Просто о сложном начальная школа русский язык 2 класс

Обновлено: 13.06.2024

Правила составлялись в ходе изучения учебного материала по русскому языку в помощь обучающимся. У каждого ребёнка заведена папка для сбора и хранения правил. Можно использовать на уроках и при выполнении домашнего задания.

ВложениеРазмер
pravila_po_russkomu_2_klass.docx 303.66 КБ

Предварительный просмотр:

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
В предложении слова связаны между собой по смыслу.
Например:
Зима.
С неба летят пушистые снежинки.

Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из главных членов — подлежащего и сказуемого или одного из них.
Например:

Девочка читает книгу. Весна . Светает .


Члены предложения бывают главными и второстепенными .

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.
Например:

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Например:
Берёза стоит у ручья. Три сестры играли в прятки.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем , и отвечает на вопросы что делает предмет? Что сделает? Что будет делать? и т.д. При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией.

Например:
Кира ( что делает?) идёт на каток.


Виды предложений по цели высказывания.

Предложения по цели высказывания бывают
повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии. В конце него ставится точка.
Например:
В саду расцвели яблони и груши.

Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа. В конце такого предложения ставится вопросительный знак.
Например:
Который час? Кто сегодня дежурный?

Побудительные предложения побуждают собеседника к действию, содержат просьбу, совет, запрет.
Например:
Не шумите, пожалуйста.
Прослушай эту мелодию.


Предложения могут различаться не только по цели высказывания, но и по силе выраженных в них чувств, эмоций.
По интонации предложения бывают: восклицательные и невосклицательные.

Предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией, называются
восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Например:
Какое прекрасное утро!

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов предложения.
Например:

Тихо веет осенний ветерок .

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
Например:

Дует ветер . Я рисую . Зима . Светает .

https://winx-fan.ru/wp-content/uploads/alfavit-russkij-krasivym-shriftom_66.jpg


Гласные звуки и буквы.

Гласный звук состоит из голоса. В русском языке шесть основных гласных звуков:

[а], [о] [у], [и] [ы] [э].

Гласные звуки обозначают десять гласных букв:

Гласные буквы е, ё, ю, я
обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ь, ъ :
я сно, по ё т, ль ё т, подъ е зд.

Гласный звук образует слог:
машина, улица.

Картинки по запросу русский алфавит

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214107/58a2d917-31f2-4152-b389-e6b8dbcb483b/s1200

Правила проверки безударных гласных в корне слова.


Чтобы правильно написать безударные гласные А, О, И, Е, Я в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например:
Б. говая – б е г,б е гает.

Запомни!
Если безударная гласная не проверяется ударением (непроверяемая безударная гласная), то её нужно запомнить или посмотреть написание слова в орфографическом словаре.

Способы проверки безударных гласных в корне слова

Изменяю слово Подбираю однокоренное

• Один – много • Большой - маленький
В о лна – в о лны к о вёр - к о врик

• Много – один • Маленький - большой
п а руса – п а рус пл о щадка - пл о щадь

• По вопросу: • Назови ласково
Где? м о ря – в м о ре з и ма - з и мушка

Что делал? • Какой? – Что?
Что делает? з е лёный - з е лень
п и сал – п и шет • Что делал? – Что?
пл я сал - пл я ска

Звуко – буквенный разбор слова

Мороз – [ м а р о с ]

м – [м] – согл., зв., непарн., тв., парн.,
о – [а]– гласн., безуд.,
р – [р] – согл., зв., непарн., тв., парн.,
о – [о] – гласн., уд.,

з – [с]– согл., глух., парн., тв., парн.
5 б., 5 зв.

Согласные звуки русского языка.

1.Существуют парные согласные по звонкости и глухости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.

2.Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или согласная Н.

Парные согласные – самые опасные!
Парный в слове проверяй - гласный рядом подставляй!

Имя существительное – часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопрос кто? или что?

Имена существительные обозначают:
• конкретные предметы и вещи: стол, книга, дерево, костюм;
• людей и животных: мальчик, птица, слон;
• явления природы: иней, радуга, гроза;
• события: праздник, олимпиада;
• чувства людей: радость, печаль;
• качества людей: правдивость, скромность;
• процесс: рост, стрельба.

Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые отвечают на вопрос кто? и обозначают людей, животных.
Например: (кто?) ученик, сорока.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?
Например: (что?) пенал, сахар, улица.

Морфологический разбор имени существительного 2 класс.

Схема разбора имени существительного.
1. Часть речи, на какой вопрос отвечает.
2. Собственное или нарицательное.
3.Одушевлённое или неодушевлённое.
4. Число.

Например:
Шахматы – сущ., (что?), нариц., неодуш.,
во мн.ч.
Нина – сущ., (кто?), собств., одуш., в ед.ч.

Текст-повествование – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить вопросы
что произошло? что случилось?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим.

В тексте-повествовании выделяют три части :

1. Начало
2. Основная часть
3. Заключение

Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события.
Например:
Однажды летом мы с ребятами…
или
Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец.

Прочитаем текст, расположим части текста в нужном порядке. Определим тип текста, тему и главную мысль, озаглавим текст.

Около дома росла маленькая яблонька. Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке, и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста : яблонька.

Главная мысль : яблонька была спасена.

Озаглавить текст можно так : Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Простое и сложное предложения.

Если в предложении одна грамматическая основа , то это простое предложение .
Основа простого предложения может состоять:
• либо из двух главных членов (подлежащего и сказуемого):

Птички улетели в тёплые края.

• либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого):

Раннее утро . Светает .

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные.
Например: город, петух, иней, доброта.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

Имена существительные изменяются по числам. При этом изменяется форма имени существительного.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет.
Например: книга, ива.
Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов.
Например: книги, ивы.

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы
что делает? что делают?
что делал? что делала? что делали?
что сделает? что сделают? что будут делать?
что делать? Что сделать? и т.д.

В предложении глаголы обычно выступают в роли
главного члена предложения (сказуемого).
сущ. гл.
Весёлый чиж сидит на ветке.

Глаголы изменяются по числам . При изменении числа глагола изменяется его форма.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, играет, поёт.

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, поют.

Слово не – это отрицательная частица.
Частица не с глаголами пишется раздельно .
Это орфограмма.

Ленивая кошка не ловит мышей.

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

Начало : Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть : Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Образец записи в тетради:

Спасение яблоньки.
Около дома росла маленькая яблонька.
Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.
Яблонька была спасена.


Если в предложении две и более грамматические основы, то это сложное предложение. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой.

Началась гроза , молния ударила в старый дуб.

Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул сердито.

Месяц под косой блестит , а во лбу звезда горит .

Была поздняя осень , но сирень ещё не пожелтела .

Выделенные слова и , а , но – это союзы . Перед союзом в сложном предложении всегда ставится запятая.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Памятка правил по русскому языку 3 класс

Здесь собраны правила русского языка 3 класса. В пустых линеечках мы с детьми записываем примеры при изучении нового материала. Лучше помогает усвоить учебный материал.


Коспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правила орфографии". Урок закрепления.


Тестовая работа по русскому языку в 4-ом классе классе по теме "Склонения местоимений"

В тестовой работе по русскому языку проверяются знания учащихся по теме "Склонения местоимений".

Имя прилагательное

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по числам

Изменение имён прилагательных по родам и числам

Изменение имён прилагательных по родам и числам

Текст. Предложение

Текст. Предложение

Главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения

Имя существительное

Имя существительное

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Изменение имён существительных по падежам (склонение)

Изменение имён существительных по падежам (склонение)

Текст. Части текста

Текст. Части текста

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Не нашли нужный видеоурок?

Давайте закроем пробел в знаниях вместе. Наши специалисты с удовольствием Вам помогут! Первое вводное занятие бесплатно!

Нам важен каждый Ваш отзыв о репетиторах

Отличный учитель, который всегда вовлекает ученика в процесс, и сам проявляет заинтересованность в успехах ученика. Интересно слушать и работать!

Дарья Максимовна замечательный, отзывчивый педагог!Обьясняет простым и доступным язык любую сложную тему- это большой плюс!! Спасибо большое моему репетитору, так как я уверена, что ОГЭ сдам на отлично !!

Очень качественные и продуктивные занятия. Занимаюсь не долго, но уже чувствуется прогресс. Очень милый и добрый преподаватель. Всё понятно объясняет. Мне, очень нравится заниматься математикой с Елизаветой Владимировной.

Мне понравилось заниматься с Андреем Юрьевичем. Впервые встречаю репетитора, который прежде учить языку, рассказывает про его истоки – географию, культуру, историю. Мне очень откликается такой подход. Видно, что преподаватель с большим опытом. Я очень довольна первым занятием! Буду продолжать заниматься с данным преподавателем.

Ответственная, настойчивая, харизматичная, пунктуальная, высокий уровень проф подготовки, терпеливая. Наша девочка довольна, проявляет явный интерес к урокам и продвинулась в изучаемой теме. Большое спасибо вам и преподавателю Татьяне Александровне.

Прекрасный преподаватель. После восьми занятий английский стал намного лучше, многое узнала. Все понятно в объяснении, уроки на позитиве. Благодарна за работу. Искренне рекомендую.

Все понравилось приятно работать с учителем. Как по мне лучше чем Елена Александровна я еще не видела учителя по русскому языку.

У Дианы Михайловны занимаются английским языком две дочери: Есения и Ксения. Девочкам очень нравится преподаватель и наполнение уроков, материал преподносится в очень интересной форме, а все объяснения понятны и доступны. Девочки уже показали успехи в изучении английского языка в школе.

Дмитрий прошел со Светланой Анатольевной 4 занятия и уже виден прогресс! Мальчик по натуре немного застенчивый, поначалу был немногословен, но уже хорошо разговаривает на уроках, что говорит о профессионализме педагога.

Спасибо огромное. Очень рады, что нашли этот ресурс для занятий. Ирина Сергеевна объясняет все быстро, понятно и динамично. Всего за несколько занятий наверстали упущенное по химии и прошли дальше. Обязательно будем обращаться в дальнейшем.

У Елизаветы есть успехи, занимается с удовольствием и заинтересованностью. Римма Николаевна очень интересно преподносит материал. Очень нравится учитель, занимаемся с удовольствием.

Нам понравилась Нина Ивановна, хороший человек и прекрасный педагог. Очень ответственная, трудолюбивая и толковая. Сразу нашла подход к ученику. Доходчиво объяснит любую тему. Преподаватель, в отличии от многих репетиторов не просто отбывает время, а действительно помогает.

Замечательный педагог, нашла подход с первых занятий. Все очень доходчиво и понятно объясняет. Ребенку очень нравится, просит дополнительные часы для занятий.

Добрый день! Рита Ивановна очень профессионально оценила все пробелы моего сына и нам бы хотелось продолжить с ней обучение! Занятия очень хорошие, учитель понятно все объясняет, всем рекомендую.

Спасибо Ольге Олеговне за проведённый урок в праздничный день. Здоровья, процветания, побольше радостных событий в жизни, благополучия, успехов и удачи в таком не лёгком и таком нужном труде. Спасибо за урок, всё понравилось!

Очень грамотный педагог, хорошо подходит к вопросам с которыми обращаемся, подход к ребенку очень понравился, буквально на 5-8 урок у ребенка был уже прогресс и теперь любит математику. На урок математики приходим с удовольствием, подтянули свои недочеты, решаем быстро примеры, а главное сами. Спасибо за знания!

Светлана Михайловна очень хороший учитель, за урок мы разбираем много вопросов и обсуждаем правила русского языка в каждом конкретном примере. Занимаюсь с удовольствием!

Замечательный, приятный и внимательный преподаватель. Ребенок сначала засмущался от непривычного формата урока, но Дарья Александровна, в итоге, смогла завоевать внимание и доверие дочери. Обязательно будем продолжать обучение! Спасибо!

Репетитор быстро оценила проблемы, порекомендовала способы восполнения пробелов. Продолжим заниматься дальше, так как Светлана Васильевна доступно объясняет материал, и все сразу становится понятным. Классный репетитор, советую!

Добрый день! Галина Михайловна - замечательный педагог! Мне все было очень понятно и вообще было приятно общаться! Была непонятна тема : ,, Не /ни с глаголами . После того, как Галина Михайловна объяснила, все трудности были сняты. Огромное спасибо . 🙏

На уроке педагог работала по индивидуальной программе, выявила пробелы в знаниях и все доходчиво разъяснила. Сложные темы, объяснили легко и понятно, сыну все очень понравилось!

Замечательный педагог и очень доброжелательный человек. Тамара Иосифовна очень доходчиво объяснила непонятные для меня моменты, причем из разных тем, за один урок. Урок проходил в спокойной и дружественной обстановке. Спасибо большое. Очень понравилось.

Спасибо большое, Вы лучший преподаватель по информатике. Как хорошо, что есть такая замечательная платформа. Спасибо всем, кто ее организовал и Вам лично. Всем друзьям и знакомым буду рекомендавать! онлайн-уроки.

Очень понравился урок! Ирина Ивановна с первых минут расположил к себе ребёнка так, что даже мой непоседливый и не очень настроенный на учебу пятиклассник увлекся так, что не заметил, как пролетели 45мин. Спасибо! С удовольствием продолжим занятия!

Как родитель могу сказать, что самое важное - это расположить к себе ребенка. Уже после первого занятия с Наталией Анатольевной я увидела желание заниматься в глазах своей дочери. Занятие проходило очень комфортно. Понравилось, как построена программа проверочного урока.

Здравствуйте! У нас был пробный урок с Галиной Дмитриевной по математике. Занимались именно логическими задачами. Учитель имеет очень хороший подход к детям и у нее есть своя отработанная хорошая методика. Хорошо объясняет, приятная. Спасибо!

Спасибо большое учитель объясняет очень хорошо там где ты что либо не поймёшь педагог тебе всё объяснит как раз педагог сказала повторить всё то что мне говорил предыдущий репетитор СПАСИБО БОЛЬШОЕ .

Благодарим за интересное и познавательное занятие! Преподаватель четко и внимательно ведет занятие, обращает внимание на моменты, которые необходимо доработать. Профессионально! Приятно общаться.

Добрый день! Мы безумно рады, что нам посчастливилось найти такого замечательного и удивительного педагога, как Анастасия Сергеевна! Она очень интересно проводит урок, ребёнок безумно рад. Сразу чувствуется, что человек талантливый. С нетерпением ждём новый урок.

Спасибо за урок! Занятие очень понравилось, Сергей Васильевич все понятно и интересно обьясняет, во время урока была доброжелательная атмосфера. Также учитель посоветовал некоторые книги и способы подготовки к экзамену. Спасибо.

Нравятся все педагоги с которыми мы занмаемся, все обладают высоким уровнем профессионализма,используют интересные и современные методы и технологии обучения. Имеет хороший уровень научно-методической подготовки. Ребенок занимается с большим интересом. Будем заниматься с Вами до окончания школы, сейчас мы в 4 классе)

За 45 минут узнала и поняла больше, чем за полгода в школе. Учитель объясняет очень понятно, доходчиво, выше школьного уровня. Однозначно этот урок не последний. С Уважением, Феона.

Спасибо, Наталья Васильевна! Профессионально, четко, по делу. Педагог очень терпеливая, спокойная, уверенная. Занятие очень понравилось и ребенку и мне, маме.

Спасибо большое Александру Александровичу. Очень быстро нашел подход к ребёнку , а так же увлек математикой! Ребёнку было комфортно общаться. Надеемся встретиться на следующих занятиях.

Николай Васильевич помог за короткий срок восполнить пробелы в знаниях, за что очень благодарны! Уроки очень интересные! Будем обращаться еще к нему.

Занятия ребенку с Александром Сергеевичем очень нравятся. Все схватывает, доволен уроками. С репетитором нашли общий язык. Мы очень благодарны Александру Сергеевичу! Хороший педагог. Спасибо.

Дети понимают всё, абсолютно. В школе не понимают ничего, а с Вашими репетиторами понимают всё. Сдвиги очень большие. Алёна Игоревна хороший педагог. Все занятия результативные.

Плохо знаю русский язык, и постоянно делаю многие ошибки в тексте и в работе. Только благодаря достуным объяснениям учителя я мог самостоятельно находить ошибки. Большое спасибо за Вашу работу и сердечные помощи в изучении русского языка!

Мой сын занимался с Ириной Алексеевной, очень понравилось, всё спокойно и понятно было показано, рассказано. Очень профессионально и качественно выстроены занятия, учитель доброжелателен, ребенку интересно заниматься.

Ольга Сергеевна - профессинал своего дела. Высококвалифицированный педагог. По английскому нужно было именно аудирование и речь, 100% подобрали репетитора по нашему запросу. Педагог строгий - то, что нужно моему ребёнку. Мы очень довольны!

До этого никогда не занимался у репетиторов, думал что буду сидеть ничего не понимать и всё время уйдёт зря. Однако Сарвар Шодиевич очень понятно объясняет, не подчёркивает ваши "незнания" и до упора старается всё разъяснить. Могу с уверенностью посоветовать этого репетитора каждому, кто хочет разобраться в алгебре и геометрии.

Спасибо большое учитель объясняет очень хорошо там где ты что либо не поймёшь педагог тебе всё объяснит как раз педагог сказала повторить всё то что мне говорил предыдущий репетитор СПАСИБО БОЛЬШОЕ .

Выражаю благодарность центру где есть такие сильные и ответственные учителя. Отдельная благодарность Людмиле Евгеньевне за опыт за знания.

Ольга Александровна отлично объясняет темы, с ребенком нашла общий язык моментально. Дочь занимается с удовольствием, пробелы подтянули за пару уроков. Спасибо Вам большое!

Сыну очень понравилось заниматься с Гузалией Робертовной. Очень внимательный и доброжелательный педагог, который сразу видит слабые стороны. Всячески поощряет ребёнка и помогает поднять самооценку. Большое спасибо!

Нравится, как преподает Мария Никитична (по программе школы + присутствует игровая минутка, ученице на занятиях не бывает скучно) Уровень знаний повысили до 5-ки, значительно расширили словарный запас. Все устраивает, рекомендует знакомым и в целом рада, что такая платформа существует.

Спасибо. Урок понравился. Даниил Станиславович заинтересовал английским языком. Составили предположительные темы для занятий после новогодних праздников

Грамотный, добрый, располагающий к себе педагог. С ребёнком Екатерина Станиславовна установила хороший контакт. Преподносит информацию очень доступно. Занятие проходит разнообразно, в том числе в игровой форме. Рекомендуем 5+

Алла Валентиновна отличный преподаватель! Выявила все пробелы в знаниях Константина по русскому языку и работает над их устранением. Также помогает в работе над текущими темами урока. Уже прошли несколько занятий и продолжаем заниматься. нашла общий язык с сыном. Все нравится. Хотим заниматься дальше!

Светлана Григорьевна просто супер учитель. Все очень понятно и хорошо объясняет, прохожу с ней темы по географии 6 класса. На уроке с ней очень интересно. Уже 2 урока - одно удовольствие.

Классный репетитор, все темы разбираются на 5+, будем обязательно продолжать обучение, также рекомендуем всем ученикам!

Замечательный педагог, с которым нравится заниматься. Максим готовится к сдаче ОГЭ по русскому языку и занимается с репетитором с начала ноября прошлого года. За это время успели повторить пройденный материал и изучить несколько тем нового материала. Надежда Викторовна объясняет материал в доступной форме. Максим продолжит с ней занятия.

Отличный репетитор ! Ирина Борисовна обьясняет сложные темы простым и доступным языком ! Сердечно благодарю педагога за грамотность и профессионализм .

Преподаватель компетентный, объясняет понятно, выше школьного уровня. Быстро заполняет пробелы в знаниях. Будем сотрудничать. С Уважением, Феона.

Очень чётко и понятно объяснила Мария Анатольевна. Спасибо вам. Не смотря первый раз, пробную занятия, она прям очень понравилась дочке и естественно мне💐. В дальнейшем обязательно будем заниматься с ней и подниматься.

Отличный учитель, который всегда вовлекает ученика в процесс, и сам проявляет заинтересованность в успехах ученика. Интересно слушать и работать!

Дарья Максимовна замечательный, отзывчивый педагог!Обьясняет простым и доступным язык любую сложную тему- это большой плюс!! Спасибо большое моему репетитору, так как я уверена, что ОГЭ сдам на отлично !!

Очень качественные и продуктивные занятия. Занимаюсь не долго, но уже чувствуется прогресс. Очень милый и добрый преподаватель. Всё понятно объясняет. Мне, очень нравится заниматься математикой с Елизаветой Владимировной.

Мне понравилось заниматься с Андреем Юрьевичем. Впервые встречаю репетитора, который прежде учить языку, рассказывает про его истоки – географию, культуру, историю. Мне очень откликается такой подход. Видно, что преподаватель с большим опытом. Я очень довольна первым занятием! Буду продолжать заниматься с данным преподавателем.

русский язык 2 класс учебник правило

Памятка “Основные правила по русскому языку за 2 класс” поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Части речи

  • Слова, которые называют предмет и отвечают на вопрос Кто? и Что? – это имена существительные . Например: кот, город, мальчик.
  • Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные. Например: соленый, сладкий, хороший, красивый.
  • Слова, называющие действие и отвечающие на вопрос Что делать, Что сделать, Что делал, Что делает, Что сделает, Что будет делатьэто глаголы . Например: стоит, прошел, прыгал.

Части слова

Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Отличить приставку и предлог:
Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.

Корень
Главная значимая часть слова – это корень . Слова, имеющие один корень, называют однокоренными. В корне содержится основное значение слова.

Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс –ёнок- (тигрёнок, утёнок).
После твердых согласных и [ч’], пишется суффикс –онок- (волчонок, мышонок).

Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются, а значит, не имеют окончания (например: кафе, кофе, какао, желе, эскимо, меню, пальто, метро, кино, лото, шоссе, такси, кенгуру, пони, пианино, радио).

Основа слова
Часть слова без окончания – это основа.
Основа слова = Приставка + Корень + Суффикс. Чтобы найти основу, надо найти окончание.

Образование слов

  • Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
  • Если слово образовано при помощи приставки, то такой способ словообразования называют приставочным.
  • Слово, образованное одновременным присоединением приставки и суффикса, то такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным.

Форма слова и родственные слова

  • Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общую часть родственных слов называют корнем. Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.
  • При изменении формы слова значение слова не меняется. То есть изменяется только окончание.

Буквы при написании

  • Безударные гласные в корне слова: ч тобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
  • жи — ши пиши букву и.
  • ча — ща пиши букву а.
  • чу — щу пиши букву у.
  • чк, чн — пишутся без мягкого знака, потому что звук [ч’] мягкий.

Предложения

Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):

  1. Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
  2. Вопросительные – содержат вопрос. В кон­це ставится вопросительный знак (?).
  3. Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).

Предложения по интонации:

  1. Восклицательные – произносятся с особым чувством
  2. Невосклицательные – произносятся спокойно

Интонация – чувство, настроение, передаваемые голосом.

Текст

  • Текст состоит из нескольких предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу.
  • Заголовок – название текста. Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте. Текст без заголовка всегда может быть озаглавлен, потому что заголовок связан с основной мыслью текста.
  • Последовательность абзацев в тексте можно передать с помощью его плана. План — это главные предложения (ключевые слова) каждого абзаца текста, расположенные по порядку.
  • Текст, в котором описывается предмет или явление, называют описанием . Он напоминает картину или остановленный кадр фильма, которые надо внимательно рассмотреть. В тексте-описании нет событий. Когда читаешь текст-описание, то кажется, что изображение замерло.
  • Текст, в котором передаётся последовательность событий, называют повествованием . Он похож на кадры фильма, которые идут один за другим.
  • Текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления, называют рассуждением .

Значение слов

  • Слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными , которые имеют одно значение, называют однозначными . В тексте слово всегда употребляется в одном значении. Значение многозначного слова может быть понято только в тексте, в предложении или в словосочетании.
  • Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос . Например: дети — ребята — детвора — малыш, трудный — тяжелый.
  • Антонимы – слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению. Например: слабый – сильный, плохой – хороший.
  • Омонимы – слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению . Например: девичья коса, острая коса, среда обитания — среда (день недели).
  • Многие слова пришли в русский язык из других языков. Такие слова называют заимствованными . Например: цирк, касса, аренам лев —латинские слова; трюк — французское слово.
  • Слова, которые родились в русском языке, называют исконными . Например: огород, берег, молоко, корова, борозда, веретено.
  • Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими .

Фразеологизмы

В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называю фразеологизмами . Например: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны). Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумыва­ли сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Также проходят следующие правила по русскому за 2 класс

  • Фонетический разбор слова. Подробное описание можно прочитать в статье “Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова“.
  • Словарные слова, написание которых проходят в первом классе. Их перечень в статье “Словарные слова за 1, 2, 3, 4 класс“.

Заключение

Быть грамотным — признак культурного человека. Правила по русскому языку за 2 класс – это база для дальнейшего изучения и повышения грамотности.

На каждом листике - задания одного урока.

Повторить все темы по русскому языку за 2 коасс - это просто. 15 коротких уроков для занятий по 15 минут в день и все в порядке!

На каждом листике - задания одного урока.

В конце есть полный архив для скачивания.

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Идеи открыток на разные случаи жизни Давно засматриваюсь на рукодельные открытки, но сделать с.

Исчезнет шум в ушах и головокружение: вот эффективный рецепт исцеления Головокружение может бы.

Пирожные с лимонно-апельсиновой начинкой: Все гости будут просить рецепт! А он простейший.

Мужские трусы боксеры своими руками за 2 часа Сегодня я бы хотела вам показать мастер-класс по.

Картофельные лепешки из пюре с укропом и семенами льна - уютные, ароматные, душевные Лепешки .

Читайте также: