Сколько должно быть бактерицидных ламп в школе

Обновлено: 05.07.2024

Онлайн расчет количества ультрафиолетовый бактерицидный излучателей для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях

Согласно руководству Р 3.5.1904-04 калькулятор выполняет расчеты:

  • Количества открытых или закрытых облучателей (рециркуляторов) для обеззараживания воздуха;
  • Количества открытых облучателей для обеззараживания поверхности пола;
  • Количества ламп в блоке для приточно-вытяжной вентиляции.

Таблица 1 — таблица экспериментальных значений антимикробной поверхностной Hs и объемной Hv доз (экспозиций) при различном уровне бактерицидной эффективности Jбк для некоторых видов микроорганизмов

Вид микроорганизма

90,0 %

95,0 % 99,9 % 90,0 % 95,0 %

99,9 %

1

2 3 4 5 6

7

Таблица 2 — зависимость значения коэффициента использования потока Кф. s от значения индекса помещения i для открытых потолочных облучателей

i 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1 1,25
Кф. s 0,12 0,16 0,20 0,22 0,25 0,28 0,30 0,32
i 1,5 1,75 2,0 2,25 2,5 3,0 3,3 4,0
Кф. s 0,35 0,38 0,40 0,42 0,43 0,45 0,46 0,48

Настоящее Руководство предназначено для специалистов органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и лечебно-профилактических организаций, а также может быть использовано эксплуатационными службами организаций,
применяющих ультрафиолетовое бактерицидное излучение для обеззараживания воздуха в помещениях; организациями, разрабатывающими и выпускающими ультрафиолетовые бактерицидные лампы и ультрафиолетовые бактерицидные облучатели, проектирующими ультрафиолетовые бактерицидные установки и осуществляющими их монтаж, и другими.

В период сезонного распространения заболеваемости острыми респираторными заболеваниями в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступают многочисленные вопросы о возможности и безопасности применения бактерицидных ламп в помещениях пребывания детей в детских садах для обеззараживания воздушной среды.

Дошкольные, школьные образовательные организации в период подъема заболеваемости острыми респираторными заболеваниями зачастую становятся местом возникновения и распространения заболеваний, а особенности функционирования таких организаций способствуют распространению инфекций.

Очень часто родители забывают, отправляя своих детей в учреждение с первыми признаками заболевания, что одного-двух больных детей достаточно, чтобы инфекция воздушно-капельным путем передалась другим воспитанникам в классе или группе. Именно поэтому в периоды эпидемического подъема особое внимание нужно уделять организации утреннего фильтра при приеме детей в детский сад или школу, чтобы не допустить детей с признаками заболевания к пребыванию в коллективе.

Очень важным мероприятием для предотвращения возникновения и распространения инфекций в период эпидемического подъема является осуществление дезинфекционных мероприятий в учебных помещениях и групповых. Помимо широко используемых организационных мероприятий, химических методов дезинфекции, в настоящее время в образовательных организациях все чаще применяется метод ультрафиолетового обеззараживания помещений.

При ультрафиолетовом обеззараживании помещений воздействие облучения на структуру микроорганизмов, находящихся в воздухе и на различных поверхностях, приводит к замедлению темпов их размножения и вымиранию.

Ультрафиолетовое бактерицидное облучение воздушной среды помещений осуществляют с помощью ультрафиолетовых бактерицидных облучателей и установок, которые применяются с целью снижения уровня бактериальной обсемененности.

Для проведения обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях с длительным нахождением детей наиболее рациональным и безопасным является применение ультрафиолетовых бактерицидных ламп закрытого типа. У закрытых облучателей бактерицидный поток от ламп, расположенных в небольшом замкнутом пространстве корпуса облучателя, не имеет выхода наружу. В этом случае обеззараживание воздуха осуществляется в процессе его прокачки через вентиляционные отверстия, имеющиеся на корпусе, с помощью вентилятора. Главное отличие таких ламп в том, что их можно использовать при постоянном и длительном присутствии детей, так как они абсолютно безопасны и не выделяют избыточного количества ультрафиолетовых лучей и озона.

Но обязательно нужно помнить о том, что эксплуатация бактерицидных облучателей должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями, указанными в паспорте и инструкции по эксплуатации. К эксплуатации бактерицидных установок не должен допускаться персонал, не прошедший необходимый инструктаж в установленном порядке.

В организации должна проводиться очистка колб ламп и отражателей облучателей бактерицидных установок от пыли согласно графику, утвержденному в установленном порядке. Бактерицидные лампы, отработавшие гарантированный срок службы, указанный в паспорте, должны заменяться на новые.

Помните характерный для кабинетов физиотерапии специфический запах? Это озон, который выделяется во время ультрафиолетового излучения специальных кварцевых ламп — они используются для терапии болезней носоглотки: суперкороткие сеансы, недолгий курс процедур, все под контролем врача.

Согласно СанПиН, утвержденным постановлением Главного санитарного врача РФ № 16 от 30 июня 2020 года, обеззараживание воздуха в учебных заведениях обязательно. Для этого применяются различные методы, один из которых — кварцевание. То есть использование ламп, при свете которых выделяется тот самый озон.

Можно ли использовать их в помещении, где находятся дети? Бывают ли безопасные кварцевые лампы? Как правильно их эксплуатировать? Разбираемся.

Какими бывают лампы и как они работают?

В школах, детских садах, больницах и других общественных учреждениях используют кварцевые и ультрафиолетовые или бактерицидные лампы, которые помогают избавиться от вредоносных микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным путём.

Кварцевые лампы имеют колбу, сделанную из кварцевого стекла. Оно пропускает ультрафиолетовые лучи С-типа (длина волны составляет 100–280 нм), которые и превращают кислород в озон. Именно он в ситуации с кварцевой лампой является основным дезинфектором, ультрафиолет (который тоже способен уничтожать бактерии) играет в данном случае второстепенную роль.


Кварцевые лампы относятся к облучателям открытого типа, за счет выработки озона они дезинфицируют и воздух, и поверхности. Их эффективность и производительность довольно высоки.

Бактерицидные лампы тоже излучают ультрафиолет. Но колбы таких ламп изготовлены из увиолевого стекла и часто обработаны специальным составом — они не пропускают ультрафиолет С-типа. То есть основным борцом с патогенами тут выступает именно излучение (доказано, что ультрафиолет также оказывает бактерицидный эффект), а не ядовитый газ.

Как правильно использовать лампы?

Самое главное — внимательно прочитать инструкцию.

Если говорить про кварцевые лампы открытого типа, то школьный медработник обязан провести инструктаж перед применением такого прибора. Важно проследить, чтобы все покинули помещение, которое будет дезинфицироваться. Также рекомендуется вынести из класса или кабинета растения.

Саму лампу необходимо расположить в центре помещения или в том месте, откуда лучи будут попадать на максимальное количество поверхностей. Далее важно надеть солнцезащитные очки и включить лампу (смотреть на нее без защиты ни в коем случае нельзя). Кварцевание длится 30–40 минут, а после него помещение нужно проветрить в течение 5–7 минут, чтобы вредный для человека озон (в нем больше нет нужды, бактерии и вирусы уже убиты) заменить на полезный кислород.

В рециркуляторе закрытого типа лампа для облучения заключена в корпус, который не позволяет ультрафиолету проникать наружу, и зачастую покрыта специальным составом, который препятствует выработке озона. На такие лампы можно смотреть, их можно включать в присутствии людей.

Лампы бывают разных размеров, и тут нужно исходить из кубатуры помещения. На упаковке всегда указано, на какую площадь рассчитана лампа и за какое время она сможет эту площадь продезинфицировать. Пренебрегать данными рекомендациями нельзя, иначе толку от кварцевания не будет. Например, на очистку помещения 12 кв. м лампой открытого типа уйдет примерно полчаса. Слишком мощные (либо предназначенные для помещения больших размеров) лампы использовать тоже не стоит: избыток излучения может неблагоприятно сказаться на здоровье.

Коронавирус лампы тоже убивают?

Длительное воздействие ультрафиолета и озона разрушает клеточную структуру вирусов и бактерий, что вызывает их гибель. 100%-ную защиту от инфекции лампы, конечно, обеспечить не могут — это лишь способ обеззараживания поверхностей и воздуха. По данным врачебного сообщества, COVID-19 может жить на поверхностях до 10 часов, так что такая обработка будет очень кстати.


Учителей принуждают дежурить на входе в школу с термометром. Это законно?

Влажная уборка и проветривание не альтернатива кварцеванию?

Механическая обработка поверхностей — влажная уборка с применением антисептиков, проветривание, тщательное высушивание всех поверхностей (некоторые патогены отлично живут во влажной среде) — в идеале должна проводиться после каждого урока, но очевидно, что подобных ресурсов у школ нет. А кварцевание — простой и удобный способ дезинфекции. Наибольший эффект при этом оказывают все-таки лампы открытого типа, которые сочетают активное действие и ультрафиолета, и озона, но тогда у школы должна быть возможность регулярно освобождать классы на 30–40 минут и следить за выполнением техники безопасности.

Что можно кварцевать?

Для эффективной дезинфекции помещения в нем не должно быть мягкой мебели. Например, в учебном классе поверхности твердые: парты, стол, стулья, стены, — они доступны для молекул озона и света. Мягкая мебель загрязняется намного быстрее и очищается сложнее, потому что патогены могут проникнуть в волокна, а кварцевание очищает только поверхностно, не проникает внутрь материалов. Но мягкой мебели, в принципе, не должно быть ни в медицинских учреждениях, ни в учебных классах: она неидеальна с точки зрения стерильности.

Сколько стоит бактерицидная лампа?

Цена рециркулятора зависит от производительности: лампа, очищающая поверхность в 30 м³, будет стоить около 11 000 рублей, а для очищения 50–60 м3 придётся потратить около 15 000. Стоимость лампы увеличивает функция таймера, где показан оставшийся срок службы лампы — это тоже важно. Просроченную лампу ни в коем случае нельзя использовать и важно правильно утилизировать (этим занимаются специальные организации). Кварцевые лампы относятся к отходам первого класса опасности и, выброшенные с бытовыми отходами, могут загрязнить воздух ртутью.

Рециркуляторы воздуха, устанавливаемые в учебных учреждениях, относятся к закрытому типу. Они характеризуются наличием пластикового или металлического корпуса.

В разгар пандемии covid-19 применение подобного оборудования в учебных учреждениях позволяет ощутимо уменьшить риск возникновения инфекционных заболеваний.

Рециркулятор для школы

Если дело касается преимуществ использования рециркулятора, то в их число входит:

  1. Безопасная и эффективная дезинфекция воздуха в помещении. Оборудование может работать в присутствии учащихся, не нанося им вреда, а также не причиняя дискомфорта.
  2. Низкий уровень шума. Именно благодаря ему рециркуляторы могут устанавливаться в помещении, где проводятся учебные занятия.
  3. Продолжительный срок службы. Срок службы УФ ламп от 8000 до 9000 часов в зависимости от модели.
  4. Высокая эффективность. Во время функционирования оборудования уничтожается до 99,9% вирусов, бактерий и микроорганизмов.
  5. Возможность стационарного и мобильного использования устройства. Для удобства перемещения прибор устанавливается на специальную стойку.
  6. Уничтожение практически всех видов вирусов. Благодаря этому оборудование идеально подходит для снижения риска заражения гриппом, ОРВИ и иными заболеваниями подобного типа. Более того, обеспечивается уничтожение грибов, спор, бактерий, а также возбудителей внутрибольничных инфекций, пневмонии и туберкулеза.
  7. Наличие таймера наработки ламп. Благодаря ему появляется возможность наглядно видеть когда стоит произвести замену УФ ламп.

Ещё к положительным сторонам можно отнести сравнительно невысокую стоимость, как самих приборов, так и сервисного обслуживания.

Применение

Рециркуляторы воздуха, предназначенные для использования в школе, представляют собой эффективное оборудование, воздействующее на структуру микроорганизмов ультрафиолетовым излучением. Благодаря ему обеспечивается замедление темпов размножения микробов, снижается уровень обсемененности, провоцируется вымирание вируса.

Обеззараживание производится в процессе принудительной прокачки воздуха через корпус в котором установлены ультрафиолетовые бактерицидные лампы низкого давления с длиной волны 253,7 нм. при помощи вентиляторов, как показано на рисунке ниже.

Принцип работы рециркулятора воздуха

Подобные устройства абсолютно безопасны для детей, которые могут находиться в непосредственной близости от оборудования долгое время. Благодаря специально сконструированному корпусу, УФ излучение не выходит за пределы прибора.

Ультрафиолетовое излучение отражается от зеркальных внутренних поверхностей корпуса, создаётся надежный экран, не позволяющий ультрафиолету проникать за пределы рециркулятора в открытом виде.

Ультрафиолетовое излучение

Спектр УФ излучения

Ультрафиолетовое излучение — электромагнитное излучение, занимающее диапазон между рентгеновским и видимым излучением (диапазон длин волн от 100 до 400 нм). Различают несколько участков спектра ультрафиолетового излучения, имеющих разное биологическое воздействие: УФ-A (315–400 нм), УФ-B (280–315 нм), УФ-C (200–280 нм), вакуумный УФ (100–200 нм).

Из всего УФ диапазона участок УФ-С часто называют бактерицидным из-за его высокой обеззараживающей эффективности по отношению к бактериям и вирусам. Максимум бактерицидной чувствительности микроорганизмов приходится на длину волны 254 нм.

Режим функционирования

Рециркуляторы воздуха рассчитаны на непрерывное функционирование в течение продолжительного времени. Именно подобный режим работы дает возможность эффективно стерилизовать воздух в помещении, где постоянно находятся и сменяются люди.

Использование ультрафиолетового оборудования, по данным Департамента образования г. Москвы, позволяет значительно снизить уровень микробной обсемененности воздуха в помещениях с повышенным риском распространения возбудителей инфекций в групповых, учебных и других помещениях с большим скоплением детей — столовых, актовых и спортивных залах.

Практика применения ультрафиолетового оборудования в образовательных организациях показала снижение уровня заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) среди детей более чем на 30 %.

График работы рециркулятора в школе необходимо фиксировать в специальном журнале, как его правильно вести читайте ниже.

Журнал регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки в школе

Категории помещений

Категория опасности Тип помещения
Ⅰ категория Операционные, предоперационные, родильные, стерильные зоны ЦСО, детские палаты роддомов, палаты для недоношенных и травмированных детей.
Ⅱ категория Перевязочные, комнаты стерилизации и пастеризации грудного молока, палаты и отделения имунно-ослабленных больных, палаты реанимационных отделений, помещения нестерильных зон ЦСО, бактериологические и вирусологические лаборатории, станции переливания крови, фармацевтические цеха.
Ⅲ категория Палаты, кабинеты и другие помещения ЛПУ (не включенные в Ⅰ и Ⅱ категории).
Ⅳ категория Детские игровые комнаты, школьные классы, бытовые помещения промышленных и общественных зданий с большим скоплением людей при длительном пребывании.
Ⅴ категория Курительные комнаты, общественные туалеты и лестничные площадки помещений ЛПУ.

Использование рециркуляторов в школе

Включать рециркулятор необходимо до начала занятий, что бы он мог обеззаразить воздух в учебном классе.

Школьный класс относится к Ⅳ категории помещений, к каждому рециркулятору идёт табличка с рекомендациями по обработки помещений от производителя (см. ниже).

Общую таблицу мы привести не можем, так как у каждого производителя она своя. Таблица с рекомендациями по обработки помещений для рециркуляторов Армед.

К примеру, рециркулятор СН 211-130 М/1 обрабатывает помещение от 100 до 150 м³ за 45 минут.

Соответственно нужно его включить за 45 мин. до начала занятий и оставить включенным до конца занятий.

Читайте также: