Арт практика в доу

Обновлено: 04.07.2024

Использование арт-терапии в практике педагогов дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в коррекционно-развивающей работе с детьми-дошкольниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать.

Содержимое публикации

Использование методов арт-терапии

в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками ДОУ.

Михеева Лариса Петровна – педагог-психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Томская область Каргасокский район с. Новый Васюган

Инклюзивное (или включенное) образованиеиспользуется в процессе обучения детей с особыми потребностями в дошкольных образовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает особые условия для тех, кто имеет особые образовательные потребности. Это направление работы дает возможность приспособления к различным нуждам детей, где все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. В этом разностороннем процессе выигрывают все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных дошкольных учреждениях позволяет детям дошкольного возраста приобрести знания о правах человека (хотя нет такой специальной формы обучения), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие [2].

В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

На протяжении долгого времени арт-терапия успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.

Издавна философы и педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусств в целях врачевания наблюдалось в древней Греции, Китае, Индии. Специальные исследования выявили положительное влияние арт-терапии на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы.

В нашей стране арт-терапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии. В последнее время арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми и дает положительные результаты [1].

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии:

- упрямство, агрессия, страхи;

- тики, заикание, навязчивости;

- частая смена настроения;

- задержки речевого и психического развития, кризисные ситуации;

- трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

- возбудимости или апатичности;

- изменение места жительства;

- подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

- потери родительского контроля над ребенком, непослушании;

- застенчивости и неуверенности в себе;

- гиперактивность и т. д.

Использование арт-терапии в практике педагогов дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в коррекционно-развивающей работе с детьми-дошкольниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать [2].

Коррекционно-развивающая работа с помощью разных видов арт-терапии связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения, особенно в период введения в практику инклюзивного образования. Арт-терапевтические методики в работе с детьми способствуют гармонизации личности, обеспечивают коррекцию в эмоционально-волевой сфере ребенка. Также методами арт-терапии возможна коррекция психоэмоционального состояния ребенка, его психофизиологических процессов, повышение самооценки и статуса ребенка в детском коллективе, укрепление психического здоровья посредством искусства.

Обоснование необходимости использования арт-терапии в группе детского сада, где вводится инклюзивное обучение:

- обязательства по правам ребенка, которые рассматриваются в равной степени, подавать через систему морально-этических бесед, этюдов, социальных тренингов, театрализованных представлений, серии арт-игр;

- анализ истинных интересов ребенка в результате проведенной арт-терапии (психодрама, песочная терапия, бумагатерапия, сказкотерапия, изотерапия) как диагностического метода работы с детьми, которые имеют особые потребности;

- улучшение социализации детей с ДЦП через психогимнастику, двигательно-речевые тренинги с использованием арт-терапии, лечебную физкультуру, психомассаж (и лечебный массаж), релаксационные упражнения, песочные игры;

- случаи, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнуты с помощью применения арт-терапии, которая, несомненно, открывает новые горизонты для ребенка и обнаруживает его скрытый потенциал, дополнительные внутренние ресурсы;

- помощь арт-терапии при компенсаторной функции у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (например: дети-кукловоды могут представлять себя в роли героя-куклы, который прекрасно передвигает ногами, прыгает, бегает, выполняет разные трюки, которые ребенок сам хотел бы воплотить в реальной жизни), чтобы малыш не чувствовал себя ограниченным и ущербным, смог пережить радость моментов любого здорового ребенка [4].

Я считаю, что проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и другие арт-терапевтические техники наиболее эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное – развиваются коммуникативные умения.

На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя.

В работе с дошкольниками я использую следующие арт-терапевтические техники:

- Техника направленной визуализации – стимулирование и направление потока воображения ребенка в определенное русло.

- Техника образа и пластики настроения – работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, а также способствует развитию навыков самоконтроля, формирует творческую активность.

- Техника работы с песком – такая работа дает возможность для выражения самых разных чувств, хорошо снимает агрессию.

- Техника фотоколлажа и аппликаций – способствует снятию мышечного напряжения, развивает абстрактное мышление и креативность.

- Цветотерапия – способствует развитию цветоощущения, раскрепощает ребенка, снимает напряжение, агрессивные тенденции и создает гармонию эмоционального состояния.

- Музыкальная терапия – дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние [3].

В результате применения интегрированных методов арт-терапии как в групповой, так и в индивидуальной форме работы, мною наблюдаются следующие позитивные изменения у дошкольников: улучшение поведения, повышение самооценки, дети стали менее агрессивными, научились выражать свои чувства, делиться впечатлениями и переживаниями друг с другом.

Современные образовательные учреждения используют арт-терапию как метод раскрытия творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых энергетических ресурсов и нахождения им в итоге оптимальных способов решения своих проблем. В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способ. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблемы настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает этого, что с ним происходит.

1. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. – М.: Когото-центр, 2012. – 154 с.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 98 с.

4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 178 с.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

  • познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
  • создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию, музыкотерапию, танцетерапию) как одну из форм организации мастер-класса;
  • способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и импровизации под музыку.

Фототерапия – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

– Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется "Волшебный рисунок". Это упражнение поможет Вам выразить эмоциональное состояние, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров
– Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии.

Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

Штриховка, каракули

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа.
Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.

Акватушь

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

Монотипия (Практическая работа)

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.
Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.
Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.
При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок (Практическая работа)

Мандала

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.
Медитация с мандалами также является формой очень эффективного самолечения, как для детей, так и для взрослых.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.
Это очень глубинная работа, и чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а на работе, во время какого-нибудь собрания, можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Интуитивное рисование (Практическая работа – рисование под музыку)

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования Вы можете дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.
Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что человек отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих задач и проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Практическая работа – вместе строим арки из газет.

Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ результатов.

Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, учёные провели множество исследований, результаты которых оказались положительными. Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребёнка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познаёт мир. Смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т.д.

Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональный фон ребёнка, да и чаще всего проблема с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребёнку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.

Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя.

· Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами.

· Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребёнок лучше познаёт окружающий мир.

· Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка.

· Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.

· Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать.

· Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках.

Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия.

Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребёнок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стрессы). На занятиях ребёнок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику. Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).

В ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.

Занятия проводятся профессиональными педагогами в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у малышей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.

Главными задачами , которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:

· Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.

· Гармонизация эмоционального состояния детей.

· Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).

· Раскрытие творческого потенциала.

· Развитие оригинальности мышления.

· Улучшение внимания и памяти.

· Формирование активной жизненной позиции.

· Развитие коммуникативных способностей.

Преимущества арт-терапии для дошкольников.

Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику - получается достичь многих целей, а самое главное, выделить массу преимуществ.

· Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребёнок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей.

· Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно чётко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение.

· В-третьих, каждый ребёнок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймёт, что значит многое.

· В-четвёртых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе.

Большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребёнка и нужно ли что-то изменить в подходе.

Изотерапия.

Один из самых распространенных методов арт-терапии - это изотерапия. Она изучена намного больше, чем другие способы, да и применять её проще. Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков.

Специалисты по изотерапии способны на основании рисунка малыша сделать выводы об его эмоциональном состоянии, о психологической составляющей. Так, некоторые родители замечают, что их ребенок в определенный момент начинает рисовать исключительно только темными цветами. Это говорит о том, что его состояние, в первую очередь моральное и психологическое, напряженное, что его что-то беспокоит. И очень важно узнать, что именно.

В процессе обучения и прохождения улучшение его состояния будет заметно по его же рисунками. Так, если ребёнок стал применять светлые или яркие цвета, постепенно заменять темное на яркое, то это говорит о правильности выбранного направления.

Песочная терапия.

Игра в песке даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребёнка подходящими средствами, поскольку они вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребёнка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребёнка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребёнок сам придумывает, о чём они говорят или что делают: иногда он может пригласить присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех случаях ребёнок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссёром мини - сценки, разыгрываемой на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет: персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли.

Игрой с песком не нужно руководить. Взрослый выполняет всего лишь роль зрителя. Это активное присутствие, а не руководство процессом. Положительная энергетика ребёнка, которая высвобождается во время игры, оказывает положительное влияние на развитие личности и последующее обучение дошкольников.

Опытные специалисты во время специальных занятий с песком могут по действиям, по поведению малыша обратить внимание на его психологическое состояние. Известны случаи, когда при помощи занятий с песком удалось корректировать поведение деток с легкой формой аутизма и задержкой психического развития. К тому же, было отмечено, что именно этот вид терапии способен помочь в лучшей реабилитации в случае перехода в другой детский сад, потере близкого человека, домашнего животного, переезда из одного города в другой и т.д.

Сказкотерапия для дошкольников.

Практически все родители знают, насколько важно читать детям сказки, потому что из них он может познать нормы поведения, сравнить их с чем-то.
Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, педагог может сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нарождения каких-то проблем при помощи сказок помочь ему.

Например, непослушным детям придумывают сказки, в которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т.д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, чувствовать к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться его хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто.

Музыка и танцы.

Все дети любят танцевать, им нравится, когда включают музыку, учат каким-то движениям. Так устроены все люди, что под определенное настроение им хочется слушать определенную музыку. Так же и у малышей.

Музыкотерапия, правда, сегодня встречается очень редко, но с каждым годом из-за повышения ее популярности, появляется все больше специалистов.
Музыка способна помочь ребенку в следующем:

· Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется.

· Отрегулировать его поведение, например, когда ребёнок часто проявляет агрессию, грубит.

· Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние.

Во время музыкотерапии педагог представляет перед ребёнком целую неизведанную и необычную для него страну, где правят короли, принцессы. Воображение ребёнка создает интересные картины, ему хочется понять больше.

А самое главное - танцы и музыка помогают ребёнку отвлечься от реального мира.

Театр для малышей.

В каждом детском саду несколько раз в год проводятся утренники. Правда, не всем малышам достаются хорошие роли, да и стесняются тоже многие. Именно поэтому отличным способом адаптировать ребёнка к жизни, дать ему шанс приобрести свою индивидуальность будет посещение театрального кружка. В театральном кружке ребёнок будет примерять на себя различные образы, использовать свой голос, свою мимику и жесты, повторять интересные движения. Благодаря этому он станет увереннее .

Куклотерапия.

Драматерапия .

Арт-терапия для – очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться.

Автор: Идрисова Флюра Фаязовна

Организация: ГБДОУ №67

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Изменения, происходящие во всех сферах социальной и культурной жизни, связанные с внедрением новых технологий, требуют новых подходов к педагогической деятельности. Таким образом, в основе модернизации образовательного процесса лежит идея приоритета личностных результатов, определяющих смысл приобретения предметных знаний, умений и навыков. Почему эту идею так важно реализовать в художественном образовании? Во-первых, чтобы помочь детям оставаться творцами, даже став взрослыми. Креативность, как важное качество личности сегодня не просто востребована – без нее человек не сможет найти свое место, реализовать себя в быстро меняющемся мире, постоянно требующем от него новых нестандартных решений. В процессе социализации ребенок к семи годам начинает утрачивать живое и непосредственное восприятие действительности, постепенно приобретая стереотипы, вольно или невольно навязываемые ему взрослыми. Именно поэтому система образования ищет новые пути и подходы к развитию ребенка как творческой личности. Во-вторых, трансформация социальных отношений, уклада жизни, менталитета, обусловленная внедрением новых технологий и изменением темпа и ритма жизни, отказываться от сложившихся стереотипов поведения и мышления в пользу развития активной, творческой, преобразующей жизненной позиции. Для решения проблем образовательного характера считаю необходимо внедрить и реализовать арт-педагогические практики. Моя идея строится на том, чтобы: обучиться самой, проводить развивающие занятия для детей и родителей по арт-педагогическим практикам.

Практика будет организованна по подгруппам, в детском саду и состоять из четырех занятий с воспитанниками. Необходимое оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, подборка произведений искусства, все для изобразительной деятельности.

Современный мир очень динамичен, все развивается и движется с невероятной скоростью. Изменения происходят настолько интенсивно, что современному ребенку очень сложно адаптироваться к этой действительности, используя только усвоенные знания и определенные модели поведения. Общество хочет видеть детей не с конкретно усвоенными какими-то знаниями, а с сформированными универсальными способностями, основной из которых является формирование познавательного интереса. Познавательный интерес детей дошкольного возраста проявляется в желании проникнуть во все многообразие окружающего мира, установить причинно-следственные связи, закономерности. Развитие познавательного интереса происходит в практической деятельности, связанной с решением проблемной ситуации. Воспитатели в средней группе часто проводят занятия формально, не понимая истинных интересов детей. Дети этого возраста очень любят играть, манипулировать с разными предметами. Через игру и обследование предметов ребенок познает мир, учится устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Познавательная активность детей среднего дошкольного возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является основой для ознакомления с окружающим.

Вопросы и задания:

1. Познакомить с представленной разработкой арт-практики.

2.Проанализировать, насколько ее содержание соответствует алгоритму и принципам проектирования арт-практик.

3. Определить то, что вызывает вопросы, несогласие, опасение сложностей при реализации.

Так как дети этого возраста любят играть и манипулировать с разными предметами, мы решили не рассказывать им об одежде как готовом продукте, а принести мешок разных лоскутков. Детям было предложено взять по одному образцу и рассмотреть его, после чего проводилось обсуждение по вопросам:

Что тебе понравилось в выбранном лоскутке? Какие узоры тебе понравились на нем? Что ты здесь увидел такое, что ты захотел взять именно этот лоскуток? Как мы можем использовать эти кусочки ткани? Для чего может пригодиться лоскуток?

Дети давали ответы, опираясь на свой личный опыт: укрыть куклу, как одеялом; завернуть куклу; вытереть пыль, водичку.

Такими образом это обсуждение становится для них личностно значимым. Дети рассказывали, почему они сделали такой выбор. Опираясь на взаимодействие с материалом и свой личный опыт, они проявляли свое отношение и обосновывали свой ответ. Кому-то понравились полоски, кому-то кружочки, цветочки, волны, кто-то выбрал по цвету.

Далее мы обращали внимание детей на то, что у всех у нас есть одежда. Поэтому следующим вопросом было:

- А из чего она сшита? Дети не смогли дать ответ, для них полным откровением было то, что одежда сшита из таких же кусочков ткани. Мы рассматривали одежду детей, какого она цвета, какие узоры на ней, называли ее. Обращали внимание, что одежда девочек и мальчиков отличается друг от друга.

Рефлексия проводилась с помощью вопросов:

-Куда бы ты пошла в этом платье?

-Куда бы ты надел эту рубашку?

Знания, которые дети получают на занятиях, необходимо закреплять в повседневной деятельности. Этому способствуют, прежде всего, разнообразные дидактические игры, беседы с детьми, рассматривание окружающих предметов, предметных картинок. Поэтому на следующий день в группе появилась иллюстрация, на которой изображена девочка за швейной машинкой. Эта иллюстрация сразу привлекла внимание детей. Рассматривая ее вместе с детьми, нужно задать им такие вопросы:

Что вы здесь видите? Что там происходит? В процессе рассматривания иллюстрации и обсуждения была установлена связь между действиями девочки и голым пупсом, сидящим рядом. Детям был задан вопрос:

В группу принесли детскую швейную машинку и предложили детям сшить для одной куклы кофточку и штанишки. Они вместе выбрали ткань и уже после раскроя ткани, дети были в восторге, увидев процесс создания одежды. Таким образом, дети знакомятся с профессией швеи и некоторыми инструментами, с помощью которых швея шьет одежду. Во время таких занятий ярко проявляется детская индивидуальность, личностный опыт, раскрывается творческий потенциал. Можно проводить диагностику уровня развития воображения, ассоциативного мышления, разнообразие накопленного опыта.

Читайте также: