Школьная медиация плюсы и минусы

Обновлено: 02.07.2024

Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Школьная медиация

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

Понятия медиации

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Плюсы и минусы медиативного процесса

Умение находить компромисс - это крайне полезный навык, являющийся залогом прочных деловых или семейных отношений. Но, к сожалению, эмоции часто берут верх над здравым смыслом и могут плохо повлиять на дальнейшее развитие событий. И если бизнес-партнеры (или другие заинтересованные стороны) хотят сохранить существующие связи, а также укрепить базу для дальнейшего сотрудничества, тогда им стоит подумать о юридической помощи в разрешении возникшего конфликта. Подобную помощь может оказать профессиональный медиатор, который знаком со всеми тонкостями переговорного процесса.

В чем преимущества медиации?

Для начала отметим, что в отличие от привычного судебного разбирательства, в процессе которого суду нужно найти виновного и установить степень его вины и ответственности, медиация способствует примирению оппонентов за счет достижения взаимовыгодного соглашения. А теперь перечислим главные плюсы медиации, которых довольно много в соотношении к минусам:

  • Участие на добровольной основе. На любом этапе переговоров (при участии медиатора) одна из сторон конфликта вправе стать инициатором прекращения дальнейшего диалога.
  • Конфиденциальность переговоров. Гласность судебного разбирательства может повлиять на инвестиционную привлекательность компании или навредить репутации, а в медиативном процессе всё происходит за закрытыми дверями. Более того, участникам переговоров (в т.ч. медиатору) запрещено разглашать полученную информацию и каким-либо образом использовать её (например, в суде).
  • Поиск компромиссного решения. Действия медиатора зависят от конкретной ситуации, но в конечном итоге принятое решение (т.е. медиативное соглашение) должно устраивать всех участников диалога.
  • Быстрое разрешение конфликта. Согласно Закону о медиации, срок медиации не может превышать: в рамках судебного разбирательства - 60 дней; в порядке досудебного урегулирования спора - 180 дней. Тем не менее, подавляющее большинство конфликтов удается решить во время единственной встречи, а в более сложных спорах может понадобиться 2 или 3 встречи.
  • Доступная стоимость услуги. Как известно, госпошлина за рассмотрение дела в суде может обойтись в копеечку, но услуги медиатора стоят намного дешевле (стоимость зависит только от сложности спора).

Какие недостатки у медиации?

Если рассматривать минусы медиации, то их всего два, причем один из них довольно размытый. Дело в том, что иногда сложно найти профессионального медиатора, который способен установить конструктивные отношения между всеми участниками медиативного процесса. Если компромисс не найден, то получается зря потраченное время, которое могло быть использовано на обращение в суд. Второй и последний минус медиации - это риск неисполнения обязательств, содержащихся в медиативном соглашении. В данном случае клиентам придется прибегнуть к традиционному способу разрешения конфликтных ситуаций (т.е. обратиться в суд).

Итак, теперь Вы знаете все плюсы и минусы медиации, а значит, сможете выбрать наиболее подходящий формат решения возникшей проблемы: конструктивный диалог при участии медиатора или судебное разбирательство.

Выбранная мною тема актуальна в настоящее время, тем более, что работа в школе предполагает решение конфликтных ситуаций. Учитель в повседневной работе встречается с разными проблемами, одна из них – это частые ссоры детей, а так же различные конфликты, возникающие между учениками и учителями, родителями и учителями. Не обходится и без конфликтов происходящих внутри коллектива учителей.

Сегодня, когда практически каждый знает свои права, но почему то не всегда свои обязанности, можно часто наблюдать, как конфликтующие стороны не договариваются мирно, а пытаются решить свои проблемы с помощью судебных процессов, что в свою очередь не всегда быстро и дёшево. Более того, после вынесения судебного решения часто стороны остаются не довольны результатом, да и чувствуют эмоциональное напряжение между друг другом.

Процедура школьной медиации – своеобразная превентивная мера. Конфликты бывают разные и не всегда можно использовать медиацию в качестве их решения, но если есть шанс добровольно по обоюдному желанию договориться, попросить прощения или излить друг другу душу, а так же сэкономить время, деньги и нервы, то медиация является хорошим способом сделать это.

В связи с новым подходом к разрешению конфликтов у меня родились следующие строки:

Когда на свете нет добра,

Когда душа оголена,

Ты к медиатору пойди

Ему всю правду расскажи!

Твои проблемы он поймёт,

Тебя от гнева уведёт,

Он примирит вас на раз два

Такая служба нам нужна.

Уж если ты попал в тупик,

И кризис выхода возник,

Ты сядь за стол поговорить,

И всё удастся нам решить.

Зачем же в суд тогда идти?

Ты в медиацию приди!

Без публики, без нарочитых фраз

Она поможет вам на раз.

Медиация в ОО: преимущества и недостатки .

Хотелось бы начать своё рассуждение с того, что процедура медиации в школе является новой и интересной формой работы с учениками и, вообще, школьным коллективом. Поначалу, услышав о данной процедуре, я относился к ней с некой долей скептицизма, хотя, если честно, то и сейчас я ощущаю небольшую неуверенность в успехе данного проекта.

Всё-таки хотелось бы разобраться в полезности данной процедуры и понять, нужны ли школы примирения в образовательных организациях.

Как известно, медиация – это процесс добровольный, и не каждый человек может решиться на такой шаг, как примирение. Тем более, если администрация школы не очень верит в успех данного предприятия, а дети подавно относятся к этому процессу не серьёзно. На мой взгляд, ученики, находящиеся в конфликтной ситуации могут сами найти решение данной проблемы, если у них есть желание. Так же степень конфликта очень важна. К примеру, если один из учеников обзывает другого на перемене и происходит небольшая потасовка, то вряд ли можно говорить о медиации. В данном случае ребята могут помириться и сами без использования услуг медиаторов. Если же конфликт серьёзный, предполагает материальный ущерб или был нанесён физический вред здоровью, то тогда уместно говорить о данной процедуре. Никто не любит, когда сор выносится из избы, поэтому администрация школы не очень радуется, когда какой-либо конфликт между учениками и их родителями перерастает во что-то большее, например судебное разбирательство или заявление в полицию. Всегда эту проблему пытались решить полюбовно, без привлечения других сторон. Использование медиации в таких случаях может иметь позитивный эффект, так как конфликт можно будет решить в стенах школы, не вынося ничего за стены родного образовательного учреждения. Да и время, потраченное на разбирательства можно сократить. Медиация – бесплатная процедура в школе, а судебное разбирательство иногда требует адвоката, услуги которого нужно оплачивать. Это ещё один плюс данной процедуры. Кстати говоря, мобильность при решении конфликта с помощью медиации – это немаловажный фактор. Согласен, что принцип конфиденциальности играет большую роль в разрешении конфликтов, особенно в школе, так как ни один родитель или даже ученик не захочет быть посмешищем или предметом всеобщего внимания. Говоря о личности медиатора нужно сразу подчеркнуть, что он должен быть нейтрален, беспристрастен, серьёзен, а так же должен уважать мнения обеих сторон. Медиатор – это посредник, который помогает мирно разрешить конфликт. Очень важно, что бы в качестве медиаторов выступали дети, имеющие уважение среди сверстников, были ответственными и коммуникативными. Они так же должны пройти специальное обучение. Очень трудно доверить свои проблемы или рассказывать о конфликте тому человеку, в котором не уверен, а тем более, если он твой одноклассник, например. Психологическое напряжение так же не облегчает положения.

Ещё одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Кстати говоря, стороны могут отказаться от участия в примирении в любой момент.

Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Это верно и для школы, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре. А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом медиации.

Процесс медиации является так же профилактическим способом решения конфликтов.

Хоть процесс медиации предполагает серьёзный подход к делу, на мой взгляд, ученики буду воспринимать эту деятельность как игру. Социальные роли медиатора, конфликтующих сторон будут восприниматься ими со скепсисом. Хотя, есть и плюс: любая социальная игра помогает развиваться личностно, почувствовать себя на месте того или иного человека.

В процессе медиации медиатор должен настроить конфликтующие стороны на то, чтобы они :

  1. проявляли готовность к разрешению спорных вопросов;
  2. давали необходимую информацию для разрешения конфликта;
  3. не тормозились на начальных позициях, были гибкими;
  4. уважительно относились друг к другу;
  5. стремились к реалистичному, выполнимому соглашению;

На основе выше изложенного нужно сказать, что медиатор является ключевой фигурой в процессе медиации. А возможно ли подготовить такого медиатора в школе? Получится ли у детей соблюдать все принципы медиации? Ведь далеко не всем взрослым удаётся хранить секреты. И будет ли сохраняться интерес для выполнения данной работы у детей-медиаторов?

Ещё одним плюсом медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию, выяснили истинные причины конфликта и подписали соглашение, проблема разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной, он решает или ему общаться с другой стороной или нет.

В школе часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны администрации не часто эффективны, если нужно разрешить межличностный конфликт между учениками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно ученикам. Большинство учеников хотя получить 2 результата: первое – чтобы их перестали унижать, второе – чтобы перед ними извинились.

В медиации делается акцент на принятии ответственности перед личностью, а не перед властями, и касается воспитания, а не наказания.

Действительно, процесс медиации может благотворно влиять на личность учеников, на их взаимоотношения, даже на их воспитание. Применяя данную процедуру в школе, можно попытаться изменить человеческую натуру, не прибегая, при этом, к административным наказаниям.

Что же касается недостатков данной процедуры, то можно выделить некоторые из них:

  1. Эффективность процедуры медиации зависит от того готовы ли стороны пойти на сближение, разговор, компромисс.
  2. В нашей стране данная процедура является молодой и поэтому нне все граждане ей доверяют и относятся с серьёзностью;
  3. результат медиации во многом зависит от личности медиатора(посредника).
  4. Если в конфликте задействовано много сторон , то процедура медиации усложняется.

Программа школьной медиации будет иметь успех если:

1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;

2)один или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;

3)администрация школы будет поддерживать эту программу;

4)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;

5)ученики-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;

В заключение хотелось бы добавить, что в нашей образовательной организации ещё пока не открыта школа примирения, и процедура медиации не реализуется. Трудно судить о преимуществах и недостатках медиации в школе, не зная, что это на практике.

С уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем вреда.


Этот способ разрешения споров успешно применяется как в межгосударственных отношениях, так и в улаживании конфликтов между семьями.

Об этом широко распространенном в мире инструменте - беседа с Фозилжоном ОТАХОНОВЫМ, председателем Международного коммерческого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Узбекистана, доцентом, к.ю.н.

- Что это за механизм и где он применяется?

- В течение многих веков медиация успешно применялась в межгосударственных отношениях, в улаживании конфликтов между семьями, соседями, политическими партиями и другими общественными группами. В наше время значимость медиации также велика. Она применяется не только в семейных и трудовых конфликтах, но и в имущественных спорах любого уровня.

Медиация - это процедура урегулирования спора путем вступления сторон в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица – медиатора (посредника), с целью достижения взаимопонимания и составления соглашения, разрешающего спорную ситуацию.

- Какова мировая практика ее применения?

- Как средство улаживания споров медиация признана в статье 33 Устава ООН.

Медиация весьма эффективна при разрешении гражданско-правовых споров. Особенно развиты примирительные процедуры в англосаксонской системе права, в странах континентальной Европы. В рамках Европейского сообщества в последнее десятилетие наблюдается тенденция обращения к медиации как одной из возможности обеспечения защиты прав, свобод и интересов участников общественных отношений. В частности, в 2002 г. Европейской комиссией была разработана Зеленая книга по вопросам альтернативного разрешения споров в гражданском и коммерческом праве. Сегодня медиация распространена в США, Новой Зеландии, Канаде, Австралии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Бельгии, Австрии и Германии.

Вот некоторые цифры ее результативности. В США 95% дел, прошедших эту процедуру, не доходят до суда. В Германии более 90% переговоров заканчиваются мировым соглашением, в частности в Земле Нижняя Саксония - 97%. В Великобритании 90-95 % споров разрешаются еще до судебного разбирательства. Европейский показатель результативности медиации – 40-80%.

В этих странах утвердилось мнение, что медиация является одним из способов, обеспечивающих доступ к правосудию. В современном мире суды перегружены делами, поэтому общество ищет другие методы разрешения споров. К ним относятся, в частности третейские суды, коммерческий арбитраж. Обычно государственные суды содействуют развитию этих методов, ведь они снижают нагрузку госсудов, следовательно, создают условия для более эффективного осуществления правосудия.

- Каковы основополагающие принципы медиации?

- Добровольность. В отличие от судебной тяжбы, спорящие стороны в процесс медиации вступают добровольно, а медиатор – выбирается ими. Все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и каждая из них в любой момент может прекратить переговоры.

Равноправие. Ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора, который сохраняет беспристрастное отношение к каждой стороне и обеспечивает им равные права в переговорах. Если медиатор чувствует, что ему трудно сохранить нейтральность, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность. Все, о чем говорится в процессе медиации, остается внутри него. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения.


- Какие преимущества у медиации перед госсудом или третейским разбирательством?

- Основное отличие - это то, что посредник сам по себе не принимает никакого решения в отношении существа спора. Все решения принимаются только сторонами и только на основе взаимного согласия. В суде же спор властно оканчивается путем вынесения судьей обязательного для сторон решения, которое может быть принудительно исполнено.

Посредничество же гибкий процесс – стороны могут по своему усмотрению урегулировать его, им предоставлена свобода обсуждения проблемы. К тому же и сам медиатор помогает найти вариант разрешения спора.

Судебное решение не всегда приводит к желаемому сторонами результату. Как минимум одна сторона может остаться недовольной исходом дела. Это обстоятельство вызывает уклонение от не только добровольного, но и принудительного исполнения. В ходе медиации все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно берут на себя обязанность выполнять принятые ими решения.

Среди неоспоримых преимуществ посредничества - это сохранение нормальных, дружественных отношений между сторонами. Наиболее эффективна медиация при разрешении проблем, связанных с разделом собственности, разрешении споров между супругами, родителями и детьми, в трудовых спорах.

- А какова роль медиатора?

- Около 25 лет назад в мире стала постепенно формироваться новая профессия – медиатор. Он не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон. Его задача - обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на приемлемых для всех условиях. Для этого важен опыт посредника.

Медиатор делает все возможное, чтобы позиция, интересы, пожелания, потребности сторон были высказаны, затем – услышаны и, наконец, поняты всеми участниками. Только после этого с участием медиатора отрабатываются аргументы и вырабатывается совместное решение. Этот процесс позволяет преодолеть конфликт и сопровождающие его негативные эмоции, а также способствует достижению в дальнейшем новых соглашений на основе доверия.

- Существуют ли и каковы основные проблемы применения медиации?

- Эксперты выделяют следующие проблемы применения медиации. Это истечение срока давности при обращении к медиатору. К минусам можно отнести отсутствие возможности исполнить достигнутое сторонами соглашения. Сложности также возникают при обеспечении конфиденциальности, то есть исполнение медиатором обязанности ее сохранения, его права скрывать информацию, в том числе от компетентных органов.

- Каковы тенденции и перспективы развития этого метода в Узбекистане?


- Этот инструмент не такой уж новый для нашей страны. Медиация в той или иной форме издавна применялась и на территории современного Узбекистана. Сейчас примирительные процедуры широко используется органами самоуправления граждан (махаллями) при разрешении разных споров, возникающих между соседями, в семьях.

Применение медиации совпадает и с задачами, указанными в Концепции по реализации приоритетных направлений реформ в сфере реформирования и дальнейшей либерализации судебно-правовой системы. В этом документе ставится задача пересмотра отношения к предпринимательству, бизнесу и частному сектору путем усиления защиты их интересов, создания для них благоприятного правового поля, системы льгот и гарантий. В этой перспективе медиацию можно рассматривать как действенный элемент правового поля для субъектов предпринимательства в урегулировании некоторых категорий споров в упрощенном порядке.

Наше законодательство предоставляет возможность сторонам использовать досудебные способы разрешения споров. В гражданском и хозяйственном судопроизводстве стороны могут завершить судебный процесс в любое время и на любой инстанции, заключив мировое соглашение. Чтобы его достигнуть, стороны могут обратиться к медиации.

Для формирования правовых основ медиации в национальной правовой системе целесообразно принять специальный закон о ней, а также внести изменения в Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Узбекистан. Уверен, что это получит широкую поддержку среди правоведов и предпринимателей, других слоев общества.

Читайте также: