Школьный практикум следим за окружающей средой нашего города

Обновлено: 02.07.2024

Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города : Шк. практикум : [9-11-е кл.] / С. Е. Мансурова, Г. Н. Кокуева. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 110,[1] с. : ил. ; 20 см. - (Среднее (полное) общее образование). - Библиогр.: с. 106-107

Купить

Реферат по теме Следим за окружающей средой нашего города : Шк. практикум : 9-11-е кл.

Курсовая по теме Следим за окружающей средой нашего города : Шк. практикум : 9-11-е кл.

ВКР/Диплом по теме Следим за окружающей средой нашего города : Шк. практикум : 9-11-е кл.

Диссертация по теме Следим за окружающей средой нашего города : Шк. практикум : 9-11-е кл.

Заработать на знаниях по теме Следим за окружающей средой нашего города : Шк. практикум : 9-11-е кл.

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Следим за окружающей средой нашего города : Шк. практикум : 9-11-е кл.

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

--> --> Московская область, Котельники городской округ, Котельники, Белая Дача м-н
Белая Дача микрорайон, 3
Расположение на карте

Пн: 10:00-13:00 14:00-19:00
Вт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Ср: 10:00-13:00 14:00-19:00
Чт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Пт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Сб: 10:00-13:00 14:00-19:00

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 12:00-21:00
Ср: 12:00-21:00
Чт: 12:00-21:00
Пт: 12:00-21:00
Сб: 12:00-21:00
Вс: 12:00-20:00

--> --> Московская область, Реутов городской округ, Реутов, 6-й м-н
Некрасова, 18
Расположение на карте

--> --> Воронежская область, Воронеж городской округ, Воронеж, Коминтерновский район
9 Января, 108
Расположение на карте

зимний период: вт-вс 10:00-19:00; пн выходной
Пн: 10:00-19:00
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00

--> --> Иркутская область, Иркутск городской округ, Иркутск, Свердловский округ, Университетский
Университетский микрорайон, 70
Расположение на карте

Пн: 09:00-19:00
Вт: 09:00-19:00
Ср: 09:00-19:00
Чт: 09:00-19:00
Пт: 09:00-19:00
Сб: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

В данной книге представлены методические рекомендации, с помощью которых в условиях учебного процесса или во внеурочной работе, учащиеся могут осуществлять мониторинг воздуха, воды, почвы, живых организмов. Цель книги - интегрировать учеников в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды. Оригинальность книги заключается в том, что она дает возможность комплексно оценить состояние окружающей природы, используя при этом как сложные методики, интересные для школьников, углубленно изучающих предметы естественнонаучного профиля, так и простые, доступные всем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Александрийская средняя общеобразовательная школа

Районная научно-практическая конференция “Экологические проблемы Дагестана глазами детей”

Исследовательская работа

тема ”Следим за окружающей средой нашего села“

Выполнила: ученица 11 класса

Баранец Анна

Руководитель: учитель биологии

Чижикова Ольга Владимировна

2. Оценка экологического качества воздуха……………………………….…. …4

3 . Определение значения климатических показателей состояния атмосферы….….5

4. Исследование воздуха на содержание твердых примесей……………………..5-6

5. Исследование загрязнения воздуха транспортом……………………………….6-7

а) примерный расчет количества вредных выбросов автотранспорта

б) наличие свинца, поступающего в окружающую среду.

6. Изучение кислотности осадков……………………………………………………..8

9. Список литературы.

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы, сохранение здоровья человека стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли уже не в состоянии нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение человека к природе: ответственное и бережное отношение должно прийти на смену потребительскому. Слежение за процессами в природных и антропогенных системах(мониторинг) дает реальную и достоверную информацию, которая поможет выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.

В нашем селе, как и везде, есть свои экологические проблемы, например проблема бытовых отходов, нехватка чистой воды. Эти проблемы нами уже рассматривались, проведена определенная работа по их решению. Теперь мы решили исследовать воздушную среду.

Цель работы: определить экологические качества воздушной среды с. Александрии.

Задача исследовательской работы: освоить методику проведения исследований в сельской экосистеме и дать оценочные суждения по результатам этих исследований.

Актуальность работы определяется тем, что сейчас происходит необратимая трансформация природных экосистем, что определяет нарастание остроты экологических проблем и повышение требований людей к качеству среды.

Главным видом деятельности является самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдением, измерением, моделированием процессов в окружающей среде. При оценке экологического качества воздуха мы выясняли, как и чем происходит химическое и физическое загрязнение атмосферы, знакомились с токсичностью некоторых вредных веществ, используя различные приборы, определяли состояние атмосферы в данный период, исследовали воздух на содержание твердых примесей, исследовали загрязнение воздуха транспортом около школы. Изучали кислотность выпадающих на землю осадков, использовали метод фитоиндикации воздуха. Оценивали загрязнение воздуха по состоянию листьев деревьев.

2.Оценка экологического качества воздуха.

В большинстве мира воздух тяжелый. То, чем он засорен, на ладони не ощутить, глазом не увидеть. Однако ежегодно на головы горожан падает до 100 кг загрязняющих веществ. Это твердые частицы (пыль, зола, сажа) аэрозоли, выхлопные газы, пары, дым и др. Многие вещества вступают в атмосфере в реакции между собой образуя новые, часто еще более токсичные, соединения.

Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены оксиды азота, серы, угарный газ (окись углерода), углеводороды, тяжелые металлы.

Физическое загрязнение атмосферы происходит от влияния электромагнитных полей и шума. Так, уровень шума от движения машин по центральным магистралям крупных городов достигает 70-85 дБ, в то время как допустимая норма – 40 дБ.

Загрязнение воздуха отрицательно сказывается на состоянии здоровья человека, на животных и растениях. Например, механические частицы, дым и копоть в воздухе вызывают легочные заболевания. Угарный газ, содержащийся в выхлопных выбросах автомобилей, в табачном дыму, приводит к кислородному голоданию организма, т.к. связывает гемоглобин крови. В выхлопных газах содержатся соединения свинца, вызывающие общую интоксикацию организма. Повышенный уровень шума увеличивает давление, вызывает раздражительность, снижает слух.

Бушуева Елена Сергеевна

АКТУАЛЬНОСТЬ Основными антропогенными источниками загрязнения среды в нашем городе являются транспорт и промышленные предприятия. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, и автомобильные выхлопы представляют для здоровья человека особую опасность.

Индикаторы - (от лат. indicator — указатель) — вещества, позволяющие следить за состоянием среды. Снег может являться индикатором загрязнения окружающей среды, так как в снеговом покрове могут накапливаться сера, свинец, тяжелые металлы.

Цель работы: Исследование общей химической токсичности снега в г. Меленки методом биотестирования по проросткам растений – индикаторов .

Задачи: Изучить влияние химического состава талой воды, полученной из снега разных участков города, на развитие проростков озимой пшеницы. Сопоставить результаты разных проб. Проанализировать результаты опыта и сделать вывод о степени токсичности снега на разных участках.

Оборудование и реактивы: Зерновки озимой пшеницы (одинаковые по размеру, одного урожая) Чашки Петри или блюдца Пробы снега Миллиметровая бумага или линейка Фильтровальная бумага или марля

Ход работы: 1. Определить участки для исследования проб снега. 2. В январе осуществить отбор проб снега на исследуемых участках в зависимости от удаленности от проезжей части с интенсивным движением. 3. Растопить снег. Талую воду использовать для проращивания семян – по 10 шт. в каждую пробу.

4.На смоченную талой водой фильтровальную бумагу в чашки Петри или блюдца поместить по 10 зерновок озимой пшеницы. В качестве контроля использовать дистиллированная вода . 5.В ходе наблюдения за проростками учитывать количество пророщенных зерновок, процент всхожести зерновок, с помощью миллиметровой линейки измерять общую суммарную длину корней проростков в каждой пробе.

Результаты наблюдений проращивания зерновок озимой пшеницы (январь 2014г) Дни Проба 1 (Объездная дорога) Проба 2 (Парк отдыха) Проба 3 (Ул.Коммун. д , 47) Проба 4 (Школьный двор) Проба 5 ( Дистиллированая вода) 1 - - - - - 2 - - - - - 3 - 1 - 1 2 4 1 2 1 3 5 5 2 5 2 6 7 6 4 7 5 7 9 7 5 8 7 8 10 8 6 9 8 9 10 9 7 10 9 10 10 10 8 10 9 10 10 Степень всхожести % 80 % 100 % 90 % 100 % 100 % Уровень загрязнения Слабое загрязнение Загрязнение отсутствует Слабое загрязнение Загрязнение отсутствует Загрязнение отсутствует

Всхожесть зерновок на 10 день

Суммарная длина корней зерновок на 10 день

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

токсичности снега по проросткам растений индикаторов

Накладова Валерия Александровна

Бушуева Елена Сергеевна

II.1. Изученная литература

II.2. Пшеница, как индикатор состояния окружающей среды

VI.Список используемой литературы

Антропогенными источниками загрязнения среды в нашем городе являются транспорт и промышленные предприятия. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями в атмосферу, а также автомобильные выхлопы, могут накапливаться в снеге и с талыми водами поступать в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Это может привести к изменению состава воды и почвы.

Накапливаемые в снеговом покрове сера, свинец, тяжелые металлы, опасны для здоровья человека. Поэтому, актуальным является изучение его общей токсичности.

Снег можно рассматриваться как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды. Исследуя пробы снега, собранного в разных участках города, можно получить достаточно полное представление о степени и характере загрязнения окружающей среды на этих участках.

Целью моей работы было :

Исследование общей химической токсичности снега в г. Меленки методом биотестирования по проросткам растений индикаторов.

Задачи, которые я ставила перед собой :

  1. Изучить влияние химического состава талой воды, полученной из снега разных участков города, на развитие проростков озимой пшеницы.
  2. Сопоставить результаты разных проб.
  3. Проанализировать результаты опыта и сделать вывод о степени токсичности снега на разных участках.

Для успешного выполнения поставленных задач я воспользовалась такими методами исследования , как эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение.

На основе исследований сделала вывод о степени токсичности снега разных участков нашего города.

II.1. Изученная литература

Основные литературные источники моей работы:

1) Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112с.: ил.

2) Федина М.А. Биотестирование снега// Первое сентября, №24,2007г. - содержит принципы выбора методики исследования, описание и отработку методики биотестирования.

Из прочитанной литературы выяснила, что для человека очень опасны отравления, вызванные органическим соединением свинца — тетраэтилсвинцом Pb (C2H5)4. Это маслянистая бесцветная жидкость с резким запахом, еще более токсичная, чем сам свинец. Это вещество было впервые найдено в 1921 г. Тетраэтилсвинец начали активно добавлять в бензин в количестве 0,1 % для повышения его октанового числа. Небольшая добавка тетраэтилсвинца повышает качество бензина, экономичность двигателей внутреннего сгорания, а присутствие специальных веществ обеспечивает связывание этого металла в легколетучие соединения и удаление их в атмосферу. Известно, что ежегодно автомобили всего мира выбрасывают в окружающую среду более 2 млн. тонн свинца. С выхлопными газами это вещество оседает вдоль дорог, накапливается в почве, легко попадает в воду, накапливается в растениях. Из воды и растений свинец может попасть и в организм человека.

Обычно содержание свинца в растениях незначительно, примерно 0,001–0,002% от веса золы. Но верхний порог концентрации свинца для растений пока не установлен. Некоторые растения, например мхи и лиственница, поглощают его в довольно больших количествах, а береза, ива, осина – в меньших. Всего растительность суши вовлекает в биологический круговорот ежегодно 70–80 тыс. т свинца. Неудивительно, что содержание этого металла оказывается повышенным в растениях, растущих вблизи автодорог.

Для здоровья человека особую опасность представляет повышенное содержание свинца в овощах и фруктах, выращенных вблизи автострад, а также в молоке коров, которым скармливалась загрязненная трава. Есть сведения о том, что содержание 0,1 г свинца в 1 кг сена является причиной гибели крупного рогатого скота.

II.2. Пшеница, как индикатор состояния окружающей среды

Пшени́ца (лат. Triticum) — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, или Мятликовые, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и России.

Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура, входит в некоторые рецепты приготовления пива и водки.

Пищевая ценность зерен пшеницы на 100 г продукта такова:

Энергетическая ценность 360 ккал (1505 кДж)

— балластное вещество 10 г.

Пшеницу выращивают и в Меленковском районе. Нередко поля, где растет пшеница, располагаются параллельно оживленным трассам.

Сера, свинец, тяжелые металлы автомобильных выхлопов, могут накопиться в снеге, а весной с талой водой попасть в зерновки пшеницы и повлиять на развитие корневой системы и проростков. Вредные вещества будут угнетать рост растений или накапливаться в них. Такие растения будут опасны для здоровья человека.

III. Практическая часть

Существуют различные методики исследования уровня загрязненности окружающей среды. Государственные природоохранные организации в целях мониторинга окружающей среды города используют инструментальные методы определения содержания в воздухе, воде и почве вредных веществ. Для меня такие методы недоступны. Наша школа не оснащена специальным оборудованием и реактивами. Поэтому, в своей работе использовала метод биотестирования, то есть определения качества окружающей среды с помощью живых организмов. В качестве организма-индикатора выбрала зерновки озимой пшеницы, так как зерновки быстро прорастают. В качестве показателей учитывала всхожесть и скорость роста корней проростков. Сравнительная оценка показателей их роста и развития позволяет оценивать степень воздействия токсичности снега.

Экспериментальный этап работы был поставлен в январе 2014 года. В ходе исследования было собрано 4 пробы снега в различных районах города Меленки:

Проба № 1: Объездная дорога.

Проба № 4: Школьный двор.

Проба № 5 (контроль): Дистиллированная вода (приобрела в аптеке).

Все пробы были распределены по группам, в зависимости от удаленности от проезжей части с интенсивным движением. Для исследования использовали растаявший снег и в качестве контрольных образцов использовали дистиллированную воду, не содержащую токсичные вещества.

Оборудование и реактивы:

  • зерновки озимой пшеницы (одинаковые по размеру, одного урожая);
  • чашки Петри или блюдца;
  • пробы снега;
  • миллиметровая бумага или линейка;
  • фильтровальная бумага или марля.
  1. Определила участки для исследования проб снега.
  2. В январе осуществила отбор проб снега на исследуемых участках, в зависимости от удаленности от проезжей части с интенсивным движением.
  3. Растопила снег. Талую воду использовала для проращивания семян – по 10 шт. в каждую пробу.
  4. На смоченную талой водой фильтровальную бумагу в чашки Петри поместила по 10 зерновок озимой пшеницы. В качестве контроля использовала дистиллированную воду.
  5. В ходе наблюдения за проростками учитывала количество проращенных зерновок, процент всхожести зерновок, с помощью линейки измеряла общую суммарную длину корней проростков в каждой пробе.
  6. В течение 10 дней вела наблюдения за проростками, результаты занесла в таблицу.
  7. Результаты эксперимента отобразила в таблицах и диаграммах.
  8. Сделала вывод о влиянии токсичности снега на развитие проростков растений индикаторов.

Визуальный осмотр талой воды показал, что все собранные пробы снега в своем составе содержали взвешенные вещества. Наиболее грязной оказалась вода, полученная из снега в районе объездной дороги (проба № 1), и проба №3, взятая с ул. Коммунистической около д. 47 , что не удивительно, так как там оживленное движение транспорта.

Наиболее загрязненными являются места вблизи оживленных дорог, то есть основной источник загрязнения – это автотранспорт.

Зерновки пшеницы прорастали уже на третий - четвертый день, и на 10 сутки эксперимента можно было увидеть результаты влияния токсичных веществ на образование и рост их корней.

В зависимости от результатов опыта субстратам присваивала один из четырех уровней загрязнения * :

Всхожесть семян достигает 90-100%, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы.

2. Слабое загрязнение

Всхожесть 60-90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.

3. Среднее загрязнение

Всхожесть 20-60%. Проростки по сравнению с контролем короче тоньше. Некоторые проростки имеют уродства.

4. Сильное загрязнение

Всхожесть семян очень слабая (менее 20%). Проростки мелкие и уродливые.

* Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.

По каждой пробе результаты занесены в таблицу 1 и отражены в диаграмме 1.

Результаты занесены в таблицу 2 и отражены в диаграмме 2.

Читайте также: