Кружок профориентации в школе

Обновлено: 05.07.2024

Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный – тот,
кто знает все то, что теперь в ходу между людьми, просвещенный – тот,
кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.

Г. Адаме

Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамета, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

Одной из задач - создать максимально возможные условия самодеятельности старшеклассика: он сам обнаруживает свои склонности, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности.

Механизм реализации цели данной программы состоит их нескольких этапов:

  • развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
  • активизация самопознания и саморазвития;
  • развитие умений и выделять профессионально важные качества профессий;
  • развитие представлений о профессиональном образовании.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных особенностей старшеклассников 14-15 лет. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.

Учебный процесс предусматривает групповые формы учебных занятий.

В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг.

Форма контроля.

Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.

Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

Планируемые знания, умения и навыки по всей программе за год обучения

Уметь

Знать

Взаимодействовать в коллективе:

Слушать и слышать других;

Оценивать, анализировать социальную обусловленность человеческой психики и поведения;

Формировать представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, уметь сделать свой профессиональный выбор.

Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю;

О психологических особенностях основных видов деятельности;

О профессиональной деятельности.

Содержание образовательной программы.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития старшего школьного возраста, в данной программе большое место отводится психологии деятельности.

Учебный план составлен из расчета 1- часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю, т.е. 37 часов в год.

Основная научная проблематика в VIII классе – психология деятельности.

В предложенных разделах программы предполагается изучение со старшеклассниками 14- 15 лет следующих понятий:

Психологические описания некоторых профессий выше перечисленных видов профессий. Психологические описания некоторых видов труда в экстремальных условиях, Профессиональная деятельность и общение.

Условия реализации программы.

Подбор участников программы проходил только на добровольной основе, ребята с желанием и интересом записывались в кружок, т. к. его захотели посещать их друзья, единомышленники, что способствует увлеченности, свободному общению и совместной увлекательной деятельности.

Процесс последовательного прохождения этапов программы способствует усвоению социально – значимых аспектов: получение умений, навыков, как прикладного творчества, так и навыков в исследовательской работе, межличностного общения, расширение кругозора в области мира профессий, а также компетентности в области имеющихся в городе учебных заведений.

Четкие требования к себе, как к педагогу, к выполнению поставленных цели и задач, является несомненным обязательным условием для реализации программы по профориентации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В ней предусмотрено рассмотрение вопросов, направленных на изучение основных отраслей современного производства, какие из отраслей развиваются наиболее динамично, видов и форм хозяйствования в условиях рыночной экономики, спроса и предложения различных вакансий в настоящее время и какие профессии и специальности будут востребованы к моменту их вступления в трудовую жизнь. На заключительном этапе предпрофильного образования школьников предполагается проведение экскурсий на какие либо производства, а так же приглашение специалистов из центра занятости населения для проведения профориентационной работы и профтестирования. Эти знания необходимы выпускникам для выбора будущей профессии и учебного заведения, в котором можно получить данную профессию. Немаловажным является и выбор экзамена ГИА или ЕГЭ, который необходим для поступления в данное учебное заведение и своевременная и более качественная подготовка к нему.

. Программа рассчитана на 34 часа и ориентирована на обучающихся 9-11 классов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

Сформировать готовность старших подростков к жизненному и профессиональному самоопределению, которая реализуется в обоснованном построении школьником индивидуальной образова­тельной траектории (выбор профиля в старшей школе или сферы про­фессиональной деятельности для обучения в системе начального и среднего профессионального образования).

Задачи:

обеспечение подростков средствами самопознании для иссле­дования собственных познавательных интересов, склонностей, спо­собностей, развития умений по целеполаганию и планированию дальнейшего образования;

формирование мотивов саморазвития, личностного роста, от­крытие перед юношами и девушками перспективы дальнейшего лич­ностного развития;

определение путей и способов развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.

Методика обучения: Проведение занятий включает, кроме ин формирования, применение диагностических методик, проективных методов рисуночного и вербального типов, групповую дискуссии!, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы. На протяжении занятий учитель также занимает позицию активного участники и в зависимости от вида задания он выступает то как информатор, то как эксперт, то как равноправный участник или наблюдатель.

Основная идея курса заключается в том, чтобы не заставлять, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбим, себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. помочь под­росткам осознать свои силы и индивидуальность, расширить представления о собственной значимости.

Информационная поддержка самоопределения учащихся 9-х классов заключается не только в содержательном аспекте (знакомство с профессиями), но и в процессуальном (формирование умений само­стоятельного поиска информации). Важнейшее требование - ориентация учащихся на обучение самостоятельной работе с информацией по вопросу профессионального самоопределения, построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).

Программа структурирована по принципу соответствия основ­ным методам познания: анализу и синтезу информации с учетом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

Завершается ориентационный курс индивидуальным консульти­рованием учащихся с психологом и процедурами рефлексивного ос­мысления проведенной работы.

Ожидаемым результатом предполагается выбор профиля дальнейшего обучения или профессионального образования с учетом психологических ресурсов школьника в соответствии со сформиро­ванным личным профессиональным планом.

Объем программы рассчитан на 34 часа аудиторных занятий и является частью работы, которая организуется и проводится с 9-го по 11 -й класс.

Учащиеся должны знать:

ситуацию на рынке труда района, области; категории работни­ков, востребованных на рынке труда, образовательную карту Киров­ского региона,

уровень развития своих профессионально важных качеств;

сферы трудовой деятельности;

правила выбора профессии;

значение правильного самоопределения для личности и общества;

основы профессионального самоопределения.

Учащиеся должны уметь:

проводить профессиографический анализ профессий и соотно­сить требования профессий к человеку со своими возможностями;

осуществлять самооценку своей личности;

формировать свой профессиональный план, модель собственной профессиональной карьеры

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1. Введение 1 час

1.1.Предмет и задачи профориентационного кружка

Прфориентационное тестирование 5 часов

2.1. Внутренний мир человека, возможности его познания. Представление о себе и о выборе профессии

2.2. Секреты выбора профессии (хочу, могу, надо).

2.3. Типы направленности личности

2.4. Профессионально значимые качества личности (ПВК)

2.5. Профессиограмма и анализ профессий (Ч-Ч, Ч-Т, Ч- П, Ч- З, Ч-Х).

3 . Анализ профессий. 12 часов

3.1.Сферы современного производства и их составляющие

3.2. Производство и окружающая среда

3.3. Виды и формы организации предприятий

3.4. Экономика и организация производства

3.5. Основы предпринимательства

3.7.Пути получения профессионального образования и его выбор

3. Человек на рынке труда

Профессиональное самоопределение и карьера. 9 часов

4.1.Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства.

4.3.Нормированиеи и оплата труда.

4.5.Культура труда и профессиональная этика.

4.7.Профессиональное становление личности.

4.8. Профессиональная карьера

4.9. Практическая работа «Составление плана своей будущей карьеры

5. Подготовка к профессиональной деятельности 2 часа

5.1. Рынок труда и профессий.

5.2.Виды профессионального образования.

6. Трудоустройство. С чего начать? 5 часов

6.1.Профессиональное резюме. Формы самопрезентации

6.3. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

6.3. Экскурсия на предприятие

Содержание программы курса

Внутренний мир человека, возможности его познания. Представление о себе и выборе профессии (2 час.)

Практическое обучение (1 час). Оформление дневника выбора профессии. Проведение ориентировочного анкетирования.

Секреты выбора профессии (хочу, могу, надо) (1 час)

Теоретическое обучение (1 час). Ответственность человека за

выбор профессии. Выбор вида и места работы и учебы с учетом ре­альных личностных возможностей и существующих ограничений, нахождение путей реального преодоления возникших трудностей. Профессиональные намерения. Профессиональный план.

Практическое обучение (1 час). Изучение собственных интере­сов, развитие рефлексии, формирование системности мышления и ус­тановки на преемственность в работе. Карта интересов (А.Е. Голомшток).

Типы направленности личности. Профессионально значимые качества личности (ПВК) (1 час)

2. Анализ профессий (12 часов.)

Выбор и моделирование. Классификация профессий. Схема анализа профессий (2 час.)

Профессиограмма и анализ профессий (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-Г1, Ч-З. 4-Х). Схема изучения профессий по психологическим характеристи­кам. требованиям. Формула профессии. Социальные пробы (6 час.)

Теоретическое обучение (1 час). Профессиограмма - словесное описание профессий (характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда). Информационные источники для знакомства с профессиями. Схема анализа профессий но Е. А. Климову. Схема профессиограммы по Н. С. Пряжникову.

Практическое обучение (5 час.). Составление схемы профессиограммы по Н. С. Пряжникову. Знакомство с профессиями основных сфер человеческой деятельности по типам труда: Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч- '(. 4-Х. Рассмотрение профессий в указанных сферах деятельност Расширение представлений о требованиях, характеристиках профес­сий. Исследование своих способностей применительно к рассматриваемой профессии (социальные пробы). Коллективное обсуждение полученных результатов.

Получение сводной таблицы результатов исследования тендерных аспектов мотивов выбора профессии:

выявление ценностных ориентаций (М. Рокич);

выявление трудовых ценностных ориентаций (Е. Н. Павлютенков);

определение уровня самооценки (тест-опросник С. В. Ковалева).

что я знал об этой профессии;

что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;

какие изучаемые предметы помогают получить эту профес­сию;

что нового я узнал об этой профессии от родителей, знако­мых, из книг, журналов и т. д.;

самостоятельная оценка своих способностей (что не получи­лось и почему).

3. Человек на рынке труда (9 часов.)

Образовательная карта территории района, Кировского ре­гиона, Татарстана, Удмуртии (2 час.)

- Дневник профессиональной карьеры (1 час)

Практическое обучение (1 час). Этапы планирования профес­сиональной карьеры. Сбор и оценка информации. Профессиональные пробы, принятие решений. Планирование достижения цели, выбор желанного пути (прорисовка жизненных стилей). Пуги получения профессии.

5. Подготовка к профессиональной деятельности (2 часа)

Рынок труда и профессий. Виды профессионального образования.

6.Трудоустройство. С чего начать? (5 часов)

Профессиональное резюме. Формы самопрезентации

Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.

Экскурсия на предприятие

4. Итоговое занятие. Изучение и оценка альтернативных путей индивидуального образовательного развития (1 час)

Практическое обучение (1 час). Составление индивидуального об­разовательного маршрута. Определение способов его реализации. Фор­мирование информационного пространства, мотивов самоакуализации.

Оценка эффективности занятий по программе курса по следующим вопросам:

Что нового ты узнал на занятиях?

Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой?

Каковы твои впечатления от занятий?

Что запомнилось больше всего?

Ресурсное обеспечение

Диагностический инструментарий

Сводная таблица результатов исследования тендерных аспек­тов мотивов выбора профессий:

тест интересов и склонностей (С. И. Вершинин);

ценностные ориентации (М. Рокич);

тест-опросник для определения уровня самооценки (С. В. Ковалев).

Тест «Трудовые ценностные ориентации старшеклассником>• (Е. Н. Павлютенков).

Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) Э. Шомстром (под ред. Л. Я. Гозмана, Н. Ф. Калининой).


КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

С появлением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникли и новые требования, одним из которых является включение внеурочной деятельности ребенка в образовательный процесс.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания и должна начинаться уже в начальной школе, но работа по профориентации должна быть построена так, чтобы учащимся было интересно.

Задачами профориентационной деятельности в начальной школе, согласно ФГОС НОО, являются:

познакомить с разнообразием мира профессий;

дать общие сведения о содержании труда разных профессий;

формировать мотивацию и интерес к учебной и трудовой деятельности;

развивать интеллектуальные и творческие возможности;

воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда [1].

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования предусматривает профильное обучение, целью которой является самоопределение обучающихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий [2, с.34-36].

Обучение в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У некоторых детей очень рано обнаруживается интерес к отдельным из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [Error: Reference source not found, с.560].

Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, родственников, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях.

Расширить можно с помощью кружковой работы, обеспечить которую должна начальная школа. Для своего развития следует пробовать свои силы и возможности в кружках различной направленности с целью выявления своих склонностей и способностей, а в процессе работы дети узнают, что-то новое о профессиях, заинтересовавших их внимание. Существует множество кружков различной направленности:

Научно-техническая направленность (кружок технического моделирования).

Эколого-биологическая направленность (кружки юных цветоводов, биологов, краеведения).

Художественно-эстетическая направленность (кружок макраме, художественной вышивки, тестопластики и др.).

Музыкально-театральное творчество (фольклорный кружок, кукольного театра и др.).

В первом классе все знакомство в основном происходит в процессе игры, т.к. игра является ведущей деятельностью в возрасте 6-7 лет.

Кружковая деятельность по профориентации важна для младшего школьника, т.к. она воспитывает у учащихся трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда, а также помогает раскрыть свой интерес к той или иной профессии. Благодаря кружковой работе у младших школьников на первоначальном этапе (пассивно-поисковом) осуществляется первичный профессиональный выбор.

Список литературы:

Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т.Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза. – Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Профориетация и самоопределение" для обучающихся 10-11 классов составлена с учётом положений ФГОС СОО.

МОУ Купанская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

(Сроки реализации 2 года: 2020-2021 - 10 класс, 2021-2022 - 11 класс)

Пояснительная записка.

Одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Учебного плана, ООП СОО МОУ Купанская СШ.

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей. Профессиональное развитие – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе профессионального выбора могут оказывать влияние факторы, которые исходят как от социальной среды, так и от самого человека.

возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности, также выявить профессиональные намерения, интересы, склонности учеников, соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях. Сформировать внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития с учетом гендерного аспекта.

Программа рассчитана на 69 часов (35 часов – 10 класс, 34 часа – 11 класс), включает в себя теоретические и практические занятия, беседы для учащихся. Программа включает цикл бесед и практические занятия, призванные помочь старшеклассникам в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении.

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в

перспективе — будущей профессии;

расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;

обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;

получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

По окончании программы старшеклассники должны овладеть:

- знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

- правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования;

- понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

- понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы;

- знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

- способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

- способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- умениями ставить цели и планировать действия для их достижения, самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности;

- способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране.

Курс внеурочной деятельности связан с такими предметами как Технология, обществознание.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира профессий (2 часа).

Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм.

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм. Диагностические методики: ДДО.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Экскурсии на предприятия, в учреждения с. Купанское. Знакомство с профессиями. (7 ч.)

Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы.

Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии (2 часа).

Здоровье и выбор профессии (1 час).

Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Влияние темперамента на выбор профессии. Определение типа темперамента (1 час).

Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.

Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

Современный рынок труда. Топ-30 профессий Ярославской области. Профессии будущего (1 час).

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, работа с интернет-ресурсами.

Пути получения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты (2 часа).

Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования. Университеты, институты, академии, техникумы, колледжи Ярославской области, соседних регионов. Что необходимо знать при выборе учебного заведения.

Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, работа в интернете с официальными сайтами профессиональных образовательных учреждений.

Комплексная профориентационная диагностика (3 часа).

Комплексная оценка статуса профессиональной идентичности, мотивационной и личностной сферы обучающихся:

1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

2. Карта интересов (А. Е. Голомшток)

3. Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л. А. Головей)

4. Изучения мотивации достижения (А. Мехрабиан)

5. Исследование самооценки (Дембо, Рубинштейн)

6. Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина)

7. Исследование межличностных отношений (Т. Лири)

8. Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т. И. Ильина)

9. Конструктивный рисунок человека (А.А. Карелина)

Форма организации занятий: диагностика и обсуждение результатов.

Проект: Профессии моей семьи. Профессиональные династии (1 час).

Профессиональная деятельность. Этапы построения карьеры (1 час).

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Требования рынка труда к профессионалу. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Понятие штатного расписания и должности.

Профессиональная карьера, ее формы. Этапы построения карьеры. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Заполнение таблицы:

Читайте также: