Школьное вузовское самоуправление возможности проблемы перспективы

Обновлено: 05.07.2024

Развитие ученического самоуправления является одним из основных направлений развития воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению совершенствовать себя в интересах общества.

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.

Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы.

Предлагаем Вашему вниманию практические материалы по ученическому самоуправлению из опыта работы педагогов Минской области по следующим разделам:

Студенческое самоуправление в вузе и колледже: что это такое, структура, проблемы

Что такое студенческое самоуправление

Существует много определений студенческого самоуправления, но его главная составляющая — совместная деятельность студентов, направленная на улучшение их положения в вузе.

Студенческое самоуправление — форма активного и самостоятельного участия студентов в жизни учебного заведения.

Члены студенческого самоуправления:

  • представляют интересы студентов;
  • инициируют интересные проекты;
  • решают текущие проблемы коллектива или отдельных студентов;
  • вместе с администрацией участвуют в управлении вузом.

Студенческое самоуправление в вузе характеризуется наличием разнообразных органов. Представители самоуправления есть в каждой группе: они объединяются в советы факультетов и институтов или студенческие деканаты, делегируют своих представителей в ученый совет университета.

Студенческое самоуправление в колледже отличается меньшей системностью. В силу возраста студенты и аспиранты вузов считают приоритетными проблемы стипендий и учебного процесса, взаимодействие с другими отделами и службами университета. Представители студенческого самоуправления в техникуме больше занимаются вопросами досуга учащихся, организовывают праздничные мероприятия, концерты, экскурсии.

Деятельность студенческого самоуправления регламентируется соответствующим положением.

Действует студенческое самоуправление и в общежитии. Его представители:

  • следят за санитарным состоянием комнат и общих помещений;
  • устанавливают график дежурств;
  • отвечают за соблюдение порядка и дисциплины;
  • инициируют ремонтные работы;
  • участвуют в разработке и изменений правил проживания в общежитии.


Схема студенческого самоуправления может отличаться в разных вузах, но цели и задачи всегда одни

Структура студенческого самоуправления

Выделяют несколько форм студенческого самоуправления:

  1. Профсоюзные организации.
  2. Студсоветы.
  3. Студенческие объединения.

Независимо от формы, существуют следующие органы студенческого самоуправления:

  • руководящий орган;
  • студенческий совет на уровне факультета;
  • представители совета на потоке или в академической группе.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Кем можно быть в студенческом самоуправлении

Руководящий орган возглавляет председатель студенческого самоуправления. Его выбирают каждый год из числа нескольких кандидатов, каждый из которых представляет свою программу развития университета и роли студенческого самоуправления в вузе.

Кандидат, получивший большинство голосов, становится лидером студенческого самоуправления и находится в тесном взаимодействии с администрацией вуза: от согласованности их действий зависит, насколько успешными будут студенческие инициативы.

Кроме председателя и его заместителя в состав самоуправления входит т. н. актив — студенты, ответственные за работу по разным направлениям. Выделяют такие сектора деятельности:

  1. Процесс обучения.
  2. Культмассовая работа.
  3. Спорт и пропаганда здорового образа жизни.
  4. Научное направление.
  5. Дисциплина и самоорганизация.
  6. Связи с общественностью.
  7. Организация мероприятий.
  8. Социальная работа.

Задача ответственных — собрать команду, которая будет реализовывать проекты студенческого самоуправления. Концерты, КВН, интеллектуальные игры, театральные постановки — все эти мероприятия обычно организовывают именно активисты.

Те же, кому ближе организационная работа, сотрудничают с администрацией: участвуют в составлении расписания, сотрудничают с библиотекой, предлагают новые направления развития вуза и улучшения студенческой жизни.

Мешает ли студенческое самоуправление учиться? Как правило, нет. Но если вы так увлеклись общественной работой, что заработали несколько долгов, обращайтесь в сервис студенческой поддержки. Его эксперты помогут сохранить баланс между активной работой в самоуправлении и хорошей учебой.

Возникновение самой идеи школьного самоуправления связано с появлением идеи об организации школьной жизни. Однако в Древней Руси училища не имели не только органов управления, но и даже руководителя. В основе учебного процесса лежала передача священником-учителем учебной информации ребенку – ученику. Училища были небольшими – от семи-восьми до двадцати-тридцати учеников, и потому не требовали особых органов управления. И лишь в связи со значительным укрупнением численности учащихся – до нескольких сотен, потребовалось создание системы управления в учебных заведениях.

На территории России первыми крупными учебными заведениями стали Киево-Могилянская академия (1631) и Славяно-греко-латинская академия (1687), в каждой из которых к началу XVIII века было более, чем по 300 учащихся. Однако существовавшие в них по западно-европейским образцам общие собрания преподавателей и учащихся широких полномочий не имели и участвовали в обсуждении лишь хозяйственных вопросов. На протяжении XVIII – первой половины XIX века происходило усиление централизации управления, как в учебных заведениях, так и системой образования в целом.

Попыткой усилить общественное начало в управлении учебными заведениями было положено реформами 1860-х гг. Однако идея создать в средней школе реально функционирующее общее собрание преподавателей и учащихся, как это было в ряде университетов, не увенчалась успехом. Лишь в ряде частных гимназий ее удалось частично использовать.

В целом, можно заметить, что и до революции, и в 1920-е гг. продвижение идей ученического самоуправления исходило от государственной власти и выступало элементом государственной политики в сфере образования. Высшим органом самоуправления в средней школе провозглашалось общее собрание или конференция работников и учащихся. Обе названных тенденции, как будет показано ниже, станут ведущими направлениями реформирования идеи ученического самоуправления на ближайшее будущее.

С начала 1930-х гг., когда в образовательной политике был взят курс на укрепление единоначалия в управлении образовательными учреждениями, общешкольные органы ученического самоуправления исчезли из них на шестьдесят лет. А новообразования, именовавшиеся органами школьного самоуправления, являлись на практике лишь их имитацией.

В условиях создания крупных образовательных организаций, включающих в себя прежние учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, с общим составом учащихся в несколько тысяч человек, должна быть пересмотрена вся логика управленческой деятельности в школе. И, естественным образом, общее собрание работников и обучающихся (конференция) такой численности сможет функционировать только в новом, пока еще не до конца осмысленном формате.

1. Аграев Г.В. Родители, учителя, ученики. Родительские комитеты и организации. Жизнь средней школы за последние годы. СПб., 1908.

Достаточно много на страницах сайта рассматривался вопрос ученического самоуправления. Необходимо ли оно в современной школе, или без него можно обойтись? Мы хотим раскрыть свою точку зрения на эту проблему. Почему проблему? Подчас многие руководители школ не осознают, насколько грамотно организованное ученическое самоуправление поможет готовить школьников не только жить в обществе и государстве, но и вносить посильную лепту в его создание. Ученическое самоуправление на современном этапе – это не только возможность школьников самостоятельно выбирать пути развития, но и осознание ответственности за свои действия. Другими словами ученическое самоуправление помогает учащимся приобрести личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Ведь молодёжь – это свое рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.

Главные особенности нашего ученического управления заключаются в том, что мы строим его на демократической основе и модель наша построена на основе сетевой модели обучения.

Надо сказать, что на нашу инициативу поначалу соседние школы откликнулись не сразу – может быть потому, что не поверили в положительный исход дела.

И вот, в 2009 году ученики нашей школы принимали участие во всероссийском конкурсе ученического самоуправления от федерального центра гражданского образования и получили диплом лауреата, а в июле 2009 года как победители приняли участие в молодёжном форуме в г.Байкальске на озере Байкал.

Как было сказано выше, только работа в команде может дать положительный результат и мы смогли привлечь к себе внимание и организовать команду из ученических самоуправлений школ округа. Только настойчивость, упорство, доверие к педагогам, сверстникам позволило нам украсить и разнообразить нашу жизнь.

Для примера можем привести мероприятие, организацию и проведение которого организовало наше самоуправление. 27 апреля был всемирный день танца, и к этому дню общим ученическим самоуправлением (в округе 5 школ) мы решили провести праздник танца: составили программу, распределили обязанности ученических самоуправлений пяти школ округа; администрация школ организовала подвоз учащихся; договорились с помещением сельского дома культуры и т.п. Результат – великолепный праздник, который смогли посмотреть не только школьники, но и жители села, представители сельских администраций сёл, которые отметили положительную тенденцию подобных мероприятий.

Конечно, трудностей много: удалённость населённых пунктов (в условиях города данную проблему решить гораздо проще); проблемы с транспортом, бензином и т.д. Как бы удивительно это ни звучало, но родители всецело поддержали нашу идею. А когда имеешь поддержку администрации школы и родительского комитета, можно добиться многого.

Наша школьная модель ученического самоуправления

Обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание.

Как воспитать таких людей? Необходимо создать адаптивные условия обучения и воспитания в учреждении для активной деятельности учащихся. Это возможно только при самоуправлении. Но как организовать это самоуправление? Чтобы привлечь и заинтересовать учащихся, привлечь их к активной деятельности. Ведь контингент учащихся у нас, как и любой другой школы, требует повышенного внимания к себе.

С чем это связано?

Школа удалена от сфер социального обслуживания. 60% учащихся из многодетных, малообеспеченных семей. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу – воспитателю действовать в этой ситуации?

На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Но самостоятельно без помощи ребят этот ответ найти невозможно, поэтому все мы в школе одна семья, и каждый должен прислушиваться друг к другу и самое главное педагог не должен подавить желание ребят к какому либо делу. Поэтому как и во всех школах мы большое внимание уделяем ученическому самоуправлению.

С чего все начиналось?

С вопросов: что это такое, с чего и как начать и, вообще, нужно ли нам самоуправление, а тем более учеников, и нужно ли оно им.

Изучив все возможные модели ученического самоуправления, выбрали наиболее подходящие непосредственно для нашей школы, учитывая все ее особенности. Затем последовала, как это ни странно, работа с педагогами и классными руководителями, прежде всего, разъяснительная, а затем исследовательская. Следующим стало диагностирование проблемы с целью изучения мнения учащихся, родителей, педагогов через анкеты, опросы, почту мнений и предложений об их видении ученического самоуправления.

Затем перед нами стали постепенно вырисовываться наиболее животрепещущие проблемы, которые поставившие перед нами ряд вопросов:

  • какие из этих проблемы можно решить с помощью ученического самоуправления?
  • какую из моделей выбрать?
  • как помочь в создании самоуправления?

Для решения этих вопросов необходимо совместное планирование, то есть общее собрание педагогов, учащихся и родителей в ходе, которого определяется:

  • название.
  • для чего будет создаваться – организация совместной деятельности, сотрудничества и общения, возникающего на их основе.
  • что произойдет после осуществления – самоорганизация учащихся на основе собственных интересов и потребностей.
  • цель – стремление к саморазвитию и самореализации личности
  • задачи: определение структуры самоуправления, порядка формирования, функций органов самоуправления; содержания работы (направления, этапы); права, обязанности и ответственность участников; формы и способы фиксирования результатов.
  • имеющиеся ресурсы: материальные, организационные.
  • предполагаемые трудности, пути их решения:

Во-первых, ориентироваться необходимо на конкретного ребенка, а не на абстрактные и во многом противоречиво толкуемые качества, так как они в соответствии с принципом природосообразности не привносятся извне, а формируются на основе врожденных способностей.

В-третьих, отказаться от навязывания бесконечных шаблонов и стереотипов, ведь человек развивается разносторонне, а значит, единых путей и истин преподноситься не должно: они сковывают инициативу, лишают самостоятельности и поиска. Образцы хороши как средство, но не как цель воспитания.

В-четвертых, нужен не педагогический диктат, а педагогическая поддержка, помогающая самовоспитанию, самопознанию, саморазвитию.

В-пятых, важен не только результат, но и процесс работы.

На дальнейшем этапе осуществлялась система мер по созданию самоуправления, которая состояла из разных мероприятий с общей целью – сплочение коллектива, выявление лидеров, мотивация активной самостоятельной деятельности учащихся.

Следующим этапом стало обсуждение в классных коллективах кандидатур на пост главы ученического самоуправления – президента школьного самоуправления. Еще в период совместного планирования было принято решение о том, что на эту должность можно выдвигать кандидатуры учащихся 9 – 11 классов. Список всех кандидатов был доведен до всеобщего сведения.

Дальнейший этап формирования органов самоуправления опять начинался с классных коллективов. В них происходила организация внутриклассного самоуправления по типу общешкольного. В классе избирался из предложенных детьми кандидатур (староста) класса, а также заведующие секторами, которые входили в соответствующий комитет в самоуправлении на уровне школы. Из заведующих формировался состав определенного комитета, а потом из своего числа ребята выбирали председателя комитета. Таким образом, структура самоуправления выглядит следующим образом:

СОВЕТ ПРЕЗИДЕНТОВ (президенты школ округа) – общение чаще происходит через мировую сеть Интернет

Приоритетом в использовании новых информационных технологий для коллектива Научной библиотеки является полноценное обеспечение информационных потребностей университета и повышение качества образования.

Научная библиотека РГУ имени С.А. Есенина

Запись опубликована автором admin в рубрике Пресса о РГУ имени С. А. Есенина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Читайте также: