Школьная мотивация классный час

Обновлено: 23.07.2024

Подросток не хочет учиться: что делать? Как мотивировать к учёбе?

Что делать, если вашего ребёнка-подростка не интересует учёба?
Подростковый возраст — время всей перестройки организма. В это время ребёнок ищет себя в обществе, познаёт нормы поведения и общения. Подростка интересуют социальные проблемы и ценности. Школьники в этом возрасте часто испытывают чувство взрослости. Многие из них теряют интерес к учёбе и не хотят ходить в школу.

  • уроки в школе были интересней;
  • постоянно чувствовалась психологическая поддержка со стороны учителей, одноклассников и родителей;
  • в школе было больше конкурсов с ценными призами: технические устройства, денежное вознаграждение;
  • была возможность чувствовать себя защищённо в школе;
  • предоставлялась возможность в любое время поговорить со школьным психологом;
  • в школе было бы лучше развито самоуправление;
  • были доверительные отношения с родителями;
  • правильно были организованы деятельность и время;
  • дома была отдельная от других членов семьи зона отдыха.
  • научиться грамотно распределять своё время;
  • выработать собственный режим дня;
  • научиться ставить цели и задачи, искать пути их достижения;
  • не откладывать школьные дела на последний момент;
  • сделать наглядный график крайнего срока сдачи работ (дедлайна);
  • ставить напоминания в телефон;
  • не пропускать уроки без уважительной причины;
  • установить временные рамки межу учёбой и свободным временем;
  • распланировать свободное время;
  • не оставлять дела незаконченными;
  • записывать в дневник свои достижения в школе;
  • попробовать себя в трудовой деятельности;
  • найти мотивацию для успешной учёбы, о чём мы говорили ранее.

Родителям надо научить ребёнка самому справляться с вышеописанными

Подросток не хочет учиться: как мотивировать подростка к учёбе? Советы родителям
Советы родителям:
1. Выполнять обещания, данные ребёнку.
2. Придерживаться намеченного плана.
3. Грамотно организовывать досуг.
4. Хранить вещи на своих местах.
От подростка для развития способности к самоорганизации в учёбе понадобится много терпения и желания меняться. Он и его родители сразу увидят результаты. Учебная деятельность станет эффективней.
Ваш ребёнок-подросток не хочет учиться? Помогите ему. Попробуйте найти причину нежелания, помогите развить навыки самоорганизации в учёбе, мотивируйте.
Главный совет родителям подростка — будьте рядом, поддерживайте, интересуйтесь успехами в школе. Ребёнку важно чувствовать, что вам действительно интересна его жизнь и вы хотите принимать в ней участие.
Поддерживайте желание познать себя и общаться со сверстниками. Ему это сейчас нужно больше, чем учёба. Как помочь? Посоветуйте современные книги о подростках, расскажите о собственном подростковом опыте, каково вам было в это время.
Подростковый период — сложен для каждого ребёнка и его родителей. В ваших силах сделать так, чтобы он прошёл легче и интересней, не навредил учёбе. Помогите своему ребёнку. Он будет вам благодарен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ребята! Сегодня у нас классный час, на котором присутствуют гости. Пусть они вас не смущают, не стесняют ваших высказываний, потому что, вполне возможно, что в ходе классного часа они тоже станут нашими собеседниками. Я хочу начать разговор с достаточно известной притчи. Посмотрите внимательно видео и задумайтесь над заключительными словами.


Вопрос учителя: Как вы понимаете смысл высказывания

Вывод: в наших руках наше здоровье, наше настроение, наше счастье, да и вся наша жизнь, в какой-то степени в наших руках. Ведь от того, какой образ жизни мы с вами ведём, какие ценностные приоритеты имеем в жизни, зависит наше будущее. Кроме этого в настоящий момент большую роль играет ваше отношение к учёбе, ведь если вы с желанием и интересом приходите в школу, ответственно выполняете все задания, то в итоге получаете знания, которые понадобятся в дальнейшей жизни .

Именно этой теме – теме учебы и учебной мотивации будет посвящен наш классный час. Как вы думаете, почему я выбрала эту тему в нашем классе?

Наша сегодняшняя работа будет включать в себя не просто диалог и размышления, но и вашу активную деятельность. У вас на столах лежат карточки, которые вы в процессе работы будете заполнять. Прошу отнестись к этому ответственно. Мы будем отмечать моменты, обратив внимание на которые, Ваша успеваемость может повыситься. Не случайно говорят, что цели, которые не зафиксированы на бумаге остаются простыми желаниями.

Хотелось бы, чтобы заголовок моей презентации, заставил вас двигаться вперед после нашего разговора. (Слайд 1)

Выступление Виолетты

Итак, как мы видим, несмотря на то, что не за горами 9-й класс и государственная итоговая аттестация, ваши средние оценки снизились. Постараемся выяснить, с чем же это связано.

Причины на самом деле могут быть разные, но мы сегодня с вами остановимся на следующей: снижение вашей успеваемости может быть связано со снижением уровня вашей школьной мотивации.

Мотивация – это внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определённым образом. То есть, мотивация – это система мотивов.

Соответственно, учебная мотивация , это система ваших мотивов, которые побуждают вас учиться.

Какие же мотивы учения существуют? (слайд 12 )

в мотивационной сфере учебных мотивов выделяют внутренние и внешние мотивы. Давайте попробуем разобраться, в чём их отличия. Какие есть предположения по этому поводу у вас?

Внешние мотивы – это мотивы, которые не связаны с содержанием и процессом учебной деятельности, а связаны с конечным результатом. Внешние мотивы – это страх перед наказаниями, материальные поощрения, признания со стороны взрослых, социально желательное поведение (этого от тебя ждут, например родители), желание избежать критики и т.д.

Внутренние мотивы учения – это мотивы, связанные именно с самим процессом познания. Удовлетворение приносит не результат, а сам процесс, содержание учебной деятельности. Внутренние мотивы – это стремление к познанию, приобретению новых знаний, интерес к устройству мира, стремление развиваться самосовершенствоваться, раскрыть свои

способности, стремление к самореализации. Другими словами, это деятельность ради удовольствия от этой деятельности.

Давайте научимся разграничивать внешние и внутренние мотивы и подумаем, какие из них наиболее важны. Мне понадобятся два помощника – первый будет читать мотив учения на карточке, а второй прикрепляет их в соответствующую колонку на доске. Обратите внимание, что есть мотивы с двояким смыслом, на них мы остановимся поподробнее. Работаем по цепочке. (смотреть список мотивов)

А теперь такой вам вопрос: «Посмотрите на список внешних мотивов учения, скажите, пожалуйста, они являются активаторами учения, активируют ли они вас на учёбу? (ответы детей)

Эксперименты показали, что когда испытуемым начинали платить за работу над интересными головоломками, они теряют интерес к ним. Вероятно, существует внутренняя, изнутри идущая потребность испытывать чувство

личной независимости и автономности. А уж в вашем возрасте это особенно остро проявляется.

Таким образом, если внешние мотивы это больше контролеры, то можем ли мы назвать внутренние мотивы движущей силой?

Развитие внутренней мотивации учения – это движение вверх. (слайд 13) Обратите внимание, что все перечисленное зависит от самого ученика! Опять подтверждаем фразу – все в твоих руках!

Теперь давайте попробуем разобраться всё-таки с вашими мотивами. Ради чего вы учитесь, что побуждает вас учиться? Заполняем первую строчку карточки. Можете выбрать мотив с доски, если он вам созвучен. Можете написать свой.

1й вопрос карточки: Мне надо хорошо учиться, чтобы….

Для того, чтобы активизировать, усилить вашу учебную мотивацию, выведена специальная формула, которая так и называется формула силы учебной мотивации. Выглядит она так: ( Слайд 14 )

Формула мотивации

М = (ЗР + РР + ОР) / 3 * АР * ОС

Значимость работы (ЗР) . На сколько ваша работа важна, что произойдет, если ее сделать или не делать.

Разнообразие работы (РР) . Сколько разных операций деятельности в вашей работе.

Отождествляемость работы с конкретным результатом (ОР) . Виден ли конкретный результат в вашей работе.

Автономность работы (АР) . Насколько вы предоставлены сами себе в своей работе, если над вами контроль.

Обратная связь (ОС) . Насколько другим нравится ваша работа, это может быть не обязательно похвала, но и критика.

Каждый показатель оценивается от 1 до 10. Максимальный размер мотивации – 1000, т.е., когда все показатели десятки (10 + 10 + 10)/3 * 10 * 10.

Например (слайд 15)

Значимость работы – 8. Я учусь для себя в первую очередь, хочу поступить и иметь хорошую профессию

Разнообразие работы – 5. В принципе работа по ведению блога не такая разнообразная. читать, писать , учить, какой-то материал, пересказать его своими словами.

Отождествляемость работы с конкретным результатом ,виден ли конкретный результат в работе. Нет , не виден , стал скатываться и учиться хуже – 3

Автономность работы – 10. Учитель проверяет мои работы, родители каждый день смотрят выполнение д.з

Обратная связь – 2. Пока родители и учителя, да и я сам не довольны моей работой.

И так получилось: (8 + 5 + 3)/3 * 10 * 2 = 106,6

Учитывая, что максимальный бал 1000, чтобы улучить результат, мне надо повышать такие показатели как отождествляемость работы с конкретным результатом, т.е., понять к чему я иду, а также повысить обратную связь

Подвести детей к выводу: чем выше составляющие данной формулы, тем выше сила мотивации.

Заполняем вторую строчку нашей карточки

Я смогу достичь успехов в учебе, если…..(здесь нужно опереться на те цифры, которые занижены по формуле мотивации)

А мне хочется еще раз показать вам наглядно необходимость получения знаний на всех этапах обучения. Сделаем это на примере строительства дома

С чего начинается постройка дома?

Фундамент– знания получаемые в начальной школе

Стены – укрепление и получение новых знаний в среднем звене

Крыша –знания получаемые в высшем учебном заведении.

Возможно сразу установить крышу или стены? Прочно будет держаться крыша, если в стенах или фундаменте будут дыры? Так же и с нашими знаниями , пробелы в знаниях не дадут прочную основу для дальнейшего обучения.

Также как и при строительстве дома могут возникнуть мешающие моменты, так и в учебе – что-то нас постоянно отвлекает, мешает.Что вас может отвлекать?(ответы)

Давайте заполним третью строчку на вашей карточке.

3й вопрос на карточке – Мне может помешать учиться хорошо…..

Таким образом каждый раз открывая страницы социальных сетей вместо уроков – вспомните, что у вас это записано как отвлекающий момент и сначала сделайте уроки.

Итак, ваши карточки заполнены. Надеюсь, вы увидели, в чем состоят Ваши трудности. Поэтому само собой разумеется, последний этап нашего классного часа, который можно назвать Полезные советы . Здесь у нас была проведена некоторая предварительная подготовка.

Советы для учебы (слайд 17 )

Секреты хорошей учебы.

Учеба - это труд. Для кого-то он легче, для кого-то сложнее. Но у каждого есть свои секреты хорошей учебы. Что же помогает вам легче осваивать учебный материал, получать хорошие оценки? Поделитесь своими секретами.

Выступления Багрова Д, Щербакова Н, Бердникова Д.

Подведём итог.

Прислушайтесь к словам выдающегося человека современности академика Дмитрия Лихачёва, который предлагает своеобразную программу для успешной учёбы.

 “ Самое благоприятное время для учения – юность. Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к изучению языков, к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому…”.

 “ Умейте не терять время, не заполняйте разум мутными потоками глупой и бесцельной “информации”. Берегите себя для учения, для приобретения новых знаний и навыков”.

 “ Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…”.

 “ Читайте стоящие книги, а не просто чтиво”.

 “ Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость”.

• Готовьтесь ко всем предметам. Почувствуйте, насколько комфортно и спокойно будет вам на уроках. Оцените это.

• Постарайтесь не списывать. Списанное - это чужие знания, не твои, ты их "украл". Это интеллектуальное "воровство".

Учитесь любить учиться

И помните…..( слайд 21 )

Но не только советы от учеников мы подготовили для вас. Лала в течение недели проводила Опрос некоторых учителей нашего класса. Они дали взгляд со стороны- а что же вам мешает и что необходимо сделать для улучшения ситуации.

Советы от учителей класса

Заключ стих (слайд 22)

Кто воздвигнет тебя к небесам?

Кто низвергнет тебя с высоты?

Где куются ключи в твоей горькой судьбе?

Лишь в тебе!

Чем расплатишься ты за проигранный бой?

Упражнение – рефлексия .( слайд 23) На столах у каждого три картинки: мясорубка, раскрытый чемодан и мусорная корзина. Классный руководитель предлагает оценить по следующим критериям

- если информация никак не пригодится и не стоила, чтобы ей уделяли время, то учащиеся выбирают картинку с мусорной корзиной

- Если, информация не до конца осознана и требует переработки, то выбирается картинка с мясорубкой.

- если информация ценная и обязательно пригодится для саморазвития и самосовершенствования, то выбирается картинка с чемоданом.

Ребята, я думаю, что каждый из нас уяснил для себя, что такое мотивация, какие учебные мотивы характерны именно для меня самого, а самое главное – чего не хватает в моей формуле силы мотивации для того, чтобы она была выше. А может быть, кто-то убедился в том, что с его учебной мотивацией всё в порядке. Но я хочу напомнить: совершенству нет предела, всегда есть к чему стремиться, тем более что скоро нас ожидает государственная итоговая аттестация. Всем спасибо за активную работу на классном часе.

1. Сулейманов Альберт Вернатович - выпускник 1987 года. В настоящее время работает ведущим инспектором отдела инкассации Сберегательного банка России.

2. Скоросова Светлана Александровна - выпускник 1991 года. В настоящее время работает заместителем директора по воспитательной работе в нашей школе.

Иногда кажется, что успешная жизнь - это жизнь трудная и доступная только избранным волевым людям. Это не так. Жизнь может быть и легкой, и успешной одновременно. Вы можете уверенно стремиться к своим целям, каждый день получая то, что вы хотите и при этом радоваться жизни. Каждый новый день дарит вам новые открытия и достижения, и приближает вас к вашей заветной цели. Вы полны сил и энергии каждый день. У вас богатые и далекие планы, вам много чего хочется сделать, и вы точно знаете, что все это возможно. Именно таким можно представить портрет Успешного человека. И такой образ жизни может стать вашим.

Как вы думаете, что же такое "Успех", "Успешный человек"?

(обучающиеся высказывают свои мнения)

Слайд 2 Успех - удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. В современном толковании успешным считается человек, достигший высокого положения в социальных структурах или определенного финансового достатка.

Хочу обратиться к статистике, заодно узнать и ваше мнение по поводу ситуации в России. Сейчас проведём анкетирование, в результате которого вы можете сравнить своё мнение с мнением опрошенных россиян.

Слайд3 ВОПРОС № 1. Как Вам кажется, сегодня среди россиян больше тех, кто стремится, или тех, кто не стремится к успеху в жизни?

(обучающиеся рассуждают по данному вопросу)

Ведущий: посмотрим, как ответили опрошенные россияне Слайд 4

1. Тех, кто стремиться к успеху 57 %;

2. Тех, кто не стремиться к успеху 22 %;

3. Затрудняются ответить 21%

Слайд 5 ВОПРОС № 2. Одни считают, что успех - это скорее результат усилий человека. Другие считают, что успех - это скорее результат стечения обстоятельств, удачи. Какое мнение - первое или второе - Вам ближе?

(обучающиеся рассуждают по данному вопросу)

Ведущий: посмотрим, как ответили опрошенные россияне Слайд 6

Первое 53%; 2.Второе 32%; 3. Затрудняются ответить 15%

Слайд 7 ВОПРОС № 3. Как Вы думаете, что сегодня в России чаще всего мешает людям добиваться успеха?

(обучающиеся рассуждают по данному вопросу)

Ведущий: посмотрим, как ответили опрошенные россияне Слайд 8

Ведущий: Несмотря на эти фактор, многие люди и компании добиваются больших успехов. Можно привести много примеров, но не хватит и дня, чтобы только перечислить фамилии этих людей и названия компаний. Поэтому мы хотели бы познакомить вас с алгоритмами успешности наиболее ярких людей и компаний.

Слайд 10,11,12 (Обучающиеся выступают с докладами. Приложение 1)

Ведущий: мы сейчас вспомнили об успешных людях и компаниях мирового масштаба, но ведь и в нашем маленьком городе есть успешные люди. Сейчас вместе с вами мы вспомним о некоторых из них.

(ведущий обращает внимание на портреты известных в городе людей.

Сегодня к нам пришли выпускники нашей школы, которые тоже добились определённых успехов в своей жизни. Сейчас мы узнаем их путь к успеху. предоставляем слово выпускникам нашей школы..

(Перед обучающимися выступили Сулейманов Альберт Вернатович и Скоросова Светлана Александровна). Слайд 13, 14

Ведущий: Спасибо вам за формулы успеха. Обратите внимание на то, что в любой области человек может добиться успехов. Будь это медицина, культура, образование, строительство и т.д. существуют люди, которые добиваются успехов в своей профессии. Вы сейчас сидите и думаете: "Хорошо взрослым рассуждать об успехах. Они уже работают, поэтому и добиваются успехов. А что можем сделать мы, ученики школы?"

(ведущий обращается к обучающимся)

А я вам отвечу. Ваша работа - это учёба, в чём вы тоже можете добиться успехов. Хорошая оценка по одному предмету - это первая ступень по лестнице "успеха", хорошие оценки за семестр - это вторая ступень к успеху, победы на олимпиадах, конкурсах - это следующая ступень к успеху. Получение аттестата особого образца или аттестата с хорошими оценками - это уже успех. Сдача выпускных экзаменов на высокие баллы - это тоже успех, потому что от этого зависит, будете вы получать среднее специальное образование или высшее. А это в свою очередь влияет на успешность карьерного роста. Достигнув успеха сегодня в учёбе, завтра вы достигните успеха в жизни

Первым помощником в достижении успеха на сегодняшний день является учитель, который помогает вам приобрести знания в той или иной области, готовит вас к выступлению на конкурсах и олимпиадах, консультирует вас к экзаменам, даёт советы в трудную для вас минуту.

Если бы не было учителя,
То и не было б, наверное
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
Без его сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Поэтому нам очень дорого
Имя нашего учителя.

Ведущий: Каждый из вас хотя бы на одну минуту, один день, один месяц или может быть на всю жизнь станет учителем. Я говорю сейчас не о профессии учителя. В недалёком будущем у вас родятся дети и вы будете учить их держать правильно ложку, застёгивать пуговицу или шнуровать ботинки. В эти моменты вы для них будете выступать в роли учителя. Девочки, умеющие шить, вязать или вышивать могут научить этому свою подругу, для которой вы тоже на этот момент станете учителем. Кем бы вы не стали, чем бы вы не занимались всегда рядом с вами будет шагать профессия "учитель"

Успех человека зависит не только от учителя. Самое важное для достижения успеха - это ваша личность. Потому что успешный человек научится зарабатывать деньги, создаст связи и обеспечит себе все необходимое. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы достигнуть успеха?

(обучающиеся размышляют и дают свои ответы, ведущий на доске таблички, на которых указаны качества человека: трудолюбие, инициативность, решительность, целеустремлённость, ответственность, самовоспитание, уверенность)

Если вам показалось: проигран бой, -
Значит, так оно, в общем, и есть.
Если кто не уверен в самом себе,
Синяков ему не перечесть.
Если вам показалось, что навсегда
Вы потеряны и для всех, -
Значит, так и будет. Ведь в нас самих
Заключается наш УСПЕХ.
Если вам показалось, что вам - дано,
Вы должны быть уверены в том,
Обязательно надо поверить в себя,
И успех придет потом.
Может вам не придется вступать в борьбу,
В поединок с судьбой - никогда,
Но упрямый чудак на вопрос: "Я смогу?"
Отвечает уверенно: "Да!"

Вы должны поставить перед собой цель и уверенно идти к этой цели, а для этого составить свой алгоритм успеха.

Слайд 15 Я вам предлагаю алгоритм успеха, который поможет вам достичь каких - то результатов:

1. Четко определите, что Вам нужно.

2. Составьте программу действий.

3. Отмечайте происходящие изменения

4. Будьте гибкими

Слайд 16 В том случае, когда человек ставит чётко определённые цели, намечает пути их достижения и контролирует результаты, он имеет дело с программой самовоспитания. Известный всеми вами писатель Л.Н.Толстого в 16 лет составил свою программу самообразования, которая состояла из трёх разделов:

1. Выработка качеств ума, необходимые культурному человеку.

2. Выработка качеств души, чтобы служить людям с пользой.

3. Избавление от недостатков, чтобы уважать себя.

Результаты анкетирования, которое мы провели на прошлой неделе показали, что многим просто необходимо составить свою программу действий и начать движение по "лестнице успеха":

Обучающимся 11 класса хочу предложить памятки "Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ".

Не стой, не жди, иди вперед, успех манит судьба завет

У нас с тобой единый путь с него так просто не свернуть

Устал идти, не стой вперед, нет времени успех нас ждет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час-тренинг позволяет подросткам разобраться в их идеальном "Я".

Классный час-тренинг

Что мне мешает учиться?

(с элементами рефлексии)

Разработала: педагог-психолог Леонтьева Ю.А.

Что мне мешает учиться? (с элементами рефлексии)

Цель: формирование положительной мотивации к учению у учащихся; помочь учащимся разобраться в истинных мотивах учения.

Оборудование: ватман или листы А-4, маркеры, фломастеры на парту или на всех учащихся; компьютер.

Ход мероприятия.

В начале работы давайте разделимся на две команды, каждая команда получает ватман и фломастеры. Ваша задача нарисовать ученика и дать ему имя. Это может быть мальчик или девочка, на ваш выбор, как вы решите.

Каждая команда работает самостоятельно. Я предлагаю сделать следующий порядок: сначала каждый обдумает, чего же он хочет достичь, что так важно для него лично. Затем каждая команда обсудит полученные результаты, и наиболее общие положительные моменты впишите внутрь вашей девочки или мальчика.

Учитель: А теперь давайте подумаем, что может ему помешать добиться этих самых благородных целей, что может встать на пути?

Мы с вами назвали всё, к чему стремится наш ученик, что может встать на его пути, то есть помешать ему. Хорошо, а что же в силах сделать сам ученик? Попробуйте ответить на вопрос, что может сделать наш Тарас, чтобы стать лучше?

Хорошо, а что насчет взаимоуважения? Важно оно в учении, в жизни? Какую роль оно вообще играет в жизни?

Ответы учеников.

Учитель. Давайте смоделируем ситуацию. Тарасу очень хочется узнать свои оценки, например, по физике, а в это время выходит к доске решать задачу другой ученик, скажем Семён, а ему нужно обязательно ответить, иначе плакала хорошая оценка за четверть. Но Тарасу же нужно узнать свои оценки, что он не обращает внимания ни на кого и ни на что. Вопрос: скажите, что в это время почувствуют все участники данной ситуации? (Семён – обиду, гнев, ведь ему так и не удалось ответить, хотя он готовился и дома тренировался решать эту задачу, Тарас тоже своей цели не достиг, поскольку своим поведением оскорбил, обидел учителя, который планировал урок по-другому. В итоге надулись все). А как можно было избежать подобной ситуации? А просто подумать, а потом сделать, нужно было подойти после урока и решить свой вопрос в индивидуальном порядке, так как всего класса он не касается.

Учитель: Всем нам так хочется, чтоб у нас было и образование, и уважали-то нас, но сами мы порой забываем уважать других, а в жизни, как известно, как аукнется, так и откликнется.

Из всего вышесказанного и вышепоказанного давайте сделаем с вами выводы:

Выводы делаются учениками. Учитель лишь помогает, направляет мысль учеников.

Чтобы достичь каких-либо результатов нужно:

1. Ставить правильные цели и добиваться их.

2. Уважать друг друга и учителей в частности, тем самым давая возможность себе и другим учиться.

3. Учиться в полную силу.

4. Рационально распределять свое время.

5. Расставлять приоритеты.

Читайте также: