Школа в которой продолжалась подготовка к военной службе в афинах называлась

Обновлено: 05.07.2024

Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих гос-в (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (гл.город- Спарта) и Аттика (гл.город- Афины),где сложились особые системы воспитания,которые обслуживали только детей рабовладельцев.

В Спарте вос-ие осуществляло гос-во, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, будущих рабовладельцев.С 7 л мальчики, жившие до этого времени дома, помещались в воспитательные учреждения, (агеллы), где вос-сь и обучались до 18 л. Руководителем их назначался известный властям человек—педоном.

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Между народами, населявшими данное государство, велись частые войны. В таких жестоких условиях сложилась спартанская система воспитания. Система спартанского воспитания имела цель выработать из каждого спартанца война.

Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Детей с малых лет приучали терпеть неудобства и лишения. В 7 лет мальчиков забирали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы.

Процесс воспитания проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.

В Афинских же школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

Авторитарный характер воспитания

Гипертрофированная военная подготовка

Скудный объем общеоб­разовательных знаний Принцип состязательно­сти в сфере воспитания

Применение телесных наказаний

Демократический характер воспи­тания

Наличие как государственных, так и частных школ Упор на физическое и литератур­но-музыкальное образование

Физическое воспитание как разви­тие культуры тела Наличие школ повышенного типа, где давался значительный объем знаний

Афины представляли собой демократическую республику; это было наиболее развитое рабовладельческое государство, достигшее своего расцвета в V в. до н. э. До нашего времени сохранилось богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики Афины.

Афиняне придавали большое значение воспитанию и обучению детей и юношества. Они стремились сочетать умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, т. к. идеальным у них считался прекрасный в физическом и в нравственном отношении человек. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Афинская воспитательная система была направлена на презрение к физическому труду и рабам.

Как и в Спарте, все дети воспитывались в семье до 7 лет, зачастую для этой цели привлекались кормилицы из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Для полноценного умственного вос­питания детей, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. В жизни афинян постоянно присутствовала музыка, как правило, звучала флейта, на ней играли, читая стихи. С раннего возраста дети посещали общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии, которые позже стали называть гимназиями. В этих учреждениях дети изучали философию, литературу, готовясь к управлению государством. Как и в Спарте, юноши в 18 лет переходили в эфебию — школу другого уровня, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование детей могли позволить себе лишь крупные рабовладельцы. Большинству же свободного населения — демоса — оно было недоступно и заканчивалось в палестре. Рабы не имели права на образование. Афинские женщины проводили свою жизнь на женской половине дома — в гинекее.

Педагогика в Древней Греции развивалась как часть философии и занимала видное место в учениях Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и др. Рассмотрим подробнее педагогические взгляды некоторых из них.

Демокрит. Идеи Демокрита о воспитании имеют важное значение в педагогике. Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он отвергал бессмертие души.

Платон рекомендовал систему воспитания, которая сочетала бы некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Платон считал, что в основе воспитания малышей лежат эмоции. Первые детские ощущения, по его утверждению, должны состоять в наслаждении и страдании и окрашивать детские представления о добродетели и благе.

Он придавал особое значение как средству воспитания играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. Правда, он настаивал на необходимости законодательного установления того, что следует читать и рассказывать маленьким детям.

Платон первым рассмотрел вопросы воспитания маленьких детей системно, что повлияло на дальнейшее развитие теории дошкольного воспитания.

Воспитание и школа в Древней Греции (VI - IV вв. до и. э.). Воспитание в Афинах и Спарте. Философы Древней Греции о воспитании: Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и др. Роль изобразительного искусства в обучении. Художественные школы Древней Греции и принципы обучения изобразительному искусству. Сикионская школа рисунка. (Эвпомп, Памфил, Апеллес). Роль античной культуры в развитии реалистического искусства.

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома [9, с. 40].

Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греч. слов “kalos” и “agathos” - сочетание физических и нравственных достоинств) [, с. 124].

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.

В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).

Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.

Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.

Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки.

Древнегреческая педагогическая система отличалась рядом особенностей, которые сегодня могут показаться странными. Так, детям с раннего возраста зачастую прививали презрительное отношение к физическому труду. Считалось, что это занятие исключительно для рабов, а свободные греки должны совершенствовать тело и ум.

Другая особенность античного воспитания — формирование чувства собственного превосходства. Данные качества в большей степени культивировались в палестрах и гимнасиях.

Место, где совершенствовали тело и укрепляли дух

Школы, занимавшиеся физическим воспитанием детей, назывались палестрами. Первоначально это были всего лишь отгороженные площадки, располагавшиеся под открытым небом. Позднее на них стали размещать спортивные сооружения, специальные помещения.

Мальчики начинали посещать палестру в двенадцать лет (в дополнение к обычной школе). Здесь их обучали в совершенстве владеть своим телом.

Проводились легкоатлетические занятия: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Дети занимались плаванием, верховой ездой, учились управлять колесницами. Также уделяли внимание и танцам.

Считали важным не только укреплять тело, но и воспитывать волю. Мальчики были вынуждены постоянно подтверждать свое превосходство.

Именно поэтому вся подготовка была пронизана духом состязательности. Систематически устраивались соревнования, на которых дети отчаянно боролись за победу.

Гимнасии — школы для элиты

Располагались гимнасии в живописных местах за городской чертой. В них получали образование юноши с шестнадцати до восемнадцати лет. Обучение было доступно лишь для знатных и богатых. Здесь совершенствовались в науках или готовились к спортивным состязаниям.

При некоторых гимнасиях организовывали философские школы во главе с выдающимися философами. Частыми гостями элитных заведений были общественные деятели. С ними обучающиеся проводили диспуты. Это помогало осваивать искусство красноречия.

Готовили юношей и к будущей военной службе. Они изучали стратегию ведения боя, знакомились со всеми видами вооружений. А еще юные греки получали представление о государственном устройстве и управлении.

Благодаря системе обучения, принятой в палестрах и гимнасиях, молодые люди, достигнувшие совершеннолетия, были отлично подготовлены. Они могли достойно выйти из любой трудной ситуации.

Читайте также: