Шукшин ораторский прием краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Завязка сюжета рассказа

В завязке произведения Шукшина Константин Иванович приезжает в гости к старухе Агафье Журавлевой. Он успешный университетский преподаватель, кандидат наук. Его супруга также занимается наукой. Они воспитывают дочь-школьницу.

В гости к матери Константин Иванович приезжает не с пустыми руками. Он привозит те вещи, которые, по его мнению, необходимы в деревне. Среди подарков — халат, электрический самовар и деревянные ложки.

Главные герои

Деревенские жители

В этом рассказе много персонажей, которые получили хорошее образование, сделали карьеру и преуспели в этой жизни. Например, один из них — врач, другой — полковник, третий — корреспондент. А есть еще два летчика.

К этой категории относится и один из центральных героев — кандидат наук Журавлев. Когда любой из этих людей возвращается в родную деревню, обязательным ритуалом является рассказ о своей нынешней жизни. При этом они идут на общение с народом с открытой душой, замечая в земляках искренний интерес к себе и своей жизни.

Критика

Центральный спор рассказа

Жанровые особенности

Суть беседы Капустина и Журавлева

Кандидат наук всячески пытается уклониться от разговора, делает попытки отшутиться, но все безуспешно. Капустин впивается в него будто клещ. Он видит перед собой четкую задачу — доказать, что интеллект оппонента не дотягивает до уровня кандидата наук. А значит, он не заслуживает того положения, которое получил в обществе, не имеет права называть себя городским. Капустин стремится не допустить, чтобы городские смеялись над провинциалами, которые ни в чем им не уступают в плане интеллекта, несмотря на то, что не отмечены учеными степенями.

В определенный момент Глеб прямо заявляет о своих намерениях. Он говорит, что любит щелкнуть по носу собеседника, ради этого и затевает скандальные разговоры.

При этом оказывается, что фамилии у героев не случайны, а символичны. Журавлев парит где-то в небесах, олицетворяя общественную элиту, а Капустин так и не смог выйти за пределы собственного огорода.

Кто прав?

Вчитываясь в детали спора, читатель ясно понимает всю неправоту Капустина. Причем как по форме, так и по содержанию. Он обращает в адрес Журавлева пространные тирады, в которых содержится больше непрямых оскорблений, чем здравого смысла и рациональных предложений. Это спор ради спора, а не для того, чтобы установить истину. Неправ он и с этической точки зрения, так как устраивает весь этот спектакль у человека, к которому пришел в гости.

Однако въедливые критики находят немало здравого смысла в самой позиции, которой придерживается Капустин. Ведь действительно, за открытиями и написанием новых книг ученые мужи часто забывают о народном и общественном благе, о людях, ради которых они все это делают. Ведь в идеальном мире любая их работа должна быть направлена на улучшение тяжелой жизни обычных людей.

Суть рассказа Шукшина

Характеристика действующих лиц

Образы Кости и Вали

Герои – типичные московские жители. Костя и Валя погрузились в замкнутую, размеренную, обустроенную, запланированную на месяцы вперед городскую жизнь. Супруги не чувствуют нужды, наслаждаются постепенно развивающейся карьерой. Преподаватели вскоре достигнут уровня профессоров, а после – если повезет – академиков. Чета Журавлевых, однако, не знают, как на самом деле живут обычные люди, как живет народ.

Образ жителей деревни

Жители деревни – это некий сборный образ. Константин тоже когда-то принадлежал к категории алтайских крестьян. Костя в прошлом и нынешний Костя – это две разных личности. Народ не воспринимает героя как одного из своих, чувствуя определенное отторжение. Корень противоречий кроется в памяти жителей селенья о прошлом, о жизни Константина в деревне. Писателей ясно дает читателям понять: герою давно стала безразличной память о прошлом.

Позиция Шукшина

Василий Макарович Шукшин — яркий советский писатель, которого всегда волновали проблемы простого народа. Его персонажи — это жители обычной деревни в Советском Союзе. Большинство из них — труженики с непростым и своеобразным характером. Они очень наблюдательны и остры на язык. За словом в карман не полезут.

При этом многие явно не от мира сего. Их практически в глаза называют чудаками, односельчане не понимают их стремлений. Хотя намерения таких героев просты, чисты и наивны, но они не укладываются в прагматичный уклад жизни большинства советских крестьян.

Проблемы

В творчестве Шукшина довольно серьезная социальная и нравственная проблематика. Во-первых, он выдвигает на первый план недостаток образования в селе, где жители не отличают знаний от громких слов. От этого невежества они ожесточаются и не принимают чужого успеха, желают унизить и освистать действительно умного человека. Но автор винит в этом не столько их самих, сколько саму систему образования в сельской местности, которая не развивает личность, а обучает лишь механическому сельскохозяйственному труду. Во-вторых, очевиден конфликт личности и толпы, где последняя пытается изгнать из себя чужеродный элемент. Это проблема зависти, которая толкает людей на подлость. В-третьих, сам Капустин демонстрирует нелепые предрассудки и несовершенство самообразования, которые формируются в среде, неблагоприятной для совершенствования интеллекта.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Ораторский прием: краткое содержание, описание и аннотация

Василий Шукшин: другие книги автора

Кто написал Ораторский прием? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Василий Шукшин: Далекие зимние вечера. Рассказы

Далекие зимние вечера. Рассказы

Василий Шукшин: Полное собрание рассказов в одном томе

Полное собрание рассказов в одном томе

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Василий Шукшин: Я пришел дать вам волю

Я пришел дать вам волю

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Ораторский прием — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

– Значит, Щиблетов… ты, значит, теперь Христос, а это – твои апостолы.

– Сбор завтра в семь ноль-ноль возле школы, – сказал он серьезно. – Не опаздывать. Ждать никого не будем.

– Вот, значит, э-э… чтобы все было в порядке, – сказал директор. – Через недельку приеду попроведую вас.

– Щиблетов-то. Понял? Уже – хвост трубой!

– Да-а… Любит это дело, оказывается.

– Разок по букварю угодить чем-нибудь – разлюбит, – высказался Славка Братусь, маленький мужичок, с маленьким курносым лицом, муж горбатой жены.

– Ты лучше иди делай восхождение на Эльбрус, – мрачновато посоветовал Славке Борис Куликов, грузный, медлительный, славный своим бесстрашием, которое дважды приводило его на скамью подсудимых.

– А ты иди похмелись, – огрызнулся Славка.

– Золотые слова, – прогудел Борис и отвалил в сторону сельмага.

Разошлись, и все – кто куда.

Щиблетов Александр Захарович – сорокалетний мужчина, из первых партий целинников, оставшийся здесь, кажется, навсегда. Он сразу взял ссуду и поставил домик на берегу реки. В летние месяцы к нему приезжала жена… или кто она ему – непонятно. По паспорту – жена, на деле – какая же это жена, если живет с мужем полтора месяца в году? Сельские люди не понимали этого, но с расспросами не лезли. Редко кто по пьяному делу интересовался:

– Как вы так живете?

– Так… – неохотно отвечал Щиблетов. – Она на приличном месте работает, не стоит уходить.

Старшим его назначили впервые.

– Не спешат друзья, – сказал Щиблетов.

– Придут, – беспечно откликнулся шофер и сладко, с хрустом потянулся. И завел мотор. – Иди погрейся, что ты там топчешься.

– Придут-то, я знаю, что придут, – Щиблетов полез в кабину, – но было же сказано: в семь ноль-ноль.

– Счас придут. Ты за бригадира, что ли?

– Счас придут. Вон они.

– Друзья. – он выразительно постучал ногтем указательного пальца по стеклышку часов и покачал головой.

– Успеем, – успокоили его.

Куликов пришел последним. Он, видно, хорошо опохмелился на дорожку, настроение приподнятое.

– Здорово, орлы! – приветствовал он всех. И отдельно Щиблетову: – Но не те, которые летают, а которые…

– Залезайте, – несколько брезгливо оборвал Щиблетов.

– Зале-езем, куда мы денемся, – гудел Куликов, не замечая брезгливости Щиблетова. – Залезем… за милую душу.

– Ко всем обращаюсь! – возвысил голос Щиблетов, глядя в кузов через задний борт. – Чтобы вот такого больше не повторялось!

– Я предупредил вчера: отъезд в семь ноль-ноль. Сейчас… без четверти восемь. Каждое опоздание буду фиксировать. Ясно?

Здравствуйте. Рассказ Василия Шукшина"Ораторский прием"остро ставит проблему отношения власти к человеку. Рассказ о поездке рабочих"на кубы". Рабочие останавливаются на полдороге в чайной. На производственном собрании решают о назначении Щиблетова бригадиром отряда. Дальше лучше прочитать самим,это интересно.

Мне всегда жалко было свои сны, в которых жила, а стоило проснуться - забывала.

Я даже задавала об этом вопрос на сайте Большой Вопрос.

И мне посоветовали способ, как не забывать то, что видел во сне.

Оказывается, как только начал просыпаться и понял это - не смотреть в окно, иначе, всё улетучится.

После пробуждения весь сон припомнить, не вставая и не отвлекаясь, тогда он остаётся в памяти.

А потом записать, двумя, тремя фразами.

И так поступать всякий раз, когда приснится что-либо вразумительное.

По двум причинам стоит это делать и обе причины, на мой взгляд, очень важные.

Первая: записывая сны, впоследствии, по прошествии некоторых событий можно будет проанализировать, о чём и какими символами ваше собственное сознание сигнализирует вам о чём-либо.

Вторая: может действительно получиться литературное изложение жизни вашего "второго я", о котором вы даже ничего не подозреваете.

Потрясающий монолог собаки, описанный или "подслушанный" гениальным Куприным. Но, будем писать свой отзыв.

Для читательского дневника по рассказу "Сапсан"

  • Рассказ Куприна "Сапсан" - это монолог породистого пса (собаки), размышляющей о своей жизни, о своем предназначении. Сапсан вспоминает некоторые эпизоды, связанные со своим Хозяином, его дочерью, другими собаками. В монологе раскрывается характер этого сильного духом и справедливого по натуре пса, который чувствует себя ровней Хозяину. В этом рассказе хорошо показаны такие качества, как благородство, преданность, любовь, забота, верность ближнему. Возникает ощущение, что Сапсан - это не животное, а человек, истинный друг, которым он по сути и является.
  • Чему меня научило это произведение? Лучше понимать окружающих меня людей, животных. Ведь и многим людям свойственно не слишком много говорить. Но, молчание - это еще не значит, что человек не имеет чувств или своего мнения, надо просто уметь прислушиваться к тишине или молчанию рядом находящихся существ.

Главные герои/персонажи рассказа "Сапсан":

  • Собака, кличка Сапсан: породистый пес, с медалями, о чем говорит фраза "надели желтый блин", т.е. повесили очередную медаль на какой-то выставке; с чувством собственного достоинства, т.к. гордится своими предками и с удовольствием рассказывает о них; трезвомыслящий и рассудительный, о чем свидетельствуют его слова про Хозяина и Человека, вообще; сильный, мощный, не драчливый, а справедливый, т.к. слабых собак он не трогает; добрый и ласковый, где примером служит его отношение к дочке Хозяина, впрочем можно сказать, что Сапсан - сентиментальная собака, т.к. он восхищенно вспоминает о шалостях и говорке своей Маленькой хозяйки. Сапсан - философ по жизни, т.к. он анализирует поступки, нравственные стороны жизни. А последние его мысли-рассуждения о смерти, раскрывают еще одно сильное качество - это беззаветную преданность своему . другу-Хозяину.

Для краткого содержания составляем план рассказа "Сапсан", например:

  • Сапсан представляется: кто он, как выглядит, кто его родичи/предки
  • Сапсан представляет своего Хозяина
  • Взаимоотношения собаки и человека: честолюбие Хозяина, снисходительность Сапсана
  • История: Сапсан и тигровый дог
  • Зависть, ненависть человека - собаки не такие.
  • Меньшая дочка Хозяина, любимица Сапсана
  • Вывод Сапсана: дети не похожи на взрослых
  • Размышления о косточке
  • Сапсан и пушистая Катя (кошка)
  • Рождение котят у Кати
  • Сапсан в гостях, удивление маленькой злобной собачонкой
  • Воспоминание: маленькая Хозяйка и бешеный пес, где Сапсан спасает девочку
  • Мысли о вечности, смерти, преданности.

Комедия "Ревизор" являет собой образец тончайшего юмора и обличия многих пороков тогдашней, да и сегодняшней, России. Главным героем комедии сам Гоголь определил смех. Идею, как известно, подсказал А.С.Пушкин. Гоголь изобразил произвол власти, взяточничество, хамство. Основа сюжета - переполох, вызванный известием о том, что едет ревизор, и стремление чиновников скрыть свои "грешки". Все крутится вокруг "ревизора", поэтому и комедия справедливо названа так.

Составим план для пересказа рассказа Носова "Леденец":

  1. Один дома. Мальчик Миша остается дома один и ему за хорошее поведение обещан леденец
  2. Красный леденец. Мальчик Миша находит леденец в сахарнице и успокаивает себя тем, что ему все равно этот леденец отдадут.
  3. Остаток леденца. Миша решает съесть и последний остаток, но сахарница разбивается
  4. Обман. Миша ставит разбитую сахарницу в буфет
  5. Я себя хорошо вел. Мама обнаруживает разбитую сахарницу и пропажу леденца, а Миша оправдывает свое поведение.

Это совсем небольшой рассказ, скорее даже новелла, сюжет которой можно пересказать в двух словах: наполеоновский маршал, суровый человек, за одну ночь круто меняет направление всей своей жизни.

В маленькой гостинице немецкого городка он сидит у камина, затем неожиданно едет со старым музыкантом на праздничный вечер к молодой певице Марии Черни, едет на лошадях через зимний лес.

Заснеженные деревья, ручьи, где форель своим плеском пугает пьющую лошадь, тишина и музыка -- все это настолько задевает маршала, не думавшего до сих пор ни о чем, кроме военных действий, что он видит мир вокруг себя другими глазами.

Он остается у Марии не до утра, а на два дня. И эти два дня наполняют их любовью.

Автор ничего не рассказывает об этом чувстве, ведь "что мы можем знать о любви?".

Кончается все очень приземленно: за маршалом приходят жандармы от императора и уводят его от Марии.

Относится к жанру рассказа-характера, по классификации самого автора. В столкновении характеров обнажаются слабые стороны героев.


Место и время действия

События рассказа происходят в 1963 году в СССР, в небольшом неназванном городе или селе.

Главные герои

  • Тимофей Макарович Новоскольцев – 73-летний нервный старик, страдающий глухотой.
  • Петька – внук Тимофея Макаровича, самостоятельный, упрямый мальчик 13-ти лет.

Другие персонажи

  • Родители Петьки – спокойные, вежливые люди.
  • Московские родственники – Петькина тетя, сестра его матери, и ее супруг, образованные городские жители.

Краткое содержание

Тимофей Макарович всегда спокойно обсуждал фильм с Петькой, но в присутствии взрослых стеснялся вступать в спор. И тому была серьезная причина.

Московские родственники отнеслись довольно снисходительно к замечаниям Тимофея Макаровича, но тем самым еще больше раззадорили старика. Он отправился в Петькину комнату, но и там продолжал себя накручивать.

Пьяный Тимофей Макарович принялся кричать, дебоширить, чем очень напугал московских родственников. Петькина тетя привела участкового милиционера, и тот отвел строптивца в вытрезвитель.

Заключение

Читайте также: