Школьная и семейная медиация

Обновлено: 05.07.2024

Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Медиации характерны определённые условия и правила ведения, очерёдность действий и фаз, а также медиация основывается на следующих принципах:

  • добровольность,
  • конфиденциальность,
  • взаимоуважение,
  • равноправие сторон,
  • нейтральность и беспристрастность медиатора,
  • прозрачность процедуры.

Области применения медиации

  • Меж- и внутрикорпоративные споры;
  • Споры в банковской и страховой сфере;
  • Сопровождение проектов, реализация которых затрагивает интересы многих сторон;
  • Конфликты на работе;
  • Семейные споры;
  • Споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • Медиация в образовании;
  • Межкультурные конфликты, и многое другое.

Школьная медиация (или медиация в школе)

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Школьная медиация

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и не только.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация решает ряд важных психологических, юридических вопросов.

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

Понятия медиации

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Кто такой медиатор?

Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 апреля 2020 года N ДГ-375/07

В соответствии с пунктом 13 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, до 2025 года, утвержденного Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав 25 сентября 2019 г. (далее - поручение), Минпросвещения России подготовлены и согласованы с Минюстом России методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Минпросвещения России направляет данные методические рекомендации для использования в работе.

Одновременно информируем, что в соответствии с поручением, а также с учетом дальнейшего развития сети служб медиации (примирения), указанные методические рекомендации будут актуализированы в 2022 году.

Приложение

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Общие положения

Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать для формирования медиативных и восстановительных практик в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, а также организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные методические рекомендации разработаны для использования в деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организациями, заинтересованными во внедрении медиативной и восстановительной практик в работу с несовершеннолетними и их семьями.

восстановительное правосудие - новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;

восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба;

медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;

медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций. Часто встречающиеся такие реакции в конфликте как: коммуникативное давление (оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание и иные), отвержение (травля, изгнание из класса, отчисление из образовательной организации) и наказание или угроза наказанием - деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков.

Для решения указанных проблемных ситуаций рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики, которые не являются психологическими, педагогическими, юридическими или правозащитными.

Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. В медиативных и восстановительных практиках могут участвовать все участники образовательных отношений.

В настоящих методических рекомендациях предлагаются две модели реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций: медиативная и восстановительная, которые направлены на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество, взаимопонимание. Процедуры реализации медиативной и восстановительной моделей предполагают участие независимого третьего лица, задача которого состоит в организации конструктивного диалога.

Указанным моделям в настоящих методических рекомендациях соответствуют два типа служб, которые могут быть созданы в образовательных организациях:

1) медиативной модели - службы школьной медиации;

2) восстановительной модели - школьные службы примирения;

3) ситуации, в которых рекомендуется использовать медиативные и восстановительные практики;

4) конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений;

5) совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;

6) сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;

7) ситуации с причинением вреда, квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;

8) конфликты между родителями и детьми, влияющие на образовательный процесс.

2. Функционирование и развитие служб медиации в образовательных организациях

В целях реализации медиативного подхода рекомендуется создавать Службы школьной медиации (далее - СШМ), объединяющие различных участников образовательных отношений (сотрудников образовательной организации или организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) и иных), направленные на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.

СШМ рекомендуется создавать приказом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях организации работы СШМ утверждается:

1) положение о СШМ, которое согласовывается с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей - если таковые имеются);

2) план работы СШМ;

3) журнал учета обращений в СШМ.

Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу координатора СШМ, одного или нескольких специалистов СШМ, а также обучающихся из "групп равных". "Группы равных" - это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в "группе равных" - это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и программам (например: "Программа воспитания и социализации обучающихся").

Специалистом СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и родитель (законный представитель) обучающегося. Для них рекомендуется повышение квалификации по программе "Школьный медиатор" 72 академических часа. Рекомендуются следующие базовые темы программы:

- способы разрешения конфликтов и споров;

- стратегии поведения в конфликте;

- восприятие и коммуникация;

- принципы и понятийный аппарат медиативного подхода;

- ценности и понятийный аппарат восстановительного подхода;

- техники и инструменты, используемые в работе СШМ (техники и инструменты, используемые в медиации, медиативная беседа, восстановительная беседа, круги сообществ, семейная конференция).

Специалист СШМ образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи техник и инструментов, используемых в работе СШМ. Одновременно специалист СШМ проводит обучение в "группах равных" и занимается информационно-просветительской деятельностью со всеми участниками образовательных отношений (в рамках внеурочной деятельности, на классных часах, родительских собраниях, коллегиальных совещаниях).

Координатором СШМ может стать сотрудник образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который прошел обучение и является специалистом СШМ. Рекомендуется проводить ежегодную ротацию роли координатора СШМ между специалистами СШМ. Координатор СШМ осуществляет координацию действий по плану работы СШМ в образовательной организации и организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1) принятие участниками образовательных отношений позиции активного участия и соизмеримости с собственными возможностями вклада по отношению к развитию благоприятной среды для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

2) создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);

3) развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим.

1) формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений, готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СШМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между участниками образовательных отношений;

2) информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений;

3) снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;

4) содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;

5) координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни обучающегося;

6) повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательных отношений;

7) интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений.

Деятельность СШМ осуществляется с учетом:

- добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его разрешении при содействии специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных". Допускается направление сторон(-ы) конфликта и их законных(-ого) представителей(-я) на предварительную встречу со специалистом СШМ, после которой стороны(-а) могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники(-к) конфликта могут прекратить свое участие, если посчитают(-ет), что продолжение участия в этих встречах нецелесообразно;

- конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом(-ми) СШМ и/или обучающимся(-имися) из "группы равных". Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;

- нейтрального отношения СШМ ко всем участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае понимания специалистом(-ми) и/или обучающимся(-имися) невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он(-и) должен(-ы) отказаться от продолжения встречи или передать ее другому специалисту(-ам) СШМ и/или обучающемуся(-имся) из "группы равных";

- равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;

- взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая специалиста(-ов) СШМ и/или обучающегося(-ихся) из "группы равных";

- ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта, пониманию последствий принятого решения и его исполнению.

(Рекомендуемые техники и инструменты, используемые в работе СШМ, приведены в приложении к методическим рекомендациям по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (стр.19).

В школе каждый педагог или классный руководитель часто имеет дело с конфликтами (с назревающими или со свершившимся фактом). Медиация является наиболее эффективным способом разрешения конфликтов в школьной среде.

2.Преимущества медиативных технологий.

Применение медиативных технологий имеет ряд преимуществ.

Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).

Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).

Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры).

Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).

Медиация признает, что стороны скорее всего будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.

Медиация защищает от клеймения и отвержения, сохраняет конфиденциальность общения.

3. Рекомендации педагогам, использующим медиативные техники. Позиция медиатора.

Чтобы беседа прошла эффективно и не было угрозы нового конфликта в процессе договоренностей, важно в процессе беседы быть максимально непредвзятым и беспристрастным (не выражать своих чувств и эмоций, не высказывать своих соображений по поводу произошедшего), а также:

не судить конфликтующих

не делать заключений

не давать оценок

не представлять сторонам проекты решения

не принимать никакого решения, которое затрагивало бы по существу разрешаемую проблему

Не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон участников конфликта, сохраняйте беспристрастность и независимость

Контролируйте процесс, но не придерживайтесь точки зрения ни одной из сторон-участников конфликта

4.Семейная конференция как форма восстановительной медиации

Цель семейной медиации – создание условий для мирного урегулирования семейных споров и детско-родительских конфликтов с удовлетворением интересов конфликтующих сторон на условиях, выработанных самими сторонами.

Одним из инструментов медиатора является семейная конференция (семейная восстановительная встреча) - программа, способствующая активизации ресурсов семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу из кризисной ситуации.

Семейная конференция проводится тогда, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка (конфликтные внутрисемейные отношения, угроза лишения родительских прав и др.). На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие значимые для семьи, конкретно для ребенка люди. Для участия в семейной конференции могут быть приглашены также специалисты (психологи, представители полиции или КДНиЗП). Они могут принимать участие в разговоре на определенных этапах конференции, но все же суть семейной конференции заключается в передаче ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации именно семье.

Семейная конференция состоит из трех этапов

• обмен информацией, где координатор приветствует и представляет всех участников, создает доброжелательную атмосферу, говорит о проблемной ситуации, напоминает о правилах и этапах, рассказывает о возможностях специалистов (которые могут выдвинуть минимальные требования к плану);

• частное время семьи, когда специалисты и координатор удаляются и семья составляет согласованный план выхода из проблемной ситуации, а также отвечает на вопросы по реализации плана: кто и что будет делать для его выполнения, когда, каким образом и кем его выполнение будет оценено, что нужно делать в случае, если план не будет выполнен. Для семьи важно обсудить это самостоятельно, поскольку ответственность за проблему и ее решение должна нести именно семья; члены семьи могут в своем кругу говорить свободнее, особенно о предметах и темах, которые они не хотели бы выносить вовне; отвести обсуждению столько времени, сколько необходимо;

• принятие плана. План выносится на обсуждение с участием специалистов и координатора, которые могут попросить прояснить его пункты. План семьи принимается, если только не будет доказано, что он представляет угрозу безопасности детей или юридически неправомерен, или не отвечает минимальным требованиям. Затем обсуждается, каким образом будет оцениваться успешность реализации плана и кто будет проводить эту оценку.

Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты в составлении плана не участвуют. Специалисты могут высказать свою озабоченность сложившейся ситуацией и предложить профессиональные услуги: рассказать, какую помощь они готовы оказать семье. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план (реабилитационную программу) составляли другие люди (специалисты). Семья имеет право на безоговорочное одобрение плана со стороны специалистов, если он безопасен и не противоречит закону.

В процессе семейной конференции медиатор создает условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации. Важнейшим результатом семейной конференции является принятие плана исправления ситуации, который вырабатывается самими участниками, а социальное сопровождение осуществляет их ближайшее окружение и значимые люди.

Применение семейной конференции позволяет взрослым подобрать наиболее подходящие действия, чтобы обеспечить защиту и надлежащую заботу о ребенке, преодолеть жизненные трудности путем взаимодействия окружением, способствует сплочению семьи и активизации ее потенциала.

Семейную конференцию используют с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Программы восстановительного разрешения конфликтов строятся на организации переговоров таким образом, чтобы помочь членам семьи определить круг проблем, осознать конфликтную ситуацию, ее последствия и найти пути выхода из нее. Несомненным достоинством программ восстановительного разрешения конфликтов является то, что ответственность за разрешение проблемы и контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.

В основе семейной групповой конференции лежат основополагающие принципы и ценности, такие как:

- уважение к тому, что все люди разные;

- доступность и открытость информации;

- выражение мнения без осуждения;

- стремление к единодушию и согласованности мнений;

- ясность минимальных требований для всех членов семьи (то есть требований специалистов, которые необходимо учесть при обсуждении решения);

- желание преодолеть кризис;

- максимальные возможности для самостоятельности в принятии решения;

- вовлеченность членов семьи в планирование и проведение встречи;

- возможность семьи внести свой вклад в дальнейшее развитие семейных групповых конференций (например, высказать свое мнение о качестве проведенной встречи).

Таким образом, общая идея семейных групповых конференций состоит в том, чтобы включить семейные собрания в принятие решений, касающихся жизни ребенка или подростка, столкнувшихся с трудными ситуациями. Родственникам должно быть предоставлено больше свободы во взаимодействии с семьей и больше ответственности за помощь семье в поиске правильных решений проблем, чего обычно не бывает, когда центры социального обеспечения детей отвечают за процесс принятия решения. Идея этого процесса заключается в понимании того, что семья имеет больше доступных ресурсов, чем мы думаем, для обеспечения защиты ребенка и его здоровья, его социального благосостояния, процветания и развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другими словами, только СГК может запустить использование семейных ресурсов и помощи изнутри самой семьи.

Проблемы, которые выносятся на семейную конференцию:

Ситуация агрессии и насилия над ребенком;

Правонарушение, совершенное ребенком вне семьи;

Кражи внутри семьи

Проблемы с учебой ребенка (плохая успеваемость, пропуски,отказ ходить в школу и.др)

Конфликтные семейные отношения, негативно сказывающиеся на ребенке

Угроза лишения родительских прав

Правила семейных конференций

Фокус на поиске решения центрального вопроса;

Фокус в будущее

Ясность изложения информации;

Право каждого на высказывание;

Уважение к различным точкам зрения.

Выступления специалистов

Сильные стороны семьи;

Структура плана семьи

Конретные действия семьи для решения проблемы;

Кто и что будет делать для его выполнения;

Когда,каким образом и кем его выполнение будет оценено;

Что нужно делать в случае,если план не будет выполнен.

Критерии принятия плана семьи специалистами

1) Выбраны действия;

2) Определены ответственные;

3)Определены и сроки выполнения;

4)План семьи отражает интересы ребенка

Вова учится в 4 классе. Живет с мамой, отчимом и старшим братом. В текущем учебном году он стал часто пропускать занятия без уважительных причин, успеваемость понизилась. Вова стал вести себя очень агрессивно. Несколько раз убегал из дома.


Данная статья посвящена выявлению преимуществ медиации для разрешения семейных конфликтов, касающихся интересов детей. Ниже приведены обоснования необходимости популяризации процедуры медиации в разрешении семейный споров, касающихся споров по вопросам детей. Высказано ряд предположений о возможном направлении развития исследования по данной теме.

Ключевые слова: медиация, семейная медиация, семейные споры, семейные конфликты.

Медиация — процесс, посредником которого является нейтральное третье лицо при разрешении конфликта между двумя и более противоборствующими сторонами.

Медиация положила свое начало во второй половине XX века. Прежде всего, ее развитие зародилось в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, а затем уже она медленно стала распространяться и по Европе [3].

Семейная медиация является одной из самых распространенных сфер, где чаще всего возникают разногласия между людьми. Семейные конфликты отличаются тем, что приносят душевные страдания и боль. Эмоции мешают людям сосредоточиться и решить, что же делать дальше. Семейная медиация учитывает высокую эмоциональность семейных конфликтов и очень эффективна в различных запутанных жизненных ситуациях.

Так с помощью семейной медиации можно разрешать большинство конфликтов, возникающих в семейных отношениях, как например:

− споры между родителями и детьми;

− споры между супругами;

− споры между близкими родственниками [5].

Медиация, в отличие от консультации психолога, более предметно-ориентирована, т. к. в медиации рассматриваются конкретные проблемы и варианты их решения. Задача медиатора состоит не в том, чтобы вынести какое-то решение, наоборот — решение вырабатывается самими участниками конфликта. Медиатор лишь создает возможность для каждой стороны:

− услышать другую сторону, т. е. понять, что именно хочет донести до вас вторая сторона,

− выразить свои чувства,

− выявить истинные интересы каждой из сторон,

восстановить и укрепить связи между конфликтующими сторонами.

Семейные конфликты вовлекают в себя не только двух субъектов, к примеру, супругов, но и, в частности, детей.

Когда ребенок живет с родителями, которые очень часто конфликтуют друг с другом, даже если ему никто ничего не говорит, он способен чувствовать напряжение, агрессию и беспокойство, а поэтому неоднократно спрашивает родителей, что не так, сорятся ли они из-за него.

Когда ребенок не понимает, что происходит, то, сказанные слова родителями способны как успокоить его, отодвинув от тяжелых мыслей, так и наоборот, предоставить ребенку новую почву для волнений. Бывает так, что некоторые вещи родителям трудно сказать своему чаду, так как эти слова способны принести ребенку немало страданий, если дело касается расставания родителей, развода, деления имущества, и, главное, перед ребенком может вставать вопрос, с кем бы ему хотелось бы остаться после развода своих матери и отца. Бывают ситуации, когда родителям тяжело говорить о том, что их ребенок был приемным, что, однозначно, сильно ударит по его психике, жизненным ценностям и по вере в свою семью [6].

В таких ситуациях многие взрослые думают, что лучше вообще ничего не говорить ребенку. Но такой образ мыслей создан для того, чтобы защитить взрослых, а не детей. Взрослому очень непросто обратиться к ребенку, зная, что сказанные слова принесут ему боль.

Однако собственные ощущения ребенка будут соответствовать настроению его окружения. Это несогласие, пожалуй, самое худшее, что может произойти с ребенком, особенно до овладения речью. Когда родители ничего не говорят, ребенок испытывает хаос и пустоту, одиночество, но, когда говорят ложь, ребенок организуется вокруг этой лжи и эта ложь будет отрицанием чувств, которые он испытывает. Ребенок до овладения речью не способен критиковать то, что ему сказано. То, что сказано взрослым, — правда.

Проблема в том, что родители часто говорят неправду своим детям, и ребенок порой предпочтет организовать себя, свою жизнь, будет самостоятельно выбирать друзей и знакомых, связать свои ощущения, чтобы найти в них правдивый для себя смысл, чтобы не потерять любовь взрослого.

Самым тяжелым периодом для детей является время фактического расставания, а не развода их родителей. При расставании общение между родителями нарушается, а дети не понимают, что происходит. Они испуганы и растеряны, подавлены. Маленькие дети часто думают, что один из родителей ушел из дома по их вине. Исследования показывают, что больше половины детей, чьи семьи в разводе, не способны видеться с обоими родителями, с которыми они не проживают. Половина детей из распавшихся семей даже не знают, где этот родитель (чаще всего отец) проживает [2].

Дети, пережившие расставание или развод, чаще, чем дети из полных семей испытывают проблемы со здоровьем (и нуждаются в дополнительной помощи в школе, у них мало друзей, заниженная самооценка, проблемы с учебой, чаще социофобы.

Дети полны сочувствия. Развод родителей приносит много страданий детям и им с этим надо жить.

Цель семейной медиации при расставании пары — помочь им сохранить свои родительские обязанности. Медиация дает возможность отделить статус мамы или папы от горечи и грусти, которые следуют за потерей статуса жены или мужа [1].

Детское счастье хрупко, дефицит любви на протяжении детских лет не может быть компенсирован в более поздний период. Развод родителей — это одна из самых тяжелых ситуаций для ребенка. Расставание родителей может оставить глубокий след в душе ребенка и негативно повлиять на его будущее.

Важно правильно подготовить ребенка к переменам в его жизни, объяснить, что мама и папа по-прежнему любят своего сыночка/дочечку и всегда будут рядом, даже если не будут больше жить вместе.

Семейная медиация направлена на защиту интересов ребенка, на помощь ему в сложившейся ситуации. Для этого необходима и помощь самих родителей, при условии, что судьба своего собственного ребенка им не безразлична.

В этот период ребенку очень нужна поддержка его окружения. В этих новых условиях он должен чувствовать, что трагедии не произошло, что он не лишился любимых людей.

Не стоит забывать, что супружеские отношения прекращаются, однако родительские отношения продолжаются.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семейная медиация, родитель, конфликт, медиация, овладение речью, половина детей, развод, развод родителей, расставание родителей.

Читайте также: