Сколько огнетушителей должно быть в кабинете химии в школе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ

Общие положения инструкции

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в кабинете химии несет учитель химии, который проводит там занятия и который приказом директора должен быть назначен ответственным за пожарную безопасность в кабинете.

В кабинете число столов не должно превышать количества, установленного нормой проектирования.

Расстановка мебели и оборудования в кабинете не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

В кабинетах химии запрещается:

производить перепланировку помещения с отступлением от требований действующих строительных норм и правил;

устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах;

применять с целью отопления нестандартные (самодельные) нагревательные приборы;

использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, электроутюги;

обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;

применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари, производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;

оставлять без присмотра включенные в сеть радиоприемники, телевизоры, кинопроекторы, диапроекторы и др.;

включать в одну розетку несколько мощных потребителей электроэнергии.

В кабинете следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса приборы, принадлежности, пособия, которые должны храниться в шкафах, на стеллажах.

Хранение в кабинете химии и лаборантской учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, проведение опытов и других видов работ, которые не предусмотрены утвержденными перечнями и программами не допускается.

Хранение материалов и веществ, используемых при проведении лабораторных работ, должно обеспечиваться с учетом их химических свойств и требований пожарной безопасности. Совместное хранение веществ, взаимодействие которых может вызвать пожар или взрыв, не допускается.

Требования безопасности перед началом работы

2.1. Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность.

2.2. Проверить освещение рабочего места, при необходимости принять меры к его нормализации

2.3.Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.

Требования безопасности во время работы

3.1. Кабинет химии запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.

3.2. Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) химии.

3.3. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.

3.4. Лабораторные работы, лабораторный практикум учащимися проводятся только в присутствии учителя (преподавателя) химии или лаборанта.

3.5. Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.

3.6. Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы; не пользоваться приборами с открытой спиралью.

3.7. Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны и полярность.

3.8. Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

3.9. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.

3.11. В кабинете химии запрещается:

использовать кабели и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

оставлять под напряжением электрические провода и кабели с неизолированными концами;

пользоваться поврежденными розетками, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;

завязывать и скручивать провода, а также оттягивать провода и светильники;

использовать ролики, выключатели, штепсельные розетки для подвешивания одежды и других предметов.

4. Требования пожарной безопасности при хранении реактивов

4.1. В школьных химических лабораториях реактивы следует хранить в шкафах, закрываемых на замки, ключи от которых должны находиться у преподавателя. Легко воспламеняющуюся жидкость (ЛВЖ) и горючую жидкость (ГЖ): бензин, ацетон, толуол, нитролаки, нефть, керосин, спирт и др. разрешено хранить в общем количестве не более 3 кг в специальном металлическом ящике, установленном вдали от нагревательных приборов и выходов.

ВОСПРЕЩАЕТСЯ хранение ЛВЖ И ГЖ:

в тонкостенной стеклянной посуде;

рядом с окислителями (натрием, бромными жидкостями, кислородом и т.д.);

рядом с едкими веществами (кислоты, щелочи).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ нагревать ЛВЖ, ГЖ, проводить переноску легколетучих растворителей (Эфиров, бензина и т.д.) на открытом огне или плитке с открытой спиралью. Нагревание и перегонка должны производится в вытяжном шкафу на электрической водяной бане и только на противне.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться газовыми горелками и открытыми нагревательными приборами, если вблизи находятся сосуды с легковоспламеняющимися летучими веществами.
ВОСПРЕЩАЕТСЯ вести работы с легколетучими и легковоспламеняющимися органическими веществами, легкими бензинами, ацетоном, и т.д. без работающей вентиляции.
4.2. Растворы, другие вещества и материалы, совместное хранение которых может вызвать аккумуляцию тепла, образование пожароопасных концентраций или служить импульсом для самовозгорания, должны храниться раздельно в соответствующей упаковке в несгораемых шкафах. На банках, бутылках и других упаковках с химическими реактивами должны быть четко написаны названия с указанием их наиболее характерных свойств: огнеопасные, ядовитые, химически активные, беречь от воды.
4.3. Реактивы: бертолетовая соль, бромовато-кислый калий, азотнокислый натрий, калий, барий, аммиачная селитра и др. должны храниться в стеклянных банках с притертыми пробками, пластмассовыми крышками. Эти реактивы устанавливаются отдельно (на верхней полке шкафа).

4.4. Перекись натрия и бария разрешается хранить в стеклянных банках с притертыми крышками. Банки должны устанавливаться в металлический резервуар, чтоб избежать распыления вещества при растрескивании стеклянной торы. Перекись натрия и бария размещаются в шкафу с реактивами на той же полке, где находятся окислители. Размещение на той же полке других веществ, кроме указанных в пункте 3 и 4, запрещается.
4.5. Щелочные металлы необходимо хранить в закрытых сосудах под слоем керосина или других органических жидкостей, не реагирующих со щелочными металлами. Хранение щелочных металлов в тонкостенной посуде запрещается.

Хранение щелочных металлов на столах категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

4.6. Остатки щелочных металлов нельзя оставлять, а нужно уничтожать путем растворения их в спирте и последующего выливания в раковину.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (повышенном их нагреваний, появлении искрения и т.д.), немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.

5.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 01 (010) и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

5.3. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

6. Требования безопасности по окончании работы

6.1. Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.

6.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую и шкафы.

Кабинет химии обязательно должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТа 12.4.009-83:

- путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

- путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами в специальные тумбы или на пожарные стенды.

Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение попадание на них прямых лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

Для ревизии, ремонта или замены нельзя отправлять все огнетушители сразу.

Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется учителем химии.

Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожаров, запрещается.

В любых образовательных учреждениях с 2012 года действует особый противопожарный режим. Это означает, что персонал школ, а также учащиеся обязуются соблюдать требования соответствующего Постановления Правительства, в котором прописано, чем и в каких объемах оснащаются классные кабинеты, лаборатории для предупреждения пожаров.

Отдельные стандарты указывают типы огнетушителей для школы, их технические возможности, способы размещения. Что касается эксплуатации и специального обслуживания устройств, то здесь отталкиваются как от законодательных норм, так и от рекомендаций производителя.


Пожарная безопасность в школе

На заметку. Для ознакомления МЧС издает ведомственные правила, разъясняющие требования ППБ для школ ППБ-101-89. Также общие нормы пожарной безопасности в образовательных учреждениях прописываются (с выдержками из законов) в сборнике рекомендаций МЧС (Приложение 1), действующим по состоянию на 2019–2020 гг.

Правила

ППБ для школ, базирующиеся на постановлении о противопожарном режиме – весьма объемный документ. В нем учтена каждая деталь: количество огнетушителей в здании, требования к автоматическим системам пожарной защиты, способы хранения легковоспламеняющихся материалов, порядок уборки помещений, содержание электрощитков и т. д. Об этих и других правилах информация приводится ниже.


Требования к зданиям и помещениям

Строительные нормы, как правило, учитываются при проектировании здания, коммуникаций. Однако, монтаж систем пожаротушения также считается формой реконструкции, поэтому школы проверяются на соответствие СНиП и ГОСТ.

По классу пожароопасности школы относятся к категории Ф4.1. Это значит, что на этаже должно находиться как минимум 2 пожарных выхода (эвакуационных), а число эвакуационных выходов на первом этаже должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания. Предел огнестойкости несущих конструкций рассчитывается поэтажно и не может быть ниже значения R45.

Здания школ оснащаются пожарными лестницами выдвижного типа. Отделка и облицовка стен кабинетов, путей эвакуации регламентируются, помимо вышеперечисленных актов, Техрегламентом РФ.

Система пожаротушения

Пожарная автоматика в обязательном порядке снабжается сигнализацией с подключением к диспетчерской МЧС (ЦУС).

Нормы для установок пожаротушения:

В общеобразовательных учреждениях используются установки водяного типа (спринклерные, дренчерные). При этом пожарный водопровод устанавливается только в школах-интернатах. Остальные учреждения обходятся наружными гидрантами, резервуарами, трубопроводами, которые обслуживаются администрацией города.

Допускается применение огнетушителей порошкового и газового типа в кабинетах информатики, технологии, химии, физики, а также технических помещениях и архивах (стационарные и автономные устройства).

Огнетушители в школе

Согласно противопожарному режиму, на каждом этаже школы устанавливается минимум 2 огнетушителя. Масса их заряда подбирается с учетом общей площади, пожарооопасности материалов (пластик, дерево, бетон). Однако, если на этаже находится помещение со взрывоопасной техникой или веществами, количество огнегасящих устройств увеличивается на столько единиц, чтобы заряда хватило на тушение одновременно всех возможных очагов.

Поэтому вопрос, сколько в школах должно быть огнетушителей, неуместен. Ведь пожароопасность объекта рассчитывается индивидуально.

В 2020 году уже действует ГОСТ о пожарных капсулах (0,5 кг), которые тушат пламя при их вбрасывании в огонь. Несмотря на низкую эффективность, одного такого огнетушителя хватит, чтобы вырваться из огненной ловушки или выиграть время при эвакуации. Поэтому качество оснащения школ средствами пожаротушения зависит только от руководства.

Общие требования к ним

Современные модели средств пожаротушения разнообразны по наполнению и возможностям. От того, какая установлена норма огнетушителей в школах, зависит порядок эксплуатации оборудования. Чем сложнее (опаснее) агрегат, тем чаще проводится техобслуживание и периодические проверки на работоспособность.

Все устройства соответствуют требованиям безопасности при правильной эксплуатации. Баллоны не срабатывают без срыва чеки и предохранителя, имеют прочную стальную конструкцию, о чем свидетельствует документация на испытания.

Виды и типы

Далее рассмотрим, какие огнетушители должны быть в школе. Виды – переносные (до 20 кг) и передвижные (до 450 кг), самосрабатывающие или ручные – определяются площадью помещений, их пожарным риском. Типы устройств – порошковые, газовые, пенные – классом пожара.

Важно. Школьные лаборатории и кабинеты (химии, информатики, технологии и т. д.) оснащаются как минимум одним огнетушителем объемом 3–5 л в зависимости от того, что в кабинете может загореться. Порошковые и углекислотные модели используются в СИЗ и очках, пенные и водные нетоксичны, но предназначены для тушения ограниченного списка веществ.

Места расположения и высота

Пожарные шкафы (стенды) размещаются в доступном и видном издалека месте. Как правило, в коридорах огнетушители располагаются вдали от арок, дверей и со стороны окон (опорная ниша). В кабинетах устройства размещаются у кафедры (доски).

Есть правило, на какой высоте вешать огнетушитель от пола в школе. Передвижные (от 15 кг) крепятся к полу или стене. Главное требование – чтобы высота установки не превышала 1 м. Переносные вешаются на высоте до 1,5 метра. Схема и расположение огнетушителей в школах отображаются в плане эвакуации.


Расчет количества

Чтобы произвести расчет того, сколько потребуется огнетушителей на всю школу, требуется знать технические параметры агрегатов (площадь тушения, масса заряда):

  1. Определяют класс пожароопасности помещений (с реактивами, электрооборудованием, ЛВЖ, техническими установками) – ст. 27 документа (в основном классы АБ).
  2. Рассчитывают площадь помещений, которые оснащаются огнетушителями в обязательном порядке, а также общую (по проекту БТИ). Это требуется для того, чтобы определить, сколько огнетушителей будет висеть в здании.
  3. Переходят к правилам противопожарного режима (Приложение 1, 2 Постановления Правительства №390), путем сопоставления данных определяют нужное количество. Для оборудования пожарных щитков используют отдельную таблицу.

Внимание! При расчете учитывают расположение огнетушителей (минимум 2 на этаж и по 1 во взрывоопасные кабинеты). Количество образцов может быть сокращено не более чем на половину – в школах действуют автоматические системы пожаротушения. Примеры подсчетов приводятся по ссылке (п. 2.4).

ТО устройств и проверка

Плановые проверки проводятся ежемесячно, поквартально, ежегодно ответственными за пожарную безопасность лицами. Специалистами проверяется давление в баллонах, вес заряда (утечки), целостность пломб.

ТО осуществляется на лицензированных станциях обслуживания (освидетельствование емкостей, перезарядка).


Периодичность

Каждый вид огнетушителей имеет разные сроки обязательного ТО (один раз в год, два, пять). На периодичность техосмотра также влияют условия эксплуатации – температура, агрессивная среда, влажность, осадки.

Срок годности и перезарядка

Период эксплуатации огнетушителей ограничивается сроком службы оборудования (5–15 лет) и заряженного ОТВ (1–5 лет). Перезарядка осуществляется в случае использования ОТВ, после окончания срока его годности, а также при повреждении баллона или механизма ЗПУ.

Законодательная база

Основные типы огнетушителей регламентируются нормативными актами:

Качество огнетушителей оценивается по ГОСТ СПКП.

Ответственный за ПБ

Помимо директора, за пожарную безопасность в школах отвечает ведущий специалист по ПБ. Он занимается ведением документации по огнегасящему оборудованию, заполняет акт проверки огнетушителей в школах, проводит инструктажи и учебные эвакуации.

Кстати. Сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям и нормам, изложенным в законе о пожарной безопасности №69-ФЗ, приказе МЧС №645, приказе Минтруда №814н.

Штрафы и наказание

За несоблюдение обязанностей по ППБ (ст. 37 №69-ФЗ) директора школ, собственники зданий, главы муниципалитетов несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Профилактика пожаров в школе

Процесс должным образом контролируется не только персоналом учреждения, но и ГПН МЧС.

Что понимается под профилактикой:

  1. Использование огнетушителей согласно инструкции.
  2. Контроль комплектности средств пожаротушения, их соответствия нормам.
  3. Своевременное ТО (закачка газа, порошка, раствора).
  4. Обучение персонала и школьников основам ПБ (эвакуация, эксплуатация огнетушителей).

Выводы

Оснащение образовательных организаций огнетушителями – трудоемкий процесс, основанный на анализе целого свода законов. Чтобы определить нужное количество устройств, необходимо взять за основу общую площадь учебного заведения. Ведь без этого беспорядочное размещение огнетушителей не будет соответствовать нормам пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении – это совокупность мероприятий правового, экономического, организационного, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику возникновения пожара или уменьшение последствий от него.

В данной статье мы рассмотрим основные составляющие пожарной безопасности общеобразовательного учреждения.

Ответственные за пожарную безопасность в учреждении

Лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении, является директор.

Директор школы обязан:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;содействовать деятельности добровольных пожарных.

Для решения задач по организации пожарной безопасности в школе директор может назначить приказом ответственного за пожарную безопасность в учреждении. Как правило, в школах ответственным за пожарную безопасность назначают заместителя директора по АХР (АХЧ). Для ответственного за пожарную безопасность должна быть разработана должностная инструкция, определяющая его обязанности, права и ответственность.

К должностным обязанностям ответственного за пожарную безопасность в учреждении относят:

  • организацию проведения обучения сотрудников учреждения по пожарной безопасности;
  • организацию и проведение вводного противопожарного инструктажа и противопожарных инструктажей на рабочем месте;
  • проведение анализа состояния пожарной безопасности в учреждении;
  • участие в выявлении возгораний и установление размера материального ущерба;
  • проведение осмотра состояния территории предприятия, помещений, проходов и эвакуационных выходов;
  • оценку состояния готовности первичных средств пожаротушения;
  • ведение документации по пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды среди работников учреждения;
  • обеспечение соблюдения персоналом учреждения требований пожарной безопасности.

Ответственный за пожарную безопасность, как и директор учреждения, в обязательном порядке должен быть обучен в специализированном учебном центре по соответствующей программе (пожарно-технический минимум для руководителей и специалистов).

Меры пожарной безопасности в образовательном учреждении

Пожарная безопасность школы формируется из комплекса мероприятий, которые в обязательном порядке должны быть организованы в каждом образовательном учреждении.

К таким мероприятиям относится:

  • Закупка, размещение, поддержание в исправном состоянии первичных средств пожаротушения: огнетушители; пожарные краны; пожарный инвентарь (ломы, багры пожарные, крюки с деревянной рукояткой; комплекты для резки электропроводов, вилы, лопаты, емкости для воды, ящики для песка пожарные, ведра и ручные насосы); покрывала для изоляции очага возгорания.
  • Установка сигнализации, фиксирующей противопожарное состояние образовательного учреждения.
  • Установка в учреждении системы оповещения о пожаре.
  • Обеспечение работоспособности эвакуационных выходов.
  • Установка информационного стенда по пожарной безопасности.
  • Размещение планов эвакуации.
  • Обучение сотрудников учреждения и учащихся мерам пожарной безопасности.
  • Проведение учений по эвакуации сотрудников и учащихся учреждения из здания.
  • Разработка документов о мерах пожарной безопасности в учреждении.

Требования пожарной безопасности на территории образовательного учреждения

На территории и в помещениях с массовым пребыванием людей, а также на этажах, где находятся 10 и более человек, на видном месте должны располагаться планы эвакуации людей при пожаре.

На территории и в помещениях учреждения запрещается:

  • использовать технические помещения для хранения материалов, оборудования, мебели и других предметов;
  • снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы;
  • проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
  • устраивать в лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
  • загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств.
  1. Территория должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы. Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.
  2. Запрещается размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах различные материалы, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
  3. Двери на путях эвакуации должны открываться наружу по направлению к выходу из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
  4. Знаки пожарной безопасности с автономным питанием от электрической сети, применяемые на путях эвакуации, должны постоянно находиться во включенном состоянии и быть исправными.
  5. Запрещается оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.
  6. Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции.
  7. Запрещается пользоваться розетками и другими электроустановочными изделиями с повреждениями.
  8. Запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми плафонами.
  9. Запрещается оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электроприборы, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
  10. Дорога, подъезд и проходы к учреждению должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда; к зданию должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей.
  11. Запрещается парковка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.
  12. Эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
  13. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу.

Огнетушители в образовательном учреждении

Огнетушитель – это первичное средство пожаротушения, которое применяется в случае обнаружения очага возгорания и позволяет его ликвидировать частично или полностью до приезда пожарной охраны.

По виду огнетушащего вещества различают следующие виды огнетушителей:

  • Водный огнетушитель – предназначен только для тушения возгораний твердых веществ и материалов. Водный огнетушитель наносит минимальный вред отделке интерьера. Данный вид огнетушителя запрещено применять при тушении возгораний на электроустановках и при отрицательной температуре воздуха.
  • Воздушно-пенный огнетушитель – предназначен для тушения тлеющих материалов, горючих жидкостей, твердых веществ, находящихся в общественных зданиях. Данный вид огнетушителя запрещено применять при тушении возгораний на электроустановках, а также предметов тлеющих без доступа кислорода.
  • Порошковый огнетушитель – предназначен для тушения пожаров всех классов, а также возгорания на электроустановках, находящихся под напряжением до 1000 В.
  • Углекислотный огнетушитель – предназначен для тушения возгораний на электроустановках по рабочим напряжением до 1000 В; возгораний офисной техники; возгораний в музеях, галереях, выставочных залах (в данном случае применение углекислотного огнетушителя обусловлено тем, что диоксид углерода быстро испаряется, не оставляя загрязнений и повреждений на объекте тушения); возгораний транспортных средств.
  • Воздушно-эмульсионный огнетушитель – применяется для тушения возгораний твердых горючих веществ (класс А), горючих жидкостей (класс В) и электроустановок под напряжением до 1000 В.

Внимание! Углекислотный огнетушитель запрещено применять для тушения горящей одежды на теле человека!

Внимание! Вид огнетушителя для образовательного учреждения, определяется по классу возможного пожара. Как правило, в школах используются порошковые и углекислотные огнетушители.
Каждый огнетушитель, установленный в школе, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер.

Расчет необходимого количества огнетушителей

Здание образовательного учреждения обеспечивается огнетушителями из расчета:

  • 1 порошковый огнетушитель объемом 10 литров на 400 кв. метров площади;
  • 1 порошковый огнетушитель объемом 5 литров на 200 кв. метров площади.

Например, если площадь школы 6000 кв.м, то на территории учреждения должно быть размещено 6000/200 = 30 огнетушителей объемом 5 литров.

Внимание! Огнетушители в обязательном порядке должны быть размещены в кабинетах химии, физики, технологии и информатики. Т.е. помещения, в которых используется электрооборудование, а также применяются ЛВЖ и ГЖ.

Обучение сотрудников школы мерам пожарной безопасности

Инструктажи по пожарной безопасности

По аналогии с охраной труда определяют 5 видов противопожарных инструктажей :

  • Вводный противопожарный инструктаж. Проводится при приеме на работу нового сотрудника, а также с командированными и сезонными работниками и обучающимися, прибывшими на производственную практику.
  • Первичный противопожарный инструктаж. Проводится непосредственно на рабочем месте со всеми вновь принятыми работниками.
  • Повторный противопожарный инструктаж. Проводится со всеми работниками образовательного учреждения не реже одного раза в год.
  • Внеплановый противопожарный инструктаж. Проводится:
  • при введении в действие новых или изменении ранее разработанных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
  • при изменении технологического процесса производства;
  • при нарушении работниками учреждения требований пожарной безопасности;
  • по требованию органов государственного пожарного надзора;
  • при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших в других учреждениях;
  • при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
  • Целевой противопожарный инструктаж. Проводится:
  • при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью;
  • при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  • при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
  • при проведении экскурсий в организации;
  • при организации массовых мероприятий с обучающимися;
  • при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей.

Противопожарный инструктаж проводится лицом, на которое возложена ответственность за пожарную безопасность в учреждении соответствующим приказом.

Все инструктажи проводятся по специальным программам, утвержденным руководителем учреждения.

После проведения того или иного инструктажа в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности в обязательном порядке делается запись, факт проведения подтверждается обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.

Пожарно-технический минимум (ПТМ)

Работники образовательного учреждения обучаются ПТМ в объеме знаний требований нормативно-правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса, а также приемов и действий при возникновении пожара в учреждении.

Обучение ПТМ работников образовательного учреждения проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года. Оно может быть проведено как с отрывом от производства – в специализированном учебном центре (для лиц, ответственных за пожарную безопасность в учреждении), так и на территории самого учреждения (для работников, профессиональная деятельность которых не связана с пожароопасными работами).

Обучение ПТМ на территории учреждения проводится лицом, на которое соответствующим приказом руководителя возложена ответственность за пожарную безопасность.

По окончании обучения ПТМ квалификационной комиссией, назначенной приказом директора школы и состоящей не менее чем из 3 человек, проводится проверка знаний обучавшихся.

Обучение учащихся школы мерам пожарной безопасности

Основной формой обучения учащихся школы является беседа с применением таблиц, фильмов, книг и т.п. в рамках урока ОБЖ. На занятиях должно быть рассказано о мерах осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии.

1.1. Основные требования к школьному кабинету химии

Химический кабинет школы – это специально оборудованное помещение для проведения уроков химии, подготовки и проведения внеклассной работы по предмету, а также других занятий и мероприятий по химии в соответствии с учебной программой и школьным планом по воспитательной работе. Требования к школьному кабинету химии вытекают, с одной стороны, исходя из соответствующих санитарно-гигиенических, эргономических и общешкольных правил. С другой стороны, химический кабинет должен быть оснащен всем необходимым учебным оборудованием (дидактическая составляющая кабинета), позволяющим обеспечить возможность проведения всего комплекса учебно-воспитательных работ, обусловленных спецификой школьного предмета – химии.

Как правило, химкабинет состоит из двух комнат: собственно классной комнаты для проведения уроков и иных занятий по химии и лаборантской комнаты – рабочего места лаборанта, где хранятся химическая посуда, реактивы, другие средства обучения и дидактические материалы, и где лаборант или учитель готовит все необходимое для занятий.

Классная комната химического кабинета площадью около 70 м 2 должна быть оснащена двухместными ученическими столами, позволяющими проводить лабораторные опыты и практические работы с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности. В классе устанавливаются демонстрационный стол, обычно совмещаемый с рабочим столом учителя, вытяжной шкаф, классная доска. Обязательными материальными атрибутами школьного кабинета химии являются водопровод и канализация, электроснабжение и отопление, шкафы для хранения учебно-методической литературы и таблиц, средства пожаротушения и оказания первой медицинской помощи. При наличии газоводоэлектроснабжения для демонстрационного и каждого ученического стола, коммуникации должны проходить под полом и иметь специальные распределительные щиты и краны для их общего включения и отключения. В настоящее время разработаны и реализуются комплекты специальной мебели, вытяжных устройств, лабораторных и препараторских столов, классных досок и т.п. для школьных кабинетов химии.

Лаборантская комната площадью около 18 м 2 должна быть оснащена шкафами и сейфами для хранения реактивов, посуды и другого лабораторного оборудования, вытяжным шкафом, раковиной для мытья посуды, средствами пожаротушения, необходимой мебелью для работы лаборанта и учителя. Лаборантская комната должна примыкать к классной комнате и иметь два выхода: один – в коридор, второй в классную комнату.

Химический кабинет нельзя использовать для занятий групп продленного дня или в качестве классной комнаты для проведения уроков и внеклассной работы по другим предметам.

Дидактическая составляющая химического кабинета (непосредственно средства обучения химии) определяется постоянно обновляющимися "Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утверждаемых приказами Министерства образования Российской Федерации.

Администрация школы и учитель химии несут ответственность за:

-укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения химии;

-соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета химии;

-наличие в кабинете комплекта материалов для диагностики качества обучения химии.

-обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по химии;

-соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете;

1.2. Система средств обучения химического кабинета

Средства обучения, воспитания и развития учащихся (средства обучения) – это система материальных объектов, используемых в учебно-воспитательном процессе, как преподавателями, так и учащимися для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

Средства обучения химии можно разделить условно на несколько групп:

- средства, используемые только лишь учителем (учебно-методическая, специальная литература, приборы, реактивы и оборудование) для подготовки к урокам и проведению внеклассных мероприятий;

- учебники, задачники, книги для чтения и другая учебная и популярная литература для учащихся;

- специальные дидактические средства обучения химии.

Специальными средствам обучения химии являются:

- натуральные объекты (вещества, химические реактивы, материалы, смеси, растворы, коллекции и т.д.);

- приборы, химическая посуда и лабораторное оборудование;

- учебные модели атомов, молекул, кристаллических решеток, химических производств и т.д.;

- средства обучения на бумажной основе (таблицы, схемы, графики, плакаты, фотографии и т.д.);

- аудио- и видеосредства обучения (диапозитивы, транспаранты, диафильмы, звукозаписи, видеофильмы, кинофильмы), обеспеченные соответствующими техническими средствами (фотоаппараты, диапроекторы, фильмоскопы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, телевизоры, экраны и т.д.);

- современные коммуникационные и информационные средства обучения (обучающие, контролирующие, игровые и другие компьютерные программы), обеспеченные соответствующими установками и возможностями (видеокамеры, цифровая фотоаппаратура, компьютеры, мультимедийные установки, Интернет и т.д.).

Приводим краткий перечень видов средств обучения, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса при изучении химии в школе и реализации требований Государственного образовательного стандарта по химии.

I. Книгопечатная продукция

1. Школьные авторские учебные программы по химии средней школы. 2. Учебники по химии для средней школы.

3. Рабочие тетради для учащихся.

4. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9,10, 11 классы).

5. Сборники задач по химии для средней школы.

6. Научно-методические работы и периодические издания ("Химия в школе"; "Химия" и др.) и т.д.

II. Наглядные пособия

1. Комплект портретов ученых-химиков.

2. Серия справочных таблиц по химии ("Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева", "Растворимость солей, кислот и оснований в воде", "Электрохимический ряд напряжений металлов", и др.).

3. Серия различных учебных таблиц по неорганической химии, органической химии, по производству основных продуктов химической промышленности.

III. Информационно-коммуникативные средства

1.Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

2. Электронные библиотеки по курсу химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

3. Электронные базы данных по всем разделам курса химии (для учителя, учащихся и домашнего пользования).

4. Компьютерные программы Chem Lab, Chem Office, Chem Draw, Chemical Equation, Chem Finder, Открытая химия, Репетиторы по химии, Химическая лаборатория, Химикус и др.

IV. Экранно-звуковые пособия

1. Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса).

2. Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса).

V. Технические средства обучения

1. Видеокамера на штативе.

2. Видеомагнитофон (видеоплеер).

3. Графопроектор (кодоскоп или аналогичный прибор).

4. Компьютер мультимедийный с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернету; аудио и видео выходы, с приводами для чтения и записи компакт-дисков; оснащенный акустической колонкой, магнитофоном и наушниками.

5. Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см).

6. Экран проекционный. Размер не менее 1200 см.

VI. Реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей

для химического эксперимента

В соответствии с Перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ.

VII. Специализированная мебель

1.3. Техника безопасности при работах в кабинете химии

Перечень специфических работ по учебному эксперименту

Специфика обучения химии в школе предполагает проведение учителем и учениками следующих видов основных экспериментальных работ с натуральными объектами в качестве средств обучения.

1. Демонстрационный химический эксперимент, выполняемый учителем или учениками.

2. Лабораторные опыты, выполняемые учениками под руководством учителя во время объяснения новой темы.

3. Практические работы, выполняемые учениками по учебной программе в течение всего урока.

4. Опыты, выполняемые отдельными учениками в ходе индивидуального контроля усвоения знаний, умений и навыков.

5. Химический учебный и исследовательский эксперимент, выполняемый учащимися на занятиях химического кружка, при подготовке к научной конференции, к олимпиаде и т.д.

6. Химический эксперимент, проводимый учителем и учащимися во время тематических химических вечеров, классных часов и т.д.

7. Химический эксперимент, проводимый учителем, лаборантом и отдельным учениками для отработки методики и техники опытов при подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям.

При выполнении в химическом кабинете указанных работ, сопровождающихся определенной опасностью для здоровья учителя и учащихся, так как многие химические вещества в той или иной степени токсичны, огнеопасны, взрывоопасны, необходимо строго выполнять правила техники безопасности. Только в этом случае можно гарантированно исключить несчастные случаи в школе в виде химических и термических ожогов, порезов рук лабораторной посудой, отравления химическим соединениями, поражения электрическим током и т.д.

Общие положения техники безопасности.

Учитель отвечает за обучение учащихся безопасным методам и приемам работы, за ознакомление учащихся с правилами поведения в химическом кабинете, за вводный и первичный инструктажи в начале учебного года, а также текущий – перед проведением учебного эксперимента и практической работы. Внеплановый инструктаж проводится в случаях грубого нарушения правил техники безопасности, возникновения аварийных ситуаций или введения в действие новых правил по технике безопасности.

В кабинете на видном месте вывешиваются инструкция по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии (Приводится ниже).

Учащимся, которым по состоянию здоровья запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальному плану.

Требования техники безопасности должны соблюдаться в кабинете химии неукоснительно.

Ни один прибор нельзя использовать без предварительной проверки. В случае, если произошла утечка ядовитого газа, учитель должен удалить учащихся из класса, надеть противогаз, ликвидировать аварию и лишь после этого допускать учеников снова в кабинет.

Опыты, предназначенные для проведения учащимися, должны быть предварительно проверены учителем, а количества веществ строго ограничены необходимостью опыта.

Опыты с токсичными веществами проводятся в исправном вытяжном шкафу или приборах - замкнутых системах с поглощением выделяющихся веществ. Учащихся следует научить, как убирать свое рабочее место, реактивы, пролитые или просыпанные на стол и следить за тем, чтобы насыпались и наливались не над полом или одеждой, а над столом. Учитель должен проинструктировать учащихся о том, как следует обращаться с кислотами и щелочами при сливании их канализацию.

Учитель должен сам строго соблюдать правила личной безопасности, которые являются общими для всех химических лабораторий.

Читайте также: