Сходства и различия в понимании проблемы сознания разных философских школ

Обновлено: 08.07.2024

Проблема сознания всегда привлекала большое внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Представители идеализма остро поставили вопрос о роли сознания в деятельности человека.

Люди давно проявляют большой интерес к сознанию, своему разуму, и считают его самым важным достижением человека. Это, по сути, самое поразительное и загадочное явление жизни, которое возникает на определенном этапе развития материи. С помощью сознания, разума, человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, в то, что уже есть или еще нет, проникает в дали космоса и в глубины микрокосмоса, в которые он не может проникнуть физически.

Сознание — это специфическая характеристика человека, его генетическая черта, отличающая его от животного царства. Сознание — это социальная характеристика, возникшая в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа. Важнейшим философским вопросом был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, об участии человека с сознанием в мире, о возможностях, которые сознание открывает человеку, и об ответственности, которую сознание налагает на человека.

Человек обладает сознанием с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга сама по себе, а функция определенного специфического способа отношения социально развитого человека к миру. Проблема взаимоотношений между сознанием и мозгом актуальна. Мы еще многого не знаем о деятельности мозга, особенно о том, что лежит в основе его высших функций и человеческого сознания. Тем не менее, прогресс в этой области за последние годы был неисчислим, и наука о мозге постепенно приближается к разгадке этой тайны природы.

С появлением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.

Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, связи научно-технического прогресса с природой, проблемы образования и коммуникации и т.д. — все эти проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с изучением сознания и актуальны сегодня.

В настоящее время число наук, занимающихся изучением сознания, растет. Такими исследованиями занимаются философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики. Аспекты сознания, изучаемые в каждой из наук, оказываются весьма далекими друг от друга и, более того, не коррелируют с сознанием в целом. Каждая из наук использует свои методы, схемы, идеалы рациональности, объективности, строгости и научности.

Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии - Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу

Сознание — один из самых сложных объектов философского анализа. Будучи неоспоримой самоочевидностью человеческого существования, сознание в то же время изъято из внешнего наблюдения, и фундаментальная ненаблюдаемость сознания создает естественные трудности для его теоретической реконструкции.

Потребность в теоретически корректной связи между индивидуальным и всеобщим, органическая связь которых раскрывается в опыте сознания, придает этой проблеме особый статус в философии. В настоящее время в философии сознания можно говорить о трех основных парадигмах: содержательной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.

Исторически первой моделью философии сознания была субстанциальная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель и др.). Субстанциализм призывает разум как наиболее значимое и универсальное свойство сознания и проецирует разум на структуру вселенной в целом. Разум — это гарант единства и порядка бытия, материальная основа, обеспечивающая мировой порядок и гармонию. Так, индивидуальное человеческое сознание рассматривается как отдельное проявление мирового разума, законы организации которого совпадают с логикой мышления, а идеи, обеспечивающие конституирование существенных свойств объектов, определяют их содержание.

Теоретики англо-французского Просвещения (Гоббс, Локк, Хартли, Гельвеций, Дидро и другие) рассматривали идеальное как результат ассоциаций и индуктивного обобщения чувственных данных. Формирующаяся здесь функциональная модель сознания интерпретирует последнее как функцию материальных систем, которые не содержат идеального и мысли в своих изначальных свойствах. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функцией нервной системы и мозга, которые организованы в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обуславливает связность чувственного опыта, который является истинной основой мышления.

Проблема генезиса сознания

Вопросы о том, как и с помощью чего возникает сознание, являются одними из ключевых вопросов современного философского и научного знания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, но представляют собой самостоятельную тему исследования. Фундаментальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск его возможных природных основ, разработка которых могла бы стать предпосылкой для человеческого мышления. Следует отметить, что эта проблема преимущественно разрабатывалась в рамках наиболее последовательно ориентированной на науку функциональной стратегии.

В современной культуре сознание является объектом пристального интереса целого ряда научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности и заканчивая психологией, социологией и кибернетикой. Многообразие научных версий сознания указывает на несомненную сложность и многогранность этого феномена, развитие и функционирование которого определяется влиянием множества факторов как природного, так и социального порядка. В то же время реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, которую придает преимущественно интегративная природа самости, самосознания. Таким образом, сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую природно-психическую, индивидуально-личностную и социокультурную проекции. Соответственно, проблему генезиса сознания можно рассматривать на нескольких уровнях: в контексте естественной эволюции, в контексте возникновения культуры и общества, а также с точки зрения онтогенеза (индивидуального развития человека).

Естественной основой для возникновения сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровне живой и неживой материи. Возникновение сознания было бы чудом без эволюции различных форм отражения в живой природе, которая является его предысторией. В ходе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает свойством, существенно связанным с ощущениями, — свойством отражения. Эта позиция поставила перед наукой фундаментальные вопросы о природе отражения как атрибута материи, о сознании как высшей форме отражения, которая связана с деятельностью человеческого мозга.

Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые признаки и свойства действующих на них явлений. Характер, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также тем, как они взаимодействуют с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.

В развитии теории отражения различают две концепции: функциональную и атрибутивную. Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах есть только предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление. Сторонники атрибутивной концепции настаивают на универсальности свойства отражения.

Стадии отражения

Основные вехи в эволюции материи и развитии свойств отражения следующие: Отражение в неживой природе; отражение в живой природе; социальное отражение.

В неживой природе существуют элементарные формы отражения. Отражение в неживой природе, на уровне механических и физических систем, слабое. Вопрос о переходе от неживой материи к живой изучен слабо. Действительно, еще предстоит выяснить и исследовать, каким образом материя, которая, предположительно, вообще не обладает чувствами, связана с материей, которая состоит из тех же атомов и элементарных частиц и в то же время обладает ярко выраженной отражательной способностью.

В настоящее время особого внимания в этом отношении заслуживают данные молекулярной биологии. Молекулы ДНК и РНК содержат и воспроизводят всю необходимую информацию, которая программирует индивидуальное развитие и преемственность в цепи поколений живых систем. Генетическая информация — это уникальная, специфическая форма отражения предыстории, развития живых объектов в молекулах ДНК.

На уровне живой природы можно выделить следующие стадии отражения: Раздражительность — реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма отражения свойственна некоторым видам растений и одноклеточным организмам. Следующей формой отражения является чувствительность — способность организма иметь ощущения, которые отражают отдельные свойства объектов, воздействующих на организм. Высшей формой биологического отражения является психика, которая характерна как для животных, так и для человека.

Человеческое сознание качественно отличается от сознания животных. Основными отличительными чертами здесь являются:

  • абстрактно-логическое мышление, которое связано со способностью отражать существенные черты и отношения действительности, которые не даны непосредственно в восприятии;
  • целеполагание как способность к идеальному формированию желаемого продукта деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать реальность, а не пассивно вписываться в нее
  • Самовосприятие, которое определяет способность отличать себя от внешней среды;
  • язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ориентироваться не столько на реальные физические процессы, сколько на их знаково-символические, языковые корреляты.

Сущность, основные характеристики и структура сознания

Философское понятие сознания — ключевое интегрирующее понятие для анализа отношений человека с действительностью, характеризующее одно из фундаментальных свойств высокоорганизованной материи, состоящее в активной, творческой способности человека как социального существа представлять и осознавать объективный и субъективный мир в виде идеальных образов, включая экзистенциально-феноменологическую и психоаналитическую традиции.

Таким образом, суть философского исследования феномена сознания заключается, прежде всего, в выявлении онтологического статуса сознания. С этой точки зрения, сознание реализуется с помощью мозга, но сознание — это не функция мозга как такового, а функция определенного вида отношения социально развитого человека к миру. Эта характеристика сознания заключается в прояснении онтологических истоков сознания в тех организационных формах материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

Во-вторых, важной особенностью сознания является его характеристика с эпистемологической точки зрения. В этом отношении сознание является отражением реальности, возникающим в результате формирования телесных органов, таких как нервная система и ее наиболее высокоорганизованный отдел — мозг.

В-третьих, сознание — это идеал, сущность которого проявляется в виде идеальных образов.

В-четвертых, сознание — это не только отражение деятельности, но и отношение к ней. Это определяет ценностный и в то же время личностный аспект сознания, который наиболее ярко выражает социальную природу сознания.

В-пятых, сознание обозначает высшую ступень психической деятельности человека, которая, в силу идеального предвосхищения практической деятельности человека, позволяет придать ей целевой характер.

В-шестых, философское понимание сознания предполагает анализ условий развития сложных форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости опыта системы его отношений с действительностью, с обществом, с другими людьми и с самим собой.

В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.

В-восьмых, философская рефлексия ХХ века, наряду с содержательно-функциональной, социокультурной парадигмами, выявила другие, не менее важные измерения сознания, связанные с формированием экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций, в которых акцент делается на описании опыта индивидуального сознания при внесении творческих личностных смыслов в реальность (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и др.).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Сознание выделяет человека из всего природного мира. Оно отличает человека от всего живого и принципиально наполняет человеческую сущность и внутренний мир. Мыслители всех времён и народов на разных этапах развития говорили о том, что в человеке есть нечто, давая имя этому душа, психика, сознание, мышление или вообще что-то идеальное.

М. К. Мамардашвили, представитель отечественной философской науки, о сознании высказывался как о чём-то, что нельзя взять или потрогать, но при этом оно есть и мы представляем его. Однако это весьма странное явление.

Проблема в изучении сознания человека

Для того, чтобы изучить сознание не подходят способы применяемые, например, в естествознании. Сознание – это не предмет или вещь, даже не процесс, который можно описать. Определить сознание принципиально нельзя.

Сознание – это то, что присутствует в каждом человеке, и никто не сомневается в его существовании.

Р. Декарт утверждал: " Сознание – это самый достоверный факт на свете.

Проявления сознания общедоступны, здесь мы говорим о представлениях, суждениях, сомнениях, радости и т.п. Проявления сознания находятся в непосредственном контрасте с неуловимостью самого сознания. П. Черчленд – американский философ, специализирующийся на нейронауке, говорил о том, что сознание подобно эфиру, флогистону. При этом уточняя, что последние помогают объяснить, но не раскрыть понятия сознания.

Проблема изучения сознания также заключается в том, что у человека нет подобных ему существ, наделённых сознанием. Эта уникальная способность присущая только человеку, делает его исключительным, но в силу этого он не может сделать сравнительный анализ феномена человеческой психики или особенностей своего сознания.

К. Г. Юнг говорил: "При решении вопроса о сознании человек обречён на отшельничество".

Изучение вопроса сознания в области философии опирается на знания в области психологии. Однако следует понимать отличия, что понимание сознания в психологии и философии разнятся. Говоря о философском понимании сознания, следует отметить, что проблемы сознания и бытия связаны между собой. Это происходит вследствие того, что бытие раскрывается в его собственной сущности и в бытие человека.

Душа в философии и её соотношение с сознанием

В мифологической картине мира зарождалось понимание сознания, начинался этот процесс с понимания души.

Согласно мифам Древней Греции, бессмертный бог Любви Эрот влюбился в прекрасную женщину – Психею. Печаль его была в том, что она была обычной смертной. И тогда он обратился к главному богу – Зевсу, чтобы тот сделал так, чтобы Психея стала бессмертной, как и Эрот. Зевс превратил Психею в богиню. Именно поэтому она стала символизировать душу, которая обрела бессмертие в поисках своего идеала.

В Древней Греции душу называли "псюхе". В силу этого по сей день можно логически выстроить связь между пониманием органической и физической основой жизни человека. Как ни странно, но такая связь прослеживается не только в греческом языке, но и в русском. Например, слова "душа", "дух", "дышать", "воздух" имеют один корень.

Философия Античности переняла от мифологии, которая является её прародительницей, понятие души. На практике многие древние философы делали попытки с помощью понятия души выражать суть начала живой природы, при этом рассматривали её как основную причину жизни и познания.

Сократ стал первопроходцем в изучении души, основанной на познании философии. Он начал с обращения к внутреннему миру человека, его убеждениям и ценностям, опираясь на знание, что человек – это умное существо, умеющее мыслить и действовать. Благодаря его исследованиям и изучению вопроса, понимание души приобрело такие понятия, как "благо", "справедливость", "прекрасное" и т.п. До этого момента физическая природа не располагала такими терминами. Совокупность этих идей стала основой для учения Платона, который, в свою очередь, являлся учеником Сократа.

Платон стал родоначальником идеи о том, что душа человека бессмертна и обитает в мёртвом теле, а после покидает его и возвращается в вечный сверхчувственный мир идей.

Платон писал: "Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу".

Платон отказался от идеи исследовать бессмертие и переселение душ, как это делали мыслители до него, например, Пифагор и другие, это было достаточно распространённое явление. Платон же пошёл куда дальше и за основу своего учения взял исследования содержания деятельности души. Он высказал своё мнение о том, что внутренняя деятельность души человека призвана давать знания о реальности сверхчувственного бытия и вечного мира людей. Также Платон высказывался о том, что при определённых условиях и приложенных усилиях, душа имеет возможность вспомнить, что происходило с ней задолго до того, как она пришла в земной мир и начала с рождения своё существование.

Платон учил, что мы – "насаждение не земное, а небесное".

В свою очередь, последователь Платона – Аристотель, своими идеями и учениями вернул душу человека из сверхчувствительного мира в чувственный. Он предположил, что душа не является чем-то отдельным и самостоятельным по своей сути, по его мнению, это функция организма. Душа – это конфигурация или способ организации живого тела.

Аристотель писал: "Душа есть суть бытия и форма не такого тела как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начала движения и покоя".

Аристотель выделяет три вида души:

  • Растительную.
  • Животную.
  • Разумную.

Характеризуя человека в своих текстах, Аристотель выделял, в первую очередь, умение человека мыслить и способность к знаниям и мудрости. Такие идеи были не только у Аристотеля, скорее такие воззрения были присущи всей философии Античности. Однако уже в Средние века мыслители-современники пересмотрели эти взгляды и высказали свои идеи, которые опирались на христианскую философию. Совершенно естественно, что эти идеи значительно разнились друг от друга.

Средневековые мыслители, приверженцы христианской философии утверждали, что природа человека связана с важнейшими областями человеческого бытия. А тело человека, так или иначе, имеет связь с землёй.

Из Бытия 2,7: "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою".

На чувственном уровне человек имеет связь с миром материи и души. Разум при этом наделён способностью восходить к Творцу. Средневековые мыслители придерживались мнения, что человеку свойственна двойственность от природы. И первая составляющая – внешняя или другими словами телесная, а вторая – внутренняя или духовная.

Архимандрит Киприан писал: "Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена душа".

Проще говоря, человек с внешней стороны – природное явление, а внутренний человек – сверхприродное явление, который наделён всеми свойствами и функциями присущими таковым.

Св. Григорий Богослов писал: "Внешний человек – это не "я", а "мое": рука – это не "я", тогда как "я" – это духовное начало моей души".

В этом понятии автор пытался отразить наиболее ярко и понятно различия между душевным и духовным состоянием человека, а также понимание внешнего человека и внутреннего.

Эпоха Возрождения стала идеальным временем, когда в культ возводилась физическая и телесная красота человека, человек в его целостности не интересен. Именно в этот период происходит отказ от идей двойственности человеческой натуры. Это значит, что человека больше не рассматривали как существо двойной природы, где высшая духовная часть соединена с низшей телесной.

Интересен тот факт, что духовное отождествлялось с душевным, а в душевном на основных позициях были страсти. Источником перемен в понятиях души стала эпоха Возрождения. Сначала термин души заменили на мышление, после оно превратилось в сознание, спустя ещё некоторое время понятие "сознание" полностью свели к продукту жизнедеятельности нервной системы с проекцией на воздействия окружающей действительности на органы чувств.

В Новое время было отмечено очередное влияние на формирование термина "сознание", колоссальное действие на которое оказала механика, активно развивающаяся в это время и занимающая лидирующие позиции среди всех естественных наук.

Р. Декарт стал первопроходцем в применении механистического подхода для толкования психических явлений, более того он обращал их к физиологии. Именно Р. Декарт первым заговорил о понятии "рефлекс". Исходя из этого, он выдвинул предположение, что тело человека, работает, словно механизм, в определённых ситуациях, полагаясь на законы механики. До открытий Декарта, принято было считать, что все действия, направленные на обработку психического материала, воспроизводятся душой, но не телом. Он доказал, что тело и без души прекрасно справляется со всеми задачами, поставленными перед человеком.

Функции души

Душа рассматривалась Декартом как субстанция, которая не зависит ни от чего. Имела всего один признак, который присущ только ей – непосредственная осознанность своих явлений. Цель её существования в знании объекта в собственных актах и состояниях, которые никто не способен рассмотреть. В силу этого в корне поменялось знание о понятии "душа": она отождествлялась с мышлением. Таким образом, мышление, которое направлено человеком на самого себя и на сам акт мышления и является, по сути, сознанием.

Гносеология – наука о философской теории познания, в эпоху Нового времени формировала учение о сознании. Следует отметить, что множество понятий в психологии, которые служат для обозначения процессов, структур и состояний познавательной области, возникли и оформились именно как термины познания. Здесь и сознание, и восприятие, и внимание и многие др. Широкое развитие материализма и эмпиризма способствовало отказу от понятия "души.

Некоторые учёные полностью отвергали понимание законов психологии и тем более принятие понятия "души. Например, Т. Гоббс утверждал, что душа – это вовсе не особая сущность, а в мире всё материально и движется исключительно по законам механики. Психические состояния и явления он понимал через проекцию механических законов.

Такого же мнения придерживался и Дж. Локк, который развивал идею Гоббса и утверждал, что в человеке два источника сознания: ощущения и рефлексы. Здесь он понимал сознание, как внутреннее восприятие деятельности ума человека.

XIX и XX вв. стали переломными в философии и даже в психологии, ведь учёные и мыслители отказались от понятия "душа". На этот счёт шутят даже сами психологи, говоря, что отказавшись от души, психология как наука стала бездушной.

Новое восприятие породило новое понимание. Теперь душа – это религиозно-идеалистическое понятие или даже поэтическая метафора. Слово "душа" перестало употребляться в науке. Оно стало исключительно бытовым. В науку же плотно вписались термины "психика" и "сознание". Рефлексивная философия со своим понятием и представлением души осталась на периферии, за границами современной философской мысли, в эпохе религиозной философии.

Вторая половина XX в. переменила мнения философов насчёт понятия души. И оно стало возвращаться как с философию, так и в психологию. Многие исследователи утверждали, что нельзя отождествлять душу с психикой или сознанием. Эти понятия из разного пласта понимания человеческих состояний. Даже на филологическом уровне это становилось понятным. Например, можно говорить о том, что у человека болит душа, но никак нельзя сказать о том, что болит сознание или психика. В какой-то степени языковые аспекты помогли вернуть термин "душа" назад из бытового обихода в науку.

Классический пример раскрытия соотношения души и сознания работа В. Ф. Войно-Ясенецкого "Дух, душа и тело". Понятия души являет собой полноту психической жизни.

Душа (по В. Ф. Войно-Ясенецкому) – это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

Дух участвует в деятельности души. Он имеет свой источник и использует высшую реальность для проявления высших свойств духовности. Здесь можно говорить о религиозности, нравственности, философском и научном мышлении, а также восприятии музыки и художественных объектов.

В человеческой сущности плотно сплетены между собой дух и душа человека. Нейропсихическая деятельность оказывает влияние на то, как проявляется дух человека. Именно в духе сохраняются все наши реакции, наши мысли и чувства. Кроме того, всё, что происходит в сознании человека так или иначе отпечатывается в сознании и влияет на то, как действительность отражается в сознании. Дух имеет такую особенность, что его деятельность может происходить вне зависимости от сознания. При этом практически всегда сложнейшие интеллектуальные задачи решаются без применения сознания, посредством механических реакций, в результате на поверхности мы имеет готовый ответ.

В. Ф. Войно-Ясенецкий писал: "Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен".

А. Г. Спиркин рассматривает проблему соотношения души и сознания в своих работах. Он выдвигает теорию о том, что духовный мир человека представлен какой-то единой, неделимой системой или структурой. Именно эту целостность издревле принято называть душой. Будучи единой целой душа – это, скорее всего, нечто функционально дифференцированное. В это же время разум, воля, темперамент, характер, память, тончайший мир эмоций представляются учёным-исследователем как душевные явления.

Спиркин даёт характеристику сознанию, в качестве одной из форм проявления нашей души. При этом достаточно важную форму, которая имеет в себе глубокий смысл. Часто довольно ошибочно в повседневной жизни мы отождествляем понятия "душа" и "сознание". Логично будет отметить, что "душа" гораздо шире "сознания". Просто пример, чувства человека – это состояние души, и их не в коем разе нельзя отождествлять с сознанием.

Что такое сознание?

Сознание – это высшая функция мозга, которая связана с речью и присуще только человеку, заключается в том, чтобы в обобщённом виде отражать действительность, предварительно осмыслив порядок действий и способность предвидеть результаты, при этом достаточно разумно регулировать собственное поведение и способность к самоконтролю посредством рефлексии.

М. К. Мамардашвилли дас собственное определение сознанию, в котором он сравнил сознание со светящейся точкой или каким-то таинственным центром перспективы, где молниеносно соотносятся то, что человек увидел, почувствовал, пережил и подумал.

М. К. Мамардашвилли писал: "Акты "я мыслю", "я переживаю", "я вижу" и т.д., вызванные взаимодействием "Я" и внешнего мира, одновременно порождают и сопровождающие их акты: "я мыслю, что я мыслю", "я переживаю, что я переживаю" и т.д., которые составляют содержание рефлексии и самосознания".

Иными словами, сознание – это способность управлять своим вниманием в отношении предметов окружающего мира, кроме того одномоментно концентрировать его на тех состояниях внутреннего духовного опыта, сопровождающих это внимание. Кроме того, это состояние человека, когда он доступен и сам себе, и миру. Сосредоточенность на внешних предметах характерна также психике животных, но они не способны рефлексировать, а значит, не могут обозначить элементы самопознания формирования собственного "Я". Именно это и выделяет человека из всех существ живой природы.

Диалектический материализм о проблеме сознания в его отношении с материей. Материя и сознание, материальное и идеальное – противоположности. Основные принципы современного материализма в понимании сознания. Структура сознания и его основные функции.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 11.01.2011
Размер файла 17,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

По дисциплине философия

Проблема сознания в различных философских учениях

Сознание -- сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Однако неотделимость материи и сознания не означает их тождественности. Материя и сознание существуют реально. Но это различные реальности. Материя - это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека и человечества. Сознание - субъективная реальность, существующая в голове человека, в его восприятиях, представлениях, мыслях, как отражение объективной реальности. Материя, ее виды, уровни есть чувственно воспринимаемая, физическая реальность, материальный прообраз; сознание - это идеальный образ, идеальная копия материального, идеальная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Идеальный образ не имеет никаких материальных признаков и свойств (физических, химических, биологических и т.п.). Например, образ иглы не колет, образ воды не утоляет жажду, образ огня не жжет, образ ножа не режет. Уже одно это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов (У. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), которые считали, что мозг выделяет мысль точно так же, как печень - желчь, желудок - желудочный сок и т.д. Характерно, что человек не ощущает того, какие физиологические процессы происходят в его мозгу при возникновении идеального образа, а сам образ осознается и человеком, и животным как существующий вне нас, вне головы или органа чувств, иначе, как замечал Фейербах, кошка бросалась бы не на мышку, а царапала собственные глаза.

Материя и сознание, материальное и идеальное - противоположности, но их противоположность не абсолютна, а относительна, в том смысле, что она носит ограниченный характер. Их противопоставление допустимо лишь в рамках уяснения вопроса о сущности, природе мира. За пределами же этого вопроса противоположность материи и сознания относительна.

Итак, сознание, с позиции диалектического материализма, - это суть отражение в человеческой голове природных и социальных явлений. Но отражение присуще и животным. Вся психика вообще носит отражательный характер. Тем не менее, даже высокоорганизованные животные имеют психику, элементарное мышление, но не имеют сознания. Человеческое отражение в отличие от отражения животных:

· избирательно и целенаправленно;

· не только чувственно-образно, но и понятийно-образно;

· обобщает и обладает высокой степенью абстрактности;

· является продуктом социально-исторической деятельности, труда;

· регулирует саму деятельность человека и его поведение;

· активно и целесообразно воздействует на мир;

· отражает прошлое и устремлено в будущее в виде целеполагания, программирования и выбора средств достижения целей;

· обязательно связано с языком, выражается членораздельной речью;

· направлено также на отражение самого себя, собственного бытия, собственного духовного мира человека.

Сегодня возникла странная ситуация, когда в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, когда крепнет убежденность в иррациональности явлений сознания, а в практике исследования сознания, напротив, широко используются объективные методы, о сознании говорят как о языковом сознании, как о поведении, как о мозговых (нейрофизиологических) процессах. Все это свидетельствует о различных вариациях в трактовке сознания.

Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать их, хранить в памяти, воспроизводить вновь, обеспечивать ценностные и регулятивные ориентации людей, общаться, обмениваться опытом, передавать опыт от одного поколения к другому, стимулировать творческие способности человека. Сознание мгновенно связывает, соотносит все то, что человек увидел, услышал, почувствовал и пережил.

Исходя из всего этого можно дать следующее определение сознания: сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. В этом определении нашли отражение основные принципы современного материализма в понимании сознания:

· в сознании нет ничего надприродного и сверхъестественного;

· сознание присуще не всей материи, а только такой ее высокоорганизованной частице, как мозг человека;

· сознание есть идеальный образ объективного мира, и это не позволяет отождествлять его с материей, как это делали вульгарные материалисты;

· сознание производно, вторично по отношению к материи;

· сознание активно-творческое, а не пассивно-созерцательное;

Большинство современных исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания.

Структура сознания

материя сознание идеальный

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой и неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. Эмоциональные механизмы сознания работают по принципу взаимной оценочно-когнитивной корреляции.

Сознание человека выполняет следующие функции:

· познавательную - благодаря сознанию, человек приобретает новые знания (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

· целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

· ценностно-ориентационную - человек не только отражает, но и оценивает явления действительности, а также определяет свое отношение к ним;

· управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач(формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей -- воля человека выступает как компонент сознания);

· коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

· рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль(в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Список использованной литературы

1. Иванова А.В. Сознание и мышление. М., 1998.

2. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Философия и культура: Сб. науч. трудов. М., 2001.

3. Легостаев О.В. О взаимосвязи языка и мышления // Филос. науки. 2007. № 2.

4. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. М., 1997. Ч.1.

5. Нагуманова С.Ф. Существует ли разрыв в материалистических объяснениях психики? // Вопр. филос.2007. №1 С. 90- 105

6. Патнем Х. Философия сознания. М., 1998.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 2003.

8. Фромм Э. Душа человека. М., 1995.

9. Антонов Е.А. Философия: Учебное пособие. - Белгород, 2008.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 2007.

11. Спиркин А.Г. Философия. М., 2003.

Подобные документы

Понятие и происхождение сознания с точек зрения ученых разных направлений и взглядов. Сущность сознания с позиций диалектического материализма. Фазы, ступени, уровни отражения материи. Социальная основа сознания, понимание его материальных истоков.

реферат [19,4 K], добавлен 10.12.2014

Сознание как одна из фундаментальных философских категорий. Аспекты содержания этого понятия. Проблема генезиса сознания, его структура и функции. Основные отличительные признаки сознания человека от психики животного. Социокультурная природа сознания.

реферат [22,6 K], добавлен 02.04.2012

Проблема сознания и основной вопрос философии. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения. Общественная природа сознания. Становление и формирование мировоззренческой культуры. Структура и формы сознания. Творческая активность сознания.

контрольная работа [39,2 K], добавлен 27.08.2012

Актуальность проблемы сознания человека. Научное понятие сознания и его классификация. Определение и структура сознания. Формы неистинного сознания: эгоизм и альтруизм. Истинно нравственная сфера сознания.

контрольная работа [16,2 K], добавлен 14.08.2007

"Дуализм свойств" Чалмерса. Философия сознания новейшего времени. Источники философских взглядов Чалмерса. "Трудная" проблема сознания. Соотношение сознания и тела. Теория "философского зомби". Основные критические воззрения. Понятие "другого сознания".

магистерская работа [98,0 K], добавлен 26.06.2013

Сущность философского исследования феномена сознания. Основные характеристики и структура сознания. Проблема генезиса сознания и основные подходы к ее философскому анализу. Интуиция как основной когнитивный механизм образно-ассоциативного типа мышления.

реферат [44,4 K], добавлен 05.07.2011

Предусловия сознания. Отражение и его основные формы. Социальная сущность сознания, общественно–исторические основы её возникновения. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Структура сознания и закономерности развития.

В своей работе "Душа человека. Опыт введения в философскую психологию" С. Л. Франк вынужден был констатировать трудности определения понятия сознания, которое является одним из самых многозначных и неопределенных слов человеческого языка, [1] что создает возможность ориентации того или иного учения на одно произвольно выбранное значение.

Рассматривая трактовки феномена сознания в различных философских течениях, нужно сразу установить, в каком смысле оно употребляется: обозначает ли характеристику психики человека, или же является синонимом духовного вообще, под которым может пониматься и духовное первоначало мира в форме мирового духа, мирового разума.

Выделим основные подходы к анализу сознания в рамках объективного идеализма, дуализма, субъективного идеализма и материализма, их сильные и слабые стороны, те проблемы, которые возникают при той или иной трактовке сознания.

В объективном идеализме сознание рассматривается как сверхчеловеческая всеобъемлющая духовная субстанция, своего рода мировой разум, который создает все мыслимое разнообразие мира. Предметный мир есть порождение мира идей (Платон), Бога (религиозная философия), духовных монад (Лейбниц), инобытие Духа (Гегель). Наше человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового духа.

При таком подходе устраняется противоположность между сознанием и внешним миром, поскольку он произведен сознанием, есть его инобытие.

Объективно-идеалистический подход к сознанию, как обращает внимание Д. И. Дубровский [2] , выражает ряд существенных и во многом загадочных черт нашей субъективной реальности, особенно процессов мышления:

  • • способность восходить к высотам духа, к идеям высокой степени общности и абстракции, оперировать ими как бы независимо от эмпирической реальности (в логике, математике, философии);
  • • активность сознания, неограниченные "действия" мысли в форме мечты и воображения (вопреки текущей действительности).

Однако, оставаясь на позициях объективного идеализма, трудно дать объяснения целому ряду характеристик индивидуального сознания, а также его происхождению и развитию.

В дуализме, признающем существование двух независимых субстанций – материальной и духовной, в качестве постулата принимается положение о том, что они, несмотря на абсолютную противоположность, способны воздействовать друг на друга. Такая позиция характерна не только для классической философии в лице Декарта, но и для выдающихся нейрофизиологов XX в., изучавших мозговые механизмы психической деятельности, знаменитых Нобелевских лауреатов Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, первооткрывателя функциональной асимметрии мозга Р. Сперри.

Для дуализма наиболее трудной проблемой в гносеологическом плане остается проблема объяснения связи сознания с организмом, мозгом, деятельностью человека, с материальными процессами. Как может мысль, которой нельзя приписывать физические свойства, вызывать телесные изменения? Эта проблема остается дискуссионной и в настоящее время.

Субъективный идеализм рассматривает субъективную реальность индивидуального сознания в качестве единственной реальности. Этот постулат имеет разные интерпретации в истории философской мысли, начиная от Беркли и заканчивая современной философией.

Субъективный идеализм концентрирует внимание на ряде острых и трудных вопросов проблемы сознания, к которым относятся:

  • • уникальность и относительная закрытость субъективного мира личности;
  • • особенности познания собственной субъективной реальности;
  • • способы познания подлинных переживаний, намерений, мыслей другого человека.

Однако последовательное проведение постулата субъективного идеализма означает солипсизм, в котором несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Материализм утверждает, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая есть единственная вечная и всеобъемлющая объективная реальность. Сознание рассматривается в качестве субъективной реальности, отражающей объективную реальность.

Объяснение сознания остается самой трудной теоретической задачей для материалистической философии. "Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Таковы взгляды материализма вообще и Маркса – Энгельса в частности" [3] .

Сознание определяется как продукт развития материи, оно возникает в процессе антропогенеза, обусловлено трудовой деятельностью и является по своей природе социальным. Но как оно связано с материей, если не относится к объективной реальности?

Здесь возможно несколько вариантов объяснения связи сознания и материи.

Сознание сводится к материальным процессам, и тем самым оно утрачивает свою специфику, качество субъективной реальности.

По этому пути пошли представители так называемого вульгарного материализма (от лат. vulgaris – упрощенный). Понятие вульгарного материализма было введено в обиход Энгельсом для характеристики взглядов естествоиспытателей материалистической ориентации середины XIX в.

К предшественникам вульгарных материалистов относят французского врача П. Кабаниса, который в работе "Отношения между физической и нравственной природой человека" выдвинул положение о трех уровнях организации поведения: рефлекторном, полусознательном и сознательном, каждый из которых имеет свой "жизнелогический субстрат". Чувствительность, согласно Кабанису, является детерминантой двигательной активности тела. У человека она преобразуется в мысль, которая является продуктом мозга и получает внешнее выражение в языке мимики и жестов или в знаках устной речи и письма. Впоследствии противники материализма приписали Кабанису мнение, будто мозг выделяет мысль, как печень – желчь.

Это же мнение приписывалось и выдающемуся немецкому естествоиспытателю, зоологу, палеонтологу К. Фоггу, голландскому врачу Я. Молешотту и немецкому естествоиспытателю Л. Бюхнеру, которые связывали сознание с деятельностью мозга и считали его материальным.

И хотя вульгарно-материалистические концепции сознания, имевшие место в науке XIX в., в современной науке и философии отвергаются как несостоятельные, по сама идея материальности сознания получила новое естественнонаучное обоснование.

Материальность сознания обосновывается разными способами.

Одна из последних работ в данной области – монография А. И. Яковлева, в которой автор на основе всеобщей материально-энергетической связи во Вселенной приводит теоретические и фактические материалы, подтверждающие вывод о материальности сознания: "Образ, мысль, речь, сознание в целом – результат материально-энергетической деятельности нервного тока мозга, проявляющийся в материальноэнергетических формах" [4] .

В диалектическом материализме постановка проблемы сознания основывается на общих материалистических взглядах на природу, общество и человека. Принципиальная позиция К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о природе сознания сформулирована в работе "Немецкая идеология: "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием. а бытие людей есть реальный процесс их жизни" [5] . Согласно диалектико-материалистическому взгляду не сознание определяет бытие и конституирует мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, которое является проявленим "действительной жизни". Причем "сознание уже с самого начала есть общественный продукт, и остается им, пока существуют люди" [6] .

В отличие от естественно-научного материализма, диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального.

Выделим основные положения диалектико-материалистического понимания сознания:

  • • сознание – это свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга, отражать действительность в форме идеальных образов;
  • • сознание как высшая форма отражения характеризует духовную активность человека, оно обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир;
  • • сознание возникает в процессе антропогенеза, обусловлено трудовой деятельностью и является по своей природе социальным, т.е. вне общества оно не возникает и не может существовать;
  • • сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.
  • • Как в процессе эволюции неживой, неощущающей природы возникла мыслящая материя?
  • • Каков механизм превращения материального, биологического раздражения в центральной нервной системе живых организмов в идеальное отражение, в акт сознания?
  • • Что такое идеальное, какова его природа? И другие.

Как бы ни отличались трактовки сознания в различных философских направлениях, можно выделить базовые, сущностные характеристики сознания, к которым относятся:

Читайте также: