Школа территория без сквернословия

Обновлено: 08.07.2024

Форма проведения: Беседа с элементами обсуждения.

Оборудование: Фрагменты из к/ф “Джентльмены удачи”, “Бедная Саша”, музыкальное сопровождение к песне на стихи Б.Окуджавы “Давайте восклицать”, текст стихотворения в прозе “Близнецы” И.С.Тургенева, текст стихотворения И.Бунина “Русский язык”, словарь “Русская феня”.

  1. Подготовить необходимый материал по данной теме.
  2. Подготовить выступления учащихся.
  3. Определить ведущих.
  4. Подготовить необходимые видео, музыкальные, иллюстративные материалы.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!

Оформление классной доски:

Классный час. Тема: “День без сквернословия”

Учащаяся читает стих:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Учитель:

Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаще и того, и другого.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем не обязательно его завоевывать, достаточно уничтожить его культуру и, прежде всего, его язык. Как? Заменить одну азбуку на другую, внедрить жаргон, массу непонятных иноязычных слов, разрешить свободное хождение сквернословия. То, что сейчас делается с русским языком, можно назвать экологической катастрофой. Русский язык пора объявлять зоной экологического бедствия и заносить в Красную книгу.

1-й ведущий:

Несколько фактов о сквернословии:

История возникновения матерных слов уходит в глубину тысячелетий. Только вот значение их изменилось, как и употребление. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову даже мысленно произнести такое слово, не то, что в слух. Тогда люди знали, какой мощной, поистине космической энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, будучи употреблены без надобности.

На Руси до середины XIX века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

2-й ведущий:

Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр Горяев, опытным путем установил, что ДНК реагирует на нашу речь! Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. Что воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Другой ученый – доктор биологии Иван Борисович Белявский, 17 лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека. С математической точностью он доказал, что не только человек обладает энергетикой, но и каждое его слово несет энергетический заряд. И это самое слово воздействует на наши гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость.

3-й ведущий:

В русской церкви есть икона Божией Матери "Семистрельная". На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти - бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы — Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом.

4-й ведущий:

В УК РФ есть статья 131 ("Оскорбление"): "Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев, или штрафом до 100 рублей, или возложением обязанности загладить причиненный вред, или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия". [УК России, 1992, с. 75-76].

Учитель:

Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаше и того, и другого.

Демонстрируется отрывок из в/ф “Джентльмены удачи”, “Бедная Саша”.

Учитель:

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров, и давно уже перестало быть “лингвистической прерогативой” пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати.

На вопрос “Что такое сквернословие?” отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, -порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Так ли опасно распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание.

Стихотворение в прозе И.С.Тургенев “Близнецы”. Читает учащаяся.

1-й ведущий:

Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писать и не печатать ругательств: если непечатное слово стало печатным, бороться с этим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств начальными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Все равно, сквернословие, ваш сигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки, блин, японский городовой.

Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этой фразы. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

Учитель:

Основной средой формирования привычного сквернословия, по-прежнему остается семья. Причина - культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители “ласкают” друг друга забористым словом, почти наверняка вырастет “матерноговорящим” и передаст эту привычку своим детям.

2-й ведущий:

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Русский крестьянин, отпугивая нечистую силу,

совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что “черт матюгов боится”, мог для “обереги” использовать нецензурную лексику. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

3-й ведущий:

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани". Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

4-й ведущий:

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова "мат" в изначальном варианте, то оно означает "крик", громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных - "ма" и "мя" - в брачный период.

В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

1-й ведущий:

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

2-й ведущий:

Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. "Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь - это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви".

3-й ведущий:

Вот некоторые приемы, которые помогут избежать сквернословия.

Не говорите плохих слов сами. Порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. Здесь спасительна мысль о том, что бывают периоды в жизни человека, когда нет рядом друзей, но остаются семья, работа, увлечения, учеба.

Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст”.

4-й ведущий:

Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя его найти ни в курении, ни в вине, ни в сквернословии. Его можно найти в мечте, сильной и яркой, в высочайшем спортивном напряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в качественном исполнении домашних дел.

Учитель:

Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Учащаяся читает стих:

Но что значит, для нас современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать?
Нет и нет!
Это лишь только казаться.
Современным быть –
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться.

Группа учениц исполняет песню Б.Ш.Окуджавы “Давайте восклицать!”

Методические рекомендации направлены на повышение эффективности профилактической работы в образовательных организациях по формированию культуры общения у обучающихся. Культура общения выступает частью общей культуры человека. Она отражает знание норм литературного языка, соблюдение этикета, применение языковых средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к социальной среде, выступает показателем духовного и нравственного здоровья общества. В общении главной составляющей выступает речь – форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни, отражением интеллектуального развития человека. Один из аспектов речи – эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только её бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Появление в речи значительного количества сленга, ненормативной (обсценной) лексики в различных социальных группах, в том числе и молодёжной среде, заставляет обратиться к данной проблеме как к одной из основных проблем национальной языковой культуры.

Русский язык как элемент культуры общения отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Сохранить высокое достоинство русского языка задача не только лингвистическая, но и социальная (из выступлений на заседании Совета при Президенте по русскому языку 5 ноября 2019 года под председательством Президента Российской Федерации Путина В. В.).

Основные подходы по формированию нравственных установок культуры общения в школе

Организация профилактической работы в образовательной среде по формированию культуры речи и культуры общения должна быть выстроена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процессу воспитания обучающегося, развитию его нравственных качеств и творческих способностей, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная организация является местом, где обучающиеся проводят большую часть активного времени. Школа обладает большим организующим и воспитательным потенциалом, ограждающим обучающихся от неблагоприятных факторов.

Исходя из этого основными задачами в образовательной организации по формированию культуры речи и культуры общения обучающихся являются:

— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

— формирование способности противостоять как негативным воздействиям социальной среды, так и факторам микросоциальной среды;

— развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.

Основными направлениями работы по формированию культуры общения у обучающихся в образовательной организации выступают:

Педагогическая деятельность по воспитанию, социализации, духовно-нравственному развитию обучающихся осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности. В рамках этой деятельности отдельное место занимает профилактика употребления ненормативной (обсценной) лексики. Следует отметить, что данная проблема актуальна. Употребление ненормативной (обсценной) лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Это связано с рядом причин. Одной из них является открытое и безнаказанное употребление брани в средствах массовой информации (различные телепередачи, видеоролики в Интернете, современные песни, кинематограф и даже современная литература). Другая причина – употребление ненормативной лексики в ближайшем окружении подростка.

Таким образом, выяснив причины появления в словаре подростка ненормативной лексики, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить профилактическую работу педагогическим сообществом (школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем) с родителями обучающихся, различные мероприятия, направленные на обогащение активного словарного запаса обучающегося и тем самым вытеснение из его словаря ненормативной лексики.

Цель профилактической недели: формирование у обучающихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека.

Задачами профилактической недели могут быть:

— воспитание уважительного отношения к русскому языку и речи как явлениям культуры и средствам общения;

— совершенствование коммуникативных умений и навыков обучающихся;

— развитие потребности к речевому самосовершенствованию.

Формами мероприятий профилактической недели могут быть: диспуты, беседы, дискуссии, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания, литературные гостиные, встречи с писателями, поэтами, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т. д.

— привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);

— тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающихся;

— учёт возрастных особенностей обучающихся при организации профилактической недели.

Необходимо помнить, что профилактическая работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к обучающимся со стороны педагогов и родителей – важный аспект этой работы, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований – важный принцип в работе с обучающимися, который способствует профилактике тревожности и агрессивности, сохранению психологического здоровья детей. Главное в работе с детьми – уважать достоинство ребёнка и помнить, что причину нужно искать не в ребёнке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели

Методические разработки с использованием электронных ресурсов

Литература

  1. Боровиков Л. И. Организация системы воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях реализации ФГОСа: методическое пособие. – Новосибирск, 2014.
  2. Буйлова Л. Н. Нормативно-правовые основы воспитания и дополнительного образования детей (актуальные нормативно-правовые акты и документы): методическое пособие для системы повышения квалификации. – М., 2014.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность).


Материалы

Проект "Территория без сквернословия", посвящённый Году культуры в России. Я - исключение, моя речь - это моё зеркало, моё достоинство. С меня начинается честь и культура России.

ВложениеРазмер
proekt_skvernoslovie.docx 26.52 КБ

Предварительный просмотр:

посвящённый Году Культуры в России.

Я — исключение, моя речь — это мое зеркало, мое достоинство.

С меня начинается честь и культура России.

Неделя без сквернословия 11- 18 октября 2014 года

4. Провести классные часы с 1 по 11 классы

5. Показать документальные фильмы о сквернословии, презентации.

8. Оформить в актовом зеле аллею деревьев добрых слов, на листочках которых ребята напишут добрые слова и пожелания.

9. Устроить День позитива

посвящённый Году Культуры в России.

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? “Велик и могуч русский язык” - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров?

Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

*Использование ненормативной лексики школьниками стало меньше или нет во время проведения Недели без сквернословия? – 90% - да. 10% - нет. *Знали ли вы, что наша речь влияет на физическое и духовное здоровье? – Да – 26%, нет – 74%, а теперь знаем все.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у подростков негативное отношение к сквернословию.

- обучить основам анализа и оценки собственной речи;

- расширить словарный запас и кругозор подростков;

метапредметные

- сформировать у подростков установку на красивую и грамотную речь;

- воспитать чувство ответственности за речевое поведение.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

Для учащихся 11-13 лет

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Office Word 2007

Методические рекомендации по использованию ресурса

Название мероприятия

Ответственный

В школе размещаются плакаты с цитатами о правильной речи,

о рус. языке, о речевом поведении…

Заместители директора по воспитательной работе

Читайте также: