Сколько этажей в твоей школе это предложение с обращением или нет
Обновлено: 03.07.2024
1) Настя, а что нам задали?
2)Здравствуйте, когда будет урок?
3)Мама, спасибо за подарок.
4)Лена, сходи пожалуйста в магазин.
5)Здравствуйте, дети, сегодня мы познакомимся с новой темой.
6)Скажи пожалуйста, сколько сейчас время?
7)Извините, вы не подскажите, сколько это стоит?
8)Здравствуйте, можно войти?
9)Мама, принеси мне пожалуйста воды.
10)Девочка, ты знаешь что это за здание?
11)Маша, ты вчера была в парке?
12)Папа, тебе нужна помощь?
13)Дорогие друзья, сегодня я расскажу вам очень интересную историю.
14)Саша, подай мне карандаш.
15)Девушка, а куда вы идете?
16)Ребята, как вы думаете, что нужно делать в такой ситуации?
17)Кристина, а куда мы завтра поедем?
18)Надя, а во сколько завтра выступление?
19)Ксюша, почему ты так думаешь?
20) Мама, я всё купила!
1) Маша, подойди сюда!
2) Мама, пожалуйста, налей мне воды.
3) Как решать эту задачу, Коля?
4) Мне сказали, что вы очень обеспокоены моей успеваемостью, директор.
5) Дети, приготовьтесь к экзаменам!
6) Вот твоя ручка, Максим.
7) Моя жизнь в отличие от твоей, Вероника, куда лучше.
8) Феликс, иди кушать!
9) Обдумай своё решение, коллега.
10) Катя, из-за чего ты расстроилась?
11) Лина, ты знаешь, что сегодня за праздник?
12) Посмотри на свои ошибки, Кристина.
13) Любовь Александровна, вы можете придумать ещё один пример на вычитание?
Обращение обозначает лицо или предмет, к которому относится речь говорящего. Оно не является членом предложения и выделяется знаками препинания.
Узнаем, что такое обращение в русском языке, каким оно бывает, как выделяется знаками препинания. Приведем примеры предложений с обращениями.
Что такое обращение в русском языке?
О лес! Как ты прекрасен золотой осенью!
Обращение — это слово или словосочетание, обозначающее лицо или предмет, к которому обращена речь.
Обращение выражается обычно существительным в форме именительного падежа или словом другой части речи в значении существительного. Оно произносится с особой, звательной интонацией, привлекающей внимание собеседника.
Дети , пойдем сегодня гулять в парк.
Какую сказку тебе прочитать, сестрёнка ?
Обращение не связано ни с одним членом предложения способом согласования, управления или примыкания и не соединяется сочинительной связью с помощью союзов и перечислительной интонации. По этой причине обращение не является членом предложения.
Обращение, как и вводные слова и конструкции, осложняют простое предложение. Предложение, в котором используется обращение, является осложнённым.
Обращение часто применяется в односоставном предложении, в котором нет подлежащего.
В предложении, осложнённом обращением, сказуемое выражается глаголом 2 лица настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения.
Ванечка, помнишь этот нашумевший фильм?
Беги, парнишка, домой и передай мой привет своим близким!
Как выделяется обращение?
Так как обращение не является полноправным членом предложения, в письменной речи оно отделяется знаками препинания.
Если обращение произносится без восклицательной интонации, оно выделяется запятой в начале или конце предложения и обособляется запятыми, если находится в середине предложения:
Каждый труд благослови, удача (С. Есенин). […, O].
Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы, например:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов).
Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою (А. Майков).
Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев).
Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман (А. Майков).
Тебе, Казбек, о страж Востока, принес я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).
Распространенные и нераспространённые обращения
Как следует из определения, обращение может быть выражено одним или несколькими словами, то есть оно бывает нераспространённым и распространённым.
Примеры
Поздравляю тебя, человек ! Поздравляю тебя, Земля ! (Р. Рождественский).
Что ты клонишь над водами, ива , макушку свою? (С. Есенин).
Спой нам, ветер , про дикие горы, про глубокие тайны морей (В. Лебедев-Кумач).
Куда ты, светлый ручеёк , стремишься? (И.А. Крылов).
Забудь, товарищ мой любезный , раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин).
Клен ты мой опавший, клен заледенелый , что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? (С. Есенин)
Здравствуйте, лёгкие звезды пушистого первого снега ! (И. Тургенев).
Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю , атакующий класс (В. В. Маяковский).
Как я любил, Кавказ мой величавый , твоих сынов воинственные нравы (М. Лермонтов).
Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:
Отколе, умная , бредёшь ты, голова ? (И.А. Крылов).
Ты, царевич , мой спаситель , мой могучий избавитель (А.С. Пушкин).
Здравствуй, князь ты мой прекрасный ! (А.С. Пушкин).
Примеры предложений с обращениями
Спасибо, речка , за твою прохладу в летний зной!
Запишите, ребята , эту формулу в тетрадь!
Ты засыпала весь город снегом, зимушка-зима !
Аня ! Позвони мне сегодня вечером.
Мой сад ! Как я люблю весной твое цветенье!
Снегурочка ! Иди сюда, поиграй с ребятишками в снежки!
Пойдем, дедушка , со мной сегодня на рыбалку!
Кто из вас, ребята , отгадает эту загадку?
Видеоурок
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
Примеры: Чаадаев , помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг , настанет срок разлуки? (Пушкин); Не гаси, любимая , огонёк (Малков).
1) Для того чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать следующее:
а) обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;
б) если подлежащее выражено именем существительным, то сказуемое ставится в форму третьего лица ( Чаадаев помнит былое); если в предложении есть обращение, то предложение часто является односоставным с глаголом-сказуемым во втором лице ( Чаадаев , помнишь ли былое?);
в) обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.
2) По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.
Не твоя ли, Пушкин , радость окрыляла нас тогда? (Блок); Что, конь , не малый мы с тобой по свету дали крюк? (Твардовский).
Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:
а) наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.
Жизнь , я так благодарен тебе (Бенке);
б) географические наименования, собственные и нарицательные.
Я люблю тебя, Россия (Ножкин).
3) Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения:
Примечание. Личные местоимения ты и вы , как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, например: Простите, мирные долины, и вы , знакомых гор вершины, и вы , знакомые леса! (Пушкин).
Но они могут выступать и в роли обращения в следующих случаях:
а) сами по себе, например: Эй, вы ! Кончайте скорее! (Достоевский); – Тише, вы ! – крикнула Феня (Антонов);
б) в составе обращений, представляющих собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение второго лица, запятыми не выделяемое, например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя ? (Островский);
в) обращение с предшествующей местоимению частицей о и последующим придаточным определительным предложением, например: О ты , чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн. (Пушкин).
Знаки препинания в предложениях с обращениями
1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале либо в конце предложения) запятыми, если произносятся без восклицательной интонации:
Наши сестры в полутёмной зале , мы о вас ещё не написали (Смеляков); Позвольте мне, читатель мой , заняться старшею сестрой (Пушкин); До свидания, благороднейший господин Глинкин (М. Горький).
2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы):
Старик! О прежнем позабудь. (Лермонтов).
3. Если обращение стоит в конце предложения, то после него ставится тот знак, который требуется содержанием и интонацией самого предложения:
Думай же, мастер культуры (Леонов); Ты здесь, миленький ? (Тренев); Свинья ты, братец . (Горький).
4. Частица о , стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками:
Как хорошо ты, о море ночное ! (Тютчев).
О, мама , почему ты меня упрекаешь?
Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:
5. Частицы а и да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой от него не отделяются, а перед ними запятая ставится:
– Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (Тургенев).
При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой:
– А, Васька ! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга. (Степняк-Кравчинский).
6. Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком:
Степь широкая, степь безлюдная , отчего ты так смотришь пасмурно? (Никитин).
7. Однородные обращения, соединённые союзом и или да , запятой не разделяются:
Здравствуй, солнце да утро весёлое ! (Никитин).
8. Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.
Выйдите вон из класса и Петя, и Вася !
9. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми:
Иван Ильич , распорядись, братец , насчёт закуски. (Тургенев).
10. Если распространённое обращение разорвано другими словами – членами предложения, то каждая часть обращения выделяется по общему правилу:
Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг! (Багрицкий).
Обращения не бывают членами предложения
Дети в школе часто допускают ошибку, выделяя обращение как подлежащее. Этого делать нельзя.
Чем обращение отличается от подлежащего
Смотрите, подлежащее называет того, о ком говорится в предложении. А обращение – того, к кому мы обращаемся с речью. Это не одно и то же.
Можно проверить себя еще и так. К подлежащему можно задать вопрос от сказуемого, например: решают задачу (кто?) дети.
Может ли быть обращение и подлежащее в одном предложении
Если из-за наличия обращения у вас нет подлежащего, то предложение будет односоставным. У меня уже выходила статья про четыре типа односоставных конструкций, пробегитесь по ней глазами, чтобы сразу в них разобраться.
Как выделять обращения на письме
Запятыми с обеих сторон. Обращения могут стоять в любой части вашего предложения, вы должны выделять их запятыми в любом случае, где бы они ни стояли:
- Таня, сколько тебе лет?
- Скажи-ка, Таня, сколько тебе лет?
- Сколько тебе лет, Таня?
Что еще надо знать
О других четырех осложнителях, которые вам обязательно надо знать, прочитайте в статье про осложненное предложение.
И еще я вас сразу направлю на свою статью о сложном предложении, потому что это не одно и то же.
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я постараюсь выписать всю школьную программу русского языка, потом другие авторы будут писать статьи по остальным предметам. Когда подпишетесь, я буду раз в неделю высылать вам лучшие статьи рубрики и ссылки на новые публикации. Отписаться можно в любой момент.
Рекомендую вам посмотреть три подборки с курсами русского языка. Они помогают готовиться к экзаменам и ВПР. В каждой подборке кроме платных материалов я даю ссылки на хорошие бесплатные справочники и пособия – их можно качать прямо из статьи.
Еще одна полезность. Посмотрите мое видео о том, как надо объяснять орфограммы. Я его продвигаю почти во всех статьях, потому что так, как я показываю, надо объяснять орфограммы с 5 по 9 класс. И репетиторы в таком случае будут не нужны. В ролике 3 минуты и 37 секунд, не поленитесь и посмотрите.
Всё, больше не спамлю.
Под статьей есть форма для комментариев, напишите в ней, пожалуйста, ваше мнение о материале. Понравился ли вам текст, сумел ли я объяснить вам, что такое обращение, легко ли было воспринимать информацию.
Читайте также: