Школьные нормативы по плаванию

Обновлено: 07.07.2024

Программа может быть рекомендована для любого образовательного учреждения, имеющего бассейн.

В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы.

Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.

Основная идея программы: реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.

Программа преследует следующую цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

В рамках реализации программы и популяризации плавания в течение учебного года проводятся соревнования:

- “Золотая рыбка” по параллелям;

- “Веселые старты” на воде;

- Спартакиада школьников города Пущино.

В каждой четверти и конце года результаты обучения детей оцениваются учителем на контрольных уроках.

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Начинать заниматься плаванием лучше с первого класса. Дети быстро овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их тела.

Методика реализации программы

Программа ориентирована на плавательную подготовку учащихся школы.

Основная форма организации занятий плаванием – урок. Уроки проводятся так же, как и по другим дисциплинам, с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, подготовки учащихся, их количества в группе (классе), от бассейна, отведенного для занятий.

В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи.

К предстоящей учебной работе учителю необходимо психологически подготовить учеников, учитывая их интересы и запросы, стимулируя и мотивируя их деятельность.

Урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает объяснение задач, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на суше с теми элементами техники движений, которые дети затем будут делать в воде. Все это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Заканчивается урок подведением итогов, заданием на дом посильных упражнений и организованным уходом.

При обучении школьников, особенно младших классов, большое внимание следует уделять играм в воде. Правильно подобранные игры помогут детям, не умеющим плавать, быстрее освоиться с водой, а плавающим – с успехом закрепить пройденное. На занятиях с не умеющими плавать играм в воде отводится значительное место.

  • для освоения с водой и игры, способствующие изучению плавательных движений;
  • совершенствование в технике.
  1. Положение тела.
  2. Дыхание.
  3. Движения ногами.
  4. Движения руками.
  5. Общее согласование движений.

При этом освоение каждого элемента техники осуществляется в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.

  • ознакомление с движением на суше. - Проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
  • изучение движений в воде с неподвижной опорой. - При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
  • изучение движений в воде с подвижной опорой. - При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
  • изучение движений в воде без опоры. - Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
  • движения ногами с дыханием;
  • движения руками с дыханием;
  • движения ногами и руками с дыханием;
  • плавание в полной координации.

Несмотря на изучение техники плавания по частям, на начальном этапе обучения необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько позволяет уровень подготовленности занимающихся.

  • поочередное проплывание длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль и поперек бассейна);
  • проплывание отрезков на наименьшее количество гребков;
  • в заданном темпе (например, плавание по элементам и в полной координации; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и в полной координации).
  • разнообразие вариантов выполнения упражнений, которое позволяет сохранить интерес к занятиям, что особенно важно в плавании;
  • умение применять различные варианты техники плавания в изменяющихся условиях;
  • формирование индивидуальной техники плавания в соответствии с особенностями телосложения и уровнем физической подготовленности.

Содержание уроков плавания для учащихся 1–4 классов

В начальной школе на уроках по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.

Основные задачи подготовки:

- укрепление здоровья и закаливание;

- овладение жизненно необходимым навыком плавания;

- обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;

- развитие физических качеств ( выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

- воспитание морально-этических и волевых качеств.

Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в начальной школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди: стоя на месте и в сочетании с ходьбой, стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Техника плавание кролем на груди. Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох. Скольжение с доской, без доски, с движением ног. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Техника плавание кролем на спине. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной координации. Старт из воды.

Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.

Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”.

Рекомендуемые контрольные нормативы

При плавании кролем на груди и кролем на спине показать правильную технику в согласовании работы рук, ног и дыхания.

Содержание уроков плавания для учащихся 5–9 классов

На уроках по плаванию в средней школе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники плавания, формирование у школьников устойчивого интереса и мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни.

Основные задачи подготовки:

- улучшение состояния здоровья и закаливание;

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием,

- закрепление изученных способов плавания, обучение плавания брассом

- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

История развития плавания. Правила соревнований. Влияние плавания на физические качества (выносливость, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, координационные способности). Роль плавания в повседневной жизни человека.

Дальнейшее совершенствование техники плавания изученными способами: движения рук, ног, туловища. Плавание в полной координации. Проплывание отрезков 25–50 метров по 4-8 раз, 100 метров по 3-4 раза, 200 метров.

Техника плавание брассом. Движение ног: у бортика, с помощью партнёра, после скольжения. Движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног кролем. Согласование движений рук с дыханием после каждого скольжения. Согласование движений рук и ног с дыханием. Плавание с помощью только ног: с доской, без доски; при различных положениях рук: на груди, на спине. Проплывание отрезков с задержкой дыхания. Плавание брассом на спине. Плавание с полной координацией. Стартовый прыжок с последующим скольжением. Повороты.

Игры: “Волейбол в воде”, “Кто дальше проскользит”, “Салки”, “Рыбаки и рыбки”, эстафеты.

ВОЗРАСТ: 7 лет.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Росто-весовой показатель, длина размаха рук в стороны соответствует росту.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИБКОСТИ:

Наклон вперед из состояния стоя.

И.п. - основная стойка. Выполняется наклон вперед.

Не касание пола более 8 см 1-2 балла

Не касание пола 4-7 см 3-4 балла

Не касание пола 1-3 см 5-7 баллов

Касание ладонями пола 10 баллов

Наклон вперед из положения сидя.

И.п. - сидя на полу, руки вверх (положение "стрелочка"). Выполняется наклон. Косание головой колен, без сгибания ног в коленях суставах.

Умение выполнить упражнение 1-3 балла

Касание кончиками пальцев рук носков ног 4-7 баллов

С касанием головы колен (ноги прямые) 10 баллов

И.п. - ос. или и.п. лежа на полу на спине. Выполняется из любого положения.

Ноги и руки значит.согнуты, плечи под углом 45 градусов 1-3 балла

Ноги и руки значит.согнуты, плечи значительно отклонены от вертикали 4-5 баллов

Ноги и руки прямые, плечи незначительно отклонены от верикали 6-7 баллов

Ноги и руки прямые, плечи перпендикулярны полу 10 баллов

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ СУСТАВОВ:

Подвижность плечевых суставов.

И.п. стойка, ноги врозь, руки согнуты в локтевых суставах на уровне пояса. Выполняется пассивное сведение рук сзади до касания локтей.

Сведение больше 11 см 1-2 балла

Сведение на 6-10 см 3-6 баллов

Сведение на 1-5 см 7-9 баллов

Полное сведение 10 баллов

Подвижность голеностопных суставов.

И.п. сидя на полу, руки прямые за спиной в упоре, ноги выпрямлены в коленных суставах. Выполняется касание кончиками пальцев ног пола. Ноги плотно прижаты к полу.

Плавание — разряды и нормативы для детей ?

Плавание — одно из самых значимых направлений в спорте, нацеленное на развитие и закладку будущего здоровья. Этот вид спорта не только повышает иммунитет, но и прививает огромный интерес к физическим нагрузкам. Если принято решение отдать ребёнка в данный вид, то необходимо составить основные представления о нем.

Детские разряды по плаванию

Существуют следующие взрослые разряды:

  • Мастер спорта международного класса — это главная вершина достижения. Звание можно получить, если спортсмен участвует в международных соревнованиях.
  • Мастер спорта — достичь результата можно, принимая участие в соревнованиях городского, международного значения, а также государственного масштаба.
  • Кандидат в мастера спорта —рисваивается, когда сданы нормативные и получены высшие показатели в городских состязаниях.
  • Первый разряд.
  • Второй разряд.
  • Третий разряд.


Соревнования на воде развивают малышей

Юношеские разряды

  • первый юношеский;
  • второй юношеский;
  • третий юношеский.

Возраст спортсменов

Рекомендованный возраст для начала занятий плаванием определён в диапазоне 6-8 лет. Можно, конечно, и позже привести любителя поплавать. Этим диапазоном определён оптимальный возраст. Минимальным возрастом для присвоения разряда с 1 по 3 считается 9 лет, а КМС можно завоевать уже на десятый год.

Важно! Плаванием может начать заниматься и малыш для общего развития физического состояния организма.

Стили и дистанции для расчета нормативов

За время развития спорта появились различные виды плавания. Они повлекли за собой выведение ряда нормативных значений.

Вольный стиль даёт возможность спортсмену право выбора при прохождении той или иной дистанции и включает в себя следующие виды плавания:

  • овертайм;
  • брасс;
  • трендж-стиль;
  • кроль.


Юноши и девушки могут добиваться определенных высот

На сегодняшний день кролем плавает большинство пловцов.

Вольным стилем можно работать на шести дистанциях (в метрах): 50, 100, 200, 400, 800, 1500 в двадцати пяти и пятидесятиметровых бассейнах, не исключая и открытые водоёмы.

Плавание на спине ограничивает право выбора спортсмена при прохождении дистанции. Оно позволяет плыть только лицом вверх по отношению к поверхности воды.

Если выбирается вольный стиль и плавание на спине, нормативы для детей можно продемонстрировать в многих дистанциях в бассейнах, не исключая и открытые водоёмы.

Нормативы по плаванию для детей

Выбирая комплексное плавание 100 метров, нормативы дети сдают только в бассейне. В открытом водоеме зачет не сдается.

В нижеприведенном материале можно посмотреть основные нормативы по плаванию для девочек и мальчиков.


Спорт развивает лидерские качества

Таблица 1 Нормативы по плаванию для мальчиков (юношей)

Дополнительная информация! Дистанция на 50 метрах в секундах, а все остальные измеряются в минутах и секундах.

Получение разряда по плаванию

Записав ребенка на занятия по плаванию, можно подготовиться и выполнить нормативные значения и получить третий и второй юношеский разряд, или же, поучаствовав в соревнованиях с командой или отдельно с другой секцией по плаванию.

С получением первого разряда дела обстоят сложнее. Спортивная школа должна иметь возможность присваивать такие награды. В противном случае, нужно выступать на районных или городских соревнованиях по плаванию.

Для получения спортивного статуса КМС, необходимо показать результаты нормативных значений на соревнованиях в секции плавания и городского значения.

Следующая ступень МС. Дойти до неё возможно, сдав показатели, принимая участие в российских соревнованиях, и судьи должны иметь Всероссийскую категории.

И самый главный рубеж, это МСМК. Спортсмену необходимо показать высокие результаты и стать призером на соревнованиях мирового значения и занять с 1-8 место на разных дистанциях.

Возраст с которого можно участвовать в соревнованиях на сдачу нормативов

Спортивным плаванием можно начинать заниматься, когда ребенку исполнится 6-7 лет. Юношеские разряды можно получать только с девяти лет. С 10 лет можно повышать планку и готовиться к получению взрослых разрядов. Спортивное звание МСМК присваивается с 14 лет, МС с 12 лет, спортивный разряд КМС с 10 лет.


Соперничество на мировой арене захватывает дух

Достижение новых рекордов в спортивном плавании

Чтобы достигать новых рекордов, необходимо много трудиться. Кроме плавания, организму нужны нагрузки в виде общей физической подготовки, занятия на тренажёрах, легкая атлетика (бег) и лыжи.

Обратите внимание! У ребёнка кроме высокого потенциала должно быть и большое желание достичь новых высот.

Подготовка для сдачи нормативов по спортивному плаванию

Подготовку начинают со следующих пунктов:

  • повышают возможности организма пловца;
  • совершенствуют техническую подготовку;
  • показывают высокие результаты участия в соревнованиях;
  • мотивируют молодого спортсмена на получение результата.

Самый благоприятный период для начала плавания, это младший школьный возраст. В этом периоде любые новые навыки осваиваются гораздо быстрее. Главное вовремя принять верное решение, и тогда нет шансов упустить время.

Читайте также: