Школы одного фактора социология

Обновлено: 07.07.2024

Эволюционная теория Чарльза Даpвина как один из теоретических источников натуралистических школ. Единство законов истории природы и истории человечества. Классификация натуралистических школ.

Геогpафическая школа - Генpи Бокль (1821-1862), Фридрих Ратцель (1844-1904), Карл Хаусхофер (1869-1946) и другие. Географические факторы, влияющие на жизнь общества.

Расово-антропологическая школа - А. Ж. Гобино (1816-1882) и Х. С. Чемберлен (1855-1927). Историческая миссия ариев. Основные положения расово-антропологической школы. Классификация и иерархия рас. Смешение рас.

Биологическая школа - Пауль Лилиенфельд (1829-1903), А. Шеффле (1831-1903), Р. Вормс (1869-1926). Отождествление общества с организмом и попытки объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Социология преступности Чезаре Ломброзо (1835-1909).

Кризис натурализма в социологии. Тенденция к психологизму. Психологизм как общая ориентация общественных наук в конце ХХ.

Тема 2. Начальный этап развития социологии в США

Позитивизм и ранняя американская социология. Связь ранней американской социологии с европейской социологической традицией. Институционализация социологии в США. Эмпирические исследования в американской социологии первой трети ХХ века (У. Томас, Ф. Знанецкий). Социология и социальный реформизм.

Психологизм в ранней американской социологии. Социологическая концепция Ф. Гидденгса. Психологические механизмы человеческой ассоциации. "Сознание рода". Психологический редукционизм Л. Уорда. Чистая и прикладная социология. Роль фактора сознания в социальном развитии. "Генезис" и "телезис". Индивидуальный и коллективный телезис. Социал-дарвинистская социологическая концепция У.Г. Самнера. "Народные обычаи". Анализ процессов институализации у Самнера. 4 основных мотива (голод, любовь, честолюбие, страх) и социальные институты. "Мы-группа" и "они-группа". Этноцентризм. Социологическая концепция А. Смолла. "Интересы". "Социальный процесс". Роль А.Смолла в формировании Чикагской школы социологии. Исследование У.Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Концепция "установки" и "определение ситуации" У. Томаса.

Тема 3. Основные тенденции развития социологии в Европе и США в ХХ в.

Духовная ситуация в Европе после первой мировой войны (“Закат Европы” и “всеевропейский экзистенциальный кризис” сознания).

Кризис современной западной социологии. Волна антипозитивизма; ее пик, приходящийся на 60-70-е гг. Идеи “постмодерна” и поиски новых парадигм социологического знания вне естественнонаучной и неокантианской модели гуманитарного знания. Теории индустриального общества. Новая технократическая волна на Западе. Неоконсерватизм в новейшей социологии.

Макро- и микросоциологические теоретико-методологические перспективы в современной западной социологии.

Институционализация социологии в ХХ веке. Теории и методология, методика и техника социологических исследований.

Возрастание роли социологии в политической и общественной жизни стран Западной Европы и США.

III . Литература

В) Первоисточники

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб,1999.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

3. Бергер П., Луман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

4. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2007.

5. Бурье П. Практический смысл. М., 2001.

6. Бурдье, П: Социология политики: [Пер. с фр.]. М.,1993.

7. Гидденс, Э. Социология: [Учеб.: Пер.]/ ред. В.А.Ядов. М.,1999

8. Гидденс Э. Устроение общества. М., 2005.

9. Гоулднер А.У. Наступающий кризис западной социологии. СПб., 2003.

8. Кули, Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок.-М.,2000.

9. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

10. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

11. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002.

12. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.




13. Шюц А. Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

II . Темы

Тема 1. Школы одного фактора в социологии XIX века

Эволюционная теория Чарльза Даpвина как один из теоретических источников натуралистических школ. Единство законов истории природы и истории человечества. Классификация натуралистических школ.

Геогpафическая школа - Генpи Бокль (1821-1862), Фридрих Ратцель (1844-1904), Карл Хаусхофер (1869-1946) и другие. Географические факторы, влияющие на жизнь общества.

Расово-антропологическая школа - А. Ж. Гобино (1816-1882) и Х. С. Чемберлен (1855-1927). Историческая миссия ариев. Основные положения расово-антропологической школы. Классификация и иерархия рас. Смешение рас.

Биологическая школа - Пауль Лилиенфельд (1829-1903), А. Шеффле (1831-1903), Р. Вормс (1869-1926). Отождествление общества с организмом и попытки объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Социология преступности Чезаре Ломброзо (1835-1909).

Кризис натурализма в социологии. Тенденция к психологизму. Психологизм как общая ориентация общественных наук в конце ХХ.




Конец XIX века ознаменовался бурным расцветом так называемых “школ одного фактора”. Вдохновленные выдающимися достижениями в естествознании, многие ученые пытались объяснить социальный мир по аналогии с физическим миром, с биологическим миром и т.д. Упрощая понимание социального мира они пытались найти главный фактор, определяющий общественное развитие. Соответственно, появился ряд монофакторных школ в социологии.

Представители этой школы пытаются найти простые законы, управляющие материей во всех ее формах, в том числе и социальной. Для них человек – молекула общества, в котором как в физическом мире действуют силы притяжения и отталкивания. Производство и потребление в обществе – простые превращения вещества, торговля – перемещение его в пространстве и т.п. Различные социальные категории (социальный порядок, государство и пр.) они переводят на язык математики и физики, пытаются вывести формулу социального прогресса.

Для социогеографов главный фактор социальных измерений – природно-климатические условия, которые предопределяют не только темпы развития, но даже формы государственного устройства. Используя данные статистики, палеоботаники, истории, географии они стремятся обосновать связи между изменениями климата и прогрессом цивилизаций. Оказалось, что действительно есть определенные связи между климатическими и социальными изменениями. Это дало ценные наблюдения не только для социологов, но и для биологов, психологов, климатологов. Данные современной науки подтверждают глубинные связи космоса, природы и социума, их взаимное влияние друг на друга.

Это было одно из самых мощных направлений среди натуралистических и эволюционистских теорий. Австрийский социолог Людвиг Гумпиович ввел понимание социологии как науки о социальных группах и отношениях между ними; считал, что главная характеристика этих отношений – беспощадная борьба за выживание. Отличие естественного отбора среди людей от такового у животных видел в том, что у животных это борьба между отдельными особями, а у людей – между группами. В том, что у животных доминируют биологически инстинкты, а в основе групповых конфликтов – стремление к удовлетворению социальных потребностей и интересов.

В Германии М.Мацарус и Х. Штейнталь провозгласили создание “психологии народов“. С их точки зрения, главная движущая сила исторического процесса – этнос, народ, активным началом которого является “дух целого”, проявляющийся в языке, обычаях, искусстве, религии. Этот народный дух они понимали как психическое свойство индивидов, принадлежащих к определенной нации. Сознание индивидов – есть продукт этого целого.

В США Л. Уорлд и Ф. Гиддингс основали психологический эволюционизм, где под социальными силами, которые управляют деятельностью человека, понимали психические силы – желания. У них и само общество выглядит как психическоя явление. Их главный вклад – в доказательстве, что в социальной эфолюции весьма значимую роль играет психология человека, его воля.

Наиболее интересными и плодотворными в этом направлении представляются концепции французских исследователей Г. Лебона и Г. Тарда.

Лебон первым показал фундаментальную роль эмоций в общественных делах (“Психология толпы”). Его вывод: идеи побеждают не потому, что они верны, а благодаря определенным механизмам психологического заражения, не имеющим ничего общего с разумом. Эти механизмы позволяют идее проникнуть в бессознательное, и только когда идея становится частью безсознательного, она становится эффективной для социологического действия.

Каждый народ имеет свою национальную душу, разделяемые чувства, интересы, верования, способы мышления, которые создаются нерациональными механизмами внушения и наследственности. Все метафизические, религиозные, политические и социальные верования укоренены в социальной душе народа, и именно эти глубоко укоренившиеся верования управляют социальными институтами.

У Тарда социология выступает как “коллективная психология”. Для него общество – мозг (продукт взаимодействия индивидов), сознание отдельного человека – клетка. Основа развития социальных процессов – межиндивидуальные отношения людей. Основная движущая сила исторического прогресса – неодолимое психологическое стремление к подражанию. Постоянно людьми в разных сферах делаются тысячи изобретений (новые знания, действия, поступки). Какие-то из них принимаются, отбираются ипревращаются в традиции, обычаи, законы.

Основа общественной жизни – согласие умов и желаний или одновременное присутствие одних и тех же понятий и стремений во всех умах и сердцах людей в одном обществе. Это согласие появляется не из-за наследственности или влияния одной и той же географической среды, а от внушения или подражания, распространяющихся от одного к другому. Поэтому важнейшим средством социального контроля в обществе являются СМИ, способствующие созданию этого согласия. Тард первым заметил и показал роль СМИ, положив начало исследованиям их влияния, теориям “массового общества”, развитию социальной психологии.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Существовали и другие монофакторные школы в социологии. Каждая из них привнесла что-то интересное и полезное в понимание общества, но ни одна из них, пытаясь “упростить”, найти один главный фактор его развития не смогла решить эту задачу.

Каждая из них занималась поиском одного фактора, определявшего развитие социальных процессов. Наиболее существенная черта этих школ – эволюционизм, т.е. представление о социальной эволюции как продолжении биологической эволюции. Из этого следует, что методы и законы естественных и общественных наук могут быть едины. Во всем множестве школ одного фактора можно выделить два крупных направления (были и другие) – натуралистический и психологический редукционизм. Редукционизм – сведение социальных законов к законам природы (первый случай) или психологии.

Натуралистическое направление.

Первое и самое крупное течение – социал-дарвинизм (механический перенос биологических законов на общество) (1853 – "Происхождение видов" Дарвина). Спенсер считал, что теорию Дарвина можно применить ко всем аспектам развития вселенной. Социал-дарвинистское направление не едино. Несколько течений:

a) "Органическая теория общества", школа "Социального органицизма". Основатель – Г. Спенсер. Общество изучается по аналогии с живым организмом.

b) Крайнее течение социал-дарвинизма – "Расово-антропологическое течение" – тяготеет к национализму. Стремилось доказать, что социальная жизнь и культура являются продуктами расово-антропологических факторов. Расы не равны между собой и это обусловливает неравенство создаваемых ими культурных ценностей. Известный теоретик – Чемберлен (конец 19 – начало 20 века), "Обзор арийского мира". Тевтонская культура – прямая наследница арийской культуры. Еще один представитель – А. Мон. Основная идея – наиболее благоприятное развитие общества происходит благодаря культивированию определенной расы, т.е. общество в целом выигрывает, если создает благоприятные условия для существования высшей расы. Еще представители – Гобино, Вольтман. Вольтман принимал участие в разработке программы NSDAP.

Людвиг Гумплович (польско-австрийский ученый. Работы – "Расовое государство", "Расовая борьба" и др. Движущяя сила развития общества – конфликты между людьми, которые возникают в процессе удовлетворения ими своих потребностей и вследствие стремления людей к господству. Исходная предпосылка: людям от рождения свойственна взаимная ненависть. Основной элемент общества – группы людей, которые борются между собой. Конечная цель – эксплуатация чуждых племен ради удовлетворения собственных потребностей. Удовлетворение потребностей вообще может осуществляться только через использование насилия.

Второе направление – географическое. Например, мальтузианство (климат), у Льва Мечникова это реки.

Психологическое направление.

1) Психология народов – тесно связано с этнографией. Наиболее яркие представители – Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Тард исследует толпу. Наравне с исследованием толпы исследует и процессы межличностного взаимодействия (психическое заражение, подражание, внушение и т.д.). Тард считает, что общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний (передача убеждений, верований), поэтому главная цель – создать науку, изучающую взаимодействие индивидуальных сознаний (изучение отношений "я" к другому "я"). Сегодня его наука – "социальная психология".

Лебон (конец XIX века). Основная идея: в результате промышленной революции и урбанизации современная жизнь все больше определяется поведением толпы. Толпу Лебон отождествляет с массой и говорит о том, что скоро наступит эра масс и упадок цивилизации. Массовое сознание станет ведущим. Отсюда вывод: решающая роль в социальных процессах принадлежит эмоциям, а не разуму. Революция – результат социальной истерии. Все достижения, прогресс – результат действия элит. Лебон выдвинул один из первых теорию массового общества.

2) Фрейдизм и бихевиоризм (поведение раскрывается формулой "стимул-реакция".

a. Классический фрейдизм (Фрейд, Рай), затем неклассический фрейдизм (Юнг, Адлер), неоклассических фрейдизм (Э. Фромм).

b. Бихевиоризм (Торндайк). Сегодня самый популярный – Скиннер.

К началу 20 века на смену приходит плюралистический подход (Максим Ковалевский). Достоверно познать социальные закономерности можно только в случае изучения совокупности факторов, их сложное взаимодействие. Этот подход является основным в современной социологии.

Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей.

Теоретические конструкции целого ряда российских социологов того времени – Л.Мечникова, Л. Петражицкого, Н. Михайловского, М. Ковалевского и др. – строились на основных положениях социологии Э. Дюркгейма.

Э. Дюркгейм провел конкретное эмпирическое исследование, посвященное исследованию самоубийств, и на этой основе сделал определенные теоретические выводы.

Труднее обстояло дело с определением самостоятельности социологии по отношению к

В противоположность социального номинализма, характерного для его предшественников, им был обоснован принципиально иной взгляд на общество, его структуры и людей – социальный реализм. Его суть заключается в том, общество, хотя и возникает как результат взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность:

1. автономна по отношению к другим видам реальности,

2. развивается по своим собственным законам;

3. имеет место примат структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е. индивидуальная реальность считается вторичной..

В концентрированной форме свое методологическое кредо ученый изложил в знаменитой формуле: “Социальные факты нужно рассматривать как вещи”. По Э. Дюркгейму, социальные факты в принципе отличаются от фактов психологических. Отличие это двоякое. Во-первых, социальные факты являются внешними по отношению к индивиду (психологические факты им мыслились как внутренние, главным образом относящиеся к психике индивида). Во-вторых, социальные факты оказывают принудительное воздействие на индивида, который вынужден им подчиняться, что конкретно проявляется в типизации характера поведения людей. Отнюдь не случайно ученый подчеркивает, что социальные факты по своей сути являются вещами, что нельзя сказать о фактах психологических или философских понятиях.

По Дюркгейму, социальные факты могут быть двоякого рода:

1) материального характера:

– его социальные структуры (государство, религия, право);

– морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации и т.д.;

2) нематериального, духовного характера:

– мораль, ценности и нормы;

– коллективные представления, верования.

Ппредметом социологии являются социальные факты, как материальные, так и нематериальные

В принципе Э. Дюркгейм исходил из того, что в социологии должны применяться объективные методы, аналогичные методам естественных наук. Задача социолога, по мнению ученого, сводится к тому, чтобы исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами в контексте взаимоотношений общества, его структур и индивидов, что позволяет обосновывать общественные законы и на этой основе формировать общие представления (“норму”) о социальных и политических реалиях, а также, анализируя отклонения от нормы, выявлять социальную патологию, как в развитии общества, его социальных структурах, так и поведении индивидов.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Расово-антропологическое направление в социологии. Расово-антропологическое направление, бывшее популярным в социологии во второй половине XIX – начале XX в., является разновидностью натурализма. Наиболее известные представители этого направления – Ж. – А. де Гобино, Ш. Летурно, Ж. Ляпуж (Франция), X. С. Чемберлен (Англия), О. Аммон (Германия). Суть этого направления – в определении влияния биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на жизнь общества.

Основными положениями расово-антропологического направления являются следующие:

• социальное поведение людей и культура целиком обусловливаются их биологической наследственностью;

• социальная жизнь выступает следствием и результатом расовых и антропологических факторов;

• расы не равны между собой, что определяет не только социальное, но и культурное неравенство между группами людей;

• смешения рас вредны для обществ в целом и для отдельных людей в особенности.

Социал-дарвинистское направление в социологии. Взгляды Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера

Для социал-дарвинизма характерно применение дарвиновской теории борьбы за существование, т. е. определение последней как арены непрерывной и повсеместной борьбы, столкновений, конфликтов между индивидами, социальными общностями (группами) людей, целыми обществами. Наиболее яркими выразителями идей социал-дарвинизма стали польско-австрийский социолог Л. Гумплович и его австрийский последователь Г. Ратценхофер, американские социологи А. Смолл и У. Самнер. Рассмотрим коротко существо их взглядов и позиций.

Людвиг Гумплович (1838 – 1909) один из известнейших европейских социологов XIX в., написал ряд крупных работ по общим проблемам социологии. Гумплович рассматривал социологию как науку, занимающуюся изучением социальных групп и отношений между ними. В гармоническом взаимодействии социальных групп лежит единственно возможное решение социальных вопросов, насколько оно вообще возможно.

Основное состояние отношений между группами, согласно Л. Гумпловичу, – непрерывная и беспощадная борьба, которая является главным фактором их социальной жизни. В основе межгрупповых конфликтов лежат, по мнению социолога, стремления людей к удовлетворению материальных потребностей. Следовательно, борьба – групповая, а интересы – индивидуальные.

Он делил все группы на простые и сложные. К простым социальным группам относились примитивные человеческие сообщества с ярко выраженными антропологическими и этническими характеристиками (орды, племена, роды и т. д.). Сложные группы, или группы второго порядка, отличались своей многомерностью и структурой, наличием целого ряда социальных характеристик и выполнением многочисленных функций. К сложным группам Л. Гумплович относил сословия, государства, классы.

Австрийский социолог Густав Ратценхофер был сторонником социал-дарвинизма. Он (подобно Л. Гумпловичу) считал, что в обществе действуют такие же закономерности, какие имеют место в органической природе. Основной социологической категорией для австрийского социолога выступал интерес, который движет поведением групп и индивидов. Поэтому конфликты между группами и людьми – это, прежде всего, конфликты интересов. Г. Ратценхофер предложил классификацию интересов, включающую пять типов: прокреативные интересы, стимулирующие деятельность по продолжению рода; физиологические интересы, реализующиеся в питании; индивидуальные интересы, в которых воплощается стремление к самоутверждению; социальные интересы, выражающиеся в стремлении к родственным и групповым связям; трансцендентные интересы, означающие связь с религией и стремление к ней.

Некоторые из этих узловых понятий, в первую очередь категории конфликта, интереса и желания, оказались центральными для творчества американского социолога Альбиона Смолла (1854–1926). А. Смолл выделял шесть классов интересов, связанных со сферами здоровья, благосостояния, общения, познания, красоты, справедливости. Первый класс интересов касается пищи и сексуальных отношений, второй – богатства и владения вещами, третий – связи между людьми, четвертый – знания и наука, пятый – наслаждение эстетическим, шестой – правоты.

Американский социолог Уильям Самнер (1840–1910) считал, что обычаи являются продуктом четырех главных мотивов человеческих действий и поступков: голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основе этих мотивов лежат многообразные человеческие интересы.

Самнер находился под сильным влиянием идей Г. Спенсера и Ч. Дарвина, поэтому считал основными принципами социологии социальный эволюционизм, естественный социальный отбор и борьбу за существование, которую социальные группы ведут между собой.

Социал-дарвинизм как направление социологической науки оказал определенное влияние на ее развитие. Это было сделано за счет постановки и анализа таких проблем как социальный отбор, социальная эволюция, социокультурная адаптация, межгрупповые отношения, конфликты в них, борьба социальных групп за существование и др.

Географическое направление в социологии. Под географическим (иногда его называют социогеографическим) направлением в социологии принято понимать натуралистические концепции и теории, в которых факторы географической среды рассматриваются как определяющие по отношению к ходу экономических, социальных и политических процессов. При этом понятие географических факторов включает в себя самые разные аспекты: климат, и ландшафт, и длина береговой линии, и реки, и флора, и фауна, и урожайность, и земля с ее разнообразными особенностями, и минеральные богатства, и продукты питания, и водные ресурсы, и горы.

Это направление получило распространение и развитие в ряде европейских стран: Англии, Германии, Франции, Швеции. Его наиболее известные основатели и представители – Г. Бокль (Англия), К. Риттер, Ф. Ратцель, К. Хаусхофер (Германия), Ю. Челлен (Швеция), Ж. Реклю, П. Видаль (Франция).

Пожалуй, наиболее активно географическое направление развивалось в Германии. Здесь заметную роль играл первоначально Карл Риттер (1779–1859). Значение К. Риттера, который всегда подчеркивал особую роль географии в деятельности, воспитании и самовоспитании человека, определялось, прежде всего, его попытками органически соединить географию и социологию.

Немецкий исследователь различал понятия границ государства, его пространства и местоположения. Развитие наций и их культур связано с необходимостью изменения и расширения названных параметров. Эти идеи имели явно выраженный геополитический характер и пали на хорошо удобренную для них в Германии почву.

Ряд положений географического направления в социологии нашел свое отражение во взглядах Карла Хаусхофера (1869–1946), которого характеризуют как основателя реакционной немецкой геополитики. Его считают идеологом, стратегом и теоретиком экспансионистской политики фашистской Германии. Некоторые идеи географического направления он довел до крайности, использовав понятие жизненного пространства в целях обоснования его дефицита в Германии и неестественности ее границ. Особенностью позиции К. Хаусхофера было стремление соединить наиболее консервативные положения расово-антропологического (в том числе обоснование расизма) и географического направлений.

Французская социогеографическая школа представлена взглядами Ж. Реклю и П. Видаля.

Реклю, чтобы оно было плодотворным, необходимо содействовать реализации принципов гуманизма и братства народов. В целом вся социальная география Реклю была пронизана его прогрессивными общественно-политическими устремлениями. Он воспевал свободу личности (иногда понимаемую анархистски), идею общественного прогресса как развития и оптимального использования обществом лучших качеств людей.

Поль Видаль де Ла Блаш (1845–1918) справедливо считается одним из основателей французской географической школы в социологии. Он уделял большое внимание процессам изменения географической среды под воздействием деятельности социальных групп. Сам ландшафт это не только продукт природных изменений, но и трудов человека, социальных групп. Задача социологов и социогеографов, по мнению П. Видаля, состоит не только в том, чтобы определить, что данная географическая природная среда предполагает тот или иной образ жизни, но и в том, чтобы выявить воздействие на нее этого образа жизни и изменения в самой среде в результате такого процесса. Натурализм сыграл в целом позитивную роль, поскольку стремился прибегать к научному объяснению социальных явлений и привлек внимание исследователей-обществоведов к достижениям естественнонаучного знания.

П. Лилиенфельд замечает, что социология не занимается изучением внутренней сущности человека и не пытается познать тайну души человека, социология изучает лишь внешнюю деятельность человека, т. е. проявление наружу его духовных и физических сил в общественной среде.

Общество приводится к единству посредством подчинения, путём власти одних индивидов, одних общественных органов, над другими, так же, как организмы слагаются в одно целое посредством подчинения действия одних клеточек действию других. Это политическая сторона развития. Политическая свобода определяет условия взаимодействия и напряжения отдельных клеточек в виду органического единства.

П. Лилиенфельд формулирует цели прогресса общества: в политической сфере прогресс заключается в усилении власти, в экономической сфере – в увеличении собственности и расширении экономических свобод, в правовой – в упрочении права и правовых свобод.

Не надо только проводить аналогии с какими-то конкретными организмами или, наоборот, вдаваться в метафизическую демагогию о сверхъестественности природы человека.

Читайте также: