Школа самостоятельности и ответственности

Обновлено: 09.07.2024

Советы представленные в статье помогут родителям формировать самостоятельность своего малыша начиная с раннего детства.

ВложениеРазмер
samostoyatelnost.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности и ответственности

Самостоятельность – это качество необходимое человеку в жизни.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия". Для дошкольников – "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

- умение переносить известные способы действий в новые условия.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом.

• Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появиться его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом - выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).

• Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам. Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова.

• Еще один шаг к целому комплексу очень полезных во взрослой жизни навыков: умение подготовить одежду и обувь с вечера. Вместе поинтересуйтесь прогнозом погоды, решите, что завтра надеть, посвятите время чистке обуви и верхней одежды с вечера. Действуйте собственным примером - вам самому утром тоже собраться будет намного проще, если одежда, обувь, сумка будут готовы с вечера.

• Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.

Родители должны запомнить важное правило: ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины.

  • Ни в коем случае нельзя силой заставлять ребенка что-то делать. Встаньте на его позицию, попытайтесь понять, в чем дело, и помогите ему. Если он увидит, что вы ему доверяете, он через некоторое время все будет делать сам.
  • Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  • Не бойтесь доверять своему малышу, оставляйте ему поле деятельности для самостоятельности, но постоянно контролируйте (безопасность на первом месте).

Прежде всего, надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности.

Приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков) постоянное и удобное место для полотенца, для одежды и т.д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, которые необходимы в процессе одевания, умывания, приёма пищи в этом хорошо помогает художественно слово: стихи, потешки.

Это Оленьке известно:

Что взяла, клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку,

Прячет ботики в буфет.

Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать всё сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать …

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло всё не там …

Помогите ей, ребята,

Всё расставить по местам.

Но, пожалуй, главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.


Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.

Статья о том, как не загубить самостоятельность детей в раннем детстве, данную им от природы, а помочь её развить, создав необходимые условия, и реализовать. И, как следствие этого, появление ин.


СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ.


Формируем у детей самостоятельность и ответственность.

Самостоятельность - это умение дей­ствовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность про­являть инициативу и реализовывать за­думанное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предо.

Цель: Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков, как средство повышения педагогической культуры родителей. Заинтересовать проб.


Семинар для родителей "Самостоятельность и ответственность. Как воспитать?"

Конспект семинара является примером и многие моменты выделяются непосредственно в процессе и не прописаны в тексте.Цель: помочь родителям выделить факторы, позволяющие сформировать у ребенка самостоят.


Самостоятельность является ценным качеством человека, которое воспитывается с ранних лет. Так как дети сами по себе очень активны, такие качества как аккуратность, воля, упорство, уверенность в себе, .

Как появилась идея организовать школу на дому?

Задумался про альтернативное образование после появления троих младших детей. Уже знал, что эффективность обучения в обычной школе равна 20% от потраченных сил и времени, поэтому решили организовать школ на дому. Работаем уже 7 лет.

Я изучил много литературы по психологии и воспитанию детей, размышлял над воспитанием. Хочу, чтоб мои дети были счастливы. Нужно научить их, как достичь этого состояния самостоятельно, а не просто дать то, что они сейчас хотят. Ведь каждый ребенок по-настоящему счастлив, когда самостоятельно делает успехи, гордится достижениями, умеет вести себя в компании. Cоветую прочитать книгу Михаи Чиксентмихайи “Поток. Психология оптимального переживания”.

Жизненный опыт показал, что успешней и счастливее тот, кто постоянно развивается, совершенствует свои навыки. Это возможно только если у человека воспитан “характер” – самостоятельность, умение владеть собой, делать то, что нужно сейчас, и откладывать, то что хочется. В Академии мы реализуем концепцию Character-Based Education. Выдержка, самоконтроль, оптимизм, социальный интеллект, благодарность, энергичность, любознательность – вот те черты, которые тренируем в детях. Такой подход гарантирует, что ребенок не застрянет в детстве.

Character-Based Education - обучение сосредоточено на построении основополагающих ценностей, которые будут определять характер учеников, а не просто стремиться к временным, видимым результатам. Он направлен на то, чтобы помочь решить поведенческие проблемы, а также улучшить успеваемость, позволяя позитивным ценностям влиять на процесс принятия решений студентом.

Обучение на основе персонажей побуждает учащихся участвовать в процессе мышления для себя и принимать мудрые решения не только в классе, но и в жизни. Он отличается от традиционной модели образования тем, что здесь цель состоит не в том, чтобы просто создавать больше учеников, которые получают хорошие оценки, но и для создания целостных будущих лидеров с прочными ценностями, которые успешно будут делать позитивный вклад в общество.

Как проходит обычный день детей в школе?

Важная часть нашей педагогической работы - режим дня, уход за собой, разнообразная физическая активность, в том числе утренняя зарядка, ежедневные длительные пешие прогулки, закаливание.


Занятия в Академии проходят в течение всего дня, а не до обеда, как в других школах. Чередуем занятия и физическую нагрузку с отдыхом и играми, чтобы дети не переутомились. Поэтому к нам трудно привести ребёнка на несколько часов и забрать. Но мы приветствуем, когда родители забирают детей для конкретного проекта - совместный поход в лес, кино или театр, помощь в сборе урожая.


Учебная программа формируется индивидуально под каждого студента, соответственно их уровню по каждому предмету. Должно быть трудно, но возможно выполнить, чтобы сохранился интерес. Каждый ребенок соревнуются с собой вчерашним.


У нас нет деления на классы или группы по возрастам. На занятиях дети работают индивидуально - каждый над своим заданием. Но по мере необходимости дети объединяются в небольшие команды для работы над конкретным проектом или бытовым заданием.


Кроме стандартной школьной программы мы предлагаем занятия в музыкальной комнате (там есть фортепиано, несколько струнных инструментов и ударная установка), программирование, верстка сайтов, радиотехника, архитектурное проектирование и дизайн, различные виды рукоделия, групповые игры и другие.



В настоящее время Академия обосновалась в большом загородном доме в лесу, недалеко от берега реки Стугна в Киевской области. Дети много времени проводят на свежем воздухе.

Кто учится в Вашей школе?

За 7 лет существования Академии обучались дети из Украины, России, Бахрейна, Японии и Германии. Мы приглашаем детей от 7 до 12 лет, обучающихся на русском, украинском, английском языках, вне зависимости от гражданства.

90% учеников - это проблемные дети (отстающие от ровесников, капризные или с игровой зависимостью). Также здесь интересно учиться тем, кто быстро усваивает учебную программу в школе и нуждается в дополнительной нагрузке.

Во время учебного года дети закреплены за госшколами по месту жительства с поддержкой дистанционного образования или любой другой, где в течении года сдают контрольные и аттестуются за соответствующий класс.

Кто обучает детей игре на гитаре, программированию.

Весь процесс обучения у нас направлен на создание условий, при которых ребенок захочет получать знания сам или у него будет потребность их получить. Естественный процесс обучения происходит в момент критической необходимости. Это кардинально отличается от подхода, когда дети делают, чтоб не расстроить наставника, или следует примеру массы.

На дополнительных занятиях мы все делимся своими умениями. Часто дети сами осваивают игру на инструментах или обучаются другим хобби через интернет-видео. На изучение школьных предметов они тратят всего 4-5 часов в день, поэтому остается много времени для освоения других навыков. Например, один студент самостоятельно освоил игру на гитаре за год и даже получил признание молодежного музыкального фестиваля.


Как на психологическом уровне дети переносят переезд в пансион?

Известно, что теплота семейных отношений на 90% зависит от соблюдения договоренностей всеми членами семьи. А здоровье, в свою очередь, на 60% зависит от взаимоотношений в семье и на работе.

У детей есть свои органайзеры для планирования дня?

Мы пользуемся электронной программой, которую разработали сами с детьми! Это что-то похожее на “Джиру”. Дети сами планируют, когда им заниматься школьными предметами, а когда своим хобби.

Я видела, что Вы участвовали в обучающих лекциях для родителей. Хотели бы продолжать работу в этом направлении?

Я с удовольствием поделюсь опытом, но пока что это очень неэффективно. Как показала практика, только в редких случаях родители могут продолжить то, что мы не только проговорили, но и практиковали с ребенком, например, на протяжении трех месяцев. После того как ребенка, уже делающего значительные успехи в учебе и в организации своего дня, забрали домой на летние каникулы, которые он проводил с родителями и у бабушки, все вернулось к прежнему режиму и практически все достижения были сведены на нет. Потому рекомендую проводить в нашей школе 2-3 года, чтоб закрепить привычки.

Но даже при минимальном периоде пребывания в нашей среде я гарантирую результат. Мы наблюдаем у студентов стремительный рост в успеваемости и организации своего дня, овладении новыми навыка. Вопрос в том, смогут ли родители поддерживать такой подход дома.

Психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

Не сравнивайте ни с кем подростка

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

5. Подкрепляйте права обязанностями

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.


Постепенно, когда дети переходят в среднюю школу, в их жизни появляется больше индивидуальной самостоятельности и, соответственно, индивидуальной ответственности.

Например, на уроках искусства и технологии дети проходят через разные мастерские (гончарная, кулинарная, столярная, инженерная мастерская, живопись, анимация и др.), после которых им нужно сделать выбор, на чём сосредоточиться в ближайшей перспективе. То же, например, с уроками музыки: у тебя есть большой набор музыкальных инструментов, возможность повлиять на то, какую композицию будет разучивать класс в течение года, но также ты можешь сдать этот предмет в формате личного проекта. То же и со спортом: каждый новый модуль школьники выбирают направление (Game, Power или Fun) и программу внутри него, единственное условие — в течение года нужно попробовать себя в каждом из трёх направлений. В итоге ученики делают выбор не для учителя, а для самих себя.

Мы хотим объяснить детям, что нельзя отказаться от чего-то, не попробовав. Потому что выбор — это обдуманный отказ от чего-то, о чём ты имеешь чёткое представление. В этом большую роль играют тьюторы, которые помогают ученикам анализировать свою образовательную траекторию, рефлексировать по поводу успехов и неудач, создают безопасное пространство, в котором можно было бы потренировать важные навыки в том числе и в выборе.

Постепенно в жизни ученика появляется возможность выбирать интенсивность и глубину изучения разных предметов, начиная со словесности и математики. Получается по сути, дети учатся брать дополнительную нагрузку, но делать это осознанно, хорошо отдавая себе отчёт в том, для чего он это делает и чего хочет достичь.

В 8−9 классах уже делается больший упор на выбор углублений по разным предметам. И один из способов потренировать этот навык — защита индивидуальных планов, в которых дети заранее прописывают, на чём хотели бы сделать акцент, какой ОГЭ планируют сдавать, как распределять время, чтобы всё успеть.

В старших классах ученик самостоятельно составляет свой индивидуальный учебный план от начала и до конца в зависимости от тех целей и задач, который он перед собой поставил. И выглядит это так, что каждый десяти- и одиннадцатиклассник имеет собственное расписание с собственным набором предметов и спецкурсов.

Кроме того, в течение года ученики делают свои индивидуальные проекты, и это тоже способ сделать что-то самим от начала и до конца и представить результат, спроектировав дизайн проекта, пробовав соблюсти дедлайн — при поддержке учителей, но по собственному плану.

Проекты старшеклассников в этом году получились очень разные: зин про феминитивы, благотворительный фестиваль, курс испанского для младшеклассников, книга о токсичных отношениях родителей по отношению к детям с практическими заданиями, модель графической новеллы, альтернативные источники энергии, исследование про стресс в подростковом возрасте, русскоязычные субтитры для роликов TED о геймификации в образовании, помощь в подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку для девятиклассников и многое другое.

Ещё один кейс, который нас приятно удивил. После поездки с классом в Рим десять учеников так увлеклись лекциями нашего учителя по истории искусств, что уговорили его сделать спецкурс по субботам. И действительно на него ходили.


Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Правила для воспитания ответственности

1. Ответственность должна быть по силам ребёнка

2. Поддержка, а не критика

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

Читайте также: