Школьное учреждение организовало платные кружки по изобразительному искусству и танцам

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дополнительное образование в школе. Кружки и платные образовательные услуги: взаимоисключающие понятия или независимые направления деятельности?

Автор: Окулова Полина Александровна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 49 (Свердловская область, город Екатеринбург)

На сегодняшний день дополнительное образование является неотъемлемой частью деятельности практически каждой образовательной организации. Если еще несколько лет назад дополнительное образование на базе школ ограничивалось несколькими кружками, то сегодня школы повсеместно внедряют платные образовательные услуги. Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует законодательно закреплённой нормы, строго предписывающей реализацию платных образовательных услуг, необходимость становится все более очевидной, т.к. доходы от такой деятельности способны хоть как-то покрыть текущие расходы и пополнить бюджет школы. Кроме того, одним из критериев эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей является реализация программ дополнительного образования. (Методические рекомендации Минобрнауки России по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников от 18.06.2013 ).

Всё вышеперечисленное определяет актуальность работы руководителя в данном направлении. Вместе с тем встаёт вопрос о том, как организовать процесс таким образом, чтобы платные и бесплатные услуги не конкурировали между собой в рамках одной ОО и чтобы они были конкурентоспособными среди ОО – потенциальных конкурентов.

Поскольку спектр услуг не регулируется законодательно, у руководителя есть возможность определять его самостоятельно для ОО. Для кружковой деятельности, как правило, выбираются те направления, которые дети могут получить на базе ЦДТ и Домов культуры. Такие кружки и секции будут пользоваться спросом на базе школ по ряду причин, а именно: территориальная близость к дому, уже знакомый штат учителей и возможность пребывания в школе после уроков (не надо идти в другое учреждение). Для платных услуг, как правило, выбираются направления деятельности, связанные с углублённым изучением предметов, подготовке к школе или качественно новые образовательные услуги. В первом случае необходимо помнить о том, что программы платных услуг НЕ МОГУТ ДУБЛИРОВАТЬ ИЛИ ЗАМЕНЯТЬ основные программы. Таким образом, недопустимо открытие платной услуги по подготовке к ЕГЭ. Возможно открытие, например, курсов по решению нестандартных задач, занимательной математике и т.д., но углублённый профиль изучения и отличия от основной программы должны быть отражены в рабочей программе в обязательном порядке . Во втором случае, если речь идёт о качественно новой услуге, то необходимо сначала определить, будет ли эта услуга пользоваться спросом. Второй фактор – платёжеспособность законных представителей. Этот фактор определяется результатами деятельности за предыдущий период, если в ОО уже был опыт реализации платных образовательных услуг или путём анализа посещения детьми разных кружков и секций (такие опросы, как правило, проводятся во всех классах в начале учебного года).

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

Дополнительные образовательные услуги (и платные, и бесплатные) не могут дублировать основные образовательные программы.

Платные и бесплатные услуги не должны дублировать друг друга

Если платные услуги дублируют ассортимент услуг близлежащих ОО (конкурентов), то руководителю необходимо обосновать стоимость этих услуг или сделать свою услугу более конкурентоспособной за счёт повышения качества или иных инновационных средств.

На этапе планирования руководителю необходимо четко определить сотрудников, занятых на реализации услуг ДО, ответственных за их реализацию. (см. таблицу)

п. 14 ст. 2 ФЗ-273

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")

Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

Ст. 2, 161, 423 (п. 1), 779-783 ГК РФ

Количество ставок рассчитывается в начале учебного года, исходя из численности контингента, закрепленного за ОО (учредителем, не руководителем ОО). Ставку можно разделить между несколькими учителями на несколько кружков

Количество платных услуг не ограничивается законодательно. Число таких услуг определяется спросом потенциальных потребителей и возможностями ОО (наличие помещений, персонала и т.д.)

Ассортимент услуг

Определяется ОО самостоятельно

Определяется ОО самостоятельно (исходя из спроса)

Направления деятельности

Не регламентируется законодательно. Как правило, выбираются направления художественно-эстетического цикла (кружки ИЗО, ДПИ, спортивные секции и т.д.)

Не регламентируется законодательно, определяется спросом заказчика . Как правило, в целях увеличения спроса, предоставляются услуги по УГЛУБЛЕННОМУ изучению предметов или качественно новая услуга (если на неё есть спрос)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ ДУБЛИРОВАТЬ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ЗАМЕЩАТЬ ИХ

Любые лица, заключившие договор с ОО

Наличие программ по дисциплинам

Наличие штатного расписания

Период реализации

Ставка определяется на учебный год

Оговаривается условиями договора

Заключение договора с законными представителями

Не требуется, поскольку услуги оказываются безвозмездно (плата не взымается)

Требуется заключение договора об оказании платных образовательных услуг (возмездная сделка)

Заключение договора с сотрудниками

Не требуется. Регулируется пунктом о нагрузке в трудовом договоре (дополнительном соглашении на учебный год), если сотрудник работает в штате в должности учитель или заключается трудовой договор на общих основаниях (внешнее совместительство или штатный сотрудник, педагог дополнительного образования)

Требуется заключение срочного трудового договора

Учебная нагрузка педагога

Регулируется количеством ставок, данных ОО

Не более 18 часов (как совместительство) для педагогического работника

Заработная плата сотрудника

Фиксированная, зависит от количества часов (учебной нагрузки), оплата производится в соответствии с тарификацией

Нефиксированная. Исчисляется стоимостью человеко-часа и меняется в зависимости от количества проведенных занятий и количества человек, посетивших занятия, от стоимости самой услуги (в процентном соотношении)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Приступая к реализации какой –либо деятельности, нужно иметь план. Да, многие поспорят, сказав, что план вовсе не обязателен и все можно рассказать и показать на пальцах, но нет. Вспомним, что мы с вами грамотные и образованные люди, а потому вы должны иметь письменное подтверждение вашим задумкам, которое предварительно обязаны просмотреть дома. Итак, вы создаете план, в котором должно присутствовать:

- Необходимое помещение для проведения занятий в кружке. Напишите как можно подробнее о том, каким должно быть помещение для реализации вашего плана, а также пропишите и материальное обеспечение, то есть что должно находиться в этом кабинете. Если же вы решите самостоятельно купить необходимый реквизит, то так же рекомендую сделать об этом заметку. ( К примеру, для хореографического кружка потребуется: просторный зал с паркетом или линолеумом, гимнастический коврик для проведения партерной гимнастики, музыкальное оборудование с качественными колонками, хореографический станок, а также зеркала, расположенные напротив него. Первое время можно проводить работу и без использования хореографического станка, но вот в зеркале ваши обучающиеся нуждаться будут.)

- Количество человек, которые вы планируете принять на первый год обучения, а также возрастная категория.

- Указать временной интервал, то есть режим работы вашего кружка. Исходя из основных документов общеобразовательного учреждения, а также опираясь на ФГОС, могу сказать, что занятия у детей младшей группы 7-8 лет длятся 25 минут, 9-10 лет – 35 минут, начиная с 11 лет, занятия могут длиться от 40 минут. Работа кружка должна осуществляться от 2-3 раз в неделю, тем самым вы покажете себя заинтересованным руководителем, а также короткие паузы между занятиями не позволят детям забыть материал.

- Форма одежды для занятий. Если в вашем кружке предполагается включение определенного вида одежды, которая способствовала бы более плодотворной работе, то об этом стоит написать. Даже такой момент, как сменная обувь лишний раз напомнит о том, что ребенок находится в школе, а значит обязан быть опрятным.

- Работа с родителями. Как вы планируете организовать процесс общения и совместной деятельности с родителями обучающихся. Например, стоит указать, сколько раз в год вы хотите устраивать встречи ( родительские собрания), когда планируете проводить отчетные концерты или открытые уроки с целью демонстрации ваших успехов.

- Учебный план ( тематическое планирование). Без этого документа вы не сможете и вовсе начать реализовывать свое дело. Что должно быть в данном плане: расписаны названия тем, названия номеров, которые вы планируете ставить ( если это хореография или же театральная деятельность), одним словом, вы составляете такой же план, который вы пишите ежегодно, сдавая руководителю вашего образовательного учреждения.



Вот, в принципе, и все. Скажете, что этот процесс трудоемкий? Да, верно, но он стоит того, и не в материальном плане, а ценен тем, что у вас появится возможность работать с детьми, увлеченными творчеством так же, как и вы. Если еще сомневаетесь, то я могу создать публикацию о том, какие есть плюсы у кружка, в особенности, у кружка бюджетного. Уверена, вы будете рады прочесть ее, сомнения останутся за пределами вашего безумного желания организовать кружок на базе вашего образовательного учреждения.

Закон об образовании в РФ прямо говорится о том, что образовательное учреждение может оказывать платные услуги по желанию родителей, но программа платных занятий не должна дублировать основную образовательную программу. Подобные уточнения к закону об образовании регулируются подзаконными актами. Как раз таким актом являются Правила оказания платных образовательных услуг, которые вступили в силу с 01.09. 2013 года и утверждены Постановлением Правительства РФ 15.08.2013 г. №706.

Так детский сад может предложить на платной основе изучение английского языка, т.к. этот предмет не входит в программу дошкольной подготовки, спортивный кружок (каратэ, аэробики, оздоровительного плавания,при наличии бассейна), танцевальный и пр.

Школы также предлагают платные услуги: предметные кружки, которые не должны дублировать основную образовательную программу. Посмотреть основную образовательную программу можно на сайте вашей школы. Популярностью пользуются так же спортивные, танцевальные кружки, творческие мастерские, группы продленного дня, предшкольная подготовка, которая помогает малышу подготовиться и адаптироваться к школе.

Посещение данных кружков является исключительно добровольным, никто не в праве принуждать вас посещать тот или иной кружок. А вот если у родителей есть потребность в организации того или иного кружка, то родители в праве обратиться к администрации с просьбой его организовать, и если в вашем учебном учреждении есть для этой цели подходящие условия и необходимые специалисты, а также достаточное количество желающих посещать такие занятия, то школы пройдя необходимые согласования организует вам такую услугу.

Если вы заключили договор и начали посещать платный кружок, то обязаны своевременно вносить плату, иначе будите из него отчислены, т.к. эта услуга является дополнительной.

Если вы решите на каком-то этапе больше не посещать кружок, то должны написать соответствующее заявление на имя директора, договор будет расторгнут, но перед этим вы обязаны внести оплату за уже посещенные занятия.

Как устанавливается цена на платный кружок?

Стоимость кружка согласуется школой с Учредителем по нормативам и Постановлением Учредителя утверждается на год. С родителей, чей ребенок посещает кружек заключается договор об условиях оказания услуги, где в том числе прописывается стоимость ежемесячной платы, сроки ее внесения. После подписания договора с родителем, приказом директора ребенок зачисляется в данный кружок. Каждая из сторон может расторгнуть договор досрочно, условия досрочного расторжения прописываются в договоре.

Обязаны ли на продленке делать уроки с вашим ребенком?

Что касается Группы продленного дня и того будут ли там делать с вашим ребенком уроки определятся в самом договоре. так, если в штатном расписании школы нет должности воспитатель, то тогда на платной продленке возможно и не будут делать с ребенком уроки, т.к. это будет Группа продленного для по осуществлению присмотра и ухода, проще говоря, вам будет гарантировано, что это время ваш ребенок будет находится под присмотром педагога, его накормят, с ним поиграют, своевременно отправят на внеурочную деятельность или на кружок.

О том, какой именно является ваша продленная группа прописано в договоре на данную услугу, и вы не можете требовать дополнительно то, что в договор не входит.

Какие компенсации можно получить пользуясь платными услугами?

Приятным бонусом посещения группы продленного дня является то, что расходы на питание во время пребывания на продленке, вам до 80% компенсирует государство. Поэтому если вы к примеру за продленку платите 1000 руб в месяц и + 1000 за питание на продленке, то 800 рублей вернется вам на расчетный счет.

Вопрос

В доме культуры организованы кружки для детей (танцевальный, шашки, пение) на платной основе. Подпадают ли данные отношения под законодательство об образовании? Какими нормативно-правовыми актами регулируются данные отношения?

Ответ

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей согласно ч. 2 ст. 75 Закона N 273-ФЗ.

В силу ч. 4 рассматриваемой статьи содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Особенности реализации образовательных программ в области искусств и физической культуры и спорта регулируются ст. ст. 83 и 84 Закона N 273-ФЗ.

Положения ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ предусматривают, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных рассматриваемой статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о представлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в электронной форме. На основании п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ образовательная деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

В соответствии с ч. 4 ст. 91 Закона N 273-ФЗ лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Необходимо учитывать, что за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривается административная ответственность.

Таким образом, организация в доме культуры детских кружков в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является дополнительный образованием. Также данный вид деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которого образовательная деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Помимо этого осуществление платных услуг регулируется нормами Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" т.к. для решения вопросов местного значения муниципальные органы власти (органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов) вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. В целях реализации этой нормы законодательства на территории каждого муниципального образования действуют свои нормативные акты, определяющие правила оказания платных услуг муниципальными учреждениями культуры населению и прейскурант цен на них.

Подборка документов:

Статья: Правила оказания платных услуг муниципальными учреждениями культуры (Сильвестрова Т.) ("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 11)

Приобщение к изобразительному творчеству – один из самых эффективных инструментов воспитания гармоничной личности. Дополнительное образование по ИЗО можно получить в детских студиях, кружках и художественных школах, которые есть в любом городе. Предлагаемые в них программы отличаются по сложности, глубине и системности подхода.

Формы

Дети на занятии в художественном кружке

Программы дополнительного образования по ИЗО могут быть как общеразвивающими, так и нацеленными на подготовку к получению профессии художника, скульптора, архитектора, реставратора, искусствоведа, дизайнера и т. д. Руководствуясь этим разделением, и следует выбирать студию, кружок или школу для ребенка.

Предпрофессиональное

Классическое предпрофессиональное дополнительное образование по ИЗО подразумевает не только практическое овладение навыками рисования, но и глубокое погружение в теорию, получение системных знаний в области изобразительного искусства. Выбирать учебное заведение, дающее такую подготовку, нужно при следующих условиях:

  • ребенок достиг возраста 10–12 лет;
  • он проявляет стойкий интерес к рисованию и соответствующую одаренность;
  • в дальнейшем планируется поступление в художественную академию или колледж.

Предпрофессиональным обучением изобразительному искусству занимаются все государственные детские художественные школы и специализированные классы в ДШИ. Соответствующие программы также есть на подготовительных курсах и факультетах дополнительного образования высших и средних учебных заведений.

Государственные школы искусств

Большинство из них принимают на обучение детей старше 10 лет. Зачисление происходит после вступительных экзаменов, которые состоят из двух этапов:

  • просмотр заранее заготовленных работ;
  • творческий конкурс.

Полный курс обучения длится 4–5 лет. За это время ребенок должен освоить основы композиции, рисунка, живописи, истории искусств, скульптуры. В конце каждого года проводится промежуточная аттестация, а по итогам сдается выпускной экзамен и выдается свидетельство об освоении программы.

Подготовительные курсы при вузах и колледжах

Рассчитаны на детей старшего школьного возраста, то есть абитуриентов, которые при поступлении в вузы или ссузы будут сдавать творческие вступительные испытания. Занятия обычно длятся 9 месяцев и подразумевают уроки:

  • академического рисунка;
  • живописи;
  • композиции;
  • истории искусств.

Некоторые учебные заведения предлагают двух- или трехгодичные подготовительные курсы. Их программы включают дополнительные предметы – введение в специальность (живопись, скульптура, графика, архитектура и т. д.), колористику, черчение. По итогам сдается экзамен и выдается свидетельство.

Частные художественные школы

Чтобы получить качественную предпрофессиональную подготовку в частном учебном заведении, необходимо удостовериться в том, что программа соответствует стандартам ФГТ. В противном случае ребенок получит лишь общеразвивающее дополнительное образование по ИЗО.

Федеральные государственные требования утверждаются приказами Министерства культуры и фиксируют тот минимум, который должен содержаться в программе:

  • основы рисунка и работы с графическими материалами;
  • композиция и светотень;
  • живопись;
  • история искусств.

Полная реализация предпрофессиональной программы подразумевает 4-5-годичный срок обучения, но может проводиться и быстрее. Обычно на предпрофиль в частные художественные школы набирают детей в возрасте от 10 до 14 лет. По итогам полного курса организуется аттестация и выдается свидетельство по форме Минкульта.

Общеразвивающее

Его можно назвать любительским, и в отличие от предпрофессионального, у него другая цель – развитие у ребенка творческих способностей и эстетического восприятия. Поэтому дополнительное общеразвивающее образование по ИЗО может получить любой ребенок, достигший двухлетнего возраста. Такие занятия по рисованию организуются при школах, дворцах творчества, в музеях и галереях, в различных художественных студиях.

Кружки для школьников

Доступны с младшего школьного возраста и организуются практически во всех детских учебных заведениях, где есть педагоги дополнительного образования:

  • при общеобразовательных школах;
  • в ДЮЦах (детско-юношеских центрах);
  • в дворцах творчества детей и молодежи.

Запись обычно производится в конце августа или в начале сентября, но при желании можно привести ребенка и в середине учебного года. Занятия проводятся по специально разработанной и утвержденной программе.

Кружки раннего развития

Организуются на базе школ, гимназий, детских садов и образовательных центров. Принимают детей с 2-3 лет. Уроки проводятся профессиональными педагогами в игровой форме. Основная задача таких кружков – не столько обучить технике рисунка, сколько развить воображение, мелкую моторику ребенка, координацию глаз и рук, дать первые представления о цветах и формах.

Форма занятий – групповая, по 1 разу в неделю. Курс обучения обычно длится 1 год.

Частные студии

Отличаются от кружков отсутствием формализма, поскольку здесь в приоритете не строгое следование документам и программам, а индивидуализм и свобода творчества. Организуются чаще всего не педагогами, а профессиональными художниками, арендовавшими помещение и получившими лицензию.

Возрастного ценза для учеников нет. Продолжительность курса обучения не фиксируется – ребенок может заниматься столько лет или месяцев, сколько ему захочется. График обычно свободный, одно занятие длится от 30 минут до 1 часа.

Изостудии при художественных галереях

Принимают детей любого возраста, уровня подготовки и без требований к способностям. Уроки проходят непосредственно в музейных залах, что помогает создать особую атмосферу и настрой на творческую деятельность.

В отличие от частных студий, занятия ведутся по согласованным программам художниками-педагогами. Продолжительность обучения – 1-2 года, по итогам выдается сертификат.

Что дают занятия

Занятия изобразительным искусством в рамках общеразвивающих программ дают мощную стимуляцию всем способностям ребенка. Особенно хорошо они влияют на следующие качества:

  • наблюдательность;
  • усидчивость и самоорганизация;
  • эстетическое восприятие мира и чувство гармонии;
  • воображение;
  • творческая и познавательная активность;
  • нестандартное мышление;
  • потребность в продуктивной деятельности.

Освоение программ предпрофессиональной подготовки и получение соответствующих свидетельств облегчает поступление в профильные вузы и колледжи.

Стоимость

Стоимость дополнительного образования по изобразительному искусству зависит от выбранного учебного заведения:

  • Кружки для школьников в ДЮЦах, дворцах творчества, гимназиях и общеобразовательных школах обычно бесплатны. Также на бюджетной основе ведутся занятия в ДШИ.
  • Кружки раннего развития стоят около 8 000 рублей за курс. Общеразвивающие подготовительные программы для дошкольников и учеников младших классов имеются и в государственных художественных школах. Стоимость обучения на платных отделениях также составляет в среднем 8 000 рублей в год.
  • Плата за обучение в частных студиях чаще всего почасовая. Цены варьируются от 250 до 500 рублей за занятие.
  • Изостудии при музеях и галереях обычно берут оплату помесячно. Стоимость зависит от количества уроков в месяц и колеблется от 600 до 1 500 рублей.
  • Цена на предпрофессиональное обучение в частных художественных школах варьируется в зависимости от объема программы. Базовый курс из 96 часов обойдется примерно в 34 000 рублей, углубленный (192 часа) – в 57 000 рублей, ускоренный (30 часов) – в 12 000 рублей.

Подготовительные курсы для абитуриентов при вузах и колледжах также потребуют финансовых вложений. Цены устанавливаются учебным заведением и колеблются от 6 000 до 22 000 рублей в месяц.

Стоимость дополнительного образования по ИЗО не должна служить причиной отказа от приобщения к творчеству на предпрофессиональном или общеразвивающем уровне – занятия можно оплатить сертификатом персонифицированного финансирования ДО.

Читайте также: