Симплонский туннель краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

На протяжении веков о перевале Симплон в Альпах мало кто знал и пользовались им в основном местные. Это изменилось во времена Наполеона, которому понадобился более удобный путь для связи с Италией. К 1805 году дорогу расширили, и теперь она имела международное значение. А ровно через столетие здесь открыли на тот момент самый длинный в мире тоннель. Однако, чтобы его построить, потребовались годы, миллионы франков и десятки жизней.

Первые планы строительства тоннеля под перевалом появились в 1857 году, после этого предлагалось еще несколько проектов от разных компаний. В 1889 году правительства Швейцарии и Италии встретились в Берне, чтобы обсудить совместные действия. Здесь, конечно же, не обошлось без разногласий. Так, итальянские представители настаивали на том, чтобы большая часть тоннеля проходила по территории их страны, и общее решение принято не было. На следующий год стороны встретились опять, и здесь главную роль на себя взяли частные компании. Они оставили политические мотивы в стороне, и дело пошло лучше. Компании выбрали проект, созвали комиссию с лучшими европейскими инженерами, которая одобрила план как с технической, так и с финансовой стороны.

После нескольких лет изучения проекта, в ноябре 1895 года, соглашение было подписано. Его исполнение было поручено компании Jura–Simplon Railway вместе с правом на пользование итальянской частью тоннеля на 99 лет. Позднее компанию национализировали, так что заканчивало строительство уже швейцарское правительство.

Перед проектировщиками стояла непростая задача: ни один из построенных ранее тоннелей не мог сравниться с Симплонским по длине. Однако инженеры во многом пользовались опытом строительства Готардского железнодорожного тоннеля, открытого в 1872 году. Например, параллельно с основным тоннелем прокладывали дополнительный, поменьше, который служил для вентиляции и подведения воды для гидравлических буров. Позже планировалось расширить его до полноценного второго пути (что и было сделано, хотя и намного позже).

Railway Wonders of the World

До начала работ проводились геологические исследования, ученые и инженеры пытались предсказать, с какими породами придется столкнуться. Многое, однако, предвидеть не удалось. Иногда слой твердых пород заканчивался раньше, чем было рассчитано, а иногда внезапное появление воды парализовывало работу.

Организаторы постарались учесть горький опыт строительства того же Готардского тоннеля, где несколько сотен человек (даже точное количество неизвестно) погибли от несчастных случаев и болезней, а для подавления бунтов строителей приходилось созывать войска. Для рабочих новой стройки (каждый день в тоннеле трудились 3000 человек) у обоих выходов построили поселки, сооружали души для рабочих и сушки для одежды. В какой-то мере смертность от болезней удалось снизить, однако тяжелые условия работы и слабая забота о безопасности все равно убивали людей.

Тоннель прокладывали с помощью гидравлических буров и динамита. Один бур за два с половиной часа делал четыре скважины диаметром 10-12 см и глубиной 1,5 м и восемь поменьше. В них закладывали динамит и взрывали. За сутки можно было сделать восемь-девять взрывов. Однако работа сильно замедлялась, так как условия оказались труднее, чем ожидали строители. Температура в тоннеле достигала 54°С вместо ожидаемого максимума в 42°С и заявленных в договорах со строителями 25°С.

Другой проблемой стали участки слишком мягких пород, когда приходилось прорубать их вручную и тут же подставлять деревянные опоры, которые не выдерживали давления. В итоге стали использовать металлические рамки, которые устанавливали в полуметре друг от друга. В результате на участок, который обычно прошли бы за пять дней, потребовалось семь месяцев. Много проблем доставили также внезапные затопления тоннеля, когда огромные объемы воды обрушивались на строителей, причем некоторые из источников были горячими.

Предыстория создания рассказа

Рассказ основан на реальных фактах, о которых Максиму Горькому рассказал один из строителей знаменитого туннеля. За время создания Симплоновского туннеля погибло приблизительно 150 строителей. В память о титаническом труде человека, Максим Горький написал свое произведение.

В начале рассказа читатель знакомиться с итальянским трудягой, который рассказывает автору о том пути, который ему пришлось преодолеть во время строительства Симплонского туннеля. Держа в руке медаль, полученную за доблесть в труде, со слезами на глазах, итальянец Пауло вспоминает историю своего подвига.

Мужчина пошел на строительство туннеля вместе со свои отцом, глубоко верующим человеком, который воспринимал создание туннеля, как дерзкое вмешательство в недра земли, а значит – ив дела Бога. Строительство проходило очень тяжело: много людей обрело свою смерть под навесом могущественной горы, у строителей было тяжелое психологическое состояние, так как никто не верил в то, что обычному простому человеку в силах проделать такую грандиозную работу.

Отец рассказчика, несмотря на то, что обладал большой физической выдержкой и силой, вскоре после начала строительства туннеля умер. Перед смертью, он завещал своему сыну прийти на его могилу и рассказать о том, что по туннелю прошли первые люди. До последнего момента строители не верили в то, что им удастся закончить свое дело.

Земля, словно в знак мести и сопротивления, ежедневно хоронила под своей толщей все большее количество людей.

Однако непобедимое стремление достичь своей цели преодолело человеческий страх сомнения. Там, где еще недавно был огромный каменный монолит, вырос рукотворный туннель, соединяющий два государства.

Великая сила маленького человека

Максим Горький доказывает нам, что человеческое стремление и желание, умноженное на трудолюбие, может принести потрясающие плоды! Максим Горький преклоняется перед человеком – тружеником, который подобно кроту, своими руками разрушил каменный стены горы, тем самым доказав всему миру могущество маленького простого человека.

Ведь самые грандиозные события на земле происходят благодаря стараниям многих простых людей, которые объединившись, представляют собой непобедимый легион мужественных тружеников.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Симплонский тоннель (протяженность около 20 км) соединяет Италию и Швейцарию. Построен в начале XX века в Швейцарских Альпах.

Синее спокойное озеро. Горы. Дорога в ущелье. На обочине сидит черный, как жук, загорелый рабочий. На груди у него медаль.

Рабочий объясняет любопытному прохожему, что это медаль за работу в Симплонском тоннеле.

Он рассказывает о работе образно: в горе люди прорезали рану, и земля встретила их сурово. Опаляла их жарким дыханием, обливала горячей водой, сбрасывала камни.

Это был лучший день в жизни рассказчика! Люди целовали землю, целовали побежденную гору.


Дорогу, проходящую через Симплонский перевал (2005 м над уровнем моря), построил в 1800–1808 гг. император Наполеон Бонапарт. По его замыслу, она должна была служить для быстрой переброски войск из Франции в Италию. Сегодня здесь проходит вполне современное шоссе, по которому движется поток автомашин. Однако альпийские виды, распахивающиеся с вершины Симплонского перевала, остались такими же впечатляющими, как и во времена Наполеона. И путешественнику, любующемуся этим захватывающим пейзажем, вряд ли даже придет в голову, что в эту минуту прямо под ним, на глубине более двух километров, во мраке, рассекаемом огнями локомотива, несется железнодорожный состав…

Когда проектировалась железная дорога через Симплонский перевал, ни у кого не было ни малейших сомнений в том, что постройка туннеля станет большим преимуществом. Всех волновал другой вопрос: как это сделать? Ведь туннель предстояло прокладывать через горный кряж, на очень большой глубине и на очень большую длину. Как в таких условиях обеспечивать вентиляцию штолен? Что делать, если рабочие столкнутся с непредвиденными трудностями – водоносными слоями, рыхлой горной породой? Никто не мог сказать заранее, что ждет строителей на глубине двух километров под землей: сколько-нибудь надежные средства для исследования структуры горных массивов попросту отсутствовали.

На начальном этапе работ строительство возглавлял немецкий инженер Альфред Брандт (1846–1899). Проходка, как обычно, велась двумя партиями, шедшими навстречу друг другу. В колоссальной толще скалы предстояло пробить два параллельных туннеля, лежащих друг от друга на расстоянии 18 м и через каждые 200 м соединяющихся проходами. Один туннель служил для прокладки рельсового пути; второй играл роль аварийно-вспомогательного.

Однако если жили строители Симплонского туннеля довольно сносно, то работать им пришлось в гораздо более трудных условиях, чем строителям туннеля под Сен-Готардом. Уже в сентябре 1901 г., пройдя около двух с половиной миль, проходчики, шедшие с северной, швейцарской, стороны, остановились перед неожиданным препятствием: это была… большая подземная река! Стройка замерла на полгода; за все это время было пройдено всего 46 метров. Инженеры ломали головы над тем, как преодолеть возникшую трудность. В конце концов было решено изменить траекторию прокладки, однако для этого пришлось срочно вносить изменения и в сам проект.

Скальный массив, как и ожидалось, оказался сложенным из пород различной плотности. В какой-то момент все дело повисло на волоске: каменная масса грозила неминуемо обрушиться на проходчиков. Не помогало ничего. Потолок и стены штольни укрепляли толстыми, в 20 дюймов толщиной, сосновыми брусьями; под тяжестью оседающей скалы они в считанные минуты превращались в щепки. Брусья пытались заменить стальными балками. Но даже они не выдерживали чудовищного давления и гнулись. Казалось, ничто не может противостоять натиску скалы. Но за те короткие мгновения, пока стальные и деревянные опоры удерживали на себе тяжесть каменной громады, рабочие успевали заливать промежутки между ними бетоном. По счастью, зона неустойчивых пород тянулась только на расстоянии 45 м. Однако метры эти стали поистине золотыми: стоимость проходки каждого составила почти 1000 фунтов стерлингов. Весь этот участок, помимо бетона, пришлось укреплять массивными гранитными блоками толщиной 2,5 м.

Пройдя приблизительно половину пути, строители наткнулись на новое препятствие. Неожиданно резко начала повышаться температура в туннеле. Стенки штольни становились нестерпимо горячими, к ним невозможно было прикоснуться рукой. В отдельных местах температура достигала 72 °C.

В чем же дело? Оказывается, на большой (более 2 км) глубине за счет повышенного содержания радиоактивных веществ (прежде всего радия) горные породы в Симплонском туннеле имеют температуру 53 °C. Температура воздуха в средней части туннеля составляет 56 °C. Сегодня пассажиры проносящихся через туннель поездов этого практически не замечают, но во время строительства это очень затрудняло производство работ.

Горячая вода просачивалась сквозь стены штольни, заливала пол. Проходчики работали по колено в воде, температура которой достигала 50 °C. Воду выкачивали насосами, но меньше ее не становилось. Единственный способ, позволяющий хоть как-то облегчить условия работы, состоял в том, что в скальные трещины под большим давлением закачивали холодную воду. Смешиваясь с горячей, она охлаждала ее до сносной температуры, при которой проходчики хотя бы могли работать.

Было решено вести галерею выше, чтобы уйти из опасной зоны. Однако когда прошли 210 м, на проходчиков неожиданно хлынули потоки горячей воды. Они залили рабочий участок, погибло более двадцати человек. Работу немедленно прекратили. Понадобилось много усилий, чтобы отвести поток в сторону и освободить штольни от воды. Во избежание новых несчастий было решено отвести линию туннеля на далекое расстояние от места обвала. Впрочем, еще и теперь в Симплонский туннель время от времени прорывается вода, которая отводится наружу через специально прорытый для этой цели ход.

В 7 часов утра 24 февраля 1905 г. мощный взрыв динамитного заряда соединил обе галереи. Эта долгожданная встреча была омрачена печальным инцидентом: двое из гостей, пожелавших присутствовать при историческом моменте, отравились углекислым газом, просочившимся в штольню, и умерли еще до того, как их успели вынести на поверхность.

2 апреля 1905 г. Симплонский туннель был торжественно открыт в присутствии итальянского короля Виктора-Эммануила и президента Швейцарии. Высокие гости из Италии на специальном поезде были доставлены в середину туннеля. Навстречу им шел такой же поезд с представителями Швейцарии. Оба состава остановились на расстоянии 200 м от железных ворот, перегораживавших туннель, и последние метры высокие гости преодолели уже пешком. В урочный час ворота торжественно распахнулись, и все бросились обнимать друг друга…


Симплонский тоннель — железнодорожный тоннель в Альпах на дороге, связывающей швейцарский город Бриг с итальянским городом Домодоссола [1] . Являлся самым длинным тоннелем в мире более полувека [2] .

Тоннель находится на трассе Восточного экспресса на линии Париж-Стамбул.

Работы по строительству тоннеля начались в 1898 году. Торжественное открытие движение по тоннелю состоялось в Бриге 10 мая 1906 года в присутствии короля Италии Виктора Эммануила III и президента Швейцарской конфедерации Людвига Форрера.

Генеральным подрядчиком строительства была компания Hermann, Haustler и Hugo von Kager. Длина тоннеля составила 19803 метра. В 1922 году была открыта вторая колея в тоннеле, расположенном параллельно. Длина рядом расположенного тоннеля 19824 метра.

Содержание

История

Вскоре после открытия первой железной дороги в Швейцарии в каждом регионе начались попытки строительства железных дорог на юг, в Италию. В 1871 году была введена первая железнодорожная линия через Альпы в Италию через тоннель Fréjus.

1 июля 1878 года была создана Симплонская железнодорожная компания (фр. Compagnie du chemin de fer du Simplon ) для того, чтобы продвигать проект строительства железной дороги в районе Симплонского перевала. В 1881 году она объединилась с компанией "Западные швейцарские железные дороги" (фр. Chemins de Fer de la Suisse Occidentale ) и была создана компания "Западная Швейцария-Симплон" (фр. Compagnie de la Suisse Occidentale et du Simplon ). Рассматривалось несколько вариантов строительства железной дороги между Швейцарией и Италией.

На швейцарско-итальянской конференции, состоявшейся в июле 1889 года было принято решение построить основной тоннель протяжённостью около 20 км на территории обоих государств. 25 ноября 1895 года было подписано соглашение между Италией и Швейцарией о том, что строительством и эксплуатацией тоннеля будет заниматься компания "Жюра-Симплон" (фр. Compagnie du Jura–Simplon ), которая объединила ранее созданные для этой цели компании. Было достигнуто соглашение о том, что граница между Швейцарией и Италией будет посередине тоннеля и что каждая сторона имеет право блокировать тоннель в случае войны.

1 мая 1903 года компания "Жюра-Симплон" была национализирована и вошла в национальную компанию "Швейцарские железные дороги" (SBB).

Строительство



Строительство тоннеля вела компания из Гамбурга Brandt & Brandau. На строительстве в среднем работало около 3000 рабочих с каждой стороны. Это были преимущественно итальянцы. 67 рабочих погибло при строительстве тоннеля, многие умерли позже от последствий тяжёлых условий работы. Во время работы были забастовки, что привело даже к привлечению швейцарской армии.

При строительстве тоннеля применялись самые современные технологии. Параллельно основному тоннелю был проведён вспомогательный тоннель, который обеспечивал вентиляцию при проходке основного тоннеля. Позднее этот параллельный тоннель был расширен до состояния, обеспечивающего прокладку по нему второй железнодорожной колеи.

24 февраля 1905 года произошла сбойка тоннелей, прокладываемых с двух сторон. Таким образом, строительство тоннеля продолжалось 7,5 года, хотя первоначально предполагалось соорудить его за 5,5 года. Задержка была вызвана сложными горно-геологическими условиями и забастовками.

Эксплуатация

Движение поездов по тоннелю началось 19 мая 1906 года. Использовались электролокомотивы, так как длина тоннеля не позволяла использовать паровозы. Первоначально в тоннеле использовалось три электровоза.

В период с 1912 по 1921 год был достроен второй тоннель, параллельный первому, который получил название Симплон II.

Во время Второй мировой войны оба портала тоннеля, как с швейцарской стороны, так и с итальянской были заминированы и подготовлены к взрыву. Немецкие войска планировали взрыв южного портала, однако взрыв был предотвращён благодаря действиям итальянских партизан при помощи двух швейцарцев и одного австрийского дезертира.

В настоящее время на участке Бриг-Изелле ди Траскуере курсирует состав, перевозящий на специальных платформах автомобили.

Параметры тоннеля



  • Длина тоннеля I: 19803 м
  • Длина тоннеля II: 19823 м
  • Высота над уровнем моря северного портала, Бриг: 685,80 м
  • Высота над уровнем моря в середине тоннеля: 704,98 м
  • Высота над уровнем моря южного портала, Iselle: 633,48 м
  • Уклон с северной стороны: 2 ‰
  • Уклон с южной стороны: 7 ‰
  • Начало строительства с северной стороны: 22 ноября 1898
  • Начало строительства с южной стороны: 21 декабря 1898 южного и северного тоннеля: 24 февраля 1905
  • Торжественное открытие: 19 мая 1906
  • Начало эксплуатации с локомотивами на электрической тяге: 1 июня 1906

Примечания

  1. ↑Симплонский тоннель (рус.) . Чудеса инженерной мысли. (недоступная ссылка — история) Проверено 18 июля 2010.
  2. ↑18.05.1906 - Открыто движение по Симплонскому тоннелю, соединившему Италию и Швейцарию - самому протяженному на тот момент железнодорожному тоннелю длиной почти 20 километров. (рус.) . Архивировано из первоисточника 19 июня 2012.Проверено 18 июля 2010.

Литература

Ссылки

  • Железнодорожные тоннели
  • Железнодорожные тоннели Швейцарии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Симплонский тоннель" в других словарях:

Тоннель — туннель (английское tunnel), горизонтальное или наклонное подземное сооружение (См. Подземные сооружения), служащее для транспортных целей, перемещения воды, прокладки подземных коммуникаций и т.п. По назначению различают Т.… … Большая советская энциклопедия

Список самых длинных тоннелей мира — Большинство самых больших и длинных тоннелей в мире используются для водоснабжения или в транспортных целях (автомобильные и железнодорожные тоннели). Содержание 1 Самые длинные тоннели в мире (в эксплуатации) … Википедия

Симплон — (город) муниципалитет в кантоне Вале, Швейцария. Симплон (перевал) высокогорный перевал в Альпах. Симплонский тоннель железнодорожный тоннель в Альпах … Википедия

Кольдитц, Готтфрид — Готтфрид Кольдитц Gottfried Kolditz Дата рождения: 14 декабря 1922(1922 12 14) Место рождения: Альтенбах Свободное государство Саксония … Википедия

Домодоссола — Коммуна Домодосолла Domodossola Страна ИталияИталия … Википедия

Кольдиц, Готфрид — Готфрид Кольдиц Gottfried Kolditz Дата рождения: 14 декабря 1922(1922 12 14) Место рождения: Альтенбах Свободное государство Саксония … Википедия

Швейцария — (Schweiz) Содержание это ( нем. die Schweiz, фр. la Suisse, итал. Svizzera, ром. Svizra), официальное название Швейцарская конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, фр. Confйdйration suisse, итал. Confederazione Svizzera, ром.… … Энциклопедия инвестора

Швейцария — Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confédération Suisse, итал. Confederazione Svizzera). I. Общие сведения Ш. государство в Центральной Европе, в Альпах. Граничит с Францией, ФРГ,… … Большая советская энциклопедия

Швейцария — Швейцарская Конфедерация нем. Schweizerische Eidgenossenschaft фр. Confédération suisse итал. Confederazione Svizzera ромш. Confederaziun svizra … Википедия

Правительство Швейцарии — Координаты: 46°48′00″ с. ш. 8°14′00″ в. д. / 46.8° с. ш. 8.233333° в. д. … Википедия

Читайте также: