Школа вчера сегодня завтра родительское собрание

Обновлено: 05.07.2024

Цель: познакомиться с историей, традициями и современным состоянием семейного чтения.

Формировать культуру чтения как основу семейных традиций.

Изучать семейные традиции, роль в них семейного чтения.

Расширять свой кругозор в области истории родной страны, народных традиций.

Реализовать личный творческий и интеллектуальный потенциал в сфере семейного чтения.

Как одну из замечательных русских семейных традиций можно назвать проведение семейных литературных вечеров.

Семья собирается в гостиной. Дедушка, бабушка, другие члены семьи: мама, папа, тетя, дядя, дети.

Бабушка играет на фортепиано. Мама исполняет русские романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведет со старшим сыном - студентом научный спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине.

Традиция семейного чтения в дореволюционной России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была самой популярной формой проведения досуга. Очень часто организовывались самые разнообразные литературные вечера в кругу семьи.

Именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития. На протяжении всей истории России книги шли рука об руку с людьми, а культура чтения в первую очередь формировалась в семейной среде.

Сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы. Они вполне могут служить фактом становления традиции семейного чтения.

В Древней Руси долгое время особо почиталось чтение в семейном кругу библейской литературы, литературы о житиях святых и деяниях апостолов. Маленьких детей с самого раннего возраста учили читать Псалтырь, нужна была правильность и беглость чтения.

Для России долгое время отношение к книге было превосходным, читать было престижно. В семьях было принято читать друг другу книги вслух – стихи, прозу и обмениваться мыслями о прочитанном.

Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились ими в детские и юношеские годы.

С 2011 по 2014 год в библиотеке гимназии №1 проводилось исследование с целью изучения отношения младших школьников к чтению, в том числе к выявлению наличия в семьях традиций семейного чтения.

Основной метод исследования – интервью, которое проводилось выборочно с учащимися 1 классов, которые приходили записываться в библиотеку.

Практически все дети - 93% учащихся, у которых сотрудники библиотеки брали интервью, очень хотели бы, чтобы родители читали с ними вместе книги и обсуждали прочитанные произведения.

Именно такой они видят модель счастливой и дружной семьи.

Также в библиотеке гимназии №1 в 2014 году было организовано выборочное анкетирование среди учащихся 1 – 7 классов с целью выяснения, сохранились ли в семьях традиции семейного чтения, каков круг читательских интересов современных школьников.

По результатам данного тестирования можно сделать вывод, что около 83% младших школьников (учащихся 1-4 классов) поддерживают традиции семейного чтения. В этих семьях очень часто проходят совместные чтения книг с последующим обсуждением.

Анкетирование показало, что чтение оказывается самой привлекательной формой организации досуга для 68% гимназистов, лидирующие позиции занимают компьютерные игры, общение в социальных сетях и просмотр телепередач - 93% опрошенных.

В результате опроса можно выделить, что чтение играет важную роль в образе жизни семьи у 61% участвующих в анкетировании гимназистов 1-7 классов, то есть в данных семьях с удовольствием читают не только сами дети, но и их родители, бабушки, дедушки, братья и сестры.

Любопытную информацию удалось получить и о наличии личных домашних библиотек, 93% гимназистов утверждают, что у них имеются дома личные библиотеки.

Домашние книжные собрания продолжают оставаться одним из основных источников получения книг для чтения подрастающего поколения, родителей учащихся, бабушек и дедушек.

Рассматривался в ходе опроса и качественный состав личных библиотек, как долго они формировались и по какому принципу.

Оказалось, что значительный вклад в формирование личной домашней библиотеки внесли бабушки и дедушки опрошенных учеников. Фундамент домашних библиотек закладывался в прошлом веке.

Каков же качественный состав домашних библиотек наших гимназистов?

Это классика отечественной и зарубежной художественной литературы (доступная в советское времена), немногочисленные тогда энциклопедические, справочные и прикладного характера издания.

В настоящее время возможности для создания семейных библиотек кардинально изменились. Издаётся огромное количество названий, типов и видов книжной продукции.

В результате опроса удалось узнать, какие книги приобретают сейчас для пополнения личных домашних библиотек.

В перечне предпочтений лидируют: сказки, классическая литература, книги по школьной программе – 86%, энциклопедии, справочники – 65%.

Отрадно отметить тот факт, что книга является лучшим подарком для 83% опрошенных гимназистов, причем 75% не только любят получать в подарок книги, но и дарят их сами.

Для подарков покупают альбомы, богато иллюстрированные сборники сказок, тома энциклопедий.

В результате анкетирования выяснили также, какая литература является приоритетной для учащихся гимназии №1. Для 89% детей начальной школы это сказочная литература, 62% предпочитают рассказы о природе, любят читать энциклопедии и справочники 34% опрошенных гимназистов, а стихи всего 11%.

У гимназистов 5-7 классов меняется структура предпочтений, здесь большинство выбирает литературу, изучаемую по программе, детективы, современную фантастику, а стихи любят читать только 6% опрошенных.

В ходе опроса удалось узнать, что гимназисты, выбирая для прочтения ту или иную книгу, интересуются мнением своих родителей – 74% учащихся, учителей, родственников и знакомых – 61%, своих одноклассников – 57% опрошенных.

Благодаря проведенному опросу можно сделать вывод, что во многих семьях понимают важность чтения в духовно-нравственном развитии личности и стараются сохранять традиции семейного чтения в своей собственной семье.

Семейное чтение – это обсуждение, беседа о прочитанном, разговор по душам. Чтение в кругу семьи дает возможность поспорить, поплакать или посмеяться вместе, увидеть друг друга по-новому. Это важнейший и наилучший способ общения.

Главная семейная ценность – взаимопонимание. Для сохранения этой ценности огромную роль может сыграть семейное чтение.

Книга вводит ребенка в мир, где добро всегда побеждает зло. Взрослым людям, имеющим жизненный опыт, прочитанная книга служит напоминанием, как следует поступить в тех или иных жизненных ситуациях.

Когда вместе читают мамы и папы, бабушки и дедушки, дети – это самые яркие моменты, которые объединяют семью. Память об этих минутах люди хранят всю жизнь.

Продолжение традиций семейного чтения – важнейшее звено в поддержании прекрасной домашней атмосферы, передачи семейных традиций, укрепление связей между поколениями.

В ходе исследовательской работы по данной теме, используя исторические сведения о традициях семейного чтения и результаты различных опросов, проводимых в библиотеках России и библиотекой гимназии №1, можно сделать вывод о необходимости всесторонней поддержки традиций семейного чтения.

Необходимо возрождать семейные традиции, потому что именно они сближают членов семьи, укрепляют их любовь, взаимопонимание и взаимоуважение.

Велика роль семейных традиций и для детей. Они помогают сделать детство по-настоящему сказочным и праздничным, учат детей воспринимать жизнь позитивно, сохраняя гордость за себя и свою семью.

Учитывая проводимые сотрудниками библиотеки №1 многочисленные исследования по выявлению традиций семейного чтения с полной уверенностью хочется заявить, что данная тема очень важна и актуальна в данный момент.

Из проведенного исследования мне хотелось бы сделать вывод о необходимости поддержания традиций семейного чтения, когда дети с удовольствием и радостью читают вместе со взрослыми. Вполне возможно, что именно эта традиция станет основой жизни крепкой и дружной семьи со счастливым будущим.

Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева; РНБ. – СПБ, 2000. – 511 с. : ил.

Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации. – М.:Русская школьная библиотечная ассоциация,2007.

Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 103.

В процессе обучения ребенка учат, ему планомерно дают знания, а он их усваивает – это то, что обычно происходит в школе. Образование намного шире: это всё, чему ребенок учится в школе и за ее пределами, причем не только целенаправленно, но и стихийно, в процессе взаимодействия с окружающим миром, – и именно такое спонтанное образование наиболее ценно.

В процессе обучения ребенка учат, ему планомерно дают знания, а он их усваивает – это то, что обычно происходит в школе. Образование намного шире: это всё, чему ребенок учится в школе и за ее пределами, причем не только целенаправленно, но и стихийно, в процессе взаимодействия с окружающим миром, – и именно такое спонтанное образование наиболее ценно.

Чтобы лучше понять проблему, давайте вернемся на 100 лет назад. Индустриальная революция дала толчок развитию школьного образования: промышленность развивалась так быстро, что у молодых людей не было необходимых навыков. Школа взялась за то, чтобы восполнить дефицит грамотных кадров. Если бы мы спросили детей 100 лет назад, зачем они ходят в школу, они бы перечислили конкретные полезные навыки, которые там получат.

С тех пор многое изменилось, мы вступили в новую реальность. Представьте себе автомобили 1921 года выпуска и современный: сегодня машины не только выглядят, но и функционируют по-другому. Задумайтесь о том, как изменились за сто лет, например, самолеты и операционные в больницах. Колоссальная разница, не так ли? А теперь давайте представим учебный класс. Вместо меловой доски вы, возможно, увидите маркерную. Мебель немного изменилась. Но все дети по-прежнему сидят лицом к доске и от них ожидается такое же поведение, как 100 лет назад: отвечать на вопросы, выполнять домашнее задание, писать контрольные работы.

Школа должна сместить фокус с производственных процессов на личность. Сейчас, если ученик допускает ошибку, он получает плохую оценку. Но ведь, на самом деле, ошибаться хорошо, ошибки приближают нас к решению, благодаря им в следующий раз мы оказываемся ближе к истине. Мы учимся, когда экспериментируем и совершаем ошибки. Мы должны дополнить теорию практикой, дать детям возможность учиться через опыт. Школа нужна не только для того, чтобы поддерживать экономику. Ее задача служить, в первую очередь, личности и только после – обществу, элементом которого является экономика. Только при таком подходе у современных школ появится смысл.

Но мы все понимаем, в каком мире живем. Поэтому, если говорить серьезно, необходимо признать, что оценка – это ориентир, который все признают и, следовательно, он имеет ценность. Понимая это, родители, тем не менее, должны осознавать реальную ценность и значение вещей. Даже если ребенок не получает высокие баллы, это еще не значит, что он плохо учится. К счастью, ребенок – намного больше, чем его отметки. Не нужно путать хорошо обученных людей с людьми образованными. Если оценивать все только через школьные отметки, ребенок может закончить школу с отличным аттестатом и плохим образованием.

Когда мне было 14 лет, моим кумиром был голландский футболист Йохан Кройф. Как и многие другие дети, я хотел быть футболистом, но не обычным, а таким же, как Кройф. Кроме того, я хотел быть похожим на своего дедушку, потому что он был очень хорошим человеком. Еще я восхищался Кристианом Барнардом – человеком, который осуществил первую успешную пересадку сердца, и Мартином Лютером Кингом, потому что он был выдающимся оратором.

Я провел глобальное исследование, в котором участвовали шестьсот тысяч детей в возрасте от 4 до 14 лет. Дети представляли 6 стран, включая Россию. Мы посмотрели, какую первую профессию выбирает ребенок, приходя в KidZania. Затем мы соотнесли результаты с полом, возрастом, национальностью, этносом и социально-экономическими условиями, в которых живет ребенок. Проведя этот анализ, мы пришли к нескольким интересным выводам.


Образование не должно быть скучным, преподавание должно основываться на примерах, которые связывали бы школьные задания с реальностью. Этим занимаются музеи, галереи, зоопарки, экофермы и многие другие места. И именно этим занимается KidZania в отношении профессиональной жизни и того, как зарабатывать, тратить и копить деньги.

Образование не должно быть скучным, преподавание должно основываться на примерах, которые связывали бы школьные задания с реальностью. Этим занимаются музеи, галереи, зоопарки, экофермы и многие другие места. И именно этим занимается KidZania в отношении профессиональной жизни и того, как зарабатывать, тратить и копить деньги.

Первый из них заключается в том, что в 4 года у ребенка уже сформированы все ролевые стереотипы: мальчики – пилоты и хирурги, девочки – стюардессы и медсестры. Разницы между детьми 4-х и 14-ти лет почти нет.

Мы сейчас много говорим о важности STEM-образования (прим. ред.: STEM – образование в сфере наук, технологий, инженерии и математики), но преподаем его через контент и тесты, а не через ролевые модели. Как следствие, мы упускаем, как минимум, половину уравнения. Девочки справляются с тестами лучше, чем мальчики, но, когда дело доходит до выбора профессии, они возвращаются к стереотипам.

Во всем мире, независимо от происхождения и уровня доходов семьи, девочки менее уверены в себе. Приходя к нам, они выбирают виды деятельности, предназначенные для младшей возрастной группы: девятилетние девочки предпочитают задания для семилеток; девятилетние мальчики, напротив, выбирают задания для десятилетних детей.

Будучи учителем, я знаю эту особенность. Девочкам нужны отдельные ролевые модели, которые помогут преодолеть стереотипы. Задача школы – показать вдохновляющие пути и помочь вдохновению превратиться в конкретные жизненные цели. И эти пути не могут быть универсальными для всех детей. Мы должны как можно больше знать о каждом ребенке, чтобы дать ему правильный совет, помочь найти свою амбициозную и вдохновляющую цель в жизни.

Известно, что стереотипы прививаются уже к 4 годам, но в большинстве образовательных систем во всем мире мы ждем еще 10 лет с этого момента, прежде чем начать говорить с детьми о профессиях. Т.е., на протяжении десятилетия мы позволяем стереотипам укрепиться, а потом ожидаем, что сможем изменить сознание. Нет. Нам нужно обсуждать с детьми будущие возможности в гораздо более раннем возрасте. Я не говорю об обучении пятилеток профессиям. Но почему бы время от времени не приглашать в школу врача, юриста, медсестру, инженера, чтобы они могли рассказать о своей работе? Это простые примеры, но они будут иметь большое значение.

Когда моему дедушке было 14 лет, он стал шахтером и перестал им быть, когда ему исполнилось 65. У моего отца было две профессии: делопроизводитель и финансовый директор. Я за свою жизнь сменил порядка 7 специальностей: учитель, руководитель факультета, инспектор, академический директор и так далее. Моя старшая дочь, которой сейчас 25 лет, уже сменила 5 профессий и, предполагаю, через несколько лет она меня обгонит. Это признак времени.

Выбор специализации в старших классах (прим. ред.: в британской системе (A-Levels) в старших классах дети должны выбрать 4 профильных предмета и отказаться от изучения всех остальных дисциплин) возвращает нас во времена индустриальной революции, когда, закончив школу в 14-16 лет, ребенок должен был достаточно быстро определиться с профессией на всю последующую жизнь. Сегодня нет ни одной вменяемой причины, почему такая специализация была бы нужна. Если ты всю старшую школу уделял внимание только профильным предметам, будет ли у тебя достаточно ресурса и адаптивности, чтобы в будущем сменить профессию, если что-то произойдет?

Нам очевидно нужен подход, подобный Международному Бакалавриату (IB), который дает широкую базу знаний и возможность для поздней специализации. Старомодные учителя времен индустриальной эпохи скажут вам, что, если в образовании нет глубины, а есть только ширина, оно становится поверхностным. Но, если мы посмотрим на врачей, инженеров, механиков, учителей из США (где нет ранней специализации), мы увидим, что они ничем не хуже профессионалов из Великобритании. Сегодня ранняя специализация не несет пользы ни ребенку, ни обществу, ни экономике. Она нужна только системе.


1. Если у вас маленький ребенок, почитайте о реджио-педагогике (Reggio Emilia Approach). Это, пожалуй, лучшая система обучения для дошкольников, существующая в мире на сегодняшний день. Обучение должно идти от ребенка: каждый из нас рождается с потенциалом и всё, что нам нужно, – это создать для правильную среду.

4. Вовлекайтесь в обучение ребенка, будьте в курсе того, что происходит в школе. Участвуйте в жизни школы, где учится ваш ребенок, – пытайтесь делать ее лучше.

Мои родители учились в СССР, это была
огромная и мощная страна, даже больше
сегодняшней России. Моя бабушка Ира
рассказывала мне, как младших
школьников сначала посвящали в
октябрята, и они носили октябрятские
значки, пятиклассников посвящали в
пионеры. Быть не принятым в пионеры –
считалось катастрофой.

3. Любимая учительница

Самым
важным
человеком для
ученика всегда
был, есть и будет
учитель. На фото

Милена
Николаевна,
наша
первая
учительница.

4. Пионеры

5. Первоклассники в СССР

6. Первоклассники в наше время

7. Учеба тогда и сейчас

Учеба тоже несколько отличалась от
нынешней: не было компьютеров, а все
рефераты и стенгазеты оформлялись от руки.
Красивый почерк ценился очень высоко, как и
умение хорошо рисовать. Чтобы подготовить
доклад на какую-то тему, ученики подолгу
сидели в читальном зале библиотеки. Они не
представляли себе, что однажды любую
информацию можно будет найти, сидя дома
за компьютером.

8. Школьный кабинет

9. Книги – СССР vs Россия

10. Школьная библиотека

Не смотря на
технический
прогресс, школьная
библиотека всегда
будет оставаться
местом, где можно
найти нужную
литературу и
необходимую
информацию.

11. Школа, школа…

Многое изменилось с тех пор, когда мои
родители были школьниками. Наверняка,
многое изменится к тому времени, когда мои
дети пойдут в это замечательное учебное
заведение. Думаю, мне будет что им
рассказать! Как могут выглядеть школы
будущего? Какие предметы будут там
преподавать? Как будет выглядеть
школьный класс? К сожалению, машину
времени пока не изобрели, а мы можем лишь
догадываться…

Участники проекта: учитель-логопед, педагог-психолог, дети подготовительных групп и воспитатели.

Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе.

«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать.

Одним из главных показателей готовности ребенка к обучению в школе является речевая и психологическая готовность. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и педагогов.

Задачи:

• формирование у детей правильного представления о школе и её значении;

• способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

• активизировать словарный запас детей по данной теме;

• развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление);

• проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

• тренировка положительной школьной учебной мотивации;

• предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

Ожидаемый результат

Для детей:

• создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;

• накопление знаний о школе;

• развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную);

• снижение тревожности и у детей и у родителей;

• воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.

Для родителей:

• Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;

• создание условий, облегчающих школьную адаптацию;

• обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.

Этапы реализации проекта. 1. Подготовительный этап

1. Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.

2. Разработка плана работы на этапах реализации проекта.

3. Подбор информации по данной теме (Подбор литературы, пословиц и поговорок по теме, подбор иллюстраций, картин, создание буклетов на данную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений, мультипликационных фильмов).

4. Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности (Анкетирование родителей)

2 этап. Реализация плана работы.

Работа с детьми:

2. Знакомство детей с такими понятиями, как розги, цера, писало, береста….

4. Чтение художественной литературы:

5. Просмотр мультипликационных фильмов:

Работа с родителями:

3 этап. Итоговый.

В результате реализации проекта дети узнали, как учили в старину, когда возникли первые школы, какими были первые школьные принадлежности и т. д. Познакомились с рассказами и стихотворениями, просмотрели мультфильмы о школе, вспомнили пословицы об учении и знаниях.

Проект вызвал у детей живой интерес и желание пойти в школу.

Читайте также: