Сколько медсестер должно быть в школе интернате
Обновлено: 05.07.2024
Зравствуйте! Кокое количество детей может быть на одну ставку медсестры в школе.
Ответы на вопрос:
По общему правилу медсестры образовательных учреждений должны находиться в штате поликлиник.
В случае, если детский сад (или иная школа) самостоятельно получают лицензию (зачем?) на медицинскую деятельность, нагрузка устанавливается локальным актом.
Для мс, входящих в штат поликлиник .
Должности медицинских сестер или фельдшеров для непосредственного обслуживания детей в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального образования, начального и среднего профессионального образования (за исключением указанных учреждений, в штате которых сохранены должности среднего медицинского персонала) из расчета 1 должность на:
- 600 учащихся образовательных учреждений;
- 100 детей детских садов;
- 50 детей санаторных детских садов;
- 300 учащихся вспомогательных школ для умственно отсталых детей.
Приказ Минздрава РФ от 16.10.2001 N 371 (ред. от 28.04.2006) "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением свыше 25 тысяч человек"
Приложение N 2
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н
Рекомендуемые штатные нормативы
медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях
ГАРАНТ:
См. справку о нормах труда
Количество штатных единиц
Заведующий отделением - врач-педиатр
1 на 10 должностей врачей-педиатров (фельдшеров)
180 - 200 несовершеннолетних в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов) дошкольных образовательных организаций;
400 несовершеннолетних в детских садах (соответствующих группах в детских яслях-садах) дошкольных образовательных организаций;
1 000 несовершеннолетних общеобразовательных организаций или профессиональных образовательных организаций
Врач по гигиене детей и подростков
1 на 2 500 обучающихся во всех типах образовательных организациях
Старшая медицинская сестра
соответственно должностям заведующих отделениями, предусмотренным пунктом 1
Медицинская сестра (фельдшер)
100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях;
100 - 500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях
по количеству штатных единиц медицинских сестер
100 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);
200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в дошкольных образовательных организациях;
300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в общеобразовательных организациях
100 несовершеннолетних с нарушением слуха в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);
200 несовершеннолетних с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях;
300 несовершеннолетних с нарушением слуха в общеобразовательных организациях
200 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в дошкольных образовательных организациях;
300 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в общеобразовательных организациях
250 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях;
350 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
1 на 200 несовершеннолетних в санаторных яслях, яслях-садах и детских садах, а также лесных школах
1 на 400 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата
Врач по лечебной физкультуре
200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в ясельных группах;
300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях;
500 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
25 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в дошкольных образовательных организациях;
150 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в общеобразовательных организациях;
на каждую должность врача ортопеда-травматолога, предусмотренную в пункте 8
Медицинская сестра по массажу
в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки
Инструктор по лечебной физкультуре
в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки
1. Для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество медицинского персонала отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детской поликлиники (отделения) устанавливается исходя из меньшей численности обучающихся.
2. Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 1156-р "Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 35, ст. 3774; N 49, ст. 5267; 2008, N 11, ст. 1060; 2009, N 14, ст. 1727; 2010, N 3, ст. 336; N 18, ст. 2271; 2011, N 16, ст. 2303; 2011, N 21, ст. 3004; 2011, N 47, ст. 6699; 2011, N 51, ст. 7526; 2012, N 19, ст. 2410) количество штатных единиц врачей-специалистов устанавливается вне зависимости от численности прикрепленных несовершеннолетних.
ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.
Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:
1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.
4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.
5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.
6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.
При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.
8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.
Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:
1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:
- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,
- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;
- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);
- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
- контроль за пищеблоком и питанием детей;
- ведение медицинской документации.
2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.
2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.
2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.
2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.
2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:
- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;
- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;
- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;
- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;
- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).
2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.
Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:
1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;
2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;
3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;
4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;
5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;
6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;
7. проводить работу по профилактике травматизма;
8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;
9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.
Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:
1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;
2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;
3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;
4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;
5. проводит работу по профилактике травматизма;
6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;
7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.
Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.
Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.
При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.
Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).
Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.
Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.
Рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях
Приложение N 2
к Порядку оказания медицинской помощи
несовершеннолетним, в том числе
в период обучения и воспитания
в образовательных организациях,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения РФ
от 5 ноября 2013 г. N 822н
Наименование должности
Количество штатных единиц
Заведующий отделением - врач-педиатр
1 на 10 должностей врачей-педиатров (фельдшеров)
- 180 - 200 несовершеннолетних в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов) дошкольных образовательных организаций;
- 400 несовершеннолетних в детских садах (соответствующих группах в детских яслях-садах) дошкольных образовательных организаций;
- 1 000 несовершеннолетних в общеобразовательных организаций или профессиональных образовательных организаций
Врач по гигиене детей и подростков
1 на 2 500 обучающихся во всех типах образовательных организациях
Старшая медицинская сестра
соответственно должностям заведующих отделениями, предусмотренным пунктом 1
Медицинская сестра (фельдшер)
- 100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях;
- 100 - 500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях
по количеству штатных единиц медицинских сестер
- 100 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);
- 200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в дошкольных образовательных организациях;
- 300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью в общеобразовательных организациях
- 100 несовершеннолетних с нарушением слуха в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);
- 200 несовершеннолетних с нарушением слуха в дошкольных образовательных организациях;
- 300 несовершеннолетних с нарушением слуха в общеобразовательных организациях
- 200 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в дошкольных образовательных организациях;
- 300 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в общеобразовательных организациях
- 250 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях;
- 350 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
1 на 200 несовершеннолетних в санаторных яслях, яслях-садах и детских садах, а также лесных школах
1 на 400 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата
Врач по лечебной физкультуре
- 200 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в ясельных группах;
- 300 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях;
- 500 несовершеннолетних с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных организациях
- 25 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в дошкольных образовательных организациях;
- 150 несовершеннолетних с хроническими болезнями глаза в общеобразовательных организациях;
- на каждую должность врача ортопеда-травматолога, предусмотренную в пункте 8
Медицинская сестра по массажу
в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки
Инструктор по лечебной физкультуре
в зависимости от объема помощи, оказываемой несовершеннолетним с поражением центральной нервной системы и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата и действующих расчетных норм нагрузки
В связи с обращениями по вопросу об организации деятельности школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает.
Статьей 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрена возможность образовательной организации иметь в своей структуре структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе интернаты.
В соответствии со статьей 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации, имеющей интернат, относится обеспечение необходимых условий содержания обучающихся.
Законом об образовании предусмотрено проживание обучающихся в интернате образовательной организации. Так, в соответствии со статьей 34 указанного закона обеспечение местами в интернатах является одной из мер социальной поддержки обучающихся.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.
Таким образом, проживание обучающихся в интернате образовательной организации имеет своей целью создание условий для содержания детей и направлено на социальную защиту обучающихся с ОВЗ.
Нормы, регламентирующие степень удаленности образовательной организации от места проживания, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН).
В соответствии с разделом II СанПиН должна быть предусмотрена пешеходная доступность, а для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, при расстояниях свыше установленных пунктом 2.5 СанПиН, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. При этом время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.
Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий пунктом 2.6 СанПиН рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательной организации.
Вышеуказанные нормы действуют и при организации деятельности школ-интернатов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - СанПин ОВЗ).
В соответствии с пунктом 8.2 части 8 СанПин ОВЗ учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе.
Вместе с тем данное положение не относится к неучебным видам деятельности образовательных организаций, связанных с осуществлением "интернатной формы" пребывания обучающихся с ОВЗ, и не означает отказа от 7 дневного режима работы указанных организаций. Необходимо учитывать психофизические особенности и состояние здоровья обучающихся, степень удаленности образовательной организации от места их проживания, а также мнение родителей (законных представителей).
Несмотря на то, что в соответствии со статьей 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе, административной деятельности, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, должны быть направлены на создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и комфортные условия получения качественного образования для обучающихся названной категории с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Согласно статье 8 Закона об образовании создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует проанализировать деятельность школ-интернатов и обеспечить дифференцированный подход к организации режима их работы с учетом состояния здоровья обучающихся, запросов родителей (законных представителей) и степени удаленности от места проживания детей, обратив особое внимание на школы-интернаты для обучающихся с нарушением зрения, нарушением слуха.
Читайте также: