно он. Можно поискать более дешевое решение.

Бесплатные плагины для WordPress тоже есть, но они сильно ограничены в функционале.

В некоторых CRM также есть встроенные программы организации курсов. Например, в системе AvtoWebOffice. Стоимость на момент написания данного текста 1500 рублей в месяц.

Платформа GetCourse не привязана к сайтам, можно использовать и ее. Стоимость на момент написания статьи стартует от 4000 рублей в месяц.

Группы в соцсетях

Группа в соцсетях – бесплатно, если все делаете опять-таки самостоятельно. Если хотите нанимать, придется потратиться.

  • Администратор группы – от 500 руб в месяц в зависимости от поставленных задач.
  • Шапка группы (ВК, ФБ) — от 500 рублей. Но лучше заплатить чуть больше и получить результат получше. В 2500 рублей вполне можно уложиться.

Мастер-классы, тренинги и курсы школы онлайн

Как записать видео МК

Текстовые и видео мастер-классы, тренинги и курсы вы можете записывать и монтировать самостоятельно. Этот вариант вполне подходит для начала, благо, что курсов по этому поводу в интернете предостаточно, список ресурсов в конце статьи.

Но я очень рекомендую при успешном старте и получении прибыли отдать эти функции специалистам. Особенно, монтаж видео. Ваши знания потребуются для продвижения и организации бизнеса, а не для рутинной работы.

  • Стоимость корректуры текста, форматирования, перевода в pdf, добавления обложки, содержания – от 500 руб за один мастер-класс.
  • Съемки и монтаж видео МК – от 2500 рублей. Цена минимальная, чаще эта услуга гораздо дороже. Но, еще раз повторюсь, что на начальном этапе, если у вас нет помощников, но есть желание и голова на плечах – делайте сами. Camtasia вам в помощь!

Реклама школы онлайн

Без рекламы раскрутить свою школу онлайн не то, чтобы трудно. Практически, невозможно. Нет, какую-то минимальную прибыль на хлеб с маслом вы заработаете и на сарафанном радио с бесплатным пиаром. Однако, планы на большую зарплату должны поддерживаться реальным продвижением с помощью рекламы.

На старте, тестировании школы в рекламный бюджет закладывайте не более 2000 рублей на соцсети. Это может быть и таргет, и размещение в группах, у блоггеров в инстаграм и т.д. Тема рекламы будет рассмотрена в отдельной статье, обещаю.

Общие затраты

Итоговые расчеты и реальная оценка затрат

Будем планировать далее? Тогда ждите следующую статью – о прибыли и бизнес-плане.

Дополнительная информация

Друзья, я всегда в курсе всех наших проектов и в каждом из них принимаю активное участие.

Я в теме этого бизнеса. У меня есть несколько своих онлайн-школ, я сам веду продающие вебинары и записываю видео.

Я знаю все процессы изнутри, все трудности, которые могут возникнуть и знаю их решения.

С нами Вы можете быть уверенны, что Ваш проект будет в надежных руках и запущен в оговоренные сроки.

Мы работаем как компания с 2016 года и все взаимоотношения фиксируем в юридически значимом договоре с четко прописанной дорожной картой всеми нашими обязанностями.

Основатель компании Latlanta

Друзья, я всегда в курсе всех наших проектов и в каждом из них принимаю активное участие.

Я в теме этого бизнеса. У меня есть несколько своих онлайн-школ, я сам веду продающие вебинары и записываю видео.

Я знаю все процессы изнутри, все трудности, которые могут возникнуть и знаю их решения.

С нами Вы можете быть уверенны, что Ваш проект будет в надежных руках и запущен в оговоренные сроки.

Мы работаем как компания с 2016 года и все взаимоотношения фиксируем в юридически значимом договоре с четко прописанной дорожной картой всеми нашими обязанностями.

Дорогой предприниматель, сразу добавьте меня в друзья. Убедитесь, что я живой и что у нас много реализованных проектов :)

Мы сами развиваем свою успешную онлайн школу и занимаемся этим бизнесом более 8 лет. Мы не теоретики, а практики с большим практическим опытом.

Дмитрий Палкин | Онлайн-школа Тату

Андрей Сидельников | Онлайн-школа инвестиций для профессиональных спортсменов

Собрали полный поток участников с первых 2х вебинаров

Сделали за первый запуск более 500.000 рублей

Дорогой друг, Вы в одном шаге от важного решения - создания Вашей онлайн-школы.

И это пару важных слов от основателя проекта, Павла Болвинова.

Я не хочу склонить Вас к решению опираясь на эмоции, именно поэтому я сделал подготовительные видео, чтобы подробно показать наши условия и подход к работе и Вы смогли рационально принять решение:

1) нужна ли Вам онлайн-школа и готовы ли в это вкладываться
2) хотите ли Вы работать именно с нами

Еще раз скажу, что мы работаем только с честными и интересными проектами. Наша цель - это помогать хорошим проектам/людям реализовать свои идеи и запускать онлайн-школы, а не просто бросать пыль в глаза и продавать бесполезные курсы и тренинги, от которых толку как от рекламы на неработающий сайт.

И если Вы действительно видите идею Вашего продукта и Вам комфортно взаимодействовать со мной и нашей компанией, давайте начинать работу. Ведь какой смысл тянуть и вечно обдумывать? Пока не запустите свой проект, все равно объективно ничего не узнаете (говорю из многолетнего опыта).

Если Вы выберите нашу компанию, обещаю, что мы проведем Вас за руку по всем этапам создания Вашей школы и сделаем все, чтобы Ваш проект запустимся и был сделан профессионально и нашел отклик у Вашей целевой аудитории. А если не получится с первого раза, будем бить до победного, в этом наше отличие от других конкурентов. Этому есть подтверждения наших клиентов, которые есть на этом сайте.

Я не могу гарантировать Вам конкретную прибыль, это не честно и не этично. Но гарантирую, что мы обязательно начнем получать заказы и запустим Ваш обучающий курс, собрав на него платных участников.

В нашей практике есть кейсы от 100 тысяч рублей до 10 млн рублей в месяц и лично Ваш результат зависит просто от времени, степени вовлечения в проект, хорошего продукта и рекламного бюджета.

Снизу Вы можете выбрать готовый пакет на развитие онлайн-школы:

- Если Вы хотите запустить свой первый продающий вебинар с минимальным расходами, выбирайте первый вариант.

- Если Вы хотите запустить свою онлайн-школу сразу полностью и решить все задачи с нашей помощью, выбирайте второй пакет

- Если Вам нужен VIP подход, Вы хотите чтобы из всех клиентов мы больше времени выделяли Вам, проработали все мелочи и прокачали школу на 110%, выбирайте пакет №3 (берем не более 1 клиента в месяц на данный пакет)

Один дома: как открыть онлайн-школу для детей

Ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии и прогнозы по трехкратному росту рынка к 2023 году, подсказывают, что в наступающем году онлайн-школы будут одной из популярнейших бизнес-ниш.

Уходящий 2020-ый год ознаменовался настоящим бумом на онлайн-образование вообще, и на детское обучение в частности. В первую очередь на всплеск интереса к курсам в сети повлияла конечно же пандемия - все большее количество родителей стараются сократить посещение детьми занятий в “оффлайне”, а на обучение через Skype и Zoom переходят даже те представители детских образовательных школ, которые ранее не делали ставки на такой формат обучения.

Тем не менее, тренд на переход образовательных стартапов в интернет наметился даже задолго до глобального распространения COVID-19. Неумолимая статистика гласит, что еще по итогу 2019-го года в России было открыто столько же онлайн-школ, сколько появилось в стране за последние 10(!) лет.

То есть все в любом случае шло к тому, чтобы перевести детские курсы и обучающие программы в сеть, а пандемия лишь ускорила этот процесс.

Тем не менее, есть где развернуться и предпринимателям с куда меньшими возможностями инвестиций - многие представители малого и среднего бизнеса на рубеже 2022 года имеют отличную возможность запустить свой проект и успешно раскрутить его на волне растущего спроса. Итак, что нужно для того, чтобы открыть свою детскую онлайн-школу и как пошагово можно выстроить бизнес-процессы?

В какую нишу податься

Для начала потребуется выбрать направление, в котором вы планируете развивать обучение в сети. Среди наиболее востребованных ниш в EdTech - курсы иностранных языков и обучение школьников программированию. В последнее время набирает популярность также подготовка старшеклассников к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

Интересно, что даже в таком довольно консервативном изначально сегменте как образование, некоторые предприниматели придумывают нестандартные инструменты, которые позволяют привлечь к проекту внимание детей и их родителей. Среди весьма действенных примеров - геймификация процесса обучения, например использование популярных среди школьников игр наподобие Minecraft.

При этом многие аналитики предсказывают, что наибольшим успехом в ближайшие годы станут пользоваться те представители онлайн-школ, которые смогут разработать четкую систему грейдов (уровней), рассчитанную на долгие годы (и даже десятилетия) обучения. Идеальный вариант - формирование экосистемы, которая позволит поступить в цифровую школу ребенку младшего школьного возраста, и обучить его вплоть до высококлассного специалиста в определенной области в будущем. То есть, все большее количество онлайн-школ по сути будет конкурировать не только с коммерческими проектами, но и “играть на поле” государственных образовательных учреждений.

При открытии детской онлайн-школы потребуется официально зарегистрировать бизнес. Многие начинают образовательные интернет-проекты в качестве ИП, на старте это оптимальный формат, если вы сами будете непосредственно участвовать в ведении учебного процесса. При этом самый частый вопрос, который стоит у начинающего предпринимателя - какой код ОКВЭД нужно указать при регистрации своей онлайн-школы?

Важно понимать, что юридически для государства по большому счету не имеет значения, оказываете ли вы образовательные услуги онлайн, либо делаете это офлайн (по крайней мере пока что). Поэтому при регистрации онлайн-школы вполне подойдет следующий код согласно классификатору: 85.41.9 — образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Сюда входят следующие общеобразовательные направления:

образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Однако если для образовательного процесса обучения будут привлечены сторонние преподаватели, то тут без лицензирования деятельности, увы, никак не обойтись. При этом не имеет значения, работаете вы как ИП, либо через ООО - соответствующее разрешение получать придется в любом случае.

Впрочем, все это “работает” зачастую только лишь на бумаге - многие онлайн-школы пытаются использовать лазейку в законодательстве и заключают с учащимися договоры на информационные услуги и консалтинг. Формально такая деятельность не попадает под определение образования, а значит в теории не требует лицензирования. Однако мы настоятельно рекомендуем работать “в белую” - такой подход позволит избежать возможных судебных разбирательств и даст возможность спокойно масштабировать бизнес с течением времени.

Получение лицензии для детской онлайн-школы: пошаговая инструкция

Полный список региональных органов, в которых можно оформить лицензию на обучение, есть на официальном сайте Рособрнадзора, а процедура подачи заявления довольно проста и логична (для оформления заявки можно воспользоваться Госуслугами). Однако придется соответствовать некоторым требованиям, которые предъявляются к онлайн-школам при прохождении процедуры лицензирования:

Наличие помещения. До недавнего времени законодательство отставало от текущих реалий и свое помещение под образовательную деятельность было обязательным даже для тех, кто работал только в сети. Однако с 1 января 2021 года вступает в силу новое постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", согласно которому онлайн-школы наконец освободят от необходимости предоставлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам.

Это существенно облегчит процедуру получения лицензии новым предпринимателям, поскольку не только избавит от необходимых ранее трат на аренду помещения, но и сократит время сбора документов.

Однако с нового года добавляется и новое условие для бизнеса из “онлайна” - теперь предприниматель должен будет доказать, что у его организации для построения качественного обучения есть вся необходимая электронная информационно-образовательная среда.

Наличие профессионального педагогического образования у наемных преподавателей и стажа работы по специальности.

Потребуется предоставить на согласование собственную образовательную программу, которая должна соответствовать текущим требования Министерства образования РФ.

Пакет документов. Ну и наконец нужно будет собрать полный пакет документов. Кто-то из предпринимателей готовит его самостоятельно, а некоторые предпочитают обратиться за помощью в специализированные консалтинговые агентства. Обязательны правильно составленное заявление на получение лицензии, справки, копии Устава в случае с ООО и свидетельства о регистрации, а также подтверждение оплаты государственной пошлины.

При этом полученная лицензия не будет иметь сроков действия и пролонгируется автоматически каждый год.

Персонал онлайн-школы

Маркетинг и продажи

Основной упор в привлечении потенциальных клиентов детские онлайн-школы делают на контекстную рекламу в сети. Чтобы не “слить” впустую большой бюджет на старте по неопытности, лучше нанять директолога - специалиста, который возьмется за настройку и ведение рекламных кампаний.

Хорошие результаты показывает активное использование соцсетей - наличие собственного аккаунта в “Инстаграм” и “ВКонтакте” стало практически обязательным для любой онлайн-школы.

В качестве альтернативных вариантов привлечения клиентов можно использовать партнерские программы со школами и ВУЗами, через которые поступает до четверти лидов детских онлайн-школ.

Оцифровка бизнеса

Многие онлайн-школы используют собственный сайт как визитную карточку бизнеса - на страничке компании можно ознакомиться с действующими тарифами на обучение, узнать подробнее про расписание курсов и ознакомиться с преподавательским составом. При этом адаптировать сайт под платформу для обучения - удовольствие довольно затратное как по времени, так и по финансовым ресурсам. Если использовать его только как информационную составляющую, вполне реально уложиться в бюджет до 10 000 рублей, либо и вовсе самостоятельно воспользоваться готовыми шаблонами web-page.

Разработка обучающей платформы на базе сайта существенно дороже - тарифы разработчиков стартуют с отметки 50 000 рублей и выше, поэтому мы рекомендуем на старте воспользоваться готовыми специализированными платформами для онлайн-обучения. Благо выбор на просторах Рунета сейчас довольно большой. Перечислим наиболее популярные площадки:

Stepik – продукт российских разработчиков, который позволяет не только проводить онлайн-конференции, но и собирать аналитику по пользователям, получать оплату за курсы и использовать мобильное приложение.

Teachbase - тот случай, когда есть возможность попробовать в деле саму платформу (есть бесплатный двухнедельный тестовый период) чтобы решить, насколько она подходит под ваши потребности.

GetCourse - платформа с обширным функционалом, который предполагает даже наличие CRM и возможность запуска партнерской программы для привлечения новых пользователей.

iSpring - подойдет тем, кому необходимо будет хранить большие объемы обучающих материалов в “облаке” и дает возможность геймификации учебного процесса, что крайне актуально для детских курсов и обычно стоит немалых денег в случае с “допиливанием” собственного продукта силами сторонних IT-разработчиков.

Большинство готовых площадок для проведения онлайн-курсов дают возможность сэкономить на установке собственной системы оплаты. В любом случае, не стоит забывать 54 Федеральный закон, который обязывает предпринимателя иметь онлайн-кассу, предоставлять чеки клиентам и подавать соответствующие данные о продажах в налоговую инспекцию. Затраты на покупку онлайн-кассы составят от 20 000 рублей.

Финансовые показатели

Среди преимуществ бизнеса в сфере детского онлайн-образования - возможность запуска проекта с небольшими инвестициями. Конечно, среди крупных проектов нередки случаи, когда в открытие онлайн-школы вкладывались шестизначные суммы, однако большинство предпринимателей на старте все же предпочтет запуститься, ограничившись малыми вложениями.

Наибольшие затраты придется понести в сфере маркетинга и оцифровки бизнеса.

Запуск первичной контекстной рекламной компании в сети: 50 000 рублей (далее бюджет на продвижение можно уменьшить, поскольку начнет работать так называемое “сарафанное радио” - ученики и их родители станут рекомендовать вашу онлайн-школу своим друзьям и знакомым, что уменьшит затраты на формирование новых групп).

Разработка сайта: 10 000 рублей

Предоплата за использование готовой площадки для онлайн-обучения: 10 000 руб.

Настройка и продвижение аккаунта в соцсетях: 20 000 рублей, включая услуги интернет-маркетолога

Затраты на открытие бизнеса (800 рублей госпошлина за лицензию, плюс госпошлина за открытие ИП или ООО, а также услуги консалтинговой компании по желанию): до 5000 руб.

Итого при открытии детской онлайн-школы на начальном этапе можно уложиться до 100 000 рублей.

Доходы онлайн-школы

Теперь что касается выручки. Аналитика российского онлайн-образования свидетельствует, что средний размер трат на детские курсы в стране пока меньше, чем на образование взрослого населения. Если за курсы совершеннолетних пользователей в 2020 году в среднем клиенты отдавали от 30 000 до 50 000 рублей, то по детским обучающим программам средний чек меньше - порядка 15 000 рублей (в среднем около 5 тысяч рублей в месяц).

Размер вознаграждения преподавателя варьируется и в среднем составляет порядка 40 процентов от выручки. Таким образом, сформировав минимум 5 группы из 5-6 человек с ежемесячной выручкой в 30 000 рублей каждая, предприниматель получит ежемесячно порядка 150 000 рублей.

Ежемесячные траты включают в себя следующие пункты:

Выплата сдельной заработной платы преподавателям - 60 000 руб.;

Затраты на онлайн-маркетинг - 20 000 руб.;

Налог: 9000 руб. (при работе ИП На УСН по системе 6 процентов от дохода). Кстати, в качестве альтернативы по оптимизации налоговой базы некоторые сейчас стали переходить на патентную систему - это 20 000 – 30 000 рублей в год в зависимости от региона.

Таким образом, чистая прибыль предпринимателя при указанном объеме учащихся составит 61 000 рублей. С одной стороны немного, однако не стоит забывать о некоторых положительных моментах:

Сумму вложений мы рассматривали минимальную, поэтому срок окупаемости онлайн-школы не превысит 2 месяцев.

Как любой другой проект в сфере услуг, онлайн-школа со временем начнет обрастать новыми клиентами по рекомендациям. Свой рост показывают с течением времени аккаунты в соцсетях.

Отложенный спрос, что особенно актуально в случае сезонности обучения (например, подготовка к ЕГЭ или поступлению в ВУЗы).

Если учесть ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии, весьма велика вероятность того, что с течением времени прибыль от бизнеса будет расти. Закладывают существенное увеличение оборотов в сфере онлайн-обучения и эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики). По их подсчетам, рынок обучения в сети в России по итогу 2020 года составит 40 миллиардов рублей, а уже через 3 года, в 2023-ем, вырастет до 60-ти. Поэтому в списке ниш для развития бизнеса в наступающем двадцать первом мы, безусловно, отдаем онлайн-школам одну из лидирующих позиций в топе.

Читайте также: