Школа ведущий экологический фактор

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В этих условиях большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

( Ягодин Г.А.) Экологическое образование – это сложный и длительный социально-педагогический процесс. Он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но и на развитие мышления, эмоций, воли учащихся, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Всё это направлено на формирование социально активной жизненной позиции учащихся – потребности заботливо относиться к окружающей среде.

В любой период истории развития общества образование отвечало на его социальный заказ. ХХΙ век поставил перед школьным образованием задачу – воспитание экологически грамотной личности. 2013 год - Год окружающей среды, объявленный Указом Президента России, все мы должны внести свой вклад в дело сохранения красоты и чистоты родного края.

В нашей школе сложилась определенная система экологического образования. Накоплен положительный опыт работы в результате совместной деятельности педагогов школы, учащихся и их родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы.

Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, и предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защиту и возобновление природных богатств.

Задачи экологического образования школы:

обеспечение взаимосвязи биологии с другими предметами школьного курса, проведение интегрированных уроков;

воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

развитие таланта и способностей как особой ценности;

формирование здорового образа жизни учащихся.

Вовлечение социума к решению экологических проблем;

Формирование гражданской ответственности учащихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.

(модель выпускника) Результат экологического образования и воспитания – воплощение модели выпускника МОУ "Кувшиновкая средняя общеобразовательная школа №2", обладающего экологической культурой.

В нашей школе экологическое образование начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.

(нач. шк). Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранительными мероприятиями.

(5 кл.) В 5 классе на уроках природоведения продолжается закладывание основ экологической культуры подрастающего поколения, приобретается опыт экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде, навыки исследовательской деятельности.

(фрагмент фильма). В старших классах решаются задачи формирования у школьников знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах её устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, о факторах риска разрушения основ жизни в этой среде и биосфере; об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие. Очень важно сформировать систему интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды своей местности, её защите и улучшению

(учителя). Экологическое образование учащихся только тогда может быть высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех учебных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. В рамках каждого учебного предмета рассматривается та экологическая проблема, которая вытекает из содержания данного предмета и его специфики.

На уроках географии Ельчанина Вера Фёдоровна анализирует природные ресурсы различных территорий и пути рационального природопользования.

Учителя химии помогают учащимся узнать о химических составах воды, воздуха, почвы. Раскрывают проблемы загрязнения природы отходами человеческой деятельности. Даётся представление об использовании природных и синтезированных веществ в качестве удобрений и ядохимикатов.

На уроках физики Кустов Александр Владимирович сосредотачивает внимание учащихся на экологически чистых источниках энергии (ветер, солнечное излучение и другое). Особое внимание уделяется защитно-аварийным и очистительным сооружениям.

Учителя литературы учат школьников делать сопоставление и научное описание мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.

В практике экологического образования наши учителя используют широкий диапазон методов и методических приёмов. Особое место имеют проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам обобщить полученные знания, широко применить сведения, приобретённые при изучении других предметов и курсов, и, главное, высказать свою собственную точку зрения и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Учащиеся нашей школы под руководством учителей выполнили более 30 исследовательских и проектных работ, представляя их на различных конференциях и конкурсах. Приведу тематику работ, которые были отмечены дипломами, положительными отзывами, в региональных сборниках:

Я уверена, что выпускники нашей школы, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

Классные руководители нашей школы проводят с учащимися экскурсии по родному краю: Прямухинский парк, выставка плетение из бересты, на страусиную ферму, в музей природы Селигерского края, на Исток Волги. Интересными и познавательными были экскурсии в музей Дарвина и палеонтологический музей в г.Москве. Каждая экскурсия для ребят – это путешествие в страну неизведанного.

Основой проведения экскурсий является целенаправленный показ экскурсионных объектов, которые являются источниками знаний, источниками информации. При показе природных объектов широко используется приём сравнения, который делает впечатления более яркими и конкретными, а восприятие – более точным.

На протяжении нескольких лет для учащихся 5-7 классов на базе школьного оздоровительного лагеря работает летний экологический отряд «Зелёная грядка. Целью, которого является изучение растений, условий произрастания, озеленение территории школы.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ.

В конце учебного года каждый класс совершает туристический поход, который является заключительным итогом всей природоохранной работы за учебный год. Всё это позволяет в комплексе решать многие вопросы учебно-воспитательного процесса, формировать общие интересы. А в итоге каждый ученик этой большой работы является в будущем защитником природы и знает, как это делать. Конечно, большое значение в экологическом образовании и воспитании учащихся играет семья.

Мы прекрасно понимаем, что без родителей решить задачи экологического образования невозможно. От родителей в первую очередь зависит, каким будет их ребёнок. От того, кто и как будет с ребёнком в детстве, в период формирования нравственного поведения, зависит то, как человек будет себя вести в этом огромном социуме, каково будет его поведение, отношение ко всему, что его окружает, какими будут его решения и переживания, кем он ощутит себя в жизни.

Но, к сожалению, формы работы с семьёй не всегда активно включают родителей в эти проблемы. Родители не проявляют интереса, остаются безучастными, и сами, к сожалению, являются отрицательным примером для подражания. Заинтересовать родителей, просветить их, вовлечь в экологическую работу – вот наша задача.

Перспективные планы воспитательной работы, диагностические методики, экскурсии, наблюдения и беседы с родителями. Всё это, на мой взгляд, позволит выйти экологическому образованию и воспитанию на новый качественный уровень, который будет воспитывать у школьников экологические потребности, мотивы, побуждения и привычки, направленные на соблюдение здорового образа жизни, бережное использование и защиту окружающей среды.

Результатами работы по экологическому образованию стали следующие достижения:

В 2009 – 2010 уч.году.

* Наша школа заняла 2 место в областном заочном смотре образовательных учреждений на лучшую постановку работы по дополнительному эколого-биологическому образованию и воспитанию учащихся.

В 2010 -2011 уч.году.

* Победителем регионального заочного конкурса методических материалов по эколого-биологическому образованию для образовательных учреждений Тверской области.

В 2011 – 2012 уч.году

В 2012 - 2013 уч.году

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

* Команда учащихся старших классов заняла 1 место в районном слёте юных экологов.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете. Спасибо за внимание! Сл.28.


Проблемы экологической безопасности социума и личности приобретают все большую значимость на фоне угрожающего развития экологически неблагоприятной обстановки окружающей среды.

Создание условий безопасной экологической среды для школьников является важной составляющей деятельности каждого педагога и образовательного учреждения в целом. Конституционным правом каждого человека является обеспечение экологической безопасности личности и общества, что базируется на формировании и развитии благоприятной экологической среды [3]. Мониторинг в этой области является одним из важнейших способов решения возникшей проблемы. Актуальность этого вопроса в настоящее время подтверждается указом Президента РФ от 10.08.2012 N 1157 "О проведении в РФ года охраны окружающей среды".

Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Современная наука рассматривает проблемы влияния окружающей среды на человека во всем разнообразии сред жизнедеятельности – бытовой, производственной, образовательной и т. д.

В рамках нашего педагогического исследования рассмотрим вопрос о факторах влияния образовательной среды на школьника.

В школьной среде учащиеся проводят большую часть времени, поэтому нельзя не учитывать влияние факторов среды на жизнь и здоровье школьников и педагогов. На образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, поэтому главное требование к экологии образовательной среды – обеспечение сохранения здоровья [4, 5].

Рассматривая экологию образовательной среды можно выделить три составляющих: экология пространства, экология отношений, экология деятельности.

Наше исследование мы посвятили вопросу экологии пространства образовательной среды, что связано с воздействием всей совокупности средовых факторов на учащихся и педагогов.

Экологически безопасная образовательная среда способствует гармонизации процесса взаимодействия личности и окружающего мира природы за счет усиления образовательного влияния на субъектов образования [1].

Экологическая среда обитания школьника зачастую является источником "стрессовых" воздействий. Это, прежде всего, абиотические физические и химические факторы, воздействия физического и химического стрессов. Факторы физического стресса связаны с нарушением светового, шумового, вибрационного режимов, а также, с уровнем электромагнитных и радиоактивных излучений [6].

Превышение допустимых норм воздействия данных факторов вызывает болезненную реакцию, снижает трудоспособность, приводит к нервным, психическим, раковым, сердечно-сосудистым заболеваниям. Рассмотрим подробнее основные факторы, имеющие наибольшее влияние на экологическую составляющую среды образовательного учреждения.

Освещение. Работа в условиях недостаточной освещенности, в полумраке, гораздо вреднее для глаз, чем при смешанном свете. Недостаточное освещение влияет на функционирование зрительного аппарата, на психику человека, его эмоциональное состояние, вызывает усталость центральной нервной системы, возникающей в результате прилагаемых усилий для опознания четких или сомнительных сигналов.

Радиоактивность. Даже слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0,001 градуса Цельсия, нарушает жизнедеятельность клеток. Опасность излучения усугубляется тем, что они не вызывают никаких болевых ощущений. В первую очередь излучение поражает костный мозг, из-за чего нарушается процесс образования крови. Далее наступает поражение клеток пищеварительного тракта, половых клеток и других органов. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражающую гены в хромосомах.

Магнитное и электрическое поле являются достаточно сильными факторами влияния на состояние всех биологических объектов, попадающих в зону их воздействия. Отрицательное воздействие электромагнитных полей на человека прямо пропорционально мощности поля и времени облучения. При облучении человека электромагнитными волнами в тканях его организма происходят сложнейшие физико-биологические процессы, которые могут явиться причиной нарушения нормального функционирования, как отдельных органов, так и организма в целом. Люди, работающие под чрезмерным электромагнитным излучением, обычно быстро утомляются, жалуются на головные боли, общую слабость, боли в области сердца. У них увеличивается потливость, повышается раздражительность, становится тревожным сон. Поведение становится агрессивным, снижается работоспособность и продуктивность.

Шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин – даже во время сна. Сильный стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетом. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года.

Целью проведенного исследования была оценка экологической составляющей среды образовательного учреждения. Исследование было проведено в период магистерской педагогической практики в базовой школе Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Были использованы следующие приборы: индикатор радиоактивности РАДЭКС РД1706, Измеритель параметров электрического и магнитного полей ВЕ-МЕТР-АТ-002, Люксметр ТКА- Люкс, Измеритель шума CENTER 321.

С их помощью проводились измерения в пяти точках школьного пространства:

кабинете ОБЖ, спортзале, рекреации, начальной школе, библиотеке, пришкольной территории.

Оценка уровня ионизирующего излучения производилась по величине мощности амбиентного эквивалента дозы Н*(10) гамма-излучения с учетом рентгеновского излучения и загрязненности объектов источниками бета-частиц.


Экологическая грамотность и ответственное отношение к природе — важные компетенции современного человека. О том, как привить их детям в школе, рассказывает эксперт Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова

Об эксперте: Мария Добрякова, эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

В Шотландии экологическое образование построено на взаимодействии школы как единого коллектива и местного сообщества. Это позволяет ученикам понять тесные взаимосвязи между окружающей средой, обществом, экономикой, вопросами социального неравенства. В образовательном процессе участвуют все учителя и руководители школ, экологическая ответственность поддерживается школьной культурой и физической средой (здание, окружающая территория, правила поведения). Ежедневно часть занятий проходит в непосредственном контакте с природой (outdoor learning).

В провинции Онтарио (Канада) также подчеркивают важность обучения в контакте с природой. Образовательные площадки на природе предусмотрены для решения открытых задач и проектной деятельности. Экологическая тематика включена в школьные предметы: основы бизнеса, искусство, Канада и мир, иностранные языки, компьютерные науки, английский язык и французский языки, физическая культура, математика, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, технологии, профориентация.

В Финляндии нет четких предписаний, как именно школы должны заниматься экологическим образованием, но все образовательные учреждения так или иначе включают в свою программу экологическую тематику. Часто это проектная работа, ориентированная на практические навыки и повседневную ответственность.

В Индии несколько лет назад все школьные учебники для всех уровней обучения были пересмотрены, чтобы включить в них экологическую тематику.

В России включение экологического образования в школьную программу находится в начальной стадии и в большей степени декларативно. Одни эксперты высказываются за отдельный предмет, другие — за бесшовную интеграцию в учебную программу. Практического подхода для формирования экологических установок российская школа не предлагает.


Что такое экологическое образование в школе?

Естественные науки: понимание биологических и физических процессов состояния окружающей среды.

Гуманитарные и социальные науки:

  • культурные традиции;
  • сущность человека (человек — часть природы, но в отличие от других живых организмов способен прогнозировать будущее и принимать ответственные рациональные решения);
  • конфликт интересов по поводу природных ресурсов;
  • конфликт между экономической выгодой в краткосрочной перспективе и экологическим балансом в долгосрочной;
  • моральный выбор: что правильно и что неправильно (что хорошо, что плохо) в кратко- и долгосрочной перспективе;
  • эстетическое понимание красоты природы и биологического разнообразия, не только утилитарное понимание возможностей использования природных ресурсов.

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  1. развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

Читайте также: