Школьный музей победы положение

Обновлено: 16.05.2024

Данная Программа позволит школьным музеям расширить свои возможности, выстроить эффективное сотрудничество, представить свои экспозиции на площадке Музея Победы.

С ноября 2019 года Музей Победы приступает к реализации долгосрочной программы добровольной сертификации школьных музеев. Сертификация позволит школьным музеям:

1. Получить статус партнера Музея Победы.

2. Включится в единое информационное пространство Музея Победы и возможность выстроить эффективное сотрудничество на всей территории Российской Федерации.

3. Получить долгосрочное экспертное сопровождение и консультации лучших специалистов по экспозиционно-выставочной деятельности, хранителей фондов Музея Победы.

4. Принимать участие во всех значимых событиях Музея Победы

5. Быть представленным в рейтинге лучших школьных музеев России

6. Узнавать о современных тенденциях в области музейной педагогики и реализовывать свои знания в практической деятельности.

Созданное музейно-образовательное пространство позволит объединить профессиональное сообщество, станет новым вектором развития школьных музеев

Приглашаем всех тех, кто ценит историческое прошлое нашей Родины, героизм наших предков принять участие в реализации данных программ.

Музей Победы стал первым музеем в истории, который собирает на одной площадке экспозиции лучших школьных музеев.

Лучшие школьные музеи теперь имеют возможность представить свои экспозиции жителям Москвы, России и зарубежным гостям в специально созданном уникальном пространстве Музея Победы. Участие в программе позволяет школьным музеям расширить свои возможности: обменяться опытом, обрести новых партнеров, выстроить индивидуальные траектории развития в рамках своих образовательных организаций.

Руководителю Школьного Музея

Решение о присвоении статуса партнера Музея Победы принимается на основании заключения Экспертной комиссии.

Сроки реализации проекта: 01.06.2020 – 10.12.2020

Проект представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поиск, обобщение и внедрение лучших практик по музейной педагогике, с использованием современных технологий, доступных всем школьникам и учителям.

В процессе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

— увеличение доступа к современным технологиям работы со школьными музеями и информации о деятельности школьных музеев, в том числе в сельской местности и в самых отдаленных уголках нашей страны.

— популяризация музейного дела и повышение интереса школьников к изучению культуры и истории путем вовлеченности в музейно-образовательный процесс.

— дополнительные возможности для трансляции передового опыта педагогов страны и стимулирование дополнительной социальной активности школьников и педагогов.

Развитие школьных музеев должно занимать одно из важнейших направлений воспитательной работы современной образовательной организации и успех этой работы обусловлен объединением школьных музеев в сообщество единомышленников, образующее единое информационное пространство.

Проект позволил школьным музеям стать местом ключевой активности, тем самым увеличивая количество ребят, ставящих в основу своей деятельности духовно-нравственные и культурные ценности народов Российской Федерации.

Всего в рамках проекта было проведено 4 мероприятия:

Конкурс в рамках реализации проекта был направлен на выявление лучших проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти, а также обобщения и внедрения лучших практик по музейной педагогике с использованием современных технологий.

С 15 июня 2020 по 31 августа был осуществлен прием заявок по следующим номинациям:

С 31 августа по 30 сентября 2020 года состоялась заочная экспертиза конкурсных работ (проектов) и определение победителей.

В Конкурсе приняли участие педагоги общеобразовательных организаций, педагоги дополнительного образования, средних и высших учебных заведений, руководители школьных музеев, педагоги- организаторы, старшие вожатые.


  • Эффективная информационная система развития Школьных музеев Российской Федерации
  • Выстраивание индивидуальных маршрутов и определение индивидуальной стратегии развития школьных музеев
  • Эффективный помощник активиста, единая точка доступа к программам и проектам Музея Победы
  • Формирование электронного портфолио достижений
  • Повышение квалификации для педагогов
  • Бесплатный облачный сервис для школ и учащихся

Ссылка на презентацию и инструкцию для скачивания мобильного приложения.

По итогам реализации Всероссийского конкурса проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти 75 лучших работ, отобранных из 742 заявок 75 субъектов Российской Федерации, были опубликованы в сборнике работ победителей.

14-15 ноября 2020 года в Музее Победы состоялась Всероссийская стратегическая сессия в Музее Победы.

Участниками стали 200 педагогов из 38 субъектов РФ, 42 городов, 18 сельских поселений.

(Победители всероссийского конкурса проектов педагогов по сохранению культурной и исторической памяти)

1.3. Деятельность музея регламентируется действующими нормативными документами:

1.4. Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций-памятников истории войны.

1.5. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

1.6. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно - вспомогательных материалов.

1.7. Комплектование музейных фондов – проведение комплекса мероприятий по выявлению и сбору музейных предметов, их учету и научному описанию.

1.8. Экспозиция – выставленные на обозрение в соответствии с разработанной музеем концепцией музейные предметы (экспонаты).

1.9. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов. .

1.10. Профиль музея: исторический. Включает в себя изучение история Великой Отечественной войны через судьбы людей.

1.11.По своей типологии школьный музей мемориальный (посвященным конкретному человеку или событию) Разновидностью монографического музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности среди учащихся.

1.12. При формировании музейных коллекций, а также создании его экспозиции, приоритетом, является прежде всего краеведческий принцип. Главное направление краеведческой работы: семья и родной край в период войны.

Тема семьи должна стать главной в краеведческой работе музея, учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. В силу разных причин во многих семьях практически не сохранились архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.). Сегодня чрезвычайно важно внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия). Через судьбу семьи изучит историю родного края, страны.

2. Цели и задачи.

2.1.Основной целью музея является создание условий воспитание гражданской идентичности личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

  • расширения знаний об истории Великой Отечественной войны и о судьбах людей этого периода истории;
  • развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности, личной ответственности за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим поколениями;
  • развития познавательных интересов и способностей детей через изучение истории своей семьи как неотъемлемой части истории России;
  • овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
  • развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории войны, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
  • участие в музейном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (организация экскурсий в музеи, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях патриотического характера);
  • формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

3.1.Организация музея в общеобразовательном учреждении является результатом краеведческой, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2.Учредителем музея является общеобразовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем общеобразовательного учреждения.

3.3.Деятельность музея регламентируется положением, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения.

3.3 Обязательные условия для создания музея:

4. Содержание и формы работы музея.

4.1.Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.

4.2. В соответствии с планом работы руководитель музея, формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

  • пополнение фонды музея путем налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими учащимися, школьными и государственными музеями;
  • сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
  • изучение собранного материала и обеспечивает его учет и хранение;
  • создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
  • образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона;
  • участие в научно- исследовательской, научно-практической и проектной деятельности обучающихся и представление результатов своей деятельности в различных конкурсах;
  • популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;
  • содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе;
  • организацию систематического обучения основам теории и практики и музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в государственном образовательном учреждении.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;

- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель музея и зам. директора по ВР.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет заместитель директора по ВР.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом руководителя учреждения. Руководитель музея:

  • осуществляет непосредственное руководство музейной деятельностью;
  • организует встречи и мероприятия;
  • создаёт условия исследовательской и поисковой деятельности учащихся;
  • ведёт учёт фондов в инвентарной книге;
  • организует работу актива музея в трёх основных направлениях: поисковом, исследовательском, творческом;
  • обеспечивает педагогическую поддержку творческой деятельности учащихся.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея и контролирует руководитель музея. Совет музея проводит заседания не реже одного раза в четверть и решает основные организационные вопросы :

  • решает вопросы включения в фонд музея поступившие в процессе комплектования памятники истории и культуры;
  • рассматривает и утверждает план работы музея, тематико-экспозиционные проекты;
  • принимает отчёты поисковых групп;
  • обсуждает основные вопросы развития музея;
  • налаживает контакты с общественными организациями и гражданами.
  1. Совет музея состоит из :
  • представителей администрации школы (директора МБОУ СОШ № 101, заместителя директора по воспитательной работе),
  • представителей педагогического коллектива (учителя истории и обществознания, руководителя школьного музея и др.);
  • из учащихся 5 – 11 класса (по желанию);
  • представителей родительской и ветеранской общественности.

7. Прекращение деятельности музея.

7.1.Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с вышестоящим органом управления образованием, а при необходимости органами юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

7.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются.

7.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

Читайте также: