Школьная медиация в россии статистика

Обновлено: 07.07.2024

Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ "о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес поправки о расширении применения и пояснении видов примирительных процедур, изменения напрямую внесены в Закон "О статусе судейв Российской Федерации", закон "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Арбитражный процессуальный Кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Кодекс Административного судопроизводства РФ, закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации") и закон "Об исполниельном производстве".

При таком расширениии сфер и возможностей применения примирительных процедур, к которым относится медиация, как это повлияет на популяризацию медиации у граждан и бизнеса?

Как это сможет изменить ситуацию с узнаваемостью и применимостью медиации, как посреднической услуги, которая длится с 2011 года, с момента выхода закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации")?

И мое мнение - фактически, в глобальном масштабе- никак! Скорее наоборот. Таймер к забвению - включен! Все будет исключительно на результатах усилий энтузиастов и тех, кто этим (медиацией) занимается профессионально. Но и они начинают испытывать разочарование, так как сил уходит много, а результатов - мало.

Анализируя развитие применения медиации, я на практике, изначально столкнулся с тем, что пропагандировать и рекламировать медиацию с эффективным результатом - невозможно!

И главная причина малоэффективности - сам ЗАКОН о медиации и его содержание, точнее принципы медиации!

Мало кто задумался о таком несоответствии, как потребности рынка посреднических услуг (медиация) и сами принципы медиации, которые противоречат друг другу.

Законы рекламы рынка услуг требуют "горячих" и громких дел, а принцип медиации - соблюдение конфиденциальности! И на деле выходит, что сохраняя "тайну" содержания процедуры и информации, которую медиатор узнал, использовать ее никак нельзя! Закон о медиации и ее принципы - не позволяют! Да и согласие на оглашение мало кто даст из участников. Ведь именно по причине сохранения конфиденциальности к медиатору и идут или соглашаются с медиатором попробовать этот неведомый продукт - медиацию . А что такое репутация - это отзывы и результаты! А кто будет давать рекомендации по итогу, ведь с целью сохранения таинства все и проводилось. Вот и выходит, максимум, что является гарантией качества - личная узнаваемость медиатора или центра, да "сарафанное радио". НО к сожалению, "сарафанным радио" можно только спровоцировать скупку гречки и соли, но не популяризацию медиации в масштабе страны.

И в итоге выходит, что вся популяризация ограничивается самопрезентацией медиаторов, обсуждением перспектив на семинарах, конференциях, форумах, да редкими обзорными статьями репортеров, которые не вникают глубоко в суть вопроса и содержания медиации. А пишут потому, что есть какие то изменения - значит надо осветить, быть в тренде.

Принимая во внимание тот фактор, что мало кто, а практически никто, из медиаторов не владеет инструментами маркетинга и пиара, ведь этому не учат, путь развития применимости и популяризации медиации - как плать по течению времени. А среди рекламщиков полное непонимание чего от низ хотят, и как эту медиацию пиарить, так как им содердание медиации непонятно и соответственно они специфику не могут сформировать рекламной кампании.

Повезет - признают, не признают - не повезло.

В противоположность этому, на первый план выходят судебные примирители при судах, результаты работы которых будут отражаться на сайтах соответствующих судов. Не все соглашения будут отражаться по содержанию, но факт заключения в рамках судебного дела - обязательно. И если на сайте суда, то уж и стороны будут указаны - это точно! Таким образом, статистика итогов судебного примирения сформируется сама по себе. Значит примирителям будет почет и уважение, а медиаторам - забвение и небытие.

И в этой ситуации возникает резонный вопрос со стороны потребителя услуги - А зачем мне медиатор, если мы прийдем в суд и либо примиримся там, либо получим решение суда на принудительное исполнение?

Перспектива развития медиации многообразием вариантов не отличается, в отличие от развития судебного примирения.

За период с 2011 года по 2019 год, медиации было обучено примерно 5 000 чел (статистика субьективна, так как нет единого реестра), а сам факт того, что по данным Верховного суда РФ с момента вступления ФЗ-197 в силу (25.10.2019года) более 1 000 судей в отставке подали заявления о внесении в списки судебных примирителей не говорит, а кричит о многом!

На обучение медиаторов набираются группы по 12 - 16 человек, с требованием качественной индивидуальной подготовки, то примирители будут работать по Регламенту Верховного суда "О судебном примирении". Если бы за месяц 1 000 человек извъявили желание стать медиаторами, а в идеале хотя бы 1000 - в полгода, то это в корне могло изменить ситуацию с медиацией, а на деле, на ум приходит фраза - "Это Россия!". Потому, что на медиатора нужно учиться, и за свои деньги, в редких случаях, за счет работодателя или гранта, а судебным примирителям учиться не надо - руководствуйся Регламентом на основе своего опыта судьи!

И останется медиаторам, работающим на личном энтузиазме, малобюджетные сферы применения - образование, школьная медиация, семейные споры.

Бизнес - идет в арбитраж! Гражданско/правовые споры - в федеральный суд, а там как раз и судебные примирители, в меню перечня услуг имеются! Круг замкнулся.

Кроме того, в чем будет смысл господдержки развития медиации (которой кроме малочисленных грантов и нету!), если теперь есть профессиональный корпус судебных примирителей?

Смысла господдержки как не было, кроме высказываний с трибун и интервью, так и не будет.

Но, прогнозируя уже недалекое будущее, напрашивается вывод, что близко тот момент, когда встанет и вопрос целесообразности выделения грантов на медиацию, так как финансирование судебных примирителей будет из бюджета, а результаты по сравнению с медацией будут явно несоотносимы и в пользу примирителей!

Да, сейчас новая волна, тренд слов "примирительные процедуры", но это же временно, и интерес к этому как и ажиотаж - угаснут. А ведь кто-то надеется на улучшение ситуации с медиацией, а кто-то из простых граждан на реальную помощь от профессионалов, которые им известны, и потому не востребованы .

Жаль, хорошее, перспективное и нужное дело сводится "к нулю", потому как медиатор- переводчик эмоций и ожиданий в конфликте интересов простого человека.


Что такое медиация? Что за новое явление, которое хотят внедрить в российских школах? Кто такие психологи-медиаторы?

"Вместо возрождения воспитательной работы в школе готовится судебно-правовая реформа, в ходе которой учителя будут окончательно отстранены от возможности формировать нормальные, дружные, нравственно-ориентированные отношения, как в отдельных классах, так и в школьных коллективах в целом. Вместо этого отношения между учениками, а также детско-родительские отношения будут регулировать детские психологи-медиаторы, которые должны выстроить свою работу, как систему взаимодействия не только с органами опеки, но и с другими организациями по защите прав и интересов детей. Это и комиссия по делам несовершеннолетних, но и всевозможные общественные фонды, ассоциации и другие сомнительные гранто-получатели. Опять мы видим те же ювенальные технологии: выделение прав детей, как особо значимых в противовес правам взрослых, родителей и педагогов. И полное отсутствие каких-либо обязанностей со стороны детей по выполнению дисциплинарных и этических норм поведения.

И это не случайно. Создающиеся конфликтные комиссии служб медиации заточены именно для умножения и размножения деструктивных отношений, как в детской среде, так и в среде взрослых. История такова: сначала нам доказывали необходимость изгнания всякого воспитания из стен школы, потому как советское. Потом спровоцировали хаос отношений, т.к. правил поведения учеников и их обязанностей в уставах школ нет. А затем развернули широкомасштабную ювенальную борьбу за права неуправляемых детей и подростков. Как в русской народной сказке: лиса съела тайком курочку, а теперь давайте мне за курочку – девочку.

Однажды мы это все остановили и не позволили ювенальной юстиции состояться в России через создание ювенальных судов. И вот теперь она, с помощью внутренних врагов страны и народа решила самореализоваться через школьные службы медиации. А это вопрос уже национальной безопасности. Это свидетельствует о том, что кощеево жало ювенальной юстиции живет в недрах государственной власти. Ведь не сами собой организуется в школах служба медиации. Их кто-то продвигает, обеспечивает деньгами, инструкциями, литературой, активистами-агитаторами. То есть, среди чиновников министерства образования есть ярые адепты ювенальной юстиции. И нам необходимо провести серьезное политическое расследование этой психолого-педагогической диверсии. Для чего насаждаются конфликтные комиссии и службы медиации в школах? Нужны имена всех адептов ювенальной юстиции, как в министерстве образования, так и в других министерствах и ведомствах."

Считаю доклад Н.Г.Храмовой очень интересным и хорошо раскрывающим коварство новой задумки адептов ювенальной юстиции. Поэтому привожу его почти полностью.

А вот как рассматривает медиацию в школах Высшая школа экономики:
"Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80 - 90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия "ребенок-семья-школа (образовательная организация)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом."
http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407
Уже по одному этому признаку "наших либеральных друзей" можно быть уверенным, что медиация в школах - это очередная диверсия против страны.

На первый взгляд, все логично. Но под благовидной формулировкой скрывается коварная подмена понятий. Разрушают взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик. Дети будут бояться своих же одноклассников, их научат "стукачеству" и доносительству. О какой дисциплине в классе можно тогда говорить, когда ученик-хулиган станет жаловаться медиатору на учителя. Авторитет учителя будет разрушен окончательно. Да и на родителей найдется управа. Ведь часто в таких случаях подключают органы опеки, которые будут контролировать семью, выявят, соблюдают ли родители права своих собственных детей в семье. Медиаторы смогут за закрытыми дверями влиять на еще не окрепшие детские души, получать информацию о родителях, семье и передавать ее потом в службу опеки. Нам это надо. Спросите себя, хотели бы вы ходить в школу, которая погрязла в постоянных конфликтах и их решениях. Которая занимается не нравственным воспитанием, а полицейским урегулированием жизни в школе. Как-будто в детях нет уже больше человеческого, а только звериное. Кто вырастет из этих детей?

Медиация 2021: развитие в России и применение по отраслям права

Для того, чтобы разобраться в актуальности медиации для России сегодня, стоит определить понятие медиации. Легальное определение медиации имеется в статье 2 Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 года:

Аналогичная норма содержится и в Гражданском процессуальном кодексе РФ в ст. 135.6.

Медиация – это внесудебный способ разрешения спора между спорящими сторонами в области гражданских споров.

В России наблюдается небольшой рост популярности медиативных услуг за последние пять лет, однако спрос на данные процедуры все-таки весьма низкий.

  • высокая стоимость услуг профессиональных медиаторов;
  • процессуальная пассивность сторон при разрешении гражданских споров, нежелание нести дополнительные финансовые затраты;
  • отсутствие стремления у судебных представителей к примирению сторон, поскольку это существенно снижает размер оплаты их услуг;

Были отмечены и иные причины, однако экономические являются основными. Можно добавить еще и причину социально-культурную – отсутствие традиции ведения досудебных переговоров на легальном уровне.

Пожалуй, вышеуказанный факт имеет наибольший вес в силу следующего – для недобросовестных граждан и предпринимателей разрешение спора в досудебном порядке является скорее легальной отсрочкой исполнения своих обязательств перед контрагентами, чем реальным способом разрешения спора.

Данный пробел в законодательстве, отсутствие регулирования ответственности неисполнения медиативного соглашения, никак не разрешен.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


ШЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНИ БЮДЖЕТАН ЮКЪАРАДЕШАРАН УЧРЕЖДЕНИ

ШЕЛКОВСКИ МУНИЦИПАЛЬНИ К I ОШТАН НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКАН

366118, ЧР, Шелковской муниципальный район, с. Воскресеновское, ул. Школьная, 15,

о деятельности службы школьной медиации

за 2020-2021 учебный год

http://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/gcoko/gcp/SiteAssets/%D1%81%D0%BF5.jpg

2020-2021 учебный год

В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:

Ø формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Задачи:

Ø способствовать разрешению разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;

Ø обеспечить формирование и обучение групп обучающихся процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников;

Ø школьной службе медиации взаимодействовать с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП;

Ø транслировать опыт работы через стенд ШСМ, газету, сайт школы.

Деятельность Службы школьной медиации основана на следующих принципах:

Ø Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Ø Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

Ø Принцип равенства сторон, означающий, что каждый из участников имеет равное право быть выслушанным, принимать участие в принятии решения. Медиатор уделяет каждому участнику равное количество времени и внимания. Медиатор не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником.

Ø Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Информацию о случаях конфликтных ситуаций ШСМ получает от учащихся и педагогов. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. Служба имеет право пользоваться услугами социального педагога и представителем родительской общественности. Координатор ШСМ организует деятельность службы, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями, привлекает учащихся; в сложных случаях проводит восстановительные программы; сопровождает учащихся в разрешении конфликтных ситуаций; проводит общий анализ деятельности; организует и проводит профилактические и поддерживающие мероприятия для участников ШСМ.

В течение учебного года в школьную службу медиации по поводу конфликтных ситуаций или споров обращений не поступало. Все конфликтные и спорные ситуации были рассмотрены и решены в рамках консультаций и бесед.

Количество проведенных примирительных программ:

Обращения

2020-2021

Общее количество рассмотренных случаев

Иные случаи (указать какие)

Отказы в прохождении медиации (указать в связи с чем)

Количество сводок дежурной службы (травмы, драки)

Из них: рассмотрено службой медиации

Количество общественно-опасных деяний, совершенных н/л

Из них: рассмотрено службой медиации

Количество преступлений, совершенных н/л (конфликтные ситуации)

Из них: рассмотрено службой медиации

Количество телесных повреждений (драк) н/л по внутришкольному контролю

Все ученики школы с 1 по 11 класс знают о том, что в школе существует служба медиации и в неё можно обратиться при необходимости. О работе школьной службы примирения ребята узнали от медиаторов на общешкольной линейке, на классных часах, а так – же при индивидуальных собеседованиях. Среди учащихся проведены беседы с целью просветительской работы о деятельности Школьной службы медиации, разъяснены цели, задачи, формы и перспективы ШСМ.

Родители учащихся с 1 по 11 класс информированы о работе службы медиации на общешкольном родительском собрании, состоявшемся в сентябре 2020 года (онлайн), а так же на классных родительских собраниях в течение учебного года. Информация о работе школьной службы медиации размещена на сайте школы.

В 2020 – 2021 учебном году продолжалась работа по дополнению и систематизации нормативно-правовой базы, включающей документы, которые регламентируют деятельность школьных служб медиации. С использованием технологии восстановительной медиации в образовательном процессе, с перспективами развития и деятельности Школьной службы медиации были ознакомлены педагоги школы на совещании при директоре.

В течение учебного года на сайте школы и на информационном стенде обновлялась и дополнялась информация о деятельности Школьной службы медиации для всех участников образовательного процесса.

1. Социальным педагогом проведены консультации и индивидуальные встречи, содействующие устранению причин появления конфликтов и противоправного поведения школьников;

2. Классными руководителями и членами ШСП организована профилактическая деятельность среди обучающихся начальной, средней и старшей школы. Проведены классные часы:

В процессе организации деятельности школьной службы медиации были выявлены следующие проблемы:

Ø Не все специалисты и обучающиеся, входящие в состав школьной службы медиации проходили специальное обучения по медиативной работе, что затрудняет качественную деятельность в данном направлении;

Ø Сложности в определении случаев, которые могут относиться к работе службы медиации, так как, на наш взгляд, данная служба в ряде случаев дублирует работу специалистов социально-психологической службы школы.

В 2021-2022 учебном году планируется:

- провести анкетирование среди учащихся с целью выявления случаев жестокого обращения;

- координатору ШСМ проводить занятия с юными медиаторами не реже 1 раза в четверть;

- школьной службе медиации взаимодействовать с органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования, КДН и ЗП.

- транслировать опыт работы через стенд ШСМ, сайт школы.

Определены цели и задачи на 2021-2022 учебный год:

Цели:

Ø распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных

форм разрешения споров и конфликтов;

Ø помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

Задачи:

Ø проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и

криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

Ø обучение учащихся и других участников образовательного процесса

цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

Ø организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.


Что такое медиация? Что за новое явление, которое хотят внедрить в российских школах? Кто такие психологи-медиаторы?

"Вместо возрождения воспитательной работы в школе готовится судебно-правовая реформа, в ходе которой учителя будут окончательно отстранены от возможности формировать нормальные, дружные, нравственно-ориентированные отношения, как в отдельных классах, так и в школьных коллективах в целом. Вместо этого отношения между учениками, а также детско-родительские отношения будут регулировать детские психологи-медиаторы, которые должны выстроить свою работу, как систему взаимодействия не только с органами опеки, но и с другими организациями по защите прав и интересов детей. Это и комиссия по делам несовершеннолетних, но и всевозможные общественные фонды, ассоциации и другие сомнительные гранто-получатели. Опять мы видим те же ювенальные технологии: выделение прав детей, как особо значимых в противовес правам взрослых, родителей и педагогов. И полное отсутствие каких-либо обязанностей со стороны детей по выполнению дисциплинарных и этических норм поведения.

И это не случайно. Создающиеся конфликтные комиссии служб медиации заточены именно для умножения и размножения деструктивных отношений, как в детской среде, так и в среде взрослых. История такова: сначала нам доказывали необходимость изгнания всякого воспитания из стен школы, потому как советское. Потом спровоцировали хаос отношений, т.к. правил поведения учеников и их обязанностей в уставах школ нет. А затем развернули широкомасштабную ювенальную борьбу за права неуправляемых детей и подростков. Как в русской народной сказке: лиса съела тайком курочку, а теперь давайте мне за курочку – девочку.

Однажды мы это все остановили и не позволили ювенальной юстиции состояться в России через создание ювенальных судов. И вот теперь она, с помощью внутренних врагов страны и народа решила самореализоваться через школьные службы медиации. А это вопрос уже национальной безопасности. Это свидетельствует о том, что кощеево жало ювенальной юстиции живет в недрах государственной власти. Ведь не сами собой организуется в школах служба медиации. Их кто-то продвигает, обеспечивает деньгами, инструкциями, литературой, активистами-агитаторами. То есть, среди чиновников министерства образования есть ярые адепты ювенальной юстиции. И нам необходимо провести серьезное политическое расследование этой психолого-педагогической диверсии. Для чего насаждаются конфликтные комиссии и службы медиации в школах? Нужны имена всех адептов ювенальной юстиции, как в министерстве образования, так и в других министерствах и ведомствах."

Считаю доклад Н.Г.Храмовой очень интересным и хорошо раскрывающим коварство новой задумки адептов ювенальной юстиции. Поэтому привожу его почти полностью.

А вот как рассматривает медиацию в школах Высшая школа экономики:
"Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80 - 90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия "ребенок-семья-школа (образовательная организация)". Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом."
http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407
Уже по одному этому признаку "наших либеральных друзей" можно быть уверенным, что медиация в школах - это очередная диверсия против страны.

На первый взгляд, все логично. Но под благовидной формулировкой скрывается коварная подмена понятий. Разрушают взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик, родитель-ученик. Дети будут бояться своих же одноклассников, их научат "стукачеству" и доносительству. О какой дисциплине в классе можно тогда говорить, когда ученик-хулиган станет жаловаться медиатору на учителя. Авторитет учителя будет разрушен окончательно. Да и на родителей найдется управа. Ведь часто в таких случаях подключают органы опеки, которые будут контролировать семью, выявят, соблюдают ли родители права своих собственных детей в семье. Медиаторы смогут за закрытыми дверями влиять на еще не окрепшие детские души, получать информацию о родителях, семье и передавать ее потом в службу опеки. Нам это надо. Спросите себя, хотели бы вы ходить в школу, которая погрязла в постоянных конфликтах и их решениях. Которая занимается не нравственным воспитанием, а полицейским урегулированием жизни в школе. Как-будто в детях нет уже больше человеческого, а только звериное. Кто вырастет из этих детей?

Читайте также: