Сказкотерапия в начальной школе обобщение опыта

Обновлено: 08.07.2024

Выявить эффективность использования сказкотерапии в процессе развития творческого мышления младших школьников.
Названные в статье рекомендации и выводы по применению на уроках сказкотерапии как средство развития творческого мышления получены на основе анализа и обобщения опыта зарубежных и отечественных специалистов в области психологии и педагогики. В своей работе мы опирались на исследования таких психологов и педагогов как: А.Л.Венгер, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, И.В.Вачков, В.А.Сухомлинский, О.Я.Савченко, М.М.Зиновкина, А.В.Шегаева, Р.С.Немов и многие другие.

Оценить 333 0

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Введение.На сегодняшний день современное общество ставит завышенные требования к уровню развития человека и личности. Это связано со сложными условиями роста социальной конкуренции, в которых современному человеку просто необходимо творчески мыслить, применять накопленные знания и навыки только с креативной стороны. Из этого следует, что проблема формирование творческого мышления младших школьников носит и социальный характер.

Формулировка цели статьи. Выявить эффективность использования сказкотерапии в процессе развития творческого мышления младших школьников.

Названные в статье рекомендации и выводы по применению на уроках сказкотерапии как средство развития творческого мышления получены на основе анализа и обобщения опыта зарубежных и отечественных специалистов в области психологии и педагогики. В своей работе мы опирались на исследования таких психологов и педагогов как: А.Л.Венгер, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, И.В.Вачков, В.А.Сухомлинский, О.Я.Савченко, М.М.Зиновкина, А.В.Шегаева, Р.С.Немов и многие другие.

Изложение основного материала. Изучение уровня развития мышления младших школьников несет за собой огромный практический и теоретический интерес.Известный психолог Р.С.Немов под мышлением подразумевал движение идей, подразумевающий раскрытие сути вещей, итогом которого выступает не образ, а идея или мысль. Также мышление может рассматриваться как особая практическая и теоретическая деятельность, предполагающая систему операций и действий познавательного, исследовательского и преобразовательного характера [3, c .235]. Множеством исследователей этой проблемы пришли к выводу о том, что если ребенок в младшем школьном возрасте не овладевает определенными мыслительными операциями, то в звене средней и высшей школы такого ребенка можно отнести к ряду неуспевающих. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема формирования творчески активной личности. По мнению А.Л.Венгера под творчеством младшего школьника принято рассматривать самостоятельную постановку ребенком ряда исследовательских и познавательных задач, формулировку гипотез по их решению, самостоятельный поиск наиболее эффективных вариантов решения задач [2, c .60]. Творческая ориентация воспитания и обучения способствует формированию творческого мышления младших школьников. В.Г.Рындак считает, что творческое мышление характеризуется умением к постановке и решению проблем креативным и нетрадиционным способом, при этом создавать определенно новый продукт, который отличается неповторимостью и оригинальностью, уникальностью [4, c .37].

Сказка представляет собой один из любимейших жанров детей, которая также является и уникальным средством, создающим благоприятные условия для развития творческого мышления у детей. В ходе анализа сказка требует от ребенка определенного рода рассуждений, тем самым косвенно осуществляется обучение и развитие младшего школьника. Еще великим нашим соотечественником В.А.Сухомлинским было отмечено, что сказка является свежим ветром, раздувающим огонек детской мысли и речи, так как ребенку свойственно мыслить образами, а в свою очередь клетки детского мозга могут функционировать только притом условии, когда образ выступает объектом восприятия и осмысления [6, c .33-34].

Анализируя содержание сказки и установление младшим школьником связи содержания, младший школьник учится мыслить, находить поучительный аспект. Именно поэтому сказкотерапию можно рассматривать и как инструмент развития, так как в процессе придумывания, слушания и обсуждения сказки у младшего школьника развивается основные механизмы принятия и поиска решений.

Сказкотерапия- это воспитательная система, предметом которой является процесс воспитания внутреннего мира младшего школьника. Сказкотерапия включает в себя ряд задач таких как: гармонизация внутреннего мира младшего школьника, развитие способности преодолевать страхи и трудности, снижение уровня тревожности и агрессивности, выявление и развитие творческих способностей, формирование умения выражать эмоции. Для сказкотерапии характерно выполнение таких функций как: креативная, социализирующая, терапевтическая, культурно-этническая и эмоциональная [7, c 30-35] .

Развитие творческого мышления путем применения сказкотерапии на уроках в начальных классах напрямую связано с нравственной составляющей сказки. Именно по этой причине одним из важнейших условий развития творческого мышления младших школьников является эмоциональные переживания ребенка. Задача перед учителем на данном этапе состоит в том, чтобы быть готовым принять любые эмоциональные реакции ученика, достучаться до глубины его души.

На уроках в начальной школе обычно используют дидактические сказки, которые создаются учителями для систематизации учебного материала. В этом случае используемые символы и зачастую понятия одушевляются, зачастую это могут быть цифры, буквы и арифметические действия, создается иллюзорный воображаемый мир, в котором обитают герои сказки. Дидактическая сказка позволяет скомпоновать и преподнести почти весь учебный материал, поставить проблемные ситуации и т.д.

При работе с дидактическими сказками учителю необходимо придерживаться определенного алгоритма построения сказки [1, c .45-48]:

Введение в сказочную страну, в которой проживают одушевленные символы. Включает небольшой рассказ о повседневной жизни героев, их жизненных правилах и устоях.

Разрушение благополучия, в качестве которого может выступить введение в сказку злых сказочных персонажей, негативное эмоциональное состояние, вымышленные стихийные бедствия и т.д.

Просьба ребенка спасти героев, вернуть в вымышленную страну благополучие и т.д.

При построении дидактической сказки учителю необходимо учитывать ряд принципов работы со сказками [5, c .65-66]:

Осознанность, которая подразумевает осознанность младшим школьником причинно-следственных связей в сказке по ходу сюжета, понимание о выполняемой роли каждого персонажа. Младший школьник должен с легкостью ответить на такие вопросы как: что произошло и по какой причине? кому это событие было выгодно и необходимо? Задача учителя заключается в объяснении младшим школьникам о взаимосвязи событий с сказке, ученики должны усвоить закономерность о том, что события вытекают плавно друг из друга, о закономерности главных героев и т.д.

Множественность, сутью которой является понимание младшим школьником о том, что одно и то же событие может иметь несколько значений и смыслов. Задача учителя заключается в том, чтобы показать младшему школьнику событие со всевозможных сторон.

Связь сказки с реальностью, заключается в первую очередь с тем, что каждая сказка должна нести определенный жизненный урок для учеников. Учитель должен при разработке урока учитывать и прорабатывать сказку с той позиции, с которой жизненный урок будет отражаться в реальной жизни младшего школьника.

Проанализировав целый ряд психологических показателей можно прийти к такому выводу, что наиболее оптимальным возрастом для начала педагогического воздействия на развитие творческого мышления ребенка является младший школьный возраст. Сказки представляют собой прекрасное средство для развития творческого мышления младший школьников, так как сказка является кладезем человеческой мудрости и жизненного опыта. В младшем школьном возрасте ребенок еще не способен к операциям логического мышления, но сказки заставляют ребенка мыслить и рассуждать и косвенно еще и обучает его. Сказка ставит перед младшим школьником нравственные проблемы и побуждает их решить. Каждый персонаж сказки имеет определенный моральный оттенок и совершает определенные поступки, в свою очередь помогая младшему школьнику усвоить информацию, необходимую в его дальнейшей жизни.

Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2007. - 144 с.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. -М.:Знание, 1984.- 400с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

Савченко О.Я. Современный урок в начальных классах / А.Я. Савченко. — М.: Магистр-S, 1997. — 256 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский / Избранные произведения: в 5-ти т. — М.: Просвещение, 1976. — Т. 3.

Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, гнев и раздражение, что порождает неуверенность в себе и является проблемой в общении со сверстниками и взрослыми. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку?

Выделяют две наиболее частые причины агрессии у детей.

Во-первых, боязнь у ребенка быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.

Во-вторых, пережитая обида или душевная травма или само нападение.

Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Введение нового образовательного стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию: важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Анализ результатов проведенных наблюдений за детьми, анкетирования педагогов, родителей показал необходимость проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционально-личностной сферы.

Проблема эмоционально- личностной сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается основа человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, агрессией, обидой, страхом.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-личностной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Все вышесказанное объясняет актуальность использования сказкотерапии в работе с дошкольниками. Актуальность сказкотерапии состоит и в том, что существуют противоречия в практике и теории воспитания детей: нами наблюдается игнорирование родителями домашнего чтения рассказов, сказок, посвященных духовно-нравственной проблеме.

На сегодняшний день существуют такие проблемы, как:

жестокие сказки, несущие в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

недостаточная разнообразность подачи сказок дошкольникам, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов;

занятость родителей и развитие массового телевидения - ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника.

Ведущая идея опыта заключается в создании условий для развития эмоционально-личностной сферы, развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии.

Моя работа над опытом охватывает период с ноября 2016 года по настоящее время.

Диапазон опыта представлен комплексной системой работы психолога с детьми, педагогами, музыкальным руководителем и родителями по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок и игр на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, на совместных групповых и индивидуальных консультациях с родителями и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.

Хотела бы вам показать, как педагоги и музыкальный руководитель проводят занятия с использованием сказкотерапии (фото)

Целью моей работы является развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через использование метода сказкотерапии. Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:

Определить и изучить состояние эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме сказкотерапии.

Подобрать и адаптировать программу по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста.

Профилактика и преодоление негативных эмоциональных состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.

Содействовать формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка.

Содержание образования и средства достижения цели.

Коррекционно- развивающая работа по эмоциональному развитию детей с использованием сказкотерапии организована в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями.

Этапы коррекционно-развивающей работы

1. Констатирующий этап

Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух направлениях:

характеристика родителями состояния своих детей

преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявляются поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.

В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной были выбраны следующие параметры:- общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации. По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка были выявлены дети, нуждающиеся в коррекции поведенческих нарушений.

Далее использовались диагностические методики с целью уточнения данных наблюдений и опроса родителей:

- проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, позволяющий определить общий уровень тревожности ребенка (Приложение 1);

Анкета для родителей по изучению эмоционально-волевой сферы детей.

В задачи формирующего этапа входит составление коррекционно-развивающей программы, направленной на знакомство детей с эмоциями, снижение нарушений в эмоционально-волевой сфере, а именно: на снижение агрессивных проявлений, раздражительности и тревожности.

На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально - волевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это комплекс занятий по тематическому плану (Приложение 4).

Сказкотерапевтические занятия мной используются в качестве подгрупповой работы 1 раз в неделю по 20-30 минут. Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

Основная цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. В процессе работы решаются следующие задачи:

познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес;

научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям;

• передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

• переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

• развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;

• научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

Выстраивая коррекционную работу с детьми, я подобрала цикл авторских сказок, разработала тематический план для детей старшего дошкольного возраста.

Занятия по сказкотерапии я построила следующим образом.

Дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание (т. е. глаза в глаза). И взявшись за руки передают друг другу улыбку, теплое прикосновение, солнышко, сердце, волшебный клубочек или просто, взявшись за руки, смотрят на свечу. (видео)

II этап. Проблема практики.

Её назначение расширить представление детей, о чем- либо. На этом этапе я рассказываю детям сказку, из которой вытекает какая либо проблема. Я использую проблемный метод с целью мотивации детей. (фото)

Первые три занятия являлись подготовительными, или адаптационными.

Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы, где детям читались сказки, которые были направлены на какую-либо проблему.

Сказка про ежика Витю, была направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

Цель: создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).

IVэтап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях. (фото)

V этап. Развивающие элементы самосознания.

На данном этапе, дети погружались в свое внутренне состояние и прощались со сказкой.

Цель: закрепление нового опыта, подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде)

Кроме того, нами была разработана картотека дидактических игр по русским народным сказкам.

У нас в группах организован уголок сказки : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации к сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Работа с родителями детей помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии :

- актуализация проблемы на первичных консультациях;

- индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;

- памятки для родителей.

По завершению цикла развивающих занятий проводится итоговая диагностика детей, анкетирование, беседы с родителями, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально - волевого развития детей.

Результативность опыта.

В результате проведенной работы мы наблюдали значительные положительные изменения у детей:

эмоции приобретают большую глубину и устойчивость,

преобладают положительные эмоции;

появляется постоянная дружба со сверстниками;

развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

ребенок становится более раскрепощенным и уверенным в себе, в своих силах;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

снизился уровень тревожности, агрессивности, страха.

стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей;

повысилась психолого-педагогическая культура.

Уровень тревожности первичные и вторичные результаты

В основном дети переживают тревожность, вызванную стрессовыми ситуациями (укладывание спать, точное выполнение требований взрослых, агрессия со стороны других детей, наказание и др.). Кроме того, тревожность носит и личностный характер, когда ребенок стабильно сталкивается с расхождениями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые.

Подводя итоги, проделанной работы, мы сделали вывод: дети научились прямо говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях; научились налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сказка помогла наладить климат в группе. Дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что результативность опыта доказывает эффективность системного использования метода сказкотерапии для эмоционально - волевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Использование фольклора в работе с детьми второй группы раннего возраста (из опыта работы) Ценность фольклора заключается в том, что легко.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы. Мнемотехника – искусственные приемы, используемые для запоминания информации. Подобные приемы широко использовались ещё в дореволюционных.

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании детей младшего дошкольного возраста Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ презентация к выступлению.ppt

Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в начальной школе Епа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в начальной школе Епа.

Плюсы использования метода сказкотерапии В сказках отсутствуют нравоучения, н.

Плюсы использования метода сказкотерапии В сказках отсутствуют нравоучения, назидания. Через образы сказки ребенок знакомится с жизненным опытом многих поколений. Победа добра в сказках - это психологическая защищенность: какие бы события ни происходили в сказке – все заканчивается хорошо. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче соотносить себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

Диагностическая функция Прогностическая функция Коррекционная функция Ф.

Диагностическая функция Прогностическая функция Коррекционная функция Функции сказки

Типология сказок

Цель работы: изучить эффективность использования метода сказкотерапии в начал.


Рассказывание сказок

Постановка (разыгрывание) сказки

Постановка (разыгрывание) сказки

Изготовление кукол

Сказочная имидж-терапия

Сказочное рисование

Сказочное рисование

Творческие игры со сказкой

Творческие игры со сказкой

Выбранный для просмотра документ сказкатерапия как метод коррекционно-развивающей работы в нач школе.doc

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Епанчинцева Юлия Анатольевна,

учитель начальных классов

Унъюган-2016г.

Это возможно в том случае, если учитель в своей практике использует современные технологии.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму сказки для интеграции личности, способствующий развитию творческих способностей, расширению сознания, эффективному взаимодействию с окружающими, а так же социально-психологической адаптации ребенка.

В связи с актуальностью данной темы мной была определена цель работы: изучить эффективность и спользования метода сказкотерапии в начальной школе. Исходя из указанной цели, были намечены следующие задачи:

 . Выявить особенности использования метода сказкотерапии в рамках здоровье сберегающей технологии.

2. Опробировать программу по сказкотерапии в 1, 2 классах.

3. Проанализировать результаты применения метода сказкотерапии на уроках и на занятиях внеурочной деятельности.

Технологию, применительно к заявленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Работая в рамках здоровьесберегающей технологии, я использую все возможные методы коррекционной т ехнологии , которая включает в себя артикуляционную гимнастику, психогимнастику, цветотерапию, арттерапию, сказкотерапию, последняя и является предметом моего исследования.

Сказкотерапия – является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи;

Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Метод с казкотерапии строится на знакомстве ребенка со своими сильными и слабыми сторонами, понимании собственного поведения, в поиске выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

Мной было отмечено положительное в использовании сказок для психокоррекции и развития личности ученика начальной школы:

1. В сказках отсутствуют нравоучения, назидания.

2. Через образы сказки ребенок знакомится с жизненным опытом многих поколений.

3. Победа добра в сказках - это психологическая защищенность: какие бы события ни происходили в сказке – все заканчивается хорошо.

4. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче соотносить себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

Метод сказкотерапия объединил в себе многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Сказка в свете сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, прогностическую и коррекционную. Диагностическая функция заключается в выявлении существующей проблемы ребенка. Прогностическая функция сказки проявляется в повествовании о будущем героя. Если попросить ребенка сочинить сказку, то можно узнать о его будущей жизни ребенка, о его переживаниях и чем он сейчас живет. Коррекционная функция заключается в том, что в сказочно-волшебной форме ребенку предлагается положительный пример поведения.

Существует несколько подходов к классификации сказок, один из них представлен в таблице 1.3

Остановимся более подробно на следующих видах сказок:

п о содержанию выделяют:

п о задаче выделяют:

- п сихокоррекционные сказки сочиняются педагогами, психологами для коррекции поведения ребенка, их можно использовать для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности, страхов. Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, их сочинили.

Жил был мальчик Коля. И была у него привычка. Почему-то все взрослые говорили, что она дурная. Они часто ругали Колю за неё. Мальчик никак не мог понять, почему ругают его, а не привычку. Ведь она, привычка – дурная, а он, Коля – хороший. Почему его ругают за кого-то другого? А ведь если разобраться, то Колина привычка – его лучший друг. Она всегда и везде ходит с ним, даже туда, где совсем неинтересно и куда никто из его друзей с ним не пошёл бы. Коле стало стыдно, что он так мало внимания уделяет своей привычке. Он стал с ней разговаривать и узнал от неё, что вырастил и воспитал её сам. Взрослые говорили Коле, что он должен прогнать дурную привычку, но мальчик видел, как часто возвращаются ко взрослым привычки, которые они прогоняют, а иногда им на смену приходят новые, ещё дурнее. И тогда Коля решил, что раз он сам воспитал свою привычку, то он сам и перевоспитает её. Это превратилось в интересную игру. Мальчик дрессировал свою привычку, как маленькую собачку. Он учил её новым, полезным вещам и гладил по голове, когда ей удавалось научиться чему-то, а когда она начинала шалить, он громко командовал ей: “ФУ!”. Постепенно привычка стала послушной и научилась всем полезным штукам, которые показывал ей Коля.

Взрослые перестали ругать Колю за то, что его привычка – дурная, потому что она стала умной и послушной. А иногда Коля учил свою привычку тем вещам, которым хотел научиться сам, а научившись, привычка помогала Коле в его делах. Так и живут они, душа в душу, – мальчик Коля и его привычка… Хорошая привычка! ;

- п сихотерапевтические сказки создаются для оказания своевремен­ной поддержки, помочь избавиться от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле­чить психоэмоциональную травму. Психотерапевтические сказки используются только специалистами. Все остальные сказки можно смело использовать педагогам на уроках в начальной школе для развития обучения и воспитания ребёнка в зависимости от поставленной цели.

Используя в своей практике метод сказкатерапии необходимо выбрать форму работы со сказкой. Существует несколько форм работы со сказкой.

1. Рассказывание сказок. Эта форма имеет свои особенности: рассказывание может вестись от третьего лица, рассказывать может один взрослый или групповое рассказывание сказок.

После прочтения сказки учителем дети должны ответить на блок вопросов. (Видефрагмент)

Еще одна форму это переписывание сказок. Оно может осуществляться с помощью следующих заданий. Детям предлагается рассказать известную сказку от лица определенного персонажа, присутствующего или не присутствующего в сказке. Другой вариант этой формы. Ребенок переписывает или дописывает изучаемую сказку. При этом он может изменить ее конец или ввести в повествование других персонажей.

2. Сочинение сказок.

4). Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.

5). Развязка. Результат действий героев сказки: отрицательный герой, совершивший плохой поступок, наказан, положительный герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден (Обязательно позитивное окончание).

6). Мораль сказки - герой понимает свою неправоту, становится на путь изменений и жизнь его изменяется.

3. Постановка (разыгрывание) сказки. Для данной формы лучше всего использовать кукольный театр (куклы-перчатки), т.к. Ребенок учится корректировать свои действия. Кроме того активно развиваются у обучающихся выразительная речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует формированию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

В сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы – марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.

В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Кукла может быть с лицом и без него. Это позволяет ребенку фантазировать – в каком настроении находится кукла. От того, какое выражение лица или настроение куклы можно определить эмоциональную проблему самого ребенка в данный момент. К процессу изготовления кукол полезно привлекать родителей, старших братьев и сестер. Это сплачивает детей и родителей, налаживает внутрисемейные отношения. Изготовление кукол марионеток развивает мелкую моторику руки, фантазию и образное мышление, умение выражать характер изобразительными средствами, способность понимать и чувствовать другого, а так же происходящее вокруг. Кроме того, активно развивается концентрация внимания. Выстраивается новая система отношений Педагог – Ребенок – Родитель, основанная на эмоциональном контакте и взаимопонимание.

4. Сказочная имидж-терапия. Смысл сказочной имидж-терапии –мгновенное преображение . Надевая костюм, ребенок начинает чувствовать себя как выбранный образ-герой и нередко открывает в себе новые способности и скрытые возможности.

А.В. Криницына выделяет еще одну форму работы со сказкой - творческие игры со сказкой.

При организации работы со сказкой на уроках необходимо соблюдать следующие правила: чередовать разные типы заданий; не играть в одну игру много раз подряд; не выполнять задания за ребенка; начинать с заведомо легких заданий; учитывать темперамент каждого ребенка; продумать варианты одного и того же упражнения.

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно. Именно по этой причине я, работая в первом классе, реализовывала программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период их адаптации к обучению в школе. В данной программе использовались психокоррекционные сказки М.А. Панфиловой. Данная программа представлена в приложении 1.

Результаты повторного исследования, представленные в приложении 3, они еще раз подтверждают эффективность использования психокоррекционных сказок М.А. Панфиловой 1 в период адаптации первоклассников. Кроме использования психокоррекционных сказок во внеурочной деятельности, осуществлялось включение первоклассников в систему коллективных отношений; происходило освоение младшими школьниками правил поведения в школе; осуществлялись комфортные условия перехода от игровой деятельности к учебной во время учебных занятий так же с использованием элементов сказкотерапии.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб, 2000.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия // Психология, 2011. № 12. С 64-65.

Пономарева В.И. Там, на неведомых дорожках. – М. Академический проект, 2008г.

Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.

Приложение 1.

Программа внеурочной деятельности школьников

Основной целью данной программы является помощь детям в адаптации к школе, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе, формирование регуляции межличностных отношений, позитивному изменению поведения и развитию разнообразных форм коммуникации.

Задачи данной программы:

Способствовать снижению школьной тревоги у детей, формированию позитивных моделей поведения в реальной жизни, учить первоклассников правильно обращаться со школьными атрибутами, адекватно относиться к ним, развивать самостоятельность и аккуратность.

Развивать желание улучшать, исправлять, преодолевать трудности, способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы, оптимизма, коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательного интереса, развитие речи, произвольного внимания, памяти, формирование эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе, обогащение положительного эмоционального опыта.

Ожидаемый результат. Занятия по сказкотерапии (психокоррекционные сказки Панфиловой М. А.) предполагают уменьшение времени на психологическую адаптацию, возникновения позитивного изменения поведения, развитие самосознания, формирования социально-адекватных способов взаимодействия с внешним миром.

Практическая значимость. Данная программа поможет психологу коррекционной школы организовать занятия с детьми по школьной адаптации. Программа состоит из пяти разделов, в каждом из них по 5-6 занятий, в течение одного занятия психолог работает над одной сказкой.

Режим занятия с учащимися 1-ых классов в рамках этой программы предполагает еженедельные 35-40 минутные занятия с группой учащихся 7-10 человек. Занятия проводить лучше в комнате, где достаточно места для передвижения. На занятиях используются методы: беседы, ролевой игры, инсценировки, подвижной игры, обсуждения, зарисовки понравившихся моментов.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СКАЗКОТЕРАПИЮ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ.
Используйте сказкотерапию не только в работе с детьми, но и с педагогами. Благодаря проекции на сказочных героев вы увидите их бессознательные мотивы. В статье – пять упражнений для тренинга с педагогическим коллективом.

5 упражнений, чтобы снять психологическое напряжение у педагогов (для тренинга):
Карта сказочного леса
Медитативное рисование
Совместная сказка
Сказочная загадка
Хранитель мыслей
ПОДРОБНЕЕ - В ФАЙЛЕ

Читайте также: