Сказкотерапия на занятиях по физкультуре в доу

Обновлено: 03.07.2024

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Целями здоровьесберегающих образовательных технологий являются:

- обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья,

- формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Ктехнологии сохранения и стимулирования здоровья мы относим:

-ритмопластику, которая способствует у детей развивать музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формирует правильную осанку;

-динамические паузы, во время проведения которых включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия;

-подвижные и спортивные игры, которые проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности;

-релаксацию, которая направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться;

-пальчиковую гимнастику, проводимую индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Она способствует развитию мелкой моторики, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой отрезок времени;

-гимнастику для глаз, проводимую в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Эта гимнастика способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога;

-дыхательную гимнастику для того, чтобы у детей активизировался кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом;

-бодрящую гимнастику, которая проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Сюда входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное умывание.

Ктехнологиям обучения здоровому образу жизни мы относим:

-утреннюю гимнастику, с помощью которой у детей формируются ритмические умения и навыки;

-физкультурные занятия, направленные на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета;

-самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку, а также, способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Это могут быть весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения;

-активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Ккоррекционным технологиям мы относим:

-артикуляционную гимнастику, что есть упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения;

-технологию музыкального воздействия. Как известно, музыка влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети в определенные периоды времени.

Различают следующие виды сказок:

Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества). Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть).

Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы. Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи. В такое занятие при необходимости можно включать различные физические упражнения, логопедические и другие дополнительные развивающие и терапевтические занятия. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста. Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики. Итак, через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.

Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях является приоритетным направлением педагогической деятельности, поскольку физическое развитие дошкольников предполагает не только развитие физических качеств, но и формирование представлений о здоровом образе жизни. Высокий уровень двигательного развития, сопротивляемости организма к простудным заболеваниям создаёт базу для полноценного познавательного и физического развития ребёнка.

В условиях гуманизации педагогической деятельности, обеспечивающей максимально возможные для дошкольников условия развития, весьма актуальна разработка новых форм и средств здоровьесбережения.

Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, Г. Доман, А. Д. Дмитриев, Е. М. Мастюкова). Стало аксиомой утверждение, что правильно организованная двигательная активность создаёт предпосылки для полноценного развития психических характеристик личности, а факт, что средствами физической культуры возможно осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в развитии, обоснован научно (Г. Д. Горбунов, Л. Б. Дзержинская, Е. П. Прописнова, В. А. Родионов, С. П. Евсеев, Н. А. Фомина).

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выдвигает требования разработки таких технологий, которые создавали бы условия для коррекции нарушений здоровья и физического развития дошкольников с учетом их личностных качеств и параметров.

Однако вопросы комплексного решения задач физического, двигательного развития, функционального совершенствования и укрепления психического здоровья в процессе двигательной деятельности на основе сказкотерапии затрагивались крайне редко.

Использование двигательной сказкотерапии в процессе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников направлено на решение следующих задач:

1. укрепление физического и психического здоровья детей;

2. развитие их физических качеств и становление двигательных возможностей;

3. коррекция двигательных и психических нарушений в развитии;

4. формирование познавательной активности, воздействие на эмоционально-волевую сферу детей;

5. расширение опыта театрализованной и игровой деятельности;

6. формирование представлений о народной культуре, традициях и праздниках.

Основным средством при этом являются взаимообусловленные и взаимосвязанные технологии физического воспитания и сказкотерапии. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки линию, основной материал которой показывается движениями. В условиях такой организованной двигательной деятельности создаются максимально возможные условия для применения в процессе физического воспитания дошкольников помимо сказкотерапии методов игротерапии, артпедагогики, позволяющих решать вопросы коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё вышесказанное обусловливает воздействие средств физического воспитания на физические и психические компоненты здоровья ребёнка.

В комплекс проводимых мероприятий входят игры и физические упражнения с элементами сказкотерапии :

Использовались методы не только сказкотерапии, но и проблемно-игровых задач. За каждой группой детского сада закреплялось по 3 сказочных героя, которым дети должны были помочь подготовится к олимпийским играм.

1. Колобок – бег на длинные дистанции;

2. Дед из репки – перетягивание каната;

5. Козлята – футбол;

6. Курочка-ряба – метание ядра;

7. Петушок-золотой гребешок – прыжки в длину и т. д.

В результате проекта обогатились представления дошкольников о значении спорта и двигательной активности для здоровья человека, развиты навыки двигательной активности, повысилась познавательная активность, инициативность и любознательность, сформировался устойчивой положительный настрой для занятий спортом.

Физическое развитие дошкольников Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень беспокоит миллионы родителей. Занятия спортом.

Развитие познавательных способностей детей посредством игровых технологий с использованием метода наглядного моделирования На сегодняшний день существует много методик, с помощью которых, можно регулировать процесс развития речи детей, одной из них является наглядное.

Развитие познавательных способностей детей с использованием метода наглядного моделирования Овладение родным языком, речевое развитие является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается.

Использование метода сказкотерапии в работе логопеда Статья на тему: "Использование метода сказкотерапии в работе логопеда" В последние несколько лет значительно увеличилась численность детей.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников с ОНР средствами сказкотерапии Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая.

Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях является приоритетным направлением педагогической деятельности, поскольку физическое развитие дошкольников предполагает не только развитие физических качеств, но и формирование представлений о здоровом образе жизни. Высокий уровень двигательного развития, сопротивляемости организма к простудным заболеваниям создаёт базу для полноценного познавательного и физического развития ребёнка.

В условиях гуманизации педагогической деятельности, обеспечивающей максимально возможные для дошкольников условия развития, весьма актуальна разработка новых форм и средств здоровьесбережения.

Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Г. Доман, А.Д. Дмитриев, Е. М. Мастюкова). Стало аксиомой утверждение, что правильно организованная двигательная активность создаёт предпосылки для полноценного развития психических характеристик личности, а факт, что средствами физической культуры возможно осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в развитии, обоснован научно (Г.Д. Горбунов, Л.Б. Дзержинская, Е.П. Прописнова, В.А. Родионов, С.П. Евсеев, Н.А. Фомина).

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выдвигает требования разработки таких технологий, которые создавали бы условия для коррекции нарушений здоровья и физического развития дошкольников с учетом их личностных качеств и параметров.

Однако вопросы комплексного решения задач физического, двигательного развития, функционального совершенствования и укрепления психического здоровья в процессе двигательной деятельности на основе сказкотерапии затрагивались крайне редко.

Использование двигательной сказкотерапии в процессе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников направлено на решение следующих задач:

  1. укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. развитие их физических качеств и становление двигательных возможностей;
  3. коррекция двигательных и психических нарушений в развитии;
  4. формирование познавательной активности, воздействие на эмоционально-волевую сферу детей;
  5. расширение опыта театрализованной и игровой деятельности;
  6. формирование представлений о народной культуре, традициях и праздниках.

Основным средством при этом являются взаимообусловленные и взаимосвязанные технологии физического воспитания и сказкотерапии. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки линию, основной материал которой показывается движениями. В условиях такой организованной двигательной деятельности создаются максимально возможные условия для применения в процессе физического воспитания дошкольников помимо сказкотерапии методов игротерапии, артпедагогики, позволяющих решать вопросы коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё вышесказанное обусловливает воздействие средств физического воспитания на физические и психические компоненты здоровья ребёнка.

В комплекс проводимых мероприятий входят игры и физические упражнения с элементами сказкотерапии:

Использовались методы не только сказкотерапии, но и проблемно-игровых задач. За каждой группой детского сада закреплялось по 3 сказочных героя, которым дети должны были помочь подготовится к олимпийским играм.

В результате проекта обогатились представления дошкольников о значении спорта и двигательной активности для здоровья человека, развиты навыки двигательной активности, повысилась познавательная активность, инициативность и любознательность, сформировался устойчивой положительный настрой для занятий спортом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по физкультурно – оздоровительной работе с детьми раннего возраста с использованием

интегрированного метода – сказкотерапия

Составитель: воспитатель Вовк Е.В.

Утверждено на педагогическом совете

24.02.2021г. (протокол №2)

Заведующий ___________ Т.П. Михайличенко


Пояснительная записка……………………………………………. 3 – 4 стр.

2. Перспективное планирование физкультурно – оздоровительной работы . 5 – 7 стр.

3. Практическое приложение:

Конспекты занятий…………………………………………………. 8 – 41 стр.

Логоритмические упражнения …………………………………………..42 – 47 стр.

Картотека подвижных игр ……………………………………………….48 - 57 стр.

Комплексы утренней гимнастики………………………………………..58 - 69 стр.

Пояснительная записка.

Проблема физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, Г. Доман, А. Д. Дмитриев, Е. М. Мастюкова). Стало аксиомой утверждение, что правильно организованная двигательная активность создаёт предпосылки для полноценного развития психических характеристик личности, а факт, что средствами физической культуры возможно осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в развитии, обоснован научно (Г. Д. Горбунов, Л. Б. Дзержинская, Е. П. Прописнова, В. А. Родионов, С. П. Евсеев, Н. А. Фомина).

Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима. Но, несмотря на отработанную систему, педагоги всё чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Поэтому, перед педагогами, работающими с детьми раннего возраста стоят две основные задачи – создание эмоционального комфорта для детей и стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью. В решения этих задач может помощь интегрированный метод развития личности – сказкотерапия. Использование двигательной сказкотерапии в процессе физкультурно-оздоровительной работы направлено на решение следующих задач:

1. Укрепление физического и психического здоровья детей;

2. Развитие их физических качеств и становление двигательных возможностей;

3. Коррекция двигательных и психических нарушений в развитии;

4. Формирование познавательной активности, воздействие на эмоционально-волевую сферу детей;

5. Расширение опыта театрализованной и игровой деятельности;

6. Формирование представлений о народной культуре, традициях и праздниках.

В основе использование метода сказкотерапии при проведении физкультурно – оздоровительной работы лежит использование упражнений, основанных на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения ребёнка желанными и достижимыми (играя, ребёнок осваивает основные движения)

конспекты сюжетно - игровых физкультурных занятий;

комплексы упражнений для утренней гимнастики;

Для поддержания детского интереса, при проведении физкультурно – оздоровительной работы, в перспективном планировании указаны комплексы утренней гимнастики и логоритмические упражнения. Подобные упражениния помогают решить целый ряд задач: создание эмоционального комфорта, установление контакта со взрослыми через игру, развитие устной речи детей (в сочетании слова с движениями)

Методическая разработка также содержит практическое приложение, в котором представлены не только конспекты игровых занятий, но и картотека подвижных игр, где за основу взяты основные движения: ходьба, бег, равновесие, ползание и лазание, прыжки, бросание и ловля.

Данная методическая разработка может быть использована педагогами, работающими с детьми раннего возраста для комплексной реализации задач физического развития.

Внедрение ГОС ДО образовательного стандарта дошкольного образования выдвигает требования разработки таких технологий, которые создавали бы условия для коррекции нарушений здоровья и физического развития дошкольников с учетом их личностных качеств и параметров.

Вопросы комплексного решения задач физического, двигательного развития, функционального совершенствования и укрепления психического здоровья в процессе двигательной деятельности на основе сказкотерапии затрагивались крайне редко.

Использование двигательной сказкотерапии в процессе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников направлено на решение следующих задач:

1. укрепление физического и психического здоровья детей;

2. развитие их физических качеств и становление двигательных возможностей;

3. коррекция двигательных и психических нарушений в развитии;

4. формирование познавательной активности, воздействие на эмоционально-волевую сферу детей;

5. расширение опыта театрализованной и игровой деятельности;

6. формирование представлений о народной культуре, традициях и праздниках.

Основным средством при этом являются взаимообусловленные и взаимосвязанные технологии физического воспитания и сказкотерапии. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки линию, основной материал которой показывается движениями. В условиях такой организованной двигательной деятельности создаются максимально возможные условия для применения в процессе физического воспитания дошкольников помимо сказкотерапии методов игротерапии,артпедагогики, позволяющих решать вопросы коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё вышесказанное обусловливает воздействие средств физического воспитания на физические и психические компоненты здоровья ребёнка.

Читайте также: